что такое ссср для детей
Все что нужно знать детям о величии СССР
«16. Облегченный вариант истории о вредителях-иностранцах: история о некоем Пионерском Параде на Красной площади. Пионеры идут строем, чеканя шаг, а подлые иностранцы кидают им провокационные жувачки под ноги, чтобы де строй нарушить. Пионерам — хоть бы что! Вот какая сознательность.»
Трагедия после хоккейного матча в Сокольниках (Давка из-за жвачки) — массовая давка с человеческими жертвами, произошедшая 10 марта 1975 года во Дворце спорта Сокольники в Москве, после завершения товарищеского матча между юниорской сборной СССР и канадской юниорской командой «Бэрри Кап».
В давке погиб 21 человек, из них 13 жертвам не исполнилось 16 лет, 25 человек получили увечья.
В начале 1975 года канадская хоккейная юношеская команда «Бэрри Кап» из провинции Онтарио приехала в Советский Союз для проведения товарищеских матчей с советскими юниорами возрастом около 17 лет. Всего планировалось проведение 5 матчей: по две игры с юношеской сборной СССР, две с московским «Спартаком» и одна с командой «Крылья Советов». Спонсором поездки являлся мировой лидер по производству жевательной резинки «Wrigley». По условиям контракта канадские игроки получили по 15-килограммовой коробке жевательной резинки этой фирмы, которую они обязаны были бесплатно раздавать. Именно эти подарки сыграли роковую роль в развернувшейся трагедии. Были в составе делегации и представители фирмы-спонсора. По многочисленным свидетельствам, канадцы разбрасывали жвачку чуть ли не во время игры, а потом в рекламных целях фотографировали и снимали на кинокамеру, как толпы московских детей, обезумевших от счастья прикосновения к запретному западному продукту, кидались ее собирать.
Импортная жевачка была невероятно желанным предметом культа среди советских школьников. Дети нередко выпрашивали жевательную резинку у иностранных туристов. Её жевали неделями, до полной непригодности. Она являлась твёрдой школьной валютой, на которую можно было выменять любую ценность. Одну пластинку жевали всем классом, сохраняли и обменивали обёртки и вкладыши. Учителя и вожатые боролись с жевачкой изо всех сил, заставляли выплёвывать в мусорное ведро, пугали язвой и гастритом, отчитывали на собраниях и классных часах, вызывали в школу родителей, но это лишь придавало популярности запретному явлению.
Матч 10 марта был третьим в серии, и слухи о добрых канадцах, раздающих вожделенное лакомство, уже облетели московские школы. Именно подростки составляли большую часть зрителей
Пришел ко мне ребенок и задал короткий и понятный вопрос: «Что такое СССР?». Рассказать ему, что такое СССР очень тяжело, можно сказать практически невозможно. Попытался по фотографиям из детства, больше сам заностальгировал. Было решено, обратится за помощью к глобальной сети
и сделать небольшую шпаргалку.
2. Мне повезло и у меня был такой автомобиль.
4. В то время все были или октябрятами, или пионерами или комсомольцами, и обязательно носили на лацкане пиджака или платье соответствующий значок. В 1-м классе всех школьников принимали в октябрята. В 3-м — в пионеры. Причем в первую очередь отличников, а во вторую и даже третью — тех, у кого хромала успеваемость или дисциплина. Надо было уметь повязывать пионерский галстук. В комсомол принимали в 7-м классе.
5. У октябрят были свои правила
6. Когда принимали в пионеры давали клятву : «« Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза.»
8. В 80- х каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Подавляющее большинство советских детей, хотя бы раз побывало в загородном пионерском лагере. Кроме этого во всех городах, как правило, при школах, создавались «городские» лагеря с дневным пребыванием детей. Каждый загородный пионерский лагерь функционировал в три смены, примерно по три недели каждая. Все дети в пионерлагере разбивались по возрастному признаку по отрядам. Самым старшим был 1-й отряд. Затем 2-й, 3-й и т.д. В пионерских лагерях работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам, проводилась военно-спортивная игра «Зарница». В течение смены в лагере проводились различные игры, походы, конкурсы. В конце каждой летней смены организовывали «Прощальный костер».
Вот в таких домиках мы жили.
Вы что, в тундре жили что ли? У нас свистопляска с продуктами в конце 1980-х началась. До этого, особой нужды не испытывали.
Если и пинать, то вот за это.
Вся свистопляска с отсутствием продуктов была в СССР не всегда и не везде.
В остальном. Если бы все комсомольцы были такими, как требовалось.
У меня до сих пор лежит мой комсомольский. Берегу, как память.
10. Мама из Москвы привезла хорошие шоколадные конфеты — «Белочка», «Мишка косолапый», «Мишка на севере» и мечту всех детей «Гуливер». Этот вкус не передаваемый. Когда вырастишь, у тебя тоже будет свой вкус детства.
11. В гастрономах(магазинах), того времени было несколько отделов. Каждый отдел продавал свои группы продукции. Хуже было, если в отделе продавался весовой товар. Сначала нужно было выстояв очередь взвесить товар, затем очередь к кассе, получить чек, и снова в очередь в отдел. Были еще универсамы самообслуживания — наподобие сегодняшних. Там товары оплачивались на кассе при выходе из зала
Сейчас лимонад «Биола» наиболее похож на вкус того из 80-х
А еще в бутылках продавалась газировка «Мокко» по вкусу напоминающая кока-колу.
А пионеры собирали макулатуру и металлолом.
А квас известно какой, да? )
Кстати, в том числе, из-за этого он и не устоял.
У моих родителей весь имевшийся Дюма был с информацией на последней странице о том, что можно сдать макулатуру и получить еще Дюма, или кого другого ) Так что несколько месяцев в очереди стоять было не обязательно.
15. Купить хороший наряд было сложно, поэтому заранее искали приличную ткань и шли в ателье или к знакомой портнихе. Если мужчине в рамках подготовки к празднику достаточно было сменить домашние тренировки на рубашку, и, может быть, в знак особого расположения побриться, то женщине было гораздо сложнее. И ей оставалось лишь полагаться на собственную изобретательность и умелые руки. В ход шли: хна, перекись водорода, бигуди. «Ленинградская» тушь смешивалась с мукой и наносилась на ресницы. При помощи различных бытовых красителей капроновые колготки телесного цвета красились в черный цвет. Верхом ароматного шика были духи «Клима», нижним пределом — духи «Быть может». Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Русский лес», «Тройной».
16. На Новый год в каждом доме устанавливали ёлку. На ёлке расправляли гирлянду из разноцветных огоньков и развешивали ёлочные игрушки — стеклянные блестящие шары разных расцветок, спутники, сосульки, медведи и зайчики из картона, покрытые лаком и блёстками, снежинки, бусы и хлопушки. Внизу, под ёлкой на предварительно выложенную марлю или вату устанавливался дед Мороз из папье-маше! На макушку ёлки надевалась звезда.
18. И самое главное: Мы жили в одной и дружной стране под названием СССР. За эту страну воевали наши деды и прадеды. Вот так, я в кратце попытался объяснить.
Все. Пинайте.
Добавлено в 13:18
Мороженое почему 10 коп.? Было и по 7 фруктовое и по 48 пломбир.
Чой то в глаз попало?
А тархун после городской бани?)))
А первый цветной ламповый Горизонт?? к нам вся 5 этажка 6 подъездная ходила смотреть фигурное катание)))
Каре́ло-Фи́нская Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика (фин. Karjalais-suomalainen sosialistinen neuvostotasavalta) — союзная республика в составе СССР с 31 марта 1940 года по 16 июля 1956 года, когда Карело-Финская ССР была возвращена в статус автономной республики в составе РСФСР и вновь преобразована в Карельскую АССР.
Рожденные в СССР! СТолько было хорошего в нашем советском детстве!
А соки. вкуснейшие! в стекляшках ))))
Эх, каждую фотку плюсанул, всё помню, вот только в Комсомол не успел, на моём пионерстве 91-ый случился. А про духи/ одеколоны дядька как-то выдал, смеясь, конечно «Блин, теперь их тыща видов, а ни повонять, ни выпить»
Добавлено в 13:18
Мороженое почему 10 коп.? Было и по 7 фруктовое и по 48 пломбир.
и сливочное за 15 коп.
А теперь торговый флаг Российской Империи и РОА. Символично.
Мыслитель, философ-практик.
Какой там президент.
Держи ТС.все верно.но я еще застал трех колесный велик.игру *за рулём*и концерты смокки и чингисхан на бабинах 150м, вроде.маленькие такие.квас в бочках у дома.
Что такое СССР для меня?
Это прежде всего колхозы и совхозы в каждой деревне. А в колхозах и совхозах развито и животноводство и земледелие. Это бесплатно питание в школах или совершенно за символическую плату. Это практически поголовная занятость населения. Это регулярная зарплата. Это гарантированное место работы после любого учебного заведения.
Что еще для меня СССР?
Это бесплатное обучение, лучшее в мире (на тот момент). Это работа по профессии (пусть, порой, и обязательная и где-нибудь в отличном от места рождения месте). Это возможность за копейки съездить на другой конец страны и совершенно нормально вернуться обратно.
Детям об СССР
Детям об СССР запись закреплена
Честно, я была поражена, когда его прочитала.
Вот отрывок из него:
Детям об СССР запись закреплена
Назад в будущее СССР
Детям об СССР запись закреплена
Ваня Столонов
Детям об СССР запись закреплена
Союз Красных Групп и всех, верных СССР!
КАК СТАЛИН ПОДЫТОЖИЛ РЕЧЬ ГЕББЕЛЬСА!
Чтобы это стало возможным напряженно работала группа талантливого советского радиофизика, военного конструктора Бориса Асеева.
Показать полностью.
Борис Павлович родился в Рязани, с детства увлекся радиоприемниками, день и ночь пропадал в местном радиокружке. Свой первый детекторный приемник будущий великий конструктор спаял из двух бритвенных лезвий и самодельной катушки из медной проволоки, намотанной на карандаш. Было ему тогда всего одиннадцать лет.
С того простенького приемника, способного еле-еле ловить одну фиксированную частоту, начнется долгий и непростой путь большого ученого. За свою плодотворную научную жизнь Борис Павлович создаст множество уникальных радио-приборов.
Его портативную рацию весом всего два килограмма с большой благодарностью вспоминали полевые связисты и корректировщики огня. Ничего подобного тогда не было ни у нас, ни у немцев.
Ему же принадлежит честь разработки того самого устройства, что позволило выступить в Берлине дуэтом с германскими пропагандистами. В 1942 году группа конструкторов под руководством Асеева разработала электромеханическое реле, позволявшее согласовывать колебания в двух контурах с точностью до фазы.
В обстановке совершенной секретности НИИ, в котором работал Асеев, было разработано устройство, позволяющее настраиваться на радиоволны официальных германских трансляций. Командующему авиацией дальнего действия Голованову была поставлена задача доставить устройство самолетом на территорию Германии, чтобы мощности хватило перебить немецкую передачу.
Советский тяжелый бомбардировщик ночью пересекает линию фронта и кружит недалеко от германской столицы. Трансляцию предполагалось проводить прямо с воздуха, с борта бомбардировщика.
Для уверенной передачи вдоль бортов самолета на всю длину протянулись блестящие тросы передающих антенн. За время долгого перелета дребезжащий звон тросов уже не воспринимался экипажем как посторонний звук.
Едва отзвучала последняя пафосная фраза германского пропагандиста, берлинские радиоприемники снова ожили. Миллионы германских граждан услышали четкий, с легким славянским выговором по-немецки, голос Левитана:
— Раз в семь секунд на советских фронтах получает свою пулю германский солдат или офицер. Господин Геббельс выступал почти полчаса. За время его речи в боях с Красной Армией погибло двести пятьдесят немецких агрессоров. В рядах этих убитых борцов за интересы кучки германских империалистов могли оказаться Ваши мужья, братья, сыновья.
Голос легендарного советского диктора уже беспощадно грохотал из репродукторов над замершими немецкими улицами:
— Мы знаем, что не Вы, не честный немецкий народ развязали эту бессмысленную бойню. Вместе остановим преступное гитлеровское безумие! Мир народам!
Вручая конструкторам группы Асеева заслуженную Сталинскую премию Первой степени, Верховный скажет так:
Из книги “Радио в дни войны”, 1982
===============================
ПРИГЛАШАЕМ В НАШУ ГРУППУ!
Убогое детство в СССР: хотите такое для своих детей?
В последнее время часто замечаю, как любители СССР во всевозможных группах в ВК а также на сайте «Одноклассники» признаются друг другу — да, жизнь в СССР была не слишком лёгкой, жили дружно зато бедно, в квартирах двери не закрывались лишь потому, что там было нечего красть — но вот детство-то советское каким было! Ах, какое было детство! А какими длинными и солнечными были летние дни в лагерях, а сейчас это разве лето? Встал с утра, с женой поругался, Путина по телевизору послушал, тёщу и другую старую мебель на дачу отвёз — вот и день кончился!
На самом деле причина такой ностальгии связана не с тем, что раньше было «более лучшее» время, а с шутками, которые вытворяет с человеком его память. Она устроена таким образом, что мы в принципе запоминаем в основном хорошие и приятные моменты в жизни, не акцентируясь на плохом — это банальные механизмы самозащиты сознания, которые функционируют у всех homo sapiens одинаково, вне зависимости от страны их проживания. Плюс с годами у многих также теряется острота восприятия мира в целом — именно поэтому людям и кажется, что раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, и солнце светлее, и даже краски были более яркими.
Говоря про детство, нужно добавить, что тут накладывается ещё один пласт для ностальгии — детство это то время, когда человек не принимает самостоятельных решений и не думает о жизненных проблемах. У меня тоже часть детства прошла в СССР, но я никак не связываю общую детскую беззаботность с политическим строем, это просто часть детского восприятия мира — как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.
Если же говорить про советское детство в целом — то оно было весьма и весьма убогим, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую. Для удобства чтения я разделил описание советского детства на несколько разделов и подробно разберу каждый из них.
Начнём, пожалуй, с советской школы — ей ребёнок посвящал десять лет своей жизни (фактически, всё детство), и она во многом формировала его мироощущение. Советская школа напоминала закрытое учреждение казарменного типа, ребёнок в ней не имел никаких прав — одни обязанности. С первого класса советская школа приучала ребенка к мысли, что ему предстоит жить в советской системе — он станет сперва октябрёнком, потом пионером, а затем и комсомольцем. Никаких альтернатив не было — те, кто хотел быть «вне системы», считался чем-то нехорошим, вредным и вообще каким-то «не нашим».
Отдельной строкой стоит сказать и про советский учителей — в большинстве своём это был тип человека-приспособленца, который не имел собственного мнения (как по академическим, так и по общечеловеческим вопросам), боялся начальства и вымещал свои комплексы и жажду власти на детях. Советский учитель чаще всего был носителем двойной советской морали — рассказывал пионерам, что советский человек должен быть честным и правдивым, восхвалял советский строй — но при этом тащил мелкие взятки в поликлинику и покупал шмотки у фарцовщиков.
В общем — ничего хорошего советская школа не несла. Попробуйте сами сесть и вспомнить свои школьные годы — не какие-то отдельные светлые моменты, вроде подкладывания кнопки под задницу Ленке и конструирования бумажных бомбочек с водой — а общее ощущение от советской школы в целом. Вы легко вспомните то оущение несвободы, и удивитесь тому, что возвращаться туда вам совсем не хочется.
Придя из школы, советский ребёнок попадал домой — чаще всего это была убогая и тесная «бесплатная» советская квартира. У меня в моём детстве (часть которого пришлась на годы СССР) была своя отдельная комната — в которой у меня был отдельный письменный стол, раскладной диван, зеркало, гардероб и большой книжный шкаф. Я сам выбирал цвет обоев в своей комнаты и то, какие именно плакаты будут висеть у меня на этих обоях. Только позже я понял, как сильно мне повезло — у большинства советских детей не было своей комнаты в силу убожества и тесноты совковых квартир.
Вспоминаю семью моего друга Вовы, которая жила в тесной советской трёхкомнатной квартирке общей площадью не более 55-60 метров — там была крошечная прихожая два на два метра, небольшая спаленка и ещё две смежные комнаты площадью метров по 17 каждая. В этой квартирке жили 7 (семь!) человек — мой друг Вова, его отец и мать, его сестра Вика, его тётя Аня, а также бабушка с дедушкой. Все комнаты квартиры были заставлены кроватями, а письменный стол Вова делил со своей тетей — которая в то время училась в институте. В гости к Вове я ходил только днём — когда дома кроме него бывала только мама, иначе в квартире было не развернуться. За общим столом на кухне семья Вовы не собиралась никогда — было очень тесно.
Другой мой товарищ по имени Женя жил в двухкомнатной хрущёвке с папой, мамой, бабушкой и дедушкой. Хрущёвка была крошечной, не более 40 метров, с комнатами метров по 10 и 14 (четырнадцатиметровая комната в техпаспорте гордо именовалась «залом»). В квартире была тесная прихожая, и из-за стоящих там длинных шкафов с книгами (Женя были из хорошей читающей семьи) входить в квартиру приходилось боком. Родители Жени жили в меньшей комнате, ровно половину площади которой занимала полутораспальная кровать, а в другой комнате жили бабушка с дедушкой. Часть этой второй комнаты была отгорожена сервантом, и в том тёмном углу за шкафом (куда не проникал солнечный свет от низенького окошка) и жил Женя. Это была тесная каморка полтора на два метра, где стояла кровать и крошечный складной походный столик с привинченной на струбцине вечно включенной настольной лампой — на нём Женя делал уроки.
Я до сих пор помню наши школьные сочинения по английскому, которые мы писали по теме «my flat» и потом с гордостью читали вслух — большинство моих одноклассников (детей из интеллигентных семей хорошего района Минска) жили в убогих маленьких панельках на 2-3 комнаты, а некоторые и вовсе ютились в однокомнатных квартирках. При всём желании — я не могу назвать эту жизнь «счастливым детством».
«Ах, какие игры были у нас в детстве!» — внезапно вскрикивают фанаты СССР на сайте «Одноклассники». «Ставь лайк, если знаешь, что означают эти два болта, веревка, пакет пороха и гайка!». В конце ещё обычно добавляют, что сейчас дети все поголовно сидят в смартфонах и ничего не взрывают и не поджигают на улице — ну куда это годится!
Лично я могу сказать так — и слава богу, что ничего не взрывают и не поджигают. Действительно, советское детство проходило на улице в подвижных играх — отчасти это происходило именно из-за тесноты и убожества советских квартир, и зачастую уличные игры были очень опасными. Мой старший брат Миша играл в это всё в восьмидесятые годы, я доигрывал в девяностые — и мне до сих пор непонятно, как никого из нас не убило и не покалечило.
Помимо подрывного и метательного дела, было также весьма неплохо налажено и стрелковое — из велосипедных насосов делались «воздушки», из спиленных веток и жгутов — рогатки, из прищепок и лампочных патронов — самострелы, спичкострелы и рябинострелы. Отдельной строкой надо сказать и про ножички — их носили во двор как для игр вроде «войнушка» или «земля», так и просто для самообороны от возможных хулиганов. Ещё советские дети постоянно лазили по гаражам, крышам и стройкам.
Давайте посмотрим правде в глаза — всё это было распространено лишь из-за того, что во-первых, фабричные советские игрушки были жутко убогими, а во вторых — советские квартиры были жутко тесными. Проще говоря, детям было играть не с чем и негде — именно поэтому и были популярными все эти опасные уличные игры. У всех фанатов СССР хочется спросить — вы бы пожелали своим детям такого детства, где они бы каждый день швыряли пугачи об землю и жевали черный строительный гудрон вместо жвачки? Нет? Вот и сами не стоните о том, как хорошо жилось в СССР.
Так, что у нас ещё остаётся? Остаётся ещё советское телевидение — окно, так сказать, в мир. Многие сейчас с умилением вспоминают советские мультики — хотя — большинство советских мультиков было кукольной конъюнктурной шляпой. Те немногие действительно классные мультфильмы, вроде «Тайна Третьей планеты» или «Остров сокровищ» имеют тот же эффект, что и «лучшее в мире советское мороженое» — смотрятся бриллиантами на фоне остального убожества.
С советскими детскими фильмами примерно та же история — на фоне нескольких однозначных винов, вроде «Гостья из будущего», было снято множество конъюнктурного шлака из серии «про детей и школу», вроде какого-нибудь унылого и серого кино «Тихие троечники», где детей дублировали писклявыми голосами пожилые советские актрисы. Что самое смешное — эти фильмы больше любили смотреть мамы и бабушки, чем сами дети — для детей это было скучное и малоинтересное кино с нудным сюжетом, дети любили фильмы про ковбоев и индейцев — коих тоже было очень мало.
Что у нас остаётся ещё? В СССР было ещё несколько детских телепередач, но были построены по тому же принципу, что и остальное советское телевидение — по сути, это были всё те же «Международная панорама» и Служу Советскому Союзу», только адаптированные для детей. В СССР пытались снимать и какие-то обучающие программы, но всё это выглядело убого и особенно это убожество стало заметно в девяностые годы — когда появились яркие и интересные передачи Сергея Супонева, вроде «Звёздный час» или «Зов Джунглей» — про убогое советское детское телевидение тут же забыли.
В общем, и здесь мне непонятно, по чему именно ностальгируют фанаты СССР — по тому, что раз в неделю вам может быть покажут хороший фильм или мультик? И это при том, что сейчас абсолютно свободно, бесплатно и в удобное для вас время можно посмотреть любую передачу или фильм? Такая «ностальгия» мне непонятна.
Принудиловка и серость. Вместо эпилога.
В конце поста хочется добавить ещё вот что — советское детство в целом было полно принудиловки и серости, и у советских детей было очень много ограничений и слов «НЕЛЬЗЯ». Помню свой шок, когда я впервые попал в Стокгольм и увидел двор обычной шведской школы — дети там орали и носились как хотели, над ними не стояли унылые завучихи с линейками и не нудили «Петя, не бегай, Митя, не прыгай, Вася не дыши, Серёжа, стой смирно в углу!», в Швеции нет вот этой всей совковой казарменности — и может быть поэтому скандинавская система школьного образования считается лучшей и наиболее эффективной в мире. Да и в целом в Швеции я не заметил вот этих бесконечных совковых «надо» и «нельзя» по отношению к детям — там их стараются воспитывать не принуждением и страхом, а эмпатией и любовью.
Вместо эпилога хочется сказать — советское детство в целом было весьма убогим и серым, и это надо признать. Его можно вспоминать как часть своей биографии, но не надо желать повторения всего этого для современных детей — им хорошо и без всего этого.
А вы помните своё советское детство? Как можете его оценить? Согласны с тезисами из поста?
Напишите в комментариях, интересно)
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.