что такое проприетарный драйвер
СОДЕРЖАНИЕ
Операционные системы с открытым исходным кодом
Проблемы
Есть ряд причин, по которым двоичные капли могут быть проблематичными.
Во-первых, их точная работа не может быть известна, и ошибки не могут быть обнаружены путем аудита исходного кода; Ошибки часто диагностируются только путем кропотливого исследования, когда система начинает вести себя неожиданно. Такие необнаруженные ошибки также могут незаметно подвергать пользователей и системы угрозам безопасности. Таким образом, соответствие драйвера цели невозможно проверить, и даже если ошибка обнаружена, нет простого способа ее исправить.
Во-вторых, поскольку исходный код недоступен, драйвер не может быть легко улучшен его пользователями, не может быть перенесен на архитектуры, которые изначально не поддерживаются, не может быть адаптирован для работы с небольшими вариантами оборудования или обновлен для работы в новых ядрах, имеющих изменил API и архитектуру.
В-третьих, использование этого программного обеспечения заставит пользователей доверять поставщикам или третьим сторонам, чтобы они не помещали бэкдоры, шпионское ПО или вредоносный код в большой двоичный объект. Кроме того, поставщик оборудования может принять решение не поддерживать данную операционную систему, отказаться от обслуживания драйверов в любое время или, в случае банкротства компании, оставить драйвер полностью неподдерживаемым.
Наконец, двоичные капли можно рассматривать как проводящую грань между той частью сообщества, которая верит в идеалы свободного программного обеспечения, отвергая несвободные программы, и той частью, которая считает открытый исходный код желательным по чисто техническим причинам, часто не имея сильного противодействия двоичным каплям. «пока они работают». Эта фрагментация и принятие растущего числа проприетарных компонентов в Linux рассматриваются как ослабление способности сообщества противостоять тенденции производителей все чаще отказываться от предоставления документации для своих двоичных файлов.
Использовать через обертки
Прошивка устройства
BIOS и UEFI
СОДЕРЖАНИЕ
Операционные системы с открытым исходным кодом
Проблемы
Есть ряд причин, по которым двоичные капли могут быть проблематичными.
Во-первых, их точная работа не может быть известна, и ошибки не могут быть обнаружены путем аудита исходного кода; Ошибки часто диагностируются только путем кропотливого исследования, когда система начинает вести себя неожиданно. Такие необнаруженные ошибки также могут незаметно подвергать пользователей и системы угрозам безопасности. Таким образом, соответствие драйвера цели невозможно проверить, и даже если ошибка обнаружена, нет простого способа ее исправить.
Во-вторых, поскольку исходный код недоступен, драйвер не может быть легко улучшен его пользователями, не может быть перенесен на архитектуры, которые изначально не поддерживаются, не может быть адаптирован для работы с небольшими вариантами оборудования или обновлен для работы в новых ядрах, имеющих изменил API и архитектуру.
В-третьих, использование этого программного обеспечения заставит пользователей доверять поставщикам или третьим сторонам, чтобы они не помещали бэкдоры, шпионское ПО или вредоносный код в большой двоичный объект. Кроме того, поставщик оборудования может принять решение не поддерживать данную операционную систему, отказаться от обслуживания драйверов в любое время или, в случае банкротства компании, оставить драйвер полностью неподдерживаемым.
Наконец, двоичные капли можно рассматривать как проводящую грань между той частью сообщества, которая верит в идеалы свободного программного обеспечения, отвергая несвободные программы, и той частью, которая считает открытый исходный код желательным по чисто техническим причинам, часто не имея сильного противодействия двоичным каплям. «пока они работают». Эта фрагментация и принятие растущего числа проприетарных компонентов в Linux рассматриваются как ослабление способности сообщества противостоять тенденции производителей все чаще отказываться от предоставления документации для своих двоичных файлов.
Использовать через обертки
Прошивка устройства
BIOS и UEFI
Как установить проприетарные графические драйверы в Ubuntu, Fedora и Mint
Содержание:
Если вы пользуетесь Linux, вы имеете доступ к огромному количеству ПО с открытым исходным кодом. Но периодически требуется именно проприетарное программное обеспечение и никакое иное. Например, может потребоваться Microsoft Word (что, в принципе, излишне, если учитывать высокие стандарты работы LibreOffice), либо проприетарный драйвер.
В то время как почти 100% устройств исправно функционирует на драйверах с открытым исходным кодом, графические драйверы представляют собой совершенно отдельную тему.
Наиболее убежденные сторонники Linux обвинят вас в святотатстве за то, что вы просто допустили саму мысль о применении проприетарных драйверов. Но если вы хорошо разбираетесь в гейминге и намерены всерьез играть на Linux, вас заинтересуют именно они.
Для чего нужны проприетарные графические драйверы
Практически любые дистрибутивы Linux поставляются с драйверами с открытым исходным кодом. Так делается, чтобы устройства функционировали по принципу «из коробки». Устанавливаете Linux и запустите аппаратное обеспечение компьютера, как обычно.
Впрочем, когда речь заходит о графических драйверах, обстоятельства складываются иначе. Графические драйверы с открытым исходным кодом дают возможность запускать ОС и благополучно осуществлять основной спектр задач. Но если переключиться на игры, редактирование графического содержимого или видеоконтента, с высокой вероятностью, произойдет сбой.
Графические системы AMD и Nvidia способны приемлемо функционировать с драйверами с открытым исходным кодом. Но чтобы в полной мере насладиться возможностями продукции данных брендов, понадобятся проприетарные драйверы исключительно от «родных» производителей. Графические драйверы Intel обладают открытым исходным кодом и встроены в ядро Linux.
Проприетарные драйверы также называют «ограниченными». Раньше выполнять их установку было сложно и неудобно, но теперь все изменилось в лучшую сторону. В этой статье мы разберем процесс установки проприетарных графических драйверов для Ubuntu, Linux Mint и Fedora.
Также нередко встречаются проприетарные драйверы для прочих устройств — например, карт беспроводных сетевых интерфейсов.
Предварительная установка проприетарных графических драйверов
Выполнять установку проприетарных графических драйверов сегодня значительно легче. Ранее вам, вероятно, приходилось запускать некое специализированное ПО либо искать драйверы и устанавливать их вручную. Сейчас же можно установить их по аналогии с установкой самой ОС Linux (данная функция предусмотрена почти в любых дистрибутивах).
Проведите установку обычным способом, заостряя внимание на всплывающих окнах. На завершающей стадии вы заметите диалоговое окно, где будут упоминаться графические драйверы. Там надо будет вручную сделать выбор между установкой проприетарных графических драйверов либо их аналогов с открытым исходным кодом.
Если выбрать установку проприетарных драйверов прямо сейчас, вам не придется тратить время и силы на данную операцию позже. Надо заметить, это не слишком трудная задача.
Установка проприетарных графических драйверов в Linux Ubuntu
Чтобы установить проприетарные драйверы в Ubuntu, действуйте по несложному алгоритму: зайдите в меню, напечатайте запрос «драйверы » и кликните по опции «Дополнительные драйверы». Сразу же запустится быстрое сканирование. Это позволит выявить наличие аппаратного обеспечения, нуждающегося в проприетарных драйверах. Именно тут вы такие драйверы и обнаружите.
Не всегда бывает легко понять, какой вариант следует выбрать. Лучше отмечать опции по умолчанию, которые, как правило, стоят последними в списке. Данный подход намного рациональнее, чем применение командной строки. Вместо того, чтобы рисковать стабильностью системы или видеокарты, гораздо разумнее задействовать дополнительную утилиту драйверов.
Возможно, в инструкции по установке драйвера это не будет упомянуто, но по завершении установки драйвера желательно перезагрузить компьютер. Перезапущенный Linux продемонстрирует вам улучшенную графику!
Установка проприетарных графических драйверов в Linux Fedora
На начальном этапе проверьте данные видеокарты:
Если вам открываются подробные сведения о видеокарте Nvidia, перейдите на сайт RPM Fusion и загрузите оттуда свободные и несвободные пакеты программ для установленной на вашем устройстве версии Fedora. Это следует делать через Firefox, устанавливая пакеты посредством PackageKit.
Как вариант, для работы с пакетами допустимо задействовать командную строку с единственной командой:
По завершении установочного процесса данные пакеты добавят сведения о репозитории. Вы сможете применять эти сведения для поиска и установки драйверов для видеокарты. Для видеокарт Nvidia осуществите поиск kmod-nvidia и обязательно перезагрузите устройство.
Если вы пользуетесь картой AMD, драйвер AMDGPU станет подключаться автоматически для любого нового оборудования. Старые устройства станут обращаться к драйверу Catalyst, который сейчас не поддерживается.
Установка проприетарных графических драйверов в Linux Mint
Основная версия Linux Mint создана на основе последней разновидности Ubuntu, поэтому процесс установки проприетарных драйверов для нее будет абсолютно идентичным Ubuntu. Однако имейте в виду, что Mint представлен в нескольких вариантах — поэтому вам потребуется корректная процедура именно для вашего варианта.
Для наиболее распространенной версии Mint необходимо действовать в такой последовательности:
зайдите в Меню > Администрирование > Диспетчер драйверов. Там вы обнаружите драйверы, готовые к установке.
откроется окно диспетчера драйверов, по своему внешнему виду похожее на окно дополнительных драйверов в Ubuntu. Отметьте нужный вам вариант, кликнете «ОК» и выполните перезагрузку.
Когда проприетарные драйверы оказываются бесполезны
В этой статье речь шла преимущественно о драйверах Nvidia. Устройства AMD в основном поддерживаются открытыми версиями драйверов Radeon. Или даже лучше, они встроены в ядро Linux. Прочитать более подробно о драйверах AMD с открытым исходным кодом можно на официальном сайте ее разработчиков.
Однако в специфических условиях проприетарные драйверы оказываются беспомощными. Нечасто, но наблюдается следующее: вы приобрели новейшую видеокарту, но она не совместима с самыми свежими драйверами. Тогда ориентируйтесь на самый последний драйвер из всех доступных.
В любой непредвиденной ситуации используйте драйвер для графического процессора Intel вплоть до того момента, пока неполадка не окажется полностью устранена.
Если вы хотите играть в игры и работать с мультимедийным контентом на Linux, установите проприетарные драйверы
Графические драйверы на открытом исходном коде, обеспечивающие изображение, аналогичное проприетарным — это чрезвычайно заманчивая идея, но она вряд ли когда-нибудь претворится в жизнь. Менее мощные и устаревшие видеокарты обычно совместимы с драйверами на открытом исходном коде, но более новые и мощные устройства не предусматривают данную опцию
Тем самым, проприетарные драйверы имеют ключевое значение для геймеров, играющих на Linux.
К какому варианту вы склоняетесь: графическим драйверам на открытом исходном коде либо к проприетарным? Должен ли исходный код проприетарных драйверов выкладываться в открытый доступ? Какие аргументы вы готовы привести в доказательство своей точки зрения? Пожалуйста, поделитесь своим не предвзятым мнением в комментариях и обоснуйте свою позицию!
Проприетарщина или свободные драйвера
Подскажите, что лучше: проприетарные драйвера на видеокарту Nvidia или свободные. С точки зрения безопасности скорее всего лучше свободные, а вот проприетарные производительнее, но настолько ли, что стоит жертвовать безопасностью?
проприетарные производительнее, но настолько ли, что стоит жертвовать безопасностью
Да. Уже целых полтора поколения линуксойдов воспитаны на кактусе nvidia.
Что такое эта безопасность, которой ты собираешься жертвовать? Тебя кто-то преследует?
Nouveau: Accelerated Open Source driver for nVidia cards
2D/3D acceleration supported on all cards; see FeatureMatrix for details
Ты 3d запускать собрался на пульте управления реактором? Тогда какой смысл не доверять производителю?
Работают лучше проприетарные
Я пользую проприетарные. С Nouveau нет попаболей, зато с ним комп хорошо греется. С проприетарными холод.
У меня на Kepler с nouveau температурка 32-34 как и с блобом. Во только было бы отлично если бы ME и скайрим запускались с хорошей производительностью.
Если планируешь запускать wine с игрушками и нативные игрушки, то лучше драйвер от производителя.
По религиозным причинам следует использовать нуво.
Тебе какая производительность нужна? Свободный будет медленнее только в играх, особенно проприетарных. На DE разница незаметна.
Ещё один минус свободного драйвера: не везде он умеет замедлять кулер.
только блоб, иначе нет смысла тратиться на nVidia — просто пользуй встроенной Г от интеля
Этот сраный нуво даже опенкля не умеет, что уж про куду говорить.
А все элементарно: кроме nVidia за последние полтора поколения так и не появилось ни одной фирмы, клепающей видеокарты. А жаль.
Подскажите, что лучше: проприетарные драйвера на видеокарту Nvidia или свободные.
свободные Intel конечно
Попробуйте сначала открытые, если они вас не устроят — тогда закрытые.
Этот сраный нуво даже опенкля не умеет, что уж про куду говорить.
так CUDA есть суровая невидевская проприетарщина.
Как ни грустно звучит, но лучше еще ничего не придумали, увы.
а зачем пробовать? если тс хочет игрульки играть, то только блоб.
я использую блоб, все норм, брат живой
Как ни грустно звучит, но лучше еще ничего не придумали, увы.
но ведь OpenCL дает полную абстракцию от устройства вычисления в отличии от. если нет поддерживаемого GPU так вычисляет на CPU.
radeon + radeon hd 6850 полёт идеальный
radeon + apu e2 полёт идеальный
Хотя каюсь, поставил fglrx на основной пк.
Это в теории, фактически OpenCL скорее мертв, чем жив.
Я уж не знаю, как сейчас, но не думаю, что это говно выбилось таки из грязи в князи.
«Сеня, у тебя не закрытый драйвер, а открытый». )))
Поэтому я и спросил про задачи. opencl нужен далеко не всем.
С тех пор, как интел стал пихать видеочип в процессор, дискретное видео стало не особо и нужно на десктопе.
// про aaa-игры и вычисления на opencl не говорю, это уже отдельная история
Все игры под wine которые я тыкал палочкой имели отдельный гайд и/или отдельные глюки при использовании ati.
Если играть в игрушки (неважно какие, нативные ли, под wine ли, свободные ли, проприетарные ли), то проприетарные дрова, в 3д они значительно производительнее. Если в игрушки не играть, то можно и свободные, с остальным они справляются.
Для большинства игрушек более чем хватает производительности 3д в нуво, но вот расширения опенгл там далеко не все. Ну может что улучшили за год.
Ставь блоб и не парься, лучше всё равно ничего нет.
Вообще, я собираюсь гамать игры не младше 2006(Serious Sam, Half-Life), свободный драйвер такие потянет? Вот моя карта, если что.
Не работал конкретно с этой картой, хз. Но должны работать.
С точки зрения безопасности скорее всего лучше свободные
Мне на пример понравились свободные. Во всяком случае на x86_64 флешь не падает. Да и по производительности вполне устраивают. Вяческие прозрачности и тп на месте.
Хотя долгое время был поклонником блоба.
зонды и анальная боль.
Ещё один минус свободного драйвера: не везде он умеет замедлять кулер.
а зачем замедлять кулер?
От видяхи зависит. На некоторых лучше блоб, на других от него только проблемы. Модель видяхи пиши, если не тема для холивара.
это полумеры, я выключаю кулер.
а зачем его выключать?
шуршит слишком, мешает наслаждаться треском жёсткого диска
он ведь дотрещится без кулера)
в 2д не греется. кстати вру, меньше 35% скорость не понижается больше. хм, раньше всё ок было.
Я играю периодически. У меня лично никаких проблем с пропиетарными дровами не было и нет. Свободные даже не пробовал, зачем, если всё просто работает. У меня, повторюсь, работает. Если бы обладал древней Nvidia, тогда скорее всего жил бы на свободных.
На максимуме он очень громкий, на моей gts 250 он ощутимо пищал.
Linux и проприетарные драйвера: История любви, которой не случилось
Дистрибутивов Linux в конце 2019 года предлагается много. Это, как минимум, пара десятков неофициальных сборок от малоизвестных разработчиков плюс полдесятка крупных и международно популярных (OpenSUSE, Mint, для примера). Для целей этого материала мы выделим Elementary OS и Feren OS. Первый дистро представляет собой «линукс лайт» для слабых компьютеров. Сборка Elementary 5.0 была актуальна считанные дни назад, и первые эксперименты были проведены на ней. Установка вышла простой, она заняла в сумме меньше часа. Идём на официальный сайт, в предложение заплатить любую сумму вводим 0. Скачиваем через торрент-клиент, потому что ссылка на прямую загрузку при запросе с российского IP ведёт в никуда.
Цепочка белых строк текста на чёрном фоне, и вот нас встречает вполне понятный экран приветствия. Установка началась. Только. не работает тачпад.
Ладно, решим вопрос позже. Всё хорошо, проводная мышь с USB лежит в шкафу неподалёку как раз для такого случая. (Кстати, был распознан даже Apple Magic Trackpad, подключённый по USB.) Идём дальше, настроек требуется не так уж много. Подключаемся к сети. Да, Wi-Fi работает! А ведь речь идёт о дешёвом адаптере от очень малоизвестной компании. Всё почти готово. Весь процесс копирования файлов занял меньше десяти минут. Это на рухляди, за которую на вторичном рынке и ста долларов не выручишь.
Первое включение. Вроде бы всё хорошо. Есть базовый набор приложений, всё смотрится красиво и открывается с неожиданной резвостью. Но. на экране регулярно видны полоски, особенно при перемещении окон. Это что же, видеоадаптер не распознался?
Вскоре выясняется, что не распознался ещё и Bluetooth-модуль, встроенный в Wi-Fi карту. Добро пожаловать в мир свободного ПО.
Наша история предполагает обычное, базовое использование. С ноутбуком и встроенным в него железом, ничем больше. И даже так трудности быстро становятся непреодолимыми. Например, без аппаратного ускорения (то есть, без задействования видеопроцессора) почти невозможно смотреть сетевое видео, тот же YouTube. Мощности процессора Celeron едва хватает на 480p с регулярными разрывами изображения. А если в работе нужны несколько мониторов? Если речь идёт о док-станции, или о ноутбуке с несколькими видеоадаптерами? Редакторы ZDNet на днях окунулись как раз в такой эксперимент, хотя и на более престижных устройствах, Gigabyte Aero 15 и Lenovo ThinkPad X1 Extreme Gen 2. Результат оказался почти тот же, что у нас, с тормозами и багами и необходимостью доработок напильником.
В экосистеме Windows, с приходом автоматического скачивания драйверов в Windows 10, вопрос с драйверами чаще всего решается быстро и просто. Было бы подключение к Сети. Но в macOS и вопроса-то никакого нет. Всё просто работает, сразу после установки ОС. (При этом отдельные классы устройств НЕ работают и не будут работать никогда, и ничего не поделать, но это касается сторонних устройств, а не встроенных в компьютер изначально.) Теперь смотрим на Linux, где, если исключить несколько самых популярных аппаратных конфигураций, повседневное использование превращается в самое настоящее минное поле, где можно столкнуться с непреодолимой сложностью в любую минуту. Это не вина людей и организаций, поддерживающих и разрабатывающих Linux, нет. В первую очередь стоит винить производителей железа, не вносящих достаточный вклад со своей стороны, в первую очередь это NVIDIA, AMD, Intel. Но конечному пользователю от осознания всего этого не легче.
Для конечного пользователя Linux, как платформа для повседневного использования, остаётся не ближе, чем была 5 или 10 лет назад.