что такое пропедевтический курс в духовной семинарии
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым
Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей
Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии
Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида
Архив
Будущим семинаристам: где найти курсы для абитуриентов?
Подготовительные курсы действуют едва ли не при каждом светском вузе. Что предлагается абитуриентам семинарий Русской Православной Церкви? В предлагаемом обзоре — срез информации о подготовительных курсах для поступающих в духовные школы.
Самый широкий выбор подготовительных занятий абитуриентам предлагает Московская духовная академия. Будущие семинаристы могут выбрать один из трех вариантов.
Те, кто живет в Сергиевом Посаде или имеет возможность бывать там по воскресным дням, могут посещать занятия Школы абитуриента, которая действует в стенах академии. Занятия проводятся ежевоскресно с сентября по май. Зачисление проводится по итогам собеседования, которое проходит по воскресеньям перед занятиями. Выпускники школы получают характеристику-рекомендацию для поступления в МДА, а лучшие учащиеся могут быть зачислены на подготовительное отделение МДА без вступительных экзаменов.
Москвичи и те, кому легче добраться до Москвы, могут записаться на вечерние подготовительные курсы при московском Новоспасском монастыре.
Остальных МДА в этом году порадовала новинкой: запущен портал дистанционного образования http://mpda-dl.ru для абитуриентов. Главная аудитория портала — учащиеся 10-11 классов. А вообще регистрация и обучение — бесплатные и доступны всем желающим, в том числе и тем, кто не намерен получать духовное образование, но заинтересован в изучении истории Церкви, православного вероучения, литургики.
На портале опубликованы семь учебников, которые полностью соответствуют программе подготовительных курсов при МДА: электронные пособия по Библейской истории, основам Православия (катехизис), общецерковной истории, истории Русской Церкви, православному богослужению (литургике) и по вспомогательному предмету методология учебной деятельности. Также размещен иллюстративный материал, аудиозаписи богослужений и видеозаписи лекций преподавателей МДА, которые могут помочь в процессе обучения.
В остальных духовных школах, как правило, действует только определенный вид курсов. Одни семинарии проводят очные занятия, другие организуют дистанционное обучение, а в некоторых абитуриенты могут получить необходимую подготовку на подготовительных отделениях или в епархиальных училищах.
Очные курсы
Барнаульская духовная семинария предлагает абитуриентам летние двухмесячные вечерние курсы. В июле-августе желающие поступить в семинарию посещают ежевечерние занятия, которые призваны помочь получить необходимую подготовку к вступительным экзаменам.
В Донской духовной семинарии действуют годичные подготовительные курсы для абитуриентов богословско-пастырского и регентско-певческого отделений. Поступить на курсы может любой человек, достигший 16-летия. Прием документов проходит с 1 августа по 15 сентября.
Если имеется рекомендация священника и анкетные данные соответствуют требованиям для поступающих в семинарию, зачисление на подготовительный курс происходит без экзаменов.
Занятия проходят два раза в месяц по воскресеньям с 15.00 до 18.00. Те, кто успешно окончил курсы, имеют право льготного поступления в Донскую духовную семинарию.
Ставропольская духовная семинария предлагает абитуриентам пройти пропедевтический курс. Зачисление проводится в августе по результатам вступительных испытаний, занятия проходят в течение учебного года.
В Хабаровской духовной семинарии в рамках Сектора дополнительного образования действуют трехгодичные богословские курсы, занятия на которых проводятся раз в неделю с сентября по май. Кроме того, разработано и издано пособие для поступающих. На этот учебный год есть планы совершать поездки в епархии Дальневосточного федерального округа с целью профильной подготовки будущих абитуриентов.
В Тобольской духовной семинарии непосредственная подготовка будущих абитуриентов начинается за несколько недель до вступительных экзаменов. Все, кто подал документы для поступления, посещают подготовительные курсы, в зависимости от направления. Занятия полезны не только для абитуриентов: преподаватели получают возможность заранее протестировать желающих поступить и получить некоторое представление о будущем наборе студентов.
Кроме того, три раза в год учащиеся старших классов православных гимназий и студенты Тюменского духовного училища приезжают в Тобольск в рамках «Дней абитуриента», Они могут послушать лекции лучших преподавателей семинарии по основным дисциплинам и поучаствовать в культурной программе.
На Святках и Светлой седмице старшеклассники, которые интересуются духовным образованием, могут провести некоторое время в семинарском общежитии, пообщаться со студентами и преподавателями и более реально оценить, насколько им подходит учеба в семинарии.
Дистанционная подготовка
В Екатеринбургской духовной семинарии заочные подготовительные курсы начинаются в декабре. В основном учащиеся — старшеклассники, причем из разных регионов России. В среднем в год обучение проходят до 10 человек. В процессе обучения они пишут контрольные работы по катехизису, библейской истории, литургике, общей истории Церкви и истории Русской Церкви и присылают ответы по почте. А за две-три недели до вступительных экзаменов проводятся занятия непосредственно по тем дисциплинам, которые необходимо сдать при поступлении.
В этом году в Хабаровской духовной семинарии впервые организовали онлайн-консультирование для абитуриентов, которое проводилось летом. Любопытно, что за советом обращались не только будущие семинаристы Дальневосточного федерального округа, но и абитуриенты семинарий из других регионов.
Другое
При Санкт-Петербургских духовных школах никаких специальных курсов для абитуриентов нет. Однако в Санкт-Петербургской епархии действуют вечерние трехгодичные епархиальные богословские курсы. Многие слушатели курсов затем становятся абитуриентами и студентами СПбДА.
Похожая ситуация во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, где действует годичное подготовительное отделение, обучение на котором дает необходимую для поступления на бакалавриат подготовку. А на территории Владимирской митрополии есть Свято-Троицкое (г. Гусь-Хрустальный) и имени Патриарха Пимена (г. Муром) духовные училища, выпускники которых затем становятся студентами первого курса бакалавриата Владимирской семинарии.
В Перервинской духовной семинарии также есть подготовительное отделение для тех, кто не смог поступить в семинарию. В течение года они посещают вечерние занятия вместе с первокурсниками Катехизаторского отделения. Эти учащиеся обязаны жить на территории Николо-Перервинской обители, где расположена семинария, и днем участвовать в послушаниях. Если обучение проходит успешно, на будущий год они могут быть зачислены на первый или второй курс семинарии. Каждый год на подготовительном отделении числится от трех до десяти человек.
В Якутской духовной семинарии роль подготовительных курсов исполняет Школа катехизаторов, которая существует с 2009 года. Каждый год в школу принимается 10-15 человек. Срок обучения — 3 года, форма обучения — вечерняя. В настоящее время образовательная программа приведена в соответствие с требованиями к подобным учреждениям, предъявляемым Отделом религиозного образования и катехизации. Для желающих обучаться в семинарии, но по каким-то причинам не готовым к сдаче вступительных экзаменов, рекомендуется пройти 1-2 курса данной школы. Часто сюда поступают еще некрещеные молодые люди для того, чтобы более серьезно подготовиться к принятию крещения и дальнейшего воцерковления, а так же те, кто хочет испытать свое призвание к будущему обучению на пастырском отделении.
Подготовила О. Богданова
Учебный комитет/Патриархия.ru
Чему учат в духовных семинариях?
Чему учат в духовных семинариях?
Задумывались ли вы уважаемые читатели, встречаясь при посещении храмов, монастырей, участвуя в церковных обрядах, а возможно и лично общаясь на бытовом уровне с выпускниками духовных семинарий русской православной церкви, что они в свое время изучали, в стенах семинарии, какие сдавали экзамены, достигая за годы учебы так сказать главного: посвящения в то или иной церковный чин?
Автору недавно совершено случайно попала в руки книжечка: «Киевская Духовная Семинария БИЛЕТЫ по “Догматическому богословию” для 3-го класса КДС (заочный сектор).
Чтобы понять о чем идет речь сначала подаю небольшой кусочек теории.
Понятие о догматическом богословии
«Термин “богословие” (по греч. — составное слово, состоящее из двух слов: Бог и слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин “богословие” может быть осмыслен двояким образом.
Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле — как слово о Боге — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге.
По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.
Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постигнутом в Откровении.
В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется “истиннейшим предметом богословия”.
Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.
Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии.
Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком.
Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.
Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви».
Ознакомившись с содержанием Билетов ( смотри ниже) автор лично для себя сделал несколько «открытий».
Самым парадоксальным было о, что курс «Догматическое богословие», можно было бы назвать «Курсом православной эзотерики».
Ведь если сравнить в вопросы изучаемые учениками 3 класса духовных семинарий, то эти же вопросы изучаются и эзотериками ( к коими церковь относит всяческих магов, волшебников, целителей, духовных проповедников иных культов и.п).
Второе « открытие» состоит в том, что автор, задался невольным вопросом, если «Догматическое богословие» церковью рассматривается как серьезный учебный предмет, то почему выпускники этих семинарий, изучив всю эту великую премудрость, и даже сдав формальный экзамен, не могут впоследствии внятно ответить нам обычным с их положения людям, ни на один из вопросов поставленных в экзаменационных билетах!
Наверно, не хотят делиться «священными и тайными» познаниям?!
Теперь о самих билетах. Вот все 24 билета. Ознакомьтесь.
Билет №1
1.1 Происхождение всего существующего от Бога через творение
1.2 Понятие о промысле Божием, его действие и виды
Понятие о Промысле Божием
Действительность Промысла Божия
Ложные учения о Промысле
Действия Промысла Божия
а) Мирохранение
б) Мироправление
Билет №2
2.1 Творение мира во времени
Билет №3
3.1 Образ Божественного творения
3.2 Естественный и сверхъестественный образы примышления о мире
Естественный образ примышления
Сверхъестественный образ примышления
Билет №4
4.1 Побуждение и цель творения
4.2 Главнейшие возражения против промысла
Билет №5
5.1 Главные виды и порядок творения
5.2 Отношение Бога Промыслителя к духам добрым
Служение ангелов Богу
Билет №6
6.1 Понятие об ангелах
Ангелы в Священном Писании
Возражения против бытия ангелов
6.2 Бытие злых духов
Билет №7
7.1 Время сотворения ангелов
7.2 Падение злых духов
Билет №8
8.1 Природа и свойства ангелов
Свойства ангельской природы
Духовность и бестелесность
Отношение ангелов к пространству и времени
Бессмертие
Совершенство ангельской природы
8.2 Совершенство Творения
Билет №9
9.1 Небесная иерархия
Высшая иерархия:
Серафимы (евр. seraphim)
Херувимы (евр. cherubim)
Престолы (throni)
Средняя иерархия:
Господства (dominationes)
Силы (exercitus)
Власти (potestates)
Низшая иерархия:
Начала (principatus)
Архангелы.
Ангелы.
9.2 Образ и подобие в человеке
Билет №10
10.1 Небесные архистратиги
Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или, — кто равен Богу (Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 9 ст.; Апок. 12, 7-8),
Гавриил — муж Божий, сила Божия (Дан. 8, 16; 9, 21; Лк. 1, 19, 26),
Рафаил — помощь, исцеление Божие (Тов. 3, 16; 12, 12-15),
Уриил — огнь или свет Божий (3 Ездр. 4, 1; 5 20),
Салафиил — молитва к Богу (3 Езфр. 5, 16).
К этим же ангелам причисляют еще
Иегудиил — славитель Бога или хвала Божия, и
Варахиил — благословение Божие, коих имена не встречаются в св. Писании. 10.2 Состав природы человека: дух, душа и тело
Значение тела в составе человеческой природы
Билет №11
11.1 Сотворение мира вещественного, творение общее
История сотворения мира вещественного
Творение общее
11.2 Природа злых духов, число и степени, нравственное их состояние
Нравственное состояние и участь злых духов
Билет №12
12.1 Творение частное
12.2 Отношение злых духов к роду человеческому
Билет №13
13.1 Дни творения частного с несколькими творческими действиями
13.2 Отношение злых духов к каждому человеку
Билет №14
14.1 Различные способы творения мира вещественного
Отношение священной истории мироздания к показаниям о происхождении мира наук естественных
14.2 Промыслительные действия Божия по отношению к злым духам
Билет №15
15.1 О происхождении первых людей
Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей
15.2 Если Бог предвидел, что человек не устоит в добре, падет и повлечет к погибели всю тварь, то зачем Бог его создал?
Билет №16
16.1 Происхождение рода человеческого
16.2 Мнение о первородном грехе в Римо-Католической и протестантской церкви
Билет №17
17.1 Богоустановленный способ размножения людей
17.2 Наказание людей после падения как действие Промысла Божия
Билет №18
18.1 Происхождение душ человеческих
Мнение о предсуществовании человеческих душ
Мнение о творении человеческих душ
Мнение о рождении человеческих душ
18.2 Цель служения Ангелов. Цель служения Ангелов-хранителей людям
Билет №19
19.1 Ангелы как орудия Промысла Божия
19.2 Вменение первородного греха
Билет №20
20.1 Ангелы-хранители
Ангелы-хранители человеческих обществ
Ангелы-хранители частных лиц
20.2 Первородный грех
Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех
Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения.
Билет №21
21.1 Следствия грехопадения
21.2 В чем выражается служение Ангелов-хранителей людям?
Билет №22
22.1 Свойства первозданного человека и его состояние в раю
22.2 Зачем Бог дал человеку свободу, в которой заключалась возможность греха?
Билет №23
23.1 Грехопадение прародителей
23.2 Зачем Бог допустил в рай искусителя?
Билет №24
24.1 Обзор ложных мнений о происхождении зла
24.2 Зачем Бог дал человеку заповедь в раю?
С июля по августа с абитуриентами проводятся подготовительные занятия.
В канцелярию Семинарии необходимо представить следующие документы:
Учебный процесс
Тобольская Православная Духовная Семинария является высшим духовным учебным заведением Русской Православной Церкви. Она призвана готовить священнослужителей, церковнослужителей и специалистов в области православного богословия. О высоких требованиях, которые современная жизнь предъявляет священнослужителям, много говорится на самом высоком церковном уровне. Соответственно, высокими должны быть и требования к учебному процессу.
Известно, что в советское время уровень образования в духовных школах искусственно понижался целенаправленными мероприятиями, ведущими к ослаблению Церкви, – желанной цели советского государства. Ныне этих препон не существует. Мы совершенно свободны в выборе образовательной стратегии и способов ее реализации. Священноначалие нашей Церкви поставило задачу сделать семинарии полноценными высшими учебными заведениями; тем самым мы отходим от многовековой схемы, в которой семинарии были средними духовными учебными заведениями (академии – высшими), интегрированными в систему общего образования для сословия духовенства. С 1997 года мы перешли на пятилетний срок обучения, были введены требования по написанию и защите дипломных работ для выпускников 5 курса. Семинария имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную Министерством образования РФ.
В связи с переходом светских ВУЗов на двухуровневую систему образования, и в соответствии с решением Учебного Комитета, с 2012 года в Тобольской семинарии реализуется новый Учебный план, составленный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Теология».
Выполняя требования государственного образовательного стандарта, Учебный план сохраняет традиционные элементы духовного образования. Основное внимание уделяется изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, поскольку студент семинарии должен не просто познакомиться с Библией и прочесть ее, он должен ее всесторонне изучить, чтобы она стала для него и источником вдохновения, как Слово Божие, и инструментом в практической деятельности. Поскольку не все абитуриенты владеют в достаточной степени начальными сведениями по Священному Писанию, то на 1 курсе сохраняется такой предмет, как библейская история. Кроме того, есть предметы, тесно связанные с изучением Священного Писания, – библейская археология и библеистика: библейская археология позволяет познакомиться с колоссальными достижениями и открытиями, которые были сделаны в последние два века в этой области, а библеистика — с не менее впечатляющими результатами в сфере библейской палеографии и текстологической критики.
Православие – это, прежде всего, традиция и жизнь в традиции. Выпускнику семинарии необходимо твердо знать свою веру. Эту задачу реализует предмет догматическое богословие, в котором изучается вероучение, догматика Православной Церкви. Догматическое богословие призвано не только преподать неизменные на все времена истины христианской веры, покоящиеся на Евангельском откровении, но и показать их в динамике, показать то, как эти истины веры были защищаемы на Вселенских и Поместных соборах святыми отцами и учителями Церкви от нападений не право мыслящих, еретиков. Это имеет и апологетическое, прикладное значение, поскольку каждый, изучавший догматическое богословие, может удостовериться, что все современные сектантские учения на самом деле нового ничего не изобретают: все их софизмы уже выдвигались их предшественниками, ересиархами древности, и были разбиты великими светочами богословия – св. Василием Великим, св. Григорием Богословом, св. Иоанном Златоустом, преп. Максимом Исповедником, блаженным Августином, св. Григорием Нисским и многими-многими другими святыми мужами Православной Церкви, труды которых мы имеем счастье изучать. Для первокурсников предлагается вводный и сжатый предмет догматического богословия — катехизис. Примыкает к догматическому богословию курс нравственного богословия, в котором изучаются нравственные истины православной веры, их практическое приложение и реализация в современной жизни. Нравственное богословие также имеет значительный блок тем, рассматривающих пути достижения нравственных идеалов — аскетику, а также историю этических учений в нехристианских и неправославных традициях.
С 2005 года был введен такой предмет, как концепции современного естествознания. Некоторые темы этой дисциплины рассматривались и ранее в курсе основного богословия, но современная ситуация потребовала более пристального внимания к процессам, происходящим в науке. Дело в том, что ныне в образовании, как среднем, так и высшем, наблюдается подверстывание современных научных достижений исключительно под материалистическое мировоззрение (раньше это было государственным заданием, теперь это делается либо по инерции, либо «по зову сердца»). Надо сказать, что достигается это путем манипуляций, заключающихся либо в сокрытии научных фактов, не укладывающихся в материалистическую схему (например, тех, которые не поддерживают теорию эволюции Дарвина и дают основание говорить о ней исключительно как о слабо аргументированной гипотезе), либо путем наделения самой науки такими прерогативами, которые она сама, будучи точным, опытным знанием в области физической действительности, базирующимся исключительно на математическом языке, понести не в состоянии (идеологемы «научного мировоззрения»). Словом, мы, получая абитуриентов из наших общеобразовательных школ, сталкиваемся с таким печальным явлением, как тотальная позитивистская индоктринация в системе школьного образования (а значит, – и высшего, поскольку учителей готовят институты). От школьников, например, скрывают тот факт, что наука не может ответить на вопрос о причинах зарождения жизни. Они, окончив школу, в простоте сердечной, так и думают, что «наука доказала, что жизнь возникла путем эволюции»; от них скрывают сложные мировоззренческие дилеммы, которые ставит теория большого взрыва в космологии; не будет преувеличением сказать, что тайна мироздания – от клетки до универсума – проходит мимо их умственного взора. Как будто существует лишь одна традиция толкования научных данных и открытий – исключительно материализм, исключительно позитивизм, исключительно Огюст Конт с Карлом Марксом. Куда девать Платона с Аристотелем, (стоящих, к примеру, значительно ближе к современной квантовой физике, чем атомисты), русских религиозных мыслителей, многие из которых в своем развитии отвергли материализм и пришли к идеализму, – непонятно. Уже из этого краткого замечания следует, что задачи перед изучающими этот предмет стоят масштабные: оценить существующие концепции современного естествознания. Недавно Русская Православная Церковь приняла основополагающий документ «Основы социальной концепции», в нем богословски осмысливаются отношения человека и социума, сложные проблемы, которые выдвигает жизнь в нравственной сфере (биоэтика, образование, экология). В течение семестра студенты изучают этот документ в отдельном предмете.
В каком-то смысле предметами пропедевтическими можно назвать предметы философского цикла. Семинаристы изучают историю философии, историю современной западной философии, историю русской религиозной философии. При изучении этих предметов важно показать логику развития философских учений. Студенты могут удостовериться, что каждая философская система – это не прихоть ее создателя, но попытка ответить на вечные вопросы человеческого духа. В философских курсах прослеживается логика зарождения западных течений философской мысли из сложных процессов, протекавших в лоне Католической церкви, оторвавшейся от единства со Вселенской Церковью (рационализм схоластики). Эти течения все далее и далее отходили от онтологизма великих древних систем и, все более и более дробясь, дошли почти что до тотального гносеологизма, так что главным вопросом для очень многих западноевропейских философов стал вопрос о том, как мы познаем. Но, поскольку с онтологизмом было покончено, ответа найти не удается. За немногими исключениями (экзистенциализм, неотомизм) западные философские течения превращаются в интеллектуальную игру, уводящую человека от насущных вопросов. К разряду пропедевтических мы отнесем такие предметы, как риторику и логику.
В патрологии изучаются предметно учение и творения святых отцов. Студенты призваны детально знакомиться со святоотеческим наследием, читая не только пособия, но, прежде всего, сами произведения святых отцов, что очень важно. Мы иногда сами не всегда четко себе представляем объем богатства, которое нам оставили святые отцы. С 2005 года у нас введена русская патрология. Было решено, что наследие отечественных подвижников заслуживает более пристального внимания и изучения. Блок исторических дисциплин включает в себя общецерковную историю (изучающую историю Церкви до откола Католической церкви в 1054 году), историю Поместных Православных Церквей, историю Русской Православной Церкви, византологию, историю России, историю Сибири. Следует отметить значительное расширение программы по изучению истории Русской Православной Церкви в 20 веке. Снят государственный запрет с изучения истории трагического 20 столетия, в котором были явлены мужество, стойкость и верность бесчисленного сонма новомучеников и исповедников Российских. Сейчас открыты архивы, публикуются ранее закрытые документы. Изучение и осмысление истории Русской Православной Церкви в 20 столетии – задача, думается, общецерковного масштаба. Примыкают к блоку исторических дисциплин история религий, изучающая нехристианские религии, сравнительное богословие, изучающее традиционные западные христианские исповедания, и сектоведение, изучающее новые протестантские секты.
Важнейшим является блок практических дисциплин, которые готовят семинариста к пастырскому служению на приходе. Сюда относятся: литургика, рассматривающая порядок совершения годичного, недельного и дневного круга богослужений; гомилетика, или искусство проповеди, связанная с риторикой и закрепляющая практические навыки произнесения проповеди; практическое руководство для пастыря; каноническое право, изучающее канонические основы устроения Православной Церкви; миссиология, рассматривающая особенности современного миссионерского служения пастыря; организация приходской жизни, дисциплина, дающая практические юридические и бухгалтерские знания, необходимые пастырю на приходе; основы медицинских знаний. В учебном плане наличествуют и педагогические дисциплины. Это психология, изучающая возрастные особенности учащихся; православная педагогика и педагогическая практика. Студенты проходят пассивную и активную педагогическую практику в общеобразовательных школах города Тобольска.
Каждый студент 5 курса должен подготовить и провести два урока по основам православной культуры. Блок языковых дисциплин включает в себя русский язык, изучение которого в школе мы считаем совершенно недостаточным; стилистику; культуру речи; церковнославянский язык, изучаемый в течение четырех семестров; новые языки (английский или немецкий), латинский язык, древнегреческий язык, древнееврейский язык. Кроме того, для желающих глубже изучить древние языки предлагаются спецкурсы по этим дисциплинам.
Форма занятий в Семинарии – традиционная, лекции и семинары. Занятие длится 1 ч. 20 мин. Каждый день проводится по 4 занятия (в субботу – 3). В конце учебного года проводится экзаменационная сессия, для старших курсов введена зимняя сессия. Студенты пишут по 3 сочинения в год (объема вузовской курсовой), на 4 курсе – курсовая работа, которая должна быть тематически связана с будущей дипломной работой. На 5 курсе выделяется время в расписании для написания дипломной работы. Объем ее должен составлять 40-50 страниц. Если работа носит оригинальный научный характер (на основе архивных источников, перечень которых должен быть помещен в приложении), то объем не ограничивается. Уместно сказать, что у нас в библиотеке имеются дипломные работы, которые, при технической доработке, вполне могли бы быть защищены в качестве кандидатских диссертаций в светских вузах.
Вуза не существует без библиотеки. Прежняя библиотека Тобольской семинарии до сих пор не возвращена исконному владельцу – Тобольской Православной Духовной Семинарии, поэтому формирование библиотеки в 1989 году пришлось начинать, практически, с нуля. Сейчас фонды насчитывают свыше 50 тысяч единиц хранения. Возможно, что по объему это не очень много. Но необходимо иметь в виду, что наша библиотека — специализированная: в ней хранятся книги по богословию, философии и истории. Если брать специализированные фонды по богословию (в том числе на древних языках) и философии, то наша библиотека превосходит библиотеки всех вузов в нашем Тюменском регионе, а также областные научные библиотеки — Тюменскую и Омскую, фонды которых насчитывают миллионы единиц хранения. Мы об этом говорим определенно, поскольку имели возможность знакомиться с этим на местах.
Для занятий отведен читальный зал, а также компьютерный класс с современным оборудованием; студенты имеют возможность на вечерних занятиях заниматься в аудиториях. Можно сделать вывод, что Тобольская Духовная Семинария располагает всем необходимым для качественной подготовки священнослужителей и специалистов в области православного богословия.