что такое промышленное искусство

Промышленное искусство: определение, история и интересные факты

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Промышленное искусство не относится к отдельному виду или направлению, а является областью дизайна для потребительских товаров массового изготовления. Это во многом творческий процесс, который предшествует выпуску продукта и предварительно устанавливает формы, особенности этого продукта с последующим его проектированием и макетированием.

Когда речь идет о промышленном (индустриальном) дизайне, то под словом «продукт» подразумеваются не только предметы широкого потребления, но также услуги, организация условий жизни, разработка логотипов и атрибутики для производственных компаний. Работа деятелей промышленного искусства, техническая эстетика и дизайн современных массовых изделий — результат совокупности интуитивного творчества и точного научного расчета.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Происхождение термина

Принято считать, что появление термина «промышленный дизайн» относится к 1919 году, и его первое использование часто приписывают индустриальному дизайнеру Джозефу Клоду Синелю, хотя сам он отрицал этот факт в интервью. И действительно, самое раннее упоминание о термине было в 1839 году в выходившем в Европе The Art Union, ежемесячном журнале по обзору изящных искусств.

Рождение и развитие индустриального дизайна

Рождение промышленного искусства непосредственно связано с ростом индустриализации, механизации, стремительным техническим и научным прогрессом. Потому промышленный дизайн всецело можно считать детищем XX века. Развитие массового производства изменило способ создания объектов потребления, и появились первые независимые промышленные дизайнеры, подобные Кристоферу Дрессеру или Клоду Синелю.

Изменчивые вкусы и потребности населения стремительно возрастали, появлялись новые технологии, материалы, небывалые прежде товары. Функциональность пользовательских предметов приобрела особое значение, и для разработки общего вида (эскиза, модели) товаров понадобились услуги не только художников, но и инженеров, механиков, металлургов, специалистов других направлений. Впервые возникла необходимость в коллективной работе над эстетикой продукта.

Так, в Германии возник производственный союз Deutscher Werkbund (1907 г.), где сообща работали художники, мастера декоративно-прикладного творчества, архитекторы, инженеры, разноотраслевые производственники. Союз объединял технические разработки и средства промышленного искусства. Его работу спонсировало государство с целью поднять эстетику, функциональность и качество традиционных немецких производственных изделий на более высокий уровень, конкурентоспособный по отношению к английской и американской продукции. Deutscher Werkbund стал предшественником Баухауса, совершенно уникальной творческой организации.

Bauhaus

В качестве отдельной области искусства промышленный дизайн, по-видимому, выделился благодаря Баухаусу (1919 – 1933 гг.), высшей художественной школе, созданной в Веймаре. Это было учебное заведение с новейшей системой обучения архитектуре и художественному конструированию. Там преподавали ведущие художники-авангардисты, архитекторы, фотографы, инженеры, скульпторы, мебельщики, мастера по металлу, стеклу, дереву. Bauhaus стал первым образовательным центром, где подготавливали квалифицированных дизайнеров.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Школа породила одноименный стиль промышленного искусства и архитектурное направление. Принципы Баухауса повлияли на эстетический облик строений и многих бытовых предметов. Созданные в стенах школы образцы многократно копировались производителями на протяжении всего XX века. В Германии находится несколько музеев промышленного искусства, посвященных работе Баухауса. В том, что расположен в Веймаре, можно увидеть экспонаты мебели, посуды, других бытовых элементов, привычные для современного человека и повторяющиеся в наши дни.

Сфера деятельности индустриального дизайна

Как правило, специалисты по промышленному дизайну работают в малом масштабе, а не в общем проектировании сложных систем, таких как здания, морские суда, поезда и другие масштабные объекты. Они обычно не проектируют двигатели, электрические цепи или механизмы, которые заставляют машины двигаться, но могут влиять на технические аспекты посредством принципов юзабилити и дизайнерских форм.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Сотрудничество

Обычно индустриальные дизайнеры работают с другими специалистами, такими как инженеры, которые разрабатывают механические аспекты продукта, гарантируя их функциональность и технологичность, а также маркетологами для выявления, удовлетворения потребностей и ожиданий клиентов.

Промышленный дизайн тесно связан с инженерным дизайном, работа которого фокусируется главным образом на технологиях, функциональности и полезности продуктов, тогда как деятельность индустриальных дизайнеров ориентирована в основном на эстетические и пользовательские аспекты продуктов.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Прославленные дизайнеры промышленного искусства

Как и в любом виде творчества, в индустриальном дизайне есть свои шедевры и гении-создатели. Ряд таких личностей оказал настолько значительное влияние на культуру и повседневную жизнь современного общества, что их работа документирована историками социальных наук:

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Музеи промышленного дизайна

Среди влиятельных дизайнеров следует назвать Генри Дрейфуса, Элиота Нойса, Джона Вассоса, Дитера Рамса и Рассела Райта. Производственные образцы творчества всех этих и других мастеров стали гордостью среди экспонатов известных музеев дизайна, таких как Cooper-Hewitt (Нью-йорк), Виктории и Альберта (Лондон), MAK (Вена), Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства (Москва), Nieuwe Instituut (Роттердам), Vitra (Германия), La Triennale (Милан) и других.

Формы новейшего дизайна

Напоследок хотелось бы упомянуть о внешнем дизайне компьютерного оборудования. Это молодое направление промышленного искусства, которое уже имеет свои уникальные произведения и феноменальных творцов.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Это ключевые вехи компьютерного дизайна, искусство которого развивается параллельно с технологиями. Какими будут шедевры будущего, покажет время.

Источник

О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике

Названия промышленное искусство, дизайн, техническая эстетика и художественное конструирование появились сравнительно недавно. Среди ученых, архитекторов, художников, инженеров и других специалистов, работавших в области художественного конструирования, ещё существовали противоречивые точки зрения в определении этих названий и их сущности.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Например, по поводу термина промышленное искусство одни утверждали, что промышленное искусство – это действительно искусство (сродни прикладному). Другие видели в нем условное искусство (заменитель) наподобие строительного искусства, где применяется не художественное, а чисто техническое творчество. Третьи считали, что это действительно новое явление, связанное с художественной деятельностью, а следовательно, и с искусством. Некоторые же вообще отрицали его, считая, что этот термин только вносит путаницу в сферу производственной деятельности.

Существует следующее определение сущности промышленного искусства: «Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, цель которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды, в эстетическом преобразовании орудий труда и вещей, которыми пользуется человек и которые органически входят в его жизнь». В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование, предметы быта и так далее.

Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design – замысел, проект) – творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Термин техническая эстетика, возникший в 50-х годах по предложению Петра Тучны, также заслужил общее признание. Техническая эстетика – это теория дизайна. Она имеет свою методологическую основу и опирается на общие принципы эстетики.

Термин художественное конструирование, несмотря на его несовершенство, стал уже общепринятым и привычным. Это новый творческий метод проектирования изделий промышленного производства, внедрение которого должно обеспечить высокое качество продукции. Специфической особенностью его является единство утилитарных и эстетических принципов. Под утилитарным понимается полезность, функциональность, удобство пользования, конструктивность, технологичность и экономичность, а под эстетическим – красота, изящество, выразительность и образность. Оба эти понятия взаимосвязаны, причем утилитарное в большинстве случаев остается определяющим и доминирующим.

Существует самая непосредственная связь дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой. Архитектура, прикладное искусство и дизайн стоят ближе других искусств к сфере материального производства. Они превращают многие материальные изделия, необходимые человеку в его повседневной жизни, в изделия, обладающие не только утилитарными качествами, но также художественной ценностью и способностью эмоционального воздействия на человека.

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

Объекты дизайна и архитектуры функционально, конструктивно и композиционно взаимосвязаны. Эта связь двусторонняя, поскольку здания различного назначения не могут функционировать без технологического оборудования, мебели, как и последние в большинстве случаев бесполезны без соответствующих помещений. Вместе с тем архитектура и дизайн существенно отличаются сроками службы своих объектов, различными функциональными процессами. Их взаимодействие находится на различных структурных уровнях предметной среды.

В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности и сферы применения дизайна. Так, с точки зрения художников, дизайн относится к сфере искусства, с точки зрения архитекторов – к сфере архитектурно-художественной деятельности, с точки зрения инженеров – к сфере техники.

Несмотря на некие принципиальные различия названных сфер деятельности, конечная цель у них одна – поднять культуру материально-предметной среды, окружающей человека, на самый высокий научно-технический и художественно-эстетический уровень путем синтеза науки, техники и искусства. В этом созидательном творчестве необходимо максимально использовать технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, созданные за тысячелетия в области архитектуры и техники.

Источник

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

что такое промышленное искусство. Смотреть фото что такое промышленное искусство. Смотреть картинку что такое промышленное искусство. Картинка про что такое промышленное искусство. Фото что такое промышленное искусство

ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО. АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ – КОНЕЦ 19 – НАЧАЛО 20 ВВ.

Что же такое промышленное искусство? Это заводы и фабрики или большое количественное производство? Совсем нет! Искусство – это образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Понятие искусства крайне широко – оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определенной области.

1. Промышленное искусство

Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности цель, которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды.

Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design — замысел, проект) — творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.

Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Границы между этими двумя сферами условны и зыбки. Уникальные изделия могут быть образцами для массового производства, промышленные изделия могут стать выставочными и музейными экспонатами. Соотношение между ними является при этом сложной и нерешенной проблемой.

1.1 Промышленное искусство в жизни человека.

В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование и средства связи. Т.е. в сферу промышленного искусства входят самые разнообразные предметы — от игрушек и украшений до гигантских самолетов и теплоходов, — в отличие от уникальных произведений декоративно-прикладного искусства, создающихся для выставок, музеев и сугубо индивидуального потребления.

2. Промышленное искусство Англии. Конец 19 – начало 20 в.

2.1 История промышленного искусства в Англии

Говоря об особенностях английской культуры и искусства, в рассматриваемый период, нужно сразу же напомнить о том, что в Англии буржуазная революция была уже далеко позади, что в этой стране, в отличие от Франции конца 18 в., буржуазия пошла на компромисс и уступки дворянству. Но в Англии раньше, чем в других странах, завершился промышленный переворот. Промышленный переворот (начавшийся с 60-х гг. 18 в.) не только превратил Англию в «мировую фабрику», не только обеспечил английской буржуазии экономическое господство у себя дома и первенство на внешних рынках, но, принеся жесточайшие испытания народным массам этой страны, привел к формированию английского рабочего класса.

Английское искусство второй половины 19 века развивалось в особых общественных условиях, отличных от того, что происходило в это время на континент. В Англии раньше, чем в других странах Европы, складывается капиталистический уклад, и сказываются черты буржуазного мировоззрения, влияющие на формирование эстетических взглядов. Отражением этого явления было усиление национального своеобразия изобразительного искусства. Искусство и архитектура Англии, как и вся ее духовная жизнь в целом, отличаются в 19 веке двойственным, противоречивым характером. С одной стороны, здесь намного раньше, чем в других странах Европы, наметились некоторые новые явления и веяния в изобразительном творчестве, выдвинулось много новаторских решений в архитектуре и строительстве. Англия в основном лишь ставила и выдвигала художественные проблемы, разрешать же и делать их всеобщим достоянием доводилось уже другим странам, чаще всего Франции.

Конец 19 — начало 20 века в английском искусстве — узловой период. В это время здесь зарождается, возникает, набирает силу множество новых тенденций и явлений, получивших дальнейшее развитие в последующем. И романтизм, и реализм нового времени берут свои истоки или демонстрируют свои первые признаки именно в эту пору.

2.1 Пейзажная живопись.

Весьма существенным фактором особого развития пейзажной живописи именно в Англии было то, что здесь ранее, чем в других странах, создается капиталистический город. Особенно яркой становится противоположность между городом и деревней, обостряющая восприятие художником сельской природы по контрасту с пыльными, лишенными зелени, каменными улицами промышленных городов.

Крупнейшим мастером английской реалистической пейзажной живописи был Джон Констебль (1776—1837). Констебль в юности, как и его отец, занимался ремеслом мельника. В 1800 году он поступил в Академию художеств. Академические круги не придавали большого значения его прекрасным реалистическим картинам, и только громкий успех пейзажей Констебля за рубежом — в 1824 году в Париже и в 1825 году в Лилле — привел к избранию его в 1829 году в академики.

В своих законченных картинах Констебль подробно разрабатывает детали, пользуется гораздо более сдержанной живописной манерой, но сохраняет, несмотря на это, свежесть и правдивость передачи состояния природы.

Рисунок 1Джон Констебль(1776—1837).

Рисунок 2Джон Констебль(1776—1837).

2.2 Графика.

Среди относительно немногочисленных художников, представлявших в английском искусстве романтические тенденции, наиболее значительное место занимает талантливый поэт, гравер и рисовальщик Уильям Блейк (1757— 1827). В его библейских гравюрах, рисунках к «Аду» Данте и к собственным поэтическим произведениям проявляются необузданная фантазия, бурное и тревожное состояние души. В причудливых символических и аллегорических образах Блейк высказывает сложные философские суждения о мире и судьбах человечества, стремится выразить свои мечты о свободе человека, к которым зачастую примешиваются сильные мистические элементы.

Рисунок 3 Уильям Блейк (1757— 1827)

Рисунок 4 Уильям Блейк (1757— 1827)

2.3 Архитектура.

Промышленный переворот, начавшийся в Англии еще в 1760-х годах и вызвавший рост городов, сказался в первую очередь на развитии строительного дела и архитектуры. Открытия в области металлургии привели к началу широкого применения металла в строительстве. Металлические конструкции применяются и при возведении фабрик и заводов. Эстетическое осмысление возможностей металлической конструкции в сочетании с утилитарными задачами промышленной архитектуры заметно в 16 творчестве Т. Телфорда (1757—1834).

Английские строители применяли металл и в интерьере в качестве несущих конструкций, иногда в обнаженном виде, иногда используя привычные стилистические формы, иногда же пользуясь возможностями нового материала.

В отличие от других европейских стран английская архитектура конца 18 — начала 19 века демонстрирует множественность стилевых направлений.

3.1 История промышленного искусства в Германии

Конец 19 в. и первая половина 20 в. были в истории Германии эпохой глубокого кризиса и величайших потрясений. Уже в 1888 г. Фридрих Энгельс видел зловещие перспективы господства прусской армии и за четверть века вперед указывал на бездну грозящей войны, к которой вели страну и народ торжествующие повелители «божьей милостью». С 1933 по 1945 г. Германия пережила один из самых трагичных и мрачных периодов своей истории. Немецкий фашизм, назвавший себя национал-социализмом, методами крайнего насилия захватил в свои руки все стороны жизни Германии, осуществляя идеи воинствующей реакции, оголтелого расизма, человеконенавистничества, подавления всех проявлений общественной и индивидуальной свободы; были потрясены и подорваны самые основы вековой немецкой культуры. Вовлеченная в гибельные военные авантюры, приведшие ко второй мировой войне, Германия в результате социальной, политической и военной катастрофы потерпела беспримерное в ее истории поражение и пережила глубокое моральное потрясение.

Быстрое экономическое развитие Германии во второй половине 19 в., превратившее ее к началу 20 в. в одну из крупнейших индустриальных стран мира, вызвало значительный размах строительства промышленных, инженерных и транспортных сооружений, интенсивный рост городов. В области

градостроительства наибольший интерес представляет строительство заводских поселков, создававшихся с целью обеспечить жильем рабочих промышленных предприятий и сооружавшихся вдали от существовавших городов. В этих новых типах населенных мест, состоявших в основном из малоэтажных домов, зарождалось новое отношение к жилым комплексам. Возводимые в большом количестве, эти поселки были той лабораторией, где архитекторы, которых в начале 20 в. стали привлекать к проектированию поселков, могли экспериментировать в области характера планировки, зонирования, размещения общественных зданий и т. д. Среди наиболее интересных заводских поселков этого периода можно назвать Альтенхоф в Эссене (1892), Вильдау под Берлином (1895), Маргаретенхэе в Эссене (1908, архитектор Г. Метцендорф) и др.

3.2 Графика

Немецкое искусство конца 19 в. не ощущало грядущих грез. Тема «ужасов войны» если и звучала в произведениях некоторых художников-модернистов, то больше в виде символа, аллегории, извечной темы. Правда, один из талантливейших мастеров Томас Теодор Гейне (1867—1948) изобразил несущуюся в пропасть повозку с Германией и ее рейхсканцлером.

К концу 19 в. сложилась группа художников политически активных, социально противопоставлявших себя капиталистическим силам и феодально-юнкерской шовинистической демагогии. В основной своей части это политически и социально оппозиционное искусство, временно входившее в «Сецессион», проявило себя в области графики, как станковой, так и сатирической, журнальной.

Рисунок 5 Томас Теодор Гейне. Жертва искусства. Иллюстрации для сборника карикатур «Картинки из семейной жизни». 1898 г.

Рисунок 6 Кете Кольвиц. Прорыв. Из серии «Крестьянская война». Офорт. 1903— 1908 гг.

Наиболее громко стали заявлять о себе две группы художников — дрезденское объединение «Мост» (1905—1913) и мюнхенское южное — «Синий всадник» (1911—1914). Обе группы не были однородны по своим устремлениям, но при всех индивидуальных различиях в творчестве почти каждого из участников этих направлений можно проследить довольно быстрый и в известном смысле последовательный переход от относительно реалистической манеры исполнения ко все более откровенно формалистическому методу (например, «Мост» Э. Л. Кирхнера, или представляющая своеобразный переход от сезаннизма к экспрессионизму «Синяя лошадь» Ф. Марка).

Рисунок 8 Эрнст Людвиг Кирхнер. Мост. 1912—1914 гг. Берлин, Государственные музеи.

3.3 Архитектура

Несмотря на широкое строительство промышленных зданий и заводских поселков, влияние этого строительства на общую направленность архитектуры и градостроительства Германии стало ощутимым лишь в последние годы перед первой мировой войной..

Первым зданием, где новые архитектурные формы стали основой композиции фасада, был универмаг Вертгейма в Берлине, построенный в 1896 г. по проекту архитектора Альфреда Месселя (1853—1909). Вертикальное членение фасада контрфорсами и большие остекленные плоскости придали зданию необычный вид, резко выделявший его среди эклектичной застройки.

Рисунок 9 Альфред Мессель. Универмаг Вертгейма в Берлине. 1896 г.

Рисунок 10 Петер Беренс. Турбинный цех завода композиции АЭГ в Берлине. 1908— 1909 гг.

Вывод

Промышленное искусство достаточно быстро развивалось в Англии и Германии, но оно развивалось не в большом количестве сфер жизнедеятельности человека. Самое распространенное, конечно же, живопись и архитектура, далее идет легкая промышленность. В заключении хотелось бы сказать, что искусство это большой мир, в котором много направлений и течений, в которых обязательно должна быть «нотка прекрасного ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *