что такое промышленное искусство
Промышленное искусство: определение, история и интересные факты
Промышленное искусство не относится к отдельному виду или направлению, а является областью дизайна для потребительских товаров массового изготовления. Это во многом творческий процесс, который предшествует выпуску продукта и предварительно устанавливает формы, особенности этого продукта с последующим его проектированием и макетированием.
Когда речь идет о промышленном (индустриальном) дизайне, то под словом «продукт» подразумеваются не только предметы широкого потребления, но также услуги, организация условий жизни, разработка логотипов и атрибутики для производственных компаний. Работа деятелей промышленного искусства, техническая эстетика и дизайн современных массовых изделий — результат совокупности интуитивного творчества и точного научного расчета.
Происхождение термина
Принято считать, что появление термина «промышленный дизайн» относится к 1919 году, и его первое использование часто приписывают индустриальному дизайнеру Джозефу Клоду Синелю, хотя сам он отрицал этот факт в интервью. И действительно, самое раннее упоминание о термине было в 1839 году в выходившем в Европе The Art Union, ежемесячном журнале по обзору изящных искусств.
Рождение и развитие индустриального дизайна
Рождение промышленного искусства непосредственно связано с ростом индустриализации, механизации, стремительным техническим и научным прогрессом. Потому промышленный дизайн всецело можно считать детищем XX века. Развитие массового производства изменило способ создания объектов потребления, и появились первые независимые промышленные дизайнеры, подобные Кристоферу Дрессеру или Клоду Синелю.
Изменчивые вкусы и потребности населения стремительно возрастали, появлялись новые технологии, материалы, небывалые прежде товары. Функциональность пользовательских предметов приобрела особое значение, и для разработки общего вида (эскиза, модели) товаров понадобились услуги не только художников, но и инженеров, механиков, металлургов, специалистов других направлений. Впервые возникла необходимость в коллективной работе над эстетикой продукта.
Так, в Германии возник производственный союз Deutscher Werkbund (1907 г.), где сообща работали художники, мастера декоративно-прикладного творчества, архитекторы, инженеры, разноотраслевые производственники. Союз объединял технические разработки и средства промышленного искусства. Его работу спонсировало государство с целью поднять эстетику, функциональность и качество традиционных немецких производственных изделий на более высокий уровень, конкурентоспособный по отношению к английской и американской продукции. Deutscher Werkbund стал предшественником Баухауса, совершенно уникальной творческой организации.
Bauhaus
В качестве отдельной области искусства промышленный дизайн, по-видимому, выделился благодаря Баухаусу (1919 – 1933 гг.), высшей художественной школе, созданной в Веймаре. Это было учебное заведение с новейшей системой обучения архитектуре и художественному конструированию. Там преподавали ведущие художники-авангардисты, архитекторы, фотографы, инженеры, скульпторы, мебельщики, мастера по металлу, стеклу, дереву. Bauhaus стал первым образовательным центром, где подготавливали квалифицированных дизайнеров.
Школа породила одноименный стиль промышленного искусства и архитектурное направление. Принципы Баухауса повлияли на эстетический облик строений и многих бытовых предметов. Созданные в стенах школы образцы многократно копировались производителями на протяжении всего XX века. В Германии находится несколько музеев промышленного искусства, посвященных работе Баухауса. В том, что расположен в Веймаре, можно увидеть экспонаты мебели, посуды, других бытовых элементов, привычные для современного человека и повторяющиеся в наши дни.
Сфера деятельности индустриального дизайна
Как правило, специалисты по промышленному дизайну работают в малом масштабе, а не в общем проектировании сложных систем, таких как здания, морские суда, поезда и другие масштабные объекты. Они обычно не проектируют двигатели, электрические цепи или механизмы, которые заставляют машины двигаться, но могут влиять на технические аспекты посредством принципов юзабилити и дизайнерских форм.
Сотрудничество
Обычно индустриальные дизайнеры работают с другими специалистами, такими как инженеры, которые разрабатывают механические аспекты продукта, гарантируя их функциональность и технологичность, а также маркетологами для выявления, удовлетворения потребностей и ожиданий клиентов.
Промышленный дизайн тесно связан с инженерным дизайном, работа которого фокусируется главным образом на технологиях, функциональности и полезности продуктов, тогда как деятельность индустриальных дизайнеров ориентирована в основном на эстетические и пользовательские аспекты продуктов.
Прославленные дизайнеры промышленного искусства
Как и в любом виде творчества, в индустриальном дизайне есть свои шедевры и гении-создатели. Ряд таких личностей оказал настолько значительное влияние на культуру и повседневную жизнь современного общества, что их работа документирована историками социальных наук:
Музеи промышленного дизайна
Среди влиятельных дизайнеров следует назвать Генри Дрейфуса, Элиота Нойса, Джона Вассоса, Дитера Рамса и Рассела Райта. Производственные образцы творчества всех этих и других мастеров стали гордостью среди экспонатов известных музеев дизайна, таких как Cooper-Hewitt (Нью-йорк), Виктории и Альберта (Лондон), MAK (Вена), Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства (Москва), Nieuwe Instituut (Роттердам), Vitra (Германия), La Triennale (Милан) и других.
Формы новейшего дизайна
Напоследок хотелось бы упомянуть о внешнем дизайне компьютерного оборудования. Это молодое направление промышленного искусства, которое уже имеет свои уникальные произведения и феноменальных творцов.
Это ключевые вехи компьютерного дизайна, искусство которого развивается параллельно с технологиями. Какими будут шедевры будущего, покажет время.
О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике
Названия промышленное искусство, дизайн, техническая эстетика и художественное конструирование появились сравнительно недавно. Среди ученых, архитекторов, художников, инженеров и других специалистов, работавших в области художественного конструирования, ещё существовали противоречивые точки зрения в определении этих названий и их сущности.
Например, по поводу термина промышленное искусство одни утверждали, что промышленное искусство – это действительно искусство (сродни прикладному). Другие видели в нем условное искусство (заменитель) наподобие строительного искусства, где применяется не художественное, а чисто техническое творчество. Третьи считали, что это действительно новое явление, связанное с художественной деятельностью, а следовательно, и с искусством. Некоторые же вообще отрицали его, считая, что этот термин только вносит путаницу в сферу производственной деятельности.
Существует следующее определение сущности промышленного искусства: «Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, цель которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды, в эстетическом преобразовании орудий труда и вещей, которыми пользуется человек и которые органически входят в его жизнь». В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование, предметы быта и так далее.
Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design – замысел, проект) – творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.
Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Термин техническая эстетика, возникший в 50-х годах по предложению Петра Тучны, также заслужил общее признание. Техническая эстетика – это теория дизайна. Она имеет свою методологическую основу и опирается на общие принципы эстетики.
Термин художественное конструирование, несмотря на его несовершенство, стал уже общепринятым и привычным. Это новый творческий метод проектирования изделий промышленного производства, внедрение которого должно обеспечить высокое качество продукции. Специфической особенностью его является единство утилитарных и эстетических принципов. Под утилитарным понимается полезность, функциональность, удобство пользования, конструктивность, технологичность и экономичность, а под эстетическим – красота, изящество, выразительность и образность. Оба эти понятия взаимосвязаны, причем утилитарное в большинстве случаев остается определяющим и доминирующим.
Существует самая непосредственная связь дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой. Архитектура, прикладное искусство и дизайн стоят ближе других искусств к сфере материального производства. Они превращают многие материальные изделия, необходимые человеку в его повседневной жизни, в изделия, обладающие не только утилитарными качествами, но также художественной ценностью и способностью эмоционального воздействия на человека.
Объекты дизайна и архитектуры функционально, конструктивно и композиционно взаимосвязаны. Эта связь двусторонняя, поскольку здания различного назначения не могут функционировать без технологического оборудования, мебели, как и последние в большинстве случаев бесполезны без соответствующих помещений. Вместе с тем архитектура и дизайн существенно отличаются сроками службы своих объектов, различными функциональными процессами. Их взаимодействие находится на различных структурных уровнях предметной среды.
В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности и сферы применения дизайна. Так, с точки зрения художников, дизайн относится к сфере искусства, с точки зрения архитекторов – к сфере архитектурно-художественной деятельности, с точки зрения инженеров – к сфере техники.
Несмотря на некие принципиальные различия названных сфер деятельности, конечная цель у них одна – поднять культуру материально-предметной среды, окружающей человека, на самый высокий научно-технический и художественно-эстетический уровень путем синтеза науки, техники и искусства. В этом созидательном творчестве необходимо максимально использовать технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, созданные за тысячелетия в области архитектуры и техники.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО. АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ – КОНЕЦ 19 – НАЧАЛО 20 ВВ.
Что же такое промышленное искусство? Это заводы и фабрики или большое количественное производство? Совсем нет! Искусство – это образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Понятие искусства крайне широко – оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определенной области.
1. Промышленное искусство
Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности цель, которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды.
Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design — замысел, проект) — творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.
Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Границы между этими двумя сферами условны и зыбки. Уникальные изделия могут быть образцами для массового производства, промышленные изделия могут стать выставочными и музейными экспонатами. Соотношение между ними является при этом сложной и нерешенной проблемой.
1.1 Промышленное искусство в жизни человека.
В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование и средства связи. Т.е. в сферу промышленного искусства входят самые разнообразные предметы — от игрушек и украшений до гигантских самолетов и теплоходов, — в отличие от уникальных произведений декоративно-прикладного искусства, создающихся для выставок, музеев и сугубо индивидуального потребления.
2. Промышленное искусство Англии. Конец 19 – начало 20 в.
2.1 История промышленного искусства в Англии
Говоря об особенностях английской культуры и искусства, в рассматриваемый период, нужно сразу же напомнить о том, что в Англии буржуазная революция была уже далеко позади, что в этой стране, в отличие от Франции конца 18 в., буржуазия пошла на компромисс и уступки дворянству. Но в Англии раньше, чем в других странах, завершился промышленный переворот. Промышленный переворот (начавшийся с 60-х гг. 18 в.) не только превратил Англию в «мировую фабрику», не только обеспечил английской буржуазии экономическое господство у себя дома и первенство на внешних рынках, но, принеся жесточайшие испытания народным массам этой страны, привел к формированию английского рабочего класса.
Английское искусство второй половины 19 века развивалось в особых общественных условиях, отличных от того, что происходило в это время на континент. В Англии раньше, чем в других странах Европы, складывается капиталистический уклад, и сказываются черты буржуазного мировоззрения, влияющие на формирование эстетических взглядов. Отражением этого явления было усиление национального своеобразия изобразительного искусства. Искусство и архитектура Англии, как и вся ее духовная жизнь в целом, отличаются в 19 веке двойственным, противоречивым характером. С одной стороны, здесь намного раньше, чем в других странах Европы, наметились некоторые новые явления и веяния в изобразительном творчестве, выдвинулось много новаторских решений в архитектуре и строительстве. Англия в основном лишь ставила и выдвигала художественные проблемы, разрешать же и делать их всеобщим достоянием доводилось уже другим странам, чаще всего Франции.
Конец 19 — начало 20 века в английском искусстве — узловой период. В это время здесь зарождается, возникает, набирает силу множество новых тенденций и явлений, получивших дальнейшее развитие в последующем. И романтизм, и реализм нового времени берут свои истоки или демонстрируют свои первые признаки именно в эту пору.
2.1 Пейзажная живопись.
Весьма существенным фактором особого развития пейзажной живописи именно в Англии было то, что здесь ранее, чем в других странах, создается капиталистический город. Особенно яркой становится противоположность между городом и деревней, обостряющая восприятие художником сельской природы по контрасту с пыльными, лишенными зелени, каменными улицами промышленных городов.
Крупнейшим мастером английской реалистической пейзажной живописи был Джон Констебль (1776—1837). Констебль в юности, как и его отец, занимался ремеслом мельника. В 1800 году он поступил в Академию художеств. Академические круги не придавали большого значения его прекрасным реалистическим картинам, и только громкий успех пейзажей Констебля за рубежом — в 1824 году в Париже и в 1825 году в Лилле — привел к избранию его в 1829 году в академики.
В своих законченных картинах Констебль подробно разрабатывает детали, пользуется гораздо более сдержанной живописной манерой, но сохраняет, несмотря на это, свежесть и правдивость передачи состояния природы.
Рисунок 1Джон Констебль(1776—1837).
Рисунок 2Джон Констебль(1776—1837).
2.2 Графика.
Среди относительно немногочисленных художников, представлявших в английском искусстве романтические тенденции, наиболее значительное место занимает талантливый поэт, гравер и рисовальщик Уильям Блейк (1757— 1827). В его библейских гравюрах, рисунках к «Аду» Данте и к собственным поэтическим произведениям проявляются необузданная фантазия, бурное и тревожное состояние души. В причудливых символических и аллегорических образах Блейк высказывает сложные философские суждения о мире и судьбах человечества, стремится выразить свои мечты о свободе человека, к которым зачастую примешиваются сильные мистические элементы.
Рисунок 3 Уильям Блейк (1757— 1827)
Рисунок 4 Уильям Блейк (1757— 1827)
2.3 Архитектура.
Промышленный переворот, начавшийся в Англии еще в 1760-х годах и вызвавший рост городов, сказался в первую очередь на развитии строительного дела и архитектуры. Открытия в области металлургии привели к началу широкого применения металла в строительстве. Металлические конструкции применяются и при возведении фабрик и заводов. Эстетическое осмысление возможностей металлической конструкции в сочетании с утилитарными задачами промышленной архитектуры заметно в 16 творчестве Т. Телфорда (1757—1834).
Английские строители применяли металл и в интерьере в качестве несущих конструкций, иногда в обнаженном виде, иногда используя привычные стилистические формы, иногда же пользуясь возможностями нового материала.
В отличие от других европейских стран английская архитектура конца 18 — начала 19 века демонстрирует множественность стилевых направлений.
3.1 История промышленного искусства в Германии
Конец 19 в. и первая половина 20 в. были в истории Германии эпохой глубокого кризиса и величайших потрясений. Уже в 1888 г. Фридрих Энгельс видел зловещие перспективы господства прусской армии и за четверть века вперед указывал на бездну грозящей войны, к которой вели страну и народ торжествующие повелители «божьей милостью». С 1933 по 1945 г. Германия пережила один из самых трагичных и мрачных периодов своей истории. Немецкий фашизм, назвавший себя национал-социализмом, методами крайнего насилия захватил в свои руки все стороны жизни Германии, осуществляя идеи воинствующей реакции, оголтелого расизма, человеконенавистничества, подавления всех проявлений общественной и индивидуальной свободы; были потрясены и подорваны самые основы вековой немецкой культуры. Вовлеченная в гибельные военные авантюры, приведшие ко второй мировой войне, Германия в результате социальной, политической и военной катастрофы потерпела беспримерное в ее истории поражение и пережила глубокое моральное потрясение.
Быстрое экономическое развитие Германии во второй половине 19 в., превратившее ее к началу 20 в. в одну из крупнейших индустриальных стран мира, вызвало значительный размах строительства промышленных, инженерных и транспортных сооружений, интенсивный рост городов. В области
градостроительства наибольший интерес представляет строительство заводских поселков, создававшихся с целью обеспечить жильем рабочих промышленных предприятий и сооружавшихся вдали от существовавших городов. В этих новых типах населенных мест, состоявших в основном из малоэтажных домов, зарождалось новое отношение к жилым комплексам. Возводимые в большом количестве, эти поселки были той лабораторией, где архитекторы, которых в начале 20 в. стали привлекать к проектированию поселков, могли экспериментировать в области характера планировки, зонирования, размещения общественных зданий и т. д. Среди наиболее интересных заводских поселков этого периода можно назвать Альтенхоф в Эссене (1892), Вильдау под Берлином (1895), Маргаретенхэе в Эссене (1908, архитектор Г. Метцендорф) и др.
3.2 Графика
Немецкое искусство конца 19 в. не ощущало грядущих грез. Тема «ужасов войны» если и звучала в произведениях некоторых художников-модернистов, то больше в виде символа, аллегории, извечной темы. Правда, один из талантливейших мастеров Томас Теодор Гейне (1867—1948) изобразил несущуюся в пропасть повозку с Германией и ее рейхсканцлером.
К концу 19 в. сложилась группа художников политически активных, социально противопоставлявших себя капиталистическим силам и феодально-юнкерской шовинистической демагогии. В основной своей части это политически и социально оппозиционное искусство, временно входившее в «Сецессион», проявило себя в области графики, как станковой, так и сатирической, журнальной.
Рисунок 5 Томас Теодор Гейне. Жертва искусства. Иллюстрации для сборника карикатур «Картинки из семейной жизни». 1898 г.
Рисунок 6 Кете Кольвиц. Прорыв. Из серии «Крестьянская война». Офорт. 1903— 1908 гг.
Наиболее громко стали заявлять о себе две группы художников — дрезденское объединение «Мост» (1905—1913) и мюнхенское южное — «Синий всадник» (1911—1914). Обе группы не были однородны по своим устремлениям, но при всех индивидуальных различиях в творчестве почти каждого из участников этих направлений можно проследить довольно быстрый и в известном смысле последовательный переход от относительно реалистической манеры исполнения ко все более откровенно формалистическому методу (например, «Мост» Э. Л. Кирхнера, или представляющая своеобразный переход от сезаннизма к экспрессионизму «Синяя лошадь» Ф. Марка).
Рисунок 8 Эрнст Людвиг Кирхнер. Мост. 1912—1914 гг. Берлин, Государственные музеи.
3.3 Архитектура
Несмотря на широкое строительство промышленных зданий и заводских поселков, влияние этого строительства на общую направленность архитектуры и градостроительства Германии стало ощутимым лишь в последние годы перед первой мировой войной..
Первым зданием, где новые архитектурные формы стали основой композиции фасада, был универмаг Вертгейма в Берлине, построенный в 1896 г. по проекту архитектора Альфреда Месселя (1853—1909). Вертикальное членение фасада контрфорсами и большие остекленные плоскости придали зданию необычный вид, резко выделявший его среди эклектичной застройки.
Рисунок 9 Альфред Мессель. Универмаг Вертгейма в Берлине. 1896 г.
Рисунок 10 Петер Беренс. Турбинный цех завода композиции АЭГ в Берлине. 1908— 1909 гг.
Вывод
Промышленное искусство достаточно быстро развивалось в Англии и Германии, но оно развивалось не в большом количестве сфер жизнедеятельности человека. Самое распространенное, конечно же, живопись и архитектура, далее идет легкая промышленность. В заключении хотелось бы сказать, что искусство это большой мир, в котором много направлений и течений, в которых обязательно должна быть «нотка прекрасного ».