что такое промышленная фармация
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
В РязГМУ открыт набор по специальности «Промышленная фармация»
Университет продолжает открывать новые специальности. В 2017 году открылась магистратура по программе «Промышленная фармация». К обучению допускаются лица с высшим образованием.
Какие перспективы дает специальность «Промышленная фармация»?
В России продолжается рост фармацевтического рынка. На первый план выходят фармацевтические предприятия с полным производственным циклом. На таких предприятиях открыты производственные вакансии и имеется постоянная потребность в квалифицированных кадрах. Наш университет взаимодействует с крупными фармацевтическими производствами и готовит специалистов, спрос на которых сохранится в ближайшие годы.
Чему научат в РязГМУ?
Магистрантов по специальности «Промышленная фармация» обучат основам организации производства, решению задач в производственной сфере, контролю качества и применению лекарственных средств. Выпускники смогут реализоваться в научно-исследовательской, организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности.
Какие условия обучения?
В 2017 году в магистратуру по специальности «Промышленная фармация» примут 20 человек на договорной основе. Они будут обучаться по очно-заочной форме в течение двух лет и трех месяцев. Прием на обучение проводится по результатам вступительного испытания по дисциплине «Экономика». Экзамен сдается устно.
Телефон приемной комиссии 8 (4912) 46-08-48
33.04.01 Промышленная фармация
Магистратура «Промышленная фармация».
Профиль « Обеспечение качества лекарственных средств»
Образовательная программа ориентирована на подготовку магистров, умеющих организовывать функционирование процессов фармацевтической системы качества производства лекарственных средств, осуществлять контроль соблюдения установленных требований к производству и контролю качества лекарственных средств на фармацевтическом производстве, организовывать работу персонала подразделений по обеспечению качества лекарственных средств, организовывать, планировать и совершенствовать фармацевтическую систему качества производства лекарственных средств.
Обучение носит практико-ориентированный характер и нацелено на формирование профессиональных компетенций, позволяющих решать конкретные задачи управления медицинскими организациями и осуществлять научную и педагогическую деятельность.
Кадровое обеспечение программы: доктора и кандидаты наук, академики Российской академии наук, ведущие специалисты в области промышленной фармации
· использование новейших технологий и методов обучения (интерактивные лекции, групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научно-исследовательские семинары);
· возможность изучить интересующие курсы из широкого перечня дисциплин по выбору.
Потенциальные и реальные деловые партнеры:
· предприятий фармацевтической, биофармацевтической и медицинской промышленности
Что напишут в дипломе?
Минобрнауки готовит новый перечень квалификаций провизоров в рамках специалитета — изучаем проект приказа
В мае на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов появился проект приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее «Проект приказа»), который, в случае утверждения, внесёт изменения в действующий набор квалификаций, в том числе фармацевтических. Сейчас эта сфера регулируется другим приказом Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061, имеющим точно такое же название. Когда новый приказ заработает, пока не ясно. Указанная в проекте дата — 1 сентября 2024 г. — вызывает некоторые сомнения, поскольку обычно такие документы не вывешивают за три года до их вступления в силу. Можно предположить, что произошла опечатка, и речь идёт о 1 сентябре текущего года. Рассмотрим положения нового приказа, чтобы иметь представление о том, к чему нас готовит министерство.
Какие квалификации действуют сейчас
Чтобы понять, как тема специальностей профильного высшего образования будет регулироваться новым приказом, вспомним для начала, как обстоят дела с ней сейчас. Для этого заглянем в Приказ № 1061. В нём есть несколько приложений. Они содержат перечни направлений подготовки высшего образования — отдельно для бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовки научно-педагогических кадров, и т. д.
В Приложении № 1 (бакалавриат) Приказа № 1061 фармацевтические направления отсутствуют. Напомним, что бакалавриат — это первая академическая степень высшего образования; она предполагает срок обучения не менее 4 лет и в процессе фармобразования не применяется. В Приложении № 2 (магистратура, то есть, квалификация, приобретаемая по результатам 2‑х летнего обучения после бакалавриата) имеется раздел «Здравоохранение и медицинские науки», который по специальности «Фармация» включает направление подготовки «33.04.01 Промышленная фармация». Кстати, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по нему утверждён Приказом Минобрнауки от 16.02.2017 № 143.
В Приложении № 3 (специалитет, то есть уровень высшего образования, по окончании которого студенту присваивается квалификация специалиста, срок программы обучения не менее 5 лет) также имеется раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Именно здесь можно найти хорошо нам знакомую квалификацию «Провизор» специальности «33.05.01 Фармация», которая указана в дипломе каждого, кто получил высшее фармобразование.
Для полноты картины заглянем и в другие приложения. Приложение № 4 — это перечень направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Проще говоря, он касается тех, кто намеревается обучать студентов фармвузов. Здесь по направлению «Фармация» предусмотрены квалификации «Преподаватель-исследователь» и просто «Исследователь». Такое же направление и такие же квалификации содержатся в Приложении № 5 — перечне направлений подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.
И наконец, ознакомимся с Приложением № 6 действующего Приказа № 1061, включающим перечень специальностей высшего образования по программам ординатуры. Приведём интересующие нас наименования специальностей и квалификации этого Приложения в виде таблицы:
Коды специальностей или групп специальностей | Наименования специальностей (групп специальностей) | Квалификация |
33.00.00 | ФАРМАЦИЯ | |
33.08.01 | Фармацевтическая технология | Провизор-технолог |
33.08.02 | Управление и экономика фармации | Провизор-менеджер |
33.08.03 | Фармацевтическая химия и фармакогнозия | Провизор-аналитик |
33.08.04 | Радиофармацевтика | Провизор-радиолог |
Отметим, что две последние специальности — фармхимия с фармакогнозией и радиофармацевтика — были добавлены в список специальностей высшего образования по программам ординатуры относительно недавно, Приказом Минобрнауки от 23.03.2018 № 210. Отметим, что в другом разделе Приложения № 6, где содержатся медицинские специальности, фигурируют специальность «Клиническая фармакология» и квалификация «Врач-клинический фармаколог».
Будут ли изменения?
Теперь перейдём к вопросу о том, что изменится, если Проект приказа будет утверждён, а Приказ № 1061 утратит силу. В ординатуре всё останется по‑прежнему — согласно Приложению № 3 Проекта приказа, четыре наименования специальностей и их четыре квалификации останутся теми же (см. таблицу выше). Изменятся только коды, что не суть важно.
А вот Приложение № 1 Проекта приказа, которое включает интересующий нас специалитет, отличается от ныне действующего. Заглянем в его раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Он помещён в концовку приложения, вслед за разделом «Искусство и культура». Согласно этому документу, новый порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета предполагается сделать таким, как в нижеследующей таблице:
Коды укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки | Коды специальностей и направлений подготовки | Наименования укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки | Квалификация |
51 | ФАРМАЦИЯ | ||
0107.2 | Фармация | Провизор-технолог Провизор-аналитик Провизор-менеджер Провизор-радиолог | |
0207.1 | Промышленная фармация | Магистр промышленной фармации (с указанием квалификации по профилю) |
Иными словами, возникает впечатление, что порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета собираются гармонизировать с тем набором специальностей и квалификаций, который уже действует в ординатуре.
Но здесь следует сделать одну оговорку. Участники отрасли, естественно, основываются на той версии Проекта приказа с его приложениями, который в настоящее время представлен на сайте regulation.gov.ru. Поскольку этот веб-ресурс является официальным, то приходится ориентироваться на него, даже если возникают вопросы, замечания или сомнения. В начале статьи мы отмечали, что имеются сомнения относительно даты вступления в силу нового приказа. Ещё одно замечание к содержанию представленного на сайте проекта, точнее одного из его приложений, озвучила для наших читателей Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия».
По её словам, вероятно, с представленным Минобрнауки на сайте regulation.gov.ru Приложением № 1 Проекта приказа произошла путаница, в результате чего фармацевтические специальности и квалификации этого Приложения совпали с таковыми в ординатуре, чего на самом деле быть не должно. По сведениям Елены Неволиной, после вступления нового приказа в силу в специалитете сохранится старый, то есть, действующий порядок — квалификация «Провизор» специальности «Фармация» (только, скорее всего, изменятся коды). А смысл разработки нового приказа заключается в обновлении других, нефармацевтических специальностей и квалификаций.
Одна квалификация на всех
Подождём развития событий, а пока поясним пару нюансов. К счастью или сожалению, систему наших специальностей и квалификаций определяет не отраслевой регулятор, а Минобрнауки. Поэтому возникает вопрос — а держит ли оно руку на пульсе насущных профессиональных реалий фармотрасли?
Что можно заметить в подходах этого ведомства? Оно, по‑видимому, исходит из давно укоренившейся традиции готовить в фармвузах специалистов самого широкого профиля. Будущих работников аптек и оптового звена (в том числе, управленцев), специалистов фармпроизводств, системы контроля качества лекарственных средств, работников сферы аптечного изготовления — всех пестуют в «одном котле». Такой порядок действует с советских времён, плох он или хорош — это тема для отдельной дискуссии.
Если представленное Приложение № 1 Проекта приказа — всё‑таки не ошибка, значит, лёд тронулся, и заложены основы специализации в ходе получения высшего фармобразования, а не после него. Но это потребует значительной перестройки системы подготовки кадров в фармвузах — в первую очередь, учебных программ — на что понадобится время. Может быть, в этом и заключается смысл вступления нового приказа в силу не сейчас, а через три года?
Почему технолог?
Если основываться на действующем приказе Минобрнауки, квалификация «провизор-технолог» есть пока только в ординатуре. Но выйдем из рамок системы высшего фармобразования в законодательное поле профессии и заглянем в Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“».
Этот нормативно-правовой акт показывает, какие должности может занять выпускник, получивший высшее образование — специалитет по специальности «Фармация». Это должности провизора и провизора-технолога. Дальнейшая подготовка в ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» даёт возможность занять должности провизора-аналитика и заведующего отделом аптечной организации; подготовка в ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология» — опять же должности провизора-технолога и заведующего отделом аптечной организации.
Добавим, что трудовые действия, необходимые умения и знания, а также другие характеристики провизора и провизора-технолога изложены в Приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 09.03.2016 № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор».
Напомним также, что название этой должности-квалификации — провизор-технолог — существует уже несколько десятилетий. Прямо скажем, оно оторвано от современной реальности, ведь слово «технология» обычно вызывает ассоциацию с производством. Конечно, можно рассматривать технологию как совокупность профессиональных техник, процедур, рабочих процессов, но в таком случае всех специалистов, включая, к примеру, актёров, можно тоже назвать технологами.
Логично было бы обозначить приставкой «-технолог» тех провизоров, кто работает в промышленной фармации. У нас эту приставку приложили к должности провизора-первостольника. Елена Неволина напоминает, что в советское время такое название должности имело под собой некоторое основание, поскольку специалист, несущий её, исполнял функции дефектара, контролировал работу рецептурно-производственного отдела (непосредственно изготовлением занимались фармацевты).
В российском законодательстве приставка «-технолог» к квалификации «провизор» и специальность «Фармацевтическая технология» закрепились стараниями представителей сферы высшего образования, а не фармспециалистов, продолжает Елена Неволина. По её словам, они тогда привели следующее обоснование: «Фармацевтическая технология» включает в себя и технологию продаж.
Исходя из этой логики, мы избежали худшего — появления специальности «Фармацевтические продажи» и квалификации «провизор-продавец». Если серьёзно, то в среднесрочной перспективе следует, наверное, найти более адекватное профессиональное определение должности аптечного первостольника с высшим образованием. Что же касается ближайшей перспективы, то следует дождаться окончательной редакции Проекта приказа со всеми его приложениями.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Знание — деньги. Как сотрудничают фармпредприятия и медико-фармацевтические вузы
В 90-е годы прошлого века сложился стереотип о невозможности конструктивного диалога между университетским образованием и индустрией — даже если речь идет о наукоемких отраслях, таких как фармацевтика. Как обстоят дела сейчас?!
Развернуть на весь экран
Учебные заведения и промышленные фармпредприятия — организации разные по сути и по основным задачам. Тем не менее они нашли точки соприкосновения и сотрудничества.
«Благодаря поддержке госпрограммы «Фарма 2020» вузы разработали и реализуют образовательные программы и образовательные модули для подготовки специалистов, в которых нуждается фармотрасль,— говорит Наталья Пятигорская, заведующая кафедрой промышленной фармации и заместитель директора по научной работе Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.— Наш университет разработал и первым в России внедрил новое направление подготовки в магистратуре «Промышленная фармация». Обучение уже прошли более 250 человек более чем из 80 фармацевтических предприятий и организаций. Выпускники магистратуры рекомендуют ее своим сотрудникам и коллегам, обеспечивая преемственность и устойчивость развития фармотрасли».
«За период действия программы «Фарма 2020» нами реализовано восемь крупных проектов по разработке образовательных программ,— рассказывает Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета.— В рамках федеральных проектов разработано более 20 образовательных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров в области химической технологии, биотехнологии, химии, аналитического контроля качества химических соединений и фармации. По разработанным программам уже прошли обучение более 5 тыс. человек. Важно отметить, что все курсы созданы при тесном взаимодействии с ведущими представителями фармацевтической отрасли. Среди них: Biocad, «Новартис-Нева», НТФФ «Полисан», Pfizer, «Герофарм», СКТБ «Технолог», Stada, «Биосинтез», «Самсон-Мед», «Вертекс», «Фармпроект», «Активный компонент», медико-биологический НПК «Цитомед», ГосНИИ особо чистых биопрепаратов. А в минувшем году, когда началась пандемия, биотехнологическая компания «Р-Фарм» обратилась в университет с просьбой подготовить кадры для вакцинных производств и представила желаемые характеристики будущих специалистов. Несмотря на более чем сжатые сроки, университет и фармпроизводитель при участии отраслевых экспертов в области разработки и производства вакцин успешно разработал программы подготовки кадров. Основной акцент был сделан на формировании практических навыков в области выделения и очистки биологически активных субстанций, а также навыков работы с клеточными культурами».
Для образовательного учреждения очень важен баланс: дать будущему специалисту и базовые знания, и их практическое применение. «Мы предоставляем нашим студентам время и возможности выбора: их примет не только любая лаборатория университета, но и другие профильные научно-исследовательские центры и подразделения учреждений и предприятий,— объясняет Елена Каленикова, заведующая кафедрой фармацевтической химии, фармакогнозии и организации фармацевтического дела, заместитель декана по учебной работе факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.— Погружение в конкретную современную проблему и поиск ее решения вместе с коллективом профессионалов — вот мостик, который дипломник перебрасывает в свое будущее».
«Для успешного трудоустройства помимо фундаментальных знаний требуется навык работы на высокотехнологичном оборудовании, которое не всегда есть в вузах, поэтому нужно дополнительно обучать будущих сотрудников на своих площадках,— замечает Юлия Тепляшова, директор департамента управления персоналом Biocad.— Дефицит кадров продолжает быть основной проблемой, так как на внутреннее обучение требуется значительное время (а это увеличивает период от входа сотрудника в компанию до его выхода в продуктивность). Кроме того, за последние несколько лет выросла потребность в уникальных специалистах, обладающих знаниями на стыке нескольких наук, например био- и хемоинформатики, биостатистики… Поэтому для новых профессий нужны новые учебные программы».
«Повышение эффективности взаимодействия бизнес-сообщества и высшей школы — это проблема, решению которой на протяжении многих лет уделяется много времени и усилий с обеих сторон. И сфера фармацевтики не исключение. Причины, не позволяющие до сих пор решить ее в полной мере,— это разница в целях деятельности,— констатирует Игорь Наркевич.— Бизнес нацелен на максимизацию прибыли, а университеты стремятся к достижению целей, которые не всегда выражаются в увеличении объемов доходов. Университеты призваны создать среду возможностей для студентов, аспирантов и ученых — по генерации новых знаний, созданию новых технологий и развитию мастерства будущих специалистов и уже практикующих профессионалов».
«Инвестирование в образование, профессиональную подготовку специалистов и развитие медицинских профессий стало насущной необходимостью стран всего мира,— подводит итог Наталья Пятигорская.— Образование вместе с наукой должны уже не только транслировать полученные знания, но и с опережением формировать будущее развитие, которое во все большей степени будет становиться устойчивым развитием».
«С 2012 года мы реализуем комплексную программу с ведущими вузами ЕАЭС,— рассказывает Яна Макарова, старший менеджер по внутренним коммуникациям и вовлечению коллег Pfizer в России и Беларуси.— Работа над тестовыми проектами в рамках учебы и стажировки на производственных площадках и в исследовательских центрах позволяет студентам познакомиться с реальными проектами и поставленными задачами, погружаясь в рабочую атмосферу и получая уникальный опыт. При участии наших сотрудников проводятся курсы лекций для студентов СПХФУ, Витебского госмедуниверситета, Волгоградского госмедуниверситета и Казахского национального медицинского университета. Компания также заключила соглашение о стратегическом партнерстве с РАНХиГС, в рамках которого студенты академии смогут пройти практику в Pfizer, а для наших сотрудников будут разработаны образовательные программы профессионального развития и создана проектная лаборатория для реализации совместных проектов».
«Мы реализуем четыре образовательные программы совместно с вузами: бакалавриат в СПбГУ и три магистратуры (в СПХФУ, ПущГЕНИ и НИУ ВШЭ Санкт-Петербург),— рассказывает Юлия Тепляшова.— Все программы разработаны экспертами компании совместно с представителями вузов, к фундаментальной базе мы добавили специализированные практические предметы. За 2019–2021 годы 29 человек успешно завершили обучение на магистерских программах. 22 выпускника присоединились к нашей команде, а еще 89 студентов продолжают обучение. Мы понимаем, что не все выпускники наших образовательных программ будут работать у нас. Наши инициативы формируют кадровый резерв для всего биотеха. Но мы готовы взять на себя эту миссию, ведь от быстрого развития биотехнологий зависит не только успех нашего бизнеса, но и качество и доступность лекарственной терапии в ближайшем будущем».
В Первом МГМУ им. И. М. Сеченова сегодня есть ряд обучающих программ, подготовленных совместно экспертами фармкомпаний и преподавателями университета — так, например, в Институте фармации им. А. П. Нелюбина проходит «Курс имени Эммануэля Мерка» (в сотрудничестве с компанией «Мерк»). В Центре магистерских программ реализуют направление подготовки «промышленная фармация».
Однако вновь и вновь звучат слова о разрыве между учебными программами и требованиями практики.
«Цели вузовской подготовки и требования работодателя к работнику действительно различаются. И это касается практически любого высшего образования,— комментирует Елена Каленикова.— Вуз стремится дать будущему выпускнику знания и представления о специальности во всем многообразии ее приложений. Так, при подготовке провизора изучаются и технологические, и аналитические, и регуляторные аспекты жизненного цикла лекарств. Работодателю же нужен работник на конкретное узкопрофилированное рабочее место с набором конкретных умений. Началом пути к их приобретению может стать ординатура, ориентированная уже более узко: фарманализ или технология — или управление/экономика. После этого для успешной работы на предприятии фармотрасли понадобятся программы дополнительного профессионального образования, которые максимально затачивают специалиста под конкретные должностные обязанности. И это последовательный образовательный процесс, в котором каждый очередной уровень базируется на компетенциях, приобретенных на предыдущем».
Ключ к решению вопроса — в подготовке многопрофильных специалистов, в сотрудничестве высшей школы и индустрии, а также в развитии дополнительного профессионального образования.
NAME] => URL исходной статьи [
Ссылка на публикацию: kommersant.ru
Код вставки на сайт
Знание — деньги. Как сотрудничают фармпредприятия и медико-фармацевтические вузы
В 90-е годы прошлого века сложился стереотип о невозможности конструктивного диалога между университетским образованием и индустрией — даже если речь идет о наукоемких отраслях, таких как фармацевтика. Как обстоят дела сейчас?!
Развернуть на весь экран
Учебные заведения и промышленные фармпредприятия — организации разные по сути и по основным задачам. Тем не менее они нашли точки соприкосновения и сотрудничества.
«Благодаря поддержке госпрограммы «Фарма 2020» вузы разработали и реализуют образовательные программы и образовательные модули для подготовки специалистов, в которых нуждается фармотрасль,— говорит Наталья Пятигорская, заведующая кафедрой промышленной фармации и заместитель директора по научной работе Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.— Наш университет разработал и первым в России внедрил новое направление подготовки в магистратуре «Промышленная фармация». Обучение уже прошли более 250 человек более чем из 80 фармацевтических предприятий и организаций. Выпускники магистратуры рекомендуют ее своим сотрудникам и коллегам, обеспечивая преемственность и устойчивость развития фармотрасли».
«За период действия программы «Фарма 2020» нами реализовано восемь крупных проектов по разработке образовательных программ,— рассказывает Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета.— В рамках федеральных проектов разработано более 20 образовательных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров в области химической технологии, биотехнологии, химии, аналитического контроля качества химических соединений и фармации. По разработанным программам уже прошли обучение более 5 тыс. человек. Важно отметить, что все курсы созданы при тесном взаимодействии с ведущими представителями фармацевтической отрасли. Среди них: Biocad, «Новартис-Нева», НТФФ «Полисан», Pfizer, «Герофарм», СКТБ «Технолог», Stada, «Биосинтез», «Самсон-Мед», «Вертекс», «Фармпроект», «Активный компонент», медико-биологический НПК «Цитомед», ГосНИИ особо чистых биопрепаратов. А в минувшем году, когда началась пандемия, биотехнологическая компания «Р-Фарм» обратилась в университет с просьбой подготовить кадры для вакцинных производств и представила желаемые характеристики будущих специалистов. Несмотря на более чем сжатые сроки, университет и фармпроизводитель при участии отраслевых экспертов в области разработки и производства вакцин успешно разработал программы подготовки кадров. Основной акцент был сделан на формировании практических навыков в области выделения и очистки биологически активных субстанций, а также навыков работы с клеточными культурами».
Для образовательного учреждения очень важен баланс: дать будущему специалисту и базовые знания, и их практическое применение. «Мы предоставляем нашим студентам время и возможности выбора: их примет не только любая лаборатория университета, но и другие профильные научно-исследовательские центры и подразделения учреждений и предприятий,— объясняет Елена Каленикова, заведующая кафедрой фармацевтической химии, фармакогнозии и организации фармацевтического дела, заместитель декана по учебной работе факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.— Погружение в конкретную современную проблему и поиск ее решения вместе с коллективом профессионалов — вот мостик, который дипломник перебрасывает в свое будущее».
«Для успешного трудоустройства помимо фундаментальных знаний требуется навык работы на высокотехнологичном оборудовании, которое не всегда есть в вузах, поэтому нужно дополнительно обучать будущих сотрудников на своих площадках,— замечает Юлия Тепляшова, директор департамента управления персоналом Biocad.— Дефицит кадров продолжает быть основной проблемой, так как на внутреннее обучение требуется значительное время (а это увеличивает период от входа сотрудника в компанию до его выхода в продуктивность). Кроме того, за последние несколько лет выросла потребность в уникальных специалистах, обладающих знаниями на стыке нескольких наук, например био- и хемоинформатики, биостатистики… Поэтому для новых профессий нужны новые учебные программы».
«Повышение эффективности взаимодействия бизнес-сообщества и высшей школы — это проблема, решению которой на протяжении многих лет уделяется много времени и усилий с обеих сторон. И сфера фармацевтики не исключение. Причины, не позволяющие до сих пор решить ее в полной мере,— это разница в целях деятельности,— констатирует Игорь Наркевич.— Бизнес нацелен на максимизацию прибыли, а университеты стремятся к достижению целей, которые не всегда выражаются в увеличении объемов доходов. Университеты призваны создать среду возможностей для студентов, аспирантов и ученых — по генерации новых знаний, созданию новых технологий и развитию мастерства будущих специалистов и уже практикующих профессионалов».
«Инвестирование в образование, профессиональную подготовку специалистов и развитие медицинских профессий стало насущной необходимостью стран всего мира,— подводит итог Наталья Пятигорская.— Образование вместе с наукой должны уже не только транслировать полученные знания, но и с опережением формировать будущее развитие, которое во все большей степени будет становиться устойчивым развитием».
«С 2012 года мы реализуем комплексную программу с ведущими вузами ЕАЭС,— рассказывает Яна Макарова, старший менеджер по внутренним коммуникациям и вовлечению коллег Pfizer в России и Беларуси.— Работа над тестовыми проектами в рамках учебы и стажировки на производственных площадках и в исследовательских центрах позволяет студентам познакомиться с реальными проектами и поставленными задачами, погружаясь в рабочую атмосферу и получая уникальный опыт. При участии наших сотрудников проводятся курсы лекций для студентов СПХФУ, Витебского госмедуниверситета, Волгоградского госмедуниверситета и Казахского национального медицинского университета. Компания также заключила соглашение о стратегическом партнерстве с РАНХиГС, в рамках которого студенты академии смогут пройти практику в Pfizer, а для наших сотрудников будут разработаны образовательные программы профессионального развития и создана проектная лаборатория для реализации совместных проектов».
«Мы реализуем четыре образовательные программы совместно с вузами: бакалавриат в СПбГУ и три магистратуры (в СПХФУ, ПущГЕНИ и НИУ ВШЭ Санкт-Петербург),— рассказывает Юлия Тепляшова.— Все программы разработаны экспертами компании совместно с представителями вузов, к фундаментальной базе мы добавили специализированные практические предметы. За 2019–2021 годы 29 человек успешно завершили обучение на магистерских программах. 22 выпускника присоединились к нашей команде, а еще 89 студентов продолжают обучение. Мы понимаем, что не все выпускники наших образовательных программ будут работать у нас. Наши инициативы формируют кадровый резерв для всего биотеха. Но мы готовы взять на себя эту миссию, ведь от быстрого развития биотехнологий зависит не только успех нашего бизнеса, но и качество и доступность лекарственной терапии в ближайшем будущем».
В Первом МГМУ им. И. М. Сеченова сегодня есть ряд обучающих программ, подготовленных совместно экспертами фармкомпаний и преподавателями университета — так, например, в Институте фармации им. А. П. Нелюбина проходит «Курс имени Эммануэля Мерка» (в сотрудничестве с компанией «Мерк»). В Центре магистерских программ реализуют направление подготовки «промышленная фармация».
Однако вновь и вновь звучат слова о разрыве между учебными программами и требованиями практики.
«Цели вузовской подготовки и требования работодателя к работнику действительно различаются. И это касается практически любого высшего образования,— комментирует Елена Каленикова.— Вуз стремится дать будущему выпускнику знания и представления о специальности во всем многообразии ее приложений. Так, при подготовке провизора изучаются и технологические, и аналитические, и регуляторные аспекты жизненного цикла лекарств. Работодателю же нужен работник на конкретное узкопрофилированное рабочее место с набором конкретных умений. Началом пути к их приобретению может стать ординатура, ориентированная уже более узко: фарманализ или технология — или управление/экономика. После этого для успешной работы на предприятии фармотрасли понадобятся программы дополнительного профессионального образования, которые максимально затачивают специалиста под конкретные должностные обязанности. И это последовательный образовательный процесс, в котором каждый очередной уровень базируется на компетенциях, приобретенных на предыдущем».
Ключ к решению вопроса — в подготовке многопрофильных специалистов, в сотрудничестве высшей школы и индустрии, а также в развитии дополнительного профессионального образования.