что такое промысел божий определение

Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Источник

Православная Жизнь

Как открывает Бог Свою волю, объясняет архиепископ Иов (Смакоуз).

что такое промысел божий определение. Смотреть фото что такое промысел божий определение. Смотреть картинку что такое промысел божий определение. Картинка про что такое промысел божий определение. Фото что такое промысел божий определение

Полагаю, что надо начать ответ с маленького уточнения в отношении главного слова этого вопроса. Когда я учился в духовной семинарии, преподаватель догматического богословия старец-исповедник отец Ливерий Воронов (1914–1995) на лекциях указывал, чем отличаются современное слово «промысел» и церковно-славянский догматический термин «Промысл». Промысел – это занятие или работа человека по добыче себе пропитания. А Промысл Божий, если очень кратко, – промышление, замысел, воля Божия и забота Бога о человеке. Хотя в наши дни допустимо употребление и первого, и второго варианта: «Промысел – занятие Бога по спасению человека, у которого Бог при этом не дерзает отнять Свой ценный дар свободы»! В известном «Катехизисе» святителя Филарета определение Промысла дано пространно и академически: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». В Промысле Божьем соединяются Божественная любовь и правда. Поэтому часто он сразу и непостижим для человека. Даже пророк Иона в Ветхом Завете не мог его принять со смирением и послушанием… Наверное, и в этом был Промысл Божий для нашего назидания. Самое главное в Промысле Божьем о всем человечестве и каждом человеке – это Боговоплощение и Голгофская жертва Христова, созидающие из людей новое творение, дающие им обожение и блаженное бессмертие.

Для христианина очень важно свою волю подчинить благой воле Божьей, научиться сотрудничать с Богом в деле своего спасения. У свт. Иоанна (Максимовича) имеется сочинение по этой теме с очень красивым и ярким, запоминающимся названием «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей». Это длинное название состоит из двух слов: ηλιος – солнце и ανθρωπος – человек. И в переводе с греческого значит подсолнух. Солнце есть образ воли Божией; подсолнечник – образ человеческой воли. Книга уже своим названием показывает, какими должны быть соотношения между Богом и человеком. Как подсолнух всегда поворачивает свою главу к солнцу, в сторону падающих солнечных лучей, так и человек всегда должен смотреть в сторону Бога и все, что нисходит от Бога, принимать как высшее благо для себя.

Воля Божия о человеке ясно открыта в Священном Писании, в заповедях Божьих, которые каждый христианин должен знать и исполнять. Наглядный пример – прп. Антоний Великий. Он стал святым, отцом монашества после услышанных во время богослужения в храме слов Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Стараясь исполнить их как можно точнее, он отказался от родительского наследства в пользу бедных своего селения. Услышав же в следующий раз слова Господа: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), юноша Антоний поручил сестру верным христианкам и стал подвизаться в пустыне под руководством старца. Понятно, что это путь для совершенных, особо избранных Богом… Один из оптинских старцев – прп. Иосиф – выразил эту мудрую истину в виде пословицы: «Живи не как хочется, а как Бог велит».

Бог открывает Свою волю в Церкви через добрых и святых людей, часто духоносных наставников, начальников и родителей, даже иногда при помощи чистых сердцем детей. Апостолы Христовы, как свидетельствует Книга Деяний, для уразумения воли Божией после усиленного поста и молитвы прибегали к такому средству, как жребий или соборное обсуждение возникшей проблемы или вопроса. Такое обсуждение вопроса с целью узнавания воли Божией в семье, в приходе с по-настоящему духоносными людьми, опытными друзьями и специалистами очень ценно.

Известно, что старец Паисий Святогорец в том в случае, когда желал получить от Бога извещение по какому-то вопросу, на несколько дней запирался у себя в келье, проводил время в посте, молитвах, поклонах – до тех пор, пока не получал от Бога в своем уме или сердце ясный ответ. При этом старец был против того, чтобы люди «просили извещения у Бога, если есть возможность посоветоваться с человеком»: «Бог хочет, чтобы мы так поступали от смирения. Только в том случае, если ты не можешь найти человека, чтобы спросить у него совета и получить извещение, Сам Бог становится твоим Старцем». Отец Паисий верил, что «Бог не попускает произойти злу, если из него не выйдет добра…».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский старец, в своих письмах оставил нам из своего духовного опыта очень убедительные назидания: «Самое ценное – научиться себя предавать всецело воле Божией»; «…Все Им, все от Него, все к Нему (см. Рим. 11:36) – так и живем. И вот теперь к концу жизненного пути свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».

Источник

Промысл Божий

Про́мысл Бо́жий – непре­стан­ное про­яв­ле­ние в мире все­бла­гой, все­пре­муд­рой и все­мо­гу­щей воли Божией, непре­стан­ное дей­ствие Божье, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира, все обра­ща­ю­щее ко благу, направ­ля­ю­щее к веч­ному спа­се­нию чело­ве­че­ство в целом и каж­дого чело­века в отдель­но­сти. (Зна­че­ние слова про­мы­сел, обо­зна­ча­ю­щего ремесло или вид ремесла, напри­мер, народ­ный про­мы­сел, не сле­дует путать со зна­че­нием слова «Про­мысл» (Божий)).

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Если ты хочешь знать Божий Про­мысл, опре­дели, каков твой хри­сти­ан­ский долг в той ситу­а­ции, в кото­рой ты сего­дня нахо­дишься.

Бог про­ви­дит и участ­вует в жизни людей, но часто не вме­ши­ва­ется в нашу жизнь види­мым обра­зом, чтобы наша сво­бод­ная воля могла осу­ществ­лять доб­ро­воль­ный выбор. Про­мысл Божий озна­чает, что на каждом этапе нашей жизни Гос­подь постав­ляет нас в такие усло­вия, при кото­рых мы могли бы сде­лать сво­бод­ный выбор в пользу добра, правды, спра­вед­ли­во­сти и через это вос­хо­дить к Небес­ному Отцу. Впро­чем, глу­бины Про­мысла Божия непо­сти­жимы для огра­ни­чен­ного чело­ве­че­ского рас­судка, так что, зная о Про­мысле Божием, мы не спо­собны постичь его в полной мере.

Ложные учения о Про­мысле Божьем:
1. Язы­че­ское пред­став­ле­ние о пред­опре­де­лён­ной судьбе как фатуме.
2. Дуа­лизм – борьба рав­но­вес­ных добра и зла.
3. Каль­ви­низм и ислам счи­тают, что Бог зара­нее пред­опре­де­лил одних к вечной жизни, других – к смерти.

Чело­веку свой­ственно упро­щать про­мысл Божий: сужать его до одного собы­тия, про­еци­ро­вать на себя и на насто­я­щее время. Но Бог пре­мудр и все­ве­дущ, Он обла­дает пол­но­той веде­ния. Любое собы­тие может быть звеном боль­шой цепи, охва­ты­вать многих людей и иметь послед­ствия на сотни лет.

Мы видим один-два-три эле­мента «пазла» миро­вой исто­рии, а Творец — всю кар­тину и одно­вре­менно.

Один отшель­ник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Про­мысла, и нало­жил на себя пост. Когда он отпра­вился к одному вда­леке жив­шему старцу, ему явился в образе инока Ангел и пред­ло­жил быть спут­ни­ком. К вечеру они оста­но­ви­лись на ночлег у одного бла­го­че­сти­вого мужа, кото­рый пред­ло­жил им пищу на сереб­ря­ном блюде. Но вот удив­ле­ние! Тотчас после тра­пезы спут­ник старца взял блюдо и бросил его в море.

Пошли далее и на другой день оста­но­ви­лись у дру­гого бла­го­че­сти­вого мужа. Но опять беда! Когда отшель­ник со спут­ни­ком стали соби­раться в путь, при­няв­ший их привел к ним мало­лет­него сына своего, чтобы бла­го­сло­вили его. Но вместо бла­го­слов­ле­ния спут­ник, кос­нув­шись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отча­я­нии не про­из­несли ни слова. На третий день они при­юти­лись в полу­раз­ру­шен­ном доме. Старец сел вку­сить пищи, а его спут­ник сна­чала разо­брал стену, а потом снова заде­лал ее. Тут старец не вытер­пел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты дела­ешь? Тре­тьего дня у доб­рого чело­века блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сего­дня поправ­ля­ешь никому не нужные стены».

Не дивись, старче, и не соблаз­няйся о мне. Я Ангел Божий. Первый чело­век, при­няв­ший нас, бого­угодно посту­пает, но блюдо то при­об­ре­тено было им неправ­дою, потому я и выбро­сил его, чтобы не поте­рял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страш­ный злодей. Хозяин дома, где мы оста­но­ви­лись, чело­век без­нрав­ствен­ный, лени­вый и оттого обни­щал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и попра­вил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Воз­вра­тись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так гла­го­лет Дух Святой: «суды Гос­подни – неве­домы чело­ве­кам». Посему и ты не испы­ты­вай их – не будет тебе это на пользу.

Все от Бога, – и благое и скорб­ное, и недо­стой­ное; но одно – по бла­го­во­ле­нию, другое – по домо­стро­и­тель­ству, третье – по попу­ще­нию. И по бла­го­во­ле­нию, – когда живем доб­ро­де­тельно, ибо угодно Богу, чтобы про­во­дили мы жизнь без­греш­ную, жили доб­ро­де­тельно и бла­го­че­стиво. По домо­стро­и­тель­ству, – когда, впадая в ошибки и погре­шая, бываем вра­зум­ля­емы; по попу­ще­нию же, – когда и вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­емся.

Бог бла­го­во­лил, чтобы чело­век спасся, как и ангелы взы­вали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние ( Лк.2:14 ). Опять домо­стро­и­тельно Бог вра­зум­ляет нас согре­ша­ю­щих, чтобы не были мы с миром осуж­дены, как гово­рит апо­стол: Судими от Бога нака­зу­емся, да не с миром осу­димся ( 1Кор.11:32 ). И несть зло во граде, еже Гос­подь не сотвори ( Амос.3:6 ), таковы: голод, язвы, болезни, пора­же­ния, брани; ибо все это служит к очи­ще­нию греха, кото­рые или не хотят жить без греха, или вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­ются, но пре­бы­вают во грехе, как напи­сано: ослепи Бог очи их и ока­ме­нил есть сердца их ( Ин.12:40 ); и: пре­даде их в неис­ку­сен ум, то есть, попу­стил их сво­боде тво­рити непо­доб­ная ( Рим.1:28 ); также: оже­сто­чая оже­сточу сердце Фара­о­ново ( Исх.4:21 ), то есть, попущу оже­сто­читься за непо­кор­ность его.

Про­мысл Божий

Можно ли срав­ни­вать пра­во­слав­ное учение о про­мысле Божьем с поня­тием чело­ве­че­ской судьбы? Об этом мы сего­дня пого­во­рим с кан­ди­да­том бого­сло­вия, пре­по­да­ва­те­лем Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Гле­бо­вым.

К: Отец Алек­сандр, что же такое – про­мысл Божий?

А: Раз­го­вор о про­мысле Божьем откры­вает очень важную тему – тему ответ­ствен­но­сти Бога за свое тво­ре­ние. Вот мы обычно гово­рим о своей ответ­ствен­но­сти перед Богом, о том, что нам при­дется дер­жать перед Богом ответ. Такое поня­тие, как про­мысл Божий, гово­рит об ответ­ствен­но­сти Бога за род чело­ве­че­ский и за сотво­рен­ный Им мир. Есть такое рели­ги­озно-фило­соф­ское учение, кото­рое назы­ва­ется «деизм» – в нем поня­тие про­мысла Божия отсут­ствует! Деизм гово­рит о Боге как о творце мира, но не гово­рит о Боге как о про­мыс­ли­теле мира. Да, Бог сотво­рил мир, Бог сотво­рил чело­века, наде­лил чело­века разу­мом, сво­бод­ной волей и как бы отстра­нился от вся­кого уча­стия в даль­ней­шей судьбе этого мира. Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире про­ис­хо­дит. Почему я упо­мя­нул о деизме? Потому что сего­дня многие люди, может быть даже сами того не осо­зна­вая, раз­де­ляют именно такую точку зрения. Они видят в твор­че­ском акте Бога обос­но­ва­ние бытия этого мира, потому что пред­ста­вить себе, что вот этот мир, столь разумно устро­ен­ный, столь сложно орга­ни­зо­ван­ный, раз­ви­ва­ю­щийся по каким-то опре­де­лен­ным зако­нам, возник просто сам по себе из ничего. Пред­ста­вить такое для многих людей довольно про­бле­ма­тично. Но в то же время они не видят какого-то разум­ного при­сут­ствия Божьего в этом мире. В этом мире – много зла, много неспра­вед­ли­во­сти, люди болеют, стра­дают, уми­рают. То есть, с одной сто­роны, они при­знают, что Бог сотво­рил мир, потому что этот мир как тво­ре­ние пре­кра­сен и разумно устроен, но, в тоже время, они отка­зы­ва­ются при­знать про­мысл Божий, потому что то, что про­ис­хо­дит в нашем мире часто не умно, не логично, жестоко и хао­тично.

В хри­сти­ан­ском откро­ве­нии такие поня­тия, как Бог-творец и Бог-про­мыс­ли­тель, нераз­рывно свя­заны между собой, потому что само реше­ние Бога о тво­ре­нии мира при­ни­ма­лось нераз­рывно вместе с Его реше­нием о спа­се­нии этого мира. Вот это дву­еди­ное реше­ние Бога о спа­се­нии и о тво­ре­нии мира полу­чило назва­ние «Пред­веч­ный совет Святой Троицы». Пред­веч­ный – значит до вре­мени, до века сего, до тво­ре­ния мира. И этот пред­веч­ный совет совер­шенно гени­ально изоб­ра­зил пре­по­доб­ный Андрей Рублев на своей иконе, кото­рая так и назы­ва­ется – «Троица». Поскольку Бога в Его тро­ич­но­сти невоз­можно не только изоб­ра­зить, но и даже как-то пред­ста­вить, то в пра­во­слав­ной тра­ди­ции Святая Троица изоб­ра­жа­ется в виде трёх Анге­лов, кото­рые были явлены Авра­аму у дуба Мам­врий­ского. Но руб­лев­ская Троица опи­сы­вает не этот исто­ри­че­ский эпизод, когда три Ангела пришли к Авра­аму и воз­ве­стили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет един­ствен­ный воз­мож­ный упо­ми­на­е­мый в Библии образ Святой Троицы и напол­няет его не исто­ри­че­ским содер­жа­нием, а дои­сто­ри­че­ским, пред­веч­ным, он как бы изоб­ра­жает вот этот совет пред­веч­ной Святой Троицы. Три Ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше вид­не­ется голова жерт­вен­ного живот­ного и Ангелы смот­рят друг на друга, как бы сове­ту­ясь, сове­ща­ясь между Собой, кто из Них станет вот этой жерт­вой – Агнцем Божиим. И когда при­ни­ма­ется реше­ние, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жерт­вой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого при­ни­ма­ется реше­ние о тво­ре­нии самого мира, то есть про­мысл Божий как бы пер­ви­чен, а акт тво­ре­ния – вто­ри­чен.

К: Как соот­не­сти чело­ве­че­скую сво­боду и про­мысл Божий, ведь чело­век сво­бо­ден и может делать все, что хочет? Как рас­по­знать, что про­ис­хо­дит в резуль­тате наших дости­же­ний и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–К: Вы ска­зали, что многие люди отка­зы­ва­ются при­зна­вать Божий про­мысл, потому что не видят разум­ного дей­ствия Бога в мире, но с этим невоз­можно не согла­ситься, потому что в мире много стра­да­ний, люди делают что хотят, они совер­шают пре­ступ­ле­ния и Гос­подь их не оста­нав­ли­вает. Другие, про­ходя через испы­та­ния, просят Бога о помощи, но Гос­подь не часто их слышит, а если слышит, то только уси­ли­вает эти испы­та­ния. Как сов­ме­стить любовь Бога к своему тво­ре­нию, Божий про­мысл о мире с реаль­но­стью, кото­рая про­ис­хо­дит вокруг нас?

А: То, что каса­ется бла­го­сти Божией и зла, кото­рое при­сут­ствует в мире, то обычно по этому поводу выска­зы­вают два сооб­ра­же­ния. Первое – это то, что зло можно уни­что­жить только с его носи­те­лем, то есть с чело­ве­ком, ну а Бог как раз по своей бла­го­сти хочет исправ­ле­ния чело­века, его пока­я­ния, а не его смерти. Мы же с вами обра­ща­емся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш». Мы не назы­ваем Бога ни судьей, ни про­ку­ро­ром, ни зако­ном, ни спра­вед­ли­во­стью, мы назы­ваем его отцом. И вот, если пере­не­сти наши отно­ше­ния с Богом на внут­ри­се­мей­ные отно­ше­ния, если ребе­нок чем-то про­ви­нился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уни­что­жает? Даже если ребе­нок болен, даже если ребе­нок рас­про­стра­няет вокруг себя зло, даже если этот ребе­нок вырос и стал пре­ступ­ни­ком. Да, его осудит обще­ство, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец отно­сится к своему ребенку не с пози­ции юри­ди­че­ского закона, даже не с пози­ции закона спра­вед­ли­во­сти, он к нему отно­сится с пози­ции закона любви. Вот то же самое про­ис­хо­дит в наших вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Соб­ственно, почему Гос­подь терпит зло, и до какого момента это будет про­дол­жаться, Он пояс­нил довольно ясно, когда рас­ска­зал притчу о пше­нице и пле­ве­лах. Ну и второе сооб­ра­же­ние: раз уж в мире суще­ствует зло, то Гос­подь обо­ра­чи­вает его ради спа­се­ния людей, для исправ­ле­ния людей заблу­див­шихся, греш­ных людей и для укреп­ле­ния веры и испы­та­ния пра­вед­ни­ков. Это было хорошо под­ме­чено Гете во фразе Мефи­сто­феля, в извест­ной фразе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совер­шает благо». Дьявол сеет зло, но Гос­подь исполь­зует это зло, как горь­кое лекар­ство, для спа­се­ния людей и тем самым обра­щает зло во благо.

Но, в общем и целом вот этот вопрос, кото­рый Вы мне задали, я, навер­ное, не оши­бусь, если скажу, что с апо­ло­ге­ти­че­ской точки зрения – это, конечно, самый слож­ный вопрос. Есть в бого­сло­вии попытка раз­ре­ше­ния этого вопроса, кото­рая полу­чила назва­ние «Тео­ди­цея», что значит «оправ­да­ние Бога». Нам это назва­ние тоже может пока­заться стран­ным, потому что ведь мы ищем оправ­да­ния у Бога, а здесь мы гово­рим о том, что Бога надо оправ­ды­вать. Бога, дей­стви­тельно, иногда при­хо­дится оправ­ды­вать, но вот я при­веду такой пример, кото­рый хорошо изве­стен, навер­ное, каж­дому свя­щен­нику. Напри­мер, при­хо­дит в храм мать и гово­рит, что у неё умер ребе­нок. Вот она под­хо­дит к свя­щен­нику и задает ему при­мерно сле­ду­ю­щий набор вопро­сов: «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребе­нок хуже других, и какое пре­ступ­ле­ние они совер­шили? Как вообще можно понять вот это дей­ствие Бога, кото­рый отнял у неё ребенка и обрек её на такие стра­да­ния, сломал ей жизнь?» Свя­щен­ник, конечно, пыта­ется как-то уте­шить этого чело­века, хотя ни о каком уте­ше­нии здесь гово­рить невоз­можно, но и в то же время он пыта­ется как-то защи­тить Бога, оправ­дать Его дей­ствия, чтобы этот чело­век веру не поте­рял. Дру­гими сло­вами, это попытка согла­со­вать между собой все те про­ти­во­ре­чия, о кото­рых Вы упо­мя­нули в вашем вопросе: что Бог дей­стви­тельно есть любовь, что его про­мысл направ­лен ко благу людей. Все эти поло­же­ния под­вер­га­ются очень серьез­ным сомне­ниям, ведь абсо­лютно каждый чело­век, с очень разной сте­пе­нью воцер­ко­в­лен­но­сти, вообще рели­ги­оз­ного чув­ства, зада­вался подоб­ными вопро­сами: что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожа­лел ради спа­се­ния этого мира и, если Он все­мо­гу­щий, то где про­яв­ле­ние этого все­мо­гу­ще­ства и любви в нашем мире. А ведь иногда совер­шенно невин­ные люди про­хо­дят через такое гор­нило стра­да­ний, что просто в силу ужаса про­ис­хо­дя­щего при­нять это как благую волю Божию, как некое добро не пред­став­ля­ется воз­мож­ным. И вот тогда люди соот­но­сят то, что про­изо­шло и про­мысл Божий, у них оста­ется не много вари­ан­тов ответа. Либо Богу дей­стви­тельно нет до нас ника­кого дела и все рас­сказы о его любви сильно пре­уве­ли­чены, либо Он не обла­дает все­мо­гу­ще­ством, Он просто вынуж­ден бес­сильно смот­реть, как в мире цар­ствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о стра­да­нии невин­ного, о стра­да­нии пра­вед­ника мы нахо­дим в Новом завете, в стра­да­нии в смерти невин­ного Христа. Если чело­век опре­де­ляет для себя вечное спа­се­ние как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем пра­вед­но­сти и путем свя­то­сти, то это будет крест­ный путь, только крест­ный, ника­кого обход­ного пути не суще­ствует! Это будет узкий путь и тесные врата, веду­щие в Цар­ство Божие. И ведь Гос­подь никого не обма­ны­вает, Он не дает ника­ких ложных обе­ща­ний! Каждый, кто читал Еван­ге­лие, у него должны отпасть вся­че­ские иллю­зии отно­си­тельно того, что значит сле­до­вать за Хри­стом. Гос­подь совер­шенно ясно гово­рит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем пра­вед­нее чело­век, тем силь­нее его духов­ная жизнь, тем тяже­лее ему будет этот крест. И если чело­век осмыс­ленно при­ни­мает Таин­ство Кре­ще­ния, то он должен пони­мать, что он тем самым изъ­яв­ляет жела­ние раз­де­лить земную судьбу Христа. Не только Его веч­ность, не только Его Вос­кре­се­ние, а Его земную участь. Ну, а как Гос­подь закон­чил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *