что такое промоакция в магазине
Промоакции – это популярный и действенный инструмент рекламы и продвижения товаров. Сегодня этим термином обозначают широкий круг маркетинговых мероприятий. Однако есть четкие границы между тем, что является промоакциями, а что – нет. Расскажем о специфике этого явления, его разновидностях и преимуществах применения.
Понятие
В переводе с английского промоакции – это рекламные действия. Но в русском языке данное слово имеет более узкое и конкретное значение. Оно обозначает комплекс мероприятий по убеждению и стимулированию покупателя к приобретению товара. Особенностью этого комплекса является нестандартность способов установления контакта с потребителем. Поэтому промоакции – это не вся реклама в целом, а только отдельная ее часть.
В современном отечественном маркетинге есть два подхода к определению понятия «промоакция». Узкий, в рамках которого под ним понимается конкретное действие по стимулированию покупателя к покупке. Например, приз за приобретение определенного товара. Широкий подход относит к этому понятию самые разнообразные способы взаимодействия с покупателем, их общей чертой является относительная незаметность и ненавязчивость для потребителя. Например, свич-селлинг или проведение ивентов.
Решаемые задачи
Производители товаров, размышляя о рекламной активности, чаще всего думают, что им необходимо только повысить продажи, считая это главной целью. Но маркетологи знают, что к желанным продажам можно прийти разными путями и в каждом случае нужно выбирать соответствующие инструменты. Например, когда есть необходимость вывести новый товар на рынок, незаменимой становится промоакция. Как правильно выбрать цель и способ ее достижения? Необходимо хорошо представлять себе, какие задачи способны решить промоакции. С их помощью можно повысить спрос на какие-то конкретные виды продукции, перетянуть потребителя у конкурента, сформировать осведомленность о конкурентном преимуществе своей продукции, сформировать положительный имидж марки или продукта. Но в каждом случае следует тщательно и взвешенно подойти к выбору подходящей разновидности акции.
Как мы уже поняли, промоакции – это весьма разнообразный инструмент. Самыми популярными его разновидностями являются:
— Лифлетинг, т. е. раздача листовок, буклетов. Сегодня потребитель часто негативно относится к этому способу коммуникации с производителем, но инструмент хорошо работает для повышения осведомленности о товаре. Необходимо только продумать, как повысить ценность раздаваемого материала в глазах потребителя. Например, раздавать купоны на скидки, дисконтные карты, календари, т. е. то, что покупатель воспримет как полезный предмет.
— Призы при покупке, лотереи. Несмотря на высокую частоту использования такого инструмента, он не теряет популярности. Людям нравится получать подарки, но нужно хорошо продумать, какой презент будет интересен целевой аудитории.
— Тестинг и дегустации. Нет лучшего мотиватора к покупке, чем дать человеку попробовать продукт, примериться к нему. Поэтому этот механизм хорошо работает, особенно в сфере продуктов питания. Следует только хорошо продумать место проведения акций. Так, дорогой сок не стоит давать попробовать в дешевом дискаунтере, покупатели там не готовы делать дорогие покупки.
— Сэмплинг, раздача образцов. Не каждый товар можно дегустировать в публичном месте, и в этом случае отлично подойдет данный метод. Средства женской гигиены, шампунь, дезодорант и многое другое человек с удовольствием возьмет, чтобы попробовать дома. К образцу можно добавить буклет, который человек воспримет как часть подарка. Отличный способ, позволяющий осведомить потребителя о свойствах товара и сформировать его лояльность.
— Ивент-мероприятия. Проведение праздников, фестивалей, флешмобов и т. п. позволяет формировать положительный имидж марки. Людям нравятся бесплатные развлечения, и от хорошего мероприятия у них надолго останутся приятные воспоминания.
— Свич-селлинг, т. е. обмен на образцы продуктов. Можно предложить обменять старое на новое, товар-конкурент на свой продукт.
Также к промоакциям относят различные презентации, консультирование, анонсы, кросс-промоушн, шоу и другие нестандартные способы взаимодействия с потребителями.
Этапы проведения
Эффективные промоакции всегда связаны с нахождением креативного, необычного решения. Поэтому вопрос о том, как создать промоакцию, не имеет однозначного ответа. В каждом конкретном случае возможны различные варианты. Однако существует устоявшийся алгоритм проведения акций.
На первом этапе необходимо четко определить цели, которых необходимо достичь. После этого следует выбрать верную целевую аудиторию и вид промоакции. Маркетологи обычно систематически проводят исследования рынка и потребителей, что позволяет им без труда выбрать верный сегмент, на который рассчитана маркетинговая активность. Следующая стадия подготовки промоакции связан с выработкой рекламного предложения. Это может быть подарок за некие совершенные потребителем действия или участие в каких-то действиях компании. Далее начинаются технические этапы, к ним относится разработка сценария и расчет сметы, выбор площадки, подготовка необходимого реквизита, рекламных материалов, набор и обучение персонала. Следующий этап – это собственно реализация плана акции. На последнем этапе необходимо оценить эффективность проведенного мероприятия.
Преимущества
Каждый маркетинговый инструмент имеет свои особенности. Преимуществами промоакций является непосредственный контакт с потребителем. Потенциальный покупатель имеет возможность контакта с товаром в комфортных для себя условиях, при этом он зачастую не воспринимает эту коммуникацию с продуктом, как навязчивую рекламу. Например, промоакция антивирусов, в рамках которой пользователю предоставляется возможность бесплатно протестировать программу, рассматривается им как выгодное предложение. Потребитель понимает, что ему рассказывают о товаре, но при этом решение об использовании продукта и получении информации он принимает совершенно добровольно. В этой добровольности и ненавязчивости и есть главное достоинство промоакций.
Недостатки
Главным минусом промоакций является трудность отслеживания и оценки их эффективности. Это связано с тем, что зачастую результат в случае с промо имеет отложенный и накапливающийся эффект. Хотя проведение стимулирующих акций позволяет легко увидеть их результат. Еще один недостаток этого инструмента заключается в том, что участие в промоакциях требует от потребителей временных затрат и люди не всегда готовы идти на это. Кроме того, проведение акций требует выдумки, высокого профессионализма от всех, кто их реализует. Это приводит к большим финансовым затратам.
Расчет бюджета
Финансовая составляющая – важная часть любого маркетингового мероприятия. Бюджет акции можно условно разделить на несколько основных статей: планирование, подготовка, реализация и оценка эффективности. К обязательным расходам относят и финансирование информирования целевых аудиторий о том, что будет проходить промоакция. Строительный магазин, к примеру, решивший провести праздник, должен при помощи разных средств информирования сообщить потребителям о готовящемся мероприятии. Для этого придется прибегнуть к рекламе: печатной, в интернете, в прессе или на телевидении. Отдельную статью расходов составляют расходы на менеджмент и административные нужды.
Оценка эффективности
Любое рекламное действие необходимо оценивать с точки зрения того, помогло ли оно достичь поставленных целей. После проведения любой активности следует оценить ее успешность. Это нужно для того, чтобы понять, что значит промоакция в комплексе маркетинга, помогла ли она повысить продажи или осведомленность о товаре. Методов оценки эффективности много, как минимум это математические подсчеты расходов и прибыли.
Проведение рекламных промо-акций: цели, план, правила, сроки
Промо-акция – это разновидность непрямой рекламы для повышения внимания аудитории к товарам и бренду. Помимо увеличения объёма продаж, такие мероприятия способны решать множество задач. Они помогают находить новых клиентов и выстраивать доверительные отношения со старыми, стимулируют повторные заказы.
Непрямой маркетинг действует значительно эффективнее стандартной рекламы. При грамотном подходе вы добьётесь максимально быстрой реакции пользователей, проинформируете потенциальных клиентов о своей продукции.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Рекламные акции нужны для:
С другой стороны, непродуманная промо-акция может стать малоэффективным и даже провальным мероприятием. Поставленные задачи не будут решены, затраты не окупятся. Более того, фирма окажется в минусе (особенно если вы решили привлекать клиентов крупными скидками).
Рассчитываете на более оптимистичный результат? Тогда непременно прочтите сегодняшнюю статью. Из неё вы узнаете о выборе цели акции, формах и особенностях непрямой рекламы, правильном формировании плана и бюджета. Кроме того, мы рассмотрим все актуальные каналы информирования о запуске промо-акции и дадим проверенные советы по каждому пункту.
Определяем цель проведения акции
Сразу уточним: цели бывают краткосрочными, а также долгосрочными. К первому варианту относится получение большого количества заказчиков, увеличение объёма продаж и прибыли. Долгосрочные задачи – это появление постоянных клиентов, улучшение репутации компании. При подготовке к промо-акции важно ориентироваться не только на решение краткосрочных задач, но и на выгоду в будущем.
Среди популярных целей проведения промо-акций стоит выделить:
По законам маркетинга цель обязана быть конкретной, измеримой, амбициозной, реалистичной и ограниченной по времени. Чтобы не ошибиться с приоритетной задачей, рекомендуем предварительно провести анализ текущего состояния компании, её авторитетности и уровня продаж.
Если вы обладаете достаточными ресурсами, попробуйте решить с помощью промо-акции основную проблему. Так, фирме, у которой мало постоянных клиентов, стоит сосредоточиться на повторных продажах, выстроить систему лояльности.
Можно также пойти по пути наименьшего сопротивления – закрепить свои позиции там, где вы уже добились неплохих показателей.
Формы проведения акций
Сейчас компании используют множество видов акций. Чтобы определить, какой вариант подходит именно вам, учитывайте такие факторы:
Скидки
Это хороший способ увеличить количество заказов. Чем выше размер скидки, тем больше спрос (чтобы серьёзно увеличить поток клиентов, надо снизить ценник на 15% и выше). Вместе с тем надо понимать: несмотря на рост продаж, прибыль снизится – подумайте, насколько целесообразна такая промо-акция.
Можно выделить следующие формы скидок:
Для рынка услуг актуальна скидка на предварительное бронирование, а также первое посещение заведения. Так вы сможете перехватить клиента у конкурента. Однако для его удержания требуется высококачественное обслуживание и определённый стимул, например, выдача бонусной карты.
Важно привязывать акцию к тому или иному событию. Беспричинное снижение цены заставит аудиторию усомниться в качестве товаров.
Распродажи
По сути, это те же скидки, но с учётом сезонности – своеобразная игра с ценой и ассортиментом. При обдуманном подходе распродажи помогают сбыть залежавшиеся товары или увеличить товарооборот в несезон.
Конкурсы и викторины
Анонсировать подобные мероприятия можно с помощью email-рассылок по собранной на вашем сайте базе (используйте виджет подписки). Проводить сам конкурс удобнее всего в соцсетях. Этот формат, прежде всего, позволяет улучшить узнаваемость бренда и его имидж.
Подарок за покупку или лотерея
Это сильный мотивационный инструмент для кратковременных продаж, который поможет вам обойти даже сильных конкурентов. Кроме того, он повышает лояльность целевой аудитории.
Классическая схема лотереи подразумевает покупку определённого товара в указанном количестве и размере, регистрацию покупки для получения возможности выиграть суперприз или один из утешительных презентов. Главное – придумать максимально простые и понятные для потребителей условия, добиться жёсткого контроля и наглядной презентации результатов лотереи.
В эту категорию входят также промо-акции с мгновенным получением неизвестного сюрприза – им может стать ваш недорогой товар или продукция партнёра (в обмен на продвижение его бренда). Предприниматели часто используют схему «2+1», то есть при покупке двух товаров, третий вручается бесплатно.
Карта лояльности
Запустите акцию с раздачей дисконтных карт, которые нужны клиентам для получения выгоды в конкретном магазине.
Лучше приурочить раздачу дисконтных карт к конкретной дате или оговорить чёткие условия получения. Например, можно вручать карты участникам викторины, а также при заказе на указанную сумму и при первой покупке.
Как составить план организации рекламной акции
Какому бы формату промо-акции вы ни отдали предпочтение, алгоритм действий является одинаковым.
1. Определение цели
Дано: У косметической компании открылась торговая точка в новом месте. Нужно привлечь местных жителей и сделать их постоянными клиентами.
2. Анализ целевой аудитории
Нарисуйте портрет своего потребителя: какой у него возраст, доход, что для него важно, чем его можно заинтересовать. При дальнейшем выборе формата и условий промо-акции ориентируйтесь именно на свою аудиторию.
Так, для бренда косметики целевой аудиторией являются женщины в возрасте 21–45 лет, которым близка тема моды, красоты и здоровья. Место проживания – вблизи от торговой точки или в пределах предусмотренной доставки.
3. Выбор формата
Исходя из двух предыдущих пунктов, выберите наиболее подходящий вам вид рекламной акции.
Что мы делаем? Организуем акцию с раздачей бонусных карт.
4. Установление сроков
Определите временные рамки проведения мероприятия. Оптимальная продолжительность – 2–3 недели. В противном случае потребители привыкнут к промо-акции и будут слабо на неё реагировать.
Чтобы сделать наше предложение действительно ценным, ограничиваем срок получения бонусной карты 7 днями после открытия магазина.
5. Условия
Создайте сценарий акции и определитесь с человеком, который будет отвечать за каждый этап её проведения. Решите, какие материалы понадобятся для вашей непрямой рекламы.
В наш пример можно добавить дополнительное условие получения карты – будем выдавать её только при покупке от 1000 рублей.
6. Донесение информации до целевой аудитории
О старте промо-акции должно узнать как можно больше потенциальных клиентов.
Для информирования подойдёт таргетинг на жителей и раздача листовок в торговом центре, где расположен наш магазин, а также на улице рядом.
7. Анализ эффективности
Важно не только подводить итоги после окончания рекламной акции, но и фиксировать с дальнейшим аудитом промежуточные результаты.
Определитесь: кто, каким методами и по каким показателям будет измерять эффективность вашего промо.
Как рассчитать бюджет на акцию и окупаемость
Вычислить размер затрат можно общей суммой, как процент от совокупных продаж, а также из расчёта на единицу товара.
Стоит выделить три варианта построения бюджета промо-акции:
Заложите в бюджет расходы на подготовку рекламной акции – это, прежде всего, создание промо-материалов, оплата исполнителям. Учтите также затраты на ведение и управление проектом, расходы на коммуникацию в ходе PR-мероприятия.
Одним из наиболее затратных пунктов являются расходы на призы. Во время проведения конкурсов и вручения призов трудно рассчитать окупаемость вложений из-за ещё неточного на тот момент количества участников и с учётом достижения долгосрочных целей.
Идеальным считается вариант, когда затраты на проведения промо-акции составляют 10% от ожидаемой прибыли.
Формула расчёта рентабельности выглядит так:
Рентабельность = Дополнительная прибыль/Вложения в промо-акцию – 1.
Без акции мы продаём 10 тысяч сувениров, а с ней планируем сбыть 12 тысяч товаров. Прибыль от каждого сувенира составляет 1 500 рублей при цене подарка за покупку 300 рублей. Расходы на рекламную поддержку – 50 тысяч рублей
Дополнительные продажи: 12 тысяч – 10 тысяч = 2 тысячи товаров
Дополнительная прибыль: 2 000 x 1 500 =3 000 000 рублей
Расходы на акцию: 450 тысяч на подарки и 50 тысяч на рекламу (итого: 500 тысяч рублей)
Рентабельность: 3 000 000 / 500 000 – 1 = 5%.
Запуск рекламы промо-акции
В принципе запустить рекламную акцию нетрудно, куда сложнее добиться хорошей статистики и эффективности. Для этого обратите внимание на специфику распространения информации на выбранных каналах:
Промо-акции – неотъемлемый атрибут любого успешного бизнеса. Надеемся, что благодаря нашим рекомендациям они принесут вашей компании максимум пользы и прибыли!
Промо-акция — лучший инструмент для повышения узнаваемости
Требуется подстегнуть интерес к товару компании? Выбираете рекламный метод, гарантирующий плоды за короткий промежуток времени? Проведите промо-акцию! А мы расскажем о ее возможностях и форматах!
Как определить промо-акцию?
Промо-акция — спланированное мероприятие, организуемое с целью продвижения бренда. Образовалась она от «promotion», что в переводе обозначает «развитие».
Промоутер — сотрудник компании организатора, участвующий в проведении акции.
Большинство промоушенов имеет характерные черты:
В чем достоинства промо-акций?
Главным плюсом промо-акций является возможность непосредственного личного контакта с существующим или потенциальным клиентом. На личном опыте он может оценить преимущества без ошибочных трат личного бюджета. В личном контакте заключается и недостаток, ведь недостаточно подготовленный персонал может навредить успеху мероприятия. Стоит избегать ошибок в сценарии, проводить достаточно тренингов и полный инструктаж по плану проведения.
Логисты утверждают, что именно промо-акции дают отличную возможность «очистить» склад от залежавшегося товара за крайне короткий промежуток времени.
В чем задача промо-акции?
Конечно, рост продаж! Однако, изначально и в дальнейшем эта цель составляется из нескольких задач:
Какие форматы используются для промо-акций?
Promo акции для продвижения направлены на целевую аудиторию. При этом она может иметь несколько форматов воздействия:
Какие бывают промо-акции?
Все промо-акции можно визуально разделить на три группы:
Какие акции относятся к Sales promotion?
Промо-акции для массовой аудитории отличаются простотой, но прекрасной организацией. Одним из наиболее популярных вариантов являются выставки, где потребитель может познакомиться с товаром. Ключевым аспектом здесь является ее привлекательный правильный стенд, сформированный профессионалами. Они рассказывают о товаре, отвечают на вопросы, предлагают попробовать его на примере образца или дарят всевозможные подарки и договариваются о встречах.
Далее по популярности — распространение листовок (лифлетинг). Его преимущества в малой затратности, а вот недостаток — в снижении действенности из-за большого рекламного потока на рынке. В качестве листовки может быть рекламный буклет, информация о предстоящем мероприятии бренда (открытие, переезд, начало «тотальной ликвидации» и т.д.), купон на скидку или любое выгодное для клиента предложение. Чем ценнее информация в листовке, тем больше шансов, что клиент ее сохранит и даже использует по назначению. Главное, заинтересовать и не забыть указать: товар/услугу, бренд, адрес точки продажи/заказа, время работы, контакты и что-то полезное (схему метро, движения транспорта, телефоны соцслужб, календарь). Совсем хорошо, если компания имеет правильный запоминающийся слоган, который тоже лучше разместить с лицевой стороны.
Познакомиться с продуктом легче всего через его личное использование. Поэтому тестирование и дегустация — следующий вид промо. Однако, его главный минус в высокой затратности. Полная окупаемость наступает далеко не сразу. Здесь работа больше на перспективу, когда товар становится лидером среди конкурентов и отправляется в покупательскую корзину клиента. Проведение тестовых и дегустационных промо проводится в крупных торгово-развлекательных центрах, сетевых магазинах, брендовых магазинах, кафе, клубах и ресторанах. Выбор места обуславливается видом товара/услуги.
Распространение образцов (сэмплинг) — это один из оптимальных по затратам и отдаче видов промо-акций. Кто откажется от бесплатного пробника? Даже, если этот товар не нужен сейчас — пригодится позже! В данном виде промо важно уследить за качеством пробника. В целом сэмплинг рассчитан на привлечение новых клиентов, которые были не знакомы с товаром ранее. Однако, от него вполне можно ожидать возвращения ушедших клиентов и увеличения спроса среди существующих. Идеально место для проведения акции — любое скопление людей.
Призы — работают, как спрятанный в рукаве туз. Подсознательно человек выберет то, где есть возможность по одной цене приобрести больше или выиграть нечто полезное. Например, купите 3 творожка и получите 4 в подарок или при покупке 2 единиц продукции получите товар-новинку бесплатно, детские термотрансферы в подарок к зимнему комбинезону и т.д.
Проведение лотереи дает прирост продаж на весь период проведения акции, но и цель должна оправдывать средства! Главный приз выбирается особо ценный и оформление участия потребует соответствующих средств. Это акция из разряда: Приобрети пачку кофе и выиграй поездку в Бразилию, приобрети два кофе — удвой свои шансы на победу. Такие промо зачастую не отслеживаются покупателями, а вот лотереи с регистрацией купонов «Соверши покупку на 3000 и получи купон на участие в розыгрыше автомобиля хх числа» — потребуют реального существования приза!
Гарантия выигрыша также актуальна для повышения спроса, так как подарки любят все! Однако, для проведения потребуется некоторая затрата средств. Важно правильно рассчитать себестоимость подарка, чтобы он не перекрыл доход от основного товара.
Хотите узнать, на сколько узнаваем ваш товар? Проведите викторину или конкурс. Он может сопутствовать приобретению товара или быть от него совершенно независимым. Весьма популярны данные промо в социальных сетях.
Резкое снижение цен — метод повышения спроса здесь и сейчас. Мы все предпочитаем приобретать по акции! Такая промо обозначается специальным ценником или объявлением. Указывается срок проведения, после окончания которого возвращается первоначальная цена. Часто ей посвящены билборды от сетевых магазинов.
Система лояльности — один из повсеместно применяемых вариантов промо. Повышают уровень вовлеченности в покупательский процесс существующих клиентов. Системы могут быть различные, но суть в получении определенных бонусов за совершенные покупки. Примером такой промо-акции являются накопительные дисконтные карты.
Для массового привлечения актуальны также:
Какие акции относятся к Event marketing?
Имиджевые промо-акции характеризуют бренд со стороны конкурентов и клиентов. Среди подобных мероприятий:
Кроме перечисленных акций для популяризации бренда проводятся корпоративные вечеринки, устраиваются показы мод и концерты с любимыми целевой аудиторией исполнителями. Важно создать условия праздника и торжества. Но важно понимать, что стоить они будут соответствующе.
Какие акции относятся к Trade marketing?
Промо-акции для участников, вовлеченных в маркетинг. Здесь смогут почерпнуть полезную информацию и завести новые знакомства дистрибьютеры, консультанты, менеджеры, консультанты и другие.
Как организовать промо-акцию?
Чтобы провести удачную промо-акцию, необходима тщательная подготовка. Конечно, стратегия может меняться в зависимости от масштаба и возможностей бренда, но в целом имеет единый алгоритм действий:
И помните! От изначальной организации зависит максимум успеха проведения промо-акции. Если что-то пошло не так, значит это не учли и к этому не были готовы! А в остальном….желаем стабильного роста и процветания!