что такое пролив дрейка
Пролив Дрейка
Шетландские острова, Антарктида
Загадка происхождения пролива Дрейка
Пролив Дрейка и расширение Земли
Массовое падение метеоритов
Переворот планеты размыл Пролив Дрейка
Время возникновения Пролива Дрейка:
Пролив Дрейка образовался 40 млн. лет назад
Достопримечательность
Пролив Дрейка является самой опасной достопримечательностью Антарктиды
Пролив Дрейка считается одним из самых необыкновенных мест на планете, которое было открыто знаменитым английским пиратом Дрейком в 1578 году. Пролив соединяет Тихий океан с Атлантическим и отделяет Шетландские острова Антарктиды от Огненной Земли Южной Америки.
Пролив Дрейка является самым глубоким, более 5 000 метров, проливом на планете. Ширина пролива так же отличает его на мировой карте – это самый широкий пролив, в самой узкой части превышающий 800 километров.
Но самой примечательной характеристикой является его суровость. Это самый опасный участок в мировом океане с незатихающими штормами. Скорость ветров с запада часто достигает 30 м/с, что соответствует 10-бальному шторму. Антарктическое циркумполярное течение, полностью огибающее материк достигает в проливе Дрейка почти 15 километров в час, а в сочетании с дрейфующими айсбергами и льдами это штормовое место напоминает инопланетную вечную бурю, разрушающую и поглощающую все на своем пути.
Загадка происхождения пролива Дрейка
Происхождение пролива Дрейка вызывает не меньший интерес у ученых, чем сам пролив. Несколько глобальных событий и процессов планеты слились воедино и породили этот уникальный природный шедевр.
Пролив Дрейка и расширение Земли
Первой причиной является постоянный рост земли. Согласно данным исследований, в Тихом океане земная кора расширяется в год на 15 сантиметров, в Атлантическом – на 3-4 сантиметра. Несколько десятков миллионов лет назад Земля была почти в два раза меньше, чем сейчас, и континенты так плотно прилегали друг к другу, что разрывов практически не было. Антарктида и Южная Америка были соединены, и имели единую горную систему, отделяющую Атлантический океан от Тихого. Около четырех десятков миллионов лет назад в процессе увеличения планеты и тектонической активности между двумя континентами образовалась трещина. Но на этом создании природного шедевра только началось.
Массовое падение метеоритов
Под дном Тихого океана геофизиками обнаружен метеоритный кратер, образовавшийся чуть менее сорока миллионов лет назад из-за падения метеорита. Площадь его основания определена приблизительно 50 километров, хотя полный размер может быть значительно больше и пока не установлен. Кратер Ашмор – не единственное свидетельство падения космических тел в тот период времени. Чезапикский кратер Вирджинии, Попигайский – в Сибири и др. свидетельствуют об огромном количестве ударов, которым подверглась вся планета. Этот каменный гигантский град сыграл значительную роль во внутренних земных процессах. Он не только вызвал раскол земной коры, в том числе на границе Антарктиды и Южной Америки и спровоцировал образование пролива Дрейка, он высвободил на поверхность подкорковые воды и запустил еще один глобальный катаклизм.
Переворот планеты размыл Пролив Дрейка
Вся земная гравитация создается ядром планеты, которое имеет неправильную форму. Это проявляет себя в виде неоднородности силы гравитации. При помощи специального спутника ученым удалось составить карту гравитационного поля земли и доказать дисбаланс ядра, который является основной причиной переворотов планеты и вызывает катастрофы планетарного масштаба. Одна из таких катастроф имеет название Всемирный потоп. Следы этой катастрофы обнаруживаются в виде массовых вымираний животных, в виде различных природных и рукотворных объектов, погребенных под слоем песка и глины. Это параллельно-вытянутая структура горных массивов, растянутый на десятки километров ил, расходящиеся веером следы потоков, несущихся на огромной скорости и параллельно расположенные озера. Форма океанического дна пролива Дрейка так же является свидетельством размыва мощным водным потоком с запада на восток образовавшегося раскола между континентами.
Самое штормовое место на Земле: почему пролив Дрейка — опаснейший путь в Антарктику
Даже грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?
Читайте «Хайтек» в
Где находится пролив Дрейка?
Пролив Дрейка — это межконтинентальный пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов (в случае выделения Южного океана может полностью или частично относиться к нему). К северу от пролива расположена самая южная точка южноамериканского материка и всего американского континента — острова Диего-Рамирес (архипелаг Огненная Земля) и легендарный мыс Горн, а с противоположной стороны — Южные Шетландские острова (Антарктида). Является самым широким (из имеющих собственное название) проливом на Земле: в самой узкой части его ширина составляет не менее 820 км. Он же является и самым глубоким, с глубинами более 5000 м.
Мар-де-Осес, как на испанском языке называют пролив Дрейка, предположительно впервые встретил мореплавателя в начале 1500-х годов. Тогда известный испанский морской исследователь Франсиско де Осес отправился изучать южное направление: он стремился увидеть конец континента Южная Америка. Несколько десятилетий спустя известный британский исследователь, адмирал и морской капитан Фрэнсис Дрейк прошел этот пролив в 1578 году во время второго в мире после Магеллана кругосветного путешествия на единственном из оставшихся от своей многочисленной флотилии фрегате «Пеликан» (позднее переименованном в «Золотую Лань»), водоизмещением 150 тонн.
В итоге, пролив получил свое сегодняшнее название благодаря Шеклтону Эрнесту во время Имперской трансантарктической экспедиции в честь английского мореплавателя.
Дрейк был легендарной фигурой в британской экспансии, и именно от него произошло английское название пролива.
Испанцы, однако, считают его пиратом. И не просто так — Дрейк имел склонность захватывать их заполненные сокровищами корабли. Именно поэтому в большинстве испаноязычных источников по сей день пролив Дрейка все еще упоминается как Мар-де-Осес.
Сближение морей и кладбище кораблей
Через пролив проходит мощное Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты штормы, причём здесь они являются одними из самых сильных на планете — постоянный западный ветер, иногда достигающий 35 м/с (126 км/ч), сочетается с течением с запада на восток, местами достигающим скорости в 15 км/ч, также нередки волны высотой более 15 метров. Преимущественно в южной части пролива встречаются айсберги, движущиеся вслед за течением с запада на восток. В целом климат умеренный, в южной части переходящий в субантарктический.
Пролив Дрейка простирается чуть менее чем на 1000 км. В этом месте сходятся океаны.
Что делает пролив Дрейка таким печально известным? Мощнейшие течения на этой широте не встречают сопротивления ни с одной частью суши. В сочетании со склонностью этого района к сильному ветру, переход через пролив Дрейка может быть довольно авантюрным делом. К счастью, в настоящее время экспедиционные суда оснащены стабилизаторами, которые поглощают большую часть колебаний.
Исторически пролив является кладбищем значительного числа кораблей, которые пытались пройти его против течения и ветров со времён Магеллана и до открытия Панамского канала, который оттянул на себя практически все каботажные маршруты Южной Америки. Безопасное судоходство по проливу при относительно спокойной погоде возможно только для грузовых судов очень крупного водоизмещения (например, танкеров и контейнеровозов класса «Панамакс»), крупных военных кораблей (например, крейсеров и авианосцев), а также подводных лодок.
Почему это одно из самых опасных мест на планете?
Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов Земли.
Пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Также это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними бурлят 5 км воды. Также он отличается постоянными ветрами.
В южной части земного шара, между 40° и 50° южной широты проходит мощное Антарктическое циркумполярное океаническое течение, или течение Западных Ветров. Это течение, не встречая на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость. Поэтому всем судам, которые идут через пролив Дрейка из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения, пишет Travelask.
Но течение не так страшно, как штормовые ветры. Здесь постоянно они нередко достигают 25-30 м/с, то есть находятся на отметке показателей 10-балльного шторма.
Помимо мощнейших ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в южном полушарии зима) покрыта льдом. Летом на юге пролива Дрейка часто плавают айсберги.
Экстремальное пересечение пролива Дрейка
Если говорить о судоходстве в этом проливе, то оно не сильно развито ввиду вышеназванных причин. После того, как был построен Панамский канал, большинство судов использует именно его для того, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно. Ну а если необходимо попасть именно в южную часть Южной Америки, обогнув ее с юга, то используют куда более спокойный и безопасный Магелланов пролив. По нему же проходят и многочисленные круизные лайнеры, следующие по маршрутам кругосветного плавания.
Однако в конце 2019 года команде из шести человек впервые в истории удалось на гребной лодке пересечь пролив Дрейка на обычной гребной лодке в конце 2019 года.
Участники экспедиции родом из США, Исландии, ЮАР и Шотландии. Путь, начавшийся с южной оконечности Южной Америки, занял у них тринадцать дней. Чтобы лодка не перевернулась, три человека должны были все время оставаться на вёслах, в то время как еще у троих была возможность отдохнуть в стесненных условиях девятиметрового судна.
Угрозу жизни представляли сильные ветра, 12-метровые волны и киты, которые могли легко перевернуть лодку. Как рассказал один из участников экспедиции, вода в проливе Дрейка настолько холодная, что при попадании за борт у человека остается на выживание от двух до пяти минут.
Помимо угрозы для жизни, мужчины работали в тяжелых условиях. Их 9-метровая гребная лодка под названием Ohana должна была находиться в постоянном движении, чтобы не опрокинуться. Это означало, что трое мужчин будут грести по 90 минут, в то время как трое других будут отдыхать, все еще холодные и мокрые.
«Вы гребете в открытом трюме, 40-футовые морские волны плещутся вам в лицо, почти ледяная вода попадает в нос», — рассказывает 34-летний Колин О’Брэди из Джексон-Хоул, штат Вайоминг, один из шести участников экспедиции.
«Это было довольно мучительно,— рассказал О’Брэди Associated Press в своем первом интервью после поездки — К концу мы все сильно похудели и были в бреду от недосыпания».
Самой сложной задачей для товарища по гребле О’Брэди, Джейми Дугласа-Гамильтона из Эдинбурга, Шотландия, были постоянные бомбардировки со стороны стихии.
«Мы были поражены ветрами со всех сторон … и море здесь очень сильное, ведь это самый бурный океан в мире — поделился 38-летний мужчина — Мы много раз почти опрокидывались, и проблема в том, что вода настолько холодная, что если вы упадете в неп, у вас есть от двух до пяти минут на то, чтобы выбраться».
Зачем ученые наблюдают и исследуют пролив?
На протяжении более 20 лет пролив Дрейка является наиболее тщательно наблюдаемой частью Южного океана. Он обеспечивает связь между Тихим и Атлантическим океанами и ограничивает Антарктическое циркумполярное течение (АЦТ) узким географическим регионом. В итоге, эир делает его лучшим местом для измерения свойств АЦП. С 1993 года каждое антарктическое лето проводятся высококачественные гидрографические измерения на полной глубине в проливе Дрейка. Эти межконтинентальные измерения уникальны: ни один другой океанский бассейн не имеет такого хорошего разрешения в течении такого долгого периода времени.
Объем воды, переносимой АЦТ, затмевает даже Гольфстрим. Именно поэтому даже небольшие изменения его свойств в будущем могут оказать глубокое влияние на остальные океаны мира. Чем больше у ученых будет записей об этом экстремальном месте, тем лучше будет их способность обнаруживать постепенные долгосрочные изменения в естественной изменчивости океана.
Южный океан не похож ни на один другой на планете из-за непрерывного плавания вокруг Антарктического континента. Это канал, по которому тепло и пресная вода, а также биогеохимические свойства переносятся между бассейнами Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Он также играет важную роль в циркуляции океана за счет образования водных масс вокруг Антарктиды. Таким образом, это чрезвычайно важная часть глобальной системы океан-атмосфера-криосфера, которая одновременно очень чувствительна к климатическим воздействиям и активно участвует в них.
Пролив Дрейка: «Форточка Ревущих 40-х Ветров»
Пролив Дрейка (англ. Drake Passage), «перемычка» между Атлантическим и Тихим океанами, является самым широким проливом: его ширина составляет 820 км в самой узкой части, местами достигая 1120 км. Протяженность — 460 км, глубина – от 276 до 5250 м. Основное направление течения: северо-восток. Средняя скорость движения воды: около 2 км/ч. Пролив расположен между южноамериканским архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами (Антарктида), омывая берега Аргентины, Чили и Антарктиды (не принадлежащей ни одному государству).
Погода в этом районе крайне неустойчива, часты сильные штормы. До 25% южной части пролива с апреля по ноябрь покрыто льдом, летом там много айсбергов.
Дрейфующие льды достигают Южноамериканского материка.
«Нечаянное» географическое открытие
До официального открытия Панамского канала (1920 г.), основными морскими путями из Атлантического океана в Тихий были проливы Магелланов, Бигля и Дрейка. Бесспорно, проливы Магеллана и Бигля значительно сокращают путь и намного безопаснее пролива Дрейка, особенно у мыса Горн, прозванного моряками мысом Дьявола. Но парусникам сложно было лавировать в этих узких проливах, а зимой они часто скованы льдами. Поэтому корабли, на свой страх и риск решившие обогнуть Южноамериканский материк со стороны Атлантики, невзирая на плотные туманы, дожди, на постоянную угрозу шторма и встречи с айсбергом, вынуждены были идти по широкому, никогда не замерзающему проливу Дрейка.
Пролив получил свое имя в честь английского пирата и работорговца (позже вице-адмирала) Френсиса Дрейка, обогнувшего коварный мыс Горн в 1578 году во время совершения кругосветного путешествия, которое, в сущности, являлось пиратским рейдом по побережью Тихого океана. Но моряки и географы той эпохи обязаны именно этому «властному, жадному, мстительному человеку с бешеным нравом» (по свидетельству современников) многими важными уточнениями карты мира.
В погоне за драгоценными камнями, золотом, серебром, пряностями и рабами, мимоходом, случайно было совершено много великих географических открытий. Так и встреча с проливом, получившим имя Дрейка, произошла по воле случая. Сэр Френсис Дрейк, официальный его первооткрыватель, шел через Магелланов пролив, на выходе из которого корабли расшвыряло бурей. Одному из трех кораблей, флагману «Пеликан», удалось прорваться к Тихому океану, но его отбросило далеко на юг, где за безымянным утесом открывались бескрайние океанские просторы. На радостях «Пеликан» был переименован экипажем в «Золотую лань», которая, после мародерства и разбоя на тихоокеанском побережье, вернулась домой, нагруженная золотом и пряностями.
Пролив Дрейка — «Форточка» для западных ветров
Условная линия границы между Атлантическим и Тихим океанами проходит в проливе Дрейка, от мыса Горн до о. Снежный (Южные Шетландские о-ва).
Сильнейшие западные ветры (превалирующие между 40° и 55° ю. ш.), известные как «ревущие сороковые», дойдя до Южноамериканского континента, наталкиваются на могучую стену Анд. Единственным проходом для них становится пролив Дрейка, где возникает грандиозный «сквозняк», осложненный встречными ветрами и циклонами, спускающимися с Анд.
Эти ветры порождают циркумполярное Антарктическое течение, называемое течением Западных Ветров, – исполинскую «реку», опоясывающую Антарктику.
Мировая ассоциация океанологов ведет изучение гидрологии в проливе с 1993 года, потому что в этом районе удобнее всего наблюдать за могучим Антарктическим течением, которое по расходу воды превышает Амазонку почти в 600 раз!
Природные достопримечательности
uritsk
Страница путешественника
Первые два дня пути судно идёт без остановок к Антарктике на юг, пересекая пролив Дрейка, широкий 1000 километровый пролив, разделяющий оконечность Южной Америки от Антарктиды и соединяющий Тихий Океан с Атлантическим. Эти места еще со времен первых исследователей славятся своими жестокими штормами и суровыми, порой мгновенно меняющимися погодными условиями. Во время нашего перехода погода стояла относительно хорошая, но ветру и волне здесь всегда есть, где разгуляться, и всю дорогу до Антарктики судно прилично качало. Также во время этого перехода окончательно осозналась вся необходимость настоящей теплой зимней одежды для такого путешествия: в «минус три» на холодном пронизывающем ветру утепленный горнолыжный комбинезон с капюшоном, шапкой, свитером, перчатками и зимними ботинками — это то, что надо! 🙂
1. Во время перехода до Антарктики можно освоиться на судне, познакомиться с народом — как с туристами, так и с нашей командой. Приятно и постоять на палубе — полюбоваться суровым морем, подышать свежим воздухом.
4. Над судном кружат десятки птиц — чайки, бакланы, альбатросы. На борту много натуралистов-фотографов, которые, вооружившись длинными телевиками, фотографируют птиц. Я хоть и не натуралист, но тоже приобщился к этому процессу, сделав несколько неплохих «портретов».
7. Погода здесь крайне переменчивая — только что светит солнце, а уже через каких-то полчаса небо затягивает сплошная облачность.
9. И всё время прилично качает.
Я не страдаю морской болезнью, а здесь так и вовсе начинаешь воспринимать качку как какое-то естественное явление, но в первый день пути за завтраком некоторые туристы ходили весьма зелёные. А потом привыкли, плюс поели таблеток, налепили специальные пластыри за ухо — но, в общем, тоже освоились. :)))
11. Наблюдать за морем и птицами — главное развлечение туристов на палубах во время перехода. Кроме того, на борту проходят разные лекции (про китов, пингвинов), показывают интересные фильмы про Арктику и Антарктиду. Приятно и с другими туристами пообщаться, познакомиться. Ну и конечно на мостике стоять — особенно, когда ты говоришь с экипажем на одном языке. 🙂
13. День в море проходит совершенно незаметно — вечереет. Мы идём всё дальше на юг и приближаемся к полярным широтам — вечера становятся всё дольше и светлее.
15. Солнце садится где-то за тучами.
17. А вечернее небо напоминает какую-то причудливую снежинку.
Ночью мы прошли линию антарктической конвергенции — условную границу Антарктического региона. Эта невидимая граница определяется по структуре морской воды, флоре, фауне океана, границам максимального распространения льдов и другим критериям и проходит примерно по 60 широте.
Кстати, среди ученых долгое время идут дебаты о том, считать ли граничащие с Антарктидой моря просто южными частями Атлантики, Тихого и Индийского океанов, либо правильнее всю морскую зону вокруг Антарктиды считать отдельным Южным океаном (по аналогии с Северным Ледовитым). Официально термин «Южный океан» пока всё-таки не принят, но неофициально очень часто употребляется — таким образом, в принципе можно сказать, что пройдя линию Антарктической конвергенции, мы покинули проходящую по проливу Дрейка зону смешения Тихого и Атлантического океанов и оказались уже в Южном океане планеты.
20. Вскоре после завтрака на борту прошли два обязательных для туристов собрания — первое посвящено правилам поведения в Антарктике.
Руководитель экспедиции Чед Гетц показывает презентацию о туризме в Антарктиде, которая согласно всем международным соглашением считается уникальным заповедным уголком планеты. На берегу нужно строго следовать указаниями гидов, ходить только указанными маршрутами, при каждой высадке и потом по возвращении на борт необходимо мыть и обрабатывать обувь, чтобы не принести на антарктическую землю чужеродный материал и не нарушить ее экосистемы, нельзя ничего оставлять на берегу, нельзя бросать мусор, курить, запрещено брать с собой на память камни и прочие сувениры с берега. К пингвинам разрешено приближаться не более чем на три-пять метров, а к морским котикам, морским львам, морским слонам и подобным ластоногим — не более чем на 10-15 метров (ибо это может быть небезопасно уже для туристов). Не ходить по птичьим тропам, уступать дорогу пингвинам, помнить, что они, а не мы, являются хозяевами Антарктики — ну и прочие подобные вещи.
Второе обязательное собрание было посвящено правилам посадки, высадки и перемещения на надувных моторных лодках «Зодиак», которыми нас будут доставлять на берег во время многочисленных высадок.
21. А потом снова на палубу — любоваться бакланами, альбатросами и прочими «птеродактилями». 🙂