что такое проходной канал это
Что такое непроходной канал в тепловых сетях
Система теплоснабжения обеспечивает обогрев жилых микрорайонов, промышленных предприятий. Поступление тепла осуществляет тепловая сеть – система трубопроводов для движения горячего теплоносителя. Существует два варианта инженерного строительства тепловых коммуникаций – наземная и более распространенная подземная.
Особенности канальной прокладки теплосети
Подземная прокладка осуществляется двумя методами – канальным и бесканальным. Канальный способ защищает коммуникацию от механического давления грунта, влияния подземных вод и почвы. В населённых пунктах преимущественно размещают трубы в непроходных подземных конструкциях. Это вариант нуждается в значительном расходе железобетонных изделий, но гарантирует долговечность и сохранность коммуникации.
При монтаже труб с крупным диаметром применяют проходные конструкции. Сооружения имеют высоту от 1800 мм, ширина зависит от размера труб, зазора между ними, пространства для человека, проводящего профилактические и ремонтные работы. Строительство проходных каналов – дорогостоящая процедура, требующая крупных затрат.
Наибольшее распространение получили непроходные каналы. В них укладывают трубопроводы, не нуждающиеся в частом осмотре. Гидроизоляция не позволяет проникать грунтовым водам и осадкам, стенки защищают от механических ударов. Непроходные каналы используют для укладки любого количества труб диаметром до 700 мм, их можно прокладывать под автодорогами, пешеходными тротуарами. Способ монтажа зависит от особенностей грунта, в слабых грунтах необходимо соорудить бетонное основание. Если необходим ремонт или замена, снимают верхний слой, разбирают канал.
Типы непроходных каналов
Конструкция состоит из плиты с бортами и днища. Плиту размещают на дне котлована, днище используют как крышку, прочное соединение обеспечивают закладные элементы и монтажные петли. Плита и днище образуют закрытый канал.
Конструкция должна отвечать требованиям ГОСТ:
Необходимыми качествами обладает тяжёлый бетон (не менее В15), армированный стальной проволокой. Компания ДорЖБИ предлагает заказчикам непроходные каналы серии 3.903 кл-14 выпуск 1-5, выпуск 1-4.
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Масса, кг | Класс бетона | Морозостойкость | Водонепроницаемость |
КН-1 | 1990 | 890 | 280 | 500 | В15 | F75 | W4 |
КН-2 | 1990 | 1140 | 340 | 700 | В15 | F75 | W4 |
КН-3 | 1990 | 1390 | 410 | 870 | В15 | F75 | W4 |
КН-4 | 1990 | 1640 | 490 | 1100 | В15 | F75 | W4 |
КН-5 | 1990 | 1740 | 540 | 1150 | В15-В20 | F75 | W4 |
КН-6 | 1990 | 2260 | 660 | 1730 | В15-В20 | F75 | W4 |
КН-7 | 1490 | 3080 | 780 | 2400 | В15-В20 | F75 | W4 |
Преимущества непроходных каналов от ДорЖБИ:
Производим непроходные каналы нестандартного размера, а также в соответствии с ГОСТ. Серии отличаются размерами и массой. Продукция имеет низкую цену, предлагаем постоянным и крупным заказчиком скидки, бонусы. Располагаем автопарком спецтехники, предназначенной для транспортировки крупногабаритных грузов. Осуществляем доставку в любой регион РФ.
проходной канал
3.11 проходной канал : Протяженное подземное сооружение с высотой прохода в свету 1,8 м, и шириной прохода между изолированными трубопроводами равный Дн + 100 мм, но не менее 700 мм, предназначенное для прокладки тепловых сетей без постоянного присутствия обслуживающего персонала;
Смотреть что такое «проходной канал» в других словарях:
Кирпичное производство — Кирпич (Ziegel, Mauerstein, Backstein; la brique; brick) строительный материальный элемент небольшого формата, приноровленного к удобству ручной кладки. Так как манипуляции при постройках из кирпича происходят вручную, руками каменщиков, то… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СП 124.13330.2012: Тепловые сети — Терминология СП 124.13330.2012: Тепловые сети: 3.15 автоматизированный узел управления (АУУ) : Устройство с комплектом оборудования, устанавливаемое в месте подключения системы отоплении здания или его части к распределительным тепловым сетям от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Известь в технике — добывается посредством обжига натуральных известняков; в практике представляет один из важнейших служебных материалов строительного дела и весьма многих технических производств. В предлагаемой статье рассматриваются: 1) Общие отношения и свойства … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Известь — I (тех.) добывается посредством обжига натуральных известняков; в практике представляет один из важнейших служебных материалов строительного дела и весьма многих технических производств. В предлагаемой статье рассматриваются: 1) Общие отношения и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гидравлический затвор — столб воды в сифоне, перекрывающий его проходной канал. Источник: ГОСТ 23289 94: Арматура санитарно техническая водосливная. Технические условия оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23289-94: Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия — Терминология ГОСТ 23289 94: Арматура санитарно техническая водосливная. Технические условия оригинал документа: Выпуск узел водосливной арматуры, предназначенный для приема сточной воды из санитарно технического прибора. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Памятники Ленину — Памятники Владимиру Ильичу Ленину категория скульптурных произведений, ставших неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства, один из символов Советской эпохи. С одной стороны, памятники создавались с целью… … Википедия
Ново-Николаевск — Город Новосибирск Флаг Герб … Википедия
Новониколаевск — Город Новосибирск Флаг Герб … Википедия
Отличие непроходных каналов от проходных
Каждого, кто впервые слышит название канал непроходной, недоумевает, откуда эта конструкция получила такое странное название. Почему он назван непроходным, если по нему проходят трубы? Что же тогда через него не проходит? Или, может быть, кто? И, к тому же, если существуют непроходные каналы, значит, должны быть и проходные?
Ответ на этот вопрос прост. Непроходным канал назван по той простой причине, что по нему не может пройти человек. Связано это с тем, что канал непроходной имеет слишком малое сечение, и человек в пространстве между его стенками и трубами просто-напросто не поместится.
Казалось бы, зачем нужны такие каналы? Как обслуживать проложенные в нём трубы? Почему бы не применять всегда только проходные каналы?
Всё дело в том, что проходной канал слишком громоздок. Его объём используется нерационально: для того, чтобы провести две-три трубы относительно небольшого диаметра, приходится прокладывать “гигантский” канал весьма большого сечения только для того, чтобы по нему мог ходить обслуживающий персонал.
Возведение канала такого сечения – дело настолько накладное, что все его преимущества сводятся на нет одним, но существенным недостатком – повышенной себестоимостью. Значительно повышенной.
К тому же, что произойдёт в том случае, если трубу, проложенную в проходном канале, прорвёт? Вода, быстро заполнившая его, всё равно сделает его недоступным для прохода человека, который мог бы устранить повреждение. А если она поднимется до “потолка” канала, то обслуживающий персонал не сможет добраться до места повреждения даже вплавь. Если же трубу прорвёт непосредственно во время нахождения в канале людей, последствия могут быть трагическими. Ещё более трагическими они могут быть, если по прорванной трубе идёт горячая вода. Или пропан. Или если обвалится сам канал – а этого при таком его сечении полностью исключать нельзя.
С другой стороны, современные технологии позволили изготавливать долговечные, необслуживаемые трубы. Такие, которые в течение всего срока эксплуатации не требуют присутствия человека для инспекции их состояния. И которые прорывает крайне редко. По этой причине, канал непроходной сегодня стал изделием, применяемым всё чаще. Он недорог, надёжен, и, к тому же, позволяет сохранить множество человеческих жизней.
Статьи по теме:
Выгодно купить металлопрокат в Санкт-Петербурге
В строительстве и архитектуре, мебельной отрасли, пищевой промышленности и машиностроении профильные трубы встречаются крайне часто. Сам по себе…
Особенности керамических изоляторов
Самой распространенной областью применения технической керамики является электротехника и энергетика. Это связано с отличными электротехническими характеристиками и высочайшим…
Система очистки воды для коттеджей
Защита труб от коррозии
Корродирование, она же реакция окисления, начинается на внутренней и внешней поверхности трубы, если: есть взаимодействие с агрессивной внешней…
Почему стоит выбирать льняную ткань?
Надземная прокладка применяется при строительстве ТС предприятий, где технологическая целесообразность превалирует над внешним восприятием, а также вне зоны жилой застройки городов. Надземные теплопроводыобычно прокладываются на отдельно стоящих опорах (низких или высоких), вантовых конструкциях и эстакадах. Прокладка на низких опорах применяется в основном для магистральных теплопроводов на участке от ИТ до зоны промышленной или гражданской застройки. При этом между изолированной поверхностью теплопровода и поверхностью земли просвет должен быть не менее 0,35 м, если ширина группы труб теплопровода не превышает 1,5 м, а если превышает 1,5 м – просвет должен быть не менее 0,5 м.
Высокие отдельно стоящие опоры могут выполняться жесткими, гибкими и качающимися. Материалы для мачт выбираются в зависимости от типа и назначения прокладки.
Водяные, паровые и конденсатные сети и другие трубопроводы предприятий обычно прокладываются совместно на эстакадах. Расстояния между железобетонными или металлическими стойками эстакад принимают равными от 6 до 24 м. Пролёты между стойками перекрывают железобетонными балками, на которых раскладывают траверсы, приваренные к стойкам. Масса трубопровода с теплоносителем воспринимается подвижными опорами. Опоры труб большого диаметра устанавливают над стойками, а малого диаметра на траверсах.
Компенсация температурных удлинений теплопроводов обеспечивается с помощью гибких компенсаторов и самокомпенсации (углы поворота, участки подъёма и опускания труб). Для фиксирования трубопроводов от воздействия температурных нагрузок и усилий от внутреннего давления устанавливают неподвижные опоры, а компенсаторы – между ними.
а) Проходной канал (тоннель)
1, 2 – обратный и подающий трубопроводы; 3 – водопровод; 4 – кабели связи; 5 – силовые кабели (до 10 кВ); 6 – стенка канала
б) Полупроходной канал
в) Непроходной канал
Рис. 4.2. Типы каналов подземной прокладки
Они представляют собой сборные железобетонные конструкции. Работы по прокладке и сборке теплопроводов производятся с помощью экскаваторов и подъемно-транспортных машин, что существенно сокращает сроки и стоимость строительства ТС.
Из всех подземных теплопроводов наиболее надежными, но и более дорогими являются теплопроводы в проходных каналах (рис 4.2 а). Их основное преимущество заключается в возможности постоянного доступа к ТС для эксплуатационного обслуживания и ремонта. Применяются они на выводах ИТ и магистральных участках теплопроводов промплощадок крупных предприятий и городов. При этом в общем проходном канале прокладываются все трубопроводы производственного назначения (паропроводы, водоводы, воздуховоды и др.) и инженерных сетей города, за исключением указанных ранее. Высота канала в свету не должна быть меньше 1,8 м, а ширина прохода для обслуживания – 0,7 м. Канал (городской тоннель) обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией для поддержания температуры воздуха в каналах не выше 40°С (при ремонтных работах не выше 33 °С), электрическим освещением низкого напряжения (до 30 В), оборудованием для быстрого отвода воды из канала в канализацию.
Если количество параллельно прокладываемых трубопроводов невелико (2-4), но к ним необходим постоянный доступ, теплопроводы прокладываются в полупроходных каналах (рис 4.2 б). Габариты таких каналов выбирают из условия прохода по ним человека в полусогнутом состоянии. Высота в свету в них должна быть не менее 1,4 мм.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Мир инженера
информация для инженеров и проектировщиков
Выбор способа прокладки тепловых сетей
Приветствую Вас, дорогие и уважаемые читатели сайта “world-engineer.ru”. В этой нашей лекции поговорим о видах прокладок тепловых сетей. Водяные и паровые тепловые сети по способу прокладки трубопроводов классифицируются на подземные и надземные.
Подземная прокладка тепловых сетей выполняется:
Эти все способы можно разнообразить в зависимости от тех или иных условий. Допусти если грунты плохие, то банальную бесканальную прокладку тепловой сети необходимо выполнять в монолитном ж/б основании, а если грунт еще и заболоченный, так вообще необходимо будет забурить сваи в шахматном порядке, сверху положить монолитное ж/б основание, подсыпать песка, а дальше положить трубы, либо бесканально, либо в канале. Видите, какой гибридный способ прокладки тепловой сети появился, иначе и не назвать, как “гибридный способ прокладки”, о таком и не напишут в учебной и какой-то литературе. Так что все индивидуально, и что бы все это представлять надо иметь определенный опыт и крутится в этой области.
Надземная прокладка трубопроводов выполняется:
Выбор способа и конструкции прокладки трубопроводов обуславливается следующими факторами:
— эксплуатационной надежностью трубопроводов;
— технической и стоимостной конструкцией прокладки;
— климатическими условиями региона или населенного пункта.
При размещении трасс тепловых сетей в районах или микрорайонах городской застройки по архитектурным и эстетическим соображениям принимается, как правило, подземная канальная прокладка (в непроходных или полупроходных каналах).
Принципиальная схема канальной прокладки трубопровода водяной тепловой сети
А – прокладка трубопровода в непроходных каналах
Б – прокладка трубопровода в полупроходных каналах
Особенности канального способа прокладки тепловой сети
По эксплуатационным качествам прокладка в непроходных или проходных каналах имеют существенные различия. Непроходные каналы недоступны для осмотра и устранения повреждения без вскрытия дорожного покрытия, снятии грунта и разборки строительной конструкции.
Полупроходные и проходные каналы доступны для осмотра. Этот фактор значительно увеличил надежность и срок службы тепловых сетей. Однако, внутренние размеры полупроходных и проходных каналов превышают габариты непроходных каналов, что значит увеличивается расход материалов и их стоимость. Также полупроходные и проходные каналы должны быть оборудованы естественной или принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.
Вентиляция в полупроходных и проходных каналах должна обеспечивать в зимний и летний период температуру в канале не выше 50 0 С. Во время проведения ремонтных работ температуру в канале должна быть не выше 33 0 С.
Особенности бескальной прокладки тепловой сети
Подземная бесканальная прокладка тепловых сетей оправдана в том случае, когда она по тепловой эффективности, надежности и долговечности не уступает подземной канальной прокладки. Все конструкции подземных бесканальных трубопроводов тепловых сетей разделяются на 3 группы:
1 группа – трубопроводы в монолитных оболочках
В этом случае на стальной трубопровод в заводских условиях накладывается оболочка, которая совмещает тепло и гидроизоляционные конструкции. Звенья таких трубопроводов до 12 м доставляются с завода на место прокладки, укладывают в заранее подготовленную траншею, затем проводится стыковая сварка отдельных звеньев и накладка тепловой изоляции на стыковые соединения, после этого траншея засыпается грунтом.
2 группа – трубопроводы в засыпных порошках
В этом случае трубопроводы укладываются на опоры или сплошные бетонные образования и засыпаются сыпучими теплоизоляционными материалами (гидрофобный мел, асфальтоизол). Преимуществом данного метода подземной бесканальной прокладки тепловой сети является простота наложения теплоизоляционного слоя, который в соответствующей упаковке легко транспортируется на большие расстояния.
3 группа – трубопроводы в литых оболочках
В этом случае заложенные в траншею трубопроводы заливаются жидким раствором из пенобетона или перлитобетона. После схватывания раствора трубопровод засыпается грунтом. Для защиты трубопровода и литых оболочек от наружной коррозии они покрываются слоем антикоррозионного мастичного материала. При высоком уровне грунтовых вод и при большой густоте существующих подземных коммуникаций, а также при посадочных грунтах и в районах вечной мерзлоты отдается предпочтение надземной прокладки трубопроводов.
В настоящее время, а это 2019 год (и уже последние лет 15) используется 1 группа — бесканальная прокладка тепловых сетей в ППУ изоляции.
Особенности надземной прокладки тепловой сети
Надземная прокладка трубопроводов более экономична по капитальным и эксплуатационным затратам по сравнению с подземным способом приблизительно на 20-30%. Также надземная прокладка более ремонто-пригодна по сравнению с подземным способом. Однако, при надземном способе прокладки тепловая изоляция и сами трубопроводы подвергаются постоянному воздействию окружающей среды (дождь, снег, ветер, перепады температур и т.п.). Этот фактор увеличивает тепловые потери трубопровода и значительно сокращает срок службы.
Надземная прокладка тепловых сетей оправдывает себя во время производства реконструкций существующих тепловых сетей, требующих обеспечения бесперебойного теплоснабжения всех существующих потребителей. В этом случае надземная прокладка выполняет функцию байпаса тепловой сети, на время выполнения реконструкции тепловой сети.
Требования нормативной документации к прокладке тепловых сетей
Это конечно хорошо, что я так все рассказал, но теперь пришло время поговорит о фактических требованиях и справочной и нормативной литературы по тепловым сетям.
1) п.9.13 СП 124.13330.2012 Тепловые сети – очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:
п.9.13. Прокладка тепловых сетей при пересечении железных дорог общей сети, а также рек, оврагов, открытых водостоков должна предусматриваться, как правило, надземной. При этом допускается использовать постоянные автодорожные и железнодорожные мосты.
Бесканальная прокладка тепловых сетей при подземном пересечении железных, автомобильных, магистральных дорог, улиц, проездов общегородского и районного значения, а также улиц и дорог местного значения, трамвайных путей и линий метрополитена не допускается.
При прокладке тепловых сетей под водными преградами следует предусматривать, как правило, устройство дюкеров.
Пересечение тепловыми сетями станционных сооружений метрополитена не допускается.
При подземном пересечении тепловыми сетями линий метрополитена каналы и тоннели следует предусматривать из монолитного железобетона с гидроизоляцией.
Пересечение проездов в пределах квартальной застройки тепловыми сетями из гибких труб следует выполнять в футлярах с хомутовыми центрирующими опорами.
2) п.4.24 СП 41-105-2002 – тоже очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:
4.24 Бесканальную прокладку изолированных теплопроводов рекомендуется проектировать под непроезжей частью улиц и внутри кварталов жилой застройки. Прокладка теплопроводов под проезжей частью автомобильных и магистральных дорог и улиц общегородского значения, как правило, не допускается. Не до пускается также бесканальная прокладка теплопроводов под детскими и игровыми площадками.
3) п.2.2, п.2.4 ВСН 29-95 – тоже очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:
п.2.2. Канальная прокладка должна применяться под проезжей частью городских проездов и площадями города.
При пересечении городских и местных проездов, трамвайных путей теплопроводы с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке должны прокладываться, как правило, в стальных футлярах, в отдельных случаях в каналах или в полупроходных каналах высотой не менее 1,4 м.
п.2.4. Прокладку тепловых сетей под проездами общегородского значения, площадями с усовершенствованными дорожными покрытиями, при пересечении крупных автомагистралей и железных дорог следует предусматривать в проходных каналах, щитовых тоннелях или футлярах.
4) п.5.2.2 СП 315.1325800.2017 – тоже очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:
п.5.2.2 Бесканальную прокладку следует проектировать под непроезжей частью улиц и внутри кварталов жилой застройки с пересечениями дорог категории V по СП 34.13330. Бесканальная прокладка тепловых сетей под проезжей частью автомобильных дорог категорий I—IV по СП 34.13330 не допускается. Пересечение дорог категорий I-IV, железных дорог, трамвайных путей и линий метрополитена, в том числе станционных сооружений, следует выполнять в соответствии с требованиями СП 124.13330 Бесканальная прокладка тепловых сетей по территории общеобразовательных, дошкольных образовательных и медицинских организаций, под детскими и игровыми площадками, а также по территории санкционированных свалок, полигонов и могильников отходов не допускается.
Теперь немножечко поясню, для большего понимания материала. В ходе многолетнего проектирования не раз при пересечении железных дорог приходилось делать щитовую проходку или же микротоннелирование, хоть как правило, в нормативной литературе пишут при надземную прокладку тепловых сетей. Щитовая проходка очень дорогая, но Москва диктует моду и для красоты города и его облика, стараются все надземные тепловые сети убирать под землю.
Бесканальную прокладку под дорогами запрещают, но не запрещают прокладку в каналах (непроходных на скользящих опорах, непроходных запесоченных, полупроходных на опорах и проходных на опорах), а также не запрещают в стальных футлярах длиной до 9-10 метров, главное, чтобы сварного стыка не было в футляре при использовании предизолированного трубопровода в ППУ изоляции усиленной бандажами, крайне редко допускают 1 сварной стык при согласовании с эксплуатационном филиалом и службой технического надзора.
Небольшая шпаргалка про прокладки тепловых сетей — пункты из нормативной документации, которые описал выше:
1) п.9.13, п. 12.21 СП 124.13330.2012 Тепловые сети;
2) п.4.24 СП 41-105-2002 Проектирование и строительство тепловых сетей бесканальной прокладки из стальных труб с индустриальной тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке;
3) п.2.2, п.2.4 ВСН 29-95 Ведомственные строительные нормы по проектированию и бесканальной прокладке в г. Москве городских двухтрубных тепловых сетей из труб с индустриальной теплоизоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке;
4) п.5.2.2 СП 315.1325800.2017 Тепловые сети бесканальной прокладки. Правила проектирования.
А так вообще надо полностью изучить всю эту нормативную литературу и все разложится на полочки в памяти.
Надеюсь, теперь стало хоть немножечко понятно, какие способы прокладок тепловых сетей бывают. Хотел сечения на все виды прокладок показать, но решил, что сделаю это позже в зависимости от посещаемости статьи и заинтересованности пользователями комментариями к статье.