что такое прогрессив рок
Прогрессив рок
Прогрессивный рок (англ. Progressive rock ) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.
Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.
Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Space и Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Black Sabbath, Дэвид Боуи, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.
Содержание
Характеристика прогрессивного рока
Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов).
Однако можно перечислить характеристики, не универсальные, но типичные для тех или иных прогрессивно-роковых исполнителей, альбомов и отдельных произведений.
История прогрессивного рока
Истоки (1960-е—начало 1970-х годов)
Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles и многие психоделические группы начинали совмещать традиционный рок с инструментами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, хоть и без продуманной структуры (например, «In-A-Gadda_Da_Vida» группы Iron Butterfly). Такие группы, как The Nice и Moody Blues начали сознательно комбинировать рок с классикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. Эти группы иногда называют «ранним прогрессивом» или «протопрогрессивом», а иногда — переходным жанром между психоделикой и прогрессивом.
Подъем жанра (1970-е годы)
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на первую «истинную» прогрессивную группу; впервые они появились в Феврале 1969 года. За ними быстро последовали английские группы, играющие прогрессивный рок, включая Emerson Lake and Palmer, Jethro Tull, Pink Floyd, Van der Graaf Generator и Yes.
Остались в тени не менее талантливые британские коллективы : Rare Bird, T2, Gentle Giant, Gnidrolog, East of Eden,- обогатившие и расширившие диапазон прогрессивного рока.
Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессивный рок отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например Trespass Genesis включает «The Knife» (англ. нож ) о жестоком демагоге, и «Stagnation» (англ. стагнация ) о выживании при ядерной атаке.
Помимо Великобритании, прогрессивный рок стал популярен и в континентальной Европе, в первую очередь в Италии и Франции. В эту эру существовало множество европейских групп, таких, как Premiata Forneria Marconi, Banco del Mutuo Soccorso, и Le Orme из Италии, и Ange и краут-рок; к нему относят такие группы как Can, Neu!, Tangerine Dream и другие.
Фанаты и историки по разному категоризируют виды прогрессивного рока 70-х годов. Кентерберийский рок можно считать поджанром прогрессивного рока, или просто ещё одной категорией прогрессивных рок-групп. Другие группы вели жанр в более коммерческом направлении; эти группы, включая Electric Light Orchestra, иногда относят ещё и к «коммерческому року» или «симфоническому попу». Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середины 70-х, когда про-музыканты регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из нового света, включая Канады), Канзаса), и Dixie Dregs (из Джорджии).
Кризис (1980-е годы)
С появлением панк рока в конце 70-х, внимание общественности и критиков в Англии и Штатах повернулось в сторону более агрессивного и простого стиля. Прогрессивный рок всё больше забывался, как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение является обычным и по сегодняшний день, хотя оно начало изменяться с 2004 года.
В ранних 1980-х наблюдалось некоторое обновление жанра, которое возглавляли IQ, Кейт Буш. Группы, появившиеся в это время, иногда называют неопрогрессивными. Примерно в тоже время некоторые приверженцы прогрессивного рока изменили направление, упрощая музыку и начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. В 1982 обреченная на популярность группа Yes), Карл Палмер (ELP), Джон Веттон (King Crimson) и Джефф Доунс (Yes) неприятно удивили фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983 Genesis получила всемирное признание с песней «Mama» с акцентом на тяжёлой партии ударных. В 1984, Yes выпустила неожиданный хит «Owner of a Lonely Heart», наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках, позднее снабжённый транс-миксом. Многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.
Следует отметить, что термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался чтобы подчеркнуть новизну групп, но к 80-м он стал названием специфического музыкального стиля. В результате некоторые группы, которые продолжали изменять свои песни, не всегда являлись «прогрессивными», тогда как новые самопровозглашённые «прог»-группы покупали меллотроны, чтобы возродить звук ранних 70-х. И фанаты, и привередливые критики согласились называть «прогрессивным роком» жанр, так что изначальный смысл слова «прогрессивный» в этом случае потерялся.
Современное состояние (1990-е годы—начало XXI века)
Второе перерождение жанр прогрессивного рока пережил в 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны», было предпринято такими группами, как шведская The Flower Kings, британская Porcupine Tree, и Spock’s Beard из США. Одна из наиболее важных групп движения альтернативного рока, The Smashing Pumpkins развила прогрессивный рок в свой собственный, эклетический стиль, даже выпуская два альбома с одинаковым концептом.
Работа современных музыкантов, таких как Ween и пост-рок групп наподобие Sigur Ros и Godspeed You! Black Emperor, можно отметить, вобрала в себя некоторые экспериментальные элементы прогрессивного рока, кое-где совмещённые с эстетической чувственностью панк-рока, вместе создающие музыку, которую можно назвать многообещающей и образной. Более хорошим примером современной построк-группы, наверное, является The Mars Volta, которая нарочито смешивает панк с прогрессивным роком, два противоположных стиля. Из других экспериментирующих музыкантов можно назвать японского композитора Такаси Ёсимацу, отмечающего значительное влияние прогрессивного рока на свою работу.
Также существует некоторое количество современных прог-групп — таких как Mostly Autumn, сочетающая кельтику, отчасти язычество и влияние ранних стилей про-рока. Другие группы вкладывают прогрессивный рок в своё звучание, явно и неявно, включая Blood Brothers, Dog Bone Sanctuary, Coheed and Cambria, Dolour, Foo Fighters, Ruby Doe, Turn to Fall, Vendetta Red, Vindaloo.
В России действует множество групп прогрессивного рока. Среди них группы Soundivers, Маленькие трагедии, Оргия Праведников, Nabokov Dreams, The Gourishankar, Сезон дождей, Glass Reason, Kostarev Group, Algabas и многие другие.
Прогрессивный рок
Принадлежность групп к прогрессивному року трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на стиль в 70-х годах исполнители (Camel; Caravan; Emerson, Lake & Palmer; Genesis; Gentle Giant; Jethro Tull; King Crimson; Pink Floyd; Supertramp; Van der Graaf Generator; Yes; Sweet Smoke; Майк Олдфилд) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность иных групп и музыкантов (таких как Queen; Radiohead; Tool; Uriah Heep; Фрэнк Заппа) к этому стилю менее очевидна. Следует отметить, что сам термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался, чтобы подчеркнуть новизну групп, и только потом [когда?] он стал (с общего согласия критиков и поклонников) названием специфического музыкального стиля. Изначальный смысл слова «прогрессивный» при этом потерялся. Это привело к следующим сложностям в определении «прогрессивности» группы:
Содержание
Характеристика
Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов). Это приводит к следующим явлениям:
Усложнение музыкальных форм и диалог с другими направлениями в прогрессивном роке часто (но не всегда) ведётся следующими приёмами:
Следующие черты зачастую присущи прогрессивному року, но не являются для него характеристическими:
История
Истоки (1965—1969)
Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прог отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например альбом «Trespass» включает «The Knife» (англ. нож ) о жестоком революционере и «Stagnation» (англ. стагнация ) о выжившем после ядерной атаки.
Расцвет (1969 — конец 1970-х)
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на группу, записавшую первый «по-настоящему» прогрессивный альбом («In the Court of the Crimson King»). За ним быстро последовали прог-альбомы других английских групп: «Atom Heart Mother», «Emerson, Lake and Palmer», «The Least We Can Do is Wave to Each Other», «Trespass» и многие другие. Любое перечисление будет лишь каплей в море — прог-альбомов записывалось очень много, некоторые прог-группы добились к середине 70-х популярности на уровне мейнстрима. Не менее талантливые коллективы выступали на одной сцене с популярными прог-группами, но так и остались в тени (Gnidrolog (англ.) русск. ; T2).
Также необходимо отметить успешный синтез джаза и рока в те же годы (1969—1972) в виде джаз-рока в США (Blood, Sweat & Tears, Chicago), Германии (Embryo (англ.) русск. ), Финляндии (Tasavallan presidentti (англ.) русск. ; Wigwam (англ.) русск. ) и кентерберийского рока в Англии (Caravan; Soft Machine) и ряде европейских стран (Moving Gelatine Plates; Supersister (англ.) ).
Тогда же во многих странах возникает прогрессивный фолк-рок, соединяя местные (или восточные) народные мотивы с прогрессивным роком. Однако популярности добиваются, в основном, английские группы: Gryphon, Jethro Tull, Strawbs и другие.
Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середине 70-х, когда группы этого стиля регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. К этому времени прог-группы появились не только в почти всей Европе, но и в Австралии (Sebastian Hardie (англ.) ), Канаде (Maneige (англ.) русск. ; Rush), США (Kansas, ставшая одной из самых успешных прог-групп в мире; Pavlov’s Dog; Utopia (англ.) русск. ), Южной Америке (Aquelarre (англ.) ; Los Jaivas (англ.) ), Японии (Hiro Yanagida).
Кризис (конец 1970-х — конец 1980-х)
Начало возрождения (конец 1980-х — конец 1990-х)
Второе оживление, на этот раз более обширное и затяжное, прогрессивный рок пережил в начале 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны». О причинах этого возрождения пока нет единого мнения, но можно выделить несколько вероятно связанных с ним факторов:
Возрождение происходило следующим образом. Вдобавок к не перестававшим появляться группам аван-прога (Nimal (1987), X-Legged Sally (англ.) русск. (1990), Xaal (1991) [28] ) и нео-прога (Collage (1990), Jadis (1992), Landmarq (1992)) в Европе начали записываться симфопроговые (преимущественно) коллективы: Ezra Winston (1988), Nuova era (1988), Sithonia (1989), Malibran (1990), Deus ex machina (1991), Calliope (1992), Il castello di atlante (1992) из Италии, венгерские After Crying (1990) и итало-словенские Devil Doll (англ.) русск. (1989). В Швеции Isildurs Bane в 1989 возвращается [29] к симфопрогу, а с 1992, при поддержке Шведского арт-рок сообщества, начинают выступать группы Anekdoten, Änglagård, Landberk и Pär Lindh Project, успех альбомов первых двух из которых у фанатов прога по всему миру показал актуальность слегка осовремененного симфопрога 70-х.
Также в 90-е в Японии группами Happy family, Koenji hyakkei и Ruins (англ.) русск. возрождается zeuhl, приобретая при этом жёсткий и энергичный облик.
Популярным прог стал к концу 90-х усилиями шведских The Flower Kings и Pain of Salvation, британской Porcupine Tree, американских Dream Theater, Glass Hammer (англ.) русск. и Spock’s Beard, а также проекта Ayreon. Также добавило популярности прогу формирование жанра пост-рок в середине 90-х и лавинообразное появление пост-рок групп, из которых наиболее повлиявшими оказались Godspeed You! Black Emperor, Mogwai, Sigur Rós, Tortoise. Однако уровень популярности прога 70-х достигнут не был.
Текущее состояние (конец 1990-х — 2010)
Наиболее популярной европейской прогрессивной рок-группой является в этот период Porcupine Tree, начавшая с 2000-х утяжелять свой «пинкфлойдовский» звук и использовать элементы метала. Также она вдохновила целый ряд исполнителей, старающихся играть «как Porcupine Tree». Наиболее же популярной американской прогрессивной рок-группой является The Mars Volta, включающая в свою музыку элементы джаз-фьюжна, хард рока, латиноамериканской музыки и ритмическую сложность мат-рока.
Прогрессивный рок
Прогрессивный рок (англ. progressive rock) или прог-рок – одно из наиболее интересных направлений рок-музыки, отличающееся отходом от стандартных в роке форм музыкального построения, а также сложностью и глубиной подаваемого материала. Постоянное движение вперед, поиск новых форм выражения, использование синтеза всего музыкального наследия человечества делают прогрессивный рок наиболее интеллектуальным стилем в популярной музыке. Зародившись еще в 60-х годах прошлого столетия, прогрессивный рок по сей день не утратил своей актуальности. Приобщая все новые и новые поколения слушателей к высокому искусству, это направление музыки нисколько не замыкается в собственной сложности и многогранности, а создает все время новые и новые поджанры.
Корни прогрессивного рока уходят вглубь революционных 60-х, полных разнообразных музыкальных веяний. Само это время было прогрессивным по своей сути. В музыке непрерывно происходили новые открытия, которые чаще всего имели эклектичный характер. Началом обогащения рока элементами из других музыкальных жанров принято считать эксперименты The Beatles с классической и восточной музыкой, начатые по инициативе продюссера группы Джорджа Мартина (George Martin) в середине 60-х годов. Эту инициативу впоследствии подхватили многие, создав целое промежуточное музыкальное направление, называемое условно прото-прогом. В числе этих коллективов особенно следует отметить The Nice и The Moody Blues, которые в это время начали создавать сложные и развернутые произведения, комбинируя в них рок с европейской классикой. Им не удалось достичь настоящего синтеза рока с классической музыкой, но они совершили серьзнейший шаг на пути к становлению прогрессивного рока.
На раннем этапе становления прогрессивного рока важную роль сыграло присоединение к нему джаза. Особенно удачно это удалось коллективам: Blood, Sweat & Tears, Gong, Colosseum, Steely Dan и др. Синтез рока, джаза и классики лег в основу всего раннепрогрессивного звучания.
King Crimson | Van der Graaf Generator | Jethro Tull | Yes | Gentle Giant |
В то время, как на американском континенте музыкальная жизнь все еще вращалась вокруг психоделии, в Старом Свете уже во всю набирало ход новое течение. К началу 70-х прогрессивный рок окончательно сформировался в отдельный музыкальный стиль. King Crimson, Pink Floyd, Van der Graaf Generator, Yes, Genesis, Emerson, Lake & Palmer и многие другие начали создавать настоящие произведения высокого музыкального искусства, доселе неведомого миру рока. Длинные, развернутые композиции-сюиты с частыми сменами ритма и тональности, а также виртуозная игра на всевозможных музыкальных инструментах стали визитной карточкой прогрессивного рока.
70-е годы ХХ века принято считать «золотым десятилетием» в истории прогрессива. Именно в это время мир искусства обогатился величайшими произведениями, созданными в этом музыкальном стиле. Авторы этих творений навсегда стали образцом для подражания тем молодым последователям прогрессивного рока, которые начали работать в этом направлении позже.
Однако 80-е годы для прогрессива оказались настоящим испытанием. Мир в это время резко переориентировался с серьезной и сложной музыки на простую и незамысловатую, под которую приятно провести время и не нужно особо думать. В эти годы европейский прогрессив обрел статус архаичной музыки отцов, ненужной новому поколению. Многие достойные исполнителеи стали сознательно упрощать и популяризировать свои произведения. Даже в США, где в это время к прогрессивному року наконец проснулся интерес, творчество прог-рокеров напоминало скорее пародию на великие произведения их европейских коллег. Американский подход к этому стилю оказался чрезмерно коммерческим.
Но, к счастью, время популяризации направления благополучно закончилось, и с началом 90-х прогрессивный рок вернулся на круги своя. Звучание новых, так называемых, нео-прогрессивных коллективов стало более рафинированным и эпичным. Но, конечно же, это была уже не та музыка, которую играли в начале 70-х. Новые веяния привнесли в это направление тяжелые металлические нотки. Впоследствие синтез прог-рока с хеви-металом попродил отдельное, весьма интересное направление, называемое прогрессив-метал (англ. progressive metal).
На сегодняшний день уже невозможно определить, какое государство держит пальму первенства в прогрессивном роке. Северная Америка, впрочем, как и Южная, уже много лет имеют достойных представителей жанра, вполне способных составить конкуренцию европейским коллективам. Не так широко на карте прогрессива представлен Восток, однако практически любое цивилизованное государство может похвалиться своими прог-рокерами, которые активно используют в творчестве местный фольклор, разнообразя и без того неиссякаемые запасы прогрессивного рока.
музыка Progressive rock
Pink Floyd
3 534 533 слушателя
Pink Floyd (Пинк Флойд) — британская прогрессив/психоделик-рок-группа, созданная в 1965 году в Кембридже. Знаменита своими психоделическими…
4 455 769 слушателей
Porcupine Tree
Porcupine Tree — английская группа, играющая прогрессивный рок, основана в графстве Хартфордшир, Англия. Это самый успешный музыкальный…
1 812 154 слушателя
Tool (рус. Инструмент) — американская альтернативная метал-группа, образованная в 1990 году в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния. Tool…
King Crimson
694 096 слушателей
The Mars Volta
1 114 165 слушателей
После того, как Седрик и Омар покинули At The Drive-In, перед ними не стояло вопроса о том, чем они собираются заняться. Они продолжили…
1 295 010 слушателей
Группа Rush по праву считается одним из самых известных и авторитетных рок-коллективов Канады, основательницей стиля хард-н-арт. Правда,…
Led Zeppelin
3 330 827 слушателей
Led Zeppelin- английская рок-группа, основанная в 1968 году. Лондон, Англия. Это, бесспорно, одна из самых лучших групп за всю историю…
1 302 665 слушателей
«Yes» — английская рок-группа направления «прогрессивный рок», созданная в Лондоне в 1968 году. Несмотря на множество смен состава,…
Genesis
1 494 440 слушателей
Genesis — английская рок-группа, созданная в 1967 году и принадлежавшая изначально движению прогрессивного рока. Группа получала награды…
A Perfect Circle
1 704 884 слушателя
Jethro Tull
1 158 580 слушателей
Английская группа «Jethro Tull» (это имя ученого-аграрника, жившего около 200 лет назад), образовалась в Лютоне (Великобритания) в 1967 году.…
Dream Theater
1 104 055 слушателей
Группа, известная в будущем как «Dream Theater», была сформирована в 1985 году гитаристом Джоном Петруччи, бас-гитаристом Джоном Маянгом и…
Anathema
601 888 слушателей
Anathema — британская рок-группа, образованная в Ливерпуле в 1990 году.
Образование группы, раннее творчество
Группа была образована в 1990…
Riverside
Riverside — progressive-rock-группа из Варшавы, Польша. Три бравых парня: Mariusz Duda, Piotr Grudziński и Piotr Kozieradzki разделяли огромную…
Frank Zappa
909 166 слушателей
Фрэнк Винсент Заппа (англ. Frank Vincent Zappa, 21 декабря 1940 — 4 декабря 1993) — легендарный американский композитор, гитарист, певец,…
Deep Purple
2 322 978 слушателей
Deep Purple («Дип Пёпл») — британская рок-группа, образованная в феврале 1968 года в городе Хартфорд, Англия. Музыкальные критики называют…
Coheed and Cambria
899 985 слушателей
Emerson, Lake & Palmer
Emerson, Lake & Palmer (ELP) — английская прогрессив-рок группа, образованная в 1970 году, названная по фамилиям трёх её участников: Кита…
Marillion
Marillion (Мариллион) — британская прогрессив-рок-группа. Основана в 1979 г. в английском городе Эйлсбери, графство Бакингемшир.
Группа…
Camel
Camel – одна из самых заметных групп прогрессивного рока. Несмотря на то, что группа так и не смогла добиться коммерческих высот Yes или…