что такое профильное объединение
Значение словосочетания «профессиональное объединение»
Профессиональное объединение может брать на себя функции управления профессиональным сообществом или контроля за профессиональной деятельностью в своей сфере. Профессиональное объединение сталкивается в своей работе с двумя противоречащими друг другу целями: с одной стороны, оно должно отстаивать интересы профессии, с другой стороны, вводить стандарты, регламенты и ограничения и преследовать их нарушителей.
Многие профессиональные объединения участвуют в разработке и осуществлении программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, осуществляют профессиональную сертификацию представителей профессии. В некоторых случаях право на профессиональную деятельность даёт само членство в профессиональном объединении.
Лидером по числу профессиональных объединений являются США. Здесь также получило распространение явление «профессионализации» — превращения набора навыков и компетенций в профессию.
В России к профессиональному объединению могут быть отнесены, например, саморегулируемые организации.
Во франкоязычных странах помимо профессиональных объединений действуют межпрофессиональные, в которые входят несколько участников единой производственной цепочки в сельском хозяйстве.
В США под видом профессиональных ассоциаций также действуют коммерческие профессиональные корпорации.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова космологический (прилагательное):
Что такое СРО проектировщиков и как туда вступить: пошаговая инструкция
Проектное саморегулируемое объединение – что это такое, какие требования и цели предусмотрены для указанного типа организаций России. Вступление в СРО проектировщиков имеет цель подтверждение для предприятия требуемых критериев для осуществления своей профессиональной работы в отрасли на территории России. Целевыми задачами СРОП будут:
Государственного регулирования проектной отрасли не предусмотрено, но есть национальное объединение НОПРИЗ, которое осуществляет регистрацию всех СРО и профильных компаний, в Национальном реестре специалистов (НРС), по требованиям ФЗ-372. Таким образом, НОПРИЗ является официальным оператором сведений по саморегулируемым объединениям проектировщиков, и всех компаний, которые являются ее членами.
Требования для вступления в объединение СРОП
Федеральное законодательство, в частности ФЗ-372 определяет, как получить членство в объединении, и какие необходимо выполнить условия. В некоторых отраслевых стандартах есть отличия для вступления в свое СРО (в России сейчас действует как минимум 24 профессиональных сообщества). Общие требования таковые.
При соблюдении вышеуказанных критериев, предприятие может рассчитывать на постоянное членство в выбранной некоммерческой организации профессионального профиля.
Основные этапы вступления в СРОП
Точные сроки для вступления в профильное объединение СРО проектировщиков зависят от условия и пакета документов, представляемых заявителем.
Собрать в одиночку необходимый пакет документов и выполнить условия по этапам работы трудно, воспользуйтесь услугами профессионалов, и узнайте, что дает вам членство в СРОП.
Документальная база для приема в члены СРОП
Минимальный пакет документов потребуется для каждого вновь вступающего в члены СРО проектировщиков.
Стоимость для вступления в СРО проектировщиков
Для всех организаций установлено 4 типа взносов, которые являются обязательными.
В таблице приведена стоимость и цена КФ для СРОП.
Максимальный размер оценки суммы договора по работам, руб | Взнос по возмещению вреда, руб | Взнос по договорной основе, руб* |
До 2500000 | 50000 | 150000 |
До 50000000 | 150000 | 350000 |
До 300000000 | 500000 | 2500000 |
Более чем 300000000 | 1000000 | 3000000 |
*Под договорной основой подразумевается выполнение работ для государственных, муниципальных, федеральных структур в соответствии с ФЗ-223 и ФЗ-44.
Кредитование, как вариант оплаты взносов при вступлении в СРО проектировщиков запрещено в соответствии с законом.
Допуск СРО в проектировании
Минэкономразвития, который является надзорным ведомством для исполнения ФЗ-372 издал Приказ, где необходимо получать допуск СРО в проектировании. При подаче заявления претендент должен указать фронт задач, который они собираются делать при наличии членства в некоммерческой структуре. По результатам рассмотрения заявки претенденту выдается Выписка, которая автоматически подразумевает получение допуска на работы. В перечне Минэкономразвития указано 28 направлений, где потребуется указать название и категорию в полученной выписке, в том числе для следующих работ:
Вступление в СРО проектировщиков гарантирует ответственность компании и избавляет ее учредителей от получения разрешений на определённые виды работ. До 2010 года существовали сложные бюрократические преграды, не позволяющие бизнесу в сегменте проектирования оказывать качественные услуги населению и организациям из жестких требований законодательства.
Профильное объединение детей и подростков как культурно-историческое и педагогическое явление
соискатель каф. педагогики Тел. (4712) 56-61-38 Курский государственный университет
нравственное), формы (фронтальные, групповые), средства и методы (конкретные мероприятия и методики работы). Парадигма «воспитание есть воздействие» была главной характеристикой государственной системы воспитания на концептуальном уровне, социально заданным явлением в отечественной педагогике.
Сущность кризисных явлений в педагогике, наиболее остро проявившихся в период 1985-1993 гг., заключалась, прежде всего, в отказе от прежних идеалов, ценностей, целей воспитания, в поиске новых образцов содержательной и структурной перестройки системы образования, при необходимости сохранения, на наш взгляд, всего того ценного, что было накоплено в детском движении за период XX века.
-создаются по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не являются подразделением государственного учреждения, но могут функционировать на его базе и при его поддержке;
-осуществляют социально-творческую деятельность;
-не ставят своей (уставной) целью получение прибыли и распространение ее между членами объединения (Ассоциация исследователей 1995: 126).
каналом социализации. Существующие детские общественные объединения можно классифицировать по способуобразования,организационным основам
функционирования, источнику и характеру целеполагания, содержанию деятельности и другим особенностям. Представленные классификации принадлежат А. В. Волохову, А. Г. Кирпичнику, М. Е. Кульпединовой и др. Вместе с тем Н.А. Жокина выделяет следующие типы детских общественных объединений в зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов (Жокина 1996: 45).
3. Объединения клубного типа, предлагающие подросткам различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большой вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, милосерднические, юнкоровские, этнокультурные и др. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с ними. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора.
4. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своего функционирования. Это могут быть команды, группы, клубы,
Предметом нашего исследования было профильное объединение как один из типов клубного детского общественного объединения.
Данный тип детского объединения может работать не только на постоянной основе, но также действовать как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда, собранная для похода. Сохраняя все свои характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлекотивных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро (за одну лагерную смену, например) получить результат педагогического влияния.
-функции, направленные на консолидацию общества (освоение подростком гражданской позиции, регуляция отношений между людьми, развитие коммуникативных навыков);
-функции реализации интересов и удовлетворения потребностей каждой отдельной личности.
Сложность и многогранность функций, которые способно выполнить профильное объединение, делают невозможным его существование без помощи и участия взрослых.
Практика пионерской работы показала, что разнообразная воспитательная деятельность еще не означала заинтересованности многих воспитанников в этой деятельности. Вожатый оставался человеком, опосредованно воздействовавшим на пионерский коллектив, поскольку организация не предусматривала взрослого членства на равных с детьми. Воспитатели представали как передатчики, а воспитанники (пусть активные и даже творческие) как потребители готового опыта. Такое взаимодействие И. П. Иванов назвал черезмерной опекой и подчеркивал, что все зависит от характера взаимодействия воспитателей и воспитанников (Иванов 1990). Он считал основой деятельности детского коллектива отношения творческого содружества поколений. Только при таком условии можно «решать жизненно-практические задачи (трудовые, бытовые, игровые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего коллектива, своей собственной» (Иванов 1994:28).
история человечества, потому что посредством их общество воспроизводит себя социально и культурно. Эти отношения накладывают отпечаток на все социальные связи в будущей жизни ребенка, на все межличностные отношения.
Пионерские коллективы, осуществлявшие на практике методику коллективной творческой деятельности по И. П. Иванову, воспроизводили отношения взрослых и подростков «на равных» в совместном труде и творчестве. Это создавало благоприятные возможности для удовлетворения потребности в сотрудничестве и для постановки каждого в позицию субъекта деятельности.
Коммунарские группы, отряды и клубы, причисляющие себя к коммунарскому движению, продолжают свою деятельность и после того, как монополия пионерской организации завершилась. Причина, безусловно, в том, что здесь реально действующими оказались гуманистические взаимоотношения, сотрудничество взрослых и подростков, которые в объединении находятся в роли равноправных членов.
М. В. Богуславский, оценивая период 70-80-х годов XX века, отмечает, что среди причин, которые привели к недостаточной результативности деятельности пионерской организации, следует назвать черезмерную централизацию руководства, увлечение Центрального совета не вполне продуманными и обоснованными всесоюзными акциями, когда предполагалось обязательное участие в них всех пионерских коллективов, без учета региональных и национальных особенностей. В жизни детских организаций стала процветать парадность, заорганизованность.
Немаловажное значение имело и то, что в пионерской организации слабо развивались демократические отношения, что привело к утрате ее самодеятельных начал.
Исследователи отмечают и тот факт, что педагогическая наука, хотя и опережала по ряду вопросов практику пионерской работы, порой замыкалась в рамках голого теоретизирования и слабо внедряла результаты своих разработок в практику. Недостаточно активно изучались реальные пути преодоления негативных явлений в жизни детей и подростков.
Обострение противоречий в детском движении конца 80-х гг. XX века отмечали Е. В. Титова и Т. В. Трухачева. Эти противоречия возникли между «бурной» деятельностью руководящих органов и фактической бездеятельностью низовых структур; ожиданиями членов организации и характером и степенью реального участия в её деятельности; декларированием ценностных идей, заложенных в программных документах, и их жизнеспособностью на данном этапе (Титова 1993: 6).
К внутренним противоречиям автор относит противоречие между самостоятельным характером детских объединений, члены которых являются действующими субъектами общественных отношений, и сохраняющейся традиционной авторитарной позицией взрослых как воспитателей.
Особенно значимым для подростка становится расширение круга общения, увеличение той микросоциальной среды, которая оказывает на него свое влияние. Общение позволяет подростку не только утверждать себя как личность; оно дает возможность постигать социальные нормы, ценности, ориентироваться в ближайшем социальном окружении и усваивать правила общения, выполнять различные социальные роли, активно избавляясь от инфантильности, формировать социальный опыт. Ни требованиями, ни принуждением нравственных ценностей создать невозможно. Необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление возможности выбора системы ценностей самому воспитаннику. Вот почему в практике воспитательной работы в последнее время все более утверждаются так называемые клубные системы, и в частности профильные объединения детей и подростков. Библиографический список
Богуславский М. В. Деятельность молодежных и детских организаций по воспитанию социальной активности школьников // Проблемы истории советской школы и педагогики. Ч. II / отв. ред. З. И. Равкин. М.,1991. С. 198-242.
Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. 122 с.
Смирнов Э. Л. Детское движение как социально-педагогическое явление // Вестник КГПУ им. Некрасова. 1995. № 4. С. 102-104.
Титова Е. В., Трухачева Т. В. Они и мы: о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций. М., 1993.
Программа летнего профильного объединения
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 53 г.Бикина
Директор школы:_____ Лоншакова Л.В.
Программа «Невербалики». Язык телодвижений и жестов.
Адресат деятельности (для кого, количество участников, география участников)
— дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;
— дети различных учетных категорий;
— дети с ограниченными возможностями здоровья;
Сроки реализации программы
Июль – август 2012 г.
Создание психолого-педагогических условий для развития коммуникативных компетенций, самоорганизации и организации жизнедеятельности ребенка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.
— оздоровление ребенка, восстановление его физического потенциала;
— содействие развитию коммуникативной компетенции личности путем активизации творческого потенциала детей и его самореализации в условиях игровой ситуации;
— расширение через игровой сюжет двигательной активности ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
— развитие творческого мышления необходимого для практической коммуникативной деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
— создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности и взаимоуважения
Краткое содержание программы
По мнению ведущих специалистов по невербальному общению, с помощью слов передается всего лишь 7 % информации, с помощью звуковых средств – 38 %, а с помощью мимики, жестов и поз – 55 %. Таким образом, не так важно, что именно говорит тот или иной человек. Более важным является то, как он это делает. Можно ли обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять его со знанием дела? Можно, и жизненно необходимо. Изучение языка жестов, мимики позволит ответить на следующие вопросы: в каких случаях следует прибегать к рукопожатию, а в каких случаях воздержаться, как человек выдает свое внутреннее состояние движениями пальцев и другими жестами, как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние, как научить приковывать к себе внимание и заинтересовывать аудиторию, как добиться успеха в деле. Кроме этого на занятиях объединения ребята смогут получить более глубокое представление о том, как проходит коммуникация между людьми, для того, чтобы лучше понимать других, а, следовательно, и себя. Это очень важно для социализации ребенка в обществе, активизации его творческого потенциала и самореализации его в условиях жизненной ситуации.
1. Общее оздоровление детей
2. Приобретение новых коммуникативных компетенций, развитие творчества, коммуникативных умений и навыков детей
3. Активность и участие детей в творческих мероприятиях
МБОУ ООШ № 53 г. Бикина
Варивода Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Почтовый адрес учреждения, телефон
ФИО руководителя учреждения
Лоншакова Людмила Васильевна
ФИО автора программы
Варивода Марина Ивановна
Финансовое обеспечение программы
Финансовые средства МОУ ООШ № 53 г.Бикина, запланированные на организацию летнего отдыха, добровольные пожертвования родителей учащихся.
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы познаём родной язык, иностранный, многие постигают языки программирования, другие – международный язык – эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики, телодвижений человека.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. С помощью слов передается всего лишь 7 % информации, с помощью звуковых средств – 38 %, а с помощью мимики, жестов и поз – 55 %. Таким образом, не так важно, что именно говорит тот или иной человек, более важным является то, как он это делает. Эти данные заставляют задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей.
Можно ли обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять его со знанием дела? Можно, и жизненно необходимо.
Изучение языка жестов, мимики позволит ответить на следующие вопросы:
— в каких случаях следует прибегать к рукопожатию, а в каких случаях воздержаться,
— как человек выдает свое внутреннее состояние движениями пальцев и другими жестами,
— как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние,
— как научить приковывать к себе внимание и заинтересовывать аудиторию,
— как добиться успеха в деле.
Кроме этого на занятиях объединения «Невербалики» ребята смогут получить более глубокое представление о том, как проходит коммуникация между людьми для того, чтобы лучше понимать других, а, следовательно, и себя. Это очень важно для социализации ребенка в обществе, активизации его творческого потенциала и самореализации его в условиях жизненной ситуации.
Организация работы летнего объединения «Невербалики» планируется в июле – августе 2012 года. Объединение будет располагаться на базе основной общеобразовательной школы № 53 г.Бикина, по адресу: ул. Дальневосточная, 26.
Главная идея создания летнего объединения – предоставить возможность каждому ребенку в развитии коммуникативной компетенции, проявлении своих творческих организаторских способностей, расширении круга общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своим педагогом, через социально-значимую, проектную деятельность.
Данная программа летнего объединения «Невербалики» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:
оздоровительное (главное направление в работе),
Создание психолого-педагогических условий для развития коммуникативных компетенций, самоорганизации и организации жизнедеятельности ребенка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.
— оздоровление ребенка, восстановление его физического потенциала;
— содействие развитию коммуникативной компетенции личности путем активизации творческого потенциала детей и его самореализации в условиях игровой ситуации;
— расширение через игровой сюжет двигательной активности ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
— развитие творческого мышления необходимого для практической коммуникативной деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
— создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности и взаимоуважения.
Общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья.
Овладение коммуникативными компетентностями.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Обретение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
Личностный рост участников смены.
7. Формирование таких умений, как:
чувство ответственности за весь коллектив,
умение общения с взрослыми и сверстниками,
высказывание и отстаивание своей точки зрения,
определение ошибок и умение находить пути их исправления,
уважение мнения других.
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться коммуникативные компетенции, творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребёнка:
— будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
— будет развита индивидуальная, личная коммуникативная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
— будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
— будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности.
Содержание деятельности и механизм реализации программы.
Этапы реализации программы.
-составление списков, оформление документов летнего объединения
-рекламно-агитационная работа по привлечению школьников к работе в летнем объединении «Невербалики»
(личностно ориентированного информационного обеспечения, включения в деятельность, проведение учащихся с целью расширения знаний ребят, организация творческих мастерских, привлечение к труду на территории пришкольного лагеря).
Руководитель объединения, актив учащихся, члены объединения
Подведение итогов работы летнего объединения;
— анализ работы объединений,
-выявление инновационных подходов.
-проведение презентаций накопленного, наработанного материала,
-выход на последействие,
-перспектива развития на следующий год.
Учащиеся, руководитель объединения
Члены объединения принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в проведении коллективных творческих дел пришкольного лагеря.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый учащийся ежедневно может получать награды за активное участие в жизни объединения.
Результаты отражаются на экране активности.
Критерии эффективности деятельности объединения:
Постановка реальных целей и планирование результатов деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском коллективе, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
Творческое сотрудничество руководителя и детей;
Желание участвовать в работе объединения на следующий год.
Методическое обеспечение смены:
наличие программы, плана работы объединения;
должностные инструкции, приказ об организации объединения
подбор методического материала в соответствии с программой объединения;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности учащихся, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
— компакт-диски и аудиокассеты;
— призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
— методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
Система информирования общественности о деятельности объединения.
Классные и общешкольные родительские собрания;
Школьная газета с планом деятельности объединения.
Система контроля и оценки результативности
Подведение итогов работы объединения ;
Анализ работы объединения школьников, выявление инновационных подходов;
Анализ деятельности учащихся.
Система лечебно- профилактической работы в учреждении
Проведение медицинского осмотра детей один раз в смену, мониторинг оздоровления;
Ежедневная витаминизация детей;
Ежедневный осмотр детей медицинским работником;
Ежедневные мероприятия на свежем воздухе;
Двухразовое питание по примерному десятидневному меню;
Ежедневная витаминизация детей.
«____» ________ 2012 г.
План занятий профильного объединения
Общее представление о языке телодвижений. Национальные особенности невербального общения.
Определение тем проектов.
Игра «Что? Где? Когда?»
Основные коммуникационные жесты и их происхождение.
Игра «Угадай мелодию»
Составление плана деятельности
Ладони и передаваемая с их помощью информация.
Начало сбора материала для проектов.
Жесты рук и кистей
Подвижные игры с мячом
Значение жестов, связанных с прикосновением к различным частям тела.
Руки в качестве барьеров
Соревнования по баскетболу
Защитный барьер, сформированный с помощью ног
Конкурс «Книга рекордов Гинесса»
Анализ тезисов проектов
Подготовка презентационной работы.
Подготовка презентационной работы.
Другие известные жесты и движения
Презентационные работы по теме «Жесты и позы»
Предварительная защита проектов
Мимика. Сигналы глаз.
Встреча с актерами народного театра «Отражение»
Жесты собственнических и территориальных претензий.
Подготовка презентационной работы.
Составление эскиза электронного сборника работ
Этикет невербального общения. Тренинги.
Подготовка презентационной работы.
Составление эскиза печатного сборника
Поклоны, ссутуливание, их зависимость от социального статуса
Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела.
Оформление сборника работ
Адамчик В.В. «Современный язык жестов»
Аллан Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»
Жалпанова Линиза «Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов»
Сергеева Оксана «Как научиться читать мысли без слов?»
Уроки практической психологии «Язык жестов: как научиться читать чужие мысли?»
— познакомиться с основными жестами и позами человека;
— проанализировать, как в позах и жестах отражаются культурные нормы и условности, свойственные нашему городу, учащихся, педагогов, работников школы;
— вырабатывать умение определять эмоциональное состояние человека, читать информацию, которая передается с помощью жестов.
Лекция «Основные группы жестов»
Практическое занятие «О чем рассказывают жесты и позы»
Телодвижения характеризуют человека, с которым происходит общение, и могут многое о нем рассказать. Например, жесты и позы раскрывают эмоциональное состояние организма и непосредственные реакции на те или иные слова или действия. Таким образом, по жестикуляции можно судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
В движениях тела человека выражаются многие черты его характера, а также степень уверенности в себе, его настрой на общение, отношение к разговору и т. п. В позах и жестах отражаются культурные нормы и условности, свойственные для той или иной местности.
Наконец, жесты могут нести чисто символическое значение, с помощью которого передается информация, дополняющая слова.
Такие жесты связаны с ритмом речи. Например, человек во время разговора определенным образом размахивает рукой. Он может таким образом подчеркивать логическое ударение в предложении, выделять замедление или ускорение речи, обозначать паузы и т. п. С помощью ритмических жестов человек как бы передает интонацию.
Например, если произнося пословицу «Говорит, что воду цедит», и сопровождая ее ритмическими жестами, человек будет делать слегка замедленное движение рукой в правую сторону, при этом его речь будет немного растянутой.
Во время произнесения поговорки «Строчит, как из пулемета» человек будет производить частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, что напоминает рубку капусты.
Речь человека обычно окрашена эмоционально. Чувства, наполняющие сердце человека, передаются не только через слова, но и через жесты. Например, волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются в телодвижениях. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.
Так называют жесты, с помощью которых указывается направление действия. Например, указание «эту книгу не бери, возьми вон ту», не может не сопровождаться жестом. Здесь требуется пояснение в виде указания.
С помощью указательных жестов говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает положение (рядом, наверху, над нами, там), подчеркивает порядок следования (по очереди, через одного) и т. д.
В качестве указания можно использовать взгляд, кивок головы, движение руки, пальца (указательного, большого), ноги, поворот тела.
Иногда указательные жесты имеют условный характер. Так, показывая на свою грудь слева, где сердце, и говоря при этом: «У него тут ничего нет», – человек пытается сообщить о бессердечности или бесчувственности другого человека, а не об отсутствии у него конкретного органа.
Порой указательные жесты можно расшифровать только исходя из ситуации. Например, во время лекции один из слушателей ловит взгляд другого человека и показывает ему пальцем место на руке, где носят часы. Таким образом, он хочет узнать, который час.
В другой ситуации ассистент делает лектору тот же знак, однако этот жест имеет уже другое значение: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию». В третьей ситуации этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».
Указательные жесты используются не очень часто, как правило, в тех случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который необходимо указать.
Такие жесты используются в качестве дополнения к описанию какого-нибудь предмета. Например, объясняя, что такое винтовая лестница или что такое рябь на воде, человек говорит: «Это вот такая лестница…», – и делает вращательное движение правой рукой по вертикали. Или отвечает: «Рябь – это…», – и делает волнообразное движение рукой по горизонтали.
Можно провести эксперимент, задав эти вопросы разным людям. Получаемый ответ практически всегда будет сопровождаться жестом. Без него трудно ответить на вопрос, хотя не так уж сложно дать словарное определение винтовой лестницы как лестницы идущей спиралью, винтообразно, и ряби как незначительного колебания водной поверхности или легких волн от такого колебания. Однако жест помогает более наглядно ответить на вопрос. Он как бы изображает предмет, показывает его. Поэтому человек неосознанно отдает предпочтение жесту. Такие жесты называются изобразительными.
Джон Д. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете».
Изобразительные жесты могут появляться в следующих случаях:
– при нехватке слов, способных полностью передать представление человека о чем-либо;
– когда одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность, несобранность, нервозность говорящего, неуверенность в том, что собеседник все понимает и т. п.);
– при необходимости усиления впечатления и желании воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, используя изобразительные жесты, надо помнить, что ими нельзя полностью заменить язык слов.
К этой группе относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям, например махание рукой при прощании или поклон в знак благодарности. Артист после выступления широко разводит руки, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале, или низко кланяется, прижимая руку (руки) к груди, что символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Другим примером являются поклоны или кивок головы человека, которого представляют как члена жюри и т. п. При этом он встает. Вместо поклона представляемый человек может поднять обе руки вверх, соединив ладони и покачивая руками или просто приветливо помахать рукой.
Учеными было подсчитано, что итальянцы в течение часа обращаются к жестам в среднем около 80 раз, французы – около 20 раз, а финны – только 1–2 раза. Более частая жестикуляция жителей Финляндии считается признаком несдержанности.
Подобные жесты являются условными и называются символическими. Как правило, они имеют вполне определенное значение. Например, при защите человек скрещивает руки, а при непокорности – упирает руки в бока. Чтобы показать свое превосходство, человек заводит руки за голову, а когда он обхватывает руками голову, это говорит о неприятности или беде. Некоторые символические жесты характерны для отдельных ситуаций. Например, резкая отмашка кистью правой руки показывает категоричность собеседника. Такой жест обычно сопровождает фразы типа «никогда не соглашусь», «никто не знает», «нигде вы не найдете», «это совершенно ясно», «абсолютно не об этом» и др.
Другим примером является рука, сжимающаяся в кулак. Данный жест используется при таких выражениях, как «он очень упорный», «какой он упрямый», «в ней чувствуется такая собранность, активность», «он страшно честолюбив». Это жест интенсивности. Он выражает силу, инерцию человека, о котором говорят.
Еще один символический жест – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Это жест отказа или отрицания. Он обычно сопровождает выражениями типа «нет, нет, нет!», «не надо, не надо, прошу вас», «никогда, никогда не буду этого делать!» и т. п.
Символические жесты, как и слова, могут быть очень экспрессивными, придавая речи порой грубоватый, фамильярный характер. Например, щелканье пальцем по шее с правой стороны, что означает «выпить бы», кручение пальцем около виска («из ума выжил, разума лишился») и т. п.
Практикум «О чем рассказывают жесты и позы»