что такое профессиональное воспитание

Принципы профессионального воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и структура процесса профессионального воспитания

Воспитание – это организованный процесс, направленный на создание эффективных условий по усвоению общественно-исторического опыта подрастающего поколения.

В процессе воспитания детей готовят к общественной жизни, труду, взаимодействию с окружающими, а также осуществляется духовное обогащение личности ребенка.

Профессиональное воспитания – это целенаправленный процесс движения личности к самостоятельно и добровольно выбранной профессии.

Цели профессионального воспитания:

Важным условием профессионального воспитания является не только освоение знаний и умений конкретной профессии, но и личностная направленность человека.

Процесс профессионального воспитания находится во взаимосвязи с культурно-антропологическим подходом. Данный подход определяет ценность и значимость личности каждого человека. Согласно этому подходу человек определяется как созидатель духовных и материальных ценностей.

Компоненты профессионального воспитания

Основными компонентами профессионального воспитания являются:

Духовная культура будущего специалиста:

Гражданское и национальное воспитание включает в себя:

Готовые работы на аналогичную тему

Нравственно-эстетическая культура будущего специалиста, предусматривает:

Профессиональная культура будущего специалиста, находится во взаимосвязи с учебной и профессиональной деятельностью. Для того, чтобы специалистом была усвоена профессиональная культура, необходимы:

Таким образом, профессиональное воспитание состоит из совокупности компонентов, каждый из которых является важным в формировании и воспитании личности специалиста.

Основные принципы профессионального воспитания

Принципы профессионального воспитания – это фундаментальные идеи, на которые опираются все участники воспитательного процесса.

Цели профессионального воспитания достигаются в том случае, если педагогами организован эффективный воспитательный процесс, основанный на следующих принципах:

Источник

Цель и задачи профессионального воспитания

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание Наталья Сметнева
Цель и задачи профессионального воспитания

Общие задачи профессионального воспитания:

1. Формирование осознанного отношения к выбранной профессии

2. Формирование осознанной профессиональной мотивации

3. Понимание общественной миссии своей профессии

4. Воспитание ответственности за качество труда

5. Формирование творческого подхода к труду

6. Психологическая и практическая готовность к осуществлению трудовой деятельности

7. Формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения

8. Формирование профессионально важных личностных качеств

9. Формирование уважительного отношения к материальным ценностям

Специфические задачи профессионального воспитания:

1. Профессиональное просвещение и создание образа будущей профессии

2. Профессиональная ориентация, развитие интересов и склонностей

3. Активизация познавательного интереса к учебным предметам, связанным с будущей профессией

4. Формирование профессионального идеала

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание«Путешествие на Остров» — итоговое занятие в подготовительной группе. Цель: Закрепление и обобщение полученных-знаний [I IMG]/upload/blogs/detsad-358058-1555149834.jpg[/IMG] Итоговое занятие по математике (подготовительная группа) Цель:.

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитаниеФотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 марта В нашем саду перед праздником 8 марта впервые прошел конкурс «Профессиональный букет для мамы». Дети вместе с родителями создавали для мам.

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитаниеМакет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг «Профилактика профессионального выгорания» Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Это сложный, длительный, многофакторный, непрерывный, комплексный, вариативный процесс.

Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи :

Реализм целей воспитания;

Совместная деятельность воспитателя и воспитуемого;

Личностная направленность воспитания;

Определим конкретные качества личности и обязательства человека по направлению « работник ».

Дисциплинированность и ответственность.

Работоспособность и организованность.

Общие, специальные и экономические знания.

Творческое отношение к труду.

Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнять порученное дело.

Профессиональная гордость, уважение к мастерству.

Сознательность, вежливость, аккуратность.

Опыт трудовой деятельности.

Эмоциональная производственная культура.

Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.

Коллективизм, умение трудиться сообща.

Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.

Деловитость и предприимчивость.

Ответственность за результаты труда.

Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

Формы профессионального воспитания можно разделить на три группы: МАССОВЫЕ, ГРУППОВЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. Они являются средством перехода профессиональных знаний в профессиональные убеждения. Но сложность в том, что кроме целенаправленного воздействия системы профессионального воспитания на личность влияет множество случайных факторов.

Педагогические условия профессионального воспитания:

и методы педагогической воспитательной деятельности;

Реальные ситуации (естественные и искусственные);

Субъективные свойства личности формирующегося профессионала.

В понятие «уровень профессиональной воспитанности» входит:

Комплекс профессиональных качеств;

Профессиональные Формы знания, умения и навыки;

Профессиональная устойчивость на производстве.

Успешное достижение этого уровня во многом зависит от заинтересованности учащихся в основательной профессиональной подготовке. Однако заметное снижение престижа интеллектуальной деятельности и возможность приобретения материальных благ вне зависимости от уровня образованности отрицательно сказывается на познавательных и профессиональных интересах учащихся.

В 60-х годах ХХ столетия понятие «профессиональное воспитание» включало в себя формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих повышению производительности труда, удовлетворенность профессиональным выбором. Главная задача состояла в формировании профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности. Главным психологическим механизмом считалось убеждение в целесообразности, разумности, непреложности норм и требований окружающей среды.

С развитием общественного сознания и утверждением личностного подхода в воспитании, постепенно меняется и парадигма профессионального воспитания. Развитие субъекта труда происходит как согласование стремлений и возможностей, целей и средств их достижения, путем развития самооценок, самосознания молодых людей.

Процесс воспитания сложен, так как на личность влияет множество случайных факторов – социальных, экономических, политических, экологических и других.

Профессиональное воспитание, как педагогическая деятельность, предполагает наличие объекта и субъекта воспитания.

Американские социологи полагают, что формирующийся новый гармоничный облик рабочего должен обладать следующими характеристиками: обеспечивать целостное восприятие жизни, опираться на экономическую этику и одновременно на этику самореализации, быть многоуровневым, многогранным и интегральным. Японский вариант рабочего – модель «сознательного и послушного».

Сопоставление сущности новой парадигмы воспитания, предполагающей сотрудничество воспитателя и воспитанника в поиске оптимальных для каждого путей самовыражения и самоутверждения в обществе, модели рабочего в постиндустриальном обществе и социально-профессиональных ориентаций, определяющих отношение работника к труду, позволяет конкретизировать суть термина «профессиональное воспитание». С позиции развития личности, его сущность состоит в расширении сферы значимого для учащегося в области профессиональной деятельности. С позиции развития индивидуальности сущность профессионального воспитания состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать себя как субъекта деятельности со стороны его уникальности, индивидуального своеобразия. Осмысление и адекватная оценка способностей, возможностей, индивидуального стиля деятельности и общения, а также опыта взаимоотношений, которые возникают в совместной работе, умение справедливо оценить вклад каждого в общее дело – все это вопросы, требующие внимания со стороны субъектов профессионального воспитания: педагогов и учащихся.

Разработка теоретических и методических основ профессионального воспитания требует системообразующего фактора, который бы определил направленность и эффективность педагогического воздействия в данном процессе. Таким критерием в процессе формирования личности является то психологическое новообразование, которое возникает у учащегося при переходе из школы в училище.

Важным фактором профессионального воспитания является внеурочная занятость: беседы, экскурсии, встречи с новаторами производства, технические конференции, конкурсы профессионального мастерства и технического творчества, вечера, участие в профессионально – ориентированных кружках, предоставление профессиональных услуг населению, работа в летних трудовых объединениях и др.

Профессиональное воспитание не умоляет достоинств и профессионально-теоретической подготовки учащихся училища. Она является немаловажным фактором в подходе к практическому выполнению работы с сознанием дела, соблюдением правил охраны труда.

Большое значение имеет и воспитание профессионально-информационной культуры как источника профессиональных знаний. Это и умение использовать специальную, техническую литературу, справочники по профессии, и информационно-коммуникационные технологии, проявлять интерес к периодическим изданиям профессиональной направленности.

Анализ показывает, что

первая задача профессионального воспитания – перестройка иерархии мотивов профессионального труда по сравнению с учебным,

вторая – формирование умений организовать работу с учетом стилей деятельности, способностей разных людей,

третья – изменение отношения бывших школьников к практической деятельности.

Профессиональное воспитание – целенаправленное развитие учащихся как субъектов профессиональной деятельности. Основной психологический механизм – становление сациально-профессионального самосознания учащегося.

Профессиональное воспитание – расширение профессиональных возможностей. При этом профессия – культурное явление, а овладение ею – социокультурное развитие человека.

Профессиональное воспитание – развитие учащегося как субъекта профессионального труда, изменение его отношения к созидательной деятельности.

Нацеливаясь на личность, профессиональное училище берет на себя ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности учащегося на профессиональное образование и профессиональное воспитание.

Источник

Статья по теме ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Автор : Кудинова Ольга Валентиновна;

( miri 05@ mail . ru ); государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области « Красносулинский колледж промышленных технологий» (ГБПОУ РО «ККПТ»)

Статья включает в себя вопросы формирования ключевых компетенций специалиста в рамках среднего профессионального образования; познавательные эффективные формы обучения студентов при изучении дисциплины «Метрология, стандартизации, сертификация», направленные на формирование способности у студентов к профессиональному творчеству и развитию навыков профессиональной деятельности.

Современный рынок труда требует от специалиста не просто квалификации, которая в основном ассоциируется с умением осуществлять те или иные технико-технологические операции, а компетенции, в которой сочетаются квалификация в социальное поведение, способность работать в коллективе и инициативность, умение пользоваться различными средствами коммуникации уважение к труду других. Компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности.

По определению, данному Федеральной концепцией модернизации российского образования «ключевая компетенция – это система универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Традиционная профессиональная подготовка, ориентированная на формирование знаний, навыков, умений в предметной области, все больше отстает от требований рынка труда. В современных условиях основой профессионального образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько сформированные профессиональные компетенции – готовность человека к деятельности и общению. Важнейшими факторами, которые требуют изменения системы образования в соответствие с требованиями ФГОС- 3+ и ФГОС-4 являются:

-возросший спрос на качество образования;

— консерватизм сферы образования и недостаточная адаптированность ее к целям, в связи с меняющимися потребностями общества;

— инертность в традиционных педагогических технологиях.

Одним из резервов повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная направленность студентов на основе продуктивных педагогических технологий. Обучая будущего специалиста, преподаватель должен быть постоянно нацелен на приветствие таких качеств личности, которые в целом и составляют понятие « компетентный или конкурентоспособный специалист».

К основным этапам формирования ключевых компетенций специалиста в рамках среднего профессионального образования относятся:

— получение студентами знаний общего характера (цикл общеобразовательных дисциплин);

— изучение дисциплин общепрофессионального цикла, которые являются базой для студентов. Эти дисциплины носят не только теоретический характер, но и практический: набор ЗУН, а направлены они на формирование и общих, и профессиональных компетенций (ОК и ПК).;

— изучение профессиональных модулей, в которых прослеживается тесная связь с дисциплинами ОПЦ и формируются заявленные профессиональные компетенции.

Изучение в рамках ППСЗ любой технической специальности СПО дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», как раз и определяют дальнейшую компетентность студента демонстрировать умение пользоваться измерительным инструментом, контроль готового продукта и замеры разных параметров. Это наглядно видно при сдаче квалификационных экзаменов (КЭ) по модулю, и тем более при сдаче демонстрационного экзамена (ДЭ). Знания при этом опираются на получение ранее и умение соотносить ранее изученный материал. Этот этап приобретает самый высокий уровень актуальности знаний для студентов в процессе формирования компетентности;

В педагогической деятельности важно активизировать студентов, дать возможность им чаще демонстрировать полученные знания, закреплять умения на конкретных примерах и, конечно демонстрировать сформированные ПК уже на этапе обучения.

Высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний обладают многие технологии, но при решении задач по «Метрологии» очень эффективным является проблемное обучение, под которым понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемной ситуации и активную деятельность студентов по ее разрешению. Эффективной формой является проблемно-поисковая беседа, в ходе которой перед студентами я ставлю ряд последовательных и взаимосвязанных между собой вопросов, отвечая на которые они должны высказать предположения и попытки самостоятельно доказать их правильность. Например, при изучении темы «Метрология» в процессе беседы студенты отвечают на вопросы:

-Что изучает метрология?

— Какие средства измерения вы знаете?

-Назовите основные единицы физических величин?

Решение задач с недостающими данными побуждает студентов к активному мышлению, прививают навыки использовать материал, ранее изученный на предыдущих курсах. Например, студент должен выбрать правильный ответ. «В каких единицах в системе СИ измеряется температура?». Студенту предлагается ряд ответов, из которых он должен выбрать правильный ответ: градус Цельсия, Кельвина, по шкале Фаренгейта, по шкале Реомюра. И тут же выбрать прибор для измерения. Очень интересно и познавательно.

Одним из важнейших средств организации проблемного обучения является практические занятия, т. е. такой вид поручения: выполнить какие – либо учебные действия, на основе своих теоретических знаний, чтобы был практический результат.

Таким результатом может быть заполненная таблица с данными замерами, сравнительный график изменения замеряемых характеристик (график давления, например) и так далее. Важно при этом учитывать, что выполнение этих заданий основывается не только на воспроизведении ранее усвоенных знаний понятий, но и включало бы в себя определенную долю самостоятельности.

Другой способ демонстрации профессиональных компетенций- это реализация на практике расчетов, которые встречаются в реальной работе. Так, например, при выполнении практической работы « Допуски и посадки подшипников качения» студенты работают со справочной литературой, рассчитывают предельные и средние зазоры, определяют типы полученных посадок, проверяют измеренные размеры подшипников по критерию годности. На одной практической работе задействованы несколько компетенций. Это значит, что прием ведения практического занятия выбран правильно. Педагогическая технология практико-ориентированного обучения достигает нужного результата.

Годами вырабатывалось убеждение, что приемы преподавания, формы уроков должны быть разнообразными, преподаватель должен искать инновационные приемы, а на самом деле основные задачи преподавания сводятся к следующим:

— заинтересовать студентов своей дисциплиной, удивить их, сделать так, чтобы они захотели знать эту дисциплину. Знания даже в минимальном объеме должны дать представление, где знания о Метрологии пригодятся в профессиональной деятельности;

Решить задачи активации студента помогают не традиционные формы проведения уроков, к которым относится урок – игра. Игра позволяет выявить возможность развития многогранных способностей студента. Проводимые мною уроки – турниры, уроки- ревю показали, что в учебном процессе игра дает студенту эмоциональную насыщенность процесса обучения, происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируется и ОК и ПК в полном объеме, что позволяет студенту проявить творческую инициативу. При проведении игры достигаются комплексные педагогические цели: познавательная, воспитательная, развивающая. Игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. Она является с элементом профессиональной практики в процессе обучения.

Эффективность уроков, качество успеваемости студентов повысится если:

— теоретический материал будет излагаться на высоком уровне

— соблюдается принцип связи теории с практикой

— соблюдается принцип доступности

— дается установка не только на запоминание, сколько на понимание смысла.

Вовлечение студента в творческий процесс, применение активных методов обучения, инновационных форм проведения уроков, углубление связей теория- практика помогают формировать способности к профессиональному творчеству, способствуют развитию навыков профессиональной работы.

1.Скамницкий А. А. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования.//СПО.- 2003.- №6.-с.4-8.

2. Сластенин В. А. Педагогика профессионального образования. – М: Издательский центр « Академия», 2004.-с. 368.

3. А. Ф. Щепотин, В. Д. Федоров Современные технологии обучения в профессиональном образовании, Москва, НПЦ « Профессионал- Ф, 2005.- с 25.

Источник

Сущность и структура процесса профессионального воспитания

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание

Современные представления о сущности и структуре профессионального воспитания будущего специалиста прочно связаны в гуманитарных науках с утверждением культурно-антропологического подхода. Такой подход дает понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. Человек не просто носитель неких социально-профессиональных функций – он движущая сила в развитии человеческой культуры. При всей значимости каждой конкретной профессии, которую получает человек, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей и профессиональной культуры, имеющей широкий кругозор, разносторонние интересы, способной понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним. Эти качества особенно необходимы для представителей социальных профессий, т. е. для тех, кто имеет дело с человеком, кто профессионально ориентирован на взаимодействие с другими людьми.

Культурно-антропологический подход исходит из целостного представления о личности будущего специалиста, его месте и роли в системе культуры. Основная идея культурно-антропологического подхода состоит в том, что будущий специалистэто не только субъект культуры, но и ее объект, что он одновременно является ее продуктом и ее творцом. Студент вуза, учащийся колледжа или лицея прежде всего сам осваивает общую и профессиональную культуру, сложившиеся культурные представления и ценности, и уже потом приступает к созидательной деятельности, преобразованию окружающего мира, обогащению и приумножению культурных достижений своего народа (этноса). С этой точки зрения для общества очень важно то, какую культуру представляет будущий специалист, поскольку от этого зависит будущее культуры данного общества. Культурная антропология позволяет лучше понять основные закономерности, условия и механизмы становления «человека культурного», логику реализации им своего творческого потенциала.

Культурная антропология ориентирует на целостное понимание человека, акцентируя внимание на его ключевой характеристике – эстетической. «Цельный человек, – по мнению М. М. Бахтина*, – есть продукт эстетической точки зрения, только ее одной, ибо познание индифферентно к ценности и не дает нам конкретного единственного человека, и этический субъект принципиально не един (собственно этическое долженствование переживается в категории Я)». В духовной сфере человека ключевая ценность эстетического – это понятие «Красота», оно преодолевает объективную ограниченность познания (истины), но, выступая их системным свойством, существует как их точка пересечения. Поэтому «Красота – всегда символ Истины, Добра и других ключевых ценностей культуры, она определяет собой их гармоничную целостность. В силу этого Красота выступает системообразующим и смыслообразующим началом всей системы человеческих ценностей». Эстетическое в данном контексте означает несколько большее, чем его привычное толкование, – за ним кроется всё, чувственно воспринимаемое, переживаемое как таковое, порождающее образное осмысление окружающего мира и ценностное отношение к нему. Человеческое существование, экзистенция есть переживаемое бытие личности. Однако, если воспитание не привнесло в человеческие чувства и влечения эстетическую утонченность, изящность, одухотворенность, они становятся отправной точкой для самых разрушительных и самоуничтожающих деяний личности. Гарантией против этого саморазрушения, грубых и необдуманных действий могут быть только хороший вкус, чистота помыслов, высота и благородство поступков. Они коррелируют** с главным, что определяет содержание и характер отношений человека с внешним миром, – с его ценностными ориентациями и идеалами. Если в сферу личностно-значимых ориентации будущего профессионала попали профессиональные ценности и идеалы, студент неизбежно должен соотносить с ними свои действия, «просчитывая» возможные их последствия, прогнозируя их возможный результат. Эмоциональная культура, утонченность чувствований, глубина и полнота переживаний, испытываемых студентом,наполняют эти отношения особой одухотворенностью, человеколюбием, душевным теплом. В этом случае многие важные личностные качества – забота, участие, милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, искренность, благородство, любовь, уважение к другому человеку, интеллигентность – обязательные черты стиля профессиональной деятельности специалиста,его ключевые, «знаковые» признаки.

что такое профессиональное воспитание. Смотреть фото что такое профессиональное воспитание. Смотреть картинку что такое профессиональное воспитание. Картинка про что такое профессиональное воспитание. Фото что такое профессиональное воспитание

* Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) – российский литературовед, теоретик искусства. – Примеч. ред.

** Коррелировать (от лат. correlatio – соотношение) – соотноситься, быть взаимосвязанным, взаимозависимым. – Примеч. ред.

Важной составляющей профессионального воспитания студентов становится задача их психологической подготовки, адаптации к вхождению в особую социокультурную средупрофессиональный коллектив. Как правило, такой коллектив живет в особых, специфических обстоятельствах, – своеобразие ценностно-целевых приоритетов, норм и стандартов поведения, внутриколлективных, межличностных отношений, морально-психологическая атмосфера, характер и содержание выполняемой деятельности – все это оставляет отпечаток на ощущения, переживания, жизненные цели, стремления, перспективы личного бытия человека, наполняя конкретным содержанием, смыслом и его понимание личного счастья. Профессиональная деятельность занимает много времени, и мера удовлетворения этой деятельностью существенно влияет на самоощущение, на степень творческой самореализации человека.

Эмоциональная близость в коллективе, общность понимания профессиональных ценностей, этических норм, принципов – все это хорошие предпосылки для утверждения здорового микроклимата в нем, благоприятной морально-психологической атмосферы, содействующих достижению высоких целей и значительных результатов коллективного труда. Профессиональное сообщество, профессиональный «цех» в данном случае – комплекс важных морально-психологических обстоятельств, предопределяющих степень успешности (и соответственно личной удовлетворенности) от профессиональной самореализации специалиста. Вхождение студентов в такое профессиональное сообщество требует от них эмоциональной и нравственной устойчивости, способности сознательно противостоять негативным тенденциям в жизни коллектива, искаженным нормам и стереотипам, складывающимся в общественном мнении. Профессиональное воспитание должно создавать предпосылки для сохранения здоровья специалиста, формирования в нем опыта организации здорового образа жизни, включения его в рекреационные виды деятельности, обеспечивающие восстановление и баланс физических и душевных сил. Годы студенчества, знакомство с образом жизни своих преподавателей должны вооружать будущего профессионала необходимым и очень ценным опытом, давать представление о том, как вести себя в ситуациях эмоциональных и физических перегрузок в профессиональной деятельности, как восстановить после них свои силы.

Профессиональное воспитание тесно связано со структурой и важнейшими составляющими профессиональной деятельности будущего специалиста и учитывает необходимые для ее осуществления личностные качества, практические умения и навыки – проектировочные, адаптационные, организационные, мотивационные, коммуникативные, познавательные, вспомогательные, а также навыки контроля и самоконтроля. С этой точки зрения чрезвычайно важны прикладные умения и навыки, деятельно-практические проявления личности студента, отражающие его отношение к реалиям профессиональной деятельности и своего собственного бытия.

О сложности такой задачи писал еще психолог Л. С. Выготский, подчеркивая, что всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к человеку.

Внимание к развитию эмоциональной культуры студентов обусловлено тем, что культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами, быть их господином, а не игрушкой слепых страстей; культура чувств предполагает так называемый эмоциональный резонанс – способность эмоционального отклика на события и явления окружающей действительности, на душевное состояние другого человека. Для любого человека (особенно для людей, готовящихся к профессиональной деятельности в социальной сфере) такая культура чувств оказывается профессионально необходимой, ибо она обеспечивает возможность получения ценной информации о тех, с кем человек взаимодействует. Чем разнообразнее собственный эмоциональный опыт, тем легче представить, понять, вообразить душевное состояние другого человека и даже «вчувствоваться» в него. Это и есть подлинный критерий культуры чувств.

Не менее важной стороной профессионального облика будущего специалиста, формируемого в учебном заведении, является восприятие им ценностей, идеалов, социальных и профессиональных стандартов и нормативов, обретенный будущим специалистом кругозор, эрудиция, выработанные на этой основе общечеловеческие и профессиональные убеждения, представления о должном, стиль и глубина мышления, опыт восприятия и оценки окружающего мира и себя самого в нем – все то, что в совокупности образует когнитивную* составляющую его профессиональной воспитанности. В процессе обретения системой профессиональных знаний будущим специалистом (при всей важности и ценности таких знаний) важно понимать, чтознания «прилагаются» к Человеку, что они важны и ценны лишь в «очеловеченном виде»: ценны не знания ради знаний, но нечто большее – сам человек, его духовный мир, его уникальность, его неповторимость. Становление человека – это процесс становления человеческого в человеке! Как проявляется, в чем предстает для людей человеческое? Это не только, а иногда и не столько знания, сколько «душа», внутренний мир человека, уникальность его личности, его творческие способности, его социальная и профессиональная биография.

* Когнитивный (от лат. cognitio – познавание, ознакомление) – имеющий отношение к когниции, т.е. знанию, понятию, представлению. – Примеч. ред.

Таким образом, именно сфера духовной, нравственно-эстетической культуры будущих специалистов оказывается в фокусе внимания, когда речь идет о сущности профессионального воспитания; именно поэтому профессиональное воспитание предстает как целостный процесс формирования личности студента, его мотивационно-нравственной сферы, его фундаментальных знаний, его духовной культуры; именно поэтому педагоги все чаще ориентируются на культурно-антропологическую модель организации профессионального воспитания будущего специалиста в учебном заведении.

Из детального анализа сущности педагогического процесса на основе системно-деятельностного подхода, логически следует вывод о том, что воспитательный процесс является подсистемой педагогического процесса; цели воспитательного процесса социально детерминированы; все его элементы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены; важнейшее условие возникновения воспитательного процесса – наличие субъекта и объекта воспитания, сознательно и целенаправленно взаимодействующих. Сущность, глубинный смысл воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности (В.А. Сластёнин). Таким «внешним», отраженным во «внутреннем», как раз и являются отношения личности. Мы имеем дело всегда с отношением, именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы, отмечал А. С. Макаренко.

Цели профессионального воспитания не могут быть достигнуты, если они не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы, связанные с закономерностями воспитания, лаконично выражают основные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все профессиональное воспитание – его содержание, формы, методы, технологии. Охарактеризуем следующие принципы.

Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания ориентирован на уважение личности, ее суверенитета, веру в ее творческие силы и возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между студентами, а также между ними и преподавателями; требует особого внимания к эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции «подлинно человечного» индивида; утверждает высшую (самодостаточную) ценность человека.

Принцип целостности образовательного и воспитательного процессов предполагает усиление (когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных и проявляющихся в практической деятельности) составляющих учебной работы и одновременно направленность внеучебной деятельности студентов на приобретение ими профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Принцип демократизации процесса профессионального воспитания направлен на обеспечение демократических норм в освоении общей и профессиональной культуры студентами; развитие студенческого самоуправления во всех сферах жизнедеятельности учащейся молодежи; исключение единообразия, принуждения, формализации и искажения идей коллективизма из процесса профессионального воспитания.

Принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации профессионального воспитания утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры будущего специалиста, отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в связи с особенностями реальных и номинальных групп студентов.

Принцип творческого начала в профессиональном воспитании – это приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов, совместная творческая деятельность преподавателей и студентов, отвечающая интересам и потребностям молодых людей.

Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста – обеспечение подлинной целостности формирования его профессиональной воспитанности, его нравственно-эстетического отношения к действительности, к реалиям профессионального бытия.

Принцип последовательности и систематичности – это постепенное усложнение содержания и видов деятельности студентов от курса к курсу, профессионализация этой деятельности: от общекультурных и развивающих ее видов на младших курсах до профессионально ориентированных на старших. Систематичность воздействий означает не только их временную плотность, насыщенность, рациональное размещение во времени, но и связанность всех действующих факторов в стройную и сбалансированную систему, обеспечивающую максимальный воспитательный результат при оптимальных затратах, эффективном и гармоничном взаимодействии всех субъектов, исключающем дублирование, штурмовщину, неорганизованность. Важным показателем устойчивости системы является деловой, «незаорганизованный» стиль жизни учебного заведения.

Принцип цикличности – это сочетание содержания воспитания с динамикой морально-психологического состояния студентов, дифференциация осуществляемых воспитательных воздействий на массовые, групповые и индивидуальные, придающие воспитательному процессу характер циклов, сменяющих друг друга.

Принцип эстетики студенческой жизни – это обеспечение мажорного, жизнерадостного, оптимистичного стиля бытия студенческих коллективов, внедрение разнообразных студенческих и профессиональных традиций, праздников, фестивалей, форм организации коллективного досуга, здорового образа жизни студентов.

Принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов обусловлен общественной природой большинства профессий, необходимостью отдавать людям свои знания, духовный опыт, физические и нравственные силы. Высокая степень самоотдачи специалиста в сочетании с пониманием им своей личной ответственности за судьбу каждого человека, его духовный и творческий потенциал могут быть сформированы на основе развития и закрепления у студентов способностей к сопереживанию, состраданию, соучастию в делах и жизненных ситуациях других людей.

Принцип эстетизации среды учебного заведения, формирования его этоса* – один из факторов, определяющих морально-психологическое самочувствие студента, стилистику его поведения и отношений, моделирование профессионального и человеческого образа его собственного Я.

* Этос (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – совокупность стабильных черт индивидуального характера. – Примеч. ред.

Реализация целей, задач и принципов профессионального воспитания требует своевременного выявления и грамотного разрешения возникающих в этом процессе противоречий. Именно противоречия обеспечивают поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным.

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности. Противоречия профессионального воспитания можно дифференцировать на внешние и внутренние: внешние противоречия обусловлены совокупностью обстоятельств, условий учебно-воспитательного процесса; внутренние – положением личности студента в этом процессе, особенностями развития его самосознания, профессионального и нравственно-эстетического опыта.

Воспитание, осуществляясь в процессе социального взаимодействия, предполагает между взаимодействующими сторонами многообразные связи, отношения, возникающие как продукт их совместной деятельности. При этом огромное влияние на формирование системы ценностей и норм культуры в личности оказывает процесс обучения. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, и в частности в формировании у учащихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляются важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания (И. В. Харламов). Конечно, вся палитра отношений личности с внешним миром формируется в процессе не только воспитания, но и обучения. Однако формирование социальных и духовных отношений личности имеет существенную специфику: в процессе обучения студенты овладевают главным образом знаниями о характере и сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, политических, эстетических и других идей). Но отношения как личностный феномен включают кроме знаний сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения, и сформировать их только с помощью обучения невозможно. Здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование этих внутренних компонентов личностных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *