что такое профессиограмма учителя
Что включает в себя профессиограмма педагога
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность профессиограммы педагога
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.
Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.
Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:
Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой
Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:
Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.
Особые требования предъявляются к классному руководителю:
Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.
Профессиограмма предполагает, восемь основных функций учителя:
Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:
Структура профессиограммы педагога
Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):
Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.
Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии. Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается. Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.
Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях. То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.
Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.
Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура. Педагогическая культура учителя включает в себя:
Таким образом, в соответствии с профессиограммой настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:
Структура профессиограммы педагога
Сущность профессиограммы педагога
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.
Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.
Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:
· гражданская и нравственная зрелость;
· общественная активность; увлеченность педагогической профессией;
· искренняя любовь к детям; заботливое и гуманное отношение к детям и детству;
· высокие требования к себе как к педагогу; развитые коммуникативные качества;
· умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;
· вежливость в общении; психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.
Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой
Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:
· Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
· Обладание информационными умениями и навыками.
· Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.
· Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.
Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.
Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.
Особые требования предъявляются к классному руководителю:
· умение работать с родителями учащихся;
· умение продуктивно работать с общественностью;
· рационально планировать образовательно-воспитательную работу;
· проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;
· адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;
· уметь выявлять и организовывать актив класса;
· осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.
Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.
Профессиограмма предполагает восемь основных функций учителя:
1. Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.
2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.
3. Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.
4. Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.
5. Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.
6. Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.
7. Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).
8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.
Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:
1. Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)
2. Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
3. Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся. Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)
Структура профессиограммы педагога
Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):
Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.
Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии. Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается. Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.
Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях. То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.
Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.
Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура.
Педагогическая культура учителя включает в себя:
— владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;
— широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;
— обладание богатством методов обучения и воспитания детей;
— владение речевой культурой.
Таким образом, в соответствии с профессиограммой, настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:
— представлениями о педагогическом труде;
— личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и профессионального роста;
— необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;
— неподдельным интересом к педагогической профессии; профессионально-педагогической направленностью; истинной любовью к детям.
Профессиографический метод. Профессиограмма педагога
Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. В [2, с. 96] описаны профессиограммы профессий, включающие следующие разделы — общая характеристика профессии, ее значение; описание трудового процесса, выполняемые работы; требования профессии к личности; условия труда; необходимые знания; требуемые умения и навыки; где можно получить специальность; экономические условия труда.
Существует и Профессиографический метод изучения личности и деятельности современного учителя [3].
Профессиограмма — это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены:
• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
• знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.
Исходя из этого понимания смысла понятия «Профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.
Вместе с тем Профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [4].
Такое представление о профессиограмме складывалось в предшествующие десятилетия. Так, можно говорить о профессиограмме классного руководителя, составленной Н. И. Болдыревым [5].
Н. И. Болдырев выделил приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.
Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения:
устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);
информационные умения и навыки;
умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.
Немаловажную роль Н. И. Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.
Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:
работать с родителями (общественностью);
планировать воспитательную работу;
отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;
правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;
выявлять и организовывать актив;
осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.
Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:
играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);
выразительно читать (художественно-литературные),
ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).
А С Макаренко во вступительном слове к «Книге для родителей» написал «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем» [6, с 438].
Если идти от функционального принципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующая классификация функций учителя:
• информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);
• развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);
• ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);
• мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);
• конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое),
• коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);
• организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);
• исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т д ).
Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога — в широком смысле слова
В учебниках педагогики прошлых лет [7, с. 276—279] авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:
• организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);
• воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);
• стимулирующую (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);
• координационную (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;
• работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).
Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании — терпение и контроль над своим поведением.
Психолог В. А. Крутецкий в учебнике «Психология» [8, с 323—333] предлагает структуру профессионально-значимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю. Если профессионально-значимые качества личности учителя мы вслед за В. А. Крутецким представим в виде совокупности четырех блоков (частей или подструктур) (1 Мировоззрение личности, 2 Положительное отношение к педагогической деятельности, 3 Педагогические способности, 4 Профессионально-педагогические знания, умения и навыки), то получим достаточно целостное представление о тех требованиях, которые предъявляются к профессии учителя и другим педагогическим профессиям.
Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.
1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное — любил бы других людей).
2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).
3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются — или нет — в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря — педагогические способности) — это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл. 1).
4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).
В. А. Сухомлинский [9, с. 53—66] упоминает о четырех признаках педагогической культуры. Кратко его мысли можно выразить так. Необходимо: 1) чтобы у педагога были академические знания, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; 2) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологическую, публицистическую и т. д.); 3) чтобы педагог знал богатство методов изучения ребенка; 4) обладал речевой культурой.
Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:
понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики);
имеет качества (способности), помогающие становлению учителя — профессионала;
проявляет интерес к профессии (косвенно интерес может проявляться в педагогической эрудиции);
имеет профессионально-педагогическую направленность (в частности, до поступления в высшее учебное заведение работал в школе или учился в педагогическом классе, училище);
проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Вопросы для самоконтроля
1. Мысленно представьте себе структуру личности, предложенную К. К. Платоновым (образно в виде модели строения атома, которую вы изучали в школе); изобразите ее схематически (графически), подпишите названия предполагаемых «уровней».
2. Что мы условились понимать под профессиограммой? Как вы думаете, что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю? Что вы можете сообщить по данному вопросу?
3. Какие функции выполняет учитель (педагог), воспитатель в школе, в других образовательных учреждениях?
4. За 45 минут на 2—3-х страницах формата А-4 (на одной стороне листа) напишите сочинение (возможно, эссе) «Один день учителя (педагога, воспитателя) в школе (в детском саду)», отразив возможно большее количество функций, которые он должен выполнять.
5. Какие профессионально-значимые качества личности важно иметь педагогу?
6. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.
7. Какие профессионально-значимые качества личности педагогов отражены в их «портретах» в главе 1.