что такое проектное предложение
Руководство по написанию проектного предложения (Project Proposal)
Проектное предложение составляется с целью краткого изложения замысла проекта. В Project Proposal необходимо отразить следующую информацию:
1. Общая информация (сведения о проекте и его исполнителях):
— Время реализации проекта (предполагаемый срок внедрения проекта на практике)
— Место реализации проекта (компания, в которой будет реализован данный проект)
2. Информация о Проекте:
— Описание проблемы (факты, примеры, мнения экспертов, исследования, которые подтверждают, что проблема, которую решают, является актуальной)
— Необходимость и ожидаемый результат
— Цель проекта (не более 3-х предложений)
— Целевая аудитория (для кого предназначен данный проект)
3. Описание планируемых действий (общее описание того, что планируется сделать и обоснование, как намеченные действия будут влиять на основную проблему проекта)
4. Жизнеспособность проекта (следует описать как результаты, достигнутые действиями проекта будут сохраняться и использоваться в дальнейшем)
Проектное предложение составляется до 2 страниц.
В работе дается характеристика объекта исследования: общие сведения, финансовое положение, уровень результативности функционирования субъекта финансовой деятельности. Проводится их практический анализ, выявляются причины и факторы отклонения от возможного эффективного или нормального состояния. Анализ может проводиться относительно отдельных показателей, процессов, механизма системы организации, порядка ведения, всего объекта в целом. Обоснование результатов анализа сопровождается ссылками на фактические данные, цифровые показатели бухгалтерских и статистических отчетов, финансовых планов, прогнозов и отчетов, пояснительных записок, результатами SWOT-анализа, опроса или анкетирования.
Цифровой материал сводится в аналитические таблицы, может быть представлен в виде графиков и диаграмм, иллюстрирующих состав, структуру и динамику за 3-5 лет. Показатели приводятся как в тексте работы для иллюстрации отдельных положений и выводов, так и в приложениях. Таблицы в основном тексте не должны быть чрезмерно громоздкими. Значительный по объему цифровой материал, особенно в развернутых таблицах, должен быть вынесен в приложения.
Рекомендуемый объем – до 15 страниц.
В конце каждой главы автором должны быть даны основные выводы по данной главе.
Распространенной ошибкой является заключение, написанное в форме отчета о проделанной работе, когда автор перечисляет то, что было сделано в процессе исследования. Например, «в работе была раскрыта сущность…, проведен анализ…» и т.д. В заключении должны найти отражение результаты реализации задач, заявленных во введении, а также выводы и предложения по всей работе, с первого по последний раздел (подраздел или пункт).
Список использованных источников представляет собой перечень научных, учебных, периодических, законодательно-нормативных, статистических, электронных и других источников, оформленных в соответствии с установленными требованиями. Список источников должен включать не менее 20 наименований.
Приложения включают материалы, представленные в виде громоздких таблиц, рисунков, инструкций, технических описаний, расчетов и т.д.
Оформление дипломного проекта
Дипломный проект должен быть выполнен на стандартных листах формата А4, и переплетен. Текст и другие элементы могут быть напечатаны с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров (одинарный межстрочный интервал) на одной стороне листа белой бумаги через один интервал с использованием редактора Microsoft Word, начертание шрифта – «Times New Roman», кегль 14.
При постраничной записи текста следует выдерживать поля следующих размеров: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
При выполнении проекта необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. В дипломном проекте должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.
Наименования таких структурных элементов дипломного проекта как «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названия глав основного текста дипломного проекта следует печатать заглавными прописными буквами, «жирным» шрифтом в середине строки без точки.
Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать, начиная с прописных букв, «жирным» шрифтом без точки в конце.
Расстояние между текстом и заголовками структурных элементов и глав дипломного проекта для компьютера используется так называемая «пустая строка».
Введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с нового листа.
Абзацы выделяются с новой строки (красная строка) и равны трем знакам.
Страницы дипломного проекта следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту проекта. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц дипломного проекта. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в дипломном проекте. Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией посередине строки. Иллюстрация обозначается словом «Рисунок». Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего дипломного проекта.
Пример оформления иллюстрации:
Примечание: составлено автором
Расстояние между рисунком и текстом должно быть 3 интервала или 2 «пустые строки».
Таблицы. Таблицу применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без отступа с ее номером через тире. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не проводят.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в дипломном проекте. При ссылке следует писать «таблица» с указанием ее номера.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, а также над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы» и указывают ее номер.
При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего дипломного проекта. Расстояние между нижним срезом таблицы и текстом должно быть 3 интервала или 2 «пустые строки».
Пример оформления таблицы:
Таблица 1 – Уровень доходности авансированного капитала, в %
№ | Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонения (+;-) |
Чистый доход, тыс. тенге | +1498 | |||
Активы, тыс.тенге | +6742 | |||
Уровень доходности, % | 16,52 | 17,55 | +1,03 | |
Примечание: источник[2] |
Формулы и уравнения. Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы в дипломном проекте следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего дипломного проекта арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Пример оформления формул:
(1),
где К – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
СОС – собственные оборотные средства;
ОС – общая величина оборотных средств.
Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках в последовательности их упоминания по тексту дипломного проекта.
Список литературы. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте дипломного проекта и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.
Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, по тексту дипломного проекта.
Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте дипломного проекта нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.
Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках [5, с.7]. При неоднократной ссылке на один и тот же источник, в квадратных скобках кроме порядкового номера источника проставляется соответствующая страница. При использовании информации из СМИ в квадратных скобках указывается только номер источника.
Сведения об источниках следует располагать по мере их использования в дипломном проекте и нумеровать арабскими цифрами с точкой.
Список использованных источников
1. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. 19 февраля 2012 г.
2. В.Д.Мельников Финансы: Учебник. – Алматы: Экономика, 2011.- 485 с.
3. Современные подходы бюджетного финансирования отраслей национальной экономики // Вестник КазЭУ.-2012, №5.-С.36-39
Приложения оформляют, как продолжение данного дипломного проекта на последующих ее листах.
В тексте дипломного проекта на все приложения
должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с
указанием сверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию страниц с остальной частью дипломного проекта.
Приложения следует оформлять как продолжение дипломного проекта на следующих его листах, располагая в порядке приведения на них ссылок в тексте дипломного проекта. Каждое приложение следует начинать с новой строки с указанием посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А. Если в качестве приложения в дипломном проекте используется документ, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают в приложения к дипломному проекту без изменений в оригинале.
Предпроектные предложения
Довольно часто при планировании постройки нового объекта (будь то многоквартирный дом, торговый центр или же завод по производству макарон) заказчик/инвестор начинает не с разработки предпроектного предложения, а сразу же с разработки проектной документации. И, следовательно, появляются “неожиданные сюрпризы” в виде непредвиденных расходов. Поэтому, гораздо результативнее в плане экономии средств и времени, первоначально разработать предпроектные предложения.
Цель предпроектного предложения
Предпроектное предложение – это первичный комплект документов, необходимый для прохождения регламента в соответствующем регионе и получения исходной разрешительной документации или архитектурного планировочного задания.
Основная цель разработки предпроектного предложения – это установление принципиальных (функциональных, конструктивных, стилевых и т.п.) решений проекта, дающих общее представление о принципе функционирования объекта.
К тому же благодаря этим материалам можно оценить проект и уже сформировать точные требования к дальнейшему проектированию. На основе предпроектного предложения можно разработать бизнес-план проекта и техническое задание для следующих этапов проектирования.
Поэтому, предпроектное предложение – это практически единственный способ заранее оценить проект (насколько он рентабелен) и иметь представление о проектируемом объекте. Разработанные заранее предпроектные предложения позволяют избежать в дальнейшем многих сложностей в ходе проектирования.
Разработка предпроектных предложений включает в себя следующие этапы:
Для разработки предпроектных предложений важно получить от заказчика/инвестора хотя бы минимальные исходные данные для разработки этих предложений.
Состав предпроектного предложения включает в себя:
Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства от 16.02.2008 г. № 87, разработка предпроектных предложений не предусмотрена. Однако это не означает, что она вовсе не нужна и на этом этапе можно сэкономить. Как правило, стоимость разработки предпроектных предложений составляет 10-20% от стоимости разработки проектной и рабочей документации.
В конце концов, предпроектные предложения у вас на руках. А что же с ними делать дальше?
Если вы заказчик – можете обращаться к инвестору для согласования бюджета под строительство.
Если вы инвестор – можете обратиться в проектную организацию для разработки проектной и рабочей документации и начинать строительство объекта.
В любом случае, прежде чем начинать что-то строить, необходимо понять насколько тот или иной проект окупаем. И в этом вам помогут предпроектные предложения.
Свяжитесь с нами для уточнения сроков и стоимости разработки предпроектных предложений!
Михаил Смирнов
руководитель проектного офиса, руководитель проектов
Шаблон проектного предложения
Мне довольно часто приходит готовить проектные предложения для вновь поступающих заявок на проекты, поэтому я решил зафиксировать свои наработки в плане формирования проектных предложений.
Делаю это для себя (чтобы в будущем было всегда под рукой) и для всех, кому это будет полезно.
Здесь я описываю шаблон проектного предложения, который у меня сложился за последнее время и который я использую в своей работе.
Данный шаблон можно скачать по следующей ссылке: project_proposal.dotx
Кроме того, я добавил его в набор шаблонов, описанных в моей статье: Шаблоны некоторых документов для разработки проектов
А теперь сам шаблон (без разбивки по страницам и без фирменного стиля, которым он должен обладать):
6. Поставляемые результаты проекта.
7. Предлагаемая технология.
8. Оценочный график проекта.
9. Оценочные ресурсы проекта.
9.1. Первоначальная оценка трудозатрат на разработку:
9.2. Тип бюджета проекта:
9.3. ПО:
9.4. Оборудование:
9.5. Затраты на обучение и последующую поддержку:
10. Ссылки.
12. Контакты.
12.1. Руководитель проекта:
12.2. Руководитель проектного офиса:
12.3. Генеральный директор:
Предпроектное предложение
Предпроектное предложение – первичный эскизный проект, набор документов, позволяющих сформулировать требования для объекта. Эскизные схемы, расчеты дают представление об объекте. Они становятся базой для бизнес-плана. Без этого невозможно сделать оценку комплекса, подсчитать инвестиции, представить масштабы строительства, учесть проблемы при реализации проекта, запуске производства.
Первичный пакет чертежей – основание для диалога с клиентом.
Предложение готовится в два этапа:
Разработка предпроектного предложения у ООО Фирма «Аркос» дает возможность визуально представить параметры, экономические показатели, технические характеристики, вид, стиль, тип, конструктивные особенности, функциональность сооружения, его размещение, взаимодействие с прочими зданиями, средой, человеком. Пояснительная записка указывает площадь застройки, плотность жилой застройки, объем в кубометрах, наличие социальных, культурных центров в общей застройке.
На стадии подготовки первичной документации проводится осмотр объекта, анкетирование заказчика, проведение замеров объекта, подготовка нескольких планировочных вариантов разной стилистики.
Предпроектное предложение: буклет решает проблемы наглядности и доступности
Буклет, в виде которого готовится предложение, позволяет визуально представить образ строения. Согласование по созданию предполагает составление пояснительной записки, подбор фотографий, объемных визуальных моделей объекта, подготовку генерального плана, расчетов эффективности выбранного объекта.
Аннотация к предварительным чертежам обосновывает принцип выбора места для производства, при этом учитываются транспортная инфраструктура, технические нюансы, соблюдение норм санитарии, экологии.
Пояснительная записка дает представление о привязке комплекса к территории, об ориентировке зданий, цехов производства, транспортной схеме, схемах канализации, ливневки, вентиляции, отопления, освещения, кондиционирования. В ней дается поквартальная сетка расходов на строительство, разбивка объемов работ.
Специалисты компании представят:
ООО Фирма «Аркос» проведет работу по согласованию документов в многочисленных организациях.
Предпроектное предложение, состав:
Какие чертежи и планы входят в состав предпроектного предложения? Обязательными элементами предпроектного предложения признаны:
Частью предпроектного предложения является наличие допусков СРО на ведение проектной деятельности.
Предпроектное предложение составляется в соответствии с действующим законодательством, санитарными, строительными нормами. В предпроектном предложении соответствие проектных решений нормативам подтверждается подписями ответственных лиц.
Предпроектное предложение может включать в себя массу других документов. ООО Фирма «Аркос» готовит документацию по энергопотреблению, теплопотреблению объекта.
В задачу эскизного пакета документов входит составление сметы.
Опыт компании ООО Фирма «Аркос» позволяет сделать точные расчеты стоимости проекта.
Какие требования предъявляются к оформлению предпроектного буклета? Чертежи буклета расположены в строгой последовательности, делаются без масштаба. Для их подготовки используются цветные маркеры с целью выделить объекты разного типа.
Развертки, планы фасадов делаются в цвете. Фотографии, 3D модели повышают наглядность документов.
Написание проектного предложения
1. Задавайте вопросы
Перед началом работы над вашим предложением убедитесь, что вы точно знаете то, что вы предлагаете. Если вы сомневаетесь относительно любой части вашего проекта, задайте вашим потенциальным клиентам несколько содержательных вопросов. Если что-либо кажется неясным в описании того, что они хотят, попросите их это пояснить и затем представьте им список возможных вариантов того, что, по-вашему, они могли бы иметь в виду. Когда вы готовитесь назвать цену, важно, чтобы вы и ваш клиент имели в виду одинаковый объем работы. Замечание: Если вы решили включить список вопросов в ваше предложение, включите и обоснованное предположение того, какими могут быть их ответы. Ясно дайте понять, что ваша цена базируется на обоснованных предполагаемых ответах на предложенные вопросы, и если что-либо требует прояснения, или если что-то было упущено, вы можете соответствующим образом изменить предлагаемую цену.
2. Обобщайте проект
Возьмите всю информацию по проекту, полученную вами от клиентов к настоящему моменту, и подготовьте ее краткое обобщение, используя ваши собственные слова в начальном абзаце. Это не только поможет вам составить более четкое представление о проекте, но и даст клиенту уверенность в том, что вы обдумали проект и понимаете, чего они хотят. Это также предоставит им отличную возможность прояснить то, что вы не понимаете. Пример: «Ниже приведено обобщение моего понимания проекта, основанное на наших обсуждениях до настоящего момента».
3. Разбейте проект на список текущих дел
После резюме проекта составьте обстоятельный список текущих дел, который очень полезен для вас и для вашего клиента. Перечислите все, что было предложено до настоящего момента, а также вашу стандартную работу над проектом. Для дизайнеров он может содержать перечисление начальных эскизов, и т.д. Для программистов он будет включать планирование базы данных, ее конструирование, и т.д. Сделайте ваш список исчерпывающим. Это даст клиенту уверенность в том, что вы знаете то, что вы делаете, и что вы хорошо выполните работу. Список также поможет вам убедиться в том, что ничего не ускользнуло от вашего внимания. Используйте список при обновлении вашего проекта и вычеркивайте из него пункты по мере того, как вы продвигаетесь вперед.
4. Разбейте проект на этапы
5. Дайте вашим клиентам временной график
Когда вы определите этапы проекта, сообщите вашим клиентам, сколько времени приблизительно займет выполнение вашего проекта. Будьте благородны (если нужна завышенная оценка, называйте ее вежливо) и затем стремитесь завершить проект досрочно. Хотя выполнение проекта может занять у вас всего несколько часов, помните, что будет время ожидания между начальными черновиками и завершенным проектом, пока клиент рассмотрит работу и предоставит отзыв о ней. Если клиент спешит, сообщите ему точно, когда проект будет завершен, и подробно и точно выясните, что, во всяком случае, должно быть сделано на стороне клиента, чтобы сделать возможным данный срок завершения.
6. Оцените время, требуемое вам
Хотя это не применимо для всех типов проектов, предоставление оценки требуемого времени полезно для большинства из них, не только давая клиенту понимание того, чего ожидать, и того, что вы знаете то, что вы делаете, но также помогает вам точно узнать, что планировать на будущее. Большой проект дизайна/программирования, например, с высокой стоимостью в долларах, может быть отличной возможностью подробно расписать часы, требующиеся на каждый шаг в списке текущих дел. Будьте благородны, но честны. Будет очень плохо, если вы скажете, что вам требуется несколько часов на выполнение того, на что обычному фрилансеру требуется 15 минут.
7. Используйте ценовую стратегию множественного выбора
8. Предоставляйте гарантию качества
Как только вы назвали клиентам цену, убедитесь, что вы предоставили вашу гарантию качества. Дайте клиентам знать, что вы будете серьезно работать над проектом до тех пор, пока они не будут полностью удовлетворены, и затем, как только они примут ваше предложение, придерживайтесь этого. Всегда есть вероятность, что это может привести к негативным последствиям с клиентом, который, кажется, никогда не будет удовлетворен, но в большинстве случаев убедительная гарантия даст клиентам дополнительную уверенность и поможет завершить сделку. Всегда есть возможность, что проект потребует от вас больше времени, чем он стоит, но это не имеет значения. Работайте над проектом наилучшим образом и изучайте все, что только возможно. Довольные клиенты часто становятся постоянными клиентами, и они стоят гораздо больше потраченного на них времени, чем те, которые могут не оценить вашу работу.
9. Завершите призывом к действиям
Наконец, после прояснения всех деталей и назначения цены и гарантии, расскажите, «что будет потом». Расскажите клиентам, что именно они должны сделать, чтобы начать. Если вы требуете предоплату, сообщите им, куда отправлять деньги. Если все предварительные дела прошли успешно, и у вас есть клиент, с нетерпением ожидающий завершения проекта, вы можете захотеть убедиться, что он знает, что должно произойти потом.
10. Пишите и оформляйте профессионально
Ничто не выглядит более «непрофессионально», чем множество орфографических ошибок, грамматических ошибок и письма в «стиле мгновенных сообщений». Потратьте дополнительное время на то, чтобы перечитать ваше предложение и исправить любые небольшие ошибки, которые могли в него вкрасться. Используйте промежутки между абзацами и разделите различные секции (Резюме проекта, Временной график, Предложение цены, и т.д.) с помощью подзаголовков. Можете поместить ваше предложение на защищенную паролем страницу (убедитесь, что пароль работает!) на вашем веб-сайте. Замечание: Если вы всячески стараетесь выработать стиль, или вам нужно несколько дополнительных идей/мнений, составьте пример предложения и покажите его вашей семье и друзьям, попросив их высказать свое мнение.
Когда предложение будет принято и проект будет завершен, всегда спрашивайте клиента, есть ли у них какие-либо советы относительно того, как вы можете усовершенствоваться и делать свою работу еще лучше в дальнейшем. Спросите, было ли ваше предложение понятным, спросите, если возможно, какой решающий фактор заставил (их) выбрать вас для выполнения работы. Запишите все, что вы узнаете, и примените это в следующем предложении, которое вы будете писать.
Хотя это прямо не связано с написанием предложения, ниже приводятся два ценных совета: