что такое спиричуэлс в джазе
«Истоки джаза, спиричуэлс. Махалия Джексон»
Первые истоки возникновения джаза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки.
Сложные условия жизни, работы и общественного устройства той эпохи находили свое отражение в песенном творчестве афроамериканцев. У них появляются собственные, новые музыкальные жанры: рабочие песни, песни-переклички под названием «холлер», религиозные песни «спиричуэлз».
Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра — джаза.
Спиричуэлс
Спиричуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.
Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, не темперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэл имеет вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.
Спиричуэл значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации.
Госпел
Госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов.
Впервые термин «госпел» был использован Филиппом Блиссом в сборнике 1874 года «Песни госпел, избранное собрание гимнов и песен, старых и новых, для евангельских собраний, воскресных школ».
Жанр госпела развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс.
Mahalia Jackson (Мэхэлия Джексон) (1911—1972) бесспорно считается лучшей исполнительницей госпел за всю историю этого музыкального жанра. Ее голос — мощный и низкий, и в то же время способный передавать тончайшие оттенки как формы, так и содержания песен.
«Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: «Пойте громко и радостно Богу». Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости». (Mahalia Jackson)
Несколько джазовых композиций в исполнении Мэхэлии Джексон:
Спиричуэлс
Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли Библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.
Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации.
Связанные понятия
Чикаго-блюз (англ. Chicago blues) — разновидность блюза, которая зародилась в Чикаго. Характерными инструментами считаются электрогитара, ударные инструменты, пианино, бас-гитара, губная гармоника и иногда саксофон. Стиль начал формироваться в США в первой четверти двадцатого столетия, когда чернокожие американцы стали переселяться с юга в крупные города на севере страны. Одним из таких городов был Чикаго.
Хонки тонк (англ. Honky tonk) — разновидность бара с музыкальными развлечениями, распространённая в южных и юго-западных американских штатах. Другие названия: honkatonks, honkey-tonks, tonks или tunks. Термин также ассоциируется с различными стилями американской музыки XX века, в особенности с музыкой кантри.
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка
Жан Федоренко запись закреплена
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка поделился ссылкой
Vladimir Stebakov запись закреплена
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
Слово жизни MUSIC
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
JFC JAZZ CLUB
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
Христианские новости†
В марте состоится премьера нового сезона сериала-антологии National Geographic, который расскажет о вере и христианских корнях певицы Ареты Франклин.
Премьера мини-сериала от National Geographic и студии Fox 21 Television запланирована на 21 марта. В восьми сериях создатели расскажут о легендарной соул-певице, которую за сильный вокал называли королевой соула или Леди Соул, Арете Франклин.
Показать полностью. Сериал получил название «Гений: Арета», а саму певицу сыграла актриса Синтия Эриво, которая была номинирована в этом году на «Оскар».
Исполнительными продюсерами третьего сезона выступили Кен Биллер, который был шоураннером предыдущих сезонов; Брайан Грейзер, Рон Ховард и Фрэнси Калфо из Imagine Entertainment; Джиджи Притцкер и Рэйчел Шейн (Warner Music Studios); Сэм Соколов (EUE / Sokolow).
Лауреат премии «Грэмми» Арета Франклин считается величайшей певицей своего поколения, получившей многочисленные награды.
Не зная, как читать музыку, Франклин научилась играть на пианино, начала записывать песни и пела в евангельских турах со своим отцом. Отец Ареты Кларенс ЛаВон Франклин был проповедником в баптистской церкви Нью-Вефиль в Детройте. К 10 годам она уже выступала в церкви.
«Они поставили небольшую коробку перед кафедрой, чтобы меня было видно, именно там я стояла и пела», — сказал Франклин в одном из интервью.
В 18 лет она подписала свой первый контракт на запись с Columbia Records. Легендарная певица является одним из самых продаваемых музыкальных исполнителей в мире за все время, за свою карьеру во всем мире было продано более 75 миллионов пластинок.
«У Ареты Франклин была способность вдохновлять поколения слушателей благодаря своей культовой музыке, и я очень рад, что наконец-то могу рассказать ее историю. Всю свою жизнь она использовала свой голос, чтобы рассказывать людям, о том, во что она верила, — сказал один из создателей сериала Брайан Грейзер. — В ее голосе слышны надежда и печаль разделенной нации. Она преодолела боль после убийства Мартина Лютера Кинга младшего, и помогла объединить Америку своей музыкой. Мы так благодарны, что она поделилась своим гением с миром».
Соул, как жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возник в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза. Характерную эмоционально-прочувствованную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка взяла из духовных песнопений госпел и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации.
«Гений» — это сериал-антология о жизни известных людей. Первый сезон вышел в 2017 году и был посвящен Альберту Эйнштейну, второй сезон поведал о жизни живописца Пабло Пикассо, одного из самых известных и влиятельных художников ХХ века.
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
HIStory: the One
В разговоре с Майклом Джексоном, когда он был в глубокой депрессии, я сказал ему: «Майкл, из нашей боли рожден наш творческий гений. Если бы не боль рабства, у нас не было бы спиричуэлс, не было бы и блюза, и госпела. Все это берет начало в нашей боли. Пусть и твоя боль, Майкл, послужит творческому гению».
После этого он создал альбом под названием HIStory, и в одноименной песне текст говорит о его боли. А потом он написал: «They Don’t Care About Us». Майкл становился воистину опасным!
— Луис Фаррахан, американский общественный деятель. В переводе от HIStory: the One. » На фото: Майкл на съемках клипа TDCAU, Бразилия, 1995 год.
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
Лебедушка
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
Екатерина Барбашина
Майкл пел
в стиле
госпел.
Белый госпел
Показать полностью.
Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920—1930 годах пользовались большой популярностью.
Впервые термин «госпел» был использован Филиппом Блиссом в сборнике 1874 года «Песни госпел, избранное собрание гимнов и песен, старых и новых, для евангельских собраний, воскресных школ».
Жанр негритянского госпела развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. Основоположником жанра считается Чарльз Тиндли (ок. 1859—1933), методистский священник, писавший тексты и мелодии к ним.
Негритянский госпел отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы. В нём больше спонтанных реплик, больше импровизации. Королевой жанра заслуженно считается Махалия Джексон, которая единолично перенесла негритянский госпел из церквей Чикаго на всемирное обозрение. Её последователями стали Марион Уильямс, Делла Риз (неоднократно попадавшая со своими хитами в американские чарты), Рути Фостер (которая сумела сочетать в своих альбомах кантри, госпел, блюз и рок-н-ролл) и много других исполнителей.
Госпел в популярной сценической музыке
В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями, как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Луи Армстронг.
СПИРИЧУЭЛС протестанская христианская музыка запись закреплена
БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ
Что такое спиричуэлс в джазе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.
Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.
Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке — сочинения Антонина Дворжака на американскую тему (симфония «Из Нового Света» и струнный «Американский квартет»), а также «Регтайм» (1918) Игоря Стравинского для одиннадцати инструментов.
Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).
Спири́чуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).
Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.
Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.
Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, хип-хопом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру. Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу англ. «Blue Devils» часто используют для описания подавленного настроени.
Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холлер (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).
Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».
Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.
Часть 2. Рабочие песни. Духовная музыка
Очевидно, самым первым, исходным инструментом человека на Земле был все-таки его голос. Примитивный вокал являлся той самой прамузыкой, которая впервые зазвучала где-либо в исполнении гуманоидов, хотя у нас, конечно, нет тому прямых свидетельств. Исполнялись ли такие песни просто на досуге или по каким-либо социальным поводам — мы тоже не знаем, но это не играет особой роли, ибо во всяком случае из последних трех столетий к нам достоверно дошли, в частности, так называемые негритянские рабочие песни, которые служили для координации усилий работающих людей — на хлопковых плантациях в поле, при выполнении разгрузок в порту, в каменоломнях или на лесоповале, при прокладке первых железных дорог и где угодно. Лидер запевал главную смысловую строфу (сall), его коллеги давали ответ (response), т.е. это была типичная структура антифона, традиционная респонсорная формула оклика и ответа. Одной из таких самых знаменитых «рабочих песен», до сих пор оставшихся в репертуаре современных «фолксингеров» от Брауни МакГи (Brownie McGhee) до Пита Сигера, является “Take This Hammer» анонимного автора («Возьми этот молот и отнеси капитану, скажи, что я убежал и при этом смеялся над ним»).
Sonny Terry and Brownie McGhee — Take This Hammer
Центральными персонажами этих песен обычно бывали легендарные американские народные герои — Джон Генри, Буффало Билл, Поль Баньян, Лонг Джон и др. Конечно афро-американские черные не обладали монополией на рабочие песни, во всех других странах и культурах имелись свои национальные герои (скажем, русские Илья Муромец и Добрыня Никитич) и свои собственные песни для выполнения совместной работы (например, «Дубинушка, ухнем», или, как ее называли в Штатах во время 2-й мировой войны — «Песня волжских корабельщиков»).
Эти песни уже обладали характерными чертами, которые можно обнаружить затем в джазе — взаимодействие запевалы и хора или вокальных групп, использование блюзового (нетемперированного) звукоряда, энергичная, крикообразная манера пения (шаут), синкопирование и др. Подобные песни, переходящие в выкрики, имели специальное название — холлерс (hollers). Музыкальный материал трудовых песен использовался в поздних джазовых стилях — например, в пьесе Нэта Эддерли (Nat Adderley) «Worksong».
Cannonball Adderley Sextet — Work Song (1962)
Nat Adderley (cornet), Louis Hayes (drums), Sam Jones (bass), Joe Zawinul (piano), Yusef Lateef (tenor sax), Julian «Cannonball» Adderley (alto sax)
Важную роль в формировании афро-американской музыки играл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали против приобщения к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение. Именно так и воспринимались догмы христианства, приспосабливаясь к реалиям рабского существования. Церковь трактовалась ими и как возможность ухода от страшной реальной жизни. По этим и другим причинам музыка, звучащая в церкви для негров, несла в себе и черты канонических европейских церковных песнопений и всевозможных элементов языческих культов, пришедших с их исторической родины. Степень проникновения эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в храмовую музыку зависела от разновидности христианства. Как известно, на Юге США в большей степени процветал католицизм (испанцы и французы), тяготеющий к культовой символике, театрализации церемоний и, с другой стороны, более терпимый к атавизмам африканских культов. Строже относились к проявлениям язычества протестанты, тем более пуритане, недовольные любым проявлением легкомыслия. Не случайно особое развитие жанры афро-американской духовной музыки получили именно в южных районах США.
Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые «спиричуэлс», возникли в США уже во 2-й половине 18-го века вследствие обращения негров в христианство. Их первоначальным источником служили религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетают в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени африканские и в большей — европейские, чем вся остальная афро-американская музыка. Они представляли африканца как мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянском музыкой.
Религиозная музыка американских негров очень многообразна и включает такие виды песен, как :
-«ринг-шаут» (песня «исполняется» всем телом во время танца всех участников по кругу против часовой стрелки);
-«сонг-сермон» (песни-проповеди)
-«госпел»
-«джюбили сонгс» (песни прославления с короткой, ритмичной мелодией)
-собственно «спиричуэлс» с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией.
Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут (ring shout) — групповой танец поющих в молитве негров. В своей кульминации этот обряд достигает высокого эмоционального накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой. Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. В то же время жанр спиричуэл (spiritual), обладающий многими похожими чертами, — это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся существенным изменениям, пришедшим из ринг-шаут. Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.
Они были включены в первый сборник негритянских мелодий, который назывался «Песни рабов США» (1867г.).Конечно, существует большое различие между чисто народной и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс. После окончания гражданской войны между Севером и Югом и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили некоторое право поступать учиться в институты, при университете Фиска в Нэшвилле в 1871 г. был организован негритянский вокальный ансамбль «Фиск Джюбили Сингерс», который вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей.
Как и вся остальная афро-американская музыка, спиричуэлс представляют собой результат сложного смешивания европейских и африканских традиций. Главным здесь были народные гимны англиканского происхождения и народный стиль пения этих гимнов (основанных на библейском материале), при этом роль западноафриканского ритма постепенно сокращалась, мелодия удлинялась и развивалась гармония.
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны из их числа среди джазменов — это “Swing Low, Sweet Chariot“, «Go Down, Moses», «Nobody Knows The Trouble I’ve Seen» и «Down By The Riverside», а тема «When The Saints Go Marching In» попросту является своего рода гимном традиционного джаза (диксиленда).
Louis Armstrong — When The Saints Go Marching In
Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает служить источником вдохновения для всей джазовой традиции в целом. Тому примером фрагменты из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, «Концерты священной музыки» Дюка Эллингтона, «Джазовая месса» Лало Шифрина и т.п.
Модификацией спиричуэл в применении к новому веку стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от английского слова «Евангелие» (Gospel). Госпел основывается на евангелических текстах, но отличия этим не исчерпываются. В госпел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике, в характере вокала, исполнителю госпел-сонгов нередко аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют не только специализировавшаяся на них великолепная исполнительница госпел Мэхэлия Джексон (Mahalia Jackson), но и джазовые музыканты от Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington) до Хораса Сильвера (Horace Silver) и Чарли Хэйдена (Charlie Haden).
Mahalia Jackson — Amazing Grace