что такое проектная проблема
Проблема проекта
Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.
Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся для этого потрудиться. Ричард Бах
Как вы понимаете, что такое «Индивидуальный …»?
В какие сроки реализуется среднесрочный …?
… на тему «Социальная аптека» прикладной или ролевой? Объясните свой выбор.
Может ли продуктом … быть поиск информации?
Наверное вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного ПРОБЛЕМА, а для другого не составляет никакой сложности.
На улицах города много мусора и грязи. Их становится всё больше. Взрослые и дети, не задумываясь, выбрасывают различный мусор: фантики, бутылки и т. д. Тем самым, портится окружающая среда.
Ситуация с мусором на улицах города – это ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – условия, порождающие проблему.
Вы собираетесь реализовать Ваш проект именно потому, что имеется НЕКАЯ ПРОБЛЕМА. Вы хотите приложить необходимые усилия (посильные для Вас) для её решения.
1) Если Вы – ученик, то оказать помощь с выбором проблемы проекта Вам может учитель.
2) Может быть и так, что проблему Вы знаете.
Анкетирование по теме «Быстрый перекус»
В идеале лучше формулировать
проблему со слова «КАК»:
Вернёмся к нашей ситуации с экологической проблемой.
Проблема исследования во введении проекта
Содержание статьи
Проблема исследования – это сложный теоретический или практический вопрос, посвящённый, определённой проблеме решению или снижению остроты, которой посвящено исследование, указывается во введении проекта и является необязательным структурным элементом.
В качестве проблемы исследования может выступать противоречивая ситуация, в виде противоположных позиций авторов, научных точек зрения в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов.
Проблема исследования во введении проектной работы
Если проблема исследования заявлена как отдельный структурный элемент введения, она размещается после актуальности работы.
Объём проблемы исследования во ведении
Проблема проекта указывается во введении проектной (исследовательской) работы, поэтому не может быть большого объёма (объём введения не может превышать 3 страниц), при этом описание проблемы исследования в несколько строчек не раскроет сути и важности решения заявленной проблемы.
Определим наиболее подходящий объём для проблемы исследования (объём указывается для оформленного по стандарту текста):
При необходимости проблема может быть как меньше, так и больше указанных объёмов при этом она должна полностью отражать суть проблематики и не должна отражаться на объёме вводной части (введения проекта).
Особенности составления проблемы проектной работы
Проблема проектной работы, как и другие структурные элементы вводной части имеет свои особенности:
Что такое актуальность проектной работы, требования, предъявляемые к ней, представлены на странице: «Актуальность во введении проектной работы».
Такими темами могут быть:
Для того чтобы в теме работы изначально была заложена проблематика, необязательно писать слово «проблема», проблемность должна подразумеваться, соответственно тема должна быть направлена на решение конкретной проблемной ситуации.
Требования выдвигаемые к проблеме исследования
Рассмотрим основные требования выдвигаемые к проблеме исследования в проектной работе:
Ошибки при составлении проблемы исследования в проектной работе
При обосновании проблемы исследования можно допустить ряд ошибок, рассмотрим наиболее значимые:
В некоторых случаях позволяется частично заимствовать текст, например, если необходимо обосновать проблему исследования с использованием статистических данных или рассматриваются какие-либо понятия, то есть в тех случаях, когда используются факты, которые нельзя изменять.
Таким образом, проблема исследования является необязательным элементом введения, проблематика работы может быть задана в теме именно поэтому отдельно обосновывать проблемный вопрос не всегда обязательно и не все темы подразумевают решение проблемы.
Презентация «Проблема индивидуального проекта»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проблема, тема, цели и задачи проекта.
Описание слайда:
Пять «П» проекта:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Описание слайда:
Описание слайда:
Как рождается проектный замысел
В основе замысла проекта лежит проблема.
Как правило, замысел проекта рождается в ситуации неопределённости, интуитивных догадок и эмоциональных оценок.
Участники проекта хотят перемен, хотят создать что-то свое, новое.
Участники проекта представляют область, в которой собираются делать изменения, но у них нет понимания того, что и как конкретно надо делать. Поэтому на этом этапе очень важно зафиксировать замысел проекта (его идею).
Описание слайда:
Что такое проблема индивидуального итогового проекта?
Вопрос, который волнует тебя и касается других людей.
Сложный вопрос, на который нужно ответить в процессе выполнения индивидуального итогового проекта;
Для ответа на этот сложный вопрос нужно
привлечь знания из разных предметных областей;
продемонстрировать разнообразные умения: находить информацию, определять достоверную информацию, осуществлять анализ и синтез информации, ее классификацию и систематизацию.
«Проблема – это то, что есть, но быть не должно, либо то чего нет, но быть должно».
Описание слайда:
Разрешение всякой Проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека …
Описание слайда:
Ситуация имеет проблемный характер, если:
есть противоречия, которые необходимо разрешить;
нужно установить связи между явлениями;
нужно установить сходство и (или) различия;
нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора).
знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону
Описание слайда:
Описание слайда:
Ошибки при формулировке проблемы проекта
1. Подмена проблемы вопросом:
Пример: «Как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?»
2. Подмена проблемы задачей:
Пример: «Рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника».
3. Подмена формулировки проблемы на область существования проблемы:
Пример: «Существует проблема общения в сети Интернет».
Примеры корректных формулировок проблемы:
«Низкая мотивация учащихся вести здоровый образ жизни»
«Снижение здоровья современных школьников»
«С увеличением интенсивности виртуального общения снижается интенсивность реального общения, теряются навыки «живого» общения»
«Виртуальное общение привело к деградации языковых форм»
Описание слайда:
Где искать проблему?
ИСТОЧНИКИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
Жизнь школы
Жизнь страны
Жизнь друзей
Развитие наук
Выбор профессии
Хобби, увлечения
Описание слайда:
Проанализировать вещи, которые интересуют и которые нравится делать
Выбрать вид деятельности
Определить проблему
Оценить и проанализировать масштаб и актуальность для других людей
Описание слайда:
Проблема поставлена хорошо, если:
Определено, «что не удовлетворяет», какой объект нужно создать или улучшить.
Обоснована актуальность этого изменения.
Обоснован перечень качеств, которыми должен обладать объект.
Описание слайда:
Формулировка цели проекта
Описание слайда:
Цель может быть сформулирована как результат, достигнутое изменение, но цель не может быть сформулирована как действие. Цель ― это не действие.
Пример: Целью не может быть проведение или организация обучения для молодежи, целью может быть повышение уровня образования молодежи и развитие навыков. Обучение в данном случае это действие / мероприятие для достижения цели.
Цели отражают изменение негативного положения.
Описание слайда:
Общая цель отражает долгосрочную цель проекта. Общая цель обязательна в проекте и обычно одна на весь проект.
Непосредственные цели (или прямые цели / подцели) поддерживают общую цель; их поставновка необязательна, но желательна, т. к. они помогают ограничить основную цель и показать фокус проекта.
У одного проекта может быть несколько целей или подцелей, но все они должны быть включены в одну общую цель проекта. Прямые цели должны соответствовать объему проекта: они не могут включать в себя сферы, работы, которые не затрагивает проект.
Описание слайда:
Описание слайда:
Условия выбора темы
Тема должна быть интересна, должна увлекать.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Описание слайда:
Условия выбора темы
Тема должна быть значимой.
Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого.
Желательно, чтобы тема была связана с реальным миром и предлагала что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания.
Описание слайда:
Описание слайда:
Каковы требования к формулировке темы?
Тема должна быть конкретна.
Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.
Формулировки тем проектной работы могут включать 5-8 слов.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность, т. е. она отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Описание слайда:
План написания актуальности проекта может быть следующим:
1. Краткое описание обстоятельств, побудивших написать проект
2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте, обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других
3. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать
Описание слайда:
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
выяснить. ;
изучить. ;
провести. ;
рассмотреть. ;
найти. ;
описать.
Описание слайда:
Признаки верного формулирования задач:
— логичное и последовательное следствие решения проблемы;
— взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);
— задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
— представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.
Рекомендуем авторам индивидуальных проектов при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Проблема
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.
Проблемы принято разделять на научные, практические, мировоззренческие.
Не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Это может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этого должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Ситуация может приобрести проблемный характер, если:
Действия для постановки проблемы:
В проекте должно быть учтено разное видение существующей проблемы, т.е. видение с разных профессиональных позиций: конструктора, экономиста, юриста, ученого и т.д.
При решении любой проблемы необходимо рассматривать ее с разных сторон, т.е. учитывать ее разные аспекты: технический, экономический, исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из аспектов стоит определенная деятельностная позиция.
В основе проблемы, как правило, лежит противоречие.
Противоречие — логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же.
1. Между тем, что должно быть и тем, что есть в реальности.
Тема: Быстрый и полезный завтрак для подростка
Правильный завтрак оказывает большое влияние на сохранение здоровья школьника, однако на практике большинство подростков не знают, как правильно питаться, пренебрегают завтраками, экономя время для сна или сборов в школу. Возникает противоречие между необходимостью регулярно и правильно завтракать и неумением подростков организовать свое питание по утрам.
Проблема: Какие блюда наиболее подходят для завтрака подростка?
2. Между имеющимся потенциалом и его реализацией на практике.
Тема: «Семь бед — один ответ» (Разработка платья-трансформера для девушки-подростка)
За время обучения в школе девушка посещает множество праздничных мероприятий. Настоящая модница не может себе позволить ходить на них в одном и том же наряде, а покупать для каждого мероприятия новый костюм весьма накладно. Проблему позволяет решить платье-трансформер. Меняя аксессуары, отдельные элементы на базе одного платья, можно получить множество разных образов. Однако в продаже таких платьев практически нет. Возникает противоречие между большими возможностями платьев-трансформеров для создания образа современной девушки-подростка и недостаточным использованием этих возможностей на практике.
Проблема: Какое платье позволит на одной основе создать различные образы девушки подростка?
3. Между противоречивыми требованиями в рамках одного объекта:
Тема: «Разработка проекта школьной формы»
Школьная форма, с одной стороны, должна быть единой, с другой стороны – выражать индивидуальность каждого ученика, быть комфортной для него, в том числе и с психологиче-ской точки зрения.
Проблема: Какой должна быть школьная форма современного школьника?
«Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения»
Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения
Автор: Кроха Людмила
учитель русского языка
Как известно, метод проектов, возникший еще в середине Х I Х века (основоположник – американец Джон Дьюи), за всю историю своего существования претерпевал различное к себе отношение: от восторгов по поводу ценности метода как способа активизировать самостоятельную деятельность ребенка до отказа от метода в связи со снижением уровня общеобразовательной подготовки. Как бы там ни было, метод становится вновь актуальным в современном информационном обществе. Проектируют все и всё. Проектирование стало стилем жизни. В нормативных документах ФГОС ОСО среди формируемых личностных характеристик выпускника можно найти следующее: «готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность». Если вдуматься, вся наша жизнь и есть череда проектов, а значит, ребенка надо учить этому еще в рамках общего образования.
Однако внедрение метода проектов в школьную практику оказывается зачастую затруднительным. Можно сходу перечислить ряд причин этого: с проектами путают любую самостоятельную деятельность школьника, у учителей нет четкого представления о том, что такое проект и как работать над ним, и как следствие – такое же представление у обучающихся, наконец, проект – довольно большая и трудоемкая работа, не имеющая, на первый взгляд, ничего общего с образованием.
Новый вызов времени заставляет педагогов погрузиться в методологическую основу технологии, пройти этот путь вместе с обучающимися, занятыми в проектах. Не факт, что полное и ясное представление о методе возникнет даже после первого опыта руководства над проектами.
Трудности возникают сразу, на первом этапе – этапе поиска проблемы, решение которой и станет проектом. Как определить проблему? Как найти такую проблему, решение которой будет интересно для школьника? Можно ли считать, что верно найденная проблема обеспечит успешность будущего проекта? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Итак, актуальность рассмотрения проблемы проекта в том, правильно ли обучающийся «берет старт» в этом виде деятельности. Другими словами, верно ли то, что правильно выбранная проблема для проекта – начало будущего успеха.
В данной работе определена следующая цель: доказать важность первого этапа проектной деятельности – выбор и постановка проблемы проекта. К задачам работы относятся: 1) выявить, что такое проблема проекта, 2) определить, как выбрать проблему для решения и как сформулировать тему, 3) определить, как разработать способы решения проблемы и какова методика поиска решения проблемы.
Проблема должна быть социально значимой. В идеале если проблема будет обозначена внешним заказчиком. Конечно, это практически невозможно, мало кто из внешних потенциальных заказчиков знает о том, что школьники могут выполнить любой социально значимый проект, для этого нужно время. Однако, в этом году и такой проект – от внешнего заказчика – мы осуществляем. Восьмиклассник, увлеченный обучением на фортепиано, попросил помочь ему в проекте, героем которого, по мнению ученика, должен стать его любимый композитор – Фредерик Шопен. А какой проект можно сделать? Заказ поступил из музыкальной школы, где обучается автор проекта: им нужен проект музыкального вечера, посвященный композитору. Так родилась тема проекта – «Сценарий музыкального вечера, посвященного творчеству великого Шопена».
В роли заказчика может выступить и любой учитель школы и сами учащиеся (как показано на примере выше). Если не говорить о внешнем заказчике, то идеальным будет заказ от самого ученика. Чаще всего заказчиком выступает учитель, еще чаще – учитель-руководитель проекта. Еще один пример из личного опыта. В курсе русского языка 6-го класса (УМК Ладыженской Т.А.) на изучение темы «Диалекты» в разделе «Лексика» отводится всего 1 час. Конечно, этого недостаточно, но каждый год сталкиваюсь с проблемой, когда обучающиеся спрашивают о наших, Нижнеилимских, диалектах, и учителя не могут привести примеров. Меж тем таких слов огромное количество. Вот и проблема – создать такой словарь, благо источников достаточно, например, «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В.Афанасьевой-Медведевой. Над этим проектом мы работаем сейчас. Получив такой словарь, учителя русского языка будут иметь возможность расширять представление школьников об истории и культуре малой родины. Вот решение еще одной цели по формированию личностных качеств – воспитать выпускника «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции».
Но если нет таких счастливых случаев, когда проблему подбрасывает сама жизнь, то поиск проблемы становится одной из трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с проектантами. Поиск проблемного поля – частная работа с учеником, требующая индивидуального подхода и даже осторожности. Это происходит обычно в беседе, когда учитель старается обнаружить то, что по-настоящему волнует и тревожит учащегося. Материалом для обсуждения могут стать житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этой беседы могут проявиться очертания будущей работы. Здесь следует предостеречь тех, кто будет являться руководителями проектов – самый простой и самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю будущую работу, лишить интереса проектанта, обесценить проект как инструмент педагогического воздействия и даже лишить смысла творчество самого учащегося. Более того, неудачно выбранная, неинтересная для учащегося проблема, вымученный продукт, который просто надо сделать, не смогут сформировать навыков проектной деятельности, а то и вовсе, что называется, отобьют охоту к такому виду деятельности. Хорошо, если «аппетит придет во время еды», учащийся увлечется, откроет для себя новое, обретет некий азарт, тогда и проект завершится положительно, и можно быть уверенными, что такому учащемуся будет интересна проектная деятельность и в будущем.
Итак, чтобы правильно определить проблему, нужно проявить педагогический такт, помочь учащемуся найти среди его интересов то, что могло бы быть воплощено в проекте.
Отыскивая проблемную ситуацию, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) где можно обнаружить несоответствие между тем, что есть и тем, что требуется; 2) как устранить это несоответствие.
В большинстве случаев проблемы не висят на баннерах и не написаны на стенах, их нужно выявить, т.е. ответить на вопрос – в чем состоит проблема? Ответ на этот вопрос называют постановкой проблемы. Профессионалы утверждают, что хорошо поставить проблему – значит наполовину решить её.
Ещё один важный вопрос – кому и зачем нужно решение проблемы, т.е. выявить её актуальность. Актуальность эта требует обоснования совершенствования чего-либо или создания нового – это первое требование к постановке проблемы. В обосновании актуальности проекта должно быть указано, кто будет потребителем и в чем будет выражаться польза для этих потребителей. Без этого понимания проблема в результате может быть решена лишь частично, не в полном объеме.
Подробно можно рассмотреть это на следующем примере. Администрация некой школы озаботилась проблемой потери ученического контингента, связанной с конкуренцией с другими школами. Понятно, что проблема не только в том, как сохранить этот контингент, но и как привлечь новых учащихся. Потребителем, конечно, станут родители будущих первоклассников, заказчиком – администрация школы. Было определено, что продуктом такой проектной деятельности станет информационный буклет о школе. Разработать такой буклет поручается группе старшеклассников. Задача лежит на поверхности – разработать такой буклет, после знакомства с которым у родителей будущих первоклассников появится устойчивое желание отдать своего ребенка именно в эту школу. Каким должен быть этот буклет? Группа проектантов разделилась на три подгруппы: первая занялась поиском информации с требованиями к рекламным буклетам и рекомендаций по их составлению; вторая подгруппа должна была выявить, что хотят знать родители о школе, что определяет их выбор, что предлагают конкуренты; третья – собрать материал о школе и спроектировать буклет.
В результате своего поиска, первая подгруппа сформулировала следующие требования к буклету: создание буклета не должно быть перегружено информацией, не нужно стараться «впихнуть» как можно больше, 3-4 ключевые мысли; буклет должен быть написан на «языке родителей», терминология должна быть понятна; буклет должен содержать фотографии, логотип, основную идею школы, должны быть перечислены достижения школы, дана краткая характеристика образовательных и дополнительных программ и т.п. Вторая подгруппа поработала с родителями и выявила круг их требований: как сдают ЕГЭ выпускники школы, каков уровень образования и квалификации педагогического состава, чему обучают дополнительно, как обстоит дело с работой столовой и медицинского кабинета, материальная база и т.д. Когда третья подгруппа вооружилась необходимой информацией и изготовила буклет, оказалось, что другие школы предлагают то же самое. Значит, проблема была поставлена не в полном объеме, ее пришлось скорректировать – ответить на более конкретный вопрос – не сделать хороший буклет о школе, а сделать буклет, в котором школа представлена в более выгодном свете. Можно сказать, что в процессе работы над проектом (буклетом) изменилось представление о проблеме. Буклет стал лишь средством, а целью проекта стало формирование интереса у родителей к школе. Таким образом, проблема состояла не в том, чтобы создать буклет, а в том, чтобы построить эффективную систему информирования родителей.
Чтобы проблема была решена наиболее эффективно, необходимо познакомиться с тем, какие существуют методики поиска решения проблемы. Одной из них является давно известный метод «мозгового штурма». Это способ генерирования большого количества идей для решения проблемы группой. Для этого руководитель проекта задает группе вопрос, например: «Что нужно сделать, чтобы улучшить пришкольный участок?» За ограниченный промежуток времени (5-10 минут) группа выдвигает самые разные идеи и записывает их на листке. Затем эта же группа оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые нужно подвергнуть более детальной разработке.
Метод «диаграммы Исикавы » обычно используется для выявления причин неудовлетворительного состояния каких-либо уже существующих объектов. Эту диаграмму за форму обычно называют «рыбий скелет», который структурирует проблему, деля её на существенные составляющие и менее существенные.
Метод «морфологического ящика» Цвикки разработан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. Этот метод реализуется в три этапа. На первом создаваемый объект расчленяется на важнейшие функциональные узлы. Например, перед нашим школьным театром была поставлена проблема – как сделать праздник Нового года незабываемым? Среди решений проблемы нашли наиболее эффективное – поставить интересный и веселый спектакль, рассчитанный на все школьные возрасты. Значит, в качестве функциональных узлов были определены: сценарий спектакля, распределение ролей, костюмы, декорации, звуковое оформление.
На втором этапе «морфологического ящика» определяются альтернативные варианты построения функциональных узлов.
На третьем этапе строится «морфологический ящик», определяющий возможные варианты построения объекта.
По сути «морфологический ящик» представляет собой таблицу, в правом столбце которой перечисляются функциональные узлы, а в строках напротив каждого узла, перечисляются варианты его построения. После того, как будут выявлены наиболее предпочтительные варианты конструкций создаваемого объекта, для каждого из них необходимо решать, как он будет производиться: кто его будет выполнять, как, откуда возьмутся ресурсы.
Таким образом, поиск и постановка проблемы – важнейшая часть работы над проектом. Правильно выбранная проблема, четкое обоснование её актуальности, поиск решения проблемы обеспечивают правильное планирование работы над проектом.
В перспективе необходимо детально изучить, что такое цели и задачи проекта, проектирование хода работы, создание продукта и презентация проекта.
1. Н.А. Краля. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд-во ОмГУ. 1. Омск 2005.
2. Г.В.Афанасьева-Медведева «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири»: в 20 т.: Иркутск, 2007
3. В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. : Сургут, 2014