что такое продуктивная технология обучения
Статья на тему «Продуктивное обучение»
мастер производственного обучения
Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих специалистов колледжа
Готовность к самостоятельному проектированию собственной деятельности- основа профессиональной компетентности будущего специалиста. Теоретические знания, полученные в процессе обучения, не являются единственным результатом профессиональной подготовки. При обучении в колледже у студентов должен быть сформирован опыт самостоятельной, продуктивной деятельности. Как же построить процесс обучения, чтобы такой опыт был наиболее успешным, а выпускник колледжа смог в своей профессиональной деятельности самостоятельно решать поставленные задачи?
Наиболее эффективное решение этой задачи лежит в объединении технологий обучения: технологии продуктивного обучения, проектной деятельности, развитие самостоятельности в учении.
Стремительное накопление информации ставит каждого человека перед необходимостью постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться. В связи с этим формирование самостоятельности личности относится к числу приоритетных целей современной системы образования.
Проблема формирования активной и самостоятельной личности рассматривается в трудах многих психологов, педагогов, методистов и т.д. В частности, греческий философ Сократ впервые заметил о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе учебы, к которой необходимо заблаговременно готовиться [2]. Как видим, Сократ рассматривал самостоятельность своих учеников и как результат влияния педагога, и как правильно организованное обучение. Главной профессиональной задачей преподавателя остается заранее запланированная и контролируемая организация самостоятельной деятельности обучающегося.
Как правила обучающиеся колледжа имеют низкий или средний уровень организации самостоятельной деятельности, поэтому каждый преподаватель подбирает комплекс технологий, которые бы позволили раскрыть личность студента, указать его индивидуальный путь. В нашем случае мы используем технологию продуктивного обучения. В идеи продуктивного обучения просматриваются два смысла: ориентация на индивидуализацию обучения (деятельностный подход) и более широкое использование образовательных ресурсов [1].
Особенность технологии продуктивного обучения состоит в том, что традиционная процедура преподавания знаний и контроля их усвоения заменена на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результат которой представлен в виде конкретного продукта (презентация к докладу, видеофильм, музыкальный файл, анимированный файл, рекламный баннер и т.д.). Учебный материал включен в данный продукт и осваивается в процессе его выполнения. Ключевая цель продуктивного обучения – самоопределение личности, самоорганизация, самоконтроль. Урок, построенный с использованием данной технологии, позволяет взаимодействовать участникам образовательного процесса, обучающимся самостоятельно решать обозначенную проблему. Такое обучение создает мотивацию к получению прочных знаний и способствует профессиональному развитию личности.
Баев Б. Ф. Психология обучения / Б. Ф. Баєв. — К., 1994. — С. 59–61.
Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение? //Школьные технологии.-2015.-№4.-С.1-12.
Что такое продуктивная технология обучения
В 1972 году американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в городах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике».
«Школа без стен» объединила молодых людей 16-18 лет, разочаровавшихся в обычной школьной жизни, она предоставляла им возможность обучаться на различных рабочих местах, в «ситуациях реальной жизни».
К каждому учащемуся прикреплялся учитель-тьютор, который помогал ему выбрать подходящее место стажировок, следил за успехами, организовывал групповое обсуждение результатов, помогал в выборе академических занятий (уже в стенах школы), активно влиял на выбор дальнейшего пути после окончания школы. Зачинателями движения продуктивных школ в Европе стали немецкие специалисты Й. Шнайдер и И. Бём.
Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение» имеет три значения, отражающие три важнейшие стороны этой технологии.
Первое представляет некоторое качество созидательной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт — материальный, интеллектуальный, духовный.
Во втором значении термин «продуктивность» уже давно используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности.
Третье значение продуктивности заключается в результатах деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ.
Продуктивное образование — это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися (участниками) образования на основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития.
Продуктивное образование — это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника на практике, выступающих в отношениях со=трудничества и со=творчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности.
Главной особенностью продуктивного обучения является ориентация образовательного процесса на самостоятельную творческую деятельность детей.
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: антропософия + неопрагматизм.
Методологический подход: стратегический, личностно-ориентированный, деятельностный, синергетический.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП + ЗУН + СУД + СУМ.
Характер содержания: воспитательный + обучающий, светский, общеобразовательный + профессиональный.
Вид социально-педагогической деятельности: управления, социализации, реабилитации, коррекции.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + «консультант» + «репетитор».
Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие.
Организационные формы: альтернативная.
Преобладающие средства: практические + наглядные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
Концептуальные положения и идеи
Общесоциальные:
индивидуальные способности человека и к независимому принятию
решения, совершению действий, и к умению сотрудничать и общаться, что позволит ученикам активно и ответственно участвовать в социальной, культурной, экономической и профессиональной сферах.
Педагогические:
♦ Интегративный подход в продуктивном обучении соединяет в единый процесс все аспекты обучения: личностный, деятельностный, общественный, культурный, профессиональный.
♦ Рефлексивный самоконтроль учащихся.
Особенности организации
Продуктивное обучение — это образовательный процесс, реализуемый с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с чётко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентированными действиями в жизненных ситуациях.
Целевая группа учащихся. В школу продуктивного обучения поступают подростки из различных слоев с разными проблемами.
Учебный план школы продуктивного обучения включает основные общеобразовательные предметы (язык, математика, история и т.п.). Тема производственной практики (стажировки, работы) обязательно связана с одной или несколькими предметными областями. Рейтинговая система оценивания включает и успехи практики.
Объекты работы могут представлять рабочие места, места стажировок, проекты.
Этап ориентирования в предстоящей деятельности (проекте) продуктивного обучения включает:
Важно предложить молодым людям настоящие виды деятельности, не занимая их в роли помощников или вводя практику лишь изредка. Такая «настоящая деятельность» может быть найдена в традиционных формах, таких, как искусство или услуги, которые не слишком специализированы.
Задания. Учащиеся ставят себе задачи сами, сами расчленяют их на ступени решения и на основе пройденных этапов ставят себе новые задания.
Такие задания (места практики) могут быть выбраны в различных сферах социально-трудовой заботы: издательство, журналистика, клубная работа, прикладное искусство, бытовые услуги, ремонтные мастерские, медицинская помощь, сфера обслуживания, делопроизводство, международные коммуникативные проекты (обмен, переписка, конкурсы, игры и др.) и т.д.
Практика на одном месте продолжается 6-8 недель (по 2-3 дня в неделю), после чего учащиеся меняют предприятие или организацию.
Учебная мастерская. Как «просто мастерская» становится рабочим цехом, так и «учебная мастерская» — местом для обучения; здесь индивид занимается и действует продуктивно, как в мастерской. От класса учебную мастерскую отличает то, что здесь учащемуся предоставляется значительное количество педагогических материалов: от традиционной библиотеки и медиатеки до комнаты для проявки плёнок, собрания рабочих материалов, игр и других средств стимуляции творческой деятельности, включая последние достижения компьютерной техники. Выставки на подоконниках и стенах служат наглядным средством документации процесса обучения. Педагоги выступают в учебной мастерской в роли советчиков или посредников.
Учебная мастерская является мостом между практическим и теоретическим обучением, между индивидуальными и групповыми методами работы. В определённом смысле — это лаборатория, в которой определяются вопросы и темы, возникшие в процессе практической деятельности.
Образовательный маршрут. В основе учебной жизни подростка лежит его индивидуальный образовательный маршрут — план, состоящий из набора стажировок, групповых занятий с обсуждением их результатов и дополнительных академических занятий.
Профессиональная подготовка. Школа продуктивного обучения не ставит своей целью получение молодым человеком определённой профессии, она является системой широкой профессиональной ориентации. Подросток знакомится с разными сферами деятельности, узнаёт себя, открывает свои интересы и способности, уже школьником входит в реальный мир и начинает адаптироваться к его условиям. В некоторых случаях проводится и обучение началам профессии.
Особенности методики
Деятельность — системообразующий компонент продуктивного обучения. Психологическая структура деятельности становится основанием для определения сущности продуктивного опыта подростка как составной части жизненного опыта, характеризующегося включением в рефлективную деятельность по созданию субъективно нового общественно полезного продукта.
Формы работы в фазе ориентирования: дискуссии, доклады, демонстрация фотографий, видеозаписей; полезно проводить заключительное мероприятие — вечер, маленькое путешествие.
Большая часть учащихся школ продуктивного обучения — правополушарны. Для них имеет значение опора на наглядно-образное мышление: визуализация знаний, применение масс-медиа средств. Обучение идет от практики к теории.
В основе организации всех видов деятельности лежит творчество участников, проявление активности всячески стимулируется.
Индивидуальное сопровождение (консультирование). Главную роль в школе продуктивного обучения играют не учителя-предметники, а тьюторы, роль которых ближе социальному педагогу, воспитателю или менеджеру. Большую часть времени тьютор (к каждому из которых прикреплено 12-15 учеников школы) проводит за письменным столом с телефоном, обзванивая ресурсные точки, где его ученики проходят (или собираются проходить) практику. Разумеется, в обязанности тьютора входит консультирование учеников по выбору индивидуального маршрута, организация группового обсуждения результатов, формирование временных учебных групп для академических занятий, а также контроль за всей формальной стороной учебной жизни.
В индивидуальной работе тьютору приходится много времени уделять «беседе по душам» со своим подопечным. В этой работе ему необходимо: а) быть правдивым, искренним, аутентичным; б) проявлять приятие, а не осуждение;
в) выражать симпатию и понимание. Общение должно быть направлено на личность и на помощь.
Оценивание достижений. Текущий контроль представляет еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута. Первостепенное значение имеют самоконтроль и самооценка. Для помощи в этом ученику даются различные анкеты и советы.
По каждому учебному модулю существуют свои оценочные процедуры: зачёт, реферат, отчёт о практике, изготовление изделия, компьютерное тестирование, рейтинговая система и т.д.
Критериями оценивания служат обобщённые умения, обеспечивающие подросткам способность к самореализации и саморазвитию. К таким умениям относятся: способность участвовать в практико-ориентированной деятельности; умение анализировать факты и явления; способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, развитие рефлексивных процессов; формирование системы базовых оснований личности: личностно-ориентированное отношение к новому, ценность и отношение «Я — другой»; произвольная продуктивная деятельность, нравственные качества.
Сроки итоговой аттестации индивидуального обучения не обязательно совпадают со сроками учебного года.
Исключительно важная роль принадлежит компьютеру: он обеспечивает скорость и полноту диагностики, широкий доступ к информации, оказывает разнообразную поддержку обучения, даёт возможность дистанционного обучения.
В процессе продуктивного обучения используются элементы различных образовательных технологий (конспекты Шаталова, логико-смысловые модели, деловые игры, коллективный способ обучения и др.).
Коллективная (кооперативная, групповая) работа имеет в продуктивном обучении свои особенности: она направлена на поиск конструктивных действий, умение передавать свой опыт и перенимать чужой, терпимо относиться к особенностям и слабостям других и признавать свои, советоваться и помогать друг другу.
В коллективной интеракции взаимодействуют: Я (каждый участник), Мы (группа) и Тема (общее задание или материал). В алгоритме работы имеется очень большое сходство с методикой коллективных творческих дел.
Основные различия традиционного и продуктивного образования
Традиционное образование | Продуктивное образование | |
Кем определяется содержание образования? | Чиновниками Министерства образования РФ (федеральный компонент учебного плана); региональными чиновниками (региональный компонент); администрацией учебного заведения (школьный компонент); родителями (выбор направления деятельности); обучающимися (выбор объединения) | Самими обучающимися |
Какие методы преподавания являются основными? | Лекция; рассказ педагога; беседа; активные методы | «Учить учиться»; практическая деятельность; активные методы: диалог, полилог, ориентационные игры, интервьюирование |
В какой последовательности обучающийся получает образование? | Теория (знания) – практика (умения, навыки) | Личный опыт – интерес – практика – проблема – теория – практическая деятельность |
Характер мотивов учения | Отношение человека к социальным (в частности, семейным) традициям | Отношение человека к деятельности и к самому себе |
Кто несет ответственность за результаты? | Педагог который должен развивать способности обучающихся | И обучающиеся, которые должны развивать у себя способности, и образовательное учреждение, которое ответственно за создание условий, обеспечивающих продвижение обучающихся |
На какие процессы опирается педагог в процессе обучения? | На запоминание обучающимся определенного объема учебного материала | На индивидуальный практический опыт ребенка |
Каковы критерии оценивания успешности? | Объем и качество знаний, умений и навыков | Объем и качество умений деятельности |
Рекомендуемая литература
Продуктивная педагогическая технология – гарантия высокого результата качества образования ( в помощь учителю)
Продуктивная педагогическая технология – гарантия высокого результата качества образования
Два вопроса больше других волнуют современных учителей: как войти в надвигающийся рынок педагогических услуг, какую технологию взять на вооружение, чтобы максимально удовлетворить запросы потребителей.
Как же нам с наименьшими потерями, сохраняя все ценное из прежней педагогики, вписаться в рамки новой жизни?
Каждое учебно-воспитательное учреждение стремится обрести свое лицо, начинает двигаться по собственной траектории. Общие требования ко всем определяются Государственным стандартом, а пути и способы достижения конечных целей – самими учебно-воспитательными учреждениями. Где же достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где на вооружение берутся новые технологии, где начинают работать с гарантией. Лучшее будущее нас ожидает только на этом пути. Чтобы чувствовать себя уверенным на рынке труда, учителю необходимо знание как минимум 3 технологий: продуктивной, личностно-ориентированной и технологии сотрудничества. Технология отвечает на главные вопросы – как учить?, как воспитывать?, как развивать? Какими путями вести учеников, как создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности, как получить продукт заданного качества. Но педагогические технологии всегда были, свой продукт школа всегда производила посредством их. Сегодня нас больше не устраивает качество этого продукта, мы ищем новые технологии, созвучные духу времени. Поэтому и понятие новая педагогическая технология правильно будет отражать что-то неизвестное, особенное и даже оригинальное.
Смысл любой новой технологии, где бы она не применялась, один – получить более высокий результат (а это знания, умения и навыки. Они должны быть прочными). Требования времени – базисные школьные знания должны быть прочными, чтобы остаться действенными на протяжении всей жизни. Непрочность базисных знаний, умений – бич современной школьной подготовки. Умения малопродуктивны или отсутствуют совсем. А вот и доказательства.
В осенней печати 2003 года много писалось о том, что около 20% призывников не умеют ни писать, ни читать. Нет, школу они посещали. Но навыки, привитые там, оказались настолько непрочными, что уже через короткое время полностью улетучились.
Сегодня реклама технологий разворачивается нешуточная. Соперничающие между собой коммерческие группы, фирмы, лаборатории предлагают новые разработки. Как жк выявить и приобрести именно то, что нам нужно?
Я изложу вам основы продуктивной педагогической технологии, автор Подласый Иван Павлович, которая изложена в книге «Продуктивная педагогика». Продуктивными назовем знания, умения, обладая которыми выпускник школы обретает прочную опору для своей будущей жизни. Продуктивные, значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные. Именно такие продукты школы будут востребованы жизнью.
Продуктивное обучение понимается как обеспечивающее реальную связь с жизнью, открывающее перспективу молодым людям с помощью своих знаний и умений найти работу.
Педагогический продукт определим как созданную в учебно-воспитательном процессе целостную систему знаний, умений, навыков.
Основная цель продуктивной технологии увеличение времени активной тренировочной работы каждого ученика.
Модель урока по продуктивной технологии включает 7 звеньев, которые на языке современной педагогической технологии могут быть обозначены так:
практика на примерах;
домашняя самостоятельная практика.
Без диагностики нет продуктивной технологии. А диагностировать мы пока только учимся, и не видим в этом пользы, видим чаще лишнюю обузу да трату времени. Зачем диагностировать, я и так вижу Колю и Машу насквозь. Но вы захотите лечиться у врача, который даже не осмотрел вас как следует? С диагностикой неразлучен мониторинг – постоянное целенаправленное наблюдение за продвижением каждого по выбранному им пути.
До того как приступить к работе в режиме продуктивной технологии следует проводить основательную проверку знаний и навыков – диагностику, чтобы удостовериться, что они владеют достаточной базой для успешной работы в выбранном режиме. Постоянное и непрерывное наблюдение за работой по специальной программе (мониторинг) гарантирует стабильное течение процесса.
1.Вводные упражнения, цель которых актуализировать опорные знания, умения.
Обсуждение целей и задач урока. Определяет объем и структуру предстоящей работы, информирует, каким образом будет определяться результат. Объяснение порядка изучения нового – из каких частей будет состоять урок, какова роль ученика в каждой из этих частей.
1.Обсуждение целей и задач урока.
2.Четкий инструктаж по выполнению заданий.
3.Объяснение, какие задания будут предложены по ходу урока.
III этап – презентация, т.е. преподнесение новых знаний.
Что же требуется от педагога?
высокая степень контроля всех учеников;
повышение требований к мотивации;
четкое распределение и экономия времени;
недопустимость отвлечений на посторонние действия;
Сообщение «Методы продуктивного обучения».
«Методы продуктивного обучения».
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.
Классификация методов обучения
Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария.
Методы обучения по «характеру познавательной деятельности»
Сначала сравним репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности.
Существуют два варианта (направления) учебной деятельности — репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий).
Схема репродуктивного метода обучения
Чисто репродуктивное обучение с его основным педагогическим лозунгом “Делай, как я!”, как и большинство репродуктивных методов, практически вымирает.
Методы обучения по «характеру познавательной деятельности»
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
«Объяснительно-иллюстративный» метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы — «репродуктивный» позволяет сделать следующий шаг. Он дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.
2) РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Характеризуясь меньшей продуктивностью, репродуктивное мышление тем не менее играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условий задачи, ее данных, искомого, функциональных связей между ними актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи.
Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования и т. д. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил,
задание на составление кратких пояснений к ходу выполнения задания;
задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Перехожу к продуктивным методам обучения.
Под продуктивностью учебной деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.
Специалисты (Амонашвили Ш.А., Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах. От его структурированной организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.
Теперь перейдем к продуктивным методам
1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации. Цель использования – познание объекта
2) Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов , позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Метод придумывания реализуется при помощи замещения качеств одного объекта качествами другого. Метод образной картины предлагает воспринимать и понимать изучаемый объект целостно. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания или его части. Метод агглютинации предлагает соединить несоединимые в реальности качества. Метод мозгового штурма. Метод морфологического ящика предполагает нахождение новых и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных.
3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. Методы ученического целеполагания предполагают выбор учениками целей из предложенного учителем набора. Методы ученического планирования предполагают планирование учащимися своей образовательной деятельности. Метод нормотворчества предполагает разработку учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности. Метод самоорганизации обучения предполагает работу с реальными объектами, изготовление моделей. Метод взаимообучения. Метод рецензий предполагает проведение учащимися рецензирования образовательного продукта товарища.
Более подробно разберём креативные (продуктивные, творческие) методы.
Как синонимы к понятию «продуктивное мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное. Или у наших детей можно развивать элементы творческого мышления, мы не можем остановиться на их развитии. Уже доказано, если детей развивать, они переходят на более высокую степень мышления.
Синонимами к репродуктивному мышлению служат термины: словесно-логическое, рассудочное.
Конечно, нам легче работать так. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их обычные заданий, которые даются всему классу. Способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.
Важную роль при развитии творческого, креативного мышления играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям.
Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д
Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.
Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного минимума знаний (включая и их операторную сторону) или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не « наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной.
Возникнет ли в условиях обучения у того или иного учащегося проблемная ситуация, обратиться ли он для ее решения к наиболее эффективному приему продуктивного мышления — « анализ через синтез» или же к механической манипуляции данными — зависит не только от объективных факторов, но и от факторов субъективных, и прежде всего — от умственного развития школьников. Поскольку школьники одного и того же возраста имеют весьма существенные различия в достигнутом ими уровне умственного развития, полная реализация принципа проблемности не может быть осуществлена без индивидуализации обучения.
Человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению
(проблемной ситуации(, т. е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач.
Классификация креативных методов по возрастанию степени сложности .
Методы проблемного изложения
При проблемном изложении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Суть Проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему, и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При использовании этого метода учащиеся контролируют ход мысли преподавателя, следят за логикой его рассуждений.
Использование этого метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем данного типа, но еще без умения применять их самостоятельно. Поэтому данный метод используется, как правило, при изучении сложных учебных вопросов. Учителем могут быть использованы любые средства: слово (логическое рассуждение), текст книги, таблицы, кинофильм, магнитные записи и т. п.
При этом методе учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролируя её убедительность.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
предъявление учащимся конфликтного примера.
Частично-поисковый (или эвристический) метод. При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.
Отечественная педагогическая наука обращала внимание на использование подобного метода обучения еще в 20-е гг., именно тогда прогрессивные ученые и практики пытались ввести метод самостоятельного добывания знаний во внеклассной работе. Однако социальные условия того времени не способствовали развитию подобных методов, так как идеология сводила процесс обучения только к передаче определенной информации в готовом виде.
Частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи, как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов частично-поискового метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Исследовательский метод. Это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Задания, выполняемые с использованием исследовательского метода, должны включать в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса (постановка задачи, обоснование, предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи).
При использовании этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.
Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
задание учащимся с несформулированным вопросом;
задание с избыточными данными;
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
Подведём итог, ещё раз сравним репродуктивный метод (объяснительно-иллюстративный) и продуктивный метод (проблемный, творческий, креативный)
Активные и интенсивные методы обучения
В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.
Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике.
Эти методы мы будем изучать позже. Расскажу о них вкратце.
1)Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
4) Метод проектов
Цель тренинга – отработка конкретных навыков по той или иной теме (знания уже есть).
6) Методы коллективного творчества
Кооперативная деятельность – процесс организации коллективной познавательной деятельности, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость учащихся, требующее индивидуальной ответственности каждого.
В традиционной педагогике недостаточно используются продуктивные методы.
В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов.
Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: “Все что хочешь сказать, спроси!”
На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.