Что такое принципы государственного управления
Принципы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации
Чистобородов И.Г., старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук, подполковник полиции (Академия управления МВД России)
Проводя исследование аспектов государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации, необходимо подробнее остановиться на принципах управления в данной сфере общественных отношений. Очевидно, что реализация цели и задач государственного управления основывается на выполнении (соблюдении) определенных базисных положений. Основополагающие принципы государственного управления избирательным процессом по своей сущности являются синтезирующими началами, способными отражать социальную действительность.
Они ориентируют деятельность субъектов государственного управления, являются для них постулатами при осуществлении нормотворчества и правоприминения. Принципы синтезируются в результате рационального научного осмысления закономерностей, выявленных в различных сферах общественных отношений. Назначение принципов государственного управления избирательным процессом заключается в том, что они обеспечивают единообразное применение форм и методов управления всеми субъектами. Одновременно принципы управления воздействуют на правовые механизмы государственного управления, являются связующим звеном между фундаментальной теорией – законами управления и практикой управления избирательным процессом.
Важно подчеркнуть, что основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффективность государственного управления избирательным процессом. В случае правильного познания и формулирования исследователем они должны стать правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.
При определении принципов государственного управления избирательным процессом исследователю важно понимать саму технологию методику их синтезирования. Прежде всего, необходимо осознавать, что существует логическая взаимосвязь между этапами познания, которые способны помочь исследователю при синтезировании принципов государственного управления избирательным процессом. Перечислим эти этапы:
Во-первых, избирательный процесс необходимо рассматривать как совокупность стадий и процедур, призванную обеспечить легитимное формирование органов государственной власти. Другими словами, это достаточно продолжительный во времени цикл упорядоченных общественных отношений, который подлежит внимательному и кропотливому изучению.
Во-вторых, при изучении избирательного процесса определяются стадии, процедуры и другие теоретико-правовые основы явления, которые представляют собой «узловые точки» на них и оказывается управляющее воздействие.
В-третьих, исследователь, применяя такой метод научного познания как наблюдение, устанавливает закономерности между различными явлениями в избирательном процессе и влиянием на них субъектов государственного управления. Другими словами, важно понимать каким образом меняется избирательный процесс в результате влияния на него управляющего воздействия субъектов. Исследователь обязан выявить позитивные закономерности (взаимосвязи), которые повышают качество и эффективность управления. Одновременно выявленные изменения в избирательном процессе должны носить позитивный характер, способствовать достижению цели управления.
В-четвертых, из выявленных закономерностей исследователь может сформулировать принципы государственного управления избирательным процессом. Они должны послужить основой управленческой деятельности, которая не зависит от предпочтений и пожеланий отдельных должностных лиц. Очевидно, что реализация принципов осуществляется в результате интеллектуально-конструктивной деятельности субъектов государственного управления.
Однако знания вышеупомянутого алгоритма недостаточно для исследователя, необходимо сформулировать определение принципов государственного управления избирательным процессом. Для этого необходимо рассмотреть данное понятие с различных точек зрения. Так данная дефиниция имеет целый ряд значений:
Аксиологическое (ценностное) значение – представленные субъектам управления государственно-властные полномочия должны быть реализованы с учетом прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Принципы являются гарантом соблюдения общепризнанных ценностей при осуществлении управления избирательным процессом.
Методологическое значение определяет роль принципов государственного управления избирательным процессом в научной, информационно-аналитической и практической управленческой деятельности.
Политическое значение – раскрывается назначение принципов государственного управления избирательным процессом в управлении государством. Они служат интересам гражданина, общества и государства, обеспечивают легитимность власти, государственный и народный суверенитет.
Формальное значение – когда принципы государственного управления избирательным процессом раскрываются как необходимость при осуществлении управления.
Научное значение – когда принципы государственного управления избирательным процессом возможно рассматривать как результат научного осмысления управленческих процессов в данной сфере общественных отношений.
Таким образом, рассмотрев различные аспекты понятия принципов государственного управления избирательным процессом, их можно представить, как научно обоснованные, объективно необходимые положения, в соответствии с которыми выстраивается управленческое воздействие на избирательный процесс и служащие интересам граждан, общества и государства.
Следует подчеркнуть, что принципы государственного управления избирательным процессом ‒ это, прежде всего, общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. В своей совокупности принципы должны образовывать каркас, который служит основой для осуществления государственно-властной управленческой деятельности.
Как отмечает Г.В. Атаманчук, существует много различных системообразующих принципов государственного управления, что свидетельствует о больших трудностях в выделении оснований для такой интеллектуальной работы. Но если соглашаться с тем, что принципы отражают закономерности, отношения и взаимосвязи, имеющие объективный смысл, и тем самым уже детерминированы их местом и ролью в системе государственного управления, то очевидно, что характер каждого принципа и их систематизация должны иметь определенные и довольно веские основания[1].
Таким образом, придерживаясь вышеописанного алгоритма и сформулированного определения принципов государственного управления избирательным процессом, попробуем сгруппировать принципы. Основанием для классификации данных принципов послужит сама государственно-управленческая деятельность в данной сфере общественных отношений: выделим общие принципы, целевые принципы, функциональные принципы, системные принципы.
Рисунок №1. Классификация принципов государственного управления избирательным процессом.
К общим принципам государственного управления избирательным процессом необходимо отнести блок закономерностей, которые присущ не только управлению в данной сфере общественных отношений, но и являются универсальными, и могут быть применены в других сферах общественных отношений:
Принцип научной обоснованности государственного управления избирательным процессом заключается в том, чтобы все государственно-властное управляющее воздействие осуществлялось на основе научных методов и подходов. Данный принцип обеспечивает перспективность различных подходов к достижению поставленной цели, позволяет опереться на достижения науки в области технологий управления.
Государственное управление избирательным процессом должно быть ориентировано на права и свободы человека и гражданина. Данный принцип обеспечивает соблюдение прав и свобод гражданина как наивысшей ценности при осуществлении управляющего воздействия на избирательный процесс.
Управляющее воздействие на избирательный процесс должно соответствовать потребностям и запросам общества. Данный принцип позволяет сочетать интересы общества и государства. Другими словами, субъекты государственного управления, осуществляя управленческое воздействие на избирательный процесс, должны быть ориентированы на общественные интересы.
Принцип публичности государственного управления избирательным процессом предусматривает связь субъектов государственного управления с обществом. Обеспечивает открытость при принятии управленческих решений и осуществлении государственно-властного управляющего воздействия на объект управления (избирательный процесс). При этом гарантируется ясность и открытость для общества цели, задач, функций и принципов государственного управления в данной сфере общественных отношений.
Принцип демократизма при осуществлении государственного управления избирательным процессом является основополагающим, так как единственным источником власти является народ. Этот принцип подчеркивает постоянную взаимосвязь между народом и властью. При осуществлении управления избирательным процессом данный принцип выражается прежде всего в наделении субъектов управления государственно-властными полномочиями.
Следующую большую группу составляют целевые принципы государственного управления избирательным процессом. Они призваны, в первую очередь, создать фундаментальную основу не только при определении цели, но и при ее достижении.
Согласованность цели государственного управления избирательным процессом всеми субъектами управлениявыражается в том, что осуществляется единое целенаправленное управленческое воздействие на объект управления. Другими словами, все субъекты государственного управления должны понимать единую цель, которую необходимо достичь, и в зависимости от своих компетенций выполняют возложенные на них задачи.
Сочетание единства цели государственного управления избирательным процессом и независимости субъектов государственного управления. Несмотря на независимость субъектов государственного управления, их управленческое воздействие подчинено единой цели. Одновременно независимость субъектов государственного управления обеспечивает устойчивость системы управления избирательным процессом.
При достижении цели государственного управления избирательным процессом необходимо опираться на народ как единственный источник власти. Деятельность субъектов государственного управления основана на наличии власти, которая была делегирована народом государственным органам. Таким образом, управляющее воздействие осуществляется от лица народа и во имя его блага.
Четкое сочетание и взаимное дополнение цели, задач, функций государственного управления избирательным процессом. Данный принцип выражается в четкой взаимосвязи цели, задач и функций государственного управления избирательным процессом. То есть выполнение задач и реализация функций должны привести к достижению цели.
Иерархия целей государственного управления избирательным процессом и последовательность в их достижении. Очевидно, что цель государственного управления избирательным процессом достаточно сложна и многогранна, поэтому для удобства и ясности понимания возможно разрабатывать иерархию целей от наиболее значимой к менее важной.
Следующую большую группу составляют, функциональные принципы государственного управления избирательным процессом, которые призваны обеспечивать эффективность применения управленческого воздействия на объект управления (избирательный процесс). Они отражают определенный баланс и сочетание между целями, задачами, функциями и принципами государственного управления в данной сфере общественных отношений.
Концентрация функций управления у одного из субъектов государственного управления избирательным процессом (ЦИК РФ) обусловлена необходимостью предоставления определенному субъекту таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящее от него государственно-властное управляющее воздействие широко и мощно регулировало функционирование объект управления (избирательный процесс).
Согласованное ритмичное функционирование субъектов государственного управления избирательным процессом. Данный принцип подчеркивает значимость каждого из субъектов государственного управления. Во время выполнения собственных функций субъекты управления обеспечивают ритмичность и согласованность в управлении.
Последовательность при реализации функций государственного управления избирательным процессом. Данный принцип обеспечивает последовательность при достижении цели государственного управления. Именно поэтапное выполнение функций государственного управления обеспечивает его высокую эффективность.
Разграничение функциональных компетенций между субъектами государственного управления избирательным процессом. Данный принцип позволяет утверждать, что у каждого субъекта государственного управления имеются свои индивидуальные компетенции, что накладывает на них обязанность по выполнению специфических функций.
Совместимость функций у субъектов государственного управления избирательным процессом. Данный принцип обеспечивает наделение каждого субъекта государственного управления определенным набором функций. При выполнении этих функций между ними должна прослеживаться четкая взаимосвязь, другими словами, они должны вытекать друг из друга.
Соответствие функций управления целям и задачам государственного управления избирательным процессом.Данный принцип обеспечивает теоретическую и научно обоснованную взаимосвязь между основными элементами управления: цель, задачи и функции.
Следующую большую группу составляют системные принципы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации, которые отражают закономерности при многообразии прямых и обратных связей между субъектами и объектом государственного управления.
Принцип федерализма при осуществлении государственного управления избирательным процессом. Так как выборы проводятся на различных уровнях: федеральный, региональный и местный, то и управляющее воздействие на избирательный процесс должно осуществляться с учетом особенностей государственного устройства.
Принцип взаимного дополнения субъектов государственного управления избирательным процессом.Совокупность субъектов государственного управления позволяет обеспечить эффективность управляющего воздействия на избирательный процесс. В случае исключения одного из субъектов из процесса управления теряется должное значение и эффективность.
Принцип единства системы субъектов государственного управления избирательным процессом. Данный принцип позволяет рассматривать совокупность субъектов управления как единую систему, призванную целенаправленно оказывать управляющее воздействие на избирательный процесс. Объединенная единой целью управления деятельность характеризует единство системы субъектов.
Принцип многообразия прямых и обратных связей между субъектами и объектом государственного управления.Данный принцип подчеркивает необходимость установления множества взаимосвязей между субъектами государственного управления. Одновременно очень важным является наличие прямых и обратных связей между субъектами и объектом управления.
Принцип системности при осуществлении государственного управления избирательным процессом. Данный принцип позволяет воспринимать каждый субъект государственного управления в тесной взаимосвязи друг с другом. Совокупность субъектов представляет собой систему государственного управления. Одновременно объект управления (избирательный процесс) при наличии в нем множества стадий и процедур представляет собой систему. Таким образом, государственной управления избирательным процессом является системным.
Взаимодействие и сотрудничество среди субъектов государственного управления избирательным процессом является объективной необходимостью. Задачи каждого субъекта государственного управления могут быть разными, но цели должны быть общими. Тем самым выстраивается и функционирует система государственного управления избирательным процессом.
Подводя итог проведенного исследования необходимо отметить, что в целом исследователь смог сформулировать принципы государственного управления избирательным процессом. Несомненно, они имеют свою специфику и должны послужить основополагающими началами при осуществлении государственного управления в данной сфере общественных отношений. Кроме того, было выработано авторское определение «Принципы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации» под которым следует понимать, как научно обоснованные, объективно необходимые положения, в соответствии с которыми выстраивается управленческое воздействие на избирательный процесс и служащие интересам граждан, общества и государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / М.: Издательство «Омега-Л». 2010. С. 239.
2. Чуров, В.Е. Эбзеев, Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Российское право 2011. №11.
Чистобородов, И.Г. Коррупционные факторы в период проведения избирательных и выборных кампаний // Пробелы в российском законодательстве. М., 2010. № 5. С. 21‒25.
Чистобородов, И.Г. Административно правовая юрисдикция органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной кампании // Пробелы в российском законодательстве. М., 2011. № 1. С. 241–245.
Чистобородов, И.Г. Назначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, М., 2015. № 3(2015) С.19-22.
Чистобородов, И.Г. Избирательный процесс как объект государственного управления в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве, М., 2015. № 3(2015) С. 137-141.
Шахрай, С.М. Неизвестная Конституция. Constitutio inconita: научное издание // ОАО «Красная звезда Москва, 2013.
Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. Москва: Проспект, 2014. С.336.
[1] Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / М.: Издательство «Омега-Л». 2010. С. 239.
Принципы государственного управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие принципов государственного управления
Принципы государственного управления – это основополагающие, базовые начала, большинство которых закреплено законодательно и подлежит теоретическому и практическому применению в сфере государственного управления.
Все принципы являются объективными, так как они призваны выражать научные знания о различных объективных законах и принадлежащих управлению функциях. Кроме того, они основываются на критериях научной истинности.
Принципы государственного управления не связаны с сознанием и волей субъектов в плане их реализации. Тогда как создаются они, естественно, благодаря субъективным способностям и возможностям людей.
Научная литература выдвигает огромное количество предложений относительно принципов управления, приводя при этом всевозможные примеры, касающиеся их классификации. Предлагается для начала рассмотреть деление принципов согласно общей теории управления:
Виды принципов государственного управления.
Готовые работы на аналогичную тему
Отходя от представленной ранее более общей правовой классификации принципов государственного управления, стоит отметить, что юридическая наука содержит и другие систематизации, стоящиеся на разных критериях деления принципов на виды.
В данном случае предлагается рассмотреть определенную группу принципов, подлежащих делению по общеправовому основанию. Данная группа состоит из общесистемных принципов государственного управления, сформулированных с помощью изучения общеправовых законов управления и закрепленных в правовых нормах:
2.5. Принципы государственного управления
Все общественные отношения в системе государственного управления строятся на основании и в соответствии с определенными правовыми базовыми началами, называемыми в теории права – принципами.
Под принципом обычно понимается основополагающая идея, положение или подход, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе, используемые человеком на основе научных знаний и профессионального опыта с целью оптимизации своей деятельности.
В научной литературе существуют различные понятия и классификации принципов управления. Наиболее полно понятие, сущность и классификацию принципов государственного управления, дает в своем курсе лекций профессор Г. В. Атаманчук.
Принцип (от латинского «principium” – первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. Это специфическое понятие, в котором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.[38]
Принципы отражают наиболее существенные объективные закономерности в организации социального управления. Принципы социального (государственного управления) имеют ту же природу, что и принципы административного права, вытекая из одних и тех же правовых источников, вместе с тем имеют определенные отличия. Для административного права, его принципы составляют базовые начала дальнейшего построения его правовых норм, а для управления, его правовые принципы являются базовой основой деятельности субъектов управления. В этой связи, особое значение имеет понятие принципа организации и деятельности в социальном (государственном) управлении.
В процессе государственного управления принципы организации деятельности органов исполнительной власти имеют основополагающее значение.
По своей природе и содержанию правовые принципы имеют объективный характер, но по своему выражению, оформлению и закреплению являются фактом сознания, вытекающего из представлений людей о социальной справедливости. При формировании правовых принципов люди используют выработанные правовой наукой субъективные научные знания, свой трудовой опыт, на основании которых определяют правовые ценностные ориентиры, на которых должны строиться все общественные отношения и, которые имеют правовое закрепление в Основном законе государства и других, основанных на нем законах. В этой связи правовые принципы отражают субъективный, волевой характер большой группы людей.
Все наиболее важные правовые принципы находят свое отражение и закрепление в Конституции государства.
Профессор Атаманчук Г. В., предлагает систематизировать принципы управленческой деятельности по следующим четырем основаниям:
1) общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития;
2) функционально-структурные принципы, абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объектов государственного управления и раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий;
3) организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий;
4) принципы государственно-управленческой деятельности, раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержании собственной жизнеспособности.
В других источниках предлагается классифицировать принципы государственного управления на две самостоятельные группы: общие, социально-правовые и организационные.[39]
Общие (социально-правовые) принципы:
• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Система организационных принципов государственного управления подразделяется на две группы:
I. принципы построения аппарата управления;
II. принципы деятельности управленческих структур.
К принципам построения аппарата управления относятся:
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
Отраслевой принцип построения аппарата управления является ведущим в организации управления. Согласно этому принципу, в одну систему (отрасль) объединяются однородные по характеру деятельности предприятия, учреждения или организации, для руководства которым создается единый организационный центр (обычно – министерство). Этому центру, по вертикали, подчинена вся система звеньев внутриотраслевого характера (органы управления низшего уровня, предприятия, учреждения, организации).
Отраслевая построение аппарата управления присуща, например, для управления промышленностью: каждая ее отрасль управляется определенным органом: отраслевым промышленным министерством, государственным комитетом или другим центральным ведомством. Однородные по профилю деятельности объекты на местах объединяются в промышленные или производственные объединения.
Отраслевой принцип построения аппарата управления обеспечивает единое централизованное руководство отраслью, единство технической и кадровой политики, рациональное использование сил и средств, эффективное внедрение достижений науки и техники, единообразное решение общих для всей отрасли вопросов в едином центре – министерстве или другом центральном ведомстве.
Отраслевой принцип построения системы управления позволяет наиболее полно учитывать особенности и потребности каждой отрасли государственного управления, создавать необходимые условия для осуществления отраслевой специализации и централизации.[40]
Вся система государственного управления разбита на определенные управленческие отрасли (отрасли государственного управления), наибольшее количество органов исполнительной власти в центре и на местах имеют отраслевую компетенцию (например, министерства, службы, отраслевые управления и отделы местных государственных администраций и т. п.). Объясняется это тем, что структура государственного управления приближена к реально существующей структуры материального и нематериального (например, социально-культурного) производства, которая является отраслевой.
Отраслевой принцип построения аппарата управления сочетается с территориально-производственным, суть которого заключается в подчинении одному органу однородных по профилю деятельности предприятий, учреждений или организаций, размещенных на определенной территории. Если отраслевой принцип построения системы государственного управления, показывает ее “вертикальный срез”, то территориально-производственный – горизонтальный. Он учитывает размещение предприятий, учреждений, организаций на определенной территории – район, город, область, автономная республика. Это различные административно-территориальные и национально-государственные образования, на территории которых действуют органы исполнительной власти государства и подчинены им органы управления.
Кроме указанных принципов государственного управления, некоторые авторы учебной литературы по административному праву, например Кушнир И. В., выделяют и специальные принципы организации управленческой деятельности, обусловленные характерной особенностью деятельности силовых структур[41].
До переходного этапа от административно-командной системы управления делами государства в СССР к рыночной экономике, основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата. Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых, правовых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата государственного управления. Данный принцип отражает сущность демократических преобразований в нашем государстве. Его сущность проявляется в возможности поступления граждан Российской Федерации на государственную службы не зависимо от социального положения, отношения к религии, пола, национальности и др.;
2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), позволяет отграничить управленческую деятельность от законодательной и судебной;
3) принцип гласности и открытости в деятельности субъектов государственного управления. Данный принцип предполагает прозрачность деятельности органов государственного управления и их подотчетность народу, способствует формированию механизма, исключающего произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;
4) принцип профессионализма и компетентности представителей структур государственного управления. Указанный принцип отражает способность исполнительных органов власти профессионально, эффективно и грамотно разрешать стоящие перед ними задачи;
5) принцип законности, означает безусловное подчинение субъектов управления закону, вся их управленческая деятельность должна опираться на правовые нормы Конституции РФ и иные федеральные законы и соответствовать их требованиям. Все правовые нормы, содержащиеся в законах Российской Федерации должны всеми государственно-властными структурами, на всей территории РФ пониматься, толковаться и применяться единообразно, без каких либо произвольных отклонений;
6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, представляет «народоправство»-разнообразные законные интересы в различных сферах общественной жизни: в отношении к религиозным убеждениям, к образованию, особенностям национальной культуры, традиций, обычаев и др.;
7) принцип взаимодействия между различными органами управления и гражданским обществом. Данный принцип позволяет наиболее эффективно решать все поставленные государством стратегические цели и наиболее сложные задачи, через объединение усилий органов управления и всего гражданского общества.
В юридической литературе могут быть выделены и иные принципы, имеющие значение для реализации функций государственного управления, к таким принципам можно отнести принцип гуманизма, приоритета нравственных начал в управленческой деятельности государства и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.