Что такое принцип взаимозаменяемости

Принцип взаимозаменяемости

Взаимозаменяемость — свойство элементов конструкции, изготовленных с определённой точностью геометрических, механических, электрических и иных параметров, обеспечивать заданные эксплуатационные показатели вне зависимости от времени и места изготовления при сборке, ремонте и замене этих элементов.

Для облегчения выполнения условий взаимозаменяемости рекомедуется использовать нормальные линейные размеры, установленные на основе стандартных рядов предпочтительных чисел.

См. также

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Принцип взаимозаменяемости» в других словарях:

принцип взаимозаменяемости — sukeičiamumo principas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. principle of interchange vok. Austauschprinzip, n rus. принцип взаимозаменяемости, m pranc. principe d’interchange, m … Fizikos terminų žodynas

принцип функциональной взаимосвязанности — Стандартизация требований энергосбережения неотделима от общих проблем нормативно методического обеспечения ресурсопотребления и ресурсосбережения (ГОСТ 30166, ГОСТ 30167), а также от упорядочения (путем стандартизации) усложняющихся… … Справочник технического переводчика

Принцип максимума материала — 1.1.9. Принцип максимума материала метод (принцип) назначения допусков формы, расположения или координирующих размеров, при котором требуется, чтобы рассматриваемый элемент не выходил за предельный действующий контур, а базовый элемент за контур… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Принцип функциональной взаимосвязанности — 1.4 Принцип функциональной взаимосвязанности: стандартизация требований энергосбережения неотделима от общих проблем нормативно методического обеспечения ресурсопотребления и ресурсосбережения ([12], [13]), а также от упорядочения (путем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 50056-92: Основные нормы взаимозаменяемости. Зависимые допуски формы, расположения и координирующих размеров. Основные положения по применению — Терминология ГОСТ Р 50056 92: Основные нормы взаимозаменяемости. Зависимые допуски формы, расположения и координирующих размеров. Основные положения по применению оригинал документа: 1.1.8. Действительное значение зависимого допуска ТМа числовое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ДВОЙСТВЕННОСТИ ПРИНЦИП — 1) Д. п. в математической логике теорема о взаимозаменяемости в определенном смысле логич. операций в формулах формальных логических и логико предметных языков. Пусть А формула языка логики высказываний или логики предикатов, не содержащая знака… … Математическая энциклопедия

Уитни, Эли — У этого термина существуют и другие значения, см. Уитни. Эли Уитни Эли (Илай) Уитни (англ. Eli Whitney; … Википедия

Эли Уитни — Эли (Илай) Уитни (англ. Eli Whitney, 1765 1825) американский изобретатель и промышленник. Изобрёл хлопкоочистительную машину (коттон джин), одним из первых сконструировал фрезерный станок, заложил основы организации массового производства в… … Википедия

Управление — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Капитализм — (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… … Энциклопедия инвестора

Источник

Основы принципа взаимозаменяемости

2.1 Понятие о взаимозаменяемости и ее видах.

Взаимозаменяемостью называется возможность сборки независимо изготовленных деталей в узел без дополнительных операций обработки и пригонки. При этом должна обеспечиваться нормальная работа механизма.

При современном серийном производстве детали производят в одних цехах, а собирают машины, узлы и приборы в других. В процессе сборки применяют различные крепежные детали, изделия из неметаллических материалов, подшипники качения и другие изделия, изготовленные на разных специализированных предприятиях. Несмотря па это, сборка происходит без дополнительных подгоночных и доводочных операций, а собранные машины и их части удовлетворяют предъявляемым требованиям. Это возможно при условии взаимозаменяемости узлов и деталей.

Раньше взаимозаменяемость рассматривалась как принцип собираемости деталей и узлов. Сейчас взаимозаменяемость распространяется и на износостойкость, твердость, внутренние напряжения, т. е. на качественные показатели, определяющие надежность и долговечность работы машин, узлов и деталей.

Взаимозаменяемость подразделяется на полную и неполную, внешнюю и внутреннюю, функциональную и по геометрическим параметрам.

Наиболее широко применяют полную взаимозаменяемость, которая обеспечива­ет возможность беспригоночной сборки (или замены при ремонте) любых неза­висимо изготовленных с заданной точностью однотипных деталей в сборочные единицы, а последних — в изделия при соблюдении предъявляемых к ним (к сборочным единицам или изделиям) технических требований по всем пара­метрам качества. Выполнение требований к точности деталей и сборочных еди­ниц изделий является важнейшим исходным условием обеспечения взаимоза­меняемости. Кроме этого, для обеспечения взаимозаменяемости необходимо выполнять и другие условия: устанавливать оптимальные номинальные значе­ния параметров деталей и сборочных единиц, выполнять требования к материа­лу деталей, технологии их изготовления и контроля и т. д. Взаимозаменяемыми могут быть детали, сборочные единицы и изделия в целом. В первую очередь та­кими должны быть детали и сборочные единицы, от которых зависят надеж­ность и другие эксплуатационные показатели изделий. Это требование, естест­венно, распространяется и на запасные части. При полной взаимозаменяемости: упрощается процесс сборки — он сводится к простому соединению деталей рабочими преимущественно невысокой квалификации; появляется возможность точно нормировать процесс сборки во времени, устанавливать необходимый темп работы и применять поточный метод; создаются условия для автоматизации процессов изготовления и сборки изделий, а также широкой специализации и кооперирования заводов (при которых завод-поставщик изготовляет унифицированные изделия, сборочные единицы и детали ограниченной номенклатуры и поставляет их заводу, выпускающему основные изделий.

упрощается ремонт изделий, так как любая изношенная или поломанная де­таль или сборочная единица может быть заменена новой (запасной).

Иногда для удовлетворения эксплуатационных требований необходимо изготов­лять детали и сборочные единицы с малыми экономически неприемлемыми или технологически трудно выполнимыми допусками. В этих случаях для получения требуемой точности сборки применяют групповой подбор деталей (селективную сборку), компенсаторы, регулирование положения некоторых частей машин и приборов, пригонку и другие дополнительные технологические мероприятия при обязательном выполнении требований к качеству сборочных единиц и изде­лий. Такую взаимозаменяемость называют неполной (ограниченной). Ее можно осуществлять не по всем, а только по отдельным геометрическим или другм параметрам.

Внешняя взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость покупных и коопери­руемых изделий (монтируемых в другие более сложные изделия) и сборочных единиц по эксплуатационным показателям, а также по размерам и форме присое­динительных поверхностей. Например, в электродвигателях внешнюю взаимоза­меняемость обеспечивают по частоте вращения вала и мощности, а также по раз­мерам присоединительных поверхностей; в подшипниках качения — по наружному диаметру наружного кольца и внутреннему диаметру внутреннего кольца.

Внутренняя взаимозаменяемость распространяется на детали, сборочные едини­цы и механизмы, входящие в изделие. Например, в подшипнике качения внут­реннюю групповую взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца.

Функциональная взаимозаменяемость стандартных изделий — это свойство не­зависимо изготовляемых деталей занимать свое место в изделии без допол­нительной обработки. Функциональная взаимозаменяемость предполагает не только возможность нормальной сборки, но и нормальную работу изделия после установки в нем новой детали или другой составной части взамен вышедшей из строя. Функциональнымиявляются геометрические, электрические, механические и другие параметры, влияющие на эксплуатационные показатели машин и других изделий или служебные функции сборочных единиц. Например, зазор между поршнем и цилиндром (функциональный параметр) влияет на мощность двига­телей (эксплуатационный показатель).

Взаимозаменяемость по геометрическим параметрам — необходимое условие для соблюдения функциональной взаимозаменяемости, она является ее частным видом.

2.2 Основные определения взаимозаменяемости.

В России действуют Единая система допусков и посадок (ЕСДП) и Основные нормы взаимозаменяемости, которые базируются на стандартах и рекомендаци­ях ИСО. ЕСДП распространяется на допуски размеров гладких элементов дета­лей и на посадки, образуемые при соединении этих деталей. Основные нормы взаимозаменяемости включают системы допусков и посадок на резьбы, зубчатые передачи, конуса и др.

Размеры, предельные отклонения и допуски.

При конструировании определя­ются линейные и угловые размеры детали, характеризующие ее величину и фор­му. Они назначаются на основе результатов расчета деталей на прочность и же­сткость, а также исходя из обеспечения технологичности конструкции и других показателей в соответствии с функциональным назначением детали. На чертеже должны быть проставлены все размеры, необходимые для изготовления детали и ее контроля.

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Размеры, непосредственно или косвенно влияющие на эксплуатационные пока­затели машины или служебные функции узлов и деталей, называются функцио­нальными. Они могут быть как у сопрягаемых (например, у вала и отверстия), так и у несопрягаемых поверхностей (например, размер пера лопатки турбины, размеры каналов жиклеров карбюраторов и т. п.).

Параметр— это независимая или взаимосвязанная величина, характеризующая какое-либо изделие или явление (процесс) в целом или их отдельные свойства. Параметры определяют техническую характеристику изделия или процесса пре­имущественно с точки зрения производительности, основных размеров, конст­рукции. 1

Размер— это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. д.) в выбранных единицах измерения. Размеры подразделяют на номинальные, дей­ствительные и предельные.

Номинальный — это размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений. Номинальный размер — это основной размер, полученный на основе кинематических, динами­ческих и прочностных расчетов или выбранный из конструктивных, технологи­ческих, эксплуатационных, эстетических и других соображений и указанный на чертеже.

Действительный— это размер, установленный измерением с допустимой по­грешностью.

Предельные — это два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер. Предельные размеры на предписанной длине должны быть истолкованы следующим обра­зом:

а) для отверстий — диаметр наибольшего правильного воображаемого цилинд­ра, который может быть вписан в отверстие так, чтобы плотно контактиро­вать с наиболее выступающими точками поверхности (размер сопрягаемой летали идеальной геометрической формы, прилегающей к отверстию без за­зора), не должен быть меньше, чем проходной предел размера. Дополнительно наибольший диаметр в любом месте отверстия не должен превышать не­проходного предела размера;

б) для валов — диаметр наименьшего правильного воображаемого цилиндра, ко­торый может быть описан вокруг вала так, чтобы плотно контактировать с наиболее выступающими точками поверхности (размер сопрягаемой детали идеальной геометрической формы, прилегающей к валу без зазора), не дол­жен быть больше, чем проходной предел размера. Дополнительно минималь­ный диаметр в любом месте вала не должен быть меньше, чем непроходной предел размера.

Наибольший предельный размер — это больший из двух предельных, наименьший— это меньший из двух предельных размеров (рис. 1). ГОСТ 25346-89 установ­лены связанные с предельными размерами новые термины — «проходной» и «непроходной» пределы.

Термин «проходной предел» применяют к тому из двух предельных размеров, ко­торый соответствует максимальному количеству материала, а именно верхнему пределу для вала, нижнему — для отверстия. В случае применения предельных калибров речь идет о предельном размере, проверяемом проходным калибром.

Термин «непроходной предел» применяют к тому из двух предельных размеров, который соответствует минимальному количеству материала, а именно нижнему пределу для вала, верхнему — для отверстия. В случае применения предельных калибров речь идет о предельном проверяемом непроходным калибром.

Отклонение— это алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т. д.) и соответствующим номинальным размером.

Действительное отклонение — это алгебраическая разность между действитель­ным и номинальным размерами.

Предельное отклонение— это алгебраическая разность между предельным и но­минальным размерами.

Классификацию отклонений по геометрическим параметрам целесообразно рас­смотреть на примере соединения вала и отверстия. Термин «вал» применяют для обозначения наружных (охватываемых) элементов деталей, термин «отвер­стие» — для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей. Тер­мины «вал» и «отверстие» относятся не только к цилиндрическим деталям круг­лого сечения, но и к элементам деталей другой формы (например, ограниченным двумя параллельными плоскостями — шпоночное соединение). Предельные отклонения подразделяют на верхнее и нижнее. Верхнее— это ал­гебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размера­ми, нижнее отклонение — это алгебраическая разность между наименьшим пре­дельным и номинальным размерами. В ГОСТ 25346-89 приняты условные обозначения: верхнее отклонение отвер­стия —ES, вала — es, нижнее отклонение отверстия — EI, вала — ei. В таблицах стандартов верхнее и нижнее отклонения указаны в микрометрах (мкм), на чер­тежах — в миллиметрах (мм). Отклонения, равные нулю, не указываются.

Допуск — это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями (рис. 1.1):

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Но ГОСТ 25346-89 введено понятие «допуск систе­мы» — это стандартный допуск (любой из допусков), устанавливаемый данной системой допусков и посадок. Нулевая линия — это линия, соответствующая номинальному размеру, от кото­рой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допус­ков и посадок. При горизонтальном расположении нулевой линии положитель­ные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз (рис.1).

Поле допуска — это поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номи­нального размера. При графическом изображении поле допуска заключено меж­ду двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям отно­сительно нулевой линии(рис.2.1).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Рис. 2.1. Поля допусков отверстия и вала при посадке с зазором (отклонения отверстия положительны, отклонения вала отрицательны)

Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков (рис. 2). При этом ось изделия всегда располагают под схемой.

Соединения и посадки. Две или несколько подвижно или неподвижно соеди­няемых деталей называют сопрягаемыми.Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называют сопрягаемыми. Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными). В соответствии с этим различают размеры сопря­гаемых и несопрягаемых (свободных) поверхностей. В соединении деталей, вхо­дящих одна в другую, есть охватывающие и охватываемые поверхности.

Посадкойназывают характер соединения деталей, определяемый величиной по­лучающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует свободу относи­тельного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их вза­имному смещению.

В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала по­садка может быть: с зазором, натягом или переходной, при которой возможно получение как зазора, так и натяга. Схемы полей допусков для разных посадок показаны на рис 1.2

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Рис. 2.2. Схемы полей допусков посадок: в — с зазором; б — натягом; в — переходной

Зазор S — разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала. Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют по форму­лам:

Smax= Dmax-dmin ; Smin= Dmin-dmax ; Sm= Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Натяг N — разность размеров валаа и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Наибольший, наименьший и средний натяги определя­ют по формулам:

Посадка с зазором — посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала).

В переходных посадках допуск посадки –сумма наибольшего натяга и наибольшего зазора, взятых по абсолютному значению,TSN=Smax+Nmax.

Для всех типов посадок допуск посадок численно равен сумме допусков отверстия и вала, то есть TS(TN)=TD+Td.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Раздел II. Допуски и посадки. Глава 5. Общие принципы взаимозаменяемости (стр. 1 )

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемостиИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Раздел II. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ

Глава 5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ

5.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ

При современном серийном производстве детали производят в одних цехах, а собирают машины, узлы и приборы в других. В процессе сборки применя­ют различные крепежные детали, изделия из неметал­лических материалов, подшипники качения и другие изделия, изготовленные на разных специализированных предприятиях. Несмотря па это, сборка происходит без дополнительных подгоночных и доводочных операций, а собранные машины и их части удовлетворяют предъ­являемым требованиям. Это возможно при условии взаимозаменяемости узлов и деталей.

Раньше взаимозаменяемость рассматривалась как принцип собираемости деталей и узлов. Сейчас взаи­мозаменяемость распространяется и на износостой­кость, твердость, внутренние напряжения, т. е. на ка­чественные показатели, определяющие надежность и долговечность работы машин, узлов и деталей.

Взаимозаменяемость — это свойство деталей, сбо­рочных единиц, агрегатов занимать свое место в ма­шине без дополнительной обработки и выполнять при этом заданные функции. Взаимозаменяемостью обеспе­чивается возможность сборки или замены при ремонте любых независимо изготовленных деталей.

Взаимозаменяемость подразделяется на полную и неполную, внешнюю и внутреннюю, функциональную и по геометрическим параметрам.

Неполная взаимозаменяемость используется при групповом подборе деталей (селективная или индиви­дуальная сборка), при наличии компенсатора или при расчетах на основе теории вероятностей. Применяется также для соединений высокой точности. Точность сбор­ки повышается во столько раз, на сколько групп были рассортированы детали.

Внешняя взаимозаменяемость присуща размерам и формам присоединительных поверхностей узлов и их эксплуатационным показателям, например для элект­родвигателей— взаимозаменяемость по мощности и частоте вращения.

Внутренняя взаимозаменяемость характеризует­ся точностью деталей, входящих в узлы, например взаимозаменяемость шариков или роликов подшипников качения, узлов ведущего и ведомого валов коробок пе­редач.

Функциональная взаимозаменяемость обусловливает не только возможность сборки или замены при ремонте любых деталей узлов, но и их оптимальные служебные функции. Например, зубчатое колесо должно не только без всяких подгоночных операций зани­мать свое место в машине, но и передавать требуемый крутящий момент, характеризоваться определенным пе­редаточным отношением.

Взаимозаменяемость по геометриче­ским параметрам — необходимое условие для со­блюдения функциональной взаимозаменяемости.

Функциональную взаимозаменяемость следует соз­давать с момента проектирования машины или узла. Для этого уточняют номинальные значения эксплуатационных показателей и определяют допустимые откло­нения. Затем определяют основные узлы и детали, от которых в первую очередь зависят данные показатели. Для этих узлов и деталей применяют такие материалы и технологию изготовления, при которых надежность, долговечность и другие показатели оптимальны. Пос­ле этого выявляют функциональные параметры и уста­навливают оптимальные отклонения. Для внедрения функциональной взаимозаменяемости важное значение приобретает контроль деталей, узлов и механизмов. Принцип функциональной взаимозаменяемости — один из главных принципов конструирования и производства, контроля и эксплуатации машин и узлов.

Уровень взаимозаменяемости производства характе­ризуется коэффициентом взаимозаменяемости

где Ти — трудоемкость изготовления взаимозаменяемых деталей и узлов данной машины; То — общая трудоемкость изготовления данной машины.

Степень приближения коэффициента взаимозаменяе­мости к единице служит показателем технической культуры производства.

5.2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ И ТОЧНОСТЬ ОБРАБОТКИ

Точность изготовленной (восстановленной) детали оценивают по точности размера, геометриче­ской формы и взаимного расположения поверхностей, а также по их волнистости и шероховатости. Поверхно­сти деталей машин разнообразны: цилиндрические, сферические, плоские и т. п. Различают номинальные и реальные поверхности.

Номинальная поверхность задается в технической документации без учета допускаемых отклонений (не­ровностей) ГОСТ 25142—82 (СТ СЭВ 1156—78).

Реальная поверхность — это поверхность, ограничи­вающая тело и отделяющая его от окружающей среды.

Точность обработки характеризуется степенью соот­ветствия реальной поверхности номинальной.

Погрешность обработки определяется отклонением реальной поверхности от номинальной.

Погрешности обработки подразделяют на системати­ческие и случайные.

Систематическими называются погрешности, посто­янные по величине и знаку или изменяющиеся по оп­ределенному закону. Значение их меняется в зависимо­сти от степени износа измерительного инструмента, технологического оборудования. Систематические по­грешности обычно повторяются при переходе от одной серии замеров к другой, поэтому их можно обнаружить и учесть.

Случайными называют такие погрешности, которые непостоянны по значению и знаку и не могут быть оп­ределены заранее из-за неоднородности материала, теп­ловых и силовых деформаций технологической системы (станок, приспособление, инструмент, деталь) и т. д.

Влияние случайных погрешностей учитывают до­пуском на размер. При помощи методов теории веро­ятностей и математической статистики можно прибли­зительно оценить суммарное значение случайных по­грешностей.

Обеспечить определенную точность обработки — это значит так обработать деталь, чтобы погрешности ее геометрических параметров находились в установлен­ных пределах. Реальные поверхности отличаются от но­минальных не только размером, но и формой.

5.3. ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ

Для обеспечения взаимозаменяемости не­обходимо учитывать следующие факторы.

Применение и соблюдение стандартов. Благодаря применению отечественных стандартов и стандартов СЭВ повышается уровень взаимозаменяемости, появ­ляется возможность рационального использования тех­нологического оборудования и измерительного инстру­мента.

Рациональное конструирование изделий. Конструк­ция изделия должна отвечать современным требованиям. Требования к точности размеров и форм деталей, их взаимному положению должны гарантировать вы­сокий уровень взаимозаменяемости.

Грамотные разработка и оформление чертежей. Ра­бочий чертеж служит исходным документом для тех­нологов и работников ОТК. По нему разрабатывают и проводят технологический процесс, назначают средства контроля точности как производственного процесса, так и готовой продукции. Для упрощения проектно-конструкторских работ установлены единые правила выпол­нения и оформления чертежей.

Разработка обоснованной технологии производства. Необходимо увязывать эксплуатационные требования с технологическими возможностями, принимая за основу эксплуатационные требования. Установлен обязательный порядок разработки, оформления и обращения всех видов технологической документации (ЕСТД).

Необходимая точность измерений. Технические измерения должны быть связаны с технологическим процессом. Использование станков, обеспечивающих необходимую точность производства, высокая точность измерений, применение сырья и полуфабрикатов надлежащего качества способствуют созданию взаимозаме­няемости, повышению ее уровня.

5.4. РОЛЬ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ В РЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В процессе эксплуатации на детали и узлы воздействуют механические усилия, среда. В резуль­тате материал стареет, изменяются размеры, что вы­зывает нарушение точностных характеристик соединяе­мых деталей и снижает ресурс и надежность работы машин.

Для обеспечения длительной и экономичной работы тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин необходимо при восстановлении или изготовлении де­талей строго ограничивать их размеры исходя из ус­ловий работы, характера и значений нагрузок. При ог­раничении размеров деталей в заданных пределах уп­рощается процесс сборки машин, снижается трудоем­кость подгоночных и регулировочных работ.

В условиях крупных специализированных заводов и ремонтных мастерских сборка машин, узлов не долж­на отличаться от сборки на машиностроительных пред­приятиях. Поэтому взаимозаменяемость при ремонте машин не менее важна, чем в машиностроении.

Внедрение взаимозаменяемости в ремонтном произ­водстве способствует автоматизации процесса сборки узлов и машин. Специализация и кооперирование при производстве и ремонте машин возможны лишь на ос­нове взаимозаменяемости изготовленных или отремон­тированных деталей и узлов.

Соблюдение принципов взаимозаменяемости дает экономический эффект как в массовом, серийном, тек и единичном производстве, способствует повышению качества продукции, производительности труда и аф­фективное™ использования машин.

Глава 6. ПОНЯТИЯ О ДОПУСКАХ И ПОСАДКАХ

6.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Основные определения допусков и посадок установлены в СТ СЭВ 145—75.

При изготовлении или восстановлении деталей при­ходится иметь дело с размерами.

Размер представляет собой числовое значение ли­нейной величины в выбранных единицах измерения. Номинальный размер определяется функциональным назначением детали и служит началом отсчета откло­нений. Номинальный размер указывают на чертежах деталей (Dn, dn).

Соединение — это любое подвижное или неподвиж­ное сопряжение двух деталей, из которых одна пол­ностью или частично входит в другую. В соединении различают охватывающую и охватываемую поверхно­сти. Для цилиндрических соединений охватывающей поверхностью будет отверстие, а для охватываемой — вал.

Номинальный размер соединения (dn. c) — это общий для соединяемых деталей размер, служащий началом отсчета отклонений каждой детали соединения.

Действительный размер (Dr, dr) получают измере­нием с допускаемой погрешностью. Изготовить деталь определенного размера практически сложно. Поэтому размеры деталей должны находиться в установленных пределах.

Предельные размеры (Dmах, Dmin, dmax, dmin) огра­ничивают интервал значений, между которыми должен находиться действительный размер годной детали.

Отклонение размера — алгебраическая разность меж­ду действительным (предельным) и соответствующим номинальным размером. Отклонения могут быть поло­жительными (размер больше номинального), отрица­тельными (размер меньше номинального) и нулевыми (размер равен номинальному). Отклонения откладыва­ются от так называемой нулевой линии, условно изо­бражающей номинальное значение размера: вверх — положительные отклонения, вниз — отрицательные.

Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами.

Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами: для отверстия ES = Dmax — Dn%; для вала es = dmax — dn.

Нижнее отклонение El, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номиналь­ным размерами: для отверстия EI = Dmin — Dn; для вала ei = dmin — dn.

Допуск размера Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами (предельными от­клонениями): для отверстия TD = Dmin — Dmin; для вала Td = dmax — dmin. Допуск служит мерой точности размера. Чем меньше допуск, тем выше точность, и наобо­рот — низкая точность характеризуется большим допус­ком. От допуска непосредственно зависит трудоемкость изготовления и себестоимость деталей, а также в зна­чительной степени выбор оборудования, средств конт­роля, производительность обработки. Значение допуска всегда положительно.

Поле допуска — зона между верхним и нижним от­клонениями. Поле допуска — понятие более широкое, чем допуск. Поле допуска характеризуется своим зна­чением и расположением относительно номинального размера. При одном и том же допуске могут быть раз­ные по расположению поля допусков.

Посадка — это характер соединения деталей.

Зазор определяется положительной разностью меж­ду охватывающим и охватываемым размерами деталей:

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(5)

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(6)

Допуск зазора TS описывается выражением

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(7)

Натяг — это положительная разность между охва­тываемым и охватывающим размерами деталей:

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(8)
Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(9)

Допуск натяга TN определяется по формуле

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(10)

Допуск посадки TN (S) — это допуск зазора или натяга:

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости(11)

Таким образом, для любой посадки независимо от ее вида допуск посадки представляет собой сумму до­пусков отверстия и вала, составляющих соединение.

6.2. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И РАЗМЕРОВ НА ЧЕРТЕЖАХ

Графический способ изображения полей допусков позволяет быстро определять характер соеди­нения деталей и облегчает выполнение различных рас­четов. Для графического изображения полей допусков сопрягаемых деталей проводят нулевую линию, затем схематически изображают детали с их полями допус­ков, предельными размерами, отклонениями, показыва­ют значения зазоров или натягов (рис. 1).

Рис. 1. Графическое изо­бражение:

а — соединяемых деталей; б — расположения полей допусков.

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Поля допусков изображают в виде прямоугольни­ков с указанием предельных отклонений. Схемы стро­ят в определенном масштабе. Положительные отклоне­ния откладывают вверх, а отрицательные — вниз от ну­левой линии. Из двух отклонений основным считается то отклонение, которое ближе расположено к нулевой линии. Из двух положительных отклонений основным считается нижнее отклонение, а из двух отрицатель­ных — верхнее отклонение.

На чертежах линейные размеры и предельные от­клонения проставляют в миллиметрах. Предельные отклонения указывают после номинальных размеров со своим знаком; верхние отклонения помещают над ниж­ними (например, Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости, Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости. При равенстве абсолютных значений отклонений их дают один раз со знаком ± (например, 50±0,02). Отклонения равные н+0,2; 200 –0,2. Число знаков в верхнем и нижнем отклонениях вырав­нивают добавлением нулей справа (например, Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости; Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости).

На сборочных чертежах предельные отклонения раз­меров деталей указывают в виде дроби, в числителе которой записывают отклонения отверстия, а в знаме­нателе — вала.

Пример 1. Определить предельные размеры, допуски деталей, зазоры в соединении посадкой с зазором Æ Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Dmax=18,000+0,027=18,027 мм; Td=17,984 – 17,966=0,018 мм

Dmin=18+0=18 мм; Smax= 18,027 – 17,966=0,061 мм;

TD=18,027 – 18,000=0,027 мм; Smin = 18,000 – 17,984=0,016 мм;

dmax=18,000 – 0,016=17,984 мм; TS=0,061 – 0,016=0,045 мм;

dmin =18,000 – 0,034=17,966 мм; TS=0,027+0,018 = 0,045 мм.

Пример 2. Определить предельные размеры, допуски, натяги в соединении посадкой с натягом Æ Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Dmax=40,000 + 0,025 + 40,025 мм; Td=40,085 – 40,060=0,025 мм;

Dmin=40+0=40 мм; Nmax=40,085 – 40,000=0,085 мм;

TD=40,025 – 40,000=0,025 мм; Nmin=40,060 – 40,025=0,035 мм;

dmax=40,000+0,085=40,085 мм; 7W=0,085-0,035=0,050 мм;

dmin=40,000+0,060=40,060 мм; 7W=0,025+0,025=0,050 мм.

6.3. ВИДЫ СОЕДИНЕНИЙ И ПОСАДОК

Соединения деталей и машин очень разно­образны. Они классифицируются на группы в зависи­мости от формы сопрягаемых поверхностей, характера контакта и степени свободы взаимного перемещения

По форме поверхностей различают следующие со­единения: гладкие цилиндрические и конические; резь­бовые и винтовые (цилиндрические и конические); зуб­чатые цилиндрические, конические, винтовые, гипоид­ные, червячные и другие; шлицевые, сферические, плоские.

По степени свободы взаимного перемещения деталей соединения подразделяются на такие виды:

подвижные, в которых при работе механизма одна соединяемая деталь перемещается относительно другой в определенных направлениях с гарантированным за­зором;

неподвижные, неразъемные соединения, в которых одна сопрягаемая деталь неподвижна относительно другой в течение всего срока службы соединения; эти соединения обычно характеризуются гарантированным натягом и разборке не подлежат;

неподвижные разъемные соединения, которые раз­бирают при регулировке и ремонте; их переходная посадка характеризуется либо небольшим зазором, либо натягом.

По характеру соединения (посадке) различают по­садки с зазором, с натягом и переходные (рис. 2).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Рис. 2. Расположение полей допусков посадок: а — с зазором; б — с натягом; в — переходной.

Глава 7. ТОЧНОСТЬ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ

7.1. ТОЧНОСТЬ РАЗМЕРА И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Точность размера указывается конструкто­ром, который проставляет на чертеже детали предель­ные отклонения. При изготовлении (восстановлении) деталей их размеры не воспроизводятся точно, а иска­жаются. Это вызывает отклонения расположения по­верхностей и формы реальной поверхности от номиналь­ной. Отклонения формы можно рассматривать и оцени­вать применительно к профилю поверхности или на нормируемом ее участке.

Допуски формы и расположения поверхностей на­значают в соответствии с ГОСТ 24642 (СТ СЭВ 301—76).

Отклонение формы плоской поверхности отсчитыва­ют от прилегающей поверхности.

Прилегающая поверхность, которая имеет форму номинальной поверхности, соприкасается с ре­альной и расположена вне материала детали так, что­бы расстояние D от этой поверхности до наиболее уда­ленной точки реальной поверхности в пределах норми­руемого участка L имело минимальное значение. Па­раметром для количественной оценки отклонений фор­мы по СТ СЭВ 301—76 служит отклонение D. Разли­чают следующие виды прилегающих поверхностей и профилей: прямая, плоскость, окружность, цилиндр.

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемостиПрилегающая прямая — прямая, соприкасающаяся с реальным профилем и расположенная вне материала детали так, чтобы отклонение от нее наиболее удален­ной точки реального профиля в пределах нормируемо­го участка было минимальным (рис. 3).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемостиПрилегающая плоскость соприкасается с реальной поверхностью и расположена вне материала так, что­бы отклонение от нее наиболее удаленной точки реальной поверхности в преде­лах нормируемого участка имело минимальное значе­ние.

Прилегающая окруж­ность — это окружность ми­нимального диаметра, опи­санная вокруг реального профиля наружной поверх­ности или максимального диаметра, вписанная в ре­альный профиль внутренней поверхности вращения.

Прилегающий цилиндр — цилиндр минимального диаметра, описанный вокруг реальной наружной по­верхности или максимального диаметра, вписанный в реальную внутреннюю поверхность.

Допуск формы — наибольшее допускаемое значение отклонения формы.

Поле допуска формы представляет собой область в пространстве или на плоскости, внутри которой нахо­дятся все точки реальной поверхности или реального профиля; оно ограничивается допуском Т. Значения допусков выбирают по стандарту в зависимости от вида отклонения и степени точности.

Отклонение от плоскостности служит комплексным показателем отклонений формы плоских поверхностей. Оно характеризуется совокупностью всех отклонений формы поверхности и равно наибольшему расстоянию D от точек действительной поверхности до прилегающей плоскости (рис. 4, а). К частным видам отклонений от плоскостности относятся вогнутость (рис. 4, б) и выпуклость (рис. 4, в).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемостиЧто такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Отклонения формы цилиндрических деталей бывают как в поперечном сечении (овальность, огранка), так и в осевом (конусообразность, бочкообразность, седло-образность) (рис.5).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Рис. 5. Отклонения формы цилиндрической детали:

а — в поперечном сечении; б — в осевом сечении; / — оваль­ность; 2 — огранка; 3 — бочкообразность; 4’— конусообраз­ность; 5 — седлообразность.

Овальность — это отклонение от круглости, при котором реальный профиль представляет собой овалообразную фигуру, наибольший и наименьший диамет­ры которой взаимно перпендикулярны.

Огранка — отклонение от круглости, при котором реальный профиль представляет собой многогранную, фигуру.

Конусообразность — отклонение профиля про­дольного сечения, при котором образующие прямоли­нейны, но непараллельны.

Бочкообразность характеризуется выпукло­стью образующих, т. с. диаметры увеличиваются от краев к середине сечения.

Седлообразность — отклонение профиля про­дольного сечения, при котором образующие непрямо­линейны и диаметры уменьшаются от краев к середи­не сечения.

При изготовлении деталей погрешности формы ог­раничиваются допусками формы в соответствии со стандартами. Если допуск формы неизвестен, его при­нимают в пределах допуска на обработку размера.

7.2. ОТКЛОНЕНИЯ И ДОПУСКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Отклонение расположения — это отклоне­ние реального расположения рассматриваемого эле­мента от номинального. Неточности взаимного распо­ложения поверхностей являются результатами несовпа­дения технических и конструктивных баз 0 неточности обработки. Базой может служить поверхность, ее об­разующая, или точка.

Встречаются следующие отклонения расположения.

Отклонение от соосности относитель­но оси базовой поверхности — это расстоя­ние D между осями рассматриваемой и базовой поверх­ностей на длине нормируемого участка L (рис. 6,I).

Радиальное биение — разность D наибольше­го и наименьшего расстояний от точек реального про­филя поверхности вращения до базовой оси в сечении плоскостью, перпендикулярной базовой оси (рис. 7, I).

Торцовое биение представляет собой разность D наибольшего и наименьшего расстояний от точек ре­ального профиля торцовой поверхности до плоскости, перпендикулярной базовой оси (рис. 7, II).

Отклонение от пересечения осей — это наименьшее расстояние между осями, номинально пере­секающимися (рис. 8, /).

Отклонение от параллельности плоскостей — разность наибольшего и наименьшего рас­стояний между плоскостями в пределах нормируемого участка (рис.8, //).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемостиЧто такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Отклонение от перпендикулярности представляет собой отклонение угла между плоскостя­ми от прямого угла (90°), выраженное в линейных еди­ницах D на длине нормируемого участка (рис. 8, III),

Отклонение от симметричности — это наибольшее расстояние между плоскостью симметрии (осью) рассматриваемого элемента (элементов) и плос­костью симметрии базового элемента в пределах нормируемого участка (рис. 8, IV).

Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемостиЧто такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть фото Что такое принцип взаимозаменяемости. Смотреть картинку Что такое принцип взаимозаменяемости. Картинка про Что такое принцип взаимозаменяемости. Фото Что такое принцип взаимозаменяемости

Допуск расположения — это предел, ограничиваю­щий допускаемое значение отклонения расположения поверхностей. Допуски расположения бывают зависи­мыми и независимыми.

Независимый — это допуск расположения, посто­янный для всех одноименных деталей и не зависящий от действительных размеров рассматриваемых поверх­ностей. Например, допуск на межосевое расстояние ко­робки передач не зависит от точности отверстий в кор­пусе для подшипников качения.

Зависимый — допуск расположения, переменный для различных деталей, изготовляемых по данному чер­тежу. Допуск зависит от действительных размеров нор­мируемого элемента. На чертежах указывают его ми­нимальное значение. Зависимые допуски расположения обозначают условным знаком М. Все допуски, если нет особых указаний, считаются независимыми.

Правила обозначения на чертежах допусков и рас­положения поверхностей деталей установлены СТ СЭВ 368—76. Условное обозначение допуска содержит знак, числовое значение и при необходимости буквенное обо­значение (А, Б и т. д.) базы измерения. Все эти дан­ные в том же порядке вписывают в рамку, разделен­ную на две или три части, и соединяют ее контурной или выносной линией изделия. Допуски формы и рас­положения указывают только при особых требованиях к точности формы и расположения поверхностей дета­лей. В таблице 2 приведены условные обозначения до­пусков формы и расположения поверхностей.

Таблица 2. Условные обозначения допусков расположения поверхностей

Допуск

Условный знак допуска по СТ С ЭВ 368-76

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *