Что такое принцип относительной адресации приведите пример
Что такое принцип относительной адресации приведите пример
§ 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация
Основные темы параграфа:
♦ что такое диапазон (блок);
♦ функции обработки диапазона;
♦ принцип относительной адресации;
♦ сортировка таблицы.
Что такое диапазон (блок)
Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.
Диапазон (блок, фрагмент) — любая прямоугольная часть таблицы.
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Например, в табл. 4.4 диапазон, состоящий из вычисляемых ячеек, обозначается следующим образом: Е2:F6 (в табл. 4.4 он выделен темным фоном). Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.
Функции обработки диапазона
В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел (СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения (СРЗНАЧ), нахождение максимального (МАКС) и минимального (МИН) значения и некоторые другие. Такие функции называются статистическими.
Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице 4.3 нужно просуммировать все числа из диапазона F2:F6. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ. Тогда нужная нам формула запишется так: СУММ(F2:F6). Она обозначает следующее:
Запишем формулу суммирования в ячейку F7, а в ячейку Е7 — текст «ВСЕГО:». Результат — в табл. 4.5.
Таблица 4.5. Таблица с вычислением суммарной выручки
A | B | C | D | E | F | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Молоко | 20 | 100 | 100 | 0 | 2000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Сметана | 10,2 | 85 | 70 | 15 | 714 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Творог | 18,5 | 125 | 110 | 15 | 2035 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Йогурт | 5,4 | 250 | 225 | 25 | 1215 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Сливки | 15,2 | 50 | 45 | 5 |
A | B | C | D | E | F | |
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
2 | Молоко | =С2-D2 | =B2*D2 | |||
3 | Йогурт | =C3-D3 | =B3*D3 | |||
4 | Сливки | =C4-D4 | =B4*D4 |
Обратите внимание на две последние строки. В присутствующих в них формулах изменились адреса ячеек. Здесь был учтен сдвиг на две строки вверх; сработал принцип относительной адресации.
Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:
СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ
Применение этой команды к табл. 4.5 в режиме отображения значений даст результат, показанный в табл. 4.7.
Таблица 4.7. Результат сортировки таблицы по столбцу «Продано»
A | B | C | D | E | F | |
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
2 | Йогурт | 5,4 | 250 | 225 | 25 | 1215 |
3 | Творог | 13,5 | 125 | 110 | 15 | 2035 |
4 | Молоко | 20 | 100 | 100 | 0 | 2000 |
5 | Сметана | 10,2 | 85 | 70 | 15 | 714 |
6 | Сливки | 15,2 | 50 | 45 | 5 | 684 |
7 | ВСЕГО: | 6648 |
Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки.
Эта же таблица в режиме отображения формул — табл. 4.8.
Таблица 4.8. Отсортированная таблица в режиме отображения формул
A | B | C | D | E | F | |
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
2 | Йогурт | 5,4 | 250 | 225 | =С2-D2 | =B2*D2 |
3 | Творог | 18,5 | 125 | 110 | =C3-D3 | =B3*D3 |
4 | Молоко | 20 | 100 | 100 | =C4-D4 | =B4*D4 |
5 | Сметана | 10,2 | 85 | 70 | =C5-D5 | =B5*D5 |
6 | Сливки | 15,2 | 50 | 45 | =C6-D6 | =B6*D6 |
7 | ВСЕГО: | =СУММ(F2:F6) |
Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.
Диапазон (блок, фрагмент) таблицы — это любая ее прямоугольная часть (в том числе часть строки, часть столбца или одна ячейка).
Для выполнения расчетов с числовыми фрагментами используются статистические функции: суммирование, усреднение, нахождение наибольшего и наименьшего значений и др.
С фрагментами таблицы можно производить операции манипулирования: удаление, вставку, перенос, сортировку.
Принцип относительной адресации: адреса ячеек в формулах определены не абсолютно, а относительно местонахождения этой формулы. Следствие: при перемещении формулы в другую ячейку соответствующим образом изменяются адреса ячеек, содержащиеся в ней.
И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Наибольшая библиотека рефератов, планирование уроков информатики, материалы для подготовки к урокам информатики, ответы на тесты, изучай информатику 9 класс бесплатно
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Конспект урока: «Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация»
Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация
Цель урока: познакомить учащихся с возможностью автоматического вычисления в таблицах с помощью простейших арифметических операций и встроенных стандартных функций; ввести понятие диапазона, относительной и абсолютной адресации
образовательные: познакомить учащихся с понятием диапазона ячеек, с основными функциями обработки диапазона и операциями манипулирования с диапазонами ЭТ; изучить принцип абсолютной и относительной адресации.
развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики.
воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения : беседа, фронтальный опрос, работа за компьютером.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, презентация.
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.
Тема нашего урока «Работа с диапазонами. Относительная адресация», но, прежде чем мы перейдем к ее изучению, повторим материал пройденного урока.
Актуализация опорных знаний
Каково назначение электронных таблиц (ЭТ)? ( ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере )
Что такое табличный процессор? Приведите пример табличного процессора. ( Табличный процессор – это прикладная программа, предназначенная для работы с ЭТ. Пример – Microsoft Excel )
Что представляет собой структура ЭТ? ( ЭТ состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки. Например: А1, С13, F 24 )
Какая информация может храниться в ячейках? ( В ячейке может помещаться текст, число, формула )
Какие данные размещены в ячейках таблицы?
Мотивация учебной деятельности
Часто при работе с документами приходится сталкиваться с таблицами. Очень удобно обрабатывать числовую информацию в таблице. Ребята, как вы считаете, в каких профессиях используется работа с электронными таблицами? ( ответы учащихся)
Действительно, работа у продавца, у товароведа, у бухгалтера, у инженера, у учителя связана с расчетами. Все эти профессии для облегчения и упрощения расчетов используют электронные таблицы.
Изучение нового материала
Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.
Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.
Функции обработки диапазона
Принцип относительной адресации
Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.
Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.
Следствием этого принципа является следующее правило: всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.
Принцип абсолютной адресации
Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:
СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ
Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки. Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.
Разработка урока на тему «Относительная адресация»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Относительная адресация.docx
Дата проведения :___________
Учитель: Кусяпкулова Регина Наилевна
Тема урока: «Относительная адресация»
Ø образовательные: познакомить учащихся с понятием диапазона ячеек, с основными функциями обработки диапазона и операциями манипулирования с диапазонами ЭТ; изучить принцип относительной адресации;
Ø развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики;
Ø воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения: беседа, фронтальный опрос, работа за компьютером.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, презентация.
Программное обеспечение: программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel.
I. Организационный этап
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.
Тема нашего урока «Относительная адресация», но, прежде чем мы перейдем к ее изучению, повторим материал прошлого урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Каково назначение электронных таблиц (ЭТ)? (ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере)
2. Что такое табличный процессор? Приведите пример табличного процессора. (Табличный процессор – это прикладная программа, предназначенная для работы с ЭТ. Пример – Microsoft Excel )
3. Что представляет собой структура ЭТ? (ЭТ состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки. Например: А1, С13, F 24 )
4. Какая информация может храниться в ячейках? (В ячейке может помещаться текст, число, формула)
III. Изучение нового материала
Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.
Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.
Функции обработки диапазона
В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел (СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения (СРЗНАЧ), нахождение максимального (МАКС) и минимального (МИН) значений и некоторые другие. Такие функции называются статистическими.
Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице нужно просуммировать все числа из диапазона F3:F7. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ. Тогда нужная нам формула запишется так: =СУММ(F3:F7). Она обозначает следующее: СУММ(F3:F7)=F3+F4+F5+F6+F7.
Табличные процессоры позволяют манипулировать с диапазонами ЭТ. К операциям манипулирования относятся: удаление, вставка, копирование, перенос, сортировка диапазонов таблицы. Эти операции выполняются с помощью команд табличного процессора. Обычно эти команды пользователь выбирает из меню команд.
Принцип относительной адресации
Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.
Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.
Следствием этого принципа является следующее правило: всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.
Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:
СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ
Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки.
Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.
IV. Формирование умений и навыков (компьютерный практикум)
Учащиеся выполняют практическое задание на отработку навыков статистической обработки в ЭТ (Приложение 1).
V. Подведение итогов, оценивание
VI. Индивидуальная рефлексия
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности?
3. Что бы вы еще хотели узнать по теме?
VII. Домашнее задание
§ 20, выучить основные понятия; выполнить №5, 6 на с.118.
Тема : Относительная адресация
1. Запустите Microsoft Excel.
2. Заполните таблицу согласно образцу:
3. Используя формулы и встроенные функции, вычислите:
· размер заработной платы для каждого работника
(Оплата за час*Часов в день*Кол-во дней);
· сумму заработной платы (=СУММ( E 3: E 12));
· максимальную заработную плату (=МАКС( E 3: E 12));
· минимальную заработную плату (=МИН( E 3: E 12));
· среднюю заработную плату (=СРЗНАЧ( E 3: E 12)).
4. Отсортируйте таблицу по убыванию заработной платы работников
(Данные → Сортировка от максимального к минимальному ).
Выбранный для просмотра документ Презентация Относительная адресация.pptx
Карта урока
Класс 10 «а»
Тема урока «Абсолютная и относительная адресация»
Цели урока
Научить использовать абсолютную и относительную адресацию в решении задач.
Задачи урока:
· изучить понятия абсолютной и относительной адресации;
· продолжить формирование общеучебных умений и навыков ( навыки вычислительной работы в ЭТ, н авык оценки своих возможностей);
· развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
Тип урока комбинированный.
Образовательная технология компьютерная технология.
Методы и приемы обучения:
· словесный: рассказ, объяснение;
· наглядный: демонстрация приемов работы, создание опорного конспекта;
· практический: тест, профессиональная проба.
Материально-техническое обеспечение урока:
План урока:
I Организационный момент
Здравствуйте, очень рада вас видеть! Садитесь.
II Проверка домашнего задания
(Результаты домашнего задания демонстрируются через электронный дневник)
III Актуализация знаний
Учащиеся выполняют компьютерный тест «Формулы»
Укажите неверную формулу:
2. Данные в электронной таблице могут быть:
текстом
числом
оператором
формулой
3. Формула в электронных таблицах может включать в себя:
знаки арифметических операций
4.Записать арифметическое выражение
=2^3*2,5/15*22
5. Укажите последовательность, в которой будут выполняться математические операции в формуле А=В2*3-А2/В3
Заканчиваем с выполнением теста…
Я вижу вы закончили. Можете закрыть.
Встаньте те, кто получил 4 и 5. Результаты тестирования сохранены.
IV Объяснение нового материала
На столах у учащихся рабочие тетради.
Ребята, вы уже знакомы с новым методом применения компьютера при обработке информации – работа с электронными таблицами. В самом простом варианте ЭТ могут использоваться как калькулятор. Для этого мы используем формулы с помощью которых удобно производить расчеты. Это могут быть отчёты, расчёты зарплат, налогов, стоимостей, ведение домашних расходов, успеваемости учеников, наблюдения за погодой, котировки валют и многое другое.
Как вы думаете, в каких профессиях необходимы знания электронных таблиц?
Статист, бухгалтер, инженер, кассир – все эти профессии объединяет принадлежность к типу профессиональной направленности «Человек – знаковая система». В современном мире любой бухгалтер, статист должен обладать навыками оператора ЭВМ.
В мире насчитывается более 50 тыс. профессий. Как выбрать одну единственную? Как вы поймете, что она вам подходит? (проф тестирование, консультирование, советы родителей, ориентация на свои ощущения)
В этом вам помогут профессиональные пробы, которые моделируют основные моменты профессии. На сегодняшнем уроке я вам предлагаю почувствовать себя в роли оператора ЭВМ, чтобы удовлетворить вашу познавательную потребность – профпригодны ли вы к данной профессии.
В рамках профпробы у нас стоит цель: создать продукт деятельности оператора ЭВМ: составить смету расходов.
Чтобы достичь поставленную цель, мы должны рассмотреть виды адресаций, которые используются в формулах ЭТ.
Откройте рабочие тетради. Тема урока «Абсолютная и относительная адресация».
Для вычисления заработка нужно просто перемножить попарно числа из второй (столбец В) и третей (столбец С) колонок. Результаты вычислений должны быть в четвертой колонке (столбец D ). Итак, как будет выглядеть формула в ячейке D 4?
Вспоминаем правила записи формул =В4*С4
В большинстве таблиц одна и та же формула применяется многократно для разных строк. И что бы всякий раз не набирать ее существует правило.
Обратимся к рабочей тетради: Если в группе ячеек элементы формулы отличаются только номером строки, то такие формулы можно копировать, для этого используется маркер автозаполнения.
Он находится в правом нижнем углу активной ячейки. Посмотрите, какой вид приняли скопированные формулы. Изменились только имена строк.
Если изменить какие-то числа в столбцах В и С, то числа в столбце D будут автоматически обновляться.
Мы сейчас рассмотрели Принцип относительной адресации , к оторый обозначает следующее: а дреса ячеек, используемые в формулах, определены относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при копировании формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле.
При копировании такой формулы вправо или влево будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании вверх или вниз – номер строки.
Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.
Сумму налога легко сосчитать по правилу «Сумма налога = заработок*ставка_налога». Указав соответствующие адреса ячеек, в ячейке Е4 записываем формулу = D4*С1 и копируем ее во все оставшиеся ячейки.
При этом получается неожиданный результат. В этом случае использование относительной адресации привело к ошибке. Почему?
Поэтому нужно использовать такое значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Чтобы не создавать дополнительный столбец с одним и тем же значением ставки налога, в соответствующей формуле надо использовать абсолютный адрес ячейки.
Тогда формула для расчета суммы налога приобретает вид =D4*$C$1
Итак, абсолютный адрес указывает программе ЭТ, что нужно всегда обращаться к одной и той же ячейке.
Абсолютным может быть и часть адреса ячейки (только номер строки или номер столбца).
Использование абсолютных адресов позвол яет работать с условно-постоянными величинами (ставка налога, курс валюты, текущая дата и пр.), причем их значения заносятся в таблицу только один раз, что экономит время и место.
VI Практическая работа
А вот теперь приступаем к профессиональной пробе. Не за горами самый любимый и долгожданный праздник. Какой? Новый год.
Итак, вы оператор ЭВМ, и вам поступил заказ от председателя профсоюзного комитета рассчитать стоимость расходов на новогодние детские подарки для членов профсоюза. Известно, что детей 27 человек. Задание в рабочей тетради.
- Что такое эксцесс исполнителя преступления
- Что такое послеродовая депрессия и как избавиться