Что такое пригаражная территория
Статья 69.1. Определение размеров прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам
Статья 69.1. Определение размеров прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам
1. В отношении зданий, строений, сооружений, земельных участков размеры прилегающих территорий устанавливаются правилами благоустройства территории муниципального образования в порядке, установленном Законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, содержания территорий.
2. Границы прилегающих территорий отображаются на схеме уборки муниципального образования и на кадастровом плане территорий муниципального образования.
3. Размеры прилегающей территории к многоквартирным домам, под которыми образованы земельные участки, не могут превышать 5 метров.
4. В отношении многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границе таких домов, размеры прилегающей территории определяются схемами уборки территорий муниципального образования.
5. В отношении некапитальных объектов временной уличной торговли, объектов мелкорозничной торговли (торговых павильонов, палаток, киосков), бытового обслуживания, общественного питания размеры прилегающей территории могут устанавливаться в пределах не менее 10 метров от объекта и не более 20 метров от объекта.
6. В отношении капитальных объектов размеры прилегающей территории устанавливаются в пределах не менее 15 метров от объекта и не более 30 метров от объекта.
7. В отношении земельных участков и территорий индивидуальных домовладений размеры прилегающей территории устанавливаются в пределах не более 5 метров от земельных участков и территорий индивидуальных домовладений.
8. В отношении садоводческих некоммерческих товариществ и гаражно-потребительских кооперативов размеры прилегающей к границам земельного участка территории устанавливаются в размере не менее 5 метров и не более 30 метров от объекта.
9. В отношении территорий, прилегающих к автозаправочным станциям, станциям технического обслуживания, местам мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, к въездам и выездам автозаправочных комплексов, автомоечных постов, не менее 15 метров от указанных объектов и не более 30 метров.
10. В случае пересечения прилегающей территории с дорогой общего пользования, размер прилегающей территории устанавливается до пересечения с дорожным бордюром или тротуарным бордюром. При отсутствии дорожного бордюра размер прилегающей территории определяется до непосредственного пересечения с дорогой общего пользования. При пересечении прилегающих территорий двух и более объектов, размеры которых фактически менее размера, установленного настоящими в соответствии с настоящим Законом, их размеры определяются половиной расстояния между объектами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Благоустройство территорий гаражных кооперативов, гаражно-строительных кооперативов
Раздел 10. Благоустройство территорий гаражных кооперативов, гаражно-строительных кооперативов
10.2. Территория ГСК должна быть ограждена и освещена. Освещение территории, достаточной для видимости при обходе.
10.3. Территория ГСК должна иметь место для сбора бытового и крупногабаритного мусора.
10.4. Ограждение, в том числе ворота, должны быть окрашены в едином колористическом решении и очищены от грязи, с нумерацией всех гаражей, а также иных помещений на территории ГСК.
10.5. Территория ГСК должна иметь запасный выезд, контроль при въезде и выезде, видеонаблюдение для дежурных или сторожей, благоустроенный подъезд к территории ГСК от основных дорог.
10.7. Запрещается слив топлива, масел и прочих нефтепродуктов, химических веществ на рельеф.
10.8. Благоустройство и содержание отведенной и прилегающей территорий ГСК осуществляются юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами гаражей.
10.9. Правообладатели гаражей обеспечивают содержание территорий ГСК, имущества общего пользования ГСК (в том числе земельных участков), предназначенного для обеспечения потребностей его членов в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей, в том числе:
1) организацию работ по уборке и благоустройству отведенной и прилегающей территорий;
2) оборудование и содержание мест для сбора отходов, установку, ремонт и содержание контейнеров для сбора отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами, вывоз отходов, складирование порубочных остатков деревьев, отходов только в местах, специально оборудованных и предназначенных для этих целей;
3) иметь ёмкости для сбора отработанных горюче-смазочных материалов;
4) содержание мест для слива технической жидкости;
5) ремонт и покраску ограждений, другого имущества и оборудования, относящегося к общему имуществу ГСК;
6) оборудование и содержание сетей наружного освещения территорий ГСК;
7) асфальтирование и ремонт дорог на территории ГСК.
10.10. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, иные токсичные отходы, металлолом собираются отдельно от ТКО в специально оборудованных местах и в обязательном порядке по мере накопления передаются для утилизации/обезвреживания на специализированные предприятия или пункты приема.
10.11. Благоустройство и содержание отведенной и прилегающей территорий гаражей, не объединенных в ГСК, осуществляются их правообладателями.
10.12. Правообладатели гаражей, не входящие в ГСК, обязаны обеспечивать содержание принадлежащих им гаражей, их ремонт и регулярную покраску.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать
Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?
Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование
Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.
Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.
Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому
Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.
Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).
Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.
Обязанность по содержанию придомовых территорий
По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.
Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.
При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.
Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.
(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)
1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.
Гаражная амнистия с 2021 года: кому она подходит и зачем нужна
В России действует уже несколько так называемых амнистий, которые позволяют оформить в собственность дома и земельные участки без значительных затрат и сбора документов. Амнистией называют упрощенный порядок регистрации прав на такие объекты. И вот появилась еще одна — ее прозвали гаражной. Закон уже подписан, но заработает только 1 сентября 2021 года.
Вот какие отношения регулирует этот документ и кому он поможет получить государственную землю в собственность.
В чем суть гаражной амнистии 2021 года
Гаражная амнистия — это упрощенный порядок оформления права собственности на землю под гаражом. При этом собственник гаража получает эту землю бесплатно — он не выкупает ее у государства или муниципалитета, а просто оформляет на свое имя или становится арендатором.
Гаражная амнистия действует с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года.
Выгода владельцев. Они смогут узаконить свою недвижимость и потом распорядиться ею: продать, подарить, оставить в наследство и не бояться сноса. А если земля понадобится государству для строительства дороги или жилья, собственники получат компенсацию.
Выгода государства. Миллионы неузаконенных объектов будут стоять на учете — и на них можно будет начислить налоги на землю и имущество. Еще это важно для благоустройства: зачастую непонятно, кому принадлежат гаражи и кто несет ответственность за порядок на территории и безопасность сооружений.
Как победить выгорание
Кто может использовать гаражную амнистию
Гаражную амнистию смогут использовать владельцы гаражей, их наследники и последующие покупатели.
Но закон подойдет не всем владельцам гаражей с неоформленными правами на участки. Вот варианты, когда можно использовать гаражную амнистию:
Основное условие — гараж на этом участке является объектом капитального строительства и построен до 30 декабря 2004 года. Если гараж построили позже, амнистия на такие объекты не распространяется.
Важна дата именно строительства, а не приобретения. Наследники могли получить гараж и после 2004 года, но наследодатель должен был получить участок и построить гараж до конца 2004. А наследникам придется это доказать.
Такое ограничение связано с тем, что потом вступил в силу градостроительный кодекс и с регистрацией права собственности все прояснилось: построили гараж — оформили на него право.
Гараж может быть отдельно стоящим или иметь общие стены, крышу и фундамент с другими гаражами.
Какие гаражи не попадут под амнистию
Упрощенный порядок приватизации земли и регистрации объекта не коснется:
Если не соблюдаются другие условия амнистии — гараж построен после 2004 года или нет подтверждения права на объект, — узаконить участок не получится даже под капитальным строением.
Как оформить право на землю и гараж по амнистии
Для оформления достаточно заявления о предоставлении земельного участка. К нему нужно приложить:
У покупателей или наследников может не быть документа о выделении земли — особенно если это происходило 30 или даже 50 лет назад. Тогда подойдет какое-то подтверждение использования объекта: договор с электросетями, квитанции на оплату коммунальных услуг, документ о технической инвентаризации до 2013 года.
Документы можно подать в орган местного самоуправления, который занимается учетом объектов, или в МФЦ. В этом случае госпошлины не будет: власти сами передадут документы в Росреестр для регистрации прав. Если обращаться туда самостоятельно, нужно заплатить госпошлину — по 350 Р за участок и за гараж.
Постановка участка на кадастровый учет и регистрация права на землю и гараж произойдет одновременно. На все процедуры уйдет около 20 рабочих дней.
Когда Петр получит документы, он сможет указать гараж в завещании, подарить его своему сыну или продать. И никто уже не снесет этот объект как самовольную постройку.
Что еще урегулировал новый закон
Кроме оформления права на участок и гараж есть еще и такие нормы:
Остались и невыясненные вопросы. Например, как быть с двухэтажными гаражами, если у первого и второго этажа разные владельцы. Непонятно, кто будет владельцем подъездов к гаражам и что делать, если никаких документов не сохранилось.
Что можно сделать до 1 сентября
Пока подавать документы для оформления участков под гаражами рано: по новой процедуре их просто не примут.
Но вот о чем стоит подумать уже сейчас:
Ближе к сентябрю станет известно, как местные власти помогут владельцам гаражей в вашем регионе или населенном пункте. И куда именно обращаться с документами.
Не забудьте, что после регистрации прав начисляются налоги.
Какая территория перед гаражом является собственностью владельца?
Здравствуйте, сколько метров перед гаражом может быть территорией владельца гаража и каким документом это регламентируется?
Вы спрашиваете: «сколько метров перед гаражом может быть территорией владельца гаража и каким документом это регламентируется?»
Такое расстояние перед гаражом или иным строением никем и никак не регламентируется. Это зависит от того, кому принадлежит территория за пределами гаража и как с ним Вы договоритесь. Территорией нужно обладать не только перед гаражом для въезда-выезда автомобиля, но также и вокруг гаража для его обслуживания.
Если гараж расположен на земельном участке (например, во дворе дома), принадлежащем Вам на праве собственности, то размер территории определяете сами. Если же гараж построен на территории чужого участка, например, администрации поселения, значит, только с ними и надо решать вопрос о размере территории как для въезда-выезда автомобиля, так и для обслуживания гаража снаружи.
Получая участок для строительство гаража, нужно одновременно решать вопрос не только об участке, занимаемом непосредственно гаражом, но также и о территории для въезда-выезда и обслуживания гаража.
Если вокруг гаража территория Вам не принадлежит, Вам нужно с собственником заключать договор о предоставлении сервитута для пользования гаражом или об аренде этой территории, или выкупить эту территорию в собственность.