Что такое причастие в церкви перед венчанием

Советы венчающимся

про­то­и­е­рей Алек­сандр Авдю­гин

— По вашему мнению, вен­чаться могут только люди глу­боко веру­ю­щие? Если нет, то как людям, кото­рые еще не укре­пи­лись в своей вере, пра­вильно под­го­то­виться к вен­ча­нию и как они должны вос­при­ни­мать это таин­ство?

— Я бы не стал какие-то опре­де­лен­ные кри­те­рии уста­нав­ли­вать для тех, кто может и не может при­бе­гать к Таин­ству. Да и невоз­можны тут каноны стро­гие. Иногда вполне доста­точно слов: «Батюшка, мы хотим, чтобы Гос­подь бла­го­сло­вил наш брак», в других же слу­чаях я наста­и­ваю на обя­за­тель­ной испо­веди и при­ча­стии перед Вен­ча­нием.

Если и жених, и неве­ста кре­щены, то вполне доста­точно веры в Бога одного, а второй лишь был бы согла­сен идти под венец цер­ков­ный. Тут четкое еван­гель­ское раз­ре­ше­ние: Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ется женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ется мужем веру­ю­щим ( 1Кор. 7:14 ). Подоб­ные браки не редки и в боль­шин­стве слу­чаев через неко­то­рое время я вижу, что к испо­веди под­хо­дят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на вен­ча­нии и счи­тался «более веру­ю­щим».

Гото­виться же к Таин­ству надо также, как мы гото­вимся к любому зна­чи­тель­ному собы­тию в своей жизни, то есть со внут­рен­ней сосре­до­то­чен­но­стью. Она же опре­де­ля­ется не только внеш­ним кра­си­вым и тор­же­ствен­ным видом, но и чисто­тою душев­ной. Если под модным и ори­ги­наль­ным сва­деб­ным пла­тьем неве­сты и модным костю­мом жениха оста­лись стру­пья гряз­ных грехов, что-то скры­ва­ется друг от друга или недо­го­ва­ри­ва­ется, то начало буду­щих семей­ных недо­ра­зу­ме­ний уже поло­жено. Поэтому и надобно вен­ча­ю­щимся при­бе­гать к Таин­ству пока­я­ния, то есть к испо­веди. Ведь на вен­ча­нии Гос­подь соеди­нит души и тела двух, совсем недавно разных, не зна­ю­щих друг о друге людей «и будут двое — одна плоть» ( Еф. 5:25-28 ). Вот и пред­ставьте себе: одна из душ чиста и непо­рочна, а другая запач­кана и скрытна, каков резуль­тат будет?

Совет один перед вен­ча­нием – будьте искренни друг с другом, и Божье бла­го­сло­ве­ние лишь силь­нее объ­еди­нит любя­щие сердца.

— О чем должны думать и на что обра­щать вни­ма­ние жених и неве­ста во время обряда?

— Тут легче ска­зать, о чем думать не надо.

Не имеет зна­че­ния, кто первый станет на рас­сте­лен­ный под ноги вен­ча­ю­щимся рушник, как и не имеет ника­ких послед­ствий, если сви­де­тели поме­няют руки, держа венцы над голо­вами моло­до­же­нов (тем паче, что есть венцы доста­точно тяже­лые); нет раз­ницы чья вен­чаль­ная свеча про­го­рит больше, как и не при­ве­дет к ката­строфе уро­нен­ное кольцо или упав­ший платок. Все эти «при­меты» имеют один источ­ник про­ис­хож­де­ния и зовут его у нас: «фирма ОБС», то бишь «одна бабка ска­зала».

Вни­ма­тельно вслу­ши­вай­тесь в молитвы про­из­но­си­мые свя­щен­ни­ком и моли­тесь вместе с ним. Лишь то, что чита­ется свя­щен­ни­ком и поется хором, имеет зна­чи­мость и дей­стви­тельно необ­хо­димо для многих лет сов­мест­ной жизни. Ведь сам бого­слу­жеб­ный чин вен­ча­ния берет начало из глу­бины веков и именно так, как вен­ча­ются ныне, соче­та­лись «в брака обще­ние» и наши дале­кие предки, именно после этих свя­щен­ни­че­ских молитв стало воз­мож­ным и нынеш­нее пред­сто­я­ние жениха с неве­стой пред Пре­сто­лом Божиим. Не обвен­ча­лись бы во вре­мена давние наши пра-пра-бабушки с такими же «пра»-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?

— Надо ли моло­до­же­нам при­хо­дить в храм в день вен­ча­ния к началу службы?

— Сего­дня, боль­шей частью, вен­ча­ются на второй день сва­дьбы, в вос­кре­се­нье. Какой смысл после суб­бот­них тор­жеств, сва­деб­ных уго­ще­ний, весе­лья и поздрав­ле­ний устра­и­вать раннее хож­де­ние в храм на службу? Молиться ведь все равно не полу­чится. Лучше все же отдох­нуть, до вре­мени вен­ча­ния…

Испо­ве­до­ваться же и при­ча­ститься Тайн Гос­под­них надобно нака­нуне, за несколько дней до офи­ци­аль­ных тор­жеств.

В веру­ю­щих воцер­ко­в­лен­ных семьях вен­ча­ние всегда пред­ше­ствует первой брач­ной ночи, т.е. плот­ской бли­зо­сти жениха и неве­сты. Нынче это уста­нов­ле­ние и обя­за­тель­ность не в чести у боль­шин­ства моло­дежи, но все же почему бы, идя к Богу за бла­го­сло­ве­нием, не вспом­нить те вре­мена, когда соблю­де­ние этих уста­нов­ле­ний гаран­ти­ро­вали долгую и счаст­ли­вую жизнь?

— Правда ли, что венцы, кото­рые держат над голо­вами моло­дых во время обряда, – это сим­волы муче­ни­че­ства? Если да, то как надо рас­це­ни­вать этот символ.

— Венцы, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту, сим­во­ли­зи­руют славу союза Христа с Цер­ко­вью. Это четко опре­де­ля­ется еван­гель­ским тек­стом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ). Слова данные были ска­заны тем, кто может ради Бога «пре­тер­петь» и «остаться верным».

Разве супру­же­ский союз не пред­по­ла­гает собой жертву своими соб­ствен­ными при­выч­ками и при­стра­сти­ями ради сча­стья люби­мого чело­века? Разве семей­ная жизнь это всегда неуем­ная радость и посто­ян­ное весе­лие? Отнюдь. Это новые заботы и огра­ни­че­ния себя в мате­ри­аль­ном плане, в удо­воль­ствиях; это бремя обя­за­тельств по достой­ному вос­пи­та­нию детей; это, в конце концов, и непри­ят­но­сти с недо­ра­зу­ме­ни­ями с новыми и ста­рыми род­ствен­ни­ками, т.к. «враги чело­веку – домаш­ние его» ( Мф. 10:36 ).

Как только в семей­ной жизни, кто либо из супру­гов станет свое соб­ствен­ное «я» ста­вить во главу угла, кто будет свое мнение и свои жела­ния не соче­тать, а про­ти­во­по­став­лять, еди­не­ние пре­кра­тится и семья оста­нется лишь юри­ди­че­ским фактом.

Там же, где ради любви и сча­стья супруги или супруга есть жерт­вен­ность (муче­ни­че­ство) всегда при­сут­ствует вели­кая награда – духов­ное еди­не­ние, та вели­кая радость, ради кото­рой стоит жить, жениться и замуж выхо­дить. Жерт­вуя – при­об­ре­таем. Стра­дая – воз­но­симся.

Венцы, кото­рыми мы вен­ча­емся, кото­рые держат над гла­вами моло­до­же­нов сви­де­тели – это и венцы домаш­него цар­ства и это же муче­ни­че­ские венцы, потому как счаст­ли­вая семей­ная жизнь без сми­ре­ния себя, по отвер­же­ния своего «я» не полу­чится..

Именно поэтому, когда свя­щен­ник ведет моло­дых вокруг аналоя, хор поет пес­но­пе­ние: «Святые муче­ники, славно под­ви­зав­ши­еся и увен­чав­ши­еся, моли­тесь ко Гос­поду о поми­ло­ва­нии душ наших».

— Что вы можете ска­зать тем, кто счи­тает вен­ча­ние неким новым модным обря­дом?

— Знаете, как мы назы­ваем тех пред­ста­ви­те­лей власти, кото­рые нынче в силу своих долж­но­стей и ими же при­ду­ман­ных «обя­зан­но­стей» при­хо­дят на цер­ков­ное бого­слу­же­ние и с баль­за­ми­ро­ван­ными от напря­же­ния лицами выста­и­вают службы? Очень просто – под­свеч­ни­ками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неис­ку­шен­ных в жизни моло­до­же­нов, по воле моды или дабы блес­нуть пред дру­зьями и зна­ко­мыми пере­во­дить в роль бес­чув­ствен­ного при­спо­соб­ле­ния для дер­жа­ния свечи?

Если вен­ча­ние это не просьба к Богу освя­тить брак, помочь про­жить счаст­ливо и достойно, родить и вос­пи­тать детей, а просто некий пункт из обя­за­тель­ного списка пред­сва­деб­ных риту­а­лов: к памят­нику Ленина цветы поло­жить, бутылку шам­пан­ского выпить, пово­ро­жить на сча­стье и т. д., то пользы от него не будет ника­кого…

— Как меня­ется жизнь моло­до­же­нов после вен­ча­ния? Что они должны и чего не должны делать.

— Любить друг друга. Всё осталь­ное при­ло­жится. Один из бого­сло­вов сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне можно пере­фра­зи­ро­вать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя нико­гда не поз­во­лит огор­чить…

Сове­тов моло­дым дают много и как то гото­вясь к про­по­веди я встре­тил сле­ду­ю­щие, кото­рые раз за разом повто­ряю, когда бла­го­слов­ляю моло­дых:

— Если же касаться цер­ков­ных запре­тов и кано­ни­че­ских правил в семей­ной жизни, то тут все инди­ви­ду­ально, в каждой семье по-раз­ному. Поэтому, если есть благое жела­ние соче­тать свою семей­ную жизнь с пра­во­сла­вием, то нужно обра­тится к свя­щен­нику, хотя бы к тому, кото­рый вас венчал.

— Насколько серьез­ную ответ­ствен­ность берут на себя вен­ча­ю­щи­еся, и что озна­чает поня­тие «развод» в Пра­во­слав­ной церкви?

— Цер­ковь всегда счи­тала осу­ществ­ле­нием хри­сти­ан­ского нрав­ствен­ного идеала наряду с дев­ством ради Христа только един­ствен­ный брак. Именно поэтому цер­ков­ные пра­вила запре­щают избра­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей из числа людей, состо­я­щих в повтор­ном браке или жена­тых на уже бывших заму­жем и тем более вступ­ле­ние в повтор­ный брак по при­ня­тии сана. Миря­нам, тем не менее, при опре­де­лен­ных усло­виях Цер­ковь доз­во­ляет вступ­ле­ние в повтор­ный брак, пони­ма­е­мый как хотя и отча­сти нару­ша­ю­щую запо­ве­дан­ный Хри­стом идеал свя­то­сти, но вынуж­ден­ную уступку чело­ве­че­ской немощи.

Чина «раз­вода» как тако­вого в Церкви не суще­ствует. Есть бла­го­сло­ве­ние на повтор­ный брак.

Цер­ковь наста­и­вает на пожиз­нен­ной вер­но­сти супру­гов и нерас­тор­жи­мо­сти пра­во­слав­ного брака, осно­вы­ва­ясь на словах Гос­пода Иисуса Христа: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает… Кто раз­ве­дется с женою своею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует; и женив­шийся на раз­ве­ден­ной пре­лю­бо­дей­ствует» ( Мф. 19:6,9 ). Развод осуж­да­ется Цер­ко­вью как грех, ибо он при­но­сит тяжкие душев­ные стра­да­ния и супру­гам (по мень­шей мере одному из них), и осо­бенно детям…

В 1918 году Помест­ный Собор Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви в «Опре­де­ле­нии о пово­дах к рас­тор­же­нию брач­ного союза, освя­щен­ного Цер­ко­вью» при­знал в каче­стве тако­вых, кроме пре­лю­бо­де­я­ния и вступ­ле­ния одной из сторон в новый брак, также отпа­де­ние супруга или супруги от Пра­во­сла­вия, про­ти­во­есте­ствен­ные пороки, неспо­соб­ность к брач­ному сожи­тию, насту­пив­шую до брака или явив­шу­юся след­ствием наме­рен­ного само­ка­ле­че­ния, забо­ле­ва­ние про­ка­зой или сифи­ли­сом, дли­тель­ное без­вест­ное отсут­ствие, осуж­де­ние к нака­за­нию, соеди­нен­ному с лише­нием всех прав состо­я­ния, пося­га­тель­ство на жизнь или здо­ро­вье супруги либо детей, сно­ха­че­ство, свод­ни­че­ство, извле­че­ние выгод из непо­требств супруга, неиз­ле­чи­мую тяжкую душев­ную болезнь и зло­на­ме­рен­ное остав­ле­ние одного супруга другим. В насто­я­щее время этот пере­чень осно­ва­ний к рас­тор­же­нию брака допол­ня­ется такими при­чи­нами, как забо­ле­ва­ние СПИДом, меди­цин­ски засви­де­тель­ство­ван­ные хро­ни­че­ский алко­го­лизм или нар­ко­ма­ния, совер­ше­ние женой аборта при несо­гла­сии мужа…

Источник

Что нужно говорить на исповеди перед венчанием

Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть фото Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть картинку Что такое причастие в церкви перед венчанием. Картинка про Что такое причастие в церкви перед венчанием. Фото Что такое причастие в церкви перед венчанием

Чтобы получить благословение на союз, супруги должны совершить Таинство венчания. Накануне проведения обряда нужно пройти особую подготовку Перед венчанием следует совершить исповедь, а также причаститься.

Таинства накануне венчания: исповедь и причащение

Супругам нужно выбрать место, в котором они будут исповедоваться. Лучше всего подойдет церковь или храм, с настоятелем которого семья уже знакома. Батюшка проведет собеседование, чтобы убедиться в искренних намерениях супругов.

Важность исповеди перед венчанием

Согласно Святым писаниям, Христос возложил апостолам власть отпускать грехи. Позже они передали ее своим ученикам. Поэтому священники в православном христианстве наделены правом принимать исповедь и прощать покаявшихся.

Во время венчания супруги обращаются к Богу с просьбой благословить их союз. Делают это только с легким сердцем и чистой душой. Поэтому перед проведением церковного обряда важно пройти Таинства покаяния и причащения.

Подготовка к исповеди

Собираясь на исповедь перед венчанием, нужно уделить время покаянным молитвам. Следует вспомнить тех людей, которым была нанесена обида, и попросить у них прощения.

Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть фото Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть картинку Что такое причастие в церкви перед венчанием. Картинка про Что такое причастие в церкви перед венчанием. Фото Что такое причастие в церкви перед венчанием

Собираясь исповедаться, нужно заранее подумать о мыслях и поступках, в которых христианин хочет покаяться. При желании можно составить план, отметить вопросы для батюшки. Во время священнодействия допускается чтение заранее написанного текста.

Накануне проведения Таинства необходимо больше времени уделить мыслям о своей жизни, отказаться от развлечений и употребления спиртного. Важно совершать обряд осознанно.

Совершение покаяния

В назначенное время верующие подходят к аналою, на котором лежит Евангелие и крест. Батюшка читает молитву, спрашивает имя исповедника и предлагает начать Таинство.

На исповеди перед венчанием нужно рассказать о своих греховных делах и помыслах. Человек во время обряда должен испытать стыд и смущение. Только такое покаяние будет настоящим.

Исповедуясь, нельзя лукавить. Признание не должно быть абстрактным и ограничиваться общей фразой. Неправильно говорить: «Я плохой человек». Такие слова не дадут возможность прочувствовать вину и искренне раскаяться.

Нужно описать конкретное действие: «Я разозлился и накричал на друга». Предметная исповедь дает возможность прочувствовать стыд. Благодаря этому в следующий раз человек подумает, прежде чем поступать так снова.

На исповеди перед причастием нужно рассказывать о грехах, связанных с половыми отношениями. Не нужно уходить в подробности и называть конкретные имена. Достаточно сказать: «Я совершил грех блуда».

Во время Таинства нужно говорить искренне, не пытаясь оправдать себя или переложить часть вины на другого человека.

В завершении священнодействия батюшка покрывает голову исповедника епитрахилью и произносит освободительную молитву. Затем он осеняет его крестным знамением. Покаявшийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое, и получает благословение батюшки.

Исповедь перед венчанием муж и жена совершают отдельно. Все сказанное батюшка оставляет в тайне.

Причащение перед венчанием

Исповедовавшись, муж и жена должны совершить перед венчанием причастие. На этом главном православном Таинстве верующие соединяются с Богом. Во время обряда душа посещает Небесное Отечество и избавляется от всего скверного.

Нельзя причащаться против своего желания или в угоду другому человеку. Таинство совершается только с искренним намерением.

Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть фото Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть картинку Что такое причастие в церкви перед венчанием. Картинка про Что такое причастие в церкви перед венчанием. Фото Что такое причастие в церкви перед венчанием

Накануне причастия перед венчанием нужно поститься. Придется исключить продукты животного происхождения, не вступать в интимные отношения.

Подготавливаться к событию следует не только на физическом уровне, но и ментальном. Нужно уточнить у батюшки, чтение каких молитв обязательно перед совершением причастия. Накануне обряда следует посетить вечернее богослужение.

Главное Таинство происходит после Божественной литургии. Венчающиеся должны прийти к ее началу натощак. Литургия продолжается 2 часа. В это время нельзя покидать стены храма. Участвуя в богослужении, супруги настраиваются на совершение главного Таинства, отвлекаются от ежедневных проблем.

После завершения литургии священники начинают причащение. Люди по очереди подходят к чаше со сложенными руками на груди, называют свое имя и открывают рот, чтобы батюшка специальной ложкой положил туда алтарное вино, символизирующее Кровь и Плоть Христа. Затем верующие проходят к столу, берут и съедают кусочек просфоры, запивая его специальной жидкостью.

Совершение исповеди и причащения в один день с венчанием

Чаще всего исповедь и причащение совершаются в один день с венчанием. Супруги заранее договариваются с батюшкой и приходят в назначенное время. Сначала они исповедуются, затем участвуют в Божественной литургии и причащаются. Далее супруги переодеваются, на это дается 1 час, и венчаются.

Если муж и жена давно не исповедовались, им следует провести это Таинство за день до главного события. Лучше всего прийти в храм вечером, когда прихожан будет не так много.

По правилам, супругам нужно причащаться в день венчания или накануне. В исключительных случаях батюшка может изменить это условие.

Источник

Что говорить на исповеди перед венчанием и обязательно ли причастие

Не все молодожены или супружеские пары, прожившие вместе несколько лет и решившие обвенчаться, знают о том, что таинство венчания требует особой подготовки. Пара должна предстать перед Богом с чистой душой, предварительно покаявшись и причастившись. Но, прежде чем идти причащаться и исповедоваться перед венчанием, нужно знать, что говорить на исповеди, как проходит причастие.

Этапы подготовки к венчанию

Молодые люди, решившие обвенчаться, должны перед обрядом пройти собеседование со священнослужителем. Во время беседы батюшка расспрашивает о духовной жизни новобрачных, дает наставления о том, как строить семейную жизнь так, чтобы она соответствовала Божьим заповедям.

Священник разъясняет молодым основные этапы подготовки к церковному бракосочетанию:

Брачной жизни должно предшествовать духовное приготовление, поэтому исповедаться и причаститься нужно обязательно. Для этого молодоженам предстоит выдержать пост на протяжении 3-7 дней, ограничив себя в употреблении некоторых продуктов, отказавшись от посещения увеселительных мероприятий, воздержавшись от интимных отношений.

По окончании говения брачующиеся исповедуются, причащаются. Это позволит молодоженам предстать перед алтарем очищенными телом и душой.

Важность исповеди и причастия

Проводить таинство Причастия было заповедано еще Иисусом Христом. Люди, вкушающие хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христове, соединяются с самим Господом. Поэтому любой православный христианин не представляет нормальной духовной жизни без причащения (Евхаристии).

Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть фото Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть картинку Что такое причастие в церкви перед венчанием. Картинка про Что такое причастие в церкви перед венчанием. Фото Что такое причастие в церкви перед венчанием

Благодаря Причастию душа очищается от скверны, возвращаясь к первозданной чистоте, появляются силы для противостояния искушениям. Но перед причащением нужно обязательно исповедаться. Исповедь представляет собой таинство покаяния, во время которого человек признает себя грешником.

Святитель Феофан Затворник говорил, что покаяние состоит из нескольких ступеней:

Искреннее покаяние дает возможность человеку постичь тайну спасения. Через таинство исповеди человек приближается к познанию Господа и Царствия Небесного.

Как правильно причащаться

К совершению таинства Причащения приходят после минимум 3-дневного говения, во время которого держат пост, читают специальные молитвы. Накануне причастия молодые исповедуются. Обычно священнослужители назначают причастие на день венчания. Процедура причащения проходит натощак, поэтому, начиная с 12 ночи, нельзя принимать пищу, питье.

Утром молодожены приходят на богослужение. Причащение начинается после чтения молитвы «Отче наш». Нужно дождаться закрытия Царских врат, затем, вместе со всеми прихожанами, желающими причаститься, подойти к алтарю.

Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть фото Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть картинку Что такое причастие в церкви перед венчанием. Картинка про Что такое причастие в церкви перед венчанием. Фото Что такое причастие в церкви перед венчанием

После выноса священником Святых Даров, прочтения двух молитв, перекреститься, направиться к Чаше. Чтобы случайно не задеть Чашу, руки держат скрещенными на груди, положив правую на левую. Приблизившись к Чаше, причащаемый произносит свое имя, данное при Крещении, широко открывает рот, давая возможность батюшке вложить в него Тело и Кровь Христове. Желательно сразу проглотить их. Затем целуют край Чаши, подходят к столику для принятия просфоры и «теплоты».

В храме остаются до окончания Божественной литургии. Причащение заканчивается чтением благодарственных молитв в церкви или дома.

Что нужно говорить на исповеди

К исповеди нужно тщательно подготовиться. Несколько дней перед покаянием рекомендуется утром и вечером читать молитвы. Накануне исповеди читают покаянный канон. Таинство исповеди обычно проходит во время литургии либо отдельно, по договоренности с батюшкой.

После прочтения священником особого чинопоследования молодожены по очереди подходят к аналою для исповеди. Чтобы не растеряться, можно дома заранее записать на листочек свои прегрешения.

Перечисляют только собственные грехи, а не близких, начиная с самых серьезных. Смертными грехами считаются:

Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть фото Что такое причастие в церкви перед венчанием. Смотреть картинку Что такое причастие в церкви перед венчанием. Картинка про Что такое причастие в церкви перед венчанием. Фото Что такое причастие в церкви перед венчанием

Во время исповеди указывают конкретные грехи, без подробного пересказа истории совершения проступка. Нельзя пытаться оправдать себя, ибо это станет еще одним грехом. Главное – каяться искренне, с твердым намерением исправить свою жизнь, не допустив повторения прежних грехов.

По окончании исповеди батюшка набрасывает на голову кающегося епитрахилью, читает разрешительную молитву.

Исповедь и причастие – не просто обязательные ритуалы, предшествующие венчанию. Это также подведение итогов прежней жизни, избавление от всех грехов, ошибок. Покаявшись и причастившись, молодожены смогут вступить в брак обновленными и безгрешными.

Источник

Венчание: подготовка, условия, совершение

В Таин­стве Брака Бог подает буду­щим супру­гам, при обе­ща­нии ими хра­нить вер­ность друг другу, бла­го­дать чистого еди­но­ду­шия для сов­мест­ной хри­сти­ан­ской жизни, рож­де­ния и вос­пи­та­ния детей.

Жела­ю­щие вен­чаться должны быть веру­ю­щими кре­ще­ными пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами. Они должны глу­боко осо­зна­вать, что само­воль­ное рас­тор­же­ние брака, утвер­жден­ного Богом, также как и нару­ше­ние обета вер­но­сти, есть без­услов­ный грех.

Как гото­виться к таин­ству вен­ча­ния

Брач­ная жизнь должна начи­наться с духов­ного при­го­тов­ле­ния.

Если жених и неве­ста ещё не воцер­ко­в­лены, то до брака им жела­тельно испо­ве­даться и при­ча­ститься Святых Тайн (для верных регу­ляр­ное при­ча­ще­ние — это норма). Тре­бу­ется, чтобы они за несколько дней до этого дня под­го­то­вили себя к Таин­ствам испо­веди и при­ча­стия.

Для бра­ко­вен­ча­ния нужно при­го­то­вить две иконы — Спа­си­теля и Божией Матери, кото­рыми во время Таин­ства бла­го­слов­ляют жениха и неве­сту. Раньше эти иконы бра­лись из роди­тель­ских домов, они пере­да­ва­лись как домаш­няя свя­тыня от роди­те­лей к детям. Иконы при­но­сятся роди­те­лями, а если они не участ­вуют в Таин­стве брака — жени­хом и неве­стой.

Жених и неве­ста при­об­ре­тают обру­чаль­ные кольца. Кольцо — знак веч­но­сти и нераз­рыв­но­сти брач­ного союза. Одно из колец может быть золо­тым, а другое сереб­ря­ным. Золо­тое кольцо сим­во­ли­зи­рует своим блес­ком солнце, свету кото­рого упо­доб­ля­ется муж в брач­ном союзе; сереб­ря­ное — подо­бие луны, мень­шего све­тила, бли­ста­ю­щего отра­жен­ным сол­неч­ным светом. Теперь для обоих бра­чу­ю­щихся поку­па­ются, как пра­вило, золо­тые кольца. Кольца могут иметь также укра­ше­ния из дра­го­цен­ных камней.

Святая Цер­ковь реко­мен­дует всту­па­ю­щим в брак под­го­то­вить себя к нему подви­гом поста, молитвы, пока­я­ния и При­ча­ще­ния.

День и время вен­ча­ния буду­щие супруги должны обго­во­рить со свя­щен­ни­ком зара­нее и лично.

Жела­тельно при­гла­сить двух сви­де­те­лей.

Для совер­ше­ния Таин­ства брака нужно иметь:

Что надо знать сви­де­те­лям

В доре­во­лю­ци­он­ной России, когда цер­ков­ный брак обла­дал закон­ной граж­дан­ской и юри­ди­че­ской силой, бра­ко­вен­ча­ние пра­во­слав­ных обя­за­тельно совер­ша­лось при пору­чи­те­лях — в народе их назы­вали дружка, подру­жие или шаферы, а в бого­слу­жеб­ных книгах (треб­ни­ках) — вос­при­ем­ники. Пору­чи­тели под­твер­ждали своими под­пи­сями акт бра­ко­вен­ча­ния в мет­ри­че­ской книге; они, как пра­вило, хорошо знали жениха и неве­сту, пору­ча­лись за них. Пору­чи­тели при­ни­мали уча­стие в обру­че­нии и вен­ча­нии, то есть во время обхож­де­ния жениха и неве­сты вокруг аналоя при­дер­жи­вали венцы над их голо­вами.

Теперь пору­чи­тели (сви­де­тели) могут быть или же не быть — по жела­нию бра­чу­ю­щихся. Пору­чи­тели обя­за­тельно должны быть пра­во­слав­ными, жела­тельно цер­ков­ными людьми, должны отно­ситься к Таин­ству брака с бла­го­го­ве­нием. Обя­зан­но­сти пору­чи­те­лей при бра­ко­со­че­та­нии в своей духов­ной основе такие же, как вос­при­ем­ни­ков в Кре­ще­нии: как вос­при­ем­ники, опыт­ные в духов­ной жизни, обя­заны руко­во­дить крест­ни­ками в хри­сти­ан­ской жизни, так и пору­чи­тели должны духовно руко­во­дить новой семьей. Поэтому раньше в пору­чи­тели не при­гла­ша­лись люди моло­дые, не жена­тые, не зна­ко­мые с семей­ной и супру­же­ской жизнью.

О пове­де­нии в храме во время таин­ства

Часто кажется, будто жених и неве­ста, сопро­вож­да­е­мые род­ными и дру­зьями, пришли в храм не для молитвы о всту­па­ю­щих в брак, а на дей­ство. Ожидая окон­ча­ния Литур­гии, они раз­го­ва­ри­вают, сме­ются, ходят по храму, ста­но­вятся спиной к обра­зам и ико­но­стасу. Всем при­гла­шен­ным в храм на бра­ко­вен­ча­ние надо знать, что во время бра­ко­со­че­та­ния Цер­ковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и неве­сте (разве только один раз про­из­но­сится молитва “за вос­пи­тав­ших роди­те­лей”). Невни­ма­ние и небла­го­го­ве­ние жениха и неве­сты к цер­ков­ной молитве пока­зы­вает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по тре­бо­ва­нию роди­те­лей. Между тем этот час молитвы в храме имеет вли­я­ние на всю после­ду­ю­щую семей­ную жизнь. Все нахо­дя­щие при бра­ко­со­че­та­нии, и осо­бенно жених и неве­ста, должны горячо молиться во время совер­ше­ния Таин­ства.

Как про­ис­хо­дит обру­че­ние

Вен­ча­нию пред­ше­ствует обру­че­ние.

Обру­че­ние совер­ша­ется в озна­ме­но­ва­ние того, что брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию, когда пред Ним скреп­ля­ются вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в брак.

Обру­че­ние совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии. Этим жениху и неве­сте вну­ша­ется важ­ность Таин­ства брака, под­чер­ки­ва­ется, с каким бла­го­го­ве­нием и тре­пе­том, с какой душев­ной чисто­той они должны при­сту­пить к его заклю­че­нию.

То, что обру­че­ние совер­ша­ется в храме, озна­чает, что муж при­ни­мает жену от Самого Гос­пода. Чтобы яснее вну­шить, что обру­че­ние совер­ша­ется перед лицом Божиим, Цер­ковь пове­ле­вает обру­ча­ю­щимся пред­стать перед свя­тыми две­рями храма, тогда как свя­щен­ник, изоб­ра­жа­ю­щий в это время Самого Гос­пода Иисуса Христа, нахо­дится в свя­ти­лище, или в алтаре.

Свя­щен­ник вводит жениха и неве­сту в храм в озна­ме­но­ва­ние того, что вен­ча­ю­щи­еся подобно пер­во­здан­ным пра­ро­ди­те­лям Адаму и Еве начи­нают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супру­же­стве.

Обряд начи­на­ется каж­де­нием в под­ра­жа­ние бла­го­че­сти­вому Товии, кото­рый возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молит­вою ото­гнать демона, враж­деб­ного чест­ным бракам (см.: Тов.8:2 ). Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет сна­чала жениха, потом неве­сту, про­из­нося: “Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа” и дает им зажжен­ные свечи. На каждое бла­го­сло­ве­ние сна­чала жених, потом неве­ста трижды осе­няют себя крест­ным зна­ме­нием и при­ни­мают от свя­щен­ника свечи.

Трое­крат­ное осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием и вру­че­ние жениху и неве­сте зажжен­ных свеч есть начало духов­ного тор­же­ства. Зажжен­ные свечи, кото­рые держат в руках жених и неве­ста, зна­ме­нуют ту любовь, кото­рую они отныне должны питать друг к другу и кото­рая должна быть пла­менна и чиста. Зажжен­ные свечи зна­ме­нуют также цело­муд­рие жениха и неве­сты и пре­бы­ва­ю­щую бла­го­дать Божию.

Кре­сто­вид­ное каж­де­ние озна­чает неви­ди­мое, таин­ствен­ное при­сут­ствие с нами бла­го­дати Духа Свя­того, освя­ща­ю­щего нас и совер­ша­ю­щего святые таин­ства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое свя­щен­но­дей­ствие начи­на­ется сла­во­сло­вием Богу, а при совер­ше­нии брака оно имеет и особое зна­че­ние: бра­чу­ю­щимся брак их пред­став­ля­ется делом вели­ким и святым, таким, через кото­рое сла­во­сло­вится и бла­го­слов­ля­ется имя Божие. (Воз­глас: “Бла­го­сло­вен Бог наш”.).

Мир от Бога необ­хо­дим бра­чу­ю­щимся, и соче­та­ются они в мире, для мира и еди­но­мыс­лия. (Диакон воз­гла­шает: “Миром Гос­поду помо­лимся. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся”.).

Затем диакон про­из­но­сит, между дру­гими обыч­ными моле­ни­ями, моле­ния о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и неве­сте — это молитва о ныне обру­ча­ю­щихся и о спа­се­нии их. Святая Цер­ковь молит Гос­пода за жениха и неве­сту, всту­па­ю­щих в брак. Цель супру­же­ства — бла­го­сло­вен­ное рож­де­ние детей для про­дол­же­ния рода чело­ве­че­ского. Вместе с тем Святая Цер­ковь про­из­но­сит моле­ние, чтобы Гос­подь испол­нил любое про­ше­ние жениха и неве­сты, отно­ся­ще­еся к их спа­се­нию.

Свя­щен­ник, как совер­ши­тель Таин­ства брака, про­из­но­сит вслух молитву к Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил жениха и неве­сту на всякое благое дело. Затем свя­щен­ник, пре­по­дав мир всем, пове­ле­вает жениху и неве­сте и всем при­сут­ству­ю­щим в храме пре­кло­нить головы свои пред Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва воз­но­сится к Гос­поду Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, кото­рую Он обру­чил Себе.

После этого свя­щен­ник берет кольца со свя­того пре­стола и наде­вает сна­чала кольцо жениху, трижды осеняя его кре­сто­об­разно, говоря: “Обру­ча­ется раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя неве­сты) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Потом наде­вает кольцо неве­сте, также с трое­крат­ным осе­не­нием ее, и про­из­но­сит слова: “Обру­ча­ется раба Божия (имя неве­сты) рабу Божи­ему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Кольца имеют при обру­че­нии очень важное зна­че­ние: это не просто дар жениха неве­сте, а знак нераз­рыв­ного, веч­ного союза между ними. Кольца кла­дутся на правую сто­рону свя­того пре­стола, как бы перед лицом Самого Гос­пода Иисуса Христа. Этим под­чер­ки­ва­ется, что через при­кос­но­ве­ние к свя­тому пре­столу и воз­ле­жа­ние на нем они могут при­нять силу освя­ще­ния и низ­ве­сти на бра­чу­ю­щихся бла­го­сло­ве­ние Божие. Кольца на святом пре­столе лежат рядом, выра­жая тем самым вза­им­ную любовь и еди­не­ние в вере жениха и неве­сты.

После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника жених и неве­ста меня­ются коль­цами. Жених наде­вает свое кольцо на руку неве­сте в знак любви и готов­но­сти жерт­во­вать всем жене своей и помо­гать ей всю жизнь; неве­ста наде­вает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и пре­дан­но­сти, в знак готов­но­сти при­ни­мать от него помощь всю жизнь. Такой обмен про­из­во­дится трижды в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает (иногда кольца меняет сам свя­щен­ник).

Затем свя­щен­ник снова молит Гос­пода о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние, Сам осенил поло­же­ние колец бла­го­сло­ве­нием небес­ным и послал им Ангела хра­ни­теля и руко­во­ди­теля в новой их жизни. На этом обру­че­ние закан­чи­ва­ется.

Как совер­ша­ется вен­ча­ние

Жених и неве­ста, держа в руках зажжен­ные свечи, изоб­ра­жа­ю­щие духов­ный свет таин­ства, тор­же­ственно входят на сере­дину храма. Им пред­ше­ствует свя­щен­ник с кадиль­ни­цей, ука­зы­вая этим, что на жиз­нен­ном пути они должны сле­до­вать по запо­ве­дям Гос­под­ним, а добрые дела их будут, как фимиам, воз­но­ситься к Богу Хор встре­чает их пением псалма 127 ( Пс.127 ), в кото­ром пророк-псал­мо­пе­вец Давид про­слав­ляет бла­го­слов­лён­ное Богом супру­же­ство; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и неве­ста ста­но­вятся на разо­стлан­ный на полу плат (белый или розо­вый) перед ана­лоем, на кото­ром лежат крест, Еван­ге­лие и венцы.

Жених и неве­ста перед лицом всей Церкви еще раз под­твер­ждают сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак и отсут­ствие в про­шлом со сто­роны каж­дого из них обе­ща­ния тре­тьему лицу всту­пить с ним в брак.

Свя­щен­ник спра­ши­вает жениха: «Имаши ли (имя), про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и креп­кую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».

(“Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть мужем этой (имя неве­сты), кото­рую видишь здесь перед собою?”)

И жених отве­чает: «Имам, чест­ный отче» (“Имею, чест­ный отче”). И свя­щен­ник дальше спра­ши­вает: «Не обе­щался ли еси иной неве­сте» (“Не связан ли ты обе­ща­нием другой неве­сте?”). И жених отве­чает: «Не обе­щахся, чест­ный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обра­щен к неве­сте: «Имаши ли про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и твер­дую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть женою этого (имя жениха), кото­рого видишь перед собою?») и «Не обе­ща­лася ли еси иному мужу» («Не свя­зана ли обе­ща­нием дру­гому жениху?») —

Потом такой же вопрос обра­щен к неве­сте: «Имаши ли про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и твер­дую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть женою этого (имя жениха), кото­рого видишь перед собою?») и «Не обе­ща­лася ли еси иному мужу» («Не свя­зана ли обе­ща­нием дру­гому жениху?») — «Нет, не свя­зана».

Итак, жених и неве­ста под­твер­дили перед Богом и Цер­ко­вью доб­ро­воль­ность и неру­ши­мость своего наме­ре­ния всту­пить в супру­же­ство. Такое воле­изъ­яв­ле­ние в нехри­сти­ан­ском браке явля­ется реша­ю­щим прин­ци­пом. В хри­сти­ан­ском браке оно—главное усло­вие для есте­ствен­ного (по плоти) брака, усло­вие, после кото­рого он должен счи­таться заклю­чен­ным.

Теперь только, после заклю­че­ния этого есте­ствен­ного брака, начи­на­ется таин­ствен­ное освя­ще­ние супру­же­ства Боже­ствен­ною бла­го­да­тью — чин вен­ча­ния. Начи­на­ется вен­ча­ние литур­ги­че­ским воз­гла­сом: “Бла­го­сло­венно Цар­ство…”, кото­рым про­воз­гла­ша­ется сопри­част­ность бра­чу­ю­щихся Цар­ству Божи­ему.

После крат­кой екте­ний о бла­го­со­сто­я­нии душев­ном и телес­ном жениха и неве­сты свя­щен­ник про­из­но­сит три про­стран­ные молитвы.

Первая молитва обра­щена к Гос­поду Иисусу Христу. Свя­щен­ник молится: “Бла­го­слови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, дол­го­ден­ствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя дол­го­жиз­нен­ное неувя­да­е­мый венец славы; спо­доби их уви­деть чада чад своих, ложе их сохрани нена­вет­ным. И даруй им от росы небес­ной свыше, и от тука зем­ного; исполни дома их пше­ницы, вина и елея, и всякой бла­го­стыни, так чтобы они дели­лись избыт­ками с нуж­да­ю­щи­мися, даруй и тем, кото­рые теперь с нами, все, потреб­ное ко спа­се­нию”.

Во второй молитве свя­щен­ник молит Три­еди­ного Гос­пода, чтобы Он бла­го­сло­вил, сохра­нил и помя­нул бра­чу­ю­щихся. “Даруй им плод чрева, доб­ро­ча­дие, еди­но­мыс­лие в душах, воз­высь их, как кедры ливан­ские” как вино­град­ную лозу с пре­крас­ными вет­вями, даруй им семя коло­си­стое, дабы они, имея доволь­ство во всем, изоби­ло­вали на всякое благое дело и Тебе бла­го­угод­ное. И да узрят они сыно­вей от сынов своих, как моло­дые отпрыски мас­лины, вокруг ствола своего и бла­го­уго­дивши пред Тобою, да вос­си­яют как све­тила на небе в Тебе, Гос­поде нашем”.

Затем, в тре­тьей молитве, свя­щен­ник еще раз обра­ща­ется к Три­еди­ному Богу и умо­ляет Его, чтобы Он, сотво­рив­ший чело­века и потом из ребра его создав­ший жену в помощ­ницы ему, нис­по­слал и ныне руку Свою от свя­того жилища Своего, и соче­тал бра­чу­ю­щихся, венчал их в плоть едину, и даро­вал им плод чрева.

После этих молитв насту­пают важ­ней­шие минуты вен­ча­ния. То, о чем свя­щен­ник молил Гос­пода Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею цер­ко­вью — о бла­го­сло­ве­нии Божием, — теперь видимо совер­ша­ется над бра­чу­ю­щи­мися, скреп­ляет и освя­щает их супру­же­ский союз.

Свя­щен­ник, взяв венец, зна­ме­нует им кре­сто­об­разно жениха и дает ему цело­вать образ Спа­си­теля, при­креп­лен­ный к перед­ней части венца. Венчая жениха, свя­щен­ник про­из­но­сит: “Вен­ча­ется раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Бла­го­сло­вив таким же обра­зом неве­сту и дав ей при­ло­житься к образу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, укра­ша­ю­щему ее венец, свя­щен­ник вен­чает ее, про­из­нося: “Вен­ча­ется раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Укра­шен­ные вен­цами, жених и неве­ста пред­стоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небес­ной и земной и ожи­дают бла­го­сло­ве­ния Божия. Настает тор­же­ствен­ней­шая, свя­тей­шая минута вен­ча­ния!

Свя­щен­ник гово­рит: “Гос­поди, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, бла­го­слов­ляет их. Это молит­вен­ное воз­гла­ше­ние свя­щен­ник про­из­но­сит трижды и трижды бла­го­слов­ляет жениха и неве­сту.

Все при­сут­ству­ю­щие в храме должны уси­ли­вать молитву свя­щен­ника, во глу­бине души должны повто­рять за ним: “Гос­поди, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Воз­ло­же­ние венцов и слова свя­щен­ника:

“Гос­поди наш, славою и честью венчай их” — запе­чат­ле­вают Таин­ство брака. Цер­ковь, бла­го­слов­ляя брак, про­воз­гла­шает вен­ча­ю­щихся родо­на­чаль­ни­ками новой хри­сти­ан­ской семьи — малой, домаш­ней церкви, ука­зы­вая им путь в Цар­ство Божие и зна­ме­нуя веч­ность их союза, нерас­тор­жи­мость его, как сказал Гос­подь: Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает ( Мф.19:6 ).

Затем чита­ется Посла­ние к Ефе­ся­нам свя­того апо­стола Павла ( Еф.5:20-33 ), где брач­ный союз упо­доб­ля­ется союзу Христа и Церкви, за кото­рую предал Себя воз­лю­бив­ший ее Спа­си­тель. Любовь мужа к жене—это подо­бие любви Христа к Церкви, а любовно-сми­рен­ное пови­но­ве­ние жены мужу—подобие отно­ше­ния Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до само­от­вер­же­ния, готов­ность пожерт­во­вать собою по образу Христа, отдав­шего Себя на рас­пя­тие за греш­ных людей, и по образу истин­ных после­до­ва­те­лей Его, стра­да­ни­ями и муче­ни­че­ской смер­тью под­твер­див­ших свою вер­ность и любовь к Гос­поду.

Послед­нее изре­че­ние апо­стола: а жена да боится своего мужа — при­зы­вает не к страху сла­бого перед силь­ным, не к боязни рабыни по отно­ше­нию к гос­по­дину, но к страху опе­ча­лить любя­щего чело­века, нару­шить еди­не­ние душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, при­сут­ствия Божия в семей­ной жизни, должен испы­ты­вать и муж, глава кото­рому — Хри­стос. В другом посла­нии апо­стол Павел гово­рит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим ( 1Кор.7:4-5 ).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи части­цами пол­ноты цер­ков­ной, равны между собой, пови­ну­ясь Гос­поду Иисусу Христу.

После Апо­стола чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна ( Ин.2:1-11 ). В нем бла­го­вест­ву­ется о Божием бла­го­сло­ве­нии супру­же­ского союза и освя­ще­нии его. Чудо пре­тво­ре­ния воды в вино Спа­си­те­лем про­об­ра­зо­вало дей­ствие бла­го­дати таин­ства, кото­рым земная супру­же­ская любовь воз­вы­ша­ется до любви небес­ной, соеди­ня­ю­щей души о Гос­поде. О нрав­ствен­ной пере­мене, необ­хо­ди­мой для этого, гово­рит святой Андрей Крит­ский “Брак честен и ложе непо­рочно, ибо Хри­стос бла­го­сло­вил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и пре­тво­рив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изме­ни­лась” (Вели­кий канон, в рус­ском пере­воде, тро­парь 4, песнь 9).

После про­чте­ния Еван­ге­лия про­из­но­сятся от лица Церкви крат­кое про­ше­ние о ново­брач­ных и молитва свя­щен­ника, в кото­рой мы молимся Гос­поду о том, чтобы Он сохра­нил соче­тав­шихся в мире и еди­но­мыс­лии, чтобы брак их был чест­ным, ложе их — несквер­ным, сожи­тель­ство непо­роч­ным, чтобы спо­до­бил их дожить до ста­ро­сти при испол­не­нии от чистого сердца запо­ве­дей Его.

Свя­щен­ник воз­гла­шает: “И спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе, Небес­наго Бога Отца, и гла­го­лати…”. И ново­брач­ные вместе со всеми при­сут­ству­ю­щими поют молитву “Отче наш”, осно­ва­ние и венец всех молитв, запо­ве­дан­ную нам Самим Спа­си­те­лем.

В устах бра­ко­со­че­тав­шихся она выра­жает реши­мость слу­жить Гос­поду своею малой цер­ко­вью, так чтобы и через них на земле воля Его испол­ня­лась и царила в их семей­ной жизни. В знак покор­но­сти и пре­дан­но­сти Гос­поду они пре­кло­няют головы под вен­цами.

После молитвы Гос­под­ней иерей про­слав­ляет Цар­ство, силу и славу Отца, и Сына, и Свя­того Духа, и, пре­по­дав мир, пове­ле­вает пре­кло­нить головы пред Богом, как пред Царем и Вла­ды­кою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем при­но­сится чаша с крас­ным вином, или, вернее, чаша обще­ния, и свя­щен­ник бла­го­слов­ляет ее на вза­им­ное обще­ние мужа и жены. Вино при вен­ча­нии пода­ется в знак радо­сти и весе­лья, напо­ми­ная о чудес­ном пре­вра­ще­нии воды в вино, совер­шен­ном Иису­сом Хри­стом в Кане Гали­лей­ской.

Свя­щен­ник трое­кратно дает моло­дой паре испить вина из общей чаши — сна­чала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпи­вают по три малень­ких гло­точка: сна­чала муж, потом жена.

Пре­по­дав общую чашу, свя­щен­ник соеди­няет правую руку мужа с правой рукой жены, покры­вает руки их епи­тра­хи­лью и поверх нее кладет свою руку Это озна­чает, что через руку свя­щен­ника муж полу­чает жену от самой Церкви, соеди­ня­ю­щей их во Христе навеки. Свя­щен­ник трижды обво­дит ново­брач­ных вокруг аналоя.

При первом обхож­де­нии поется тро­парь “Исаие, ликуй…”, в кото­ром про­слав­ля­ется таин­ство вопло­ще­ния Сына Божия Емма­ну­ила от Неис­ку­со­брач­ной Марии.

При втором обхож­де­нии поется тро­парь “Святии муче­ницы”. Увен­чан­ные вен­цами, как побе­ди­тели земных стра­стей, они являют образ духов­ного брака веру­ю­щей души с Гос­по­дом.

Нако­нец, в тре­тьем тро­паре, кото­рый поется при послед­нем обхож­де­нии аналоя, про­слав­ля­ется Хри­стос как радость и слава ново­брач­ных, надежда их во всех обсто­я­тель­ствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апо­сто­лов похвале, муче­ни­ков радо­ва­ние, ихже про­по­ведь. Троица Еди­но­сущ­ная”.

Это кру­го­вое хож­де­ние озна­чает вечное шествие, кото­рое нача­лось в этот день для этой четы. Супру­же­ство их будет вечным шествием рука об руку, про­дол­же­нием и явле­нием совер­шен­ного сего­дня таин­ства. Помня об общем кресте, воз­ло­жен­ном сего­дня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут испол­нены бла­го­дат­ной радо­сти этого дня. По окон­ча­нии тор­же­ствен­ного шествия свя­щен­ник сни­мает венцы с супру­гов, при­вет­ствуя их сло­вами, испол­нен­ными пат­ри­ар­халь­ной про­стоты и потому осо­бенно тор­же­ствен­ными:

“Воз­ве­ли­чися, женише, якоже Авраам, и бла­го­сло­вися якоже Исаак, и умно­жися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде запо­веди Божия”.

“И ты, неве­сто, воз­ве­ли­чися якоже Сарра, и воз­ве­се­лися якоже Ревекка, и умно­жися якоже Рахиль, весе­ля­щися о своем муже, хра­нящи пре­делы закона, зане тако бла­го­воли Бог”.

Затем в двух после­ду­ю­щих молит­вах свя­щен­ник просит Гос­пода, бла­го­сло­вив­шего брак в Кане Гали­лей­ской, вос­при­нять и венцы ново­брач­ных неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в Цар­ствии Своем. Во второй молитве, чита­е­мой свя­щен­ни­ком, с при­к­ло­не­нием голов ново­брач­ных, эти про­ше­ния запе­чат­ле­ва­ются именем Пре­свя­той Троицы и иерей­ским бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии ее ново­брач­ные цело­муд­рен­ным поце­луем сви­де­тель­ствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, ново­брач­ных под­во­дят к цар­ским вратам, где жених целует икону Спа­си­теля, а неве­ста — образ Божией Матери; затем они меня­ются местами и при­кла­ды­ва­ются соот­вет­ственно: жених — к иконе Божией Матери, а неве­ста — к иконе Спа­си­теля. Здесь же свя­щен­ник дает им крест для цело­ва­ния и вру­чает им две иконы: жениху — образ Спа­си­теля, неве­сте — образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

Какой должна быть сва­деб­ная тра­пеза

Тор­же­ственно и радостно совер­ша­ется Таин­ство брака. От мно­же­ства народа: близ­ких, родных и зна­ко­мых, — от блеска свеч, от цер­ков­ного пения как-то невольно ста­но­вится празд­нично и весело на душе.

После вен­ча­ния моло­дые, роди­тели, сви­де­тели, гости про­дол­жают празд­ник за столом.

Но как же непри­лично при этом ведут себя иногда неко­то­рые при­гла­шен­ные. Нередко здесь упи­ва­ются, про­из­но­сят бес­стыд­ные речи, поют нескром­ные песни, дико отпля­сы­вают. Такое пове­де­ние было бы позор­ным даже для языч­ника, “неве­ду­щаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, хри­стиан. Святая Цер­ковь предо­сте­ре­гает от такого пове­де­ния. В 53‑м пра­виле Лаоди­кий­ского Собора ска­зано: “Не подо­бает на браки ходя­щим (то есть даже род­ствен­ни­кам жениха и неве­сты и гостям) ска­кати или пля­сати, но скромно вече­ряти и обе­дати, как при­лично хри­сти­а­нам”. Брач­ный пир должен быть скро­мен и тих, должен быть чужд вся­кого невоз­дер­жа­ния и непри­ли­чия. Такое тихое и скром­ное пир­ше­ство бла­го­сло­вит и Сам Гос­подь, освя­тив­ший брак в Кане Гали­лей­ской Своим при­сут­ствием и совер­ше­нием пер­вого чуда.

Что может пре­пят­ство­вать хри­сти­ан­скому браку

Зача­стую гото­вя­щи­еся к вен­ча­нию сна­чала реги­стри­руют граж­дан­ский брак в загсе. Пра­во­слав­ная Цер­ковь счи­тает граж­дан­ский брак лишен­ным бла­го­дати, но как факт при­знает и не счи­тает его неза­кон­ным блуд­ным сожи­тель­ством. Тем не менее усло­вия заклю­че­ния брака по граж­дан­скому зако­но­да­тель­ству и по цер­ков­ным кано­нам имеют раз­ли­чия. Однако не всякий граж­дан­ский брак может быть освя­щен в церкви.

Цер­ковь не допус­кает вступ­ле­ние в брак более трех раз. По граж­дан­скому зако­но­да­тель­ству раз­ре­шен чет­вер­тый и пятый брак, кото­рые Цер­ковь не бла­го­слов­ляет.

Не бла­го­слов­ля­ется брак, если один из бра­чу­ю­щихся (и тем более оба) объ­яв­ляет себя ате­и­стом и гово­рит, что он пришел на вен­ча­ние лишь по насто­я­нию супруга или роди­те­лей.

Не раз­ре­ша­ется вен­ча­ние, если хотя бы один из супру­гов некре­щен и не соби­ра­ется при­нять кре­ще­ния перед вен­ча­нием.

Вен­ча­ние невоз­можно, если один из буду­щих супру­гов фак­ти­че­ски состоит в браке с другим лицом. Сна­чала нужно рас­торг­нуть граж­дан­ский брак, а если брак был цер­ков­ный, обя­за­тельно взять раз­ре­ше­ние архи­ерея на рас­тор­же­ние его и бла­го­слов­ле­ние на вступ­ле­ние в новый брак.

Еще одно пре­пят­ствие к совер­ше­нию бра­ко­вен­ча­ния — кров­ное род­ство жениха и неве­сты и род­ство духов­ное, обре­тен­ное через вос­при­ем­ни­че­ство при кре­ще­нии.

Когда не совер­ша­ется вен­ча­ние

Согласно кано­ни­че­ским пра­ви­лам, не раз­ре­ша­ется совер­шать вен­ча­ние в тече­ние всех четы­рех постов, в сырную сед­мицу, Пас­халь­ную сед­мицу, в период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния (Святки). По бла­го­че­сти­вому обычаю не при­нято совер­шать браки в суб­боту, а также нака­нуне дву­на­де­ся­тых, вели­ких и хра­мо­вых празд­ни­ков, дабы пред­празд­нич­ный вечер не про­хо­дил в шумном весе­лии и раз­вле­че­ниях. Кроме того, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви бра­ко­вен­ча­ние не совер­ша­ется по втор­ни­кам и чет­вер­гам (нака­нуне пост­ных дней — среды и пят­ницы), нака­нуне и в дни Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи (29 августа/11 сен­тября) и Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня (14/27 сен­тября). Исклю­че­ния из этих правил могут быть сде­ланы по нужде только пра­вя­щим архи­ереем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *