Что такое престижная экономика
Престижная экономика
Возникновение данной стадии развития человечества связано с тем, что несмотря на то, что семья или отдельный индивид общества уже получили прибавочный продукт, но он поступил только в распоряжение, а не в собственность, то есть остался принадлежать общине. Распорядительная доля могла быть различной, тогда как потребительная только по потребности. Всё это накладывало невозможность накопления избыточного продукта и нужность его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, образование особого церемониального дарообмена, как особой формы дарения превращающего прибавочный продукт в «престиж».
Содержание
Возникновение явления
С дальнейшим развитием общества становится очевидно, что весь продукт созданный отдельным индивидуумом должен перейти в его собственность, а не только в распоряжение. Постепенно возникают особые формы распределения продукта внутри общины, а не только простой трудоделёж, например, договорённости об обмене разными продуктами.
Но возникает новое противоречие — даже несмотря на получение человеком продукта в собственность, в первобытном обществе всё равно невозможно накапливать излишек, так как община требовала его распределения, отказ от которого считался преступлением. В результате всё большая часть общественного продукта уходит в другие социоисторические организмы, возникает два вида циркуляции продукта: циркуляция жизнеобеспечивающего продукта, которая происходит внутри общины и циркуляция избыточного продукта, которая происходит между разными социоисторическими организмами.
Система циркуляции избыточного продукта и получила название престижной экономики.
Понятие церемониального обряда
Примеры церемониального обряда
Б. Малиновский одним из первых описал данную общественно-экономическую формацию на примере института Кула — церемониального обмена в Океании. Выдающийся этнограф указал на нецелесообразность такого дарообмена с точки зрения товарно-рыночных отношений, а также указал какие «институции» выросли вокруг него ( мифология, лодкостроительство, социальные структуры и др.).
Что такое престижная экономика
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Jan. 11th, 2010
34. первобытная экономика. феномен престижной экономики. специфика отношений собственности.
о собственности.(из скромных запасов лекций)
-вся собственность считалась общей, даже если на деле ей мог пользоваться только один человек.
-оружие каждый изготовлял себе сам.
-земля оценивалась не количеством, а качеством. австралийцы связаны с ней сакральными связями и считают, что у них есть перед землей свои обязательства.
о торговле.
1.дары в чистом виде
2. дары-платежи( за что-то большооое))
3. оплата за услуги
4.эквивалентные дары.
5. обмен материальных благ на привилегии, например знания ритуалов или танца
6.престижная экономика
7. торговля.
35. первобытные формы религии. анимизм, тотемизм, культ предков, шаманизм
АНИМИЗМ (от лат. anima — душа) — вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.это одушевление природы. зачатки имелись еще на ранней стадии первоб. общины: у тасманийцев, австралийцев, низших охотников и рыболовов итд.существовали представления о душах умерших, злых и добрых духах.
Шаманизм.(из учебн.)
С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей — жрецов. Если некогда культовые способности в принципе признавались за всеми или по крайней мере за многими членами коллектива и соответствующие функции обычно выполнялись лидерами лишь как его представителями, то теперь эти способности приписывались лишь определенным лицам, считавшимся обладателями сильных предков-покровителей, чудесных качеств, тайных знаний и т. п. В связи с этим даже получила развитие особая форма религии — шаманизм *, состоящая в выделении определенных лиц — шаманов, которым приписывается способность путем приведения себя в состояние экстаза вступать в непосредственное общение с духами. Служители культа могли монополизировать не только религиозные функции, но и некоторые полезные знания, виды художественной деятельности, обучение молодежи, толкование обычаев, судопроизводство. В одних случаях их иерархию возглавлял вождь, становившийся главным жрецом, в других случаях они обосабливались и соперничали со светской властью. Однако в соответствии с общими тенденциями эпохи они всегда использовали свое положение для обогащения, смыкались с другими слоями социальной верхушки и обращали религию в орудие утешения и устрашения простого народа, бедноты, рабов.
Престижная экономика: сущность, формы проявления, значение
Рост избыточного продукта, упрочнение личной собственности и замещение уравнительного распределения трудовым привели к развитию особого вида социально-экономических отношений, получивших название престижной экономики. На стадии позднепервобытной общины престижная экономика проявляется главным образом в обмене дарами (дарообмен), существующими преимущественно пока только в системе полученного избыточного продукта. Дарообмен существует как внутри общины, так и за ее пределами (связывал круг общин), совершается как коллективно, так и индивидуально.
Дарители или даритель приобретал общественный престиж (тем большим, чем щедрее был дар). В то же время даритель ничего не терял, так как действовал принцип эквивалентности дачи и отдачи. С помощью дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные отношения, усиливался авторитет общин и их предводителей.
С одной стороны, престижная экономика способствовала развитию производства. Так для нужд дарообмена возделывали специальные огороды, выращивали особые стада скота. Стали появляться обменные эквиваленты. С другой стороны церемониальный характер дарообмена вел к непродуктивным тратам (обильные пиры, потлач). Противоречивой была и социальная сторона престижной экономики. Она стимулировала внутриобщинные и межобщинные связи, помощь, но и порождала зачатки общественного и имущественного расслоения. Позднее престижно-экономические отношения сыграли крупную роль в углублении социального неравенства.
Престижная экономика и развитие производства
Уже на примере Австралии можно было видеть, что зарождение престижно‑экономических отношений означало появление новых стимулов к труду. В последующем они получили дальнейшее развитие.
Как уже указывалось, стремление к престижу возникло ещё на стадии раннепервобытной общины. В основе его лежала объективная заинтересованность коллектива в том, чтобы каждый его член трудился с максимальной отдачей. На той фазе престиж обеспечивался вначале непосредственно величиной вклада человека в совокупный общественный продукт, а затем щедростью в дачедележе.
На новом этапе, чтобы добиться престижа, нужно было прежде всего щедро дарить и отдаривать, а главное — устраивать дароторжества, или, по крайней мере, активно участвовать в них. Как уже указывалось, дарение вели к своеобразному накоплению имущества, которым человек мог располагать, которое уходило из под контроля общины. Чем больше человек дарил, тем обширнее были его связи с членами других социально‑исторических организмов, тем большим числом материальных ресурсов он потенциально владел, тем соответственно большим престижем он пользовался как в своей общине, так и за её пределами.
Стремление увеличить свои потенциальные материальные накопления и тем самым свой престиж побуждало человека как можно больше дарить. Но чтобы так поступать, нужно было иметь в своём реальном распоряжении возможно больше продукта.
Один путь к этому: самому создавать его во всё большем количестве, самому трудиться много и упорно. Но люди были не равны по своим способностям. Одни могли произвести больше продукта, другие — меньше. Соответственно они не в одинаковой степени были включены в престижную экономику. Одни дарили больше, другие — меньше, а были и такие, которые вообще ничего не дарили. Уже здесь наметилось своеобразное имущественное, а вместе с тем и социальное расслоение, которое столь характерно для фазы поздней первобытной общины.
Исследователи нередко говорят о богачах, рядовых людях и бедняках. Но это неравенство носило специфический характер. Богатство человека, если можно так выразиться, было текучим. Богат был не тот, кто много имел, а тот, кто много дарил. Богатство он накоплял не только с целью его использования для удовлетворения непосредственных своих потребностей, сколько для того, чтобы его раздаривать. Богатство человека исчислялось массой ценностей, которые проходили через его руки. Поэтому слово «богач» в применении к таким людям имеет несколько иной смысл, чем тот, который мы привыкли в него вкладывать.
В этой связи можно отметить, что с возникновением престижной экономики у многих народов совершенно отчётливо выделилась особая категория объектов, которые циркулировали в основном лишь по её каналам. В таком качестве могли выступать раковины, перья определённых птиц, медные пластины, свиньи, крупный рогатый скот и т.п. Эти объекты были престижными ценностями, составляли престижное богатство.
В основе рассматриваемого имущественного неравенства первоначально лежали различия в количестве созданного человеком продукта. Человек, который больше производил, соответственно был способен и больше дарить. Однако всегда существовал предел тому, что человек мог произвести сам. Отсюда стремление использовать для дарения продукты чужого труда.
Ещё на стадии раннепервобытной общины престиж человека с определённого момента стал непосредственно определяться количеством не созданного им, а розданного им членам общины продукта. Человек пользовался почётом не как труженик, а как даватель. Но так как на данном этапе дарить можно было в основном лишь то, что человек создал своим трудом, то в конечном счёте в основе общественной оценки человека лежала реализация его способности к труду.
С увеличением массы избыточного продукта и переходом к фазе позднепервобытной общины престиж человека стал определяться прежде всего количеством даримого им продукта. На первых порах дарился в основном продукт собственного труда человека и труда членов его семьи. Почти одновременно возникли различного рода способы мобилизации продуктов чужого труда. В результате престиж человека стал определяться способностями не только к труды, но к манипулированию престижными ценностями. Однако, пока он прямо или косвенно, в большей или меньшей степени возмещал полученный им для раздаривания чужой продукт, престиж его зависел прежде всего от того, сколько он сам производил.
Преодолеть это ограничение можно было только путём перехода к систематическому безвозмездному присвоению чужого труда. Таким образом логика развития престижной экономики с неизбежностью предполагала появление эксплуатации человека человеком. Когда это произошло, часть избыточного продукта стала одновременно и прибавочным продуктом.
С появлением эксплуатации количество даримого тем или иным человеком перестало определяться объёмом созданного им продукта. В принципе теперь человек мог дарить, и при этом много, даже в том случае, если он сам ничего не создавал. А так как престиж человека зависел только от объёма даримого продукта, то теперь добиться его мог и человек, который перестал участвовать в труде. Появление эксплуатации открыло возможность для беспредельного роста массы избыточного продукта, которую мог сосредоточить тот или иной человек в своих руках, а тем самым и беспредельного повышения его престижа.
Таким образом, не успев ещё даже как следует сформироваться, распределение по труду привело к появлению своей противоположности — эксплуатации человека человеком. Только с её возникновением в достаточной степени утвердилось зародившееся раньше имущественное и социальное неравенство. Лишь когда для дарения стал использоваться прибавочный продукт, возник достаточно большой отрыв «богачей» от рядовых людей. Что же касается бедняков, то их оформление в качестве особого слоя было связано не только с престижной, но и с жизнеобеспечивающей экономикой.
С возникновением престижной экономики появился новый могучий стимул к производству. Для дародач, дароплатежей и особенно великодаров требовалась масса избыточного продукта. Она могла быть создана только трудом. О том, что церемониальный обмен, пиры и другие явления престижной экономики были на этой и отчасти более поздних стадиях развития важными стимулами к труду, пишут многие исследователи (562. С. 383; 408. С. 326; 409. С. 320; 272. С. 124; 273, 17, 1. С. 139; 496. С. 33; 501, 3. С. 324; 363. С. 202; 463. С. 355‑356; 637. С. 231; 694. С. 364; 540. С. 87 и др.).
Порождённое престижной экономикой стремление к престижу в отличие от многих иных потребностей не имеет предела. Престиж недостаточно завоевать, его нужно постоянно поддерживать. Не существует абсолютного престижа, по достижению которого человек мог бы успокоиться. Престиж можно бесконечно повышать. Поэтому стремление к престижу как экономический мотив может быть сопоставлено лишь со столь характерной для капитализма погоней за прибавочной стоимостью. Возникновение престижно‑экономических отношений открыло широкую возможность и дало могучий толчок развитию производительных сил первобытного общества.
6. Гостеприимство и его место в системе социально‑экономических отношений доклассового общества
Престижная экономика, будучи системой особого рода дарообращения, а именно престижного, не включала в себя все существующие отношения дарообмена. В обществе существовали и иные, кроме престижной, системы дарообращения. С одной из них мы сталкиваемся, когда обращаемся к явлению, известному в этнографической литературе под названием гостеприимства.
Одним из первых сделал его объектом специального исследования Л.Г. Морган. На основе обобщения большого фактического материала, относящегося к индейцам, им был сделан вывод о существовании в первобытном обществе закона гостеприимства (661. С. 45‑61). Обратил внимание на гостеприимство и Н.И. Зибер, который привёл данные, относящиеся не только к Америке, но и к Океании, Азии, Африке и даже Европе (67. С. 131‑143).
И тот, и другой понимали гостеприимство очень широко, не проводя различия отношений между членами одной общины и отношениями между членами разных общин. В результате Н.И. Зибер пришел к выводу, что «гостеприимство есть просто общение имущества» (С. 132).
В действительности же под словом «гостеприимство» скрываются два разных явления. Иногда это слово используется для обозначения одной из форм дележа, имевшей место внутри общины, а именно той, которую мы назвали дачеразбором или дачеугощением. Однако чаще всего гостеприимством называют угощение и оказание иных услуг, в частности, предоставление крова, членам других общин.
Собственно только чужак и может быть назван подлинным гостем. И в данном случае мы имеем дело не с дележом, а с дарением. Как уже было показано выше, дар — не обязательно то, что можно взять с собой. Даром может быть и пища, которая потребляется на месте. Наряду с дачеугощением существует и дароугощение. Даром может быть и услуга. В целом угощение гостя и услуги, представляемые гостю, могут быть названы гостевым даром или гостедаром.
Любой дар предполагает отдар. Во многих случаях обмен гостедарами носил прямой характер. Хозяин и гость просто менялись ролями. Если сегодня А принимал Б, то завтра Б принимал А. Однако такое бывало не всегда. Связь двух конкретных лиц могла носить односторонний характер. Один из них мог выступать только в роли хозяина, другой — только гостя. Но человек, который по отношению к определённому лицу был лишь хозяином, по отношению к другому мог быть лишь гостем. И в конечном счёте каждый получал примерно столько же, сколько давал. Поэтому вполне можно говорить о существовании особой системы гостедарообмена или гостедарообращения.
Когда община перестала быть единым делёжным кругом, то гостедарообращение в какой‑то степени стало превращаться из отношения лишь между членами разных общин в отношении и внутри общины. Но в целом и тогда оно во многом продолжало сохранять межобщинный характер.
С исчезновением престижной экономики, что произошло на поздних этапах развития предклассового общества, гостедарообмен принял на себя некоторые её функции. Наряду с обычным гостедарообменом, который осуществлялся в любое время, возник и получил развитие праздничный, когда люди навещали друг друга по случаю каких‑либо торжественных событий. В некоторых случаях сам приезд гостя стал поводом для торжества, которое хозяин устраивал в его честь.
Глава 10.
Жизнеобеспечивающая и престижная экономика охотников, рыболовов и собирателей (I)
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 75 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
Как следует из сказанного выше, суть перехода к распределению по труду заключалась в том, что человек не был больше обязан делиться с остальными членами социоисторического организма.
Но на стадии первобытно-коммунистического общества формировалось и сформировалось резко отрицательное отношение к накоплению ценностей в руках отдельных людей, к тому, что этнографы именуют скупостью, жадностью. Идеалом была щедрость, прежде всего в отношении между членами коллектива. И такое отношение по инерции сохранялось очень долгое время и после перехода к фазе позднепервобытной общины и даже предклассового общества.
В качестве примера можно привести общество папуасов капауку (Западный Ириан, Новая Гвинея). У них уже существовало значительное имущественное неравенство и возникла эксплуатация человека человеком. Но обычай предполагал равенство. Согласно туземной этике было аморальным для богача потреблять больше пищи и лучшую пищу, чем остальные, носить украшения, которые выделяли бы его из общей массы и т.п. От него ожидали не выделяющегося потребления, а выделяющейся щедрости. По мнению туземцев, единственное, что может оправдать накопление богатства, это его распределение между менее удачливыми людьми.
Наличие большого богатства в сочетании с отсутствием щедрости расценивалось как преступление против общества. Обычным наказанием был остракизм, бойкот, недоброжелательные слухи, отказ в поддержке. Но бывало, что скупого богача убивали. В результате богачи стремились скрыть свое состояние.
И у эскимосов Аляски, если человек накапливал богатство лишь для себя, его либо заставляли все раздать, либо убивали, а имущество делили между собой.
Таким образом, на исходе первобытно-коммунистической стадии общество оказалось перед лицом вопиющего противоречия. Производство не могло дальше развиваться без перехода к распределению по труду, без хотя бы частичного отказа человека от обязанности делиться с другими членами общины. И в то же время общество не могло позволить человеку накапливать в своих руках материальные ценности. Оно продолжало его обязывать быть щедрым, продолжало обязывать его отдавать созданные ценности другим людям.
И эта передача должна была давать престиж как человеку, который давал продукт, так и социоисторическому организму, членом которого он являлся. Вполне понятно, что престиж человека в принципе должен был быть большим, чем при прежнем положении вещей. Если раньше он пользовался престижем лишь в глазах членов собственного коллектива, то теперь и в глазах членов всех тех общин, в которые он передавал созданный им продукт.
В результате все большая часть продукта, созданного в каждом социально-историческом организме, стала уходить, разумеется, в форме дара, в другие социоисторические организмы. Соответственно в каждый социоисторический организм стал во все большем количестве поступать продукт, созданный в иных общинах. Неизбежным было возникновение целостной системы циркуляции продукта между социоисторическими организмами. Вполне понятно, что между ними циркулировал не весь общественный продукт, а только часть его, а именно избыточный продукт.
Переход от раннепервобытного общества к позднепервобытному был, таким образом, ознаменован своеобразным раздвоением системы социально-экономических отношений: наряду с системой циркуляции жизнеобеспечивающего продукта возникла особая система циркуляции избыточного продукта.
Системы циркуляции избыточного продукта описаны были давно. Но выделены они как особое экономическое явление были сравнительно поздно. Это было сделано британским этнологом Брониславом Каспаром Малиновским, не предложившим, однако, никакого общего термина для обозначения этих отношений. Австралийский ученый Уильям Стэннер, столкнувшись с системой этих связей, назвал ее церемониальной экономикой. Американской исследовательницей Корой Дюбуа был введен термин «престижная экономика», который получил всеобщее признание.
Различные объекты циркулировали в системе престижной экономики в форме даров. Престижная экономика была в своей сущности системой престижного дарообмена, престижного дарообращения. Дарообмен представляет собой переход объектов из собственности в собственность. Дар должен быть возмещен более или менее равноценным отдаром. Принцип эквивалентности данного и полученного был одним из важнейших в престижной экономике. У всех народов, у которых была развита эта экономика, было выработано достаточно четкое понятие эквивалентности.