Что такое премудрость в церкви

ВОНМЕМ, МИР ВСЕМ, ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ

Внимание к прокимнам, к пению аллилуиа и к чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возглашениями священнослужителей. Именно перед прокимном дьякон возглашает: вонмем; священник: мир всем; дьякон: премудрость. После прокимна, перед тем как чтец скажет, из какой части книги Апостола будет читаться отрывок, дьякон возглашает: премудрость; а перед чтением Апостола: вонмем. После апостольского чтения, перед пением аллилуиа опять слышится возглас: премудрость. Потом, когда дьякон выйдет с книгой Евангелия на амвон, священник, обратясь к народу, возглашает: премудрость, прости, услышим святаго Евангелия, мир всем; и когда дьякон объявит, из какого евангелиста будет читаться отрывок, священник возглашает: вонмем.

Возглашением вонмем, т.е. будем внимательны, Святая Церковь требует от нас такого внимания к Слову Божию, которое состоит в усвоении его не одним внешним слухом, но вместе с этим разумом и сердцем. Подобного внимания требовал и Христос Спаситель, когда говорил Своим слушателям: Имеяй уши слышати да слышит ( Мф. 11:15, 13:9 ). Только усвоенное умом и сердцем Слово Божие может быть для нас плодотворно.

Возглашениями премудрость, прости нам внушается, что нужно для того, чтобы Слово Божие было усвоено нашим умом и сердцем. Для этого нужна духовная предусмотрительность, премудрость, и бдительность (прости – прямо, бодро стойте). Иначе, нужно духовное самообладание при чтении или слушании Слова Божия, всецело приковывающее внимание к глаголам Божиим и не дающее душе отвлекаться от них сторонними предметами в рассеянности помыслов. Христос Спаситель в притче о сеятеле рассеянных слушателей Слова Божия уподобляет придорожной земле. И действительно они на нее похожи, потому что разные помыслы в душе сменяются один другим, как проходящие по дороге, сменяясь один другим. Эта смена помыслов при чтении или слушании Слова Божия, не дающая душе сосредоточиться на его наставлениях, делает ее неспособной к его усвоению; они приражаются к душе, как зерно к твердой, утоптанной ногами земле, т.е. производят на душу едва заметное впечатление. И как зерно, падшее на придорожную почву, делается добычей птиц, так и семя Слова Божия похищается из рассеянной дьяволом души. Он яко лев рыкая ходит, ища кого поглотить, и рассеянные чаще всего попадаются в его челюсти. От этой опасности нас предостерегает Святая Церковь, когда устами священнослужителей приглашает слушать Слово Божие с мудростию змеи ( Мф. 10, 16 ), не допускающей обмануть себя кознями духовного змия, и с бдительностию часового, не допускающего себя усыпить расслабляющей мечтательностью.

Приветствием мир всем, во всех случаях, где оно имеет место, выражается молитвенное желание, чтобы Господь не лишил нас Своего благоволения и ниспослал в наши сердца Свой благодатный мир. Это отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности грешника в примирении с Богом, в прощении нам грехов. Такое значение это приветствие получает перед чтением Евангелия, ибо в Евангелии заключается радостная весть о нашем примирении с Господом Примирителем.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Премудрость

Прему́дрость — 1) суще­ствен­ное свой­ство Три­еди­ного Бога; все­ве­де­ние Божье по отно­ше­нию к дей­ствиям, выра­жа­ю­ще­еся в том, что Бог от веч­но­сти знает все Свои дей­ствия, все Свои цели и лучшие сред­ства для дости­же­ния целей; знает, как рас­по­ря­диться этими сред­ствами наи­луч­шим обра­зом, знает о резуль­та­тах всех Своих дей­ствий; 2) Боже­ствен­ное имя, пре­иму­ще­ственно соот­но­си­мое с Сыном Божьим; 3) высшая сте­пень чело­ве­че­ской муд­ро­сти.

В Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ска­зано: «Пре­муд­рость созда Себе Дом и утверди стол­пов седмь» ( Притч.9:1-2 ). В этих словах содер­жится ука­за­ние на Христа, Сына Божьего, Кото­рый в посла­ниях апо­столь­ских име­ну­ется «Божиею Пре­муд­ро­стью» ( 1Кор. 1:30 ), а в слове «Дом» содер­жится ука­за­ние на Пре­свя­тую Деву Марию, от Кото­рой вопло­тился Сын Божий.

Почему, если Пре­муд­рость явля­ется сущ­ност­ным свой­ством Отца и Сына и Свя­того Духа, имя «Пре­муд­рость» пре­иму­ще­ственно соот­но­сится именно с Сыном?

Сын Божий име­ну­ется Пре­муд­ро­стью как вечное Слово Бога Отца ( Ин.1:1 ). Кроме того, именно через Сына, оби­тав­шего в чело­ве­че­ском обще­стве (как Чело­век), людям откры­лись, в необ­хо­ди­мой для спа­се­ния пол­ноте, Боже­ствен­ные совер­шен­ства, в их числе — такое Боже­ствен­ное свой­ство как Пре­муд­рость.

Осно­ва­нием для име­но­ва­ния Еди­но­род­ного Сына Пре­муд­ро­стью Божьей служат как вет­хо­за­вет­ные, так и ново­за­вет­ные сви­де­тель­ства.

О Пре­муд­ро­сти, создав­шей себе дом, выте­сав­шей семь осно­во­по­ла­га­ю­щих стол­бов, зако­лов­шей жертву, рас­тво­рив­шей вино, при­го­то­вив­шей тра­пезу и отпра­вив­шей Своих слу­жи­те­лей про­воз­гла­шать с город­ских воз­вы­шен­но­стей Радост­ную Весть, сооб­ща­ется в Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ( Притч.9:1-6 ).

Что же это за Лич­ность, и что это за дом? Дом, в Кото­ром оби­тала Пре­муд­рость, есть Матерь Сына Божьего по чело­ве­че­скому есте­ству, в утробе Кото­рой Он пре­бы­вал с момента сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия до Рож­де­ства. Пре­муд­ро­стью же назван Сам Сын.

С другой сто­роны, под домом под­ра­зу­ме­ва­ется Цер­ковь Хри­стова, собра­ние верных. В этом отно­ше­нии воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий име­ну­ется Кра­е­уголь­ным Камнем, осно­ва­нием дома ( Еф.2:19-22 ). В рамках дан­ного объ­яс­не­ния семь стол­бов интер­пре­ти­ру­ются как семь Таинств Церкви (Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Евха­ри­стия, Таин­ство Пока­я­ния, Таин­ство Свя­щен­ства, Таин­ство Собо­ро­ва­ния, Таин­ство Брака (см.: Таин­ства)).

Под Жерт­вой, зако­ло­той Пре­муд­ро­стью ( Притч.9:2 ), под­ра­зу­ме­ва­ется Гол­гоф­ская, Крест­ная Жертва, доб­ро­вольно при­не­сен­ная Сыном Божьим во Искуп­ле­ние чело­века. Кроме того, под жерт­вой пони­ма­ется Евха­ри­сти­че­ская Жертва. На неё же ука­зы­вают и слова о рас­тво­рен­ном вине ( Притч.9:2 ), и слова о при­го­тов­лен­ной тра­пезе ( Притч.9:2 ) (см.: Евха­ри­стия).

Слу­жи­тели, послан­ные про­по­ве­до­вать ( Притч.9:3 ), суть Гос­подни уче­ники, апо­столы Хри­стовы и их после­до­ва­тели.

Книга Прит­чей Соло­мо­но­вых учит, что от веч­но­сти, прежде созда­ния мира, у Бога была Пре­муд­рость ( Притч.8:22-25 ). А Еван­ге­лие от Иоанна сооб­щает в подоб­ных выра­же­ниях о Слове Отца, Еди­но­род­ном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» ( Ин.1:1 ).

Еван­ге­лие от Иоанна утвер­ждает, что мир сотво­рен через Сына ( Ин.1:3 ), а Книга Прит­чей — что мир сотво­рен через Пре­муд­рость ( Притч.8:25-30 ).

О личной про­по­веди Христа, во вре­мена Вет­хого Завета, сооб­ща­лось как о про­по­веди Самой Божьей Пре­муд­ро­сти: «я буду гово­рить важное, и изре­че­ние уст моих — правда» ( Притч.8:6 ).

Нако­нец, апо­стол Павел прямо име­нует Христа Божьей Силой и Божьей Пре­муд­ро­стью ( 1Кор.1:24 ).

Источник

Московская Сретенская Духовная Академия

ГлавнаяНовости О смысле единения в Божественной Литурги.

О смысле единения в Божественной Литургии и что значит «Премудрость, прости»

В Литургии человек вступает в некую иную реальность, отличную от привычного времени и пространства, которая называется Царством Отца и Сына и Святого Духа. И в этой «нерукотворной» реальности верующий имеет возможность присоединиться к Церкви как единому Телу Христову. Но для этого стоит задуматься о том, что есть Литургия, в чем заключается ее тайна? Поэтому необходимо обращать внимание не только на символическое или точечное толкование неясных мест богослужения, а искать первоисточник и богословский комментарий таких выражений.

Всему человеческому обществу известно, что точечная и неверная интерпретация лексики часто порождает неверное понимание того или иного контекста. Это можно наблюдать и в Божественной Литургии.

Главная идея Божественной Литургии

Вышесказанное обнажает огромную проблему, которая существует в настоящее время среди прихожан ― это размытое понимание сути главнейшего христианского богослужения. Данная проблема «отражает глубокое искривление самого церковного сознания, восприятия им уже не только Литургии, но и самой Церкви», когда Церковь «переживается прежде всего как “обслуживание” духовенством ― мiрян, удовлетворение клиром “духовных нужд” верующих»[2].

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

В настоящее время в сознании большинства православных верующих нет мысли о себе как части общины, части прихода, части единой Церкви, части единого Тела Христова

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

Это находит отражение в ответах респондентов, когда на вопрос «Ориентируетесь ли Вы в текстах, которые поют на службе, и как Вы поступаете, когда не разбираете, что поет хор или говорит священник?» отвечают: «Я мало что понимаю в храме, но мне там хорошо, и когда я не понимаю, о чем поют, я молюсь о своем»[5]. Или еще: «Ни я, ни дети, ничего не понимаем… детям я… посоветовал молиться своими словами от сердца»[6].

Результатом пренебрежения ключевыми идеями Литургии становятся явления, казалось бы, безобидные, но сильно влияющие на смысл богослужения как собрания «в мире» для единства в Теле Христовом. Это, например, беспрестанный «трансфер» свечей в храме во время важнейшего богослужения христианства («передайте всем святым» и т.п.), посредством которого и передающий и принимающий отвлекаются и тем самым вносят разлад в единое мирное пространство верующих. Или же, например, молебные пения, примыкающие к Литургии на многих приходах настолько тесно, что уже срастаются с ней, становясь одним целым, так что акцент от Причастия Господу смещается к индивидуальным просьбам по тому или иному поводу разным святым. Что еще тревожнее, часто само молебное пение ожидается сильнее, чем Божественная Литургия. А Божественная Литургия в данном случае становится прологом к молебному пению.

Хотя многие этого стыдятся или даже считают нормальным не все понимать в Литургии, аргументируя, что главное ― это молиться своими словами, а служба является своего рода благоговейным фоном для этой молитвы, однако, таким образом, единство христиан, заданное Христом и проповеданное, и переданное апостолами в Литургии, остается некой фантомной темой.

Христианское богослужение ― прежде всего молитва Церкви, где Церковь ― это не «я один», а «много», где Церковь ― это собрание верующих как главное условие присутствия Христа: Где двое или трое собраны во имя Господа Иисуса Христа, там Господь посреди них (Мф. 18:20).

По мысли протопресвитера Александра Шмемана, всем христианам необходимо твердо знать и помнить: «В храм мы идем не для индивидуальной молитвы, мы идем собраться в Церковь… Поэтому “собрание в Церковь” есть действительно первое литургическое действие, основание всей Литургии, и не поняв этого, нельзя понять и всего дальнейшего тайнодействия»[7]. И выражение «Я иду в Церковь» в верном понимании Литургии должно означать, что «я иду в собрание верующих, чтобы с ними вместе составить Церковь, чтобы быть тем, чем я стал в день крещения, то есть членом ― в полном и абсолютном смысле этого слова, членом Тела Христа»[8]. Апостол Павел говорит по этому поводу: Вы ― Тело Христово, а порознь ― члены (1 Кор. 12:27). И поэтому каждый человек идет на Литургию, чтобы «явить и осуществить свое членство, явить и засвидетельствовать перед Богом и миром тайну Царства Божия»[9] ― уже пришедшего в силе (Мк. 9:1).

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

Единство христиан в подлинном смысле раскрывается только в категориях вневременного Царства Отца и Сына и Святого Духа

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

А значит, сама форма богослужения, ее структурное устройство говорит о преобладании темы «много» над «один», темы общей, церковной, соборной молитвы или молитвы собрания, но не частной молитвы. Заметим, что молитва частная тоже должна иметь место, согласно Священному Писанию ― Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6:6). Но ее нельзя ставить в один ряд с молитвой Церкви, которая собирается, чтобы соединиться всем в Тело Христово в Таинстве Евхаристии: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21).

Тему собрания людей, тему множественности в Литургии ради единства можно проследить в текстах тех молитв, которые теперь принято называть тайными, хотя из-за такого их наименования «подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара»[12]. Таким образом, содержание этих молитв, хотя и находится в общем доступе, однако остается чем-то неизведанным и непонятным.

Единство, к которому призывает Божественная Литургия ― не обыкновенное, не такое собрание людей, которое обычно бывает для решения разных задач, пусть и добрых; и не такое, которое бывает для того, чтобы провести в жизнь какую-то, пусть и благую, инициативу. Это нечто иное. В Литургии каждый отдельный человек имеет возможность просить: «Чтобы воля Божия воплотилась в жизни каждого из нас. Чтобы для каждого верующего Христос стал спутником в “путешествии” и “плавании”» среди «житейского моря» человеческой жизни, чтобы Христос стал первостепенным приоритетом в жизни и вектором движения. Именно «сладость соучастия в жизни Христовой соединяет нас, делает нас едиными в некоем высшем мире»[13] ― в Царстве будущего века, которое приближается (Мф. 3:2) и которое уже здесь на Земле становится для верующих открытым, так что уже «нет преград между прошлым и будущим» и Дух Святой, действуя на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши, «истончает толщу времен и пространств»[14].

То есть единство христиан, о котором свидетельствуют тексты песнопений Божественной Литургии, в подлинном смысле раскрывается только в категориях вневременного Царства Отца и Сына и Святого Духа, открытого Господом нашим Иисусом Христом однажды и теперь доступного для каждого христианина. Таким образом, христиане на Литургии составляют единое целое во Христе не потому, что окружают друг друга в едином пространстве храма, а потому, что становятся едиными, когда наслаждаются «жизнью во Христе Иисусе, “на всяком месте владычества Его”»[15].

Для исследуемой проблематики центральным становится вопрос: что же главное в Литургии ― пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы или то единство верующих в Теле Христовом, о котором свидетельствует вся Литургия через свои тексты? Перспективу для решения данного вопроса открывает тезис, раскрытый ниже, который, однако, может поначалу показаться идущим вразрез с классическим отношением к Таинству Евхаристии.

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

Главный предмет освящения Литургии ― не столько хлеб и вино, сколько сами люди, возносящие вместе молитвы к Богу

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

Исходя из вышеобозначенного тезиса, следует определить: причащаясь Тела и Крови, человек приобретает бесценное сокровище Царства Христова, поскольку в этом единстве с Христом он становится частью человеческой Его природы, обóженной и вознесенной к Богу Отцу. Человек без Христа остается вне этого дара. А со Христом, в Его Церкви, не имея ничего, приобретает все.

В настоящее время принято думать и писать о Литургии как о богослужении, в котором в центре внимания стоит тайна пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и об этом сказано в любой популярной брошюре, где основное внимание читателя акцентируется на том, что главное «чудо состоит в том, что хлеб и вино, которые такими были вначале, затем становятся Телом и Кровью»[21]. Однако в Евхаристической молитве предстоятель молится так: низпосли2 д¦а твоего2 с™aго, в первую очередь, на ны2, а затем уже и3 на предлежaщыz дaры сі‰. Сказанное заставляет полагать, что собравшиеся в Церковь христиане ― это «первый по важности предмет освящения», однако «то, что находится в алтаре в Чаше, есть на самом деле средство к этому»[22].Данную мысль можно найти и у святителя Иоанна Златоуста: «Он сделал нас Своим телом, дал нам Свое тело»[23]. И еще: «Для того Он смешал самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою»[24]. Преподобный Симеон Новый Богослов продолжает мысль Иоанна Златоуста: «Духовно соединенные и прилепляемые Ему, будем каждый с Ним во един Дух и также во одно тело, потому что телесно едим Его Тело и пьем Его Кровь»[25]. И хлеб и вино есть то средство, за счет которого человек соединяется с Богом. Но главное здесь чудо ― это соединение верующих и Господа нашего Иисуса Христа в Его Теле.

Зная немощь человека, «Христос прячется в Дары»[26], поскольку знает Он, по слову древнего Патерика, что не может человек «есть сырую плоть, и потому прелагает Тело Свое в хлеб, и Кровь Свою в вино, для приемлющих сие с верою»[27]. Сказанное побуждает полагать, что «как в Вифлееме ― Господь спрятал Себя в сына плотника. Также и на Литургии Господь прячет Себя в смиреннейшие дары земли ― хлеб и вино. Только в крайних случаях», известных в истории, «дается понять, что это не просто хлеб и вино»[28].

Земные хлеб и вино становятся местом встречи человека и Христа, становятся той гранью, где совершается встреча, не гранью, которая разделяет, а гранью, «где совершается соединение, непостижимое единство»[29]. И единство не только человека и Христа, но и людей между собою во Христе.

Пространный комментарий на тему Евхаристии констатирует единство взглядов древних святых отцов и современных толкователей в отношении того, что на Литургии освящается не столько хлеб и вино, сколько верующие христиане, которые, собравшись в храме, через вкушение пресуществленных хлеба и вина в Тело и Кровь Христа становятся единым Богочеловеческим организмом ― Церковью Христовой, и уже вступают, таким образом, в иную реальность бытия ― в «нерукотворную», которая не наступает каким-то приметным образом, но о которой Господь сказал, что внутрь нас есть (Лк. 17:20).

Итак, главная идея Литургии ― это собирание всех в единое Тело Христово, и главный предмет освящения на ней ― не столько хлеб и вино, сколько сами люди, возносящие вместе молитвы к Богу; именно люди, вкушая Плоть и Кровь Христовы, становятся частью Его Тела, частью единой соборной и апостольской Церкви Христовой, находящейся над временем и пространством.

В связи со всем сказанным можно сделать вывод: невнимательное отношение к текстам Божественной Литургии порождает затруднительное понимание ее основополагающих идей, и, в первую очередь, идеи Таинства Евхаристии как Таинства единства.

Значение выражения Премудрость, про́сти

В связи с тем, что рассматриваемое слово обращено к собравшимся верующим, его объяснение имеет большое значение для понимания общих идей Литургии, поскольку точечное и неверное восприятие рождает цепь ошибочных смыслов, а порой и уводит в сторону от истины веры. Имея в виду «Премудрость, прости́ нас», как отвечали некоторые респонденты в опросах, есть гипотетическая вероятность уклониться в еретическое учение о Премудрости как «Четвертой ипостаси»[30]. В этом великая опасность неверного понимания богослужебной лексики, а значит, эта проблема требует разрешения в виде богословских и филологических комментариев.

Итак, выражение Премyдрость, пр0сти соответствует греческому Σοφία! Ὀρθοί![31]. Это возглашение, рассматриваемое, в первую очередь, в составе малого входа, является призывом к верующим принять прямое положение для того, чтобы внимательно слушать Священное Писание.

Согласно свидетельствам свт. Иоанна Златоуста, а также многих современных исследователей, византийская Литургия начиналась со вхождения предстоятеля в храм[32]. При этом народ его ожидал и пел в это время псалмы[33]. По вхождении в храм предстоятель (епископ) приветствовал народ словами «Мир всем». Сразу же после этого начиналось чтение Священного Писания. В дальнейшем, ввиду развития литургического обряда, в силу самых разных причин, «этот начальный вход оброс в свою очередь другим “началом”, так что теперь то, что мы называем «малым входом», уже больше не воспринимается как именно первое, начальное священнодействие Литургии; отсюда… и популярное толкование его в категориях “изобразительного символизма” ― как выхода Христа на проповедь и т. п.»[34].

Однако память о начале Литургии в связи с входом предстоятеля закрепилась в самом входе и песнопении Пріиди1те, поклони1мсz и в том, что к моменту чтения Священного Писания наступает время, когда, действительно, пора перестать сидеть или ходить по храму, и нужно «выпрямиться» к слушанию богослужения, Писания. В византийской церкви словами Σοφία! Ὀρθοί! «давали знать, чтобы Христиане, сидевшие в храме, встали с мест своих и вникали прилежно в премудрость»[35].

Следовательно, христиане, для того чтобы показать расположение духа и тела прямым, а значит, бодрым для слышания Писания, и быть пред Богом «не воссевшими или преклонившимися на что-либо, должны… пребывать… прямо стоящими и внимающими таинствам Божией премудрости»[36], где премудрость ― это синоним Священного Писания.

Иногда даже в словарях дается перевод прилагательному пр0сти в качестве деепричастия или выражения в обстоятельственном значении, например, «в прямом виде, стоя»[39]. Премудрость, про́сти иногда комментируется еще более неточно: «Словом премудрость диакон вразумляет… что Евангельская проповедь есть истинная премудрость, умудряющая и спасающая человеков; а словом прости… внушает нам вознести мысль и сердце от земного к небесному и уразумевать даруемые нам блага»[40]. Однако, очевидно, слово пр0сти не было выдумано для заучивания. Ему необходимо объяснение, в первую очередь, филологическое.

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

Слово пр0сти не было выдумано для заучивания. Ему необходимо объяснение, в первую очередь, филологическое

Что такое премудрость в церкви. Смотреть фото Что такое премудрость в церкви. Смотреть картинку Что такое премудрость в церкви. Картинка про Что такое премудрость в церкви. Фото Что такое премудрость в церкви

Таким образом, восклицание «Прямые!» похоже на армейское «Равняйсь, смирно». Диакон Андрей Кураев так и называет выражение Премудрость, про́сти,сравнивая с греческим Σοφία! Ὀρθοί! и говоря, что такими были «именно армейские команды в Византии»[42], то есть «не сидите, встаньте»[43]. Однако в славянской традиции это не устоялось, и слово пр0сти не только не соотносится с «выпрямлением», изменением положения тела, но и вовсе ни с чем не ассоциируется.

В словаре церковнославяно-русских паронимов пр0стый также соотносится с греческим словом ὀρθός (ср. слова ортодонтия, орфография, ортопедия), и ему дается значение «прямой, стоящий не таясь»[45]. В других современных славянских языках, однако, остался корень prost в значении «прямо, правильно». Например, в польском языке «прямо» ― это prosto или wprost, а «прямой» ― prosta (prosty). В украинском языке глагол с семантикой «выпрямиться» будет звучать как віпростатіся. Нужно сказать, и в русском языке остался корень прост- в значении «прямо», например, слово опростоволоситься образовано на базе сочетания простые волосы[46]; само же слово простой, согласно этимологическому словарю М. Фасмера, то же, что и прямой, открытый, свободный[47]. Кроме того, простить происходит от того же корня prost в значении свободный: «Буквально этот глагол значит “освободить от долгов, грехов”»[48].

В словаре Памво Беринды «Лексикон словенороський» XVII в. слово пр0стіи переводится как людz1не [49], что проливает мало света на первоначальный смысл слова, однако такой перевод говорит о том, что в XVII веке еще было понимание, что пр0сти относится к народу, что это слово в каком-то смысле синоним слову «народ» или «люди». Но в настоящее время его лишь предлагается заучивать, причем в значении глагола с наречием, в то время как пр0сти ― это прилагательное.

Ясно, что славянский перевод ὀρθοί на пр0сти ― не самый удачный для современности, хотя велика вероятность, что этот перевод был весьма удачным для IX-X вв. На сегодня данное слово настолько прочно вошло в церковнославянскую литургическую традицию, что найти ему замену было бы сложно, не столько в научно-филологическом плане, сколько в психологическом, поскольку верующие ко многому привыкают, а любые изменения, пусть даже и в сторону понятности, воспринимают весьма болезненно. Приведенный тезис основан на более чем 800 результатах опроса о необходимости редактирования церковнославянских богослужебных текстов[50].

Необходимо добавить: если развивать тему прямоты или простоты в данном возгласе, можно получить новый виток толкований в русле «Премудрость, прости» ― «будьте просты сердцем, как дети, чтобы воспринять премудрость из уст Господа Иисуса Христа»[51]. Нужно признать, что такое пояснение священноисповедника Сергия (Правдолюбова), хотя и приемлемо с точки зрения нравственного подхода к Литургии, однако это лишь расширение основного смысла возгласа Премyдрость, пр0сти [52].

чтец Валентин Фролов

Ключевые слова: Божественная Литургия, церковнославянский язык, идея, собрание, единство, премудрость прости, значение, перевод, словарь

[2] Шмеман А., протопр. Евхаристия. Таинство Царства. Глава I. Таинство собрания [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1909 (дата обращения: 11.10.2017).

[5] Фролов В. Церковнославянское редактирование: что думает об этом общество? [Электронный ресурс] // URL: http://sdsmp.ru/news/n3169/?sphrase_id=41000 (дата обращения: 13.05.2017).

[6] Взято из ответов респондентов на опрос «Нужно ли редактировать богослужебные тексты? [Электронный ресурс] // URL: http://goo.gl/forms/0d3p6dNnVi (дата обращения: 30.05.2017).

[7] Шмеман А., протопр. Евхаристия. Таинство Царства [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1909 (дата обращения: 11.10.2017).

[10] Журавский А. В. Аминь // Православная энциклопедия. Т. II. ― М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. ― С. 166.

[11] Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. ― СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. ― С. 186.

[12] Шмеман А., протопр. Евхаристия. Таинство Царства [Электронный ресурс] // URL:http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1909 (дата обращения: 11.10.2017).

[13] Василий (Гондикакис), архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. ― М.: Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. ― С. 115.

[14] Кураев А., диак. Христианство ― это не философия… [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/xristianstvo-eto-ne-filosofiya (дата обращения: 17.12.2017).

[15] Василий (Гондикакис), архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. ― М.: Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. ― С. 115.

[17] Кураев А., диак. Христианство ― это не философия… [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/xristianstvo-eto-ne-filosofiya (дата обращения: 17.12.2017).

[20] Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. ― СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. ― С. 220.

[21] Кураев А., диак. Христианство ― это не философия… [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/xristianstvo-eto-ne-filosofiya (дата обращения: 17.12.2017).

[23] Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений. Том одиннадцатый. Книга первая. Беседа 3 [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1099 (дата обращения: 23.12.2017).

[24] Цит. по: Иларион (Алфеев), митр. О частоте причащения [Электронный ресурс] // URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/11/19/o_chastote_prichaweniya (дата обращения: 23.12.2017).

[26] Кураев А., диак. Христианство ― это не философия… [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/xristianstvo-eto-ne-filosofiya (дата обращения: 17.12.2017).

[27] Древний Патерик. Глава 18. О прозорливых [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/drevnij-paterik/18 (дата обращения: 17.12.2017).

[28] Кураев А., диак. Христианство ― это не философия… [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/xristianstvo-eto-ne-filosofiya (дата обращения: 17.12.2017).

[29] Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга вторая. ― М.: Практика, 2012. ― С. 84-85.

[30] Серафим (Соболев), свт. Новое учение о Софии Премудрости Божией [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/novoe-uchenie-o-sofii-premudrosti-bozhiej/2 (дата обращения: 12.05. 2017).

[31] ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ ΑΓΙΟΥ ΙΩΑΝΝΟΥ ΤΟΥ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΥ [Электронный ресурс] // URL: http://users.uoa.gr/

[32] Матеос Х., Тафт Р. Ф. Развитие византийской Литургии. ― Киев: QUO VADIS, 2009. ― С. 10.

[33] Шмеман А., протопр. Евхаристия. Таинство Царства [Электронный ресурс] // URL:http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1909 (дата обращения: 11.10.2017).

[35] Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. ― СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. ― С. 208-209.

[37] Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. ― М.: Никея, 2012. ― С. 73;

Премудрость! Прости! [Электронный ресурс] // URL: https://radiovera.ru/premudrost-prosti.html (дата обращения: 23.04.2018);

Гумеров П., свящ. Последовательность и символическое значение литургии [Электронный ресурс] // URL: http://teotokos.ru/nash-xram/poleznoe-chtenie/posledovatelnost-i-simvolicheskoe-znachenie-liturgii (дата обращения: 23.04.2018);

Бенигсен Г., прот. Малые слова православного богослужения [Электронный ресурс] // URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/918 (дата обращения: 23.04.2018);

Прости [Электронный ресурс] // Полный церковно-славянский словарь // URL: http://www.orthodic.org/word/12364 (дата обращения: 17.09. 2017);

[38] Виссарион (Нечаев), еп. Объяснение Божественной Литургии [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/ob-jasnenie-bozhestvennoj-liturgii/8 (дата обращения: 20.01.2018).

[39] Михайловский В. Я. Краткий словарь церковно-славянских слов. ― М.: Отчий дом, 2000. ― С. 13.

[41] Ορθός // Словарь Хорикова и Малева (El-Ru) v1.4.04 // Программа для персонального компьютера Словарь GoldenDict, версия 1.0.1 © Константин Исаков, 2008-2011.

[42] Кураев А., диак. Диаконское [Электронный ресурс] // https://diak-kuraev.livejournal.com/508470.html (дата обращения: 20.01.2018).

[43] Николай Кавасила, прав. Изъяснение Божественной Литургии [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii (дата обращения: 21.11.2017).

[44] Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковно-славянский язык. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, АСТ-ПРЕСС, 2014. ― С. 109-112.

[45] Седакова О. А. Церковнославяно-русские паронимы. ― М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. ― С. 288.

[46] Опростоволоситься // Этимологический онлайн-словарь русского языка Крылова Г. А. [Электронный ресурс] // URL: https://krylov.lexicography.online/о/опростоволоситься (дата обращения: 23.04.2018).

[47] Простой // Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера [Электронный ресурс] // URL: https://vasmer.lexicography.online/п/простой (дата обращения: 23.04.2018).

[48] Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. С. 325.

[49] Лексикон словенороський Памви Беринди. – К.: б. и., 1961. С. 102.

[50] Нужно ли редактировать богослужебные тексты? // URL: http://goo.gl/forms/0d3p6dNnVi (дата обращения: 30 мая 2017 года).

[51] Сергий Правдолюбов, священноисповедник. Объяснение Божественной литургии. – М.: Отчий дом, 2017.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *