Что такое предварительная уборка
Особенности, виды и периодичность проведения уборок в медицинских учреждениях
В любом медицинском учреждении должна соблюдаться идеальная чистота.
Уборка в больницах и поликлиниках проводится не на усмотрение руководства или персонала, а в соответствии с требованиями СанПиН.
О том, какие существуют виды уборок в медицинских учреждениях и как они должны реализовываться, читайте в статье.
Разновидности по СанПиН
В медицинском учреждении проводится предварительная, текущая, заключительная и генеральная уборка. Выполняются эти процедуры средним и младшим персоналом.
Предварительная
Предварительная уборка всегда проводится в утренние часы. Главная задача, которая стоит перед персоналом – это удалить пыль, скопившуюся на поверхности за время ночного отдыха и подготовить медицинское учреждение к предстоящей работе.
Все процедуры выполняются не просто влажной ветошью, а с использованием антисептических растворов. Обязательно обработке подвергают полы, стены и подоконники. Завершением предварительной уборки становится включение бактерицидной лампы.
Текущая
Текущая уборка проводится во время рабочего дня. Ее периодичность зависит от особенностей помещения:
Текущая обработка включает в себя следующие пункты:
Для обеззараживания воздуха включают бактерицидную лампу. Она должна проработать не менее часа, в соответствии с составленным ранее графиком.
Заключительная
Заключительная уборка проводится в конце рабочего дня. Ее цель – очистить и продезинфицировать все поверхности после завершения основных процедур.
Обязательно моют полы, а также все поверхности, расположенные на высоте роста человека, в том числе, стены. Заканчиваться завершающая уборка должна кварцеванием.
Порядок ее проведения не отличается от утренней. Главным различием является необходимость утилизации мусора, который в начале рабочего дня отсутствует (если медицинское учреждение не работает в ночную смену).
Генеральная
Генеральная уборка выполняется в соответствии с графиком. Ее периодичность зависит от особенностей того помещения, в котором она проводится. Главная цель такой обработки – не допустить распространения инфекции, поэтому использование дезинфицирующих растворов является обязательным условием.
Периодичность генеральной уборки, в зависимости от типа помещения:
Генеральная уборка предполагает выполнение следующей последовательности действий:
В качестве дезинфицирующего средства может быть использована перекись водорода 6%, в которую добавляют 0,5% СМС. Для каждого медицинского учреждения рекомендованы свои средства для антисептической обработки поверхностей. Чтобы не допустить размножения устойчивой бактериальной флоры, дезинфицирующие растворы чередуют.
После завершения генеральной уборки в журнале учета обязательно делается запись. Кроме даты ее проведения и ФИО сотрудников, указывается название дезинфицирующих средств, с помощью которых проводилась обработка.
Заключение
Независимо от того, какой вид уборки осуществляется в медицинском учреждении, работа должна проводиться качественно. Поэтому весь персонал перед трудоустройством инструктируют.
Обязательным условием является контроль соблюдения требований СанПиН. Только так можно гарантировать нераспространение опасных инфекций внутри больницы и за ее пределы.
Предварительная уборка в ЛПУ: цели, методы, алгоритм
Особенности предварительной уборки
Перед началом работы в любом лечебно-профилактическом учреждении обязательно нужно провести предварительную уборку. Она позволяет удалить скопившуюся в ночное время пыль. Цель – подготовить кабинеты к приему пациентов, удалить с горизонтальных поверхностей пыль. Обязательно показана влажная уборка, запрещается проведение предварительной уборки сухим способом. При этом используются дезинфицирующие средства. Для каждого помещения используется инвентарь с соответствующей маркировкой.
Предварительная уборка входит в обязанности медицинской сестры – она отвечает за чистоту рабочего стола, кушетки, холодильника, шкафчиков, манипуляционного столика. Затем санитарка протирает дверь и ручки, окна, моет полы. Заканчивается такая процедура кварцеванием помещений.
Чем проводится обработка поверхностей во время предварительной уборки?
Сначала помещение осматривается, чтобы обнаружить возможные загрязнения. Затем для обработки могут использоваться такие дезинфицирующие растворы:
Журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки
Предварительная уборка начинается и заканчивается кварцеванием при помощи бактерицидной лампы. Все данные об использовании таких установок фиксируются в специальный Журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки. Обязательно указываются такие данные:
Благодаря проведению уборки и использованию бактерицидной лампы уничтожаются многие патогенные микроорганизмы и помещение готово к приему пациентов.
Виды уборок в процедурном кабинете
В лечебно-профилактических учреждениях своевременные чистки призваны обеспечить комфортные условия пребывания персонала и пациентов, санитарно-гигиеническую безопасность проводимых манипуляций. Регулярное полное наведение чистоты в режимном кабинете способствует его максимальной стерильности.
Работы осуществляются по алгоритму и в соответствии с нормативами.
Наводим порядок: виды, цели, время проведения работ
Уборки в процедурных кабинетах способствуют поддержанию в них максимальной стерильности. Бывают:
Проводим предварительную уборку
Цель : Удаление пыли, собравшейся за ночное время.
Когда : В утреннее время (до начала работы в кабинете специалистов).
Наши действия : Стерильными салфетками и/или стерильной ветошью, пропитанной дезинфицирующим средством (например, раствором Жавеля 0,03%) обрабатываем плоскости:
Дезинфицирующим веществом (раствором Жавеля 0,015%) моем пол. В заключение проводится бактерицидное облучение кабинета (не меньше 1-го часа).
Мероприятия могут частично возлагаться на клининговую компанию, частично — на младший медицинский персонал.
Проводим текущую уборку
Цель : Ликвидация загрязнений, появляющихся во время рабочих процессов.
Когда : По мере необходимости, но не реже 2-х раз в течение дня.
Наши действия : Текущая уборка увлажненной ветошью сочетается с деконтаминацией кабинета. При очередном накрытии дезинфицируем столы, лотки. Если проводились внутривенные манипуляции, стойки и валики, жгуты и кушетки обрабатываем дезинфицирующим составом. Кварцевание помещения во время текущей уборки проводится в часы, предусмотренные графиком.
Проводим заключительную уборку
Цель : Обеспечение постоянной готовности кабинета к выполнению лечебных процедур.
Когда : По окончании рабочего дня.
Наши действия : Все отходы удаляем в специально отведенные контейнеры. Использованный инструментарий дезинфицируем. Поверхности очищаем в той же последовательности, что и во время осуществления предварительной уборки. Кварцевание проводим в соответствии с графиком и длительностью не менее получаса.
Проводим генеральную уборку
Плановая генеральная уборка процедурного кабинета проводится не менее 1 раза в течение 7 дней. Осуществляем ее по правилам, по определенной технологии.
При генеральной уборке процедурного кабинета:
Санпин (2.1.3. 2630-10 от 18 мая 2010) утвердил алгоритм действий для осуществления ответственного мероприятия. Каждая проведенная уборка процедурного кабинета регистрируется в специальном журнале.
Правила проведения генеральной уборки
При полной уборке процедурного кабинета важно придерживаться утвержденных правил:
Кто допускается к проведению уборок
Необходимо, чтобы лица, допущенные к уборкам:
От подобной деятельности отстраняются: беременные, кормящие, аллергики.
Как подготовиться к качественному наведению порядка
Персонал, задействованный в генеральной уборке процедурного кабинета, снабжается:
Дезинфицирующие вещества должны обладать высокими антимикробными характеристиками, эффективно бороться с патогенами, быть безопасными, иметь короткое время экспозиции.
Последовательность работ во время генеральной уборки процедурного кабинета
Алгоритм генеральной уборки процедурного кабинета предусматривает последовательность работ до и после проведения дезинфекции. Рассмотрим этапы уборки.
На подготовительном этапе отключаются от питания электроприборы, помещение максимально освобождается от лекарственных препаратов, инструментария, небольшого оборудования.
На первом этапе:
Все дезинфекционные работы ведутся при закрытой двери кабинета. После проведенных манипуляций снимается амуниция, руки моются и дезинфицируются.
На втором этапе:
На окончательном этапе:
Использованный в процедурном кабинете уборочный реквизит проходит санацию дезсредствами, основательно промывается, высушивается. Спецодежда и салфетки (многоразовые) помещаются в контейнеры (пластиковые коробки) и передаются в прачечную.
Как ведется журнал по учету генеральных уборок
В документе — форма установлена СанПин — фиксируются данные о проведенном мероприятии.
В таблице указывают:
Вписываются фамилии лиц, отвечающих за организацию процедуры. В журнале делается запись и в том случае, если проведена внеплановая генеральная уборка процедурного кабинета.
Как контролируется качество уборки
Старшая медицинская сестра проверяет качество проделанной работы. Так, недопустимо присутствие следов жира, пятен, разводов, продуктов окисления и пыли на поверхности какой-либо мебели или оборудования, оконных стеклах, зеркалах.
Регулярная генеральная уборка процедурного кабинета обеспечивает его максимальную чистоту и стерильность. Технология проведения генеральной уборки предусматривает очищение, санацию и кварцевание помещения. Проводится в несколько этапов согласно утвержденного алгоритма. По завершении работ проверяется их качество, делается запись в журнале.
Подходите ответственно к уборке процедурного кабинета!
Все, что необходимо знать о видах уборок
Уборка – широкое понятие, включающее в себя множество мероприятий. Она может быть поддерживающей и генеральной, сухой и влажной.
В зависимости от объекта, различается комплекс мероприятий и частота ее выполнения.
О том, какие бывают виды уборок, как она проводится в квартире, на предприятии, в медицинских учреждениях и не только, читайте в статье.
Какие существуют?
Существует три вида уборок: текущая, поддерживающая и генеральная. Для каждой из них ставятся определенные цели и задачи, все они различаются по перечню работ.
Текущая
Текущая уборка направлена на постоянное поддержание чистоты в помещении. Она актуальна для любых объектов, начиная от обычной квартиры и заканчивая медицинским учреждением. Текущую уборку также называют ежедневной.
Она включает в себя следующие процедуры:
Перечень процедур неполный. Он будет отличаться, в зависимости от объекта, на котором проводится повседневная уборка.
Если в доме человек самостоятельно решает, какие виды работ ему необходимо выполнить, то для социальных учреждений этот перечень закреплен документально. Выполняют текущую уборку 2 раза в день: утром и вечером, либо чаще, согласно существующему регламенту.
Поддерживающая
Основная цель поддерживающей уборки – удаление локальных загрязнений. Она направлена на поддержание чистоты в помещении, на создание культуры гигиены Ее проводят несколько раз в месяц, в зависимости от особенностей объекта.
Перечень работ:
Генеральная
Генеральная уборка направлена на наведение не только внешней, но и фактической чистоты. С ее помощью добиваются идеального порядка на объекте. Обработка осуществляется даже в труднодоступных местах.
Сроки ее проведения варьируются, на социальных объектах ее рекомендуется выполнять не реже 1 раза в квартал. Чем выше проходимость и уровень бактериального загрязнения, тем чаще реализуют этот вид работ.
Генеральная обработка помещений включает следующие мероприятия:
Какая бывает по типу выполняемых мероприятий?
В зависимости от типа выполняемых работ, уборка может быть сухой и влажной. Во втором случае обязательно использование воды и моющих средств.
Сухая
Сухая уборка помещений предполагает удаление пыли с поверхностей, вынос мусора и наведение порядка без использования чистящих средств. Для ее выполнения используют пылесос, веник, щетки, сухие тряпки.
Особенности проведения работ:
Влажная
Влажная уборка – это набор процедур, направленных на удаление пыли, очищение загрязненных поверхностей и увлажнение воздуха с использованием воды и жидких моющих средств.
Она может проводиться каждый день и каждую неделю, вручную и с помощью специальных приспособлений: салфеток, щеток, мочалок, швабр, моющего пылесоса, парогенератора и не только.
Перечень работ:
В зависимости от особенностей объекта, на котором проводится уборка, перечень работ будет различаться.
Разновидности по зоне проведения работ
Уборку проводят не только в доме и в квартире. Она особенно важна на социально значимых объектах, таких как: больницы, магазины, школы и детские сады. Сроки ее выполнения и особенности реализации закреплены на законодательном уровне.
Квартира или дом
В квартире и доме должен поддерживаться порядок. Особенности проведения уборки:
Что входит в мероприятия по уборке территории многоквартирного дома, расскажет эта статья, об уборке придомой территории МКД — эта.
Предприятие
Уборка на предприятии (промышленный клининг) включает в себя следующие виды работ:
Все, что необходимо знать об уборке внутренней и прилегающей территории предприятия, найдете здесь.
Образовательное учреждение
К срокам и качеству уборки в образовательных учреждениях предъявляют особо строгие требования, так как от соблюдения норм зависит здоровье учеников.
Основные направления работ:
За качеством уборки следит завхоз, а за ее выполнение отвечает специально нанятый персонал.
Как часто проводится уборка территории в ДОУ, что входит в перечень работ, читайте тут. Как часто и как проводят уборку на территории участка учреждения образования читайте здесь.
Магазин
Магазин – это объект с повышенной проходимостью. В зависимости от товаров, которые реализуют в торговой точке, отличаются особенности проведения уборки. Нормы и сроки регламентируются СанПин, хотя основной перечень работ остается неизменным:
Все, что необходимо знать владельцу магазина об уборке прилегающей территории, найдете тут.
Больницы и другие медучреждения
В больницах, поликлиниках, стационарных лабораториях и в других медицинских учреждениях уборка должна проводиться особенно тщательно и регулярно. Эти нормы регламентируются СанПиН. Их нарушение недопустимо, так как может стать причиной распространения опасных болезней как внутри объекта, так и за его пределами.
Виды уборок в медицинских учреждениях в течение дня:
В соответствии с графиком проводится генеральная уборка. В медицинском учреждении строго следят не только за чистотой помещений, но и за правильной обработкой, а также маркировкой инвентаря.
Особенности, виды и периодичность проведения уборок в медицинских учреждениях рассмотрены тут.
Офисы
В офисах должно быть чисто. От того, как часто там проводится уборка, зависит не только имидж компании, но и здоровье сотрудников. Крупные офисы нанимают для обработки помещений отдельный персонал, небольшие организации выполняют ее своими силами.
Независимо от того, кто отвечает за поддержание чистоты, основные мероприятия следующие:
На территории
Уборка территории предполагает поддержание чистоты снаружи здания. За каждым объектом закреплены отдельные площади, на которых владельцы, арендаторы или иные ответственные лица должны наводить порядок.
Территории, которые подлежат уборке:
Уборка территории зависит от времени года. Зимой в нее входит:
Летом убирают мусор, поливают газоны, промывают ливневки. Для проведения работ персонал обучают отдельно.
Заключение
Независимо от разновидности уборки и объекта, на котором она проводится, комплекс мероприятий должен реализовываться качественно и полноценно. Обязательно соблюдают сроки наведения порядка, которые в большинстве случаев регламентируется на законодательном уровне.
Уборка проводиться для обеспечения профилактических/противоэпидемических мероприятий, предупреждения распространения инфекций, соблюдения санитарно-гигиенического режима, обеспечивает, как эстетический вид помещения, так и для удаления микроорганизмов.
Существуют следующие виды уборок:
II. Генеральная уборка;
III. Уборка по типу заключительной дезинфекции.
3. Область применения
Правила распространяются на средний и младший медицинский персонал клинических подразделений. Персонал, проводящий уборку должен пройти квалифицированный документированный тренинг по видам уборок.
Контроль за проведением уборок ведут старшие медицинские сестры и сестры хозяйки отделений.
Контроль и мониторинг проведения уборок осуществляют служба инфекционного контроля.
4. Перечень оборудования
4.1. специальная одежда (халат, шапочка, маска, перчатки);
4.2. комплект уборочного инвентаря (ветоши, щетки, швабры, ерши, пульверизаторы);
4.3. моющие и дезинфицирующие средства разрешенных к применению в Республике Казахстан;
4.4. емкости для поведения уборки должны быть с маркировкой, использоваться по назначению.
5.1. Постановление Правительства Республики Казахстан № 87 от 17.01.2012г. «Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
6.1. Журнал для записи проведения уборок и кварцевания.
6.2. Инструкция дезинфекционного средства;
6.3. Порядок обеззараживания воздушной среды помещений.
I. Алгоритм проведения влажной уборки
Уборка проводится ежедневно не менее 2 раза в день:
• 1-й раз с добавлением моющего средства (50 гр. Средства на 10 литров воды).
2.1.влажной ветошью протереть кровать, подоконники, другую мебель;
2.2.раздатчица после кормления больных протирает тумбочки, столы;
2.3.уборка завершается мытьем пола с дезинфицирующим раствором;
2.4.затем проводится кварцевание (согласно перечня) по объему помещений, с последующим проветриванием;
2.5.после уборки ветоши обеззараживаются в дезинфицирующем растворе согласно инструкции разведения дезсредства, промываются под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушиваются;
2.6.о проведении кварцевания медицинская сестра отмечает в Журнале генеральных уборок и кварцевания.
II. Алгоритм проведения генеральной уборки.
2. Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю по утвержденному графику с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря в следующих помещениях:
3. Операционные блоки;
4. Перевязочные кабинеты;
6. Процедурные кабинеты;
7. Манипуляционные кабинеты;
9. Палаты интенсивной терапии;
10. Смотровые кабинеты;
11. Инвазивные кабинеты;
12. Помещения с асептическим режимом.
13. Генеральная уборка 1 раз в месяц по утвержденному графику и по эпидемиологическим показаниям проводится с обработкой стен, пола, оборудования, мебели и инвентаря в следующих помещениях:
15. Вспомогательных помещениях;
2.1. Подготовка к генеральной уборке:
а) надеть специальную одежду (халат, шапочка, маска, перчатки);
б) постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств;
в) помещение максимально освободить от мебели или отодвинуть ее к центру помещения, для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам;
д) приготовить рабочие растворы (моющие и дезинфицирующие) согласно инструкции по приготовлению растворов;
е) вынести медицинские отходы и обеззаразить емкости.
2.2. Проведение генеральной уборки:
а) потолки, стены, кровати, тумбочки, столы и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать 0,5% моющим раствором (50гр. порошка на 10 литров воды или дезсредством с моющим эффектом*) и смывается чистой водой;
б) потолки, стены, кровати, тумбочки, столы, и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать методом орошения или протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим средством утвержденной концентрации;
в) после чего помещение закрывается на определенную экспозицию дезинфицирующего раствора;
г) после экспозиции, помещение проветривается;
д) все поверхности смываются водой и просушиваются (стены, потолок, мебель, аппаратура, оборудование) чистой ветошью;
е) уборка завершается мытьем пола с дезинфицирующим раствором;
ё) затем проводится кварцевание (согласно перечня) по объему помещений, с последующим проветриванием;
ж) после уборки ветоши обеззараживаются в дезинфицирующем растворе, промываются под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушиваются;
з) специальная одежда сдается в прачечную;
и) о проведении генеральной уборки и кварцевания медицинская сестра отмечает в Журнале генеральных уборок и кварцевания.
III. Алгоритм проведения уборки по типу заключительной дезинфекции
2.1. Подготовка к уборке по типу заключительной дезинфекции:
а) надеть специальную одежду (халат, шапочка, маски, перчатки);
б) постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств;
в) помещение максимально освободить от мебели или отодвинуть ее к центру помещения, для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам;
г) приготовить рабочие растворы согласно инструкции по приготовлению растворов;
д) вынести медицинские отходы и обеззаразить емкости.
2.2. Проведение уборки по типу заключительной дезинфекции:
а) методом орошения или протирания обработать потолки, стены, кровати, тумбочки, столы и другую мебель, смоченной дезинфицирующим раствором влажной ветошью утвержденной концентрации для заключительной уборки,;
б) после чего помещение закрывается на время выдержки экспозиции;
в) после экспозиции, помещение проветривается;
г) все поверхности смываются водой и просушиваются (стены, потолок, мебель, аппаратура, оборудование) чистой ветошью;
д) уборка завершается мытьем пола с дезинфицирующим раствором;
е) затем проводится кварцевание (согласно перечня) по объему помещений, с последующим проветриванием;
ё) после уборки ветоши обеззараживаются в дезинфицирующем растворе, промываются под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушиваются;
ж) специальная одежда сдается в прачечную;
з) о проведение заключительной дезинфекции и кварцевания медицинская сестра отмечает в Журнале генеральных уборок и кварцевания.
2. Перечень кварцевания помещений
Кварцевание проводится после каждой уборки по объему помещения с последующим проветриванием в следующих помещениях:
· Палаты интенсивной терапии;
· Помещения с асептическим режимом.
Все уборки в режимных кабинетах проводятся совместно с медсестрой, медсестра начинает уборку с чистой зоны, т.е. манипуляционный столик, перевязочный стол, медицинские шкафы, холодильник, кушетку, рабочий стол медсестры, а санитарка протирает подоконник, стул, дверь, дверные ручки, санитарные узлы и заканчивает мытьем пола.
В палатах санитарка начинает с кроватей, подоконников, дверных ручек, санитарные узлы и заканчивает мытьем пола.
Обеденные столы, прикроватные тумбочки и холодильник для продуктов обрабатывает раздатчица.
Мытье оконных стекол проводится не реже 1 раза в месяц изнутри, не реже 1 раза в 3 месяца снаружи и по мере загрязнения.
* когда уборка проводится дезсредством с моющим эффектом, 1-этап обработки 0,5% моющего раствора отменяется.