Что такое предшествующий фактор
Сбор данных АВС
Сбор данных АВС является важной частью поведенческого анализа, обучения, проведения оценки и вмешательства.
Antecedent (Предшествующий фактор) – это стимул, который непосредственно предшествует поведению. Это может быть требование, инструкция, стимул в окружающей среде или какой-либо внутренний фактор.
Behavior (Поведение) – это целевая реакция, то есть то поведение, которое нас интересует. Обычно поведение определяется по его топографии (тому, как оно выглядит).
Consequence (Последствие) – это немедленный результат поведения, то есть то, что следует непосредственно за ним.
Сбор данных АВС по сути своей является описательной оценкой. Это не раскрывает нам причин поведения, однако предоставляет гипотезу, которая позволяет предположить, когда, где и в каких условиях поведение возникнет с большей или меньшей вероятностью. Это представляет собой существенно важную информацию в разработке программ терапии и вмешательства.
Часто данные АВС собирают в случае, когда появляется новое поведение. Это первоначальная попытка понять, когда, где и, возможно, почему такое поведение происходит.
Теперь посмотрим видеосюжет, в котором ребенок получает задание к выполнению. Пожалуйста, попробуйте записать данные о возможных предшествующих факторах, самом поведении и его последствиях, которые демонстрируются.
Если вы хотите собрать данные АВС, вам необходимо позаботиться о наличии ручки и таблицы для записи этих данных под рукой.
Обратите внимание на инструкцию, которая дается ребенку: инструктор выкладывает карточки с буквами перед ним и сообщает о том, что сейчас они будут работать над буквами. Это является предшествующим фактором. Поведение, о котором тут идет речь, это ответ ребенка «Нет!» сбрасывание карточек на пол. После этого ребенку позволяют избежать выполнения задания. Эта реакция инструктора не является корректной, и была выполнена намеренно для того, чтобы продемонстрировать суть процесса сбора данных АВС. В данном случае последствием поведения является то, что инструктор дает ребенку ветрушку.
В следующем сценарии предшествующим фактором снова является презентация ребенку задания, над которым он будет работать. Мы снова фиксируем такое же поведение ребенка: он говорит «Нет!» и сбрасывает карточки со стола. Однако последствием в данном случае будет то, что инструктор говорит: «Нам нужно заниматься. Мы должны собрать их».
В третьем сценарии предшествующий фактор остается прежним – перед ребенком раскладываются карточки и даются инструкции. На этот раз поведением является то, что ребенок корректно реагирует на инструкции, отвечая на вопросы инструктора. А последующим фактором будет предоставление ребенку усилителя, которым является вертушка и вербальная похвала. Однако в последнем случае поведение ребенка было «положительным». Как правило, сбор АВС данных применяется для того, чтобы отследить «негативное» поведение ребенка, или же поведение, проявление которого требуется уменьшить. Однако «положительное» поведение также можно наблюдать при помощи метода АВС.
Стратегии успеха.
• Измеримость поведения. Целевое поведение должно быть измеримым. Данные АВС отслеживают очевидное и нескрытое, видимое поведение. Как правило, целью сбора данных АВС является какое-то конкретное поведение. Поэтому очень важно иметь четкое и конкретное его описание, таким образом, чтобы другие люди также могли наблюдать за этим поведением.
• Объективность предшествующих факторов и последствий. Очень важно оставаться объективным во время описания и записи предшествующих факторов и последствий. Предшествующими факторами должны считаться те факторы, которые непосредственно предшествуют поведению, и они также должны быть наблюдаемыми: то есть упоминания о том, как, возможно, ребенок себя чувствовал или о чем он думал, являются недопустимыми. Это субъективные предположения, которых нужно избегать. Последствия также должны быть четкими и объективными. Если за поведением следует негативный комментарий, он так и должен быть зафиксирован. Однако утверждение, что за поведением последовало «грубое» или «нехорошее высказывание», также является субъективным, и этого нужно избегать.
• Не стоит путать предшествующий фактор (то есть, событие, произошедшее непосредственно перед возникновением целевого поведения) и другие факторы окружающей среды, которые могут оказывать или не оказывать влияние на поведение, и происходящие за несколько минут или часов до эпизода целевого поведения. Такие факторы могут определенным образом влиять на реакцию ребенка, однако их нельзя указывать в качестве предшествующих факторов.
• Корреляционная и причинно-следственная связь. АВС анализ, как вид описательной оценки поведения, дает нам важнейшую информацию о том, при каких обстоятельствах поведение может возникнуть с большей или меньшей вероятностью, то есть определяет корреляционную связь, однако, не всегда дает ответ на вопрос, что же вызывает данное поведение. Чтобы определить причину поведения, необходимо произвести манипулирование факторами окружающей среды, а данные АВС являются только лишь данными наблюдения.
Каковы причины возникновения нежелательного поведения, и что с этим делать. Введение в АВС-анализ для родителей.
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать:
• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость
• Самостимуляция
• Падение на пол
• Побеги от взрослых
• Стремление забираться на высокую мебель
• Крики, ругательства, шум и т.д.
• Плач
• Истерики
• Разрушительное поведение
• Укусы, толчки, драчливость
• Самоагрессия
Одним из наиболее мощных инструментов для коррекции нежелательного поведения, которым могут пользоваться как специалисты, так и родители, является поведенческая психология и ее трехкомпонентная последовательность для анализа поведения (АВС-анализ):
Предшествующий фактор (ребенок не хотел заходить домой) –> Поведение (убежал от родителей) –> Последствие (приход домой откладывается во времени, а за ребенком бегут родители)
Существует множество разнообразных причин возникновения нежелательного поведения, и первоочередной задачей родителей является их определение при помощи данной трехкомпонентной последовательности. Для начального анализа лучше выбрать 1-2 формы нежелательного поведения и фиксировать, какие события предшествуют его возникновению и какие события происходят непосредственно после него.
Как правило, нежелательное поведение помогает ребенку привлечь внимание взрослых, получить доступ к желаемым предметам или деятельности или же, наоборот, избежать неприятных для него занятий. Нежелательное поведение также может быть своего рода развлечением для детей (самостимуляция, разрушительное поведение, высокая мебель). В определении предшествующих факторов вам также поможет понимание того, что, как правило, у детей отсутствуют альтернативные навыки для того, чтобы получить такой же усилитель, который они получают путем проблематичного поведения (например, отсутствие навыка обращения с просьбой).
Что такое усиление?
• Усиление – это ВСЕГДА что-либо, что увеличивает поведение
• Усилением может быть получение доступа к «хорошим» вещам – игрушкам, деятельности, вниманию и т.д.
• Выговор и негативное внимание иногда также являются усилителями для аутичных детей
• Усилением может быть избавление от неприятных или «плохих» вещей – требований, инструкций, укладывания в постель, одевания ботинок и др.
• Усиление повышает как положительное, так и негативное поведение
• Большинство эпизодов усиления происходит незапланированно и естественным путем
Как изменить проблематичное поведение?
1. Определение причины негативного поведения (трехкомпонентная последовательность АВС-анализа)
2. Предотвращение (работа с предшествующими факторами)
3. Обучение и усиление альтернативного, желательного поведения
4. Изменение последствий после нежелательного поведения
Рассмотрим эти этапы на конкретном примере. Представим, что иногда ваш ребенок сильно шумит, сбрасывает предметы со стола, отбирает игрушки у других детей, чтобы привлечь ваше внимание, беспокоится, плачет.
Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание.
Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность (например, разговоры по телефону, оплата счетов и т.д.). Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок.
Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению и усиливайте его на постоянной основе.
Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления. Однако, будьте предельно внимательными в случае опасного или самоагрессивного поведения. В данном случае речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.
Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь не смотреть на ребенка (внимание!), не показывайте эмоций на лице, не спорьте с ним и не разговаривайте (внимание!), не демонстрируйте свой гнев (внимание!), увлеченно займитесь какой-нибудь деятельностью или просто уйдите от ребенка в другую комнату. Предоставьте малышу немного внимания немедленно после того, как негативное поведение прекратилось.
Важные аспекты коррекции нежелательного поведения
• Убедитесь, что нежелательное поведение НИКОИМ ОБРАЗОМ не подкрепляется
• Не обещайте ребенку усилители, «если он прекратит…»
• Не показывайте ему усилитель (шоколадку, игрушку и т.д.) во время проявления им нежелательного поведения
• Не пытайтесь «уговорить» ребенка успокоиться, это является, по сути, проявлением внимания, а значит усилением
• Оставайтесь спокойными и неэмоциональными, не вступайте в ссору или физическую борьбу
• Удовлетворяйте потребности ребенка до того, как его проблематичное поведение заставит вас это сделать
• Избегайте ситуаций, которые предположительно могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение (длительный поход за покупками, поздний уход в постель и т.д.)
• Начинайте эту программу коррекции поведения в окружающей среде, которую вы можете контролировать (не в магазине, не в церкви и прочее)
• Обучите других членов семьи тому, как работает эта технология
Предшествующие факторы, последствия поведения
Елена Гаева
Предшествующие факторы, последствия поведения
Предшествующие факторы, последствия поведения
Среда – это совокупность различных стимулов (факторов, которые влияют на наше поведение.
Стимул – это событие, действие предмет или их комбинация.
Некоторые стимулы могут провоцировать возникновение поведения или поддерживать поведение в течении определенного периода времени.
Другие стимулы могут привести к ослаблению поведения или вовсе предотвратить его появление.
Стимулы или изменения, происходящие в окружающей среде,делятся на две категории:
— стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, или факторы, предшествующие поведению;
— стимулы, которые происходят ПОСЛЕ того, как возникает поведение или последствия поведения.
Предшествующий стимул провоцирует или запускает поведение, поведение происходит, а стимул-последствие возникает как результат поведения.
Стимул-последствие либо усиливает, либо ослабляет, либо гасит поведение.
Такая последовательность «Предшествующий фактор – поведение-последствие» в прикладном анализе поведения, называется «трехкомпонентная поведенческая последовательность».
Модифицируя предшествующие факторы, мы можем предотвратить неприемлемое поведение.
Модифицируя последствия, мы можем ослабить проблемное поведение и сформировать социально приемлемое поведение.
Стимулы, предшествующие поведению,делятся на два вида:
1. различимые стимулы (те, которые существуют или появляются в окружающей среде);
2. мотивирующие состояния (физиологические и эмоциональные состояния организма).
В окружающей среде существует огромное количество стимулов. Некоторые из этих стимулов запускают поведение. Такие предшествующие стимулы в прикладном анализе поведения называются различимыми стимулами (например: халат врача, надписи «Открыто», «Закрыто», загоревшееся табло в самолете).
Существуют другие виды предшествующих факторов: наши физиологические и эмоциональные состояния. Такие состояния влияют на наше поведение (создают фон для нашего поведения).
В прикладном анализе поведения они называются мотивационными операциями (или состояниями, предрасполагающими к определенному поведению).
Последствия поведения так же влияют на наши действия.
Последствия поведения – это изменения в окружающей среде, благоприятные или нет, которые начинают происходить как результат возникновения поведения.
Последствие – это то, что человек приобретает или отдает как результат своего поведения. Если последствия благоприятные – то вероятность того что поведение повторится, велика. Если последствия неблагоприятные, то вероятность того, что поведение повторится, мала. Т. о. последствия влияют на вероятность возникновения поведения в будущем.
Если мы знаем, какие последствия усиливают поведение и какие последствия ослабляют поведение, мы можем модифицировать эти последствия, чтобы усилить приемлемое поведение и ослабить проблемное поведение.
Что такое предшествующий фактор
Прикладной анализ поведения (латинская аббревиатура ABA)
Этот пункт не даром стоит первым, и о нем стоит поговорить подробнее. Это не столько один метод, сколько целая научная область, в рамках которой было разработано несколько методик для помощи детям с аутизмом. Этот подход был разработан в США еще в 1970-х годах и на данный момент самое большое количество научных исследований говорят именно об эффективности АВА. По сути, АВА позволяет обучать ребенка с аутизмом или другими проблемами любым навыкам, с которыми у него возникают сложности, в том числе учить обслуживать себя, развивать устную речь, формировать социальные навыки или готовить к школе.
АВА также используется для коррекции так называемого нежелательного поведения, которое часто сопровождает аутизм и мешает социализации и учебе ребенка (например, агрессия, крики, жевание несъедобных предметов и так далее). АВА очень индивидуальный метод – он ориентируется не на диагноз, а на конкретные проблемы и способности каждого ребенка, поэтому, при правильной и квалифицированной практике этот подход помогает каждому, ведь каждый способен учиться и менять свое привычное поведение в той или иной степени.
Специалисты по прикладному анализу поведения называются поведенческими аналитиками, они должны получить специальное образование в этой области, как правило, у них также есть образование в области психологии или педагогики. К сожалению, АВА лишь недавно начал применяться в России, но этот подход уверенно набирает популярность, все больше специалистов становятся сертифицированным поведенческими аналитиками. Подробнее об этом методе можно узнать в двух недавно вышедших в России книгах: Мэри Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческих подход» и Юлия Эрц «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA)».
Отрывок из книги «ОСОБЫЕ ДЕТИ. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС и др особенностями развития»
#аутизм #особыедети #прикладнойанализ
В таких случаях нам могут помочь 2 следующие таблицы:
1. АВС. Это наиболее часто используемая таблица, в которой записывается само поведение ребенка, а также предшествующие стимулы (т.е. что предшествовало поведению), и последствия (т. е. что произошло сразу после реакции ребенка). На основе анализа предшествующиx стимулов и последствий можно выстроить предположение о функции поведения.
На основе данных в следующей таблице можно предположить, что негативное поведение ребенка усиливается вниманием со стороны окружающих.
Коррекция нежелательного поведения
Согласно теории оперантного обучения Скиннера, являющегося основателем такого направления как Прикладной Анализ Поведения, любое поведение направлено на достижение определенной цели. Условно все цели можна поделить на 4 основные группы:
— избегание нежелаемого (уклонение)
В случае, когда поведение достигает своей цели, оно будет усиливаться, т.е. увеличиваться частота, интенсивность и продолжительность поведения. Если в результате поведения происходит то или иное неприятное последствие, поведение будет ослабляться, т.е. будет снижаться частота, интенсивность и продолжительность проявления поведения.
Таким образом, начиная работу по коррекции нежелательного поведения необходимо прояснить основные принципиальные моменты:
— подробно описать поведение, которое является социально непримлемым и подлежит коррекции
— выяснить функцию поведения (цель данного поведения)
— понять, что является усилением для данного поведения.
Важно понимать, что даже если на первый взгляд кажется, что поведение никак не усиливается, это впечатление обманчиво. Если поведение сформировалось и закрепилось в существующем виде, значит кто-то или что-то его усиливает. Исключение составляют аутостимуляции – поведение, усиливаемое автоматически, т.к. удовольствие доставляет сам процесс.
В теории АВА существует достаточно много схем функциональной оценки поведения. Самая простая и доступная – таблица АВС. Таблице представляет собой три столбика – А (что было перед поведением), Б (описание собственно поведения), С (что было после).
Что было перед поведением
12.36 Даня сидел и ел суп
Начал лезть руками в рот и громко кричать
Вокруг Дани собрались педагоги, и выясняли, что случилось. Даню отвели попить, потом пописять.
12.43 Даня сел за стол. Ему отдали ложку и подвинули тарелку с супом. Педагог отошла к другим детям.
Даня начал громко кричать, раскачивться на стуле, кусать свою руку.
Педагог вернулась к Дане, села рядом с ним на стул. Даня успокоился и продолжил есть.
13.03 Даня лежал в кровати и крутился по кровати.
Даня начал громко кричать, подниматься на кровати, кусать руку и раскачиваться.
Педагог подошла к Дане, села рядом на кровать и стала с ним разговаривать. Даню отвели в туалет и предложили ему воды. Даня попил и успокоился.
13.20 Даня лежит в кровати спокойно. Педагог отходит от него и садится на стул.
Даня начинает подхныкивать. Постепенно хныканье переходит в громкий крик. Даня поднимается на кровати, кусает руку и раскачивается.
Педагог подошла к Дане, просит его успокоиться и лечь. Постепенно Даня успокаивается, педагог сидит рядом с ним на кровати.
Важно записывать время и все случаи нежелательного поведения. Это поможет в случае, если нежелательное поведение действительно связано с ощущением дискомфорта, например с чувством голода, когда подходит время приема пищи, либо с той или иной болью, например зубной. Понимание таких причин поможет более эффективно подобрать способы коррекции нежелательного поведения.
Одно и то же поведение в разных ситуациях может иметь разную функцию. Так поведение «кричать и плакать» в одной ситуации может иметь функцию привлечения внимания, в другой – получения желаемого, впоследствии – избегания нежелаемого. Ребенок с нарушением развития часто имеет достаточно бедный репертуар поведенческих реакций, поэтому проведение функционального анализа и определение функции поведения в той или иной ситуации является абсолютно необходимой составляющей успешной коррекции.
Проследив поведение ребенка на протяжении некоторого времени, мы увидим, что, как правило, происходит вследствие нежелательного поведения, каким образом мы обычно нежелательное поведение останавливаем. Проанализировав последствия, мы можем вычленить тот процесс, который вероятно и является усилением. Например: в ситуации, когда ребенок плачет в магазине, мама обычно покупает ему «Барни» (покупка «Барни» в ответ на плач ребенка усиливает поведение «плакать» с целью получения желаемого); когда мама занимается с Петей за столом и он начинает хныкать, отворачиваться и сползать под стол, мама отпускает Петю отдохнуть. Таким образом, отпуская Петю с занятия и отменяя озвученные требования, мама усиливает поведение «хныкать, отворачиваться, сползать под стол» с целью избегания нежелаемого и т.д.
Также, проводя функциональную оценку поведения, мы можем заметить, что в аналогичных ситуациях с разными людьми поведение может проявляться либо не проявляться, быть более или менее интенсивным.
Например: когда Сережа заходит в магазин с мамой, он тут же начинает хныкать и мама покупает ему «Барни», чтобы Сережа успокоился и дал ей сделать покупки. Когда Сережа заходит в магазин с бабушкой, он хнычет без остановки и бабушка успевает купить для него «Барни», машинку, йогурт и чупа-чупс. Когда Сережа заходит в магазин с папой, он спокойно ходит с папой за руку по магазину и помогает складывать покупки в корзину.
Почему так происходит?
Есть много прелестных теорий, говорящих о том, что ребенок просто маме больше доверяет и т.д. и т.п. Но все намного прозаичней. В Прикладном Анализе Поведения (АВА) существует понятие различимых предшествующих стимулов: SD, SΔ, SDp. Различимые предшествующие стимулы являются своеобразными сигналами, сообщающими вероятность того, что поведение будет усилено, либо не усилено, либо ослаблено.
Так, SD – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет усилено.
Мама традиционно покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, она является SD для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.
Брат не покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, он является SΔ для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.
Папа после того как Сережа начал хныкать в магазине, вывел его на улицу, отвел домой и отправил в свою комнату, несмотря на крики и протесты. Папа является SDp для поведения «хныкать в магазине».
Таким образом, если поведение проявляется с одним из членов семьи, либо с кем-то одним проявляется наиболее интенсивно, мы можем сделать вывод, кто и что является основным источником усиления нежелательного поведения в том или ином случае и исправить эту ситуацию.
Важно! Прекращение усиления происходит раз и навсегда. В ситуации, когда мы усиливаем либо не усиливаем поведение в зависимости от сегодняшнего настроения, мы формируем реакцию, которая практически не будет поддаваться коррекции (сегодня мама строгая, отчитала хнычущего Сережу и не купила ему «Барни», а завтра она в благодушном настроении попросила его не хныкать и купила «Барни»). Аналогичным образом действуют казино: человек время от времени выигрывает, но никогда заранее не знает, в какой момент его поведение «делать ставку» будет усилено выигрышем.
Очень интересно в этом контексте слушать рассуждения о гуманности-не гуманности метода. Ребенок же плачет, расстраивается. Что тут можно ответить? Законы поведения так же как и законы физики существуют независимо от того, что мы о них думаем и нашей морально-этической оценки. Для того, чтобы скорректировать нежелательное поведение, необходимо прекратить усиление. Естественно, это влечет за собой выход из зоны комфорта и фрустрацию для всех участников процесса. Как правило все эти манипуляции являются следствием того, что ребенка не учили справляться с фрустрацией изначально, «покупая» спокойствие за «Барни», игрушки, гаджеты, отказ от требований и т.д. Пути два: либо смириться и оставить как есть, либо выйти из зоны комфорта и корректировать.
Определив функцию нежелательного поведения мы также должны определиться, какое поведение в конкретном контексте для достижения данной цели является социально приемлемым и доступным для ребенка, т.к. потребность осталась, и ребенок будет искать новые пути ее удовлетворения.
В случае с упоминаемым выше Сережей, думаю, нас бы устроило, если бы он для начала просто попросил «Барни», а мама купила. Не доводя это все до хныканья. Постепенно целесообразно довести до того, что мама покупает Сереже «Барни» раз в несколько дней. Какое поведение для этого необходимо обучить?
1.Поведение просить. Если Сережа вербален, естественно мы хотим услышать: «Мама, купи, пожалуйста «Барни». Если же речь не настолько развита, то нас устроит любая речевая конструкция в зависимости от уровня развития речи: «Дай «Барни», «Барни», «Ба…» и т.д. Если Сережа невербален, то подойдет любая невербальная просьба (жест, карточка и т.д.)
2.Поведение ждать. Сережа должен научиться ждать пока мама купит «Барни», не хныча, вначале несколько минут, а со временем и несколько дней.
Вероятнее всего в случае с Сережей, он добивается от мамы различных бонусов нытьем в течение и дня и вполне закономерно распространить процедуру коррекции поведения «хныкать» на все аналогичные ситуации. Таким образом мы можем ожидать, что в течение ограниченного времени маме станет намного легче общаться и жить с Сережей, бывать с ним в общественных местах и т.д.
Описанный принцип работы по коррекции нежелательного поведения применяется и в случае, если функцией поведения является привлечение внимания. Мы прекращаем усиливать получение внимания социально неприемлемыми способами и обучаем поведению ждать, а также получать внимание социально приемлемыми путями: взять за руку, позвать по имени, обнять и т.д.
Более сложная ситуация с поведением, функцией которого является уклонение. Его также необходимо прекратить усиливать, но при этом чаще всего нас не устроит путь научить уклоняться каким-либо другим способом, т.к. нам важно, чтобы ребенок научился прикладывать усилия и развивал эмоционально-волевую сферу. В этом случае спасает только установление руководящего контроля, когда взрослый становится референтным лицом и ребенок делает те или иные вещи, лишенные для него смысла и привлекательности, по просьбе взрослого. По мере компенсации нарушений развития и расширения сферы интересов ребенка поведение с функцией уклонения возникает значительно реже, носит более социально приемлемый характер и достаточно легко преодолевается с помощью значимых взрослых.
В ряде случаев коррекции нежелательного поведения целесообразным является использование ослабления. Как правило, в качестве ослабляющих стимулов вполне могут выступать естественные последствия: отказ от самостоятельной еды, использования столовых приборов, социально неприемлемое поведение за столом – ребенок остается голодным до следующего приема пищи; уписялся/укакался – мокрые/грязные штаны и ощущение дискомфорта, стирка одежды; деструктивное поведение, разбрасывание вещей – убрать все за собой и т.д.
Также в практике АВА для коррекции нежелательного поведения используется так называемая процедура сверхкоррекции. При использовании процедуры сверхкоррекции ребенок не только ликвидирует результаты своей нежелательной деятельности, но и выполняет дополнительное задание. Например: ребенок выливает на пол мыльные пузыри (имеется ввиду целенаправленное регулярное поведение, а не случайная оплошность) – он не только вытирает лужу от пузырей, но и моет полы во всей квартире.
В случае поведения, целью которого является уклонение от занятий, связанных с необходимостью интеллектуальных усилий, в качестве ослабления можно использовать физическую нагрузку. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит преподносить физическую нагрузку как наказание. Целесообразнее представлять физические упражнения в качестве альтернативы интеллектуальной нагрузке: ну раз ты не хочешь поговорить, давай позанимаемся физкультурой. Часто дети с радостью соглашаются на подобную альтернативу) Чтобы данная процедура могла являться ослаблением, предлагаемые нагрузки должны быть достаточно серьезными и вызывать дискомфорт.
Массу сложностей, как правило, вызывает коррекция поведения, функцией которого является аутостимуляция., т.к. данное поведение не усиливается извне и мы никак не прекратить его усиливать. Попытки ослаблять данное поведение путем введения каких-либо неприятных стимулов (мазать ногти горьким лаком, если ребенок грызет ногти и т.д.) часто оказываются абсолютно неэффективными, т.к. как только неприятный стимул исчезает – поведение возвращается в полной мере. Либо на место одного поведения с функцией аутостимуляции приходит другое. Среди специалистов встречаются полярно противоположные мнения относительно вреда-пользы поведения с функцией аутостимуляции. Мы придерживаемся мнения, что аутостимуляции вводят ребенка в трансовое состояние, что негативно сказывается на его способности к обучению и продуктивной коммуникации. Поэтому по возможности такое поведение стоит корректировать. Самый эффективный путь пресечь аутостимуляцию – дать инструкцию, не совместимую с выполнением аутостимулирующих действий. Если ребенок машет руками – попросить понести или подержать что-либо, эхолалит – надуть щеки, прыгает – поприседать, раскачивается – покачать пресс и т.д. Параллельно необходимо расширять сферу интересов ребенка, т.к. часто аутостимуляции являются следствием скудного репертуара самостоятельных занятий. Даже для самых сложных деток можно подобрать занятия, которыми они смогут заполнить досуг. Естественно, важно понимать, что изначально эта идея восторга не вызовет и обучение потребует значительных усилий. Не стоит ждать, пока ребенок са проявит интерес к тому или иному виду занятий таких как раскрашивание картинок, строительство башен из кубиков, лепка и т.д. Как показывает практика, самостоятельно и без особых трудозатрат со стороны родителей ребенок может увлечься только гаджетами, что в качестве расширения сферы интересов является очень неудачной идеей, т.к. ребенок опять же не учится себя развлекать самостоятельно – эту функцию берет на себя планшет, телефон и т.д.
В случаях, когда мы предполагаем, что функцией поведения является аутостимуляция, важно особенно тщательно провести функциональный анализ поведения, т.к. часто поведение с функцией уклонения «маскируется» под аутостимуляции. Так ребенок может начать эхолалить в момент усложнения задания и таким образом добиваться, чтобы задание упростили и т.д.
Если в течение достаточно продолжительного времени (все индивидуально но 2-3 недели уже достаточно показательны) мы не замечаем положительных изменений в поведении ребенка, нежелательное поведение происходит с той же частотой, интенсивностью и продолжительностью, стоит еще раз произвести функциональную оценку поведения и пересмотреть стратегию вмешательства. Да, АВА научный метод, нас с разных сторон учат строить графики и делать всевозможные измерения, но банальная истина такова, что жить нам не с графиком, а с ребенком. При верной функциональной оценке и эффективном вмешательстве изменения в поведении происходят достаточно быстро и очевидны всем окружающим. Если что-то пошло не так, стоит еще раз все проверить.