Что такое предпринимательский класс
Что такое предпринимательский класс
Проектная форма обучения предполагает, что старшеклассники будут работать над инженерными проектами
Проект «Предпринимательский класс» объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы, научных организаций и вузов.
Участники реализации проекта:
Образовательные программы предпринимательских классов содержат элементы предпрофессионального образования, стимулируют у обучающихся предпринимательское мышление и направлены на обучение навыкам проектного управления, генерации бизнес-идей и создания стартапа с целью последующего осознанного выбора будущей профессий в сфере предпринимательства.
Обучение в предпринимательских классах предоставляет учащимся новые возможности:
* выстраивать бизнес-процессы и управлять ими ;
* обучаться маркетинговым коммуникациям, финансовому и инвестиционному анализу, запуску стартапа, методам оптимизации бизнеса;
* изучать нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
* сотрудничать с представителями бизнес-сообщества и предпринимателями;
* работать со своими стартапами в проектных лабораториях, бизнес-инкубаторах, бизнес-акселераторах.
В итоге реализации проекта предпринимательских классов выпускники будут обладать базовыми профессиональными знаниями в сфере предпринимательства и соответствующими навыками проектной деятельности, работы в команде и готовности брать на себя ответственность.
В московских школах открылись атомные и предпринимательские классы
В городских школах открылись новые направления предпрофессиональных классов — атомные и предпринимательские, рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«В этом году в Москве возросло число школьников, обучающихся в предпрофессиональных классах. Мы видим, что это очень востребовано среди учеников, поэтому мы открыли еще несколько направлени. В шести школах создали атомные классы, где ребята будут изучать ядерные технологии. Еще в 10 школах дети будут учиться в предпринимательских классах, где их научат навыкам разработки и реализации предпринимательских идей, важных для города и страны. Также в пяти школах в рамках инженерных классов выделено отдельное направление — курчатовское, организованное при сотрудничестве с Курчатовским институтом», — сообщила вице-мэр.
Атомные классы станут одним из направлений среди инженерных классов. Они созданы в сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» и госкорпорацией «Росатом». В них будут готовить необходимых городу специалистов в области ядерных технологий, которые используются во многих сферах: энергетике, медицине, науке.
В атомных классах будут не только углубленно изучать математику и естественно-научные предметы, но и на практике знакомиться с современными решениями в применении ядерных технологий: от инновационной продукции до материаловедения и цифровых разработок.
Курчатовские классы, открывшиеся в пяти школах, — отдельная специализация инженерных классов. Этот проект развивается при поддержке Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», детского технопарка на его базе, а также вузов-партнеров. Он позволит организовать практикумы, выполнение проектов и исследований по новым направлениям науки и технологий, стажировки на научных предприятиях.
Предпринимательские классы — новое направление академических классов. Проект реализуется совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова, ученики будут разрабатывать и реализовывать бизнес-идеи. Преподаватели подготовили методические материалы для предпрофессиональных курсов, организации проектной деятельности, подготовки к конференциям, олимпиадам и предпрофессиональному экзамену.
При отборе в атомные, курчатовские и предпринимательские классы учитывались успехи школьников: высокие показатели независимых диагностик, победы на олимпиадах, конкурсах, чемпионатах и соревнованиях.
Всю информацию о школах, где открыты предпрофессиональные классы, вузах-партнерах, научных организациях можно найти на специальном сайте. Здесь же можно зарегистрироваться на мастер-классы и практикумы, экскурсии на производственные предприятия, лекции известных ученых, познакомиться с результатами исследовательских работ школьников — победителей предпрофессиональных конференций «Инженеры будущего», «Старт в медицину», «Наука для жизни» и «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату».
Дело молодое: чему учат школьников в предпринимательских классах
В этом учебном году в 44 школах Москвы открылись предпринимательские классы. Во время занятий ученики постигают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты. И подобные программы существуют только в столице. Где школьники могут попробовать осуществить свои бизнес-идеи и почему такие занятия им необходимы — в материале «Известий».
Для чего нужен предпринимательский класс
На сегодняшний день в столице есть все возможности для воспитания будущих представителей бизнес-сообщества, об этом на днях сообщили в пресс-службе департамента образования и науки Москвы. Так, речь идет о проекте под названием «Предпринимательский класс в московской школе». Одним из основных партнеров этого проекта является Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, его сотрудники стали кураторами для столичных школ, участвующих в проекте.
В этом учебном году году такие предпринимательские классы открылись в 44 московских школах. Во время занятий школьники познают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты, важные для успешного развития города и страны. Экспертами университета были разработаны элективные курсы для учеников, получающих профильное образование. Более того, в рамках проекта университет организовал непрерывные курсы повышения квалификации для педагогов школ, участвующих в проекте.
По мнению организаторов, предпринимательские классы способствуют созданию непрерывной системы бизнес-образования и раннему профессиональному самоопределению учащихся. Всё это позволит им в будущем стать высококвалифицированными специалистами. Ключевой темой реализации проекта должно стать формирование предпринимательской экосистемы, аккумулирующей усилия школ, вуза, компаний-партнеров, бизнес-акселераторов, технопарков и организаций реального сектора экономики.
Где готовят бизнесменов
Подобные уроки и школы предпринимательства существуют и далеко за пределами столицы. Например, в конце сентября мероприятия по вовлечению молодежи в предпринимательство стартовали в Приморье. Так, в нескольких городах региона были организованы открытые уроки, на которых уже состоявшиеся бизнесмены делились своим опытом со школьниками.
Всего несколько дней назад в Ульяновской области стартовала ежегодная образовательная программа «Лига школьного предпринимательства». Она осуществляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В этом году курс пройдут более 400 учеников из 25 школ региона.
— Подрастающее поколение — это наш будущий предпринимательский класс, будущее региона и страны. Поэтому особое внимание уделяется молодежному предпринимательству. «Лига школьного предпринимательства» — первый этап, где ученики могут попробовать себя в новой роли, выразить в своих проектах самые смелые идеи. Хочу отметить, что команды школьников зачастую выносят на защиту очень даже серьезные проекты, — отметил председатель совета директоров корпорации развития промышленности и предпринимательства региона Руслан Гайнетдинов.
Чему учат юных предпринимателей
Чему же могут научиться школьники на таких занятиях? Во-первых, они направлены на развитие предпринимательских компетенций у школьников, рассказал «Известиям» руководитель проекта «Лига школьного предпринимательства» Александр Захаров.
— Проект реализуется в Ульяновской области с 2014 года, за это время он много раз трансформировался, но основная мысль заключается в том, что школьники делятся на команды, каждая из них в процессе образовательной программы создает бизнес-план, который по итогу презентует экспертному сообществу, — рассказал он. — Образовательная программа делится на четыре основных модуля, которые в общем являются основными векторами предпринимательской деятельности. Первый блок — это поиск идеи, ее оценка, юридические основы предпринимательской деятельности. И главная задача — это все-таки поиск бизнес-идеи и ниши. Второй блок, как правило, маркетинг, анализ рынка, то есть оценка идеи на рынке. Третий — финансы, составление бизнес-плана, бюджет доходов и расходов на год (основы финансовой грамотности). И четвертый блок — это презентации и различные soft skills по построению команды.
В основном в проекте принимают участие школьники старших классов — это 9–10-й класс (11-й класс в меньшей степени в связи с выпускными экзаменами), однако в принципе поучаствовать могут и ученики 7–8-х классов.
— В каждом модуле обязательно есть теоретико-практическая часть в виде интенсивного тренинга, вторая часть — это всегда встреча с действующими предпринимателями для того, чтобы получить обратную связь. И третья часть каждого модуля — это деловая игра, как правило, связанная с направлением блока. То есть, если речь идет о финансах, то это деловая игра, максимально приближенная к бизнес-симуляции. Как правило, по итогам мы ребят вывозим в лагерь на 3–5 дней, и там также проходят несколько интенсивных тренингов, но в последние два года в связи с распространением коронавирусной инфекции мы ввели много дистанционных форм в проект, — рассказал собеседник издания.
В общей сложности за эти годы обучение уже прошли порядка 4 тыс. школьников.
— Важно понимать, что мы не учим детей открывать бизнес, наша задача именно развивать у ребят предпринимательские компетенции. Главная задача проекта — научить ребят быть предприимчивыми, нам важно, чтобы они научились правильно оценивать, смотреть на мир, а также чтобы они научились финансовой грамотности, поняли, что такое инвестиции, и могли, скажем так, определить вредоносные проекты в роде финансовых пирамид от реальных инвестиций, — подчеркнул Александр Захаров. — При этом поскольку они постоянно общаются с предпринимателями, у них есть возможность устроиться на работу, кто-то может поддержать их проект. Например, что у нас было из больших предложений: ребята разработали проект по переработке пластика, и предприниматели были готовы проинвестировать в него, но ребята немного побоялись ответственности, потому что проект требовал несколько миллионов инвестиций.
Свой образовательный проект по предпринимательству есть и в Тюменской области, называется он «Это бизнес, детки!». Как рассказал «Известиям» его руководитель Павел Шафорост, школьники в ходе занятий проходят путь предпринимателя, при этом кто-то может понять, что предпринимательство — это интересно, но ему не подходит, а кто-то может даже запустить бизнес.
— Мы все знаем, что с 14 лет уже можно регистрироваться в качестве самозанятого, так что эта возможность действительно есть у ребят, — отметил он. — В рамках нашего проекта они могут выбрать один из трех треков. Первый называется «Я — предприниматель», он для тех ребят, у которых уже есть какой-либо навык или идея, бизнес-проект и им было бы интересно попробовать его реализовать в предпринимательской плоскости. Второй называется «Бизнес-команда» — это для тех ребят, у которых либо нет идей, либо они хотели бы ее реализовать с классом, друзьями. И третий трек называется «Бизнес-кейс» — здесь мы собрали кейсы предпринимателей Тюменской области, задачи, которые перед ними стоят, и, соответственно, если ребята помогут им их решить, это поспособствует тому, чтобы приглядеться к ним в качестве будущих сотрудников.
Что такое предпринимательский класс
Приобретенные навыки, как уверяют руководители программ, помогут правильно смотреть на мир.
В этом учебном году в 44 школах Москвы открылись предпринимательские классы. Во время занятий ученики постигают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты. И подобные программы существуют только в столице. Где школьники могут попробовать осуществить свои бизнес-идеи и почему такие занятия им необходимы – в материале «Известий».
Для чего нужен предпринимательский класс
На сегодняшний день в столице есть все возможности для воспитания будущих представителей бизнес-сообщества, об этом на днях сообщили в пресс-службе департамента образования и науки Москвы. Так, речь идет о проекте под названием «Предпринимательский класс в московской школе». Одним из основных партнёров этого проекта является Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, его сотрудники стали кураторами для столичных школ, участвующих в проекте.
В этом учебном году такие предпринимательские классы открылись в 44 московских школах. Во время занятий школьники познают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты, важные для успешного развития города и страны. Экспертами университета были разработаны элективные курсы для учеников, получающих профильное образование. Более того, в рамках проекта университет организовал непрерывные курсы повышения квалификации для педагогов школ, участвующих в проекте.
По мнению организаторов, предпринимательские классы способствуют созданию непрерывной системы бизнес-образования и раннему профессиональному самоопределению учащихся. Всё это позволит им в будущем стать высококвалифицированными специалистами. Ключевой темой реализации проекта должно стать формирование предпринимательской экосистемы, аккумулирующей усилия школ, вуза, компаний-партнёров, бизнес-акселераторов, технопарков и организаций реального сектора экономики.
Где готовят бизнесменов
Подобные уроки и школы предпринимательства существуют и далеко за пределами столицы. Например, в конце сентября мероприятия по вовлечению молодёжи в предпринимательство стартовали в Приморье. Так, в нескольких городах региона были организованы открытые уроки, на которых уже состоявшиеся бизнесмены делились своим опытом со школьниками.
Всего несколько дней назад в Ульяновской области стартовала ежегодная образовательная программа «Лига школьного предпринимательства». Она осуществляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В этом году курс пройдут более 400 учеников из 25 школ региона.
– Подрастающее поколение – это наш будущий предпринимательский класс, будущее региона и страны. Поэтому особое внимание уделяется молодёжному предпринимательству. «Лига школьного предпринимательства» – первый этап, где ученики могут попробовать себя в новой роли, выразить в своих проектах самые смелые идеи. Хочу отметить, что команды школьников зачастую выносят на защиту очень даже серьезные проекты, – отметил председатель совета директоров корпорации развития промышленности и предпринимательства региона Руслан Гайнетдинов.
Чему учат юных предпринимателей
Чему же могут научиться школьники на таких занятиях? Во-первых, они направлены на развитие предпринимательских компетенций у школьников, рассказал «Известиям» руководитель проекта «Лига школьного предпринимательства» Александр Захаров.
– Проект реализуется в Ульяновской области с 2014 года, за это время он много раз трансформировался, но основная мысль заключается в том, что школьники делятся на команды, каждая из них в процессе образовательной программы создает бизнес-план, который по итогу презентует экспертному сообществу, – рассказал он. – Образовательная программа делится на четыре основных модуля, которые в общем являются основными векторами предпринимательской деятельности. Первый блок – это поиск идеи, её оценка, юридические основы предпринимательской деятельности. И главная задача – это всё-таки поиск бизнес-идеи и ниши. Второй блок, – как правило, маркетинг, анализ рынка, то есть оценка идеи на рынке. Третий – финансы, составление бизнес-плана, бюджет доходов и расходов на год (основы финансовой грамотности). И четвёртый блок – это презентации и различные soft skills по построению команды.
В основном в проекте принимают участие школьники старших классов – это 9–10-й класс (11-й класс в меньшей степени в связи с выпускными экзаменами), однако в принципе поучаствовать могут и ученики 7–8-х классов.
– В каждом модуле обязательно есть теоретико-практическая часть в виде интенсивного тренинга, вторая часть – это всегда встреча с действующими предпринимателями для того, чтобы получить обратную связь. И третья часть каждого модуля – это деловая игра, как правило, связанная с направлением блока. То есть если речь идет о финансах, то это деловая игра, максимально приближенная к бизнес-симуляции. Как правило, по итогам мы ребят вывозим в лагерь на 3–5 дней, и там также проходят несколько интенсивных тренингов, но в последние два года в связи с распространением коронавирусной инфекции мы ввели много дистанционных форм в проект, – рассказал собеседник издания.
В общей сложности за эти годы обучение уже прошли порядка 4 тыс. школьников.
– Важно понимать, что мы не учим детей открывать бизнес, наша задача именно развивать у ребят предпринимательские компетенции. Главная задача проекта – научить ребят быть предприимчивыми, нам важно, чтобы они научились правильно оценивать, смотреть на мир, а также чтобы они научились финансовой грамотности, поняли, что такое инвестиции, и могли, скажем так, определить вредоносные проекты вроде финансовых пирамид от реальных инвестиций, – подчеркнул Александр Захаров. – При этом, поскольку они постоянно общаются с предпринимателями, у них есть возможность устроиться на работу, кто-то может поддержать их проект. Например, что у нас было из больших предложений: ребята разработали проект по переработке пластика и предприниматели были готовы проинвестировать в него, но ребята немного побоялись ответственности, потому что проект требовал несколько миллионов инвестиций.
Свой образовательный проект по предпринимательству есть и в Тюменской области, называется он «Это бизнес, детки!». Как рассказал «Известиям» его руководитель Павел Шафорост, школьники в ходе занятий проходят путь предпринимателя, при этом кто-то может понять, что предпринимательство – это интересно, но ему не подходит, а кто-то может даже запустить бизнес.
– Мы все знаем, что с 14 лет уже можно регистрироваться в качестве самозанятого, так что эта возможность действительно есть у ребят, – отметил он. – В рамках нашего проекта они могут выбрать один из трёх треков. Первый называется «Я – предприниматель», он для тех ребят, у которых уже есть какой-либо навык или идея, бизнес-проект, и им было бы интересно попробовать его реализовать в предпринимательской плоскости. Второй называется «Бизнес-команда» – это для тех ребят, у которых либо нет идей, либо они хотели бы ее реализовать с классом, друзьями. И третий трек называется «Бизнес-кейс» – здесь мы собрали кейсы предпринимателей Тюменской области, задачи, которые перед ними стоят, и, соответственно, если ребята помогут им их решить, это поспособствует тому, чтобы приглядеться к ним в качестве будущих сотрудников.
Занятия проходят в формате вебинаров, они открыты абсолютно для всех участников. В онлайн-формате проект проходит последние два года, и связано это, конечно же, с пандемией.
– Но на самом деле в этом есть и большие плюсы, потому что мы можем охватить большое количество ребят, и последние два года как раз-таки показывают, что у нас очень большой прирост представителей из муниципалитетов, потому что ребята могут поучаствовать в нашем проекте, не отрываясь от учебы, – говорит руководитель проекта.
В конце обучения будут выбраны проекты-победители, а самые предприимчивые школьники войдут в состав бизнес-клуба подростков Тюменской области – это структура, которая создается при региональном отделении «Опоры России», и там на протяжении года вместе с наставниками они будут реализовывать и дорабатывать свои проекты, заключил Павел Шафорост.
Что такое предпринимательский класс
В предпрофессиональных классах школьники столицы знакомятся с основами различных специальностей, в том числе с бизнес-планированием и бренд-менеджментом, правилами медиакоммуникации в социальных сетях, пробуют себя в роли специалистов по связям с общественностью.
Сегодня у московских старшеклассников есть все возможности для того, чтобы как можно раньше определиться с будущей профессией. Ребята узнают о тонкостях работы от ведущих специалистов в разных областях. А проявить себя и понять, подходит ли выбранное направление, им помогают участие в научно-практических конференциях и стажировки. Все это проходит в рамках проекта предпрофессионального образования в московских школах. Ребята учатся, например, в инженерных, медицинских, педагогических, ИТ-, кадетских классах. А с сентября 2021 года в столице начали готовить будущих предпринимателей и медиажурналистов. Ученики 44 школ изучают основы предпринимательской деятельности, информационные технологии в решении бизнес-задач, правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения, а также посещают занятия по бренд-менеджменту.
«Обучение в предпринимательских классах дает возможность познакомиться с новыми дисциплинами, такими как экономика, основы предпринимательства и финансовая грамотность. Здесь нас учат самостоятельно генерировать идеи, изучать рынок, разрабатывать бизнес-план. А ещё принимать осознанные решения, оценивая свои возможности и риски, и мыслить необычно, чтобы наша бизнес-идея была действительно оригинальной», – рассказала Арина Комолятова, ученица 10 класса школы № 1375.
Кроме того, ребята учатся не только придумывать бизнес-идеи, но и реализовывать их, выводить на уровень состоявшихся стартапов.
Так, одноклассник Арины Евгений Низяев надеется, что учеба в новом классе сможет полностью раскрыть его бизнес-способности:
«Как раз знания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и навыки сегодня очень востребованы. Мы рассматриваем различные способы получения денег, учимся правильно их распределять и сохранять. В общем и целом, изучаем то, что во взрослой жизни нам совершенно точно очень сильно пригодится».
В процессе обучения школьники включаются в предпринимательскую экосистему, которая позволяет реализовывать бизнес-проекты и концентрировать сеть компаний-партнёров, бизнес-акселераторов, технопарков, общественных и профессиональных организаций.
Одним из плюсов проекта «Предпринимательский класс в московской школе» является и то, что он позволяет старшеклассникам получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Еще одна сфера деятельности, которая с годами не теряет своей популярности – журналистика. Готовят будущих корреспондентов, редакторов, ведущих на телевидении и радио в профильных вузах. А сформировать предпрофессиональные умения, которые потребуются будущим студентам, как во время обучения в вузе, так и в дальнейшей работе и построении карьеры в сфере медиаиндустрии и массовых коммуникаций, можно уже в старших классах благодаря проекту «Медиакласс в московской школе».
Эти предпрофклассы активно взаимодействуют с ведущими медиа города, а обучение в них проходит по программам, разработанным вузами. Таким образом школьников готовят к современным реалиям медиажурналистики и пиара.
Максим Емельянов, ученик школы № 1637, тоже уверен, что, пройдя обучение, он увидит для себя широкие перспективы в медиаиндустрии и журналистике.
«Жду, что смогу прокачать свои навыки ораторского искусства, подтянуть грамотность и получить знания в области медиа и психологии», – рассказал он.
Кстати, проект помогает не только наработать себе портфолио для поступления в вуз.
В медиаклассах ребят готовят ко Всероссийской олимпиаде «Высшая проба» и олимпиаде школьников «Ломоносов», которые входят в перечень олимпиад, дающих школьникам дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения России.