Что такое предпосылка вопроса
Предпосылка
Предпосылка — это утверждение, предназначенное для обоснования или объяснения некоторого аргумента. [1] В логике аргумент — это множество предложений (или «суждений») одни из которых являются предпосылками, а другие утвердительные предложения (или «суждения») — логическими выводами. Аристотель утверждал что любой логический аргумент может быть сведен к двум предпосылкам и выводу. [2] Предпосылки иногда опускают, в этом случае они называются опущенными предпосылками, например:
Сократ смертен, так как все люди смертны.
Очевидно, что Сократ является человеком (эта предпосылка опущена). Развернутым суждением было бы:
Так как все люди смертны, а Сократ — человек, то следовательно Сократ смертен.
В этом примере два первых независимых высказывания — «все люди смертны» и «Сократ — человек» — это предпосылки, в то время как «Сократ смертен» является выводом.
Доказательство вывода зависит как от истинности обеих предпосылок так и от обоснованности аргумента.
Примечания
Логические операции с понятиями
2 константы: импликация () • Круги Эйлера/Диаграмма Венна • Теория множеств
Полезное
Смотреть что такое «Предпосылка» в других словарях:
предпосылка — условия, постулат, допущение, положение Словарь русских синонимов. предпосылка сущ., кол во синонимов: 6 • допущение (16) • … Словарь синонимов
предпосылка — Предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решений. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] предпосылка То, что принимается за существующее в действительности как основа… … Справочник технического переводчика
Предпосылка — предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решения … Словарь терминов антикризисного управления
ПРЕДПОСЫЛКА — ПРЕДПОСЫЛКА, предпосылки, жен. (книжн.). Предварительное условие, исходный пункт чего нибудь. Создать нужные предпосылки для чего нибудь. Исходить из правильной предпосылки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРЕДПОСЫЛКА — ПРЕДПОСЫЛКА, и, жен. 1. Исходный пункт какого н. рассуждения. Исходить из правильных предпосылок. 2. Предварительное условие чего н. Предпосылки успеха. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРЕДПОСЫЛКА — то, что является условием другого. «Мышление без предпосылок» выражает стремление человека быть независимым от влияния мировоззрения, религии и политики, от отдельных частных желаний, мнений и намерений, от непроверенных и фактически не… … Философская энциклопедия
ПРЕДПОСЫЛКА — англ. precondition/premise; нем. Voraussetzung/ Pramisse. 1. Предварительное условие ч. л. 2. Исходный пункт к. л. рассуждения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Предпосылка — (premise) то, что принимается за существующее в действительности как основа дальнейших расчетов … Экономико-математический словарь
Предпосылка — Предпосылка ♦ Prémisse Высказывание, считающееся первичным (по отношению к своим следствиям), в частности, предпосылками называют два первых термина силлогизма – больший и меньший … Философский словарь Спонвиля
Логическая структура вопроса
Наше мышление в значительной степени состоит из постановки вопросов перед собой или другими людьми с целью получения ответов, дающих определенную информацию. Правильная постановка вопроса вовсе не гарантирует ее истинности, но ошибочная постановка вопроса затрудняет, а иногда и исключает истинный ответ.
Вопрос как форма логического мышления
С точки зрения логики вопросом считается предложение, которое истребует какую-либо информацию или в котором заключен призыв к ответу.
Вопрос по формальной организации близок к суждению. Например, в конструкциях «Существуют ли правовые законы, обеспечивающие договорную систему бизнеса? » или «По какому адресу находится здание центральной конторы фирмы?» можно усмотреть связь понятий, напоминающую связь субъекта и предиката в суждении. Однако в отличие от последнего, здесь эта связь не констатируется путем утверждения или отрицания, а принимает специфическую форму мысли, направленной на получение ответа. В общем виде вопрос может быть определен как форма логического мышления, ориентированная на получение ответа в виде некоторого суждения или группы суждений.
Связь суждения с вопросом проявляется и в том, что любое суждение в принципе можно рассмотреть как уже полученный ответ на некоторый вопрос.
Вопрос надо четко отличать от той «оболочки», в которой он представлен в языке. Этой оболочкой могут быть:
а) слова или словосочетания;
б) предложения вопросительные, повествовательные, повелительные — словом, предложения в любой грамматической форме. Например, призыв преподавателя к студенту объяснить решение логической задачи (повелительная форма) или заглавие книги «Основы маркетинга» (повествовательная форма) в равной степени есть грамматическое выражение вопроса.
Смысловой статус субъекта и предиката в суждении в значительной степени определяется контекстом. Характерной особенностью предиката является падающее на него смысловое (логическое) ударение. Простейшая конструкция «Он занят» допускает двойное прочтение в зависимости от двух возможных вопросов: «Чем он занят?» и «Кто занят?».
Вопрос может иметь сокращенную форму, например, при употреблении лишь вопросительного местоимения.
Структура вопроса
Рассмотрим следующие вопросы:
а) Стоит ли затрачивать ваше время и труд на изучение Экономикса?
б) Кто автор так называемой «теории занятости»?
в) Возможно ли существование нерегулируемого рынка?
В каждом из них можно, кроме вопросительного знака, выделить две части: вопросительное слово или частицу и ту часть, которая должна войти (с возможными изменениями порядка слов) в состав предполагаемого ответа. Первая часть — искомая, обозначается символом х и вместе с вопросительным знаком заключается в скобки: (х?). Тогда вопросы имеют следующую структуру: «(х?) затрата вашего времени и труда на изучение Экономикса», «(х?) автор так называемой «теории занятости», «(х?) существование нерегулируемого рынка». Не вошедшая в скобки вторая часть вопроса является основной и представляет собой незаконченное суждение. Оно станет полным и сможет претендовать на роль ответа, если искомую часть заменить конкретными данными.
Вопрос сам по себе определяет класс возможных ответов, прежде всего тем, что он связан с некоторым ответом. Последний называется предметом вопроса.Чтобы вопрос имел смысл, он должен быть определенным, по крайней мере, в такой степени, чтобы были известны его предмет и объем требуемой информации. Вопрос предполагает ответ. Например, в анкете стоит вопрос о семейном положении. Он определяет ответ не только своим предметом, но и классом, состоящим из четырех возможных ответов: холост, женат, разведен, вдов.
Объем вопроса— это класс возможных ответов об известном предмете, из которых ответ выделяет конкретный элемент или несколько элементов.
Вопрос — это форма мышления, в которой выражается затребование информации об объекте при условии его существования, выраженном в предпосылках вопроса.
Предпосылка вопроса— это высказывание, явно или неявно содержащееся в вопросе и дающее информацию об объекте, о котором в вопросе формулируется требование дополнительной информации.
Предпосылки могут быть истинные или ложные. Например, для вопроса «Сколько глав в учебнике по маркетингу? » предпосылками будут следующие высказывания:
а) существует учебник по маркетингу;
б) в нем содержание разбито на главы.
Для вопроса «Какого цвета ассортиментный обмен?» предпосылками будут высказывания:
а) существует ассортиментный обмен;
б) ассортиментный обмен обладает цветом.
Таким образом, логическая структура вопросав общем виде такова:
а) в нем обозначено, хотя и неопределенно, искомое;
б) в нем содержится некоторое знание в виде предпосылок;
в) в нем содержится требование перехода от незнания к знанию, от данного к искомому.
В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью.
Функции вопроса
Исключительно велика роль вопроса как средства информационного поиска. Познавательная функциявопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным.
Коммуникативная функциявопроса состоит в том, что он является средством передачи известной информации, информативного общения.
В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различают исследовательские и информационные вопросы. Исследовательские вопросынаправлены на получение нового знания (вопросы, на которые пока нет ответа). Исследовательским будет вопрос «Какими факторами главным образом определяется успех в организации сбыта продукции?».
Основная цель информационного вопросасостоит в приобретении или передаче уже имеющихся сведений. Например, вопрос «Произведены ли все необходимые банковские операции для получения долгосрочного кредита? » воспринимается как информационный, потому что ответ на него состоит лишь в констатации известного определенному человеку или кругу лиц факта.
Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 1190 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Вопрос
Вопрос — это высказывание, фиксирующее недостаток знания о каком-либо объекте или явлении и побуждающее к ответу или объяснению с целью устранения или уменьшения познавательной неопределённости. В естественном языке средством выражения и синтаксического оформления вопроса выступает вопросительное предложение. Вопрос, с точки зрения присущего ему логического значения (см. Логика), можно характеризовать как осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности) или бессмысленные, корректные или некорректные, правильные или неправильные, содержательные или несодержательные.
Логическое значение вопроса как особой формы мысли отличается от логического значения суждения (см. Суждение), поскольку для суждений характерно утверждение или отрицание чего-либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. В основе вопроса всегда лежит некоторое исходное знание, неполноту или неопределённость которого требуется устранить. Именно на эту неполноту или неопределённость указывают вопросительные слова «кто?», «что?», «когда?», «почему?» и тому подобные. Хотя сам вопрос не является суждением, исходное знание, на которое явно или неявно опирается вопрос, как правило выражается в виде суждения или системы суждений. Такое исходное знание называется предпосылкой вопроса. Истинность предпосылок вопроса является условием его осмысленности. Такой вопрос является логически корректным, поскольку на него возможно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределённость. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Благодаря предпосылкам вопросы могут использоваться для передачи информации. В свою очередь, ложность суждений, лежащих в основе вопроса, указывает на то, что такого исходного знания, неполноту или неопределённость которого требуется устранить, не существует, поэтому такой вопрос теряет смысл, то есть становится бессмысленным или логически некорректным. Логически некорректными также являются бессмысленные вопросы (формулировки таких вопросов содержат выражения, ни смыслы, ни значения которых не известны), недоопределённые вопросы (в формулировке таких вопросов содержатся многозначные выражения), провокационные вопросы (на них можно дать только ложные ответы), тавтологичные вопросы (на них нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределённость). Если спрашивающий не знает о ложности предпосылок своего вопроса, то он совершает логическую ошибку (см. Логические ошибки), задавая некорректный вопрос. Если же спрашивающий осознает ложность предпосылок своего вопроса и задаёт его с целью запутать своих собеседников, то его вопрос может квалифицироваться как софизм (см. Софизм).
Отдельную разновидность вопросов составляют так называемые риторические вопросительные предложения. Они не содержат побуждения к ответу и выражают суждения (утверждение или отрицание чего-либо), которым придана грамматическая форма вопросительного предложения. Предпосылка, на которую опирается риторический вопрос, не содержит познавательной неопределённости, нуждающейся в устранении, поэтому спрашивающему не нужна дополнительная информация. Кроме риторических, в естественном языке существуют и другие вопросительные предложения, которые также не требуют ответа, и вместе с тем не содержат и открытого сообщения, но могут выражать просьбу или предложение. С помощью подобных вопросов, как правило, выражается стремление к устранению или уменьшению сомнения, колебания или неопределённости.
Логическая структура любого вопроса включает следующие основные элементы:
Идеальная вопросно-ответная ситуация подразумевает, что логически корректный вопрос должен быть определённым (то есть на него можно ответить утвердительно или отрицательно) и существует эффективная процедура (то есть предписание, указывающее на последовательность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы прийти к единственно правильному решению) для нахождения такого ответа. При отсутствии эффективной процедуры нахождения ответа возникает проблемная ситуация. Проблемой называется такая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм решения которой неизвестен. Ответом на проблему выступают гипотезы (см. Гипотеза). В интеррогативной логике (см. Логика вопросов), исследующей логико-семантические особенности вопросов, их принято делить на два типа по способу формирования:
Вопросы к решению и вопросы к дополнению делятся на простые, которые невозможно разбить на два самостоятельных вопроса, и сложные, разбиваемые на два или более простых вопроса. Простые вопросы к решению делятся на условные и безусловные. Сложные вопросы к решению делятся на конъюнктивные и дизъюнктивные в исключительном смысле или неисключающем смысле. Простые и сложные вопросы к дополнению делятся на открытые, предусматривающие ответ в свободной форме, и закрытые, требующие точного и определённого ответа в виде одного простого или сложного суждения.
Неопределённость, содержащаяся в вопросе, устраняется в ответе. Ответы по разным основаниям делят на: правильные и неправильные; прямые и косвеные; полные и неполные (частичные); допустимые и недопустимые. Правильными являются ответы, полностью или частично устраняющие познавательную неопределённость. При этом ответ, полностью устраняющий познавательную неопределённость, называется сильным, не полностью — слабым. Из двух слабых ответов один может быть более сильным, чем другой. Правильные ответы могут быть также полными и неполными. Последние иногда даются на сложные вопросы, то есть на вопросы, в которых выделяется правильная часть, в свою очередь являющуюся вопросом. Ответ на сложный вопрос является полным, если в нём содержатся ответы на все подвопросы этого сложного вопроса. Неправильными являются ответы, не снижающие познавательной неопределённости. Это тавтологичные и нерелевантные ответы. Тавтологичные ответы могут быть истинными в силу логической формы (логически тавтологичные). Тогда они не несут фактической информации и в силу этого не могут снижать познавательную неопределённость. Фактически тавтологичные ответы истинны в силу того, что выражают информацию, содержащуюся в вопросе (полностью или частично повторяют предпосылку вопроса), или общеизвестную информацию. Нерелевантными являются ответы на незаданные вопросы.
§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
Логическая структура вопроса такова: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.
Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следователь направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью.
Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует человек, звонивший подозреваемому после 19 часов, а также назначенное время встречи подозреваемого и потерпевшего. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим подозреваемому в указанное время, и не всякое время можно считать назначенным временем встречи подозреваемого и потерпевшего.
Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.
Важно также отметить, что вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. Например, позитивной предпосылкой вопроса «Преступление совершил Джон или Смит?» является суждение «Преступление совершил Джон или Смит». Позитивная предпосылка вопроса «Какие акции котируются на рынке ценных бумаг?» может быть представлена суждением «Существуют акции, пользующиеся повышенным спросом на рынке ценных бумаг».
Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса.
В судебной практике важно иметь в виду, что вопросы могут обладать сильным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с затребованием информации, в своих предпосылках заключает определенные сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Если эти сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. В этом плане исследования психологов XIX века уже приобрели юридически значимую интерпретацию. Так, в книге А. Бине «Внушаемость» рассматривалось влияние внушения на свидетельские показания. Экспериментально автор доказывал, что формулировки вопросов могут иметь различную меру внушения, вплоть до введения свидетеля в заблуждение. В связи с этим он указывал на необходимость в протоколах судебных заседаний излагать как ответы свидетелей, так и вопросы, которые им задавались, так как вопрос образует вместе с ответом одно неразрывное целое.
Читайте также
3.2. Логическая структура высказываний
3.2. Логическая структура высказываний Различие между высказываниями и предложениями проявляется в их структуре. Грамматическая структура повествовательных предложений состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. В логике суждения также
§ 3. Логическая структура понятия
§ 2. Логическая структура суждения
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и
§ 2. Логическая структура доказательства
§ 2. Логическая структура доказательства Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ 1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным [160]. Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому
Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»
Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии» [490] За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации
3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала»
3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала» Каждая отдельная наука оперирует своими специфическими категориями. Специфичность категорий каждой данной науки двояка: во-первых, все они отличаются друг от
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура Происхождение и сущность аналогии. Аналогия — одна из самых древних мыслительных операций. Она возникает из объективного противоречия между потребностью познания человеком качественного многообразия мира и наличными
§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки
§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки Мы хотим развернуть эту проблему в том направлении, откуда начали, — в направлении трех
Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии
Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии § 1. Необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии Названный вопрос пришел сегодня в забвение, хотя наше время числит за собой как прогресс, что оно снова положительно относится к «метафизике».
§ 2. Формальная структура вопроса о бытии
§ 2. Формальная структура вопроса о бытии Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. Если он фундаментальный вопрос, тем более главный, то нуждается в адекватной прозрачности. Потому надо кратко разобрать, что вообще принадлежит к любому вопросу, чтобы отсюда суметь
Основные типы вопросов, их характеристика
Вопрос — это одна из логических форм, включающая в себя две части: исходную информацию, которая называется базисом, или предпосылкой вопроса; указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний.
Рассмотрим в качестве примера вопрос: «По каким предметам вы будете сдавать в этом году экзамены?» В нем есть исходная информация (вы будете сдавать в этом году экзамены) и указание на ее недостаточность (по каким предметам).
Вопросно-ответный метод поиска истины усиленно развивался еще в античной философии и литературе. Уже тогда знали семь классических вопросов, способных упорядочить диалог: кто? что? где? когда? какими средствами? как? почему? В настоящее время создается целая теория вопросов, над которой работают ученые в области формальной и математической логики, семиотики, психологии и других наук. Одна из главных задач, стоящих перед ними, разработать полноценную классификацию вопросов. К настоящему времени основные типы вопросов уже выделены. В основе деления лежат несколько признаков (см. табл.):
Типы вопросов
Закрытые вопросы — вопросы, которые уже предполагают ответ, как правило, односложный, так что спрашиваемый должен только выбрать высказывание, которое больше соответствует его позиции. Обычно это ответ «да», «нет», «не знаю» и т. п. Грамматическими показателями закрытых вопросов являются, во-первых, отсутствие вопросительных слов (за редким исключением), во-вторых, частое употребление в них частицы «ли».
Примеры закрытых вопросов:
1. Нравится ли вам учиться в нашем университете?
Закрытые вопросы имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества закрытых вопросов состоят в следующем:
1) вы сразу получаете информацию, которая вам необходима:
2) они четко задают рамки, аспекты рассмотрения темы;
3) они удобны для обработки и поэтому широко используются при массовых опросах, анкетировании, в том числе и в социальной работе.
Недостатки закрытых вопросов:
1) информация, которую вы получаете в ответ на них, поверхностна;
2) заданность ответов создает определенный элемент принуждения, навязывания, что во многих ситуациях может вызвать у собеседника скрытое раздражение и желание быстрее закончить разговор.
Когда закрытые вопросы не работают, интервьюер прибегает к открытым, или информационным вопросам.
Открытые вопросы
— это вопросы, на которые нельзя ответить односложно, которые построены таким образом, что вызывают содержательный ответ (мысль, суждение, изложение фактов, позиции и др.). Они используются для того, чтобы выяснить знания человека по теме беседы.
Грамматическим признаком открытых вопросов является наличие в них вопросительных слов: что, где, почему, как и т.п. Пример открытого вопроса: Почему вам нравится учиться в нашем университете?
Следующая разновидность: прямые и косвенные вопросы.
Прямой вопрос
— это вопрос, заданный в категоричной форме и требующий прямого ответа. Однако может возникнуть ситуация, когда собеседник не может ответить на такой вопрос, так как стеснителен, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру.
В таком случае задаются косвенные вопросы.
Это целесообразно в следующих ситуациях:
1. Необходимо получить сведения о поведении, чувствах, отношениях, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что спрашиваемый затруднится высказать мнение, которое идет вразрез с моральными или эстетическими нормами той группы, к которой он на данный момент принадлежит.
В этом случае надо строить вопрос так, чтобы он освободил интервьюируемого от необходимости высказываться в категоричной форме, позволяя в то же время получить нужную информацию. Так, в одном исследовании молодого рабочего спрашивали: «Посоветовали бы вы своему приятелю поступить на эту работу?», используя косвенную форму вместо прямой: «Хотели бы вы переменить место работы?»
2. Косвенные вопросы применяются и в тех случаях, когда прямые не достигают цели, так как интервьюируемый не имеет определенного мнения по обсуждаемой проблеме.
Так, в исследовании, о котором уже говорилось выше, авторы убедились, что вопрос: «В каких взаимоотношениях вы находитесь с начальником?» не дал нужного результата. Тогда вместо этого начали спрашивать о внешности начальника, о его манерах, о характерных чертах, и в этих описаниях проявилось отношение отвечающего к начальнику, его взаимоотношения с ним.
Весьма существен выбор личной и безличной формы вопроса.
Личные вопросы — это вопросы, в которых содержится личное местоимение второго лица (ты или вы). Они обращены непосредственно к спрашиваемому и выявляют его персональную точку зрения.
В безличных вопросах нет названных местоимений. Такие вопросы очень часто выясняют не личное мнение отвечающего, а его представления о том, как надо отвечать.
Разницу в результатах ответов на личные и безличные вопросы демонстрирует еще одно небольшое исследование. Один и тот же по смыслу вопрос задавался студентам в двух вариантах.
Сначала их спрашивали: «Существует ли необходимость кроме учебников читать дополнительную литературу по вашей специальности?» В случае утвердительного ответа на этот вопрос студентам задавался другой: «Лично вы чувствуете такую необходимость?» Из 300 опрошенных ответили утвердительно на первый, безличный, вопрос 227 человек. Утвердительный ответ на второй, личный, вопрос дали лишь 148 человек. При этом надо отметить, что второй вопрос задавался сразу же после первого, т.е. ответы на него могли находиться под влиянием ответов на первый вопрос.
Еще одна разновидность вопросов — вопросы корректные и некорректные, уместные и неуместные.
Корректные, или уместные вопросы:
— правильно поставленные, в основе которых лежат истинные суждения;
— имеющие непосредственное отношение к теме данного разговора.
Некорректные, или неуместные вопросы:
— неправильно поставленные, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения;
— не имеющие никакого отношения к теме разговора.
По составу вопросы делятся на простые и сложные.
Простые вопросы — это вопросы, которые не могут делиться на части, не включают в себя другие вопросы и требуют одного ответа. Пример такого вопроса: «По каким предметам вы будете сдавать в этом году экзамены?»
Сложные вопросы — вопросы, которые могут быть разбиты на два или несколько простых и требуют соответственно двух или более ответов.
Например, вопрос «По каким предметам вы будете сдавать в этом году экзамены и когда?» является сложным, так как состоит из двух простых («По каким предметам вы будете сдавать в этом году экзамены?» и «Когда вы будете сдавать в этом году экзамены?») и требует двух ответов.
Следующая основа деления — это функции, которые выполняют вопросы. Различают основные, зондирующие, контрольные и зеркальные вопросы.
Основные вопросы
— это вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения, поэтому они составляются обычно заранее, в ходе подготовки к беседе, переговорам, собеседованию и к другим ситуациям общения.
Однако в реальной жизни основной вопрос может «не сработать» (люди могут уйти от ответа или дать неполный ответ). Тогда на помощь приходят зондирующие вопросы, которые детализируют ответ, делают его более полным. Примеры таких вопросов: «И что вы об этом думаете?», «И как вы к этому относитесь?».
Цель контрольных вопросов — проверить поступившую информацию на достоверность и уточнить неясности в ответах. Примерные схемы таких вопросов следующие: «Как же вы тогда объясните. », «Что вы имеете в виду, говоря о. », «Объясните, почему же. », «Вы не уточните свою формулировку?».
Зеркальные вопросы технически состоят в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником.
Они являются способом возвращения к уже данному ответу для прояснения и уточнения. Зеркальные вопросы используются также для проверки постоянства в ответах интервьюируемого.
Для того, чтобы привести пример зеркального вопроса, рассмотрим следующий диалог, состоящий из двух реплик:
— Кроме того, наша индустрия достаточно динамична.
— Вы сказали, что ваша индустрия достаточно динамична?
Вторая реплика и представляет собой зеркальный вопрос. Вопросы могут в определенной степени воздействовать на собеседника. В зависимости от степени воздействия они делятся на нейтральные и наводящие.
Наводящие вопросы
— это вопросы, которые подразумевают определенные ответы. По определению американского ученого Моргана, это вопросы, построенные таким образом, произнесенные с таким упором или сопровождаемые таким невербальным поведением спрашивающего, что внушают желаемый ответ.
Итак, эти вопросы навязывают ответ, особенно в тех случаях, когда отвечающий не уверен в своей позиции или легко поддается внушению.
Иногда такие вопросы используются намеренно:
1) для того, чтобы убедить интервьюируемого и дать понять, что от него ожидается;
2) для, того, чтобы проверить, обладает ли интервьюируемый мужеством не согласиться и как он относится к постороннему давлению.
Обычно такие вопросы начинаются фразами: «Вам, очевидно, известно. », «Вы, конечно, не можете не согласиться. », «Я надеюсь, вы понимаете. » и т.п. Часто на конце наводящих вопросов используется полувопрос-полуутверждение «не так ли?»
Пример такого вопроса: «Вы ведь, надеюсь, понимаете, что без посторонней помощи вам не избавиться от наркозависимости, не так ли?»
В отличие от наводящих вопросов нейтральные не оказывают практически никакого воздействия на собеседника.
Последняя группа вопросов — это вопросы, выражающие определенное отношение к собеседнику.
Кратко рассмотрим благожелательные, неблагожелательные, враждебные и провокационные вопросы. Приводить примеры первых трех необязательно, так как по языковому выражению они могут ничем не отличаться друг от друга. Характер вопроса определяется исходя из ситуации общения, а также на основании тона, мимики, позы и других невербальных средств коммуникации, использующихся интервьюером.
Провокационные вопросы
— это вопросы, которые задаются для того, чтобы поставить спрашиваемого в неловкое положение, вызвать ответ, который может повлечь неприятные для отвечающего последствия.
Поэтому обычно советуют не отвечать на вопрос, если за ним, на ваш взгляд, есть какой-то подвох.
Кстати, кроме провокационных вопросов есть и другие нечестные приемы, к которым прибегают иногда интервьюеры. Среди нечестных приемов интервьюеров наиболее известны два.
Первый прием называется «ошибкой многих вопросов».
Оппоненту сразу задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа: да или нет.
Но дело в том, что заключенные в заданном вопросе подвопросы бывают прямо противоположны друг другу, один из них требует ответа «да», а другой — «нет». Отвечающий, не заметив этого, дает ответ только на один из вопросов и тем самым попадается на удочку.
Вот типичный вопрос такого типа: «Прекратил ли ты бить свою жену? Да или нет?» Если отвечающий скажет «да», то получится, что он бил свою жену. Если скажет «нет», то выходит, что он продолжает бить свою жену. Очевидно, что на такой вопрос невозможно ответить в форме «да» или «нет».
Второй прием в зарубежной литературе носит название «антагонистическое зондирование».
Если обвинение справедливо, будет заложен фундамент для искреннего рассказа.
Одним словом, вопрос-обвинение активизирует интервьюируемого, заставляет высказывать свои мысли под влиянием раздражения, возмущения, несогласия.
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Существует глупейшее высказывание: «В споре рождается истина». В споре рождается раздражение и даже ненависть, а из этой сомнительной материи ничего хорошего возникнуть не может.
Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к реальностям, какое значение мы им приписываем, как мы к ним относимся, какое состояние души они нам создают».
Лучше быть живым и целым, чем правым.
Лучше быть богатым и счастливым, чем правым.
Лучше быть любимым и любящим, чем правым.
Потому, что, открою вам страшную тайну: на вашу правоту всем плевать.
Контакты
Карта сайта
Для авторов
Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере психологии общения.
Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях, получать дополнительный доход.
Что от Вас требуется: