Что такое предметная область пример

список примеров предметных областей

Предметная область № 1: страховая медицинская компания

Страховая медицинская компания (СМК) заключает договоры добровольного медицинского страхования с населением и договоры с лечебными учреждениями на лечение застрахованных клиентов. При возникновении страхового случая клиент подает заявку на оказание медицинских услуг по условиям договора инспектору, который работает с данным клиентом. Инспектор направляет данного клиента в лечебное учреждение. Отчеты о своей деятельности инспектор предоставляет в бухгалтерию. Бухгалтерия проверяет оплату договоров, перечисляет денежные средства за оказанные услуги лечебным учреждениям, производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики. СМК не только оплачивает лечение застрахованного лица при возникновении с ним страхового случая, но и, при возникновении каких-либо осложнений после лечения, оплачивает лечение этих осложнений.

Предметная область № 2: горно-металлургический комбинат

Комбинат добывает и перерабатывает полезные ископаемые (ПИ). Одна часть ПИ остается на комбинате в качестве резерва. Другая часть, согласно долгосрочному контракту, идет на нужды военного ведомства. Третья часть ПИ и переработанных ресурсов идет на продажу предприятиям внутри страны. Четвертая часть ПИ идет на экспорт в зарубежные страны. Оборудование и материалы, необходимые для нормального функционирования комбината, приобретаются либо у зарубежных поставщиков, либо, по инициативе властей, у отечественных производителей для поддержания экономики страны. По результатам своей деятельности комбинат выплачивает налоги и занимается поддержкой социальных программ.

Предметная область № 3: агентство недвижимости

Агентство недвижимости занимается покупкой, продажей, сдачей в аренду объектов недвижимости по договорам с их собственниками. Агентство управляет объектами недвижимости как физических, так и юридических лиц. Собственник может иметь несколько объектов. В случае покупки или аренды клиент может произвести осмотр объекта. Одной из услуг, предлагаемых агентством, является проведение инспектирования текущего состояния объекта для адекватного определения его рыночной цены. По результатам своей деятельности агентство производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 4: фотоцентр

Фотоцентр занимается оказанием фотоуслуг и продажей различных фототоваров. В состав фотоуслуг входят: печать фотографий, проявление фотопленок, художественное фото, фото на документы, реставрация фотографий, выезд фотографа для съемки объекта. Поставка необходимых материалов осуществляется через дилеров ведущих мировых производителей фототоваров. Согласно отдельному договору, различные химические отходы передаются предприятию по утилизации вредных веществ. По результатам своей деятельности фотоцентр производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 5: ателье

Ателье занимается изготовлением одежды. Клиент может выбрать любую модель изделия из каталога, либо осуществить индивидуальный заказ. Отдельно с клиентом оговариваются материал, его свойства (цвет, прочность и т. д.), срочность выполнения заказа, даты примерок. После согласования всех деталей рассчитывается ориентировочная стоимость заказа, на основании которой клиент вносит аванс. После выполнения заказа клиент оплачивает его окончательную стоимость. По результатам своей деятельности ателье производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 6: компания по разработке программных продуктов

Компания заключает договор с клиентом на разработку программного продукта согласно техническому заданию. После утверждения технического задания определяется состав и объем работ, составляется предварительная смета. На каждый проект назначается ответственный за его выполнение — куратор проекта, который распределяет нагрузку между программистами и следит за выполнением технического задания. Когда программный продукт готов, то его внедряют, производят обучение клиента и осуществляют дальнейшее сопровождение. По результатам своей деятельности компания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 7: кадровое агентство

Кадровое агентство способствует трудоустройству безработных граждан. Агентство ведет учет и классификацию данных о безработных на основании резюме от них. От предприятий города поступают данные о свободных вакансиях, на основании которых агентство предлагает различные варианты трудоустройства соискателям. В случае положительного исхода поиска вакансия считается заполненной, а безработный становится трудоустроенным. По результатам своей деятельности кадровое агентство производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 8: строительная организация

Строительная организация занимается строительством объектов по заказам клиентов. Сначала заказ проходит предварительную стадию: сбор различных разрешений на строительство, составление эскиза объекта, расчет объема и закупка строительных материалов. Сами строительные материалы доставляются на объект партиями. По мере поступления очередной партии стройматериалов закладывается фундамент объекта, строится каркас здания. По результатам данной работы происходит согласование с заказчиком, после чего утепляется контур, вставляются окна, устанавливается крыша. Дальше идет обсуждение с клиентом внутренней отделки здания, закупаются отделочные материалы. После того, как объект проходит технический контроль, он передается заказчику. В дополнительные услуги строительной организации входят: услуги дизайнера по интерьеру, закупка и доставка мебели, сотрудничество с охранным предприятием по установке сигнализации. По результатам своей деятельности строительная организация производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 9: ресторан

Ресторан предоставляет для своих клиентов услугу питания. На каждый день составляется меню, которое включает в себя список блюд для питания. На основе этого меню составляется список для закупки необходимых продуктов питания, входящих в состав блюд. Клиент, приехав в ресторан, выбирает из меню блюда, которые он хотел бы заказать, их готовят, если они заранее не были готовы, и приносят клиенту. В качестве дополнительной услуги ресторан может организовать развлекательные программы в своем помещении. По результатам своей деятельности ресторан производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 10: отдел вневедомственной охраны

Отдел вневедомственной охраны (ОВО) занимается охраной объектов физических и юридических лиц. ОВО является коммерческим подразделением милиции. Клиент, желающий обеспечить охрану своего имущества, обращается в ОВО и составляет договор охраны. В договоре оговариваются следующие моменты: адрес объекта; план расположения помещений; количество входов/выходов; расположение окон; список лиц, отвечающих за имущество; ответственное лицо от клиента, которое будет присутствовать в момент вскрытия помещения. После заключения договора объект подключается к сигнализации. В случае срабатывания сигнализации дежурный посылает патруль на осмотр объекта и сообщает ответственному лицу клиента о данном факте. Патруль, вместе с ответственным лицом клиента, осматривает объект, проверяет сохранность имущества и работу сигнализации (в случае ложного срабатывания). После каждого выезда составляется акт, который является основанием для возбуждения уголовного дела относительно лиц, незаконно проникшим на объект. По результатам своей деятельности ОВО предоставляет отчетность в вышестоящие органы милицейского руководства.

Предметная область № 11: обувная фабрика

Обувная фабрика производит разнообразную обувь, ассортимент которой зависит от конъюнктуры рынка, от сезона, от моды. У различных поставщиков фабрика закупает необходимые для производства материалы и сырье. Готовая продукция отпускается в магазины под реализацию. При необходимости, магазины могут высказывать свои пожелания/претензии на ассортимент. Брак и отходы производства передаются специальному предприятию по утилизации. По результатам своей деятельности обувная фабрика производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 12: мебельный центр

Мебельный центр занимается изготовлением мебели на заказ. Дизайнер приезжает к клиенту, замеряет необходимые параметры будущей мебели и составляет предварительную смету. Клиент вносит предоплату для закупки необходимых материалов. После изготовления мебели рассчитывается окончательная стоимость заказа, осуществляются доставка и сборка, происходит полный расчет за заказ. По результатам своей деятельности мебельный центр производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 13: завод по производству напитков

Завод занимается производством и оптовой реализацией различных напитков. Клиент делает заказ на доставку партий напитков. В связи с тем, что производство является довольно длительным технологическим процессом (20–30 дней), заказы принимаются предварительно за месяц. В отделе менеджмента собираются все заказы на текущий месяц, рассчитывается необходимое количество сырья и материалов, составляется план работы производственного цеха. Готовые напитки поступают в отдел розлива, где упаковываются в тару и передаются на склад. По мере поступления готовой продукции на склад, рабочие склада развозят напитки заказчикам. По результатам своей деятельности завод по производству напитков производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 14: компьютерная компания

Компьютерная компания занимается продажей, ремонтом, сборкой, тестированием компьютерной техники. Также специалисты компании предоставляют услуги по разработке и монтажу локальных вычислительных сетей. Вся техника и комплектующие закупаются оптом у дилеров и хранятся на складе. Клиент, который хочет приобрести товар, оформляет заказ в торговом зале, а забирает технику со склада или оставляет заявку на ее доставку. Клиент, который хочет отремонтировать технику, приносит ее в сервисный отдел, откуда, по прошествии некоторого времени, забирает как отремонтированную или как технику, не подлежащую ремонту. По желанию клиента, специалисты компании могут выехать к клиенту для общей диагностики возникшей проблемы с техникой. По результатам своей деятельности компьютерная компания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 15: лизинговая компания

Лизинговая компания занимается специфической формой имущественных взаимоотношений, возникающих в результате приобретения в собственность имущества и последующего предоставления этого имущества во временное пользование лизингополучателю за определенную плату. В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу. По результатам своей деятельности лизинговая компания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 16: компания по предоставлению телекоммуникационных услуг

Компания занимается оказанием телекоммуникационных услуг абонентам. Клиент делает заявку на подключение к телекоммуникационным услугам и ему, по необходимости, устанавливают соответствующее оборудование. Оплата за услуги вносится путем авансовых платежей. Каждый факт предоставления услуги фиксируется соответствующим оборудованием и является основанием для списания соответствующей суммы с личного счета абонента. Клиент в любое время суток может получить отчет об оказанных ему услугах, их стоимости и остатку на личном счете абонента. По результатам своей деятельности компания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 17: управляющая компания ЖКХ

Управляющая компания (УК) ЖКХ занимается обслуживанием жилого фонда города. УК получает финансовые средства от населения и бюджета города в виде компенсаций и субсидий на коммунальные услуги. На основании поступивших средств УК осуществляет текущий ремонт жилого фонда, а также капитальный ремонт согласно плану. Для непосредственного выполнения работ УК нанимает соответствующую рабочую силу (сантехников, дворников, электриков и т. д.). По результатам своей деятельности УК ЖКХ производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 18: авиакомпания

Авиакомпания совершает авиаперелеты между городами. В зависимости от парка самолетов, сезона, спроса составляется расписание полетов. Данные о клиентах, купивших билеты на рейс, поступают из кассы. В случае неблагоприятных погодных условий рейс может быть отложен или отменен, о чем необходимо сообщить клиентам, которые могут отказаться от рейса или вылететь другим. В авиакомпании существует система скидок для постоянных клиентов, детей, своих сотрудников. По результатам своей деятельности авиакомпания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 19: автобаза

Автобаза предоставляет услуги по перевозке пассажиров, различных грузов как в черте города, так и между соседними городами. Для регулярных рейсов оплата клиентами услуги происходит в момент их оказания. В остальных случаях клиент должен сделать заявку, которая может быть отклонена. Для междугородных перевозок в диспетчерской автобазы фиксируется маршрут следования рейса. По результатам своей деятельности автобаза производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 20: хлебопекарня

Хлебопекарня занимается производством хлеба и хлебобулочных изделий, которые выпекаются в специальном оборудовании — печи. Готовый хлеб развозится по различным торговым точкам города, с которыми у хлебопекарни заключен долгосрочный договор на поставку хлебобулочных изделий. Также любое физическое или юридическое лицо может сделать предварительный заказ на выпечку большой партии изделий на некоторое мероприятие. Хлебопекарня, в зависимости от объема хлебобулочных изделий для торговых точек и наличия предварительных заказов, закупает у поставщиков соответствующий объем сырья и материалов, а также составляет график работы персонала. По результатам своей деятельности хлебопекарня производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 21: туроператор

Туроператор предоставляет возможность своим клиентам осуществить туристическую или деловую поездку в различные города России и мира. При разработке нового тура сначала анализируется текущая ситуация на рынке туризма и выбирается направление тура. После этого определяется статус тура, бронируются места в гостиницах и билеты на переезд к месту тура, разрабатывается культурная/деловая/развлекательная программа, утверждаются сроки тура. На каждый тур назначается ответственное лицо от туроператора, которое будет вести данный тур для улаживания проблем в случае возникновения каких-нибудь чрезвычайных или форс-мажорных ситуаций. Клиент приходит в офис туроператора, где вместе с менеджером выбирает уже разработанный тур и оформляет путевку. После возвращения из тура клиент может высказать свои замечания или пожелания, которые будут учтены при доработке существующих туров или при разработке новых. Также, для дальнейшего улучшения тура, туроператор проводит анализ отчетов от посредников (гостиница, гиды и т. д.). По результатам своей деятельности туроператор производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 22: студия звукозаписи

Студия звукозаписи занимается поиском исполнителей песен различных жанров для записи, выпуска и продажи их альбомов. Продюсер исполнителя договаривается со студией о создании альбома. После подписания договора исполнитель записывает альбом. Когда альбом полностью записан, он отправляется в тираж. Копии альбома распределяются по торговым точкам. По результатам своей деятельности студия звукозаписи производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 23: культурный центр

Культурный центр занимается организацией и проведением различных массовых мероприятий (показ кино, театрализованные представления, различные шоу). В фойе здания проводятся различные выставки картин, музейных экспонатов. Каждое мероприятие разрабатывается самим центром или заказывается клиентом. На основе данных заказов формируется афиша на следующий месяц, составляются сценарии мероприятий, подбираются актеры. К конкретным мероприятиям, по возможности, заказываются определенные выставки, которые могут проходить и отдельно. По результатам своей деятельности культурный центр производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 24: больница

Больница осуществляет круглосуточное оказание услуг по лечению пациентов. Пациент подает заявку на лечение в регистратуру больницы. Регистратор выписывает направление больному, закрепляет за ним лечащего врача и, по мере надобности, койко-место. Пациент получает набор лечебных процедур до тех пор, пока его лечащий врач не примет решение о завершении лечения. Лекарства для лечения пациентов поступают в лечебные отделения со склада больницы. Также за все время нахождения в больнице пациентам предоставляется питание. По результатам своей деятельности больница производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 25: автоцентр

Автоцентр занимается прямыми поставками автомобилей на заказ, ремонтом автомобилей, продажей автозапчастей. При заказе с клиентом оговариваются все технические данные автомобиля, ориентировочная цена, путь доставки. После этого автомобиль покупается у дилеров или на аукционе, доставляется в автоцентр, проходит техническое обслуживание и предпродажную подготовку (мойка, чистка салона и т. д.) в автосервисе. Также в автосервисе имеется магазин по продаже автозапчастей. По результатам своей деятельности автоцентр производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 26: компания по оказанию услуг кабельного телевидения

Компания занимается установкой и осуществлением сервиса по услугам кабельного телевидения. Клиент обращается в компанию и, на основе предложенных ему пакетов, подает заявку на подключение к необходимому ему пакету услуг. После этого клиента подключают к выбранному пакету и предоставляют ему сервис по изменению пакета, ремонту оборудования. Учитывая пожелания клиентов, компания составляет новые пакеты или изменяет уже существующие. По результатам своей деятельности компания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 27: рыболовецкая компания

Рыболовецкая компания занимается выловом морепродуктов, производством из них готовой продукции. Клиент подает заявку на определенный вид продукции. Компания проводит анализ количества хранимой продукции и заявок клиентов, результатом которого будет план вылова морепродуктов. После самого отлова морепродукты поставляются в производственные цехи, которые на основе сданных морепродуктов производят продукцию. Готовая продукция направляется на хранение в холодильник, откуда ее забирает клиент. По результатам своей деятельности компания производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 28: спортивный комплекс

Спортивный комплекс предоставляет услуги по проведению спортивных тренировок. Тренировки, относящиеся к одному виду спорта, объединяются в спортивные секции. Клиент обращается в спортивный комплекс, где получает абонемент на посещение спортивной секции. На основе купленных абонементов составляется расписание тренировок на следующий месяц. Также, в зависимости от загруженности спортивного комплекса, распределяются тренеры спортивных секций. По результатам своей деятельности спортивный комплекс производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 29: гостиница

Гостиница служит для обеспечения проживания, предоставления социально-бытовых услуг и создания условий жизнедеятельности клиентов на небольшой временной срок. Клиент приезжает в гостиницу и заказывает номер. В номере клиента ежедневно осуществляется уборка и раз в неделю — смена постельного белья. Клиент может заказать себе дополнительные услуги (вызов такси, пробуждение в определенное время и т. д.). Любой номер можно забронировать заранее. Периодически гостиница обновляет свою мебель, интерьер, производит перепланировку номеров. По результатам своей деятельности гостиница производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.

Предметная область № 30: банк

Банк — это предприятие, осуществляющее регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах. Банк привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады; размещает привлеченные средства от своего имени и за свой счет; открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц; инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы; производит кассовое обслуживание физических и юридических лиц; производит куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах; предоставляет услугу хранения ценных бумаг и драгоценных металлов; осуществляет выдачу банковских гарантий; осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. По результатам своей деятельности банк производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики и Центральный Банк РФ.

Источник

Практика формирования требований в ИТ проектах от А до Я. Часть 5. Сущности предметной области и немного о стратегиях

VIII Определяем сущности предметной области

Все, что видим мы, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна
Омар Хайям

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример

Определив абстрактные хранилища продукта, мы получаем костяк для построения детальной модели данных. При проектировании структуры сущностей продукта, удобно использовать канонические диаграммы «Сущность-связь» (ERD), логическую диаграмму (Logic Diagram) или диаграмму классов (Class diagram).

Цель этой группы работ — спроектировать модель хранилищ данных для использования в продукте, а также задокументировать сущности системы и способы их взаимодействия.

Теория проектирования такого типа диаграмм детально изложена в литературе, описывающей работу с UML. Например, эта тема очень удачно представлена в [11]. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых аспектах, интересных на мой взгляд,.

На рисунке 8.1 изображен процесс формализации требований к целевой системе, дополненный подпроцессом определения сущностей предметной области.

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рисунок 8.1 — модель процесса определения сущностей предметной области

Для лучшего понимания природы Сущностей, моделируемых в системе, можно разделять их на следующие типы (ресурсов):

При принятии ращения о включении\исключении сущности в модель, необходимо руководствоваться одним из основного принципа «Системного анализа» — рассматривать совокупность элементов системы как одно целое или, рассуждая от обратного, запрет рассмотрения системы, как простое объединение ее элементов.

Еще один важный принцип, о котором не стоит забывать, это необходимость рассмотрения системы только в единении с окружающей ее средой. Это означает, что любую систему следует считать, некоторой частью более общей, глобальной системы.

1. Используем инкапсуляцию

У термина “Инкапсуляция” есть несколько трактовок и толкований. Мне нравится следующий вариант: Инкапсуляция — обеспечение доступности главного, выделение основного содержания путем помещения всего мешающего, второстепенного в некую условную капсулу (чёрный ящик). С точки зрения системного анализа — это элемент процесса абстрагирования.

Инкапсуляция, как известно, снижает «хрупкость» системы в целом, благодаря тому, что скрывает реализацию в объекте, локализуя распространение ошибок по всему продукту. Эта тема очень удачно изложена в книге [8]. Системы, построенные на этом принципе, легко модернизировать, безболезненно заменяя цельные конструкции. Также это очень эффективно при разработке отдельных модулей продукта разными командами.

Поэтому, разрабатывая структуру системы, старайтесь делить ее на самодостаточные модули, сервисы и т.п., отвечающие за определенную специализацию. Желательно, чтобы эти конструкции общались друг с другом посредством четко определенных интерфейсов.
Пример дробления модуля (части системы) на самодостаточные сегменты отражен на Рисунке 8.2. Для наглядного восприятия элементов системы и их взаимодействия, удобно пользоваться моделями, построенными на базе диаграммы «Архитектуры приложений».

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рис. 8.2 – Диаграмма фрагмента архитектуры модуля Управление исполнением проекта

Как видно из рисунка, модуль «Управление исполнением проекта» разбит на три сегмента (на диаграмме они изображены зелеными “пазлами”):

Поскольку мы выделили три сегмента в рассматриваемом модуле, то структуру данных также удобно проектировать на трех отдельных диаграммах. Элементы, спроектированные для одних сегментов, могут использоваться на диаграммах других сегментов (при этом они будут выделены подписью своего сегмента). В больших проектах это очень важный момент, позволяющий не «захлебнуться» в море спроектированных объектов.

На рисунке 8.3 приведен пример диаграммы классов сегмента «Управление обращениями заинтересованных лиц». Обратите внимание на классы: «Карта заданий» и «Статус карты задания», принадлежащие другому сегменту «Управление заданиями» из модуля «Управление исполнением проекта», рассмотренного нами выше. В данном случае — элементы, спроектированные на других диаграммах, обычно, имеют ссылку (подпись) на диаграмму родитель, она указывается в круглых скобках под названием элемента (класса).

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рис. 8.3 – Диаграмма классов сегмента Управление обращениями заинтересованных лиц

Если забежать вперед и глянуть ниже на Рисунок 8.5, то там приведен пример диаграммы классов для еще одного сегмента, описанного выше — «Формирование Шаблонов заданий».

Но следует помнить, что слишком сложная инкапсуляция приводит к снижению управляемости и сужает применяемость модуля. Об этом подробнее будет описано в следующей главе.

Таким образом, диаграммы «Архитектуры приложений» удобно использовать командой, в качестве отправной (верхней) точки абстракции, презентующей систему, каждый элемент которой является композицией, представленной, например, в виде диаграммы классов.

2. Эффективно используем декомпозицию бизнес сущностей

Декомпозиция, с точки зрения системного анализа — метод, по которому исследуемая система делится на подсистемы, задача на подзадачи и т.д., каждая из которых решается самостоятельно.

Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.

Проектируя сущность, старайтесь производить декомпозицию таким образом, чтобы если некоторые ее атрибуты меняются при разных событиях, то сущность разделялась на части, соответствующие этим событиям. Например, Сущность Требование может иметь атрибуты:

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рис. 8.4 – Диаграмма Классов Требования

Но не забывайте, используя этот прием, поддерживать девятое правило Кодда:

правило 9: Логическая независимость данных (Logical Data Independence):
Представление данных в приложении не должно зависеть от структуры реляционных таблиц. Если в процессе нормализации одна реляционная таблица разделяется на две, представление должно обеспечить объединение этих данных, чтобы изменение структуры реляционных таблиц не сказывалось на работе приложений.

В моей практике был случай, когда команда использовала таблицу с количеством полей — более 500. Разные события меняли только часть атрибутов, при этом записывался весь кортеж данных. Также очень расточительно ведение истории таких таблиц. При изменении одного поля, в таблице первоисточнике, в таблицу истории записывается новая строка со значениями всех атрибутов.

Но есть и обратная сторона медали. Если выполнять декомпозицию очень мелко, разбивая сложные сущности на множество простых с ограниченным количеством атрибутов, то в итоге, в большом проекте может получиться структура, которую тяжело охватить пониманием и соответственно тяжело обслуживать.

На мой взгляд, сложность структуры должна быть пропорциональна квалификации разработчиков и аналитиков, участвующих в проекте, а также возможностям инструментария, применяемого командой. Но при принятии позиции использования сложной структуры, даже если есть сильная команда, существует риск — рано или поздно лишиться ее (команды) или ее членов и тогда обслуживание и развитие продукта может стать затруднительным.

3. Используем адаптивные модели данных

Еще одна возможность снизить сложность, вызванную использованием большого количества сущностей, это применение механизмов универсализации обработки данных. Например, использование шаблонов, типовых сущностей, на основе которых создаются экземпляры. Такие модели называются адаптивными. Понятие управления с адаптацией подразумевает управление в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью улучшения качества работы системы.

Но здесь возникает та же самая дилемма: механизм универсализации не должен по сложности превосходить сложность структуры данных, которая могла бы использоваться без соответствующего механизма.

На момент проектирования системы необходимо определить перспективы развития функционала продукта. Если Вы видите, что некий механизм универсальной обработки на первой стадии будет задействован лишь частично, но у него есть перспективы дальнейшей загрузки, то такой механизм надо проектировать и строить сразу. Это позволит не только значительно компенсировать и сэкономить время при дальнейшем развитии продукта, но и уменьшить количество поддерживаемых сущностей.

Для снижения неизбежных затрат при проектировании и реализации адаптивных систем, необходимо учитывать следующие аспекты выбора решения:

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рис. 8.5 – Диаграмма Классов для Формирования Заданий по Шаблонам

Для единого восприятия терминов предметной области, пополняем наш Глоссарий:

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример

Таким образом, типовая сущность «Шаблон карты заданий» (далее используем обозначение ШКЗ), предназначена для формирования на основании своей структуры, экземпляров сущности «Карта заданий». То есть, создав некий набор Шаблонов карт заданий, мы в дальнейшем сможем их использовать для быстрого заполнения новых Карт заданий на выполнение работ в проекте.

Теперь более детально о структуре ШКЗ. ШКЗ включает в себя, как агрегат, типовую сущность «Шаблон задний» и связывает ее экземпляры в один бизнес сценарий. В ШКЗ указывается Штатная позиция (должность) для определения лица, ответственного за процесс. Этот реквизит, при формировании на основании ШКЗ — новой Карты заданий, позволит автоматически определить пользователя, назначенного в текущий момент на должность в организации и претендующего на роль куратора группы заданий.

Следующая типовая сущность, упомянутая чуть выше, «Шаблон заданий», предназначенная для формирования по ней новых Заданий и характеризуется такими атрибутами: порядок выполнения заданий в ШКЗ, штатная позиция исполнителя задания, вид деятельности и (как бонус) перечень параметров, который можно настраивать. Параметры для шаблона заданий используются, как дополнительный механизм, расширяющий вариативность его применения и могут назначаться как входящими, так и исходящими. Параметры, как правило, связаны с другими сущностями системы и при выставлении заданий, подменяются, на текущие состояния (значения аргументов) этих сущностей. Дальше мы еще вернемся к теме параметров и поговорим о них более подробно.

Рассмотрим теперь то, ради чего мы затевали всю эту типизацию — сущности, экземпляры которых формируются на основании Типовых сущностей. Например, «Карта заданий» формируется на основании ШКЗ и предназначена для группировки заданий, выставляемых исполнителям, как связанных, пошаговых операций. Следующая такая Сущность — «Задания», которая формируются по типовой сущности – «Шаблон задания». Для Карты заданий автоматически может определиться ответственное лицо (об этом упоминалось выше при описании ШКЗ). По штатной позиции, при выставлении Задания, автоматически определяется исполнитель, назначенный для ее выполнения, в том числе может использоваться «агент-робот» системы. По виду задания, для робота или человека, может быть идентифицирована процедура, которую необходимо выполнить.

Таким образом, настроив в целевом продукте Типовые задания, мы получаем систему автоматического формирования Карт заданий исполнителям. Теперь, при возникновении необходимости настройки нового бизнес процесса, потребуется либо минимальное вмешательство разработчиков, либо оно вообще не потребуется. А поскольку, разрабатываемая нами система, должна иметь возможность формирования разных типов заданий (разработка, тестирование, внедрение и т.д.), в том числе разных их последовательности в рамках одного процесса, то создание такого механизма должно окупиться с лихвой.

Вы очевидно можете возразить, что сейчас есть серьезные библиотеки, поддерживающие BPMN модели и их реализацию без кодирования. Но мы ведь с Вами рассматриваем учебный проект, сделайте снисходжение.

4. Используем паттерны проектирования

Используйте рефакторинг процессов моделирования, обращаясь к паттернам проектирования, в том числе создавайте свои шаблоны. Эта тема хорошо раскрыта в [12]. Повторное использование неких шаблонов проектирования позволит не только сэкономить время в процессе разработки продукта, но и облегчить его поддержку и модернизацию.

Очень важно, чтобы аналитик, встретив необходимость преодоления некой проблемы, схожей с той которую уже решали, старался универсализировать это решение при помощи шаблона. Подобные шаблоны должны разрабатываться и утверждаться совместно с проектной группой. Тогда вся группа и разработчиков, и проектировщиков будет “невольно” следить за необходимостью их использования и правильностью применения.

Например, на основании структуры, рассмотренной в предыдущем разделе, мы можем разработать шаблон «Технологическая линия», который может нам пригодиться, для создания механизма пошагового формирования документов проектирования. Технологическая линия фактически будет исполнять роль конвейера, доставляющего формируемый ею «Продукт» (в нашем случае документ проектирования) на места его обработки, по определенному событию.

Приведу его описание:

Технологическая линия (Production Line)

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример

Пример реализации структуры данных для шаблона «Технологическая Линия» представлен на Рисунке 8.6.

Как видно из диаграммы, структура данных почти полностью повторяет диаграмму «Формирования Задний по шаблонам» см. Рисунок 8.4. Описание механизмов, определяющих работу шаблона, большей частью аналогично процессу «Формирования Заданий по шаблонам», представленному в предыдущем разделе. Остановимся подробнее лишь на тех моментах, которые не были освещены выше, в частности – механизм определения и формирования Параметров действия.

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рис. 8.6 – Диаграмма Классов шаблона Технологическая линия

Для каждого Шаблона действия определяется перечень параметров, на основании «Вида задания» назначенного для шаблона. Параметр может быть либо “Основанием” для выполнения задания, либо “Результатом” его выполнения. Каждый параметр имеет тип, который определяет сущность “Продукта” (в нашем случае документ проектирования), обрабатываемого Технологической линией. На основании параметров, определенных для шаблона, при формировании действия будет идентифицирован конкретный экземпляр сущности, и ссылка на него будет записана в виде параметра “Основания” для действия. После выполнения действия, если для него определен параметр “Результат” (действие формирует или изменяет документ), ссылка на конкретный его экземпляр будет сохранена в этом параметре.

Важно, что исходящий параметр одного действия может быть назначен входящим параметром для следующего действия в технологической линии. Таким образом, формируемый “Продукт” проходит по узлам технологической линии.

5. Не забываем о стратегии развития линейки продуктов

На практике очень часто приходится не просто разрабатывать новый программный продукт, а выполнять замену устаревшего ПО, а в самом худшем варианте, унаследованного от другой команды разработчиков. В этом случае меняется характер работ и возрастает сложность проекта в целом. Обусловлено это целым рядом причин, которые мы рассмотрим в этом разделе. При проектировании подобных систем, необходимо учитывать следующие факторы:

Для того чтобы качественно разработать стратегию перехода, необходимо учесть природу возникновения такой потребности в каждом конкретном случае. К основным причинам, побуждающим к смене средств автоматизации, можно отнести:

Одним из критических условий внедрения изменений, является активное и, что немаловажно, эмоциональное вовлечение всех заинтересованных лиц в процессы обсуждения и разработки стратегии перехода от старого к новому.

Для начала необходимо осознать, что у исполнителей модернизируемого процесса уже есть реальный действующий инструмент для поддержания его функционирования, а создание и внедрение любой новой технология является угрозой разрушения этого инструмента. И для сотрудников заказчика совсем неочевидно, что в результате модернизации получится адекватная замена существующего решения. Поэтому зачастую, негативное отношение будущих пользователей к новой системе – это лишь защитная реакция. Надо заставить их доверять Вам.

Сотрудники, которых должны коснуться изменения, с самых ранних стадий проекта, ни в коем случае не должны находиться в неведении по поводу того, как должен быть организован их производственный процесс после нововведений. Напротив, они должны привлекаться к проектированию нового продукта. Дайте им почувствовать, что они являются авторами новой системы, что они ответственны за то, какой она получится.

Для привлечения как можно большего числа людей к процессу изменения, необходимо дать им возможность наглядно и эмоционально-привлекательно представлять контекст этих изменений. А именно: перечень изменяемых процессов, соответствие старых процессов новым, шаги и условия перехода и т.п. Используйте для визуализации модели стратегии перехода от старой системы к целевой, уже упомянутую выше, диаграмму «Архитектуры приложений». Пример представления стратегии для рассматриваемого нами проекта, изображен на Рисунке 8.7.

Что такое предметная область пример. Смотреть фото Что такое предметная область пример. Смотреть картинку Что такое предметная область пример. Картинка про Что такое предметная область пример. Фото Что такое предметная область пример
Рис. 8.7 – Диаграмма представления стратегии перехода от используемой архитектуры к целевой

На диаграмме отображается два представления системы: Действующая, которая работает в настоящее время (она выделена голубым цветом) и Целевая, которая должна ее заменить (она выделена желтым цветом). Пунктирными стрелками отмечено сопоставление модулей и функций Целевой системы с теми, которые они должны заменить в Действующей.

В результате обсуждения этой схемы (и других документов) должен появиться перечень этапов и мероприятий, которые позволят перейти от Действующей системы к Целевой.

Такие диаграммы помогают, например, выделить относительно самодостаточные сервисы, которые могли бы какое-то время функционировать в старой системе и позволять новой (целевой) системе взаимодействовать с ними. Это может оказаться очень полезно при планировании в проекте пошагового внедрения нового продукта.

Поскольку процесс замены старого ПО на новое длительный и сопряжен с проявлением множества трудно прогнозируемых рисков, необходимо постоянно следить за прогрессом перехода. При постоянном откладывании своевременного внесения необходимых изменений в программное обеспечение, резко обостряется проблема его стагнации. Поскольку зависимость ресурсов, выделяемых на модификацию ПО от их объема нелинейная, то и стоимость модификации стагнирующего ПО возрастает также нелинейно. Когда стоимость модификации возрастает настолько, что заказчик становится не в состоянии дальше изменять ПО, то оно становится условно «неизменным». Об этом очень доходчиво изложено в [8].

Для борьбы с подобными проблемами, можно заранее определить вехи проекта и четко отслеживать их наступление (или не наступление). Затягивание процесса изменений, с большой вероятностью, может привести к срыву всего проекта. Ведь внедрение каждого этапа чаще всего еще и связано со стрессом для пользователей и дополнительной нагрузкой на них. Если выполнение какого-либо из этапов не увенчалось успехом, то может возникнуть необходимость «откатиться» на предыдущий этап. Два-три таких «отката» и заказчик может отказаться от дальнейшего перехода на новое ПО, поскольку стоимость изменений становится критической.

Все вышесказанное заставляет особенно серьезно подходить к вопросам четкого и быстрого реагирования на проблемы, оказывающиеся преградами, останавливающими или значительно замедляющими процесс внесения изменений.

Важно, при выполнении действий по стратегическим изменениям, постоянно отслеживать барьеры, препятствующие реальному достижению запланированных целей. Для этого все подобные факты фиксируются, доводятся до внимания заинтересованных лиц и совместно с ними вырабатывается план мероприятий по их устранению.

Согласно подходу, к управлению изменениями Джона Коттера: «внедрение изменений происходит путем достижения краткосрочных успехов, которые происходят снова и снова, накапливая совокупную энергию, противостоящую скептикам и циникам. Именно поэтому, успехи необходимо всячески демонстрировать сотрудникам и всем заинтересованным лицам проекта. Именно это поможет достичь уважения и доверия при внедрении инноваций».

В следующей части мы будем определять поведение системы ссылка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *