Что такое предмет в русском языке 2 класс
Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Слова, обозначающие предметы и признаки предметов»
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент
— Урок русского языка. Открыли тетради, запишите дату.
2. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке будем продолжать учиться ставить вопросы к словам, которые обозначают
предметы и признаки предметов, будем учиться различать эти слова и находить их в тексте.
3. Минутка чистописания.
— Урок, как всегда, начнем с минутки чистописания.
Чтобы пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для рук.
Вот помощники мои. Их как хочешь, поверни, И вот эдак, и вот так Не обидятся никак. | Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. |
— Сегодня будем учиться писать безотрывно букву с. Взяли ручки правильно, пишем в воздухе букву с. Пишем эту букву безотрывно в тетради.
Снег, снежинка, сугроб.
— Прочитайте эти слова. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
1) Правило проверки слов с безударными гласными;
2) Правило проверки слов с парными согласными;
3) Правило правописания сочетания жи.
— Пишем эти слова в тетради.
— Давайте поставим вопросы к этим словам.
— Что обозначают эти слова? Снег, сугроб, снежинка – когда это бывает?
4. Путешествие в город “ Речь”
— Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город “Речь” и эти снежинки
будут путешествовать вместе с нами в течение всего урока.
— Первое задание, которое предлагает свинка. Дано предложение. Прочитаем хором.
Кругом лежит пушистый снег.
— В предложении нужно подчеркнуть грамматическую основу.
Предложение записываем в тетрадь, подчеркиваем грамматическую основу. У доски работает Антон. Если вы согласны с Антошей, всё он правильно подчеркнул, поднимаем снежинки.
Подлежащее – снег, сказуемое – лежит.
— С 1 заданием справились, и вот новое задание.
Даны словосочетания, началась вьюга, буквы в словах потерялись, необходимо вставить пропущенные буквы. Работаем устно.
Если согласны, поднимаем снежинки.
— Молодцы! И с этим заданием справились! И снова нас ждёт преграда.
На доске слова: вьюга, морозный, коньки.
— Какое слово лишнее? (морозный)
— Почему? Что обозначают эти слова?
— И с этим заданием справились. Итак, все препятствия преодолели, и мы очутились в волшебном городе “ Речь”. Вот и первый житель этой страны. Здесь живёт маленький седобородый старичок- волшебник (Рисунок 3)
— Он будет следить за вашей работой на уроке. В конце урока вас ждёт сюрприз, который находится в конверте у волшебника. У волшебника есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет.
— Ребята, назовите предметы.
— Почему мы к одним словам ставим вопрос кто? А к другим – что?
(Кто? – так спрашивают про людей, про животных.
А на вопрос что? отвечают все остальные предметы. )
— Волшебник спрятался в загадках, найдём его.
В 1 столбик записываем отгадки, которые отвечают на вопрос кто? Во 2столбик – отгадки, отвечающие на вопрос – что?
К словам заяц, ёжик подберите слова, обозначающие признаки.
Заяц (какой?) белый, пушистый. Ёжик (какой?) колючий, сердитый.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие
— Какое платье у нашей гостьи? (красивое, нарядное, зелёное)
— Эти слова украшают нашу речь, делают её выразительной. Художница будет следить сегодня на уроке за вашей речью, как вы умеете употреблять такие слова.
— Сейчас я буду читать отрывки из стихов, а вы выпишите слова, которые обозначают признаки предметов. Слова записываем с красной строки, через запятую.
Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-зима. Белоснежная лебёдка Здравствуй, зимушка-зима. | В зимний день хороший Снег пушистый кружится. Снежная пороша Нас зовёт на улицу. |
— Проверяем, какие слова выписали. Если согласны, поднимаем снежинки.
(Русская, белоснежная, зимний, хороший, пушистый, снежная)
— Жители города очень любят делать зарядку. Сейчас и мы с вами отдохнём.
6. Закрепление изученного.
-Что обозначают слова, которые вы записали? (признаки предметов)
— На какой вопрос они отвечают? (Какая? Какой?)
— Для чего нужны эти слова?
— Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной, чтобы подтвердить эту мысль, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу.
Звучит музыка. П. И. Чайковский “Времена года” Январь.
— Положите головки на парты и закройте глазки. Зима…Мы с вами в лесу. Тишина. Кругом белым – бело. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.
Рассмотрите, какие птички, какие снежинки.
— Составьте словосочетания по этой картине. В словосочетаниях найдите слова, которые обозначают признаки предметов. (Пушистые снежинки, красногрудые снегири, ёлочные игрушки, зелёные иголки, нарядная ветка)
7. Работа по карточкам.
— Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нём. Это вы узнаете, когда составите предложения на карточках, которые лежат у вас на столе.
метели, замели, Снежные, тропы, лесные.
деревья, серебристым, Мороз, инеем, осыпал.
— Составьте предложение, запишите в тетрадь. Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркните волнистой линией.
— Проверяем. Читаем предложение. Называем слова, которое обозначает предмет. Если согласны, поднимаем снежинки.
— Прочитаем предложение без слов, которые обозначают признак предмета.
— Какое стало предложение? (некрасивое, неточное)
— Без этих слов нам никак нельзя, без них не обойтись, они делают нашу речь точной, красивой, выразительной.
— Над какими словами мы сегодня работали на уроке?
— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов?
— Придумайте слова, которые обозначают признаки предметов.
— Наши гости: старичок-волшебник и весёлая художница следили за вашей работой на уроке и хотят поблагодарить вас за ваш труд. Давайте посмотрим, что в волшебном конвертике у нашего гостя.
— Да здесь, какие красивые снеговики! (Рисунок 6)
За отличную и хорошую работу на уроке волшебник и художница дарят вам этих замечательных снеговиков. Молодцы, спасибо вам за работу.
9. Домашнее задание.
— Домашнее задание сегодня необычное. Вам нужно провести наблюдение за природой и составить устно рассказ на тему “Зима”. Может быть кто – то из вас сочинит небольшое стихотворение о зиме. На следующем уроке мы с вами проведём конкурс о зиме на лучший рассказ или стихотворение о зиме.
Значение слова «предмет»
2. Явление действительности, факт. — Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете? Тургенев, Отцы и дети. [Себастьян] удивился, какие полярные точки зрения на один и тот же предмет могут существовать у разных людей. Казакевич, Дом на площади.
3. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции. Предмет разговора. □ Обязан истинный поэт Для вдохновенных песнопений Избрать возвышенный предмет. Пушкин, Египетские ночи. Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Л. Толстой, Война и мир.
5. чей. Разг. устар. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. [Анна Антоновна:] Ваш предмет у меня теперь сидит; она собирается домой, так вы погодите, я ее здесь проведу. А. Островский, Не в свои сани не садись. [Дононов:] Я сам читал его письма к своему предмету… Чего он там ей не пишет, жуть! И песня, и еще нечто подобное. Погодин, Сонет Петрарки.
6. Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. У меня были превосходные способности, и, совсем перестав учиться, я схватывал предметы на лету, в классе, на переменах, и получал отличные отметки. Короленко, История моего современника. Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются еще география, история и естествознание. Носов, Витя Малеев в школе и дома.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вещь, конкретный материальный объект.
В науке предмет — сторона объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения.
В философии — то, на что направлены мысль или действие субъекта.
В образовании (науке) — то же, что учебный предмет (учебная дисциплина) — определённый круг знаний и умений, обычно содержательно включающий базовые сведения по какой-либо науке, преподаваемый учащимся в рамках системы образования.
В лингвистике некоторых языков — то же, что дополнение.
В юриспруденции: предмет иска — субъективное право, о котором истец просит суд вынести решение.
ПРЕДМЕ’Т, а, м. [перевод. латин. objectum — брошенное перед кем-н.]. 1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких-н. свойств и качеств (книжн.). Предметы внешнего мира. Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим. и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Гоголь. На закате все предметы казались окрашенными в золотисто-розовый цвет. Имя существительное — грамматическая категория слов, понимаемых как обозначение предметов. В слове «белизна» — качество выражено в категории предмета. || Вещь, обслуживающая ту или иную потребность, составляющая принадлежность какой-н. области материального быта, движимого имущества. П. домашнего обихода. П. широкого потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши. 2. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена деятельность познания. От важных исходя предметов, порой касался разговор и русских иногда поэтов. Пушкин. П. спора. П. научного исследования. Избрать себе что-н. предметом для занятий. 3. чего. То, что служит материалом, источником деятельности чего-н., что питает собой что-н. Да нельзя ль увидеть мне Филлиду эту, предмет и мыслей, и пера, и слез, и рифм. Пушкин. || Источник тех или иных чувств и переживаний, то, что внушает к себе то или иное отношение. Он служил предметом насмешек для товарищей. П. постоянных забот. П. любви. П. увлечения. 4. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе (устар.). Милые предметы (женщины), которым. писали втайне вы стихи, которым сердце посвящали. Пушкин. || Возлюбленный или возлюбленная (из выражения: предмет любви; простореч. фам.). — Без нее (любви) все-таки скучно. А как есть предмет, так то ли дело! А. Островский. Ваш предмет теперь у меня сидит; она собирается домой. А. Островский. 5. Какой-н. цикл знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он преподает у нас два предмета — физику и химию. ◊
и т. д.) предмет (канц. и разг. шутл.) — для этого, того; об этом, том. На сей предмет у него имеются определенные инструкции. На сей предмет он уже позаботился.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
предме́т
1. отдельное материальное неодушевлённое тело, объект, вещь, как правило, не очень больших размеров ◆ Предметы были раскиданы в беспорядке.
2. перен. то, на что направлены мысли или действия субъекта ◆ Предметом моих рассуждений будет исторический прогресс.
3. в учебных заведениях — учебная дисциплина, раздел знаний ◆ По всем предметам, кроме математики, у него были хорошие оценки.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова штаг (существительное):
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 61. Слова-предметы
Части речи – – классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных.
В предложении имя существительное может быть главным и второстепенным членом.
Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (именуют, называют) предмет, который существует в окружающем нас мире. Существительные могут обозначать одушевлённые и неодушевлённые предметы: людей, животных, растения, явления природы, города, события, чувства и качества людей.
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Имя существительное.
Прочитайте слова. Запишите только имена существительные.
небо, звери, яблоко, сильный, дождь, кактус, орёл, лес, дремучий, говорить
Подсказка: Вспомните определение имени существительного.
Правильный ответ: небо, звери, яблоко, дождь, кактус, орёл, лес
Задание. Однокоренные имена существительные.
В какой строчке перечислены только однокоренные имена существительные?
Подсказка: Вспомните определения однокоренных слов и имён существительных.
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Урок русского языка «Слова-названия предметов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Слова- названия предметов, которые отвечают на вопросы КТО? И ЧТО? (Обобщение).
Цели и задачи: воспитывать интерес к родному языку; развивать устную речь учащихся;
обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы; развивать
умение ставить вопросы кто? и что? к словам, называющим
одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Оборудование: мультимедиа, индивидуальные конверты с заданиями.
Долгожданный дан звонок,
— Что это за слово? (перевёртыш)
— Что оно обозначает? Каково его лексическое значение? ( Легкая постройка из жердей, кольев, покрытых ветками, соломой и т.п.)
— Посмотрите внимательно на соединение букв в этом слове. Есть ли в этом слове верхнее соединение? На соединение каких букв надо обратить внимание?
Запись слова в тетрадь.
— Можно ли подобрать слова, которые назвали бы эти предметы?
— На какие группы можно разделить эти слова?
+ Слова, отвечающие на вопрос КТО?; и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
Запись слов в тетрадь: Кто? Дедушка, девочка, мальчик.
Что? Малина, ведро, сани.
— Какие из этих слов являются словарными?
Поставьте в них ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.
Сообщение темы урока.
— Что за слова мы с вами сейчас записали?
+ Слова – названия предметов.
— Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Это новая тема?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о словах – названиях предметов, вспомним всё, что мы о них знаем.
— Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что?
+ Кто? – одушевлённые. Что? – неодушевлённые.
— Какие предметы можно назвать одушевлёнными? Неодушевлёнными?
+ Предметы живой природы; неживой природы.
— Все ли предметы живой природы можно назвать одушевлёнными словами?
+ Нет, только людей и животных.
— Только ли предметы неживой природы относятся к неодушевлённым?
+ Ещё предметы живой природы, растения.
— У нас получилась модель, по которой мы можем всё рассказать о словах – названиях предметов. У вас на столе у каждого лежит конверт. Откройте его. Что вы там видите? Точно такую же схему. Это памятка, которая останется у вас и поможет хорошо запомнить всё об этих словах.
— А теперь мы потренируемся в выполнение практических заданий по нашей теме.
1 задание. У вас в конвертах лежит картинка. Надо правильно задать вопрос по картинке своему соседу.
Кто это? Что это? (Устная работа)
2 задание. Даны две схемы. Мы должны дополнить их словами.
— На какие вопросы будут отвечать слова в первом предложении?
Варианты. Запись у доски.
— На какие вопросы будут отвечать слова во втором предложении?
Варианты. Запись у доски.
3 задание. Дополнить предложения словами – названиями предметов.
Запись вставленных слов в два столбика.
Самостоятельная работа. Проверка.
4 задание. Работа в группах.
Прочитав текст карточки, вы должны вспомнить произведение, героев, которым принадлежат эти слова, и составить словосочетание по образцу: герой и его первое желание.
Прежде, чем вы начнёте работать, мы должны вспомнить правила работы в группах.
1. Каждый имеет право высказаться.
2. Прислушиваться к мнению других.
4. Не шуми, говори тихо.
А) «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Б) «По щучьему велению, по моему хотенью – ступайте, вёдра, сами домой».
В) «- А это ты видел? – крикнул он в ухо Пьеро. И, вытащив из кармана ключик, повертел им перед носом Пьеро».
– Какую группу слов мы изучали? Что они называли? На какие вопросы отвечали?
— Трудно или легко сегодня было выполнять задания?
— Как вы думаете, в русском языке все слова отвечают на вопросы кто? или что?
— На следующем уроке мы проверим ваши предположения.
У вас в конвертах лежат разноцветные квадратики. Как вам кажется, как вы сегодня работали?
Обобщение, оценка учителя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 51762033157
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.