Что такое предмет скд и его цель

Что такое предмет скд и его цель

1. Основные термины СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­ циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­ рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­ пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­ альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­ жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­ дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­ шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­ говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­ но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­ шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­ тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­ сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­ дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ ленных общественных движений и инициатив, средством ис­ пользования свободного времени различными группами населе­ ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Источник

ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд

Что такое предмет скд и его цель. Смотреть фото Что такое предмет скд и его цель. Смотреть картинку Что такое предмет скд и его цель. Картинка про Что такое предмет скд и его цель. Фото Что такое предмет скд и его цель1. Объект и предмет СКД. Современная теория социально

– это самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль

педагогической науки. Она является закономерным продолжением

педагогических изысканий, которые проводились в Белоруссии, России в рамках теорий внешкольного образования, политико-просветительной, культурно-просветительной деятельности. Сегодня эта отрасль

педагогической науки интенсивно развивается, обогащается гуманистическими социокультурными, психолого-педагогическими

представлениями, инновационными технологиями организации досуга.

Под теорией социально-культурной деятельности понимается система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического

процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в

условиях свободного времени, досуга.

-культурной деятельности является одной из со-ставных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных

знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего

уровня на уровень особенного, тем с

амым в известной мере раз

В свою очередь, теория социально-

культурной деятельности является

базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты

подготовки кадров для сферы

искусства, СМИ, туризма, информацион

ных технологий и других.

В широком смысле социально

следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически

направленный и социально востребованный процесс преобразования и

культурных ценностей в объект взаимодействия личности социальных

групп в интересах развития каждого члена общества.Нам представляется, что подобная трактовка во многом

отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на

ческого опыта, накопленного в социально

-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд

самостоятельных педагогических дисциплин.

Законодательство о социально

основывается на Конституции страны и принятом в государстве

гражданском законодательстве, Международных договорах и других национальных законах и вытекающих из них нормативных правовых

— провозглашают страну социальным государством, которое осуществляет защиту прав и свобод человека;

— гарантируют каждому свободу литературного, художественного,

-технического и других видов творчества;

— обеспечивают каждому право на участие в культурной жизни и

пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

-культурная деятельность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые гарантируют свободу социально-культурных акций и раскрывают роль и место государства и регионов в осуществлении культурной политики и обеспечении успешного

функционирования социально-культурной сферы.

Закономерности социально-культурной деятельности – это система объективно существующих, внутренне обусловленных,

непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и

распространения ценностей культуры.

В первую очередь к ним относятся:

— удовлетворение и последовательное возвышение духовных

интересов и потребностей людей.

Задачи учебной дисциплины:

знакомство с теоретико-методологическими основами социокультурной деятельности,

понятийным аппаратом специалиста социокультурной сферы;

— характеристика важнейших сфер общественной социально-культурной практики, в которых находит отражение деятельность многих

возрастных, социальных, профессиональных, тво

а также система характерных для современного общества духовных ценностей, норм, ориентаций и отношений;

— выявление и изучение реально

-культурных институтов (учреждений, объединений,

др.), которые выступают в качестве субъектов социально-культурной политики;

— изучение основных методов и технологий СКД, выработка практических навыков, использование технологического потенциала

отрасли в разработке и реализации социально

-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта,реабилитации и т.д.

Объект социально-культурной деятельности:

– индивид, группа людей, социальная общность.

Предмет социально-культурной деятельности:

— процесс формирования культурной

инкультурации, и самореализации личности, использования

современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего

культурного творчества.Методологическая основа СКД:В методологии социально

-культурной деятельности различают

четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (методика и техника исследования).

В педагогике методологию рассматривают и как учение о принципах, методах, формах, процедурах познания и преобразования

Методология педагогики позволяет логично выстроить структуру социально

-культурной деятельности, разработать в зависимости от доминирования того или иного компонента системы (содеражание,

методы, стредства, формы деятельности и др.). Существующая система элементов социально

-культурной деятельности с методологической точки зрения является функционально полной.

Методология педагогики позволяет оценить функциональную полноту используемых научных подходов, которые способствуют изучению статистики и динамики педагогических объектов (системный подход, функциональный, ресурсный, тезаурусный

– статики; факторный, кибернетический, синергетический – динамики);

— осуществляет функцию взаимосвязи теории и практики, выявления

ценности для индивида педагогической системы и технология процессов

обучения, воспитания, развития, социализации и др.;

— раскрывает многомерную сущность педагогической системы

индивидуальном уровне, групповом, учебного заведения, а также

педагогического процесса, который осуществляется благодаря

организации, управлению и общению субъектов.

В соответствии с этим методологию педагогики мы определяем как

учение о способах деятельности: «организации (влияние на личность), управления (влияние на деятельность), общения для обеспечения познания и преобразования педагогических объектов».

Среди научных концепций в социально

признанной и наиболее часто используем

ой в современных диссертационных исследованиях является научная концепция автора учебника, профессора А.Д. Жаркова «О ценностно-ориентированном,

активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры и образования. 6. Основные черты СКД. К основным чертам социально

-культурной деятельности относится

1) осуществляется в свободное время на основе

ти и активности различных групп;

2) опирается на региональные традиции и национально-эстетические особенности

3) имеет многообразие видов деятельности среди

разновозрастных групп населения;

4) имеет разнообразные формы как организованные, так

5) в о снове имеет коммуникативную направленность и

развивается на основе интересов и потребностей личности;

6) может протекать в индивидуальных и групповых формах;

7) имеет определенную целенаправленность, которая затем

приводит человека к деятельности.

ический, культурологический, развивающий

характер, так как в основе своей социально

деятельность имеет культурные цели.

-культурная деятельность может рас

как самостоятельная подсистема общей системы социализации,

социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей

приложения усилий многочис

ленных общественных движений и

инициатив, средством ис

пользования свободного времени различными

Во- первых социально-культурная деятельность выстраивается на основе ценностей культуры,

которые определяют ее содержание и

-культурная деятельность реализуется в

сфере свободного времени,

что определяет ее организационные и

пространственно-временные параметры. Этим объясняется то, что социально-культурная деятельность по существу и по своим функциям не повторяет другие виды общественной практики, даже, казалось бы, очень

похожие на нее, например образование, социальную работу, другие виды

В-третьих, социально-культурная деятельность реализуется на основе активности ее участников,

что определяет ее субъектную и

социально-культурной деятельности независимо от того, в каких формах она осуществляется (например, в массовых, групповых или

Гуманистический, культурологический, развивающий характер, свобода выбора культурных занятий, добровольность, активность,

Мы выделяем наиболее важные, родовые черты, которые дают возможность четко уловить сущность испецифику социально-культурной

деятельности 36. Научные школы в СКД. Основные научные школы современной СКД

Становление и развитие СКД как направления научных исследований, в полной мере отражается в деятельности научных школ и

отдельных исследователей, работающих

по данному направлению. К

основным научным школам в современной СКД относятся: Теории и

Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов, Н.Н.Ярошенко

История кафедры началась с создания в 1949 году кафедры культурно-просветительной работ

ы при Московском государственном

библиотечном институте, которая была открыта одновременно с факультетом культурно

-просветительной работы. Юрий Андреевич Стрельцов – 1969 «Основы клубоведения»

совместно с А.В.Сасыховым, 1980

– учебное пособие «Клубоведение»,

1996 – учебное пособие «Социальная педагогика досуга» и др.Юрий Дмитриевич Красильников

– основное направление научного

поиска– это изучение истории, теоретических основ, сфер реализации,

субъектов, ресурсов, технологий СКД. «Основы СКД», «СКД» и др.

Николай Николаевич Ярошенко

– анализ парадигм СКД, специфики

и структуры методологии теории СКД, изучает социально-культурную анимацию.Вячеслав Захарович Дуликов – «Социально

-культурная работа за рубежом».

Иван Никифорович Ерошенков – культурно

-воспитательная работа с детьми и подростками.

Юлия Степановна Моздокова – социально-культурная реабилитация.

1.Теории и практики КДД

Жарков, Л.С.Жаркова (Москва, МГУКИ);

2.Теории и практики социокультурного менеджмента

– Виктор Михайлович Чижиков

– Марк Ариевич Ариарский

4.Истории и теории народной художественной культуры

– Т.И.Бакланова и др. (Москва,МГУКИ);

ОмГУ им. Ф.М.Достоевского);

– Е.И.Григорьева (Тамбов, ТГУ им.

Кроме того, современную СКД характеризует наличие

развивающихся авторских подходов:

•«Синергетика досугового общения»

Год основания научной школы в Белоруссии

Основоположниками школы являются:

— кандидат педагогических наук (1977), доцент (19

78), заведующий кафедрой культурно

-просвятительной работы (1984-1989) Гончарова В.С.

— профессор (1995), доктор педагогических наук (2003), член-корреспондент Белорусской академии образования (1995), почетное

педагогических наук (2012), доцент (2001), заведующий кафедрой

педагогики и психологии Малахова И.А.

За годы работы научной школы были разработаны следующие

авторские курсы: «Технология социально

(Козловская Л.И., Бирюкова Т.П., Самерсова Н.В., Гуд Н.И.), «Социокультурная реабилитация» (Козловская Л.И., Рогачева О.В.),

«Искусство ведения культурно

-досуговых программ» (Бирюкова Т.П.,

Козловская Л.И., Мышковец А.А.), «Международный менеджмент»

(Кролёв Н.Н.), «Драматургия и режиссура культурно-досуговой деятельности» (Мосейчук С.Б.), «Профессиональная педагогика»

одология и методы педагогического

исследования» (Малахова И.А.) и д

4. Функции СКД и их характеристика.

К основным постоянным функциям социально

-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие

объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы,

вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном

взаимодействии в различных сферах общественной социально

-культурной практики. Содержание коммуникативной функции применительно к

социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции:

межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и

Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом)

уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное

взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально

-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библиотеках, парках и т.д.). На массовом уровне эта

функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального

технологического комплекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.Информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью.

Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый

человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей

жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творчества от деятельности институтов

народного образования (школ,

обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей.

— обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей

различных возрастов и профессий.

— опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал

средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений,

продолжает, дополняет и углубляет знания и

информацию, полученные в

учебных заведениях и из других источников.

Культуро-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая,

техническая, спортивно-игровая, художественно

-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы,

каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.).

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере

компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на

-оздоровительная функция социально-культурной

деятельности состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и

одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке

программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень

интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный

(запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека

(прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и

др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие

социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *