Что такое предмет скд и его цель
Что такое предмет скд и его цель
1. Основные термины СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео рия социального воспитания человека на протяжении всех эта пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци альной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно мо жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы шение» духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер шенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и пози тивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рас сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу дарственных структур, сферой приложения усилий многочис ленных общественных движений и инициатив, средством ис пользования свободного времени различными группами населе ния.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?
Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.
Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.
Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.
Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности быта и качественную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, неблагополучные контингенты, маргинальные группы.
Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гуманитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .
Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни.
Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что, по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразованного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры является свидетельством духовного богатства человека как личности.
В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным.
Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, которые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.
Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют
основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.
ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд
– это самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль
педагогической науки. Она является закономерным продолжением
педагогических изысканий, которые проводились в Белоруссии, России в рамках теорий внешкольного образования, политико-просветительной, культурно-просветительной деятельности. Сегодня эта отрасль
педагогической науки интенсивно развивается, обогащается гуманистическими социокультурными, психолого-педагогическими
представлениями, инновационными технологиями организации досуга.
Под теорией социально-культурной деятельности понимается система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического
процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в
условиях свободного времени, досуга.
-культурной деятельности является одной из со-ставных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных
знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего
уровня на уровень особенного, тем с
амым в известной мере раз
В свою очередь, теория социально-
культурной деятельности является
базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты
подготовки кадров для сферы
искусства, СМИ, туризма, информацион
ных технологий и других.
В широком смысле социально
следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически
направленный и социально востребованный процесс преобразования и
культурных ценностей в объект взаимодействия личности социальных
групп в интересах развития каждого члена общества.Нам представляется, что подобная трактовка во многом
отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на
ческого опыта, накопленного в социально
-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд
самостоятельных педагогических дисциплин.
Законодательство о социально
основывается на Конституции страны и принятом в государстве
гражданском законодательстве, Международных договорах и других национальных законах и вытекающих из них нормативных правовых
— провозглашают страну социальным государством, которое осуществляет защиту прав и свобод человека;
— гарантируют каждому свободу литературного, художественного,
-технического и других видов творчества;
— обеспечивают каждому право на участие в культурной жизни и
пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
-культурная деятельность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые гарантируют свободу социально-культурных акций и раскрывают роль и место государства и регионов в осуществлении культурной политики и обеспечении успешного
функционирования социально-культурной сферы.
Закономерности социально-культурной деятельности – это система объективно существующих, внутренне обусловленных,
непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и
распространения ценностей культуры.
В первую очередь к ним относятся:
— удовлетворение и последовательное возвышение духовных
интересов и потребностей людей.
Задачи учебной дисциплины:
знакомство с теоретико-методологическими основами социокультурной деятельности,
понятийным аппаратом специалиста социокультурной сферы;
— характеристика важнейших сфер общественной социально-культурной практики, в которых находит отражение деятельность многих
возрастных, социальных, профессиональных, тво
а также система характерных для современного общества духовных ценностей, норм, ориентаций и отношений;
— выявление и изучение реально
-культурных институтов (учреждений, объединений,
др.), которые выступают в качестве субъектов социально-культурной политики;
— изучение основных методов и технологий СКД, выработка практических навыков, использование технологического потенциала
отрасли в разработке и реализации социально
-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта,реабилитации и т.д.
Объект социально-культурной деятельности:
– индивид, группа людей, социальная общность.
Предмет социально-культурной деятельности:
— процесс формирования культурной
инкультурации, и самореализации личности, использования
современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего
культурного творчества.Методологическая основа СКД:В методологии социально
-культурной деятельности различают
четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (методика и техника исследования).
В педагогике методологию рассматривают и как учение о принципах, методах, формах, процедурах познания и преобразования
Методология педагогики позволяет логично выстроить структуру социально
-культурной деятельности, разработать в зависимости от доминирования того или иного компонента системы (содеражание,
методы, стредства, формы деятельности и др.). Существующая система элементов социально
-культурной деятельности с методологической точки зрения является функционально полной.
Методология педагогики позволяет оценить функциональную полноту используемых научных подходов, которые способствуют изучению статистики и динамики педагогических объектов (системный подход, функциональный, ресурсный, тезаурусный
– статики; факторный, кибернетический, синергетический – динамики);
— осуществляет функцию взаимосвязи теории и практики, выявления
ценности для индивида педагогической системы и технология процессов
обучения, воспитания, развития, социализации и др.;
— раскрывает многомерную сущность педагогической системы
индивидуальном уровне, групповом, учебного заведения, а также
педагогического процесса, который осуществляется благодаря
организации, управлению и общению субъектов.
В соответствии с этим методологию педагогики мы определяем как
учение о способах деятельности: «организации (влияние на личность), управления (влияние на деятельность), общения для обеспечения познания и преобразования педагогических объектов».
Среди научных концепций в социально
признанной и наиболее часто используем
ой в современных диссертационных исследованиях является научная концепция автора учебника, профессора А.Д. Жаркова «О ценностно-ориентированном,
активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры и образования.
-культурной деятельности относится
1) осуществляется в свободное время на основе
ти и активности различных групп;
2) опирается на региональные традиции и национально-эстетические особенности
3) имеет многообразие видов деятельности среди
разновозрастных групп населения;
4) имеет разнообразные формы как организованные, так
5) в о снове имеет коммуникативную направленность и
развивается на основе интересов и потребностей личности;
6) может протекать в индивидуальных и групповых формах;
7) имеет определенную целенаправленность, которая затем
приводит человека к деятельности.
ический, культурологический, развивающий
характер, так как в основе своей социально
деятельность имеет культурные цели.
-культурная деятельность может рас
как самостоятельная подсистема общей системы социализации,
социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей
приложения усилий многочис
ленных общественных движений и
инициатив, средством ис
пользования свободного времени различными
Во- первых социально-культурная деятельность выстраивается на основе ценностей культуры,
которые определяют ее содержание и
-культурная деятельность реализуется в
сфере свободного времени,
что определяет ее организационные и
пространственно-временные параметры. Этим объясняется то, что социально-культурная деятельность по существу и по своим функциям не повторяет другие виды общественной практики, даже, казалось бы, очень
похожие на нее, например образование, социальную работу, другие виды
В-третьих, социально-культурная деятельность реализуется на основе активности ее участников,
что определяет ее субъектную и
социально-культурной деятельности независимо от того, в каких формах она осуществляется (например, в массовых, групповых или
Гуманистический, культурологический, развивающий характер, свобода выбора культурных занятий, добровольность, активность,
Мы выделяем наиболее важные, родовые черты, которые дают возможность четко уловить сущность испецифику социально-культурной
деятельности
Становление и развитие СКД как направления научных исследований, в полной мере отражается в деятельности научных школ и
отдельных исследователей, работающих
по данному направлению. К
основным научным школам в современной СКД относятся: Теории и
Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов, Н.Н.Ярошенко
История кафедры началась с создания в 1949 году кафедры культурно-просветительной работ
ы при Московском государственном
библиотечном институте, которая была открыта одновременно с факультетом культурно
-просветительной работы. Юрий Андреевич Стрельцов – 1969 «Основы клубоведения»
совместно с А.В.Сасыховым, 1980
– учебное пособие «Клубоведение»,
1996 – учебное пособие «Социальная педагогика досуга» и др.Юрий Дмитриевич Красильников
– основное направление научного
поиска– это изучение истории, теоретических основ, сфер реализации,
субъектов, ресурсов, технологий СКД. «Основы СКД», «СКД» и др.
Николай Николаевич Ярошенко
– анализ парадигм СКД, специфики
и структуры методологии теории СКД, изучает социально-культурную анимацию.Вячеслав Захарович Дуликов – «Социально
-культурная работа за рубежом».
Иван Никифорович Ерошенков – культурно
-воспитательная работа с детьми и подростками.
Юлия Степановна Моздокова – социально-культурная реабилитация.
1.Теории и практики КДД
Жарков, Л.С.Жаркова (Москва, МГУКИ);
2.Теории и практики социокультурного менеджмента
– Виктор Михайлович Чижиков
– Марк Ариевич Ариарский
4.Истории и теории народной художественной культуры
– Т.И.Бакланова и др. (Москва,МГУКИ);
ОмГУ им. Ф.М.Достоевского);
– Е.И.Григорьева (Тамбов, ТГУ им.
Кроме того, современную СКД характеризует наличие
развивающихся авторских подходов:
•«Синергетика досугового общения»
Год основания научной школы в Белоруссии
Основоположниками школы являются:
— кандидат педагогических наук (1977), доцент (19
78), заведующий кафедрой культурно
-просвятительной работы (1984-1989) Гончарова В.С.
— профессор (1995), доктор педагогических наук (2003), член-корреспондент Белорусской академии образования (1995), почетное
педагогических наук (2012), доцент (2001), заведующий кафедрой
педагогики и психологии Малахова И.А.
За годы работы научной школы были разработаны следующие
авторские курсы: «Технология социально
(Козловская Л.И., Бирюкова Т.П., Самерсова Н.В., Гуд Н.И.), «Социокультурная реабилитация» (Козловская Л.И., Рогачева О.В.),
«Искусство ведения культурно
-досуговых программ» (Бирюкова Т.П.,
Козловская Л.И., Мышковец А.А.), «Международный менеджмент»
(Кролёв Н.Н.), «Драматургия и режиссура культурно-досуговой деятельности» (Мосейчук С.Б.), «Профессиональная педагогика»
одология и методы педагогического
исследования» (Малахова И.А.) и д
К основным постоянным функциям социально
-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.
Коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие
объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы,
вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном
взаимодействии в различных сферах общественной социально
-культурной практики. Содержание коммуникативной функции применительно к
социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции:
межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и
Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом)
уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное
взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально
-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библиотеках, парках и т.д.). На массовом уровне эта
функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального
технологического комплекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.Информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью.
Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый
человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей
жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творчества от деятельности институтов
народного образования (школ,
обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей.
— обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей
различных возрастов и профессий.
— опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал
средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений,
продолжает, дополняет и углубляет знания и
информацию, полученные в
учебных заведениях и из других источников.
Культуро-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая,
техническая, спортивно-игровая, художественно
-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы,
каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.).
Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере
компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на
-оздоровительная функция социально-культурной
деятельности состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и
одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке
программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень
интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.
Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный
(запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека
(прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и
др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.
Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие
социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе
- что такое профильные дисциплины
- что такое пульки куриные это