Что такое предикаты в психологии

Войти на сайт

Что такое предикаты в психологии. Смотреть фото Что такое предикаты в психологии. Смотреть картинку Что такое предикаты в психологии. Картинка про Что такое предикаты в психологии. Фото Что такое предикаты в психологии

ПРЕДИКАТЫ – сенсорно-основанные слова, указывающие на использование той или иной репрезентативной системы. Предикаты, как и сенсорные системы, делятся на визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные и вкусовые.

Кроме того, существует ряд предикатов, которые не обозначают конкретную систему,– их называют полимодальными или неопределенными.

Один из способов определить ведущую репрезентативную систему человека – обращать внимание на его речь и выявлять в ней предикаты. В психологии существует понятие, близкое по смыслу,– «Опознавательные признаки», что значит совокупность свойств объекта, на основании которых производится опознание этого объекта как относящегося к определенному классу.

В ходе онтогенетического и функционального развития перцептивных процессов происходит постоянное выделение новых опознавательных признаков, обеспечивающих целостное опознание сложных объектов, не выступавших ранее как психологическое целое.

Существенную проблему представляет изменение опознавательных признаков при переходе от последовательного, сукцессивного опознания к симультанному.

Слова визуальной системы:

Аспект, Белый, Бледный Блестеть, Блёклый, Блик, Блистать, Броский, Бросаться в глаза, Взгляд, Вид, Видеть, Видимо, Видный, Визуализировать, Воображение, Вспышка, Выяснять, Глаз, Голубой, Горизонт, Демонстрировать, Дымка, Жёлтый, Задний план, Закрывать глаза, Замечать, Заслонять, Затенять, Затушевать, Зелёный, Зиять, Зрелище, Зрение, Иллюзия, Иллюстрировать, Искриться, Кажется, Картина, Картинно, Колоритный, Контрастировать, Контур, Красный, Красочный, Кругозор, Матовый, Мелькать, Мрачный, Наблюдать, Невзрачный, Неясный, Обзор, Обозрение, Обрисовать, Оглядываться, Озарение, Оранжевый, Ореол, Освещать, Отражать, Отсвет, Оттенок, Отчётливо, Очевидно, Очертания, Пасмурный, Пёстрый, Передний план, Перспектива, По-видимому, Показывать, Появиться, Предвидеть, Представлять, Просвечивать, Прозрачный, Прозрение, Проявлять, Прояснять, Размытый, Ракурс, Расплывчатый, Рассматривать, Рисовать, Розовый, Сверкать, Свет, Светиться, Светлый, Сгустить краски, Серый, Синий, Слепой, Скрывать, Смотреть, Смуглый, Смутный, Сумрачный, Сфокусировать, Схематично, Сцена, Тень, Тёмный, Точка зрения, Туман, Тусклый, Фокус, Фокусировать, Фон, Цветастый, Цветной, Чёрный, Яркий, Ясный

Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение. сцена, слепой. визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор. обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.

Слова аудиальной системы:

Аккорд, Акцентировать, Баритон, Бас, Беседовать, Болтать, Булькать, Внятный, Вокальный, Вопить, Воспевать, Вслух, Вякнуть, Гармоничный, Гармония, Гласный, Глухой, Глушь, Говор, Говорить, Голос, Голосить, Гомон, Греметь, Громкий, Грохот, Гудеть, Гул, Делать замечание, Диктовать, Дискуссия, Диссонанс, Договориться, Дребезжать, Заикнуться, Замолчать, Заявлять, Звать, Звенеть, Звонкий, Звонок, Звук, Звучать, Звучный, Звякнуть, Зычный, Жужжать, Журчать, Интонация, Испрашивать, Какофония, Крик, Лейтмотив, Мелодичный, Многоголосье, Молчать, Монотонный, Мурлыкать, Мямлить, Настраивать, Называть, Немой, Неразговорчивый, Неслыханный, Огласка, Оглушительный, Озвучи(ва)ть, Окликнуть, Октава, Оркестр, Отголосок, Отзвук, Отрывисто, Перекликаться, Песня, Петь, Пищать, Повествование, Подпевать, Полнозвучный, Послушный, Потолковать, Пронзительный, Разговор, Разноголосица, Разразиться, Раскатистый, Рассказ, Резонировать, Речь, Рифма, Рычать, Свистеть, Симфония, Синкопированный, Сиплый, Сирена, Скрежетать, Скрипеть, Скулить, Слух, Слушать, Слушаться, Слышать, Собеседник, Согласовывать, Согласный, Созвучие, Созвучность, Созывать, Сопрано, Стакатто, Стонать, Сюита, Тенор, Тихий, Тишина, Трещать, Тон, Тональность, Тугоухий, Тявкать, Уговаривать, Ударение, Унисон, Утихнуть, Хриплый, Хрустящий, Шаркать, Шумный, Шуршать, Щёлкать, акцентировать, Говорить, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой. рифма,

Слова кинестетической системы системы:

Баланс, Бесчуственный, Болезненный, Боль, Бросать, Весомый, Взяться, Водить, Вручать, Гибкий, Гладкий, Головокруженье, Горячий, Горячительный, Горячить, Греть, Грубый, Давить, Держать, Дотрагиваться, Душный, Жалить, Жёсткий, Жевать, Загладить, Задевать, Зажимать, Затронуть, Касаться, Колючий, Комфортно, Контактировать, Крепкий, Леденящий, Липкий, Морозный, Мягкий, Мягкотелый, Напористо, Напряжение, Напрячься, На собственной шкуре, Нащупать, Нежиться, Нежный, Неподъёмный, Неуловимый, Обжигать, Опираться, Острый, Остывать, Осязаемый, Отталкивать, Охладеть, Охладить, Ощутимый, Ощущать, Подавленно, Поддерживать, Покалывать, Потрясти, Прикоснуться, Притирать(ся), Притрагиваться, Промозглый, Прорвать, Прохладный, Прохлаждаться, Пустота, Разгладить, Разгоряченный, Сгладить, Сдавить, Сдержать, Сжать, Склизкий, Скользкий, Сногсшибательный, Сносить, Схватить, Твёрдый, Тесный, Тёплый, Тереть, Толкать, Тонус, Тряхнуть, Тугой, Тяжёлый, Тяжкий, Удержать, Удобный, Улавливать, Упереться, Упругий, Ускользать, Ухватить, Хапать, Хватать, Холодный, Царапать, Цеплять, Чесать(ся), Чувствовать, Шероховатый, Шершавый, Щипать, Щупать

Ароматный, Благоухающий, Вонючий, Вынюхивать, Душистый, Дымный, Затхлый, Нюхать, Облизываться, Пахнуть, Пахучий, Потрясный, Прокуренный, Пряный, Свежий, С душком, Спёртый, Терпкий, Чуять

Вкусный, Вяжущий, Горький, Грызть, Кислый, Набить оскомину, Пересолить, Предвкушать, Пресный, Привкус, Прогорклый, Сладкий, Смаковать, Смачный, Солёный, Солить, Сочный, Тошнотворный

Хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый. холодный, шершавый, взяться, сдавить, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый. мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.

Слова дигитальной системы:

получать информацию, данные, цифры, факты, обстоятельства, событие, предоставлять данные, непроверенный, организованный, анализировать, компетентный, обдумывать, функциональный, структура, умный, экологичный, разбор, порядок, обосновать, доказать, аргументировать, сведущий, осведомленный…

Упражнения

1. Укажите к какой репрезентативной системе относятся данные высказывания:

Будущее выглядит светлым.

Вкус к хорошей жизни.

Вы посмотрите на это и рассмеетесь.

Говорить на тарабарском языке.

Горькая пилюля, аудиенцию, язык за зубами.

Загореться желанием.

Задавать тон.

Задержаться на секунду.

Звонить в колокол.

Кислая мина.

Манера говорить громко и отчетливо.

Мы смотрим глаза в глаза.

На той же длине волны.

Не хватать звезд с неба.

Неслыханный.

Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.

Палец о палец не ударил.

Пальцем не тронуть.

Плавно регулировать.

Руки чешутся.

Слащавый человек.

Слово за слово.

Смотреть скептически.

Твердое основание.

Толстокожий.

У него слепое пятно.

Покажите мне, что вы имеете в виду.

Хладнокровный человек.

Человек с холодным сердцем.

Это прольет немного света на существо вопроса.

Это прояснилось для меня. Без тени сомнения.

Я вижу, что вы имеете в виду.

Я внимательно рассматриваю эту идею.

Я имею смутное представление.

Я своей печенкой чувствую это.

Я связался с вами. Я ухватил эту идею.

Ясно выраженный.

2. Придумайте эквивалентные соответствия во всех трех репрезентативных системах для ниже следующих предложений содержащих Полимодальные предикаты. Ниже приводится пример, показывающий, как это можно было бы сделать:

П > Я понимаю вас;

В> Я вижу, что вы имеете в виду;

А> Я слышу, что вы говорите;

К> Я чувствую, что вы имеете в виду,

П > Объясните, пожалуйста, мне это по подробнее;

П> Я что-то хочу сообщить вам;

П > Объясните мне свои опыт в данный момент;

П > Мне нравится что я сейчас испытываю;

Упражнение: «применение слов-предикатов на практике»

1. Запишите какой-либо текст своим естественным языком, так, как вы обычно делаете.

Естественное…

2. Внимательно просмотрите свою работу, обращая внимание на предикаты, которые вы использовали. Это поможет вам понять, каким вы ощущаетесь, как звучите и как показываете себя людям.

3. Затем подумайте, какое сообщение вы хотите им передать, напишите его три раза: сначала – используя только визуальные слова, затем – только аудиальные, и в конце – только кинестетические слова.

4. Вероятно, вы в каждом случае обнаружите, что информация потеряна или искажена, но подойдите творчески и выясните, какое количество изначальной информации может быть передано предикатами только одного вида. Список предикатов поможет вам в работе.

Видеть…

Слышать…

Ощущать…

5. Объедините лучшее из трех вариантов в один, который будет лучше всего читаться, хорошо звучать и больше действовать на сознание, чем ваш первый вариант.

Источник

Глава 2

ПРЕДИКАТЫ

Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, такимобразом, наш выбор слов будет показывать, какуюрепрезентативную систему мы используем. Представьте себетрех человек, которые прочитали одну и ту же книгу.

Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этойкниге, как хорошо подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ предмет, и что она написана с БЛЕСКОМ.

Другому может не понравиться ТОН книги, ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически, не смог НАСТРОИТЬСЯ на идеи автораи хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом.

Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему импонирует манера, в которой автор ЗАТРОНУЛ все ключевые моменты, и он легко УХВАТИТ все. новые идеи. Он ЧУВСТВУЕТ симпатию по отношению к автору.

Они все читали одну и ту же книгу. Вы заметите, что каждый из них выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того, что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит картинками, второй звуками, третий ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова: прилагательные, наречия и глаголы — называются в литературе по НЛП предикатами. Привычное использование одного вида предикатов будет указывать на предпочитаемую репрезентативную систему человека.

Можно найти предпочитаемую систему автора любой книги, обратив внимание на тот язык, которым он пользуется. (Исключение составляют книги по НЛП, в которых авторы могут предпринять более расчетливый подход к употребляемым словам.) Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом.

Такие слова, как «понимать», «объяснять», «думать», «процесс». не являются сенсорно-определенными и, следовательно, оказываются нейтральными по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают предпочтение именно нейтральным, а не сенсорно-определенным словам, вероятно, неосознанно понимая, что сенсорно-определенные слова оказываются более личностными по отношению к автору и читателю и, следовательно, менее «объективными». Однако нейтральные слова будут переводиться читателем различными способами (кинестетичным, аудиальным и визуальным) и положат начало множеству академических споров, зачастую по поводу значения этих слов. Каждый будет уверен в том, что он прав.

Возможно, вам захочется узнать на будущее, какого рода слова вы предпочитаете в обычных разговорах. Поразительно бывает слушать других и открывать для себя, каким сенсорно-определенным языком они предпочитают пользоваться. Тем из вас, кто предпочитает думать картинками, может нравиться обнаруживать образцы красочного языка у окружающих вас людей. Если вы думаете кинестетически, то сможете ухватить тот способ, которым люди добиваются успеха, а если вы думаете звуками, мы попросили бы вас прислушаться внимательно и настроиться на то, как разные люди говорят.

Установление раппорта имеет важные приложения. Секрет хорошей коммуникации заключается не столько в том, что ВЫ говорите, сколько в том, как вы это говорите. Чтобы создать раппорт, подстройтесь к предикатам другого человека. Вы будете говорить на его языке и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них. Успех будет зависеть, во-первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И во-вторых, от того, имеете ли вы до статочный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта.

Вы скорее всего установите раппорт с человеком, который думает тем же самым способом, что и вы, и вы обнаружите это, прислушиваясь к тем словам, которые употребляет ваш партнер, независимо от того, соглашаетесь вы с ним или нет. Возможно, вы настроитесь на одну волну или посмотрите друг другу глаза в глаза, достигая устойчивого понимания.

Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалистам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.

Читайте еще:

Взгляните на иллюстрации ниже. Слева — реальное изображение, на которое смотрит испытуемый, а справа — компьютерная реконструкция, созданная исключительно по данным фМРТ мозга испытуемого: путем суммирования показателей активности участков мозга, отвечающих за разные сегменты поля зрения.

Чувство внутренней незащищенности серьезно обостряется в гендерно-поляризующем обществе вследствие присущего такому обществу требования: люди должны подавлять, по крайней мере некоторые свои наиболее естественные человеческие порывы. Поляризация человеческих порывов усиливает внутреннее чувство.

Атмосфера этих снов напоминает римскую пословицу : «Жизнь – это короткий сон», — в них нет ничего от радости и изобилия весны—детства. Жизнь этого ребенка уподоблялась «мольбе весенней жертвы», говоря словами римского поэта. Опыт показывает, что неведомое приближение.

Напротив, то, что вы выражаете, может быть результатом вашей внутренней активности: осмысления и прочувствования. Вы можете надевать то, что вам идет то, что гармонирует с вашей личностью, — вы это чувствуете, вы видите это сами, а не по указке стилиста. Вы можете думать так, как.

..Что поделаешь, слепой продвигается по дороге жизни медленнее зрячего. Грамотность испокон веков считалась в народе вторым зрением. Научился читать книжки — прозрел.

Музыку 6—7-летние ребята начали слушать так, как в детстве слушала ее я. Никто ничего не объяснял, никто не добивался того, чтобы мы, трое детей, ее «понимали». Сколько я себя помню, она просто звучала в нашем доме, хотя профессиональных музыкантов в семье не было. Профессиональными музыкантами.

(1) Действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а.

Подстройка к будущему осуществляется посредством как можно более живого воображения очередной ситуации, в которой вам понадобится это вновь приобретенная эмоциональная реакция. Войдите в эту воображенную ситуацию, вооружившись желаемой эмоцией, и ощутите то, что вы будете ощущать; увидьте то.

• После откровенного разговора я чувствую, что настоящие дружеские отношения только укрепятся, а дутая дружба. Ее не жалко!

Некоторые пытались склеить рыжеволосую, но она всех отшивала. Вела себя так, будто не собиралась ни с кем знакомиться. Одному все же удалось ее разговорить. Он был огромный, под 190, крепко сбитый, примерно моего возраста, лет двадцати восьми. Поболтав с ней немного, он перекочевал к более.

Девственность Марии является важной частью этого символизма. Ка­жется, есть основания полагать, что между девственностью и способнос­тью к хранению трансперсональной энергии (священного огня) существу­ет архетипическая связь. В Древнем Риме девы-весталки в храмах были хранительницами священного.

Источник

Л. Майкл Холл
НЛП. Полный курс освоения базовых приемов

Предикаты

Для вашего удобства я привожу подробный список предикатов. Несколько месяцев я составлял этот список при помощи текстового редактора во время подготовки к проповеди. Этим я преследовал две цели. Во-первых, я хотел увеличить свой словарный запас. Во-вторых, я хотел убедиться в том, что в своих высказываниях использую все три репрезентативные системы. Если вы желаете включить собеседников в свой разговор, вам нужен словарь, который содержит слова-предикаты всех трех репрезентативных систем.

Принимать во внимание

Предикатные фразы [6]

Взгляд с высоты птичьего полета

Вставать перед глазами

Перед мысленным взором

Показывать в выгодном свете

Присматривать за кем-либо

Смотреть в перспективе

Хорошенькая, как картинка

Ясная точка зрения

Звонить во все колокола

Звонить по телефону

Изложи твои намерения

Лишиться дара речи

Мурлычет как котенок

Обращать внимание на

Превратиться в слух

Вступить в контакт

Выскочило из головы

Изменить к лучшему

Прийти к пониманию

Сводиться к чему-либо

Ухватиться за что-либо

Не принимать в расчет

Упражнение на присоединение к предикатам

Это упражнение нужно выполнять втроем. Распределите роли участников «A», «Б» и «В». «A» выступает в роли оператора, «Б» – в роли испытуемого или клиента, а «В» – в роли советника или металичности.

1. «Б» покидает комнату и подготавливает монолог по какому-нибудь актуальному для себя вопросу на две-три минуты. Сделайте этот первый монолог позитивным.

2. Когда «Б» возвращается, он рассказывает монолог «A». «A» отвечает «Б», используя те типы предикатов (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые использовал «Б».

3. В конце упражнения «Б» сообщает «A», насколько он преуспел в присоединении к предикатам. Сначала отметьте положительные результаты, указав на те случаи, когда присоединение к предикатам произошло. Потом отметьте, когда «A» не смог присоединиться к предикатам или пропустил их. «В» выступает в роли консультанта, соглашаясь или не соглашаясь с «Б».

4. Поменяйтесь ролями: «A» становится «Б», «Б» становится «A». Повторите упражнение еще раз, как описано выше.

Ключи глазного доступа

Принятая в НЛП модель понимания и изменения поведения использует репрезентативные системы в качестве основных строительных блоков в здании субъективности. Эти системы описывают процесс, посредством которого мы понимаем мир, создаем его репрезентацию и оперируем им. Весь человеческий опыт является результатом внешнего и внутреннего восприятия сенсорных данных. Чтобы использовать это понимание, мы должны развить у себя способность узнавать репрезентативные системы, используемые конкретным человеком. Удивительно, но мы можем делать это безошибочно! Мы опираемся на ключи, указывающие на происходящую репрезентативную деятельность. Затем мы можем просто привести в соответствие предикаты и достигнуть раппорта.

Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации. Мы можем обратить внимание на ключи глазного доступа. Движения глаз указывают нам на репрезентативную систему, к которой человек получает доступ в данный момент. Бэндлер и Гриндер сделали это открытие на раннем этапе развития НЛП. Они обратили внимание на то, что когда они задают определенные вопросы в аудитории, люди перед тем как ответить, смотрят в одном и том же направлении. На основе этих предварительных наблюдений Джон и Ричард разработали НЛП.

Как позднее отметил Вудсмолл (Woodsmall, 1990), они обнаружили, что «…осуществляемые людьми внутренние и внешние процессы коррелировали исдвижениями глаз, и с предикатами». В книге «Структура магии, том I и II» (Bandler & Grinder, 1975/1976) Бэндлер и Гриндер описали теорию репрезентативных систем, которая сейчас является основой НЛП. Однако первое описание паттернов глазного доступа появилось в их классической работе «Из лягушек – в принцы» (Band-ler & Grinder, 1979), публикация которой положила начало нынешней популярности НЛП. Так как движения глаз предоставляют нам нужную информацию, мы можем использовать их для установления раппорта.

Ключи глазного доступа – движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации).

Переживаемые людьми внутренние и внешние процессы коррелируют и с движениями глаз, и со словами-предикатами.

Вспомните, приходилось ли вам обращать внимание на движения глаз человека, когда он говорил или слушал. Эти движения глаз не случайны. Каждое движение глаз указывает на определенные процессы в нервной системе. Когда большинство правшей смотрят вверх и влево, они вспоминают увиденное ранее (визуальная обработка данных из памяти). Когда они смотрят вверх и вправо, они конструируют образ, собирая вместе его части, которые они могли никогда до этого не видеть.

Джон и Ричард обнаружили, что мы можем следить за латеральными движениями глаз человека и, таким образом, узнавать, когда человек передает визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентацию информации.

Движение глаз влево указывает на воспроизведение по памяти слов. Движение глаз вправо указывает на конструирование предложений. Если человек смотрит вниз и влево, он ведет внутренний диалог – обычно о важных ценностях и принципах. В данном случае наблюдается синестезия (комбинация, слияние) двух чувств человека: он говорит себе обозначающие чувства слова, касающиеся какого-то важного для него предмета. Когда человек смотрит вниз и вправо, он получает доступ к кинестетическим данным (ощущения) и эмоциям. Взгляд перед собой часто указывает на то, что человек создает картины; однако многие люди при этом ведут внутренний диалог.

Синестезия – «одновременное переживание» сенсорного опыта в двух или более модальностях, автоматическая связь одной репрезентативной системы с другой; например, синестезия V-K может предполагать восприятие слов или звуков как окрашенных в определенные цвета.

Движения глаз и направление взгляда не приводят к возникновению внутреннего опыта, а отражают обработку информации в нервной системе и указывают на нее. Однако из-за того, что мозг и нервная система интерактивно функционируют как целостная система, сознательное управление латеральными движениями глаз может помочь стимулировать соответствующую репрезентативную систему. Таким образом, когда я смотрю вверх и влево, я стимулирую ту часть мозга, которая хранит картины моего прошлого. Попросите члена вашей семьи вспомнить его первый велосипед и посмотрите за движением его глаз.

Вудсмолл (Woodsmall, 1990) написал следующее о научном обосновании ключей глазного доступа:

«Ученые обнаружили фундаментальный древний механизм в глубинах мозга, который физиологически связывает движения глаз и сенсорные воспоминания. Называемое “ретикулярной формацией”, это плотное скопление нейронов является сенсорным фильтром мозга, оно принимает решение о том, какие сообщения являются достаточно важными для того, чтобы послать их в сознание для внимательного изучения.

Нервы, контролирующие движения глаза (глазодвигательный, блоковый и отводящий), которые мы будем называть просто глазодвигательными нервами, берут начало в ретикулярной формации. Считается, что, когда глаз инстинктивно или преднамеренно движется к конкретному положению, ретикулярная формация активируется и посылает в мозг импульс, стимулирующий конкретное сенсомоторное воспоминание».

На схеме (рис. 1.2) показаны значения движений и положений глаз у большинства правшей. Как вы видите, на рисунке человек изображен лицом к вам, то есть с вашей точки зрения. Стрелки показывают то, что вы видите, если смотрите прямо на него. На рис. 1.3 приведена та же информация в сопоставлении с лингвистическими ключами для каждой из репрезентативных систем.

Что такое предикаты в психологии. Смотреть фото Что такое предикаты в психологии. Смотреть картинку Что такое предикаты в психологии. Картинка про Что такое предикаты в психологии. Фото Что такое предикаты в психологии

Рис. 1.2. Схема положений глаз (Young, 1999)

Что такое предикаты в психологии. Смотреть фото Что такое предикаты в психологии. Смотреть картинку Что такое предикаты в психологии. Картинка про Что такое предикаты в психологии. Фото Что такое предикаты в психологии

Рис. 1.3. Лингвистические ключи доступа (Young, 1999).

Схема не относится ко всем без исключения людям. У левшей и людей с зеркальной локализацией функций мозга могут наблюдаться обратные паттерны.

Верна ли схема для каждого человека? У левшей и людей с зеркальной локализацией функций при воспроизведении и конструировании будут наблюдаться обратные паттерны. У них визуальное и аудиальное воспроизведение происходит при взгляде вправо. Визуальное и аудиальное конструирование происходит при взгляде влево. Однако некоторые из них могут все же получать доступ к аудиально-дигитальной и кинестетической системам в соответствии со схемой, хотя и эти закономерности могут быть обратными.

Более того, у некоторых людей паттерны движения глаз выражены не так сильно, как нарисовано на схеме. У них отмечаются более тонкие движения. Вданном случае для того, чтобы заметить изменение положения глаз, нужно наблюдать гораздо внимательнее. Когда вы смотрите за глазами, внимательно слушайте слова-предикаты. Они дадут вам дополнительную информацию об обработке/репрезентации данного человека. Когда вы «составите карту» глазодвигательных паттернов какого-нибудь человека, вы обнаружите, что он имеет склонность к их регулярному и последовательному использованию.

Какое отношение это имеет к раппорту? Непосредственное. Когда глаза человека движутся вверх, вы можете с большой долей вероятности предположить, что он рассматривает внутренние картины. Таким образом, если вы обратитесь к нему при помощи визуальных слов, вы окажетесь настроенным на него. В своих наблюдениях обратите внимание на то, что многие люди перед тем, как начать говорить, помещают глаза на «исходную позицию». При этом даже до того, как они начнут говорить, вы получите очень хороший шанс узнать репрезентативную систему, которую они будут использовать!

Недавно я (Б. Б.) пытался установить раппорт с клиенткой. Ее глаза и лицо были направлены вниз и влево. Поэтому я спросил: «Раз уж вы думаете о том, о чем мы говорили, можно поинтересоваться, к какому выводу вы склоняетесь?» Это высказывание так сильно соответствовало ее внутреннему состоянию, что позволило мне достичь продолжительного раппорта и помогло ей осознать свой внутренний диалог.

Позаботьтесь о том, чтобы использовать этот метод осмотрительно. Избегайте пристальных взглядов. Большинству людей не понравится, если вы начнете таращиться на них. Пока что для развития навыка используйте телевизионные ток-шоу. Так как «глаза – зеркало души», мы теперь можем творчески использовать эту идею для развития наших коммуникативных навыков.

Знание ключей глазного доступа может оказать нам еще бо́льшую помощь при установлении и поддержании раппорта, если мы будем использовать их с целью определить, когда можно говорить, а когда следует помолчать. Так как предикаты информируют нас о том, какую систему использует и осознает человек, мы называем ее «ведущей системой».

Ведущая система

Ключи доступа информируют нас о том, какую репрезентативную систему использует человек для воспроизведения информации. Наша ведущая система и наша основная репрезентативная система часто не совпадают.

Наша ведущая система и наша основная репрезентативная система часто не совпадают. Предположим, я задаю вопрос: «Как вас зовут?» – и ваши глаза движутся вниз и влево. Это наводит на мысль, что ваша ведущая система – аудиально-дигитальная. Я также знаю, что когда ваш взгляд направлен вниз и влево, вы не будете ни слушать, ни обрабатывать внутреннюю информацию. На эту миллисекунду, или минуту, я должен буду остановиться, замолчать и дать вам время для усвоения информации. После того как мы поделились информацией, человеку необходимо ее обработать. Он должен «уйти в себя» и внутренне осмыслить полученные сведения. Он может поднять глаза и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально-дигитальную систему или использовать кинестетические ощущения. Чтобы поддержать раппорт, вам стоит сделать паузу и дать ему время для обработки информации.

Если вы не сделаете этого и продолжите говорить, в то время как человек получает доступ к информации, вы можете благополучно потерять раппорт. Втот период времени, когда человек «уходит в себя», он не слышит и не может слышать вас. К чему приведет постоянное прерывание мыслительных процессов другого человека? Это помешает вам даже установить раппорт, так как не позволит человеку завершить свои мысли. Итак, наблюдайте за движениями глаз. Когда движения глаз человека указывают на то, что он получает доступ к информации посредством своей ведущей системы, дайте ему время на обработку данных.

Возможные отклонения (Young, 1999)

● Глаза движутся в сторону, обратную той, что указана на схеме: возможное латеральное обращение. Может быть, человек – левша?

● Глаза последовательно движутся сначала в одну точку, а затем в другие: человек получает доступ к ведущей системе для того, чтобы сделать то, что вы просите.

● Глаза никогда не занимают какое-то конкретное положение: возможно, у человека заблокированы системы V, А или К, и, таким образом, он избегает этого положения.

● Глаза принимают нетипичные положения; например, человек смотрит вверх и говорит: «Я чувствую, что…». Возможно, это паттерн синестезии.

● Глаза неподвижны: кажется, что они вообще не двигаются. Если они на самом деле совсем неподвижны, значит, человек получил непосредственный доступ к информации. В поиске нет необходимости, как, например, в случае, когда человека спрашивают, как его зовут.

● Люди могут не расслышать или не понять, что вы сказали: они сбиты с толку. Они могут находиться «в трансе» – это значит, что они заняты другими мыслями.

● Глаза движутся взад и вперед, например, влево и вправо: возможно, человек что-то ищет, или высматривает, или сравнивает два изображения.

● Глаза постоянно занимают несоответствующие положения: возможно, человек только что классифицировал предметы другим способом и привыкает к другому стилю функционирования. Возможно, у человека нервное истощение.

● Глаза, по-видимому, движутся во всех направлениях: это может указывать на замешательство или возбужденное внутреннее состояние. Возможно также, что человек определяет, куда поместить различные классы информации в терминах VАК.

Упражнение: составление карты паттернов глазного доступа

Вопросы для выявления паттернов глазного доступа

Чтобы облегчить составление карты паттернов глазного доступа, используйте приведенные ниже вопросы. Задавая их, удостоверьтесь в том, что вы смотрите на человека, карту паттернов которого составляете. Если вы будете читать вопросы, его глаза изменят положение, прежде чем вы успеете посмотреть на них! Данный метод работает лучше всего, если задавать вопросы в процессе разговора. Тогда человек не будет заниматься самоанализом и попытается «увидеть» свой ответ! Если вы будете отвечать на вопросы этого упражнения, просто позвольте себе отвечать свободно и спонтанно, не обращая внимания на движения своих глаз. Самосознание (рефлексивное осознание) вносит путаницу, так как второй мыслью человека будет: «Позвольте мне визуально вспомнить, как двигались мои глаза!». Итак, просто расслабьтесь и отвечайте естественно и непринужденно.

Питер Янг (Young, 1999) отмечает:

«Используемые вами слова влияют на внутреннюю обработку информации другим человеком; прежде всего они влияют на то, какие мысленные операции будет выполнять человек. Если вы хотите, чтобы он использовал конкретную репрезентативную систему, ваш язык должен четко указывать на это».

И наоборот, если вы хотите узнать, как люди обрабатывают информацию в левой половине своего мозга, используйте несенсорный язык. Если вы говорите: «Вспомни то время, когда…», – вы оставляете человеку право решать, при помощи какого способа это сделать. Таким образом, он может еще раз увидеть конкретную обстановку, услышать чей-то голос, ощутить знакомое чувство, связанное с этим событием, или ощутить конкретный вкус или запах, которые у него навсегда ассоциированы с тем временем.

Предупреждение. Иногда, задавая вопросы о прошлых переживаниях, вы можете получить немедленные кинестетические ответы, так как старые воспоминания могут быть связаны с причиняющими боль чувствами. Предположим, человек, будучи ребенком, получил тяжелую травму в своей спальне, а вы задали вопрос: «Какого цвета были стены твоей детской спальни?» Не ожидайте в этот момент паттерна движений глаз, соответствующего визуальному припоминанию. Вы немедленно получите кинестетический ответ и другую сенсорную обратную связь, такую как покраснение лица и наполненные слезами глаза. Когда такое происходит, я (Б. Б.) иногда говорю клиенту: «С этим воспоминанием у вас связаны некоторые эмоции, не так ли?» Это может поддержать и усилить раппорт.

V r : Визуальное припоминание. Припоминание образа или картины. Вообразите цвет, который вам нравился больше всего, когда вы были ребенком. Представьте цвет стен вашей спальни в то время. Представьте, во что вы были одеты вчера.

V c : Визуальное конструирование. Выдумывание картин, которых вы никогда не видели. Представьте ваш автомобиль покрашенным в зеленый цвет с желтыми точками. Представьте себя с волосами, выкрашенными в красный цвет. Представьте светофор с зеленым фонарем вверху и красным внизу.

A r : Аудиальное припоминание. Припоминание слышанных когда-то в прошлом звуков или голосов. Услышьте вашу любимую песню. Как она звучит? Услышьте еще раз мое последнее высказывание. Услышьте звук прибоя на берегу океана.

А c : Аудиальное конструирование. Создание и выдумывание новых звуков. Назовите седьмое слово в песне «Ночь перед рождеством». Услышьте меня, говорящего голосом Дональда Дака. Услышьте звук, который производит падение в воду большой скалы.

Примечание. Когда вы составляете карту на основе этих вопросов, внимательно наблюдайте за человеком, потому что он может сначала осуществить аудиальное воспроизведение «звучания звуков», а уже потом конструировать, как будет звучать ваш голос при подражании Дональду Даку.

К: Кинестетика. Чувства, ощущения, эмоции. Почувствуйте ваши ощущения, когда вы проводите рукой по густому меху. Почувствуйте, что вы испытываете по отношению к любимому человеку. Почувствуйте ощущения при нырянии в очень холодную реку или бассейн.

Аd: Аудиально-дигитальная система. Внутренняя беседа, диалог, общение с самим собой. Погрузитесь в себя и повторите варианты, которые вы рассматривали при принятии последнего важного решения. Прочитайте про себя ваше любимое стихотворение. Расскажите себе о том, чего вам по-настоящему хочется достигнуть в жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *