Что такое предание земле
Bookitut.ru
«Предание земле»
После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.
Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.
Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.
Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)
Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.
Рецепты приготовления кутьи.
2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)
Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.
Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.
Предание тела земле
Предание тела земле
Перед тем как закрыть гроб крышкой, архиерей или священник, совершавший отпевание, крестообразно посыпает тело усопшего землей, произнося при этом следующие слова: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущии на ней». Эти слова выражают уверенность в том, что и прах, находящийся в земле, не укрыт от Господа, поскольку все Божие – и земля, и живущии на ней. Поэтому возвращение одного из живших на земле в землю нисколько не изменяет его положения по отношению к Господу. После этого крышку забивают, и гроб несут к месту погребения – к могиле, которая станет последним приютом усопшего до Страшного Суда. Затем при продолжающемся пении литии гроб опускают в могилу, и во время пения тропарей: «Со духи праведных скончавшихся…» могилу засыпают землей. В завершение произносится сугубая ектенья, и после того как могила будет совсем засыпана, произносится заключительный отпуст.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Насколько вес тела на экваторе Земли отличается от веса этого же тела на полюсах?
Насколько вес тела на экваторе Земли отличается от веса этого же тела на полюсах? Вес любого физического тела зависит от того, на какой географической широте оно находится. Обусловлено это совместным действием двух факторов: несферичности (сплюснутости у полюсов) нашей
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ…
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ… Необыкновенное странствие бродячего миннезингера …Рассказывают, что, когда апостолы, следуя повелению Христа нести евангельскую весть во все концы земли, разошлись каждый в свою сторону, апостол Фома направил свои стопы в далёкую Индию. После
Эллада, «Рай на земле»?
Эллада, «Рай на земле»? Мы представляем Элладу чуть ли не раем на земле, где греки только и делали, что занимались искусствами, устраивали философские диспуты, предавались пиршествам и любви, проводили Олимпийские игры и иногда воевали с несносными персами.
По земле
По земле Путешествия на самолете – самый быстрый и комфортабельный способ перемещаться с одного места на другое. Они идеально подходят для того, чтобы быстро оказаться в выбранной стране. Но настоящее путешествие – это путешествие именно по
Что такое предание?
Что такое предание? В основе преданий, то есть народных рассказов, передававшихся из уст в уста, из поколения в поколение, лежат воспоминания о реальных лицах и событиях исторического прошлого. Предание часто имеет форму рассказа очевидца и ведется от первого лица.Сюжеты
Непроникающие инородные тела Инородные тела конъюнктивы
Непроникающие инородные тела Инородные тела конъюнктивы В конъюнктиву чаще попадают мелкие песчинки, угольная пыль, кусочки камня, металла и ресницы. Симптомы При попадании инородного тела в конъюнктиву появляется неприятное ощущение в области глаза,
Проникающие инородные тела Инородные тела глазницы
Проникающие инородные тела Инородные тела глазницы Инородные тела глазницы чаще представляют собой металлическую стружку, деревянные щепки, шипы растений. Симптомы Если попало металлическое инородное тело небольших размеров (менее 1 см в длину), внешние
Эллада, «Рай на земле»?
Эллада, «Рай на земле»? Мы представляем Элладу чуть ли не раем на земле, где греки только и делали, что занимались искусствами, устраивали философские диспуты, предавались пиршествам и любви, проводили Олимпийские игры и иногда воевали с несносными персами.
Предание священное
Предание священное Предание священное (sacra traditio) – второй из двух первоисточников христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже – написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат:
Предание суду
Предание суду Предание суду и прекращение следствия – акт судебной власти, которым уголовное дело передается суду для постановления приговора по существу дела или признается не требующим дальнейшего производства. Процедура П. суду имеет целью проверить возбужденное
Свежо предание, а верится с трудом
Свежо предание, а верится с трудом Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 2, явл. 2): Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с
4. 5. НА ЗЕМЛЕ И В ОКЕАНЕ
4. 5. НА ЗЕМЛЕ И В ОКЕАНЕ Известно, что загрязнение среды влияет на состояние экологических систем и здоровье человека. Экологи насчитывают около 2000 загрязнителей атмосферы. Главные источники загрязнения – тепловые электростанции, котельные и домашние печи,
Обряд погребения
Омовение и облачение умершего.
Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.
Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.
Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.
Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.
Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).
После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.
На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.
Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.
Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.
Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.
Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).
Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.
В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».
«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.
Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).
«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).
«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).
Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».
Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.
Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)
В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.
Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.
Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.
Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.
Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.
Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.
Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.
По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.
Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).
По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.
Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):
«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »
В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.
При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.
Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.
Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.
При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).
Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.
По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.
Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Земля и похороны: обрядовые и магические действия
Традиционное захоронение гроба с телом в землю сопровождается обрядовыми действиями, совершаемыми священнослужителем при отпевании, в том числе заочном. Вместе с тем, с землей, взятой с мест захоронения, связаны разнообразные суеверия.
Земля при отпевании в церкви и на кладбище
В том случае, когда священник не сопровождает гроб до могилы, символическое предание тела земле происходит там, где совершалось отпевание, то есть, в храме или дома. В конце, когда усопшего полностью закрывают покрывалом, поверх него священник крестообразно сыплет землю со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). После этого гроб закрывают крышкой и доставляют к месту захоронения.
Если священнослужитель сопровождает усопшего на кладбище, то там совершается чин литии. Затем гроб опускают в могилу. Первым бросает горсть земли священник, осеняя гроб крестным знамением.
При заочном отпевании, когда гроб с телом покойного отсутствует, священнослужитель трижды благословляет землю тем же первым стихом 23-го Псалма. Эту землю вручают родственникам умершего.
Если он ещё не погребён, полученную в церкви землю надо высыпать поверх савана крестообразно: от головы к ногам и от правого плеча к левому. Затем гроб можно закрыть и приступить к захоронению.
Если погребение уже состоялось, землю, которую вручил священник, крестообразно сыплют на могильный холм.
В том случае, когда была проведена кремация, землю можно высыпать в урну с прахом покойного, символически предавая его земле.
Надо заметить, что суеверия сопровождают даже погребальную землю, полученную на заочном отпевании. Некоторые считают, что её нельзя хранить дома больше одного дня.
Могильная земля — любимый атрибут колдунов, магов и ведьм
Стойкие поверья наделяют особыми негативными свойствами землю, взятую с кладбища. Её применяют в сельской и дачной волшбе, рассыпая на участке соседа, чтобы подпортить ему урожай.
Некоторые умудряются забрасывать эту землю за шиворот родственникам похороненного, приговаривая: «Чтобы не снился, чтобы не скучать, чтоб покойника не бояться». Правда, знатоки кладбищенского колдовства утверждают, что подобные действия приводят лишь к порче на «усыхание» от болезней и апатии. Соответственно, могильная земля, засыпанная кому-либо в карман, лишает бедолагу денег и достатка.
У ведьм и колдунов разного калибра особенно популярен обычай сыпать землю, собранную на кладбище, возле порога или, например, в почтовый ящик. Специалисты по противодействию тёмным силам рекомендуют немедленно выметать такие гостинцы, выносить за пределы дома и бросать в костёр, причём туда же должен отправиться использованный веник.
Вопрос и ответ
Как ни странно, такие случаи действительно есть. Сыплют и даже надеются на эффект.
Находятся и такие «верующие». Хотя священнослужители определённо утверждают, что никакого вреда от земли, полученной при заочном отпевании, быть не может.
Соответствующая статья размещена на нашем сайте.
Отзывы
Выражаю огромную благодарность Благушу Виктору Валерьяновичу За высокий профессионализм, качественную работу, великолепное обслуживание. Быстрое решения всех вопросов все оперативно, тактично.
Выражаю огромную благодарность Федосееву Александру Александровичу и всей его команде за помощь в организации похорон моей мамы. Спасибо за корректность, неравнодушие, вежливость! Вся работа была.
Как правильно предавать земле усопшего
Bookitut.ru
«Предание земле»
Обряд погребения — «предания земле» — в настоящее время совершается чаще всего тоже в храме, сразу после отпевания. И связано это с тем, что кладбища в городах часто находились далеко от действующей церкви и священник не мог проводить умершего до могилы, как на селе. Впрочем, по желанию родственников священная земля после отпевания может быть выдана кому-то из близких покойного, чтобы совершить этот обряд («предание земле») непосредственно у могилы перед самым захоронением.
Освященная земля в пакетике кладется в начале отпевания на аналой рядом с «разрешительной молитвой». Если «предание земле» совершается в храме (что, кстати, считается наиболее предпочтительным и благодатным в этом христианском обряде), то оба обряда как бы соединяются в один. Завершается чин отпевания после «разрешительной молитвы» и пения «вечной памяти». Наступает самый напряженный, эмоционально обостренный, горький момент для родных и близких. Последний взгляд на лицо усопшего, сейчас закроют его саваном — навсегда, навечно. Провожающие гасят свечи и под продолжающееся пение певчими стихир подходят к гробу — к последнему прощанию и целованию. Осеняют себя крестным знамением, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. (Если отпевание служится при закрытом гробе, то целуют крест на крышке гроба или руку священника.)
Саваном покрывают лицо покойного, и — со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» — священник крестообразно посыпает землей закрытое покровом тело. При этом поется тропарь «Со духи праведных. «.
После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.
С пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — гроб выносят из храма, и церковный клир певчие, диакон с кадилом и священник с крестом — провожает процессию до церковной ограды, благословляя на исполнение последнего земного долга — на погребение. Процессия отправляется к кладбищу или в крематорий.
Сожжение покойников — обычай древний. В Греции и Риме он считался предпочтительнее погребения тела в земле, но был дороже и потому становился посмертным уделом богатых или прославленных. Урны с прахом погребали в земле, ставили в скальных пещерах, в специальных сооружениях вроде склепов или святилищ.
Поразительно, но именно огнепоклонники-зороастрийцы никогда не сжигали тела своих покойников. Мертвое тело уносили на скалы, со временем стали помещать в специальных «башнях молчания» — и в том, и в другом случае труп отдавался на волю стервятникам. Мертвая плоть таким образом не соприкасалась ни с одной из «чистых» почитаемых стихий Вселенной: ни с огнем, ни с водой, ни с воздухом, ни с землей. И только «очищенные» кости ссыпались в колодец внутри «башни молчания».
В дохристианской Руси славянин так объяснял путешественникумусульманину предпочтение обряда сожжения: «Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно входит в рай». Сожжение, по рассказу путешественника, проходило на корабле, поставленном на берегу на сваи, под ним разожгли костер. На корабле лежал покойник — «выдающийся муж из их числа», в богатой одежде, среди парчи, душистых трав, еды и питья. Не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка (принесшая себя в жертву. — Авт.), и господин превратились в золу, потом в пепел. Потом они соорудили на месте этого корабля нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его большое бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и удалились» (записки Ибн Фадлана, посла халифского Багдада в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.).
Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.
Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.
Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)
Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.
Рецепты приготовления кутьи.
1. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, цукатами, маком — по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.
2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)
Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
Следует знать, что отпевание усопшего может совершаться как в храме (при внесении внутрь церкви гроба с покойником), так и на дому. Иногда отпевание усопших идет в церкви, хотя умерший — дома или в больнице. Тогда родственникам выдается венчик, который кладется при прощании на лоб умершего, и освященная земля. Землю после прощания и покрытия лица покойного саваном кто-нибудь из близких посыпает на него крестообразно вдоль гроба от головы к ногам и слева направо. После этого гроб накрывают крышкой и заколачивают.
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.
Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.
Над крещеными младенцами совершается особое отпевание — как над безгрешными: Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царства Небесного. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).
Допускается — как исключение из церковных правил — отпевание заочное, если покойник не может быть доставлен в церковь (погиб в чужих краях или есть иные особые обстоятельства).
О предании земле
Наконец, священник произносит отпуст, вслух читает разрешительную молитву.
Как указывается в Потребнике, эта заключительная часть погребального
последования должна совершаться над гробом перед опусканием его в могилу.
Уже в старину там, где священнику не было возможности провожать гроб до
могилы, обряд «предания земле» символически совершали внутри храма. В таком
случае небольшим количеством сухой земли или песка священник посыпает не закрытый
гроб, а лежащее в гробу, покрытое полотном тело, подобно тому, как и возливает
масло. При этом он говорит: Вся от земли,
и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой.
Иначе говоря: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, ты посылаешь
в землю, Господи. А бессмертную душу, которую Ты взял, упокой со святыми».
Земля еси, и в землю отыдеши, — сказал Господь Адаму после его грехопадения. Эти слова выразили
отвержение праотца от изначальной чести и славы. Но во Христе мы, потомки
Адама, призваны от тления в нетление, в славу вечную: от смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел
есть… (канон Пасхе, песнь 1-я).
Цель жизни верующего — сподобиться вечного царствия со Христом после Его славного
Второго Пришествия. Так неужели, имея такие великие обетования, мы будем
стремиться не в светлую жизнь, но в темную землю, в забвение и мрак?
Вернемся к некоторым особенностям обряда предания земле. Если он
совершается в храме, то после него родным уже не следует открывать лицо
усопшего. Однако если по каким-то непредвиденным обстоятельствам это все-таки
произошло, то не надо отчаиваться. Ибо некоторые несведующие люди считают, что
если после посыпания землей лицо покойника открыли, его следует заново отпевать.
В ответ на это суеверное представление уже было сказано, что цель церковного
погребения состоит не столько в предании тела земле, сколько в упокоении бессмертной души.
Погребение
Как подготовить усопшего к погребению?
В прежние времена подготовкой к погребению (омывали тело, одевали в новую одежду, приглашали в дом священника) занимались сродники и близкие усопшего. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются «избавиться» от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется.
На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: «Помощник и Покровитель…», а в дни святой Пасхи поются стихиры: «Да воскреснет Бог…».
Какова символика погребения христианина?
Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере.
Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.
Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» ( Деян.9:20-21 ).
Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4:8 ), На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.
Когда традиционно совершается погребение и отпевание усопшего христианина?
Откуда вязалась традиция посыпания тела в гробу землей?
Раньше гробом называли саму могилу. Отсюда и недоразумение: в Требнике читают, что «полагают мощи во гроб», после чего «священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей». Уже неведомое количество лет люди привыкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, который раньше называли кивотом, то есть ящиком.
Какие виды погребения существуют в Православной Церкви?
В Православной Церкви различаются четыре вида, или чина погребения, а именно: погребение мирских человек (т.е. мирян), монахов, священников и младенцев. Сюда же необходимо отнести чин погребения, совершаемого в Светлую седмицу. Все чины погребения по своему составу сходны с заупокойной утреней или всенощным бдением. Но каждый чин в отдельности имеет и свои особенности.
Каков православный взгляд на кремацию?
Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение.
Какие существуют суеверия при погребении?
Родственникам нельзя нести гроб; родственникам нельзя копать могилу; беременным нельзя присутствовать при погребении; в могилу нужно бросить деньги на счастье, а если умерший курил, положить в гроб пачку сигарет; на могиле нужно выпить спиртное за упокой души усопшего и налить в стакан или оставить в бутылке «душе успошего»; нужно знать, какой дорогой идти на кладбище и уходить с него, при этом нельзя оборачиваться, если окликнут…
Как и зачем нужно придавать человека земле?
Как придать земле умершего
Не все знают, как придать земле умершего и какие могут допускаться при этом ошибки. Лучше всего узнать все нужную для таких случаев информацию у духовных лиц или прочитав соответствующую литературу. Ведь во всех религиях существуют свои традиции похорон, которых следует придерживаться. После смерти человека, его тело следует обмыть и уложить в гроб. Молодым женщинам не следует обмывать покойника, это следует делать пожилым женщинам, желательно, не состоящим с ним в родстве. После омовения на него одевается чистая одежда. Мужчин обычно одевают в костюм, а женщин в платье. Одежда предпочтительна светлого цвета. Если у покойного нет подходящей одежды, ее следует купить. Покойника нельзя одевать в одежду живых людей. Это категорически запрещается. Вещи, которые умерший постоянно носил при жизни, следует положить в гроб. Это могут быть очки или протез. Если покойник был военным, его можно хоронить в форме, с наградами. Не нужно класть в гроб украшения, деньги, фотографии, какие-либо личные вещи.
Проводить процедуру придания земле можно не только дома, но и в церкви или на кладбище. Проводя этот обряд, руки усопшего нужно сложить крестообразно, правая рука при этом должна лежать на левой, его рот – закрыт. На умершем должен быть нательный крест, а в его руки вложено Распятие. На его лоб укладывается венчик, а тело укрывается саваном. Вокруг гроба зажигают свечи. Желательно установить четыре подсвечника – по бокам, в ногах и голове гроба. Прощаясь с умершим нужно целовать Распятие и венчик. Мысленно, нужно попросить у умершего прощения. После этого священником читается молитва, на тело крестообразно сыпется земля, лицо накрывается саваном, гроб закрывается крышкой и опускается в могилу. Согласно православной традиции, гроб должен располагаться в могиле так, чтобы голова была с востока. После того как гроб опустили, присутствующие берут пригоршню земли и бросают ее в могилу. Далее, могилу начинают закапывать, формируют холмик, устанавливают крест и укладываются венки. Как придать человека земле можно узнать у священнослужителей. Они дадут подробный ответ на все интересующиеся вопросы.
Какая молитва нужна усопшему не приданому земле
Молитва, прочитанная от чистого сердца, наделена огромной силой. Узнать, какую молитву нужно усопшему не приданому земле можно из соответствующей литературы. Таких молитв существует несколько. Умершему, который еще не придан земле нужно читать особые молитвы. Это должно делаться после того, как тело обмыли, переодели и уложили в гроб. Молитву обычно читают пожилые женщины. Иногда для этого приглашается священник. Молитва нужна чтобы облегчить состояния души усопшего, которая еще находится возле тела. Но бывают случаи, когда человек умер, но не был похоронен. Это, может, случиться, к примеру, на войне или во время какого-либо стихийного бедствия, когда точно известно что человек умер, но тело его не нашли. В таких случаях следует читать особые молитвы, которые помогают успокоить душу непохороненого человека. Эти молитвы следует читать регулярно не только самим, но и заказывать проведения необходимых обрядов в церкви. Особенно, если вам во сне приходит погибший и жалуется как ему тяжело быть не приданному земле.
Как придавать земле новорожденных детей
Родители умершего новорожденного могут похоронить его через два дня после его смерти. Такие умершие, пользуются некоторыми льготами и предъявив свидетельство о смерти, можно получить пособие или же, похоронить ребенка бесплатно, обратившись в соответствующие службы.
Как было сказано выше, похороны новорожденных детей мало отличаются от похорон взрослых. Как правильно придать земле умершего ребенка, лучше всего узнать у священнослужителей. О них должны читаться особые молитвы, так как они не были крещеными. Омыв тело и уложив в маленький гробик, родственники везут его на кладбище и простившись с умершим ребенком, придают его земле, после чего устанавливают на могиле крест.
Почему кости нужно придавать земле
Случается так, что проводя какие-либо земляные работы, находят человеческие кости. Чаще всего кости могут принадлежать погибшим в Великой Отечественной войне, которые не были похоронены или же, их похоронили в спешке, без проведения соответствующих обрядов. Придать покойника земле, если даже это всего лишь его кости – необходимо. Обычно, стараются выяснить человека, кости которого были найдены. Но удается это нечасто. В любом случае найденные кости следует придать земле.
Если получилось установить человека и найти его родственников, то его останки передаются им для последующего захоронения. Если выяснить личность человека не получилось, то похороны проводят соответствующие государственные органы или добровольцы. Ответить на вопрос – почему кости нужно придавать земле несложно. Ведь пока останки не похоронены, душа человека скитается по земле.
Кости принято хоронить так же как и тело – в гробу. Уложив их, следует прочесть особые молитвы для упокоения, после чего, гроб с костями закрывается и везется на кладбище. Простившись, гроб закапывают, формируют холмик, устанавливают крест и укладывают венки.
Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах
Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.
Для чего проводят похороны?
Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.
Православные похороны
Похоронные правила
Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:
✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.
Приметы и суеверия
С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:
Магические обряды с покойниками
Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.
Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:
Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!
Как вести себя на похоронах
Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.
Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.
Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!
Дополнительно по теме:
✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.
Храм святителя Алексия митрополита Московского
Как правильно похоронить близких
Как правильно похоронить близких
О ЗАОЧНОМ ОТПЕВАНИИ
Иногда отпевание в храме бывает физически невыполнимым; тогда вершается отпевание на дому или же, если нет возможности пригласить священника на дом, то в ближайшем храме усопшего отпевают заочно.
После прощания с усопшим на кладбище (перед тем, как забить гроб), закрыв усопшего покровом или белым полотном, крестообразно посыпают его землей. Для этого полученную в храме освященную землю разделяют на три приблизительно равные части и с пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» троекратно посыпают тело крестообразно, строго соблюдая правильность креста — от головы к ногам и с правого плеча на левое. Если умерший соборовался, то на покров также поливается оставшееся соборное масло с пением «Аллилуиа» (3 раза).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если православного христианина уже погребли без отпевания, и через какое-то время, иногда через годы, родственники все же хотят отпеть умершего, тогда в церкви опять- таки заказывается заочное отпевание. Полученная по отпевании освященная земля крестообразно с пением «Трисвятого» посыпается на могильный холм.
Если земля, полученная в храме, не будет доставлена на могилу в день отпевания, не надо бояться заносить ее домой. Страх этот — суеверный: земля освящена в церкви и относиться к ней требуется, как к святыне. Хранят ее в подобающем д ля святыни месте, обычно в святом углу за иконами.
О ПРЕДАНИИ ТЕЛА ЗЕМЛЕ
При выносе гроба с телом из храма после отпевания поется ангельская песнь «Трисвятое». Гроб выносят так, чтобы лицо умершего было обращено к выходу (ногами вперед). Если священник сопровождает гроб с почившим до могилы (что теперь, к сожалению, бывает редко), то на кладбище совершается последняя лития и обряд предания тела земле.
Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно. Их цель — показывать иным христианам, что здесь погребен их собрат по вере, и сохранить для потомков имя его. Могила — это место будущего воскресения, поэтому относиться к ней надо с благоговением. Она должна содержаться в чистоте и порядке.
Могила устраивается так, чтобы при опускании гроба лицо умершего было обращено к востоку, в знак того, что он идет от запада жизни к востоку вечности, и в знак веры в Воскресение Христово. Глубина могилы должна быть не менее 180 сантиметров. Делаемые в некоторых случаях боковые подкопы для гроба, якобы облегчающие покойнику тяжесть от давления земли, Церковь считает суеверием. То же самое относится и к устроению перекрытия из досок или кирпичного свода над опущенным в могилу гробом.
Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения холмом. Христианская Церковь, приняв и сохранив этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Честным и животворящим Крестом Господним, молчаливым проповедником блаженного бессмертия и воскресения. Крест устанавливают в ногах погребенного, как бы перед лицом его.
Крест делается из любого долговечного материала, он обязательно должен быть восьмиконечным и правильной формы. В православной России наиболее часто употребляют деревянный восьмиконечный крест с укрепленными сверху него двумя ложечками в виде крыши, так называемый «голубец». Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда чист, ухожен и, если необходимо, покрашен. На кресте помещается фамилия, полное имя и отчество умершего, а также даты его рождения и смерти. Обращаясь ко кресту, будут приносить молитвы приходящие на могилу люди, поэтому допускается помещать на кресте небольшую иконку, но ни как не фотографию умершего. Если на кресте изображено Распятие, то той стороной, где Распятие, крест должен быть обращен к лицу покойного. Не приличествуют могиле христианина дорогие монументы и надгробия.
Веруя в конечное воскресение, христиане чуждаются возрожденного в нашем веке языческого обычая трупосожжения (кремации), ведущего к полному уничтожению тела, имеющего в себе явный образ геенны огненной.
При опускании тела в могилу снова поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь, перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Таким образом тело предают земле в знак покорности Божию определению: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3,19). Для совершения заупокойных молитв на кладбище лучше приносить с собой икону или Крест с изображением Распятия Господня.
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Молитва за усопших — самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Священное Предание указывает дни, которые православные христиане особенно должны посвящать памяти усопших. Это в первую очередь третий, девятый и сороковой дни по кончине. Третины совершают в честь того, что умерший был крещен во имя Отца и Сына и святого Духа — Бога, единого в Троице, а также в честь трехдневного Воскресения Иисуса Христа. На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь, обвиняя в грехах, совершенных ею по их наущению. Когда в третий день бывает в церкви поминовение, душа получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби и благую надежду. В этот же день она возносится на небеса для поклонения Богу.
До девятого дня душе показывают красоты рая, а в остальное до сорокового дня время — мучения и ужасы ада. В девятый день в церкви необходимо совершить поминовение для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.
Только на сороковой день назначается душе место до воскресения и Страшного Суда. Сорок дней — время, когда решается судьба души умершего, поэтому в это время возможны благоприятные изменения в состоянии его души.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УМЕРШИХ
Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением за литургией (обедней), когда частицы, изъятые из священных хлебов за живых и умерших, погружаются в кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся за Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, особенно в те сорок дней, когда душа следует по пути к вечным селениям.
Святая Церковь постановила творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться об отпевании, а затем о сорокоусте, т.е. о сорокодневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности можно заказать сорок обеден в нескольких храмах. Как сделать это? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о — упокоении или сорокоуст (назвать полное имя умершего). После обедни можно отслужить панихиду; молитва будет действеннее, если поминающий сам покается и причастится.
О ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОЛИТВЕННОЙ ПОМОЩИ УСОПШИМ
Не будем ослабевать в молитве за умершего и после сорока дней после его кончины — даже по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, хотя бы она по своим делам и была осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого страшного суда. Господь ждет, чтобы грехопадения такого человека старались восполнить его близкие, совершая богоугодные дела, которых сам умерший не успел совершить при жизни. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти. День Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого носил умерший, а так же день рождения. В эти дни хорошо заказать поминовение на литургии, отслужить панихиду.
Милостыня также облегчает загробную участь покойного. Даже если по ошибке милостыня будет подана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Но вообще надо стараться подавать тем, кто в этом действительно нуждается. Таких немало среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Древний и всеобщий обычай христианский — жертвовать на храмы и монастыри.
Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе дух Христов не помогут никакие молитвы живущих еще братий. О ВСЕЛЕНСКИХ
РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТАХ
Дни вселенского (всеобщего) поминовения умерших получили название родительских суббот.
1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого Поста.
2. В Великий Пост поминовению усопших посвящаются вторая, третья и четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные литургии, ни поминальные трапезы, совершение панихиды в сороковой день не отлагается.
3. Троицкая суббота — день перед праздником Пятидесятницы. В этот день с особой благотатной силой Божия Церковь дерзает молиться о праведных и грешных и даже «о еже во аде держимых».
4. Вторник Фоминой недели (второй недели по Пасхе), — Радоница. В этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших ближних радостною вестью о Воскресении Христовом.
5. 11 сентября /нового стиля/, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост) совершается поминовение православых воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
6. Димитриевская суббота совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля), днем великомученника Димитрия Солунского. Также, как и предыдущая, она посвящена, в первую очередь, поминовению павших воинов.
В эти дни отслужите о своих близких заказные обедни, помолитесь за панихидой (общим молебным пением за умерших), а дома читайте 17 кафизму из псалтири, помяните умерших за трапезой.
В дни всеобщего поминования усопших хорошо посетить могилы ближних, следует напомнить, что за несколько дней до родительской субботы необходимо навести порядок на могилке, поправить крест, обновить и покрасить оградку, убрать мусор. Этим недопустимо заниматься в сам день поминовения. В этот день лучше просто посидеть около могилки, вспомнить умершего, помолиться о нем. Хорошо отслужить на могиле литию. В день Радоницы ни в коем случае не надо класть крашеные яички на могилы — это языческий обычай. Нельзя распивать на кладбище спиртные напитки, и уж тем более недопустимо лить водку в могильный холм.
Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
(Окончание следует. )
Из кн. “Как умереть по христиански?”
Храм святителя Алексия митрополита Московского
Как правильно похоронить близких
Как правильно похоронить близких
О ЗАОЧНОМ ОТПЕВАНИИ
Иногда отпевание в храме бывает физически невыполнимым; тогда вершается отпевание на дому или же, если нет возможности пригласить священника на дом, то в ближайшем храме усопшего отпевают заочно.
После прощания с усопшим на кладбище (перед тем, как забить гроб), закрыв усопшего покровом или белым полотном, крестообразно посыпают его землей. Для этого полученную в храме освященную землю разделяют на три приблизительно равные части и с пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» троекратно посыпают тело крестообразно, строго соблюдая правильность креста — от головы к ногам и с правого плеча на левое. Если умерший соборовался, то на покров также поливается оставшееся соборное масло с пением «Аллилуиа» (3 раза).
Если православного христианина уже погребли без отпевания, и через какое-то время, иногда через годы, родственники все же хотят отпеть умершего, тогда в церкви опять- таки заказывается заочное отпевание. Полученная по отпевании освященная земля крестообразно с пением «Трисвятого» посыпается на могильный холм.
Если земля, полученная в храме, не будет доставлена на могилу в день отпевания, не надо бояться заносить ее домой. Страх этот — суеверный: земля освящена в церкви и относиться к ней требуется, как к святыне. Хранят ее в подобающем д ля святыни месте, обычно в святом углу за иконами.
О ПРЕДАНИИ ТЕЛА ЗЕМЛЕ
При выносе гроба с телом из храма после отпевания поется ангельская песнь «Трисвятое». Гроб выносят так, чтобы лицо умершего было обращено к выходу (ногами вперед). Если священник сопровождает гроб с почившим до могилы (что теперь, к сожалению, бывает редко), то на кладбище совершается последняя лития и обряд предания тела земле.
Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно. Их цель — показывать иным христианам, что здесь погребен их собрат по вере, и сохранить для потомков имя его. Могила — это место будущего воскресения, поэтому относиться к ней надо с благоговением. Она должна содержаться в чистоте и порядке.
Могила устраивается так, чтобы при опускании гроба лицо умершего было обращено к востоку, в знак того, что он идет от запада жизни к востоку вечности, и в знак веры в Воскресение Христово. Глубина могилы должна быть не менее 180 сантиметров. Делаемые в некоторых случаях боковые подкопы для гроба, якобы облегчающие покойнику тяжесть от давления земли, Церковь считает суеверием. То же самое относится и к устроению перекрытия из досок или кирпичного свода над опущенным в могилу гробом.
Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения холмом. Христианская Церковь, приняв и сохранив этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Честным и животворящим Крестом Господним, молчаливым проповедником блаженного бессмертия и воскресения. Крест устанавливают в ногах погребенного, как бы перед лицом его.
Крест делается из любого долговечного материала, он обязательно должен быть восьмиконечным и правильной формы. В православной России наиболее часто употребляют деревянный восьмиконечный крест с укрепленными сверху него двумя ложечками в виде крыши, так называемый «голубец». Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда чист, ухожен и, если необходимо, покрашен. На кресте помещается фамилия, полное имя и отчество умершего, а также даты его рождения и смерти. Обращаясь ко кресту, будут приносить молитвы приходящие на могилу люди, поэтому допускается помещать на кресте небольшую иконку, но ни как не фотографию умершего. Если на кресте изображено Распятие, то той стороной, где Распятие, крест должен быть обращен к лицу покойного. Не приличествуют могиле христианина дорогие монументы и надгробия.
Веруя в конечное воскресение, христиане чуждаются возрожденного в нашем веке языческого обычая трупосожжения (кремации), ведущего к полному уничтожению тела, имеющего в себе явный образ геенны огненной.
При опускании тела в могилу снова поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь, перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Таким образом тело предают земле в знак покорности Божию определению: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3,19). Для совершения заупокойных молитв на кладбище лучше приносить с собой икону или Крест с изображением Распятия Господня.
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Молитва за усопших — самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Священное Предание указывает дни, которые православные христиане особенно должны посвящать памяти усопших. Это в первую очередь третий, девятый и сороковой дни по кончине. Третины совершают в честь того, что умерший был крещен во имя Отца и Сына и святого Духа — Бога, единого в Троице, а также в честь трехдневного Воскресения Иисуса Христа. На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь, обвиняя в грехах, совершенных ею по их наущению. Когда в третий день бывает в церкви поминовение, душа получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби и благую надежду. В этот же день она возносится на небеса для поклонения Богу.
До девятого дня душе показывают красоты рая, а в остальное до сорокового дня время — мучения и ужасы ада. В девятый день в церкви необходимо совершить поминовение для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.
Только на сороковой день назначается душе место до воскресения и Страшного Суда. Сорок дней — время, когда решается судьба души умершего, поэтому в это время возможны благоприятные изменения в состоянии его души.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УМЕРШИХ
Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением за литургией (обедней), когда частицы, изъятые из священных хлебов за живых и умерших, погружаются в кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся за Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, особенно в те сорок дней, когда душа следует по пути к вечным селениям.
Святая Церковь постановила творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться об отпевании, а затем о сорокоусте, т.е. о сорокодневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности можно заказать сорок обеден в нескольких храмах. Как сделать это? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о — упокоении или сорокоуст (назвать полное имя умершего). После обедни можно отслужить панихиду; молитва будет действеннее, если поминающий сам покается и причастится.
О ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОЛИТВЕННОЙ ПОМОЩИ УСОПШИМ
Не будем ослабевать в молитве за умершего и после сорока дней после его кончины — даже по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, хотя бы она по своим делам и была осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого страшного суда. Господь ждет, чтобы грехопадения такого человека старались восполнить его близкие, совершая богоугодные дела, которых сам умерший не успел совершить при жизни. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти. День Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого носил умерший, а так же день рождения. В эти дни хорошо заказать поминовение на литургии, отслужить панихиду.
Милостыня также облегчает загробную участь покойного. Даже если по ошибке милостыня будет подана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Но вообще надо стараться подавать тем, кто в этом действительно нуждается. Таких немало среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Древний и всеобщий обычай христианский — жертвовать на храмы и монастыри.
Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе дух Христов не помогут никакие молитвы живущих еще братий. О ВСЕЛЕНСКИХ
РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТАХ
Дни вселенского (всеобщего) поминовения умерших получили название родительских суббот.
1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого Поста.
2. В Великий Пост поминовению усопших посвящаются вторая, третья и четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные литургии, ни поминальные трапезы, совершение панихиды в сороковой день не отлагается.
3. Троицкая суббота — день перед праздником Пятидесятницы. В этот день с особой благотатной силой Божия Церковь дерзает молиться о праведных и грешных и даже «о еже во аде держимых».
4. Вторник Фоминой недели (второй недели по Пасхе), — Радоница. В этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших ближних радостною вестью о Воскресении Христовом.
5. 11 сентября /нового стиля/, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост) совершается поминовение православых воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
6. Димитриевская суббота совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля), днем великомученника Димитрия Солунского. Также, как и предыдущая, она посвящена, в первую очередь, поминовению павших воинов.
В эти дни отслужите о своих близких заказные обедни, помолитесь за панихидой (общим молебным пением за умерших), а дома читайте 17 кафизму из псалтири, помяните умерших за трапезой.
В дни всеобщего поминования усопших хорошо посетить могилы ближних, следует напомнить, что за несколько дней до родительской субботы необходимо навести порядок на могилке, поправить крест, обновить и покрасить оградку, убрать мусор. Этим недопустимо заниматься в сам день поминовения. В этот день лучше просто посидеть около могилки, вспомнить умершего, помолиться о нем. Хорошо отслужить на могиле литию. В день Радоницы ни в коем случае не надо класть крашеные яички на могилы — это языческий обычай. Нельзя распивать на кладбище спиртные напитки, и уж тем более недопустимо лить водку в могильный холм.
Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
(Окончание следует. )
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Из кн. “Как умереть по христиански?”