Что такое правда ярославичей
Правда Ярославичей
Правда Ярославичей
Суд во времена Русской правды.
Художник Билибин И.(1876-1942)
Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов Руси.
Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод— дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы. Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?
Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»
Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам.
Особенно большие масштабы возмущение народа приняло в 1068-1072 г. (наиболее мощное – в Киеве, в 1068. Повод – поражение Ярославичей в битве с половцами на реке Альте. Изяслав бежал в Польшу и смог снова укрепиться у власти лишь в 1069 г. при поддержке польских феодалов). Были массовые выступления в Новгороде, в Ростово- Суздальской земле.
Необходимость законодательно укрепить складывающиеся феодальные отношения.
Стремление защитить феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры— то есть штрафов.
Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.
Основное содержание «Правды Ярославичей»
Защищала также любого человека Руси, его жизнь и имущество.
Была отменена кровная месть как пережиток язычества.
Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие.
Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.
Значение «Правды Ярославичей»
Укрепляла феодальные отношения на Руси.
Способствовала дальнейшему расслоению общества.
Регулировала все стороны общественных отношений в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Правда Ярославичей
Правда Ярославичей
Суд во времена Русской правды.
Художник Билибин И.(1876-1942)
Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов Руси.
Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод— дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы. Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?
Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»
Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам.
Особенно большие масштабы возмущение народа приняло в 1068-1072 г. (наиболее мощное – в Киеве, в 1068. Повод – поражение Ярославичей в битве с половцами на реке Альте. Изяслав бежал в Польшу и смог снова укрепиться у власти лишь в 1069 г. при поддержке польских феодалов). Были массовые выступления в Новгороде, в Ростово- Суздальской земле.
Необходимость законодательно укрепить складывающиеся феодальные отношения.
Стремление защитить феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры— то есть штрафов.
Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.
Основное содержание «Правды Ярославичей»
Защищала также любого человека Руси, его жизнь и имущество.
Была отменена кровная месть как пережиток язычества.
Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие.
Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.
Значение «Правды Ярославичей»
Укрепляла феодальные отношения на Руси.
Способствовала дальнейшему расслоению общества.
Регулировала все стороны общественных отношений в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Правда Ярославичей
И рад бы в рай, да дверь то где?
Некрасов Николай Алексеевич
Правда Ярославичей – это составная часть древнерусского кодекса правовых норм, вошедшего в историю под названием «Русская Правда». Создана после смерти Ярослава Мудрого по приказу его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода. Предположительно датируется 1068-1072 годами. Отражала процесс дальнейшего развития феодальных отношений в Древней Руси.
Источники документа
Русская Правда дошла до наших дней только в позднейших копиях. Самые ранние списки датируются XIII-XIV веками. Они включены в состав древнерусских документов:
Всего было найдено около 100 копий, при этом некоторые их них значительно отличаются друг от друга. Списки разделяют на 3 редакции:
Первым ученым, изучавшим «Русскую Правду», был известный историк Василий Татищев. Он составил «Краткую редакцию» этого правового документа в 1737 году.
Правда Ярославичей является частью «Краткой редакции». Она была помещена в I Новгородскую летопись, которая велась с XIII по XV век. Именно с этой летописи Татищев сделал ряд копий и списков.
История создания и авторы
Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:
Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.
Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.
В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.
Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.
В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:
Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».
Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.
Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.
Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.
Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.
Основные положения
Наиболее часто к Правде Ярославичей относят 18-41 статьи «Краткой редакции». Известные историки Тихомиров и Юшков полагают, что только 18-26 статьи были написаны во время правления Ярославичей, а остальные были включены в свод законов позже.
В документе зафиксированы наказания за различные виды правонарушений.
Наказания за убийство
Основной единицей взыскания за убийство являлась вира – денежная компенсация за убитого человека. Примеры вир:
Разный размер штрафа отражает сословный характер общества того времени.
18 статья отменяла закон «кровной мести» – за убитого должен был отвечать сам убийца, а не «люди», то есть община.
Наказания за воровство
За кражу чужого имущества назначались разные размеры денежных компенсаций. Например:
Увеличивались штрафы за увод чужого холопа: в древней части «Русской Правды» за это полагался денежный штраф в 3 гривны, в «Правде Ярославичей» он составлял уже 12 гривен.
Защита собственности
Статья 33-я предполагала большой штраф за самовольное нарушение межевой границы – он составлял 12 гривен. Суровость наказания говорит о том, что собственность на землю признавалась важнейшей ценностью и защищалась государственными законами.
Период существования и территория распространения
Правда Ярославичей как составная часть Русской Правды существовала до конца XV века. Ее действие распространялось на все древнерусские земли, подвластные князьям из рода Рюриковичей. Многие нормы оказали влияние на развитие права в Московском царстве и Великом княжестве Литовском.
Значение
Документ является важным источником знаний по истории Древней Руси в самых разных сферах: социально-экономической, политической, правовой.
Правда Ярославичей
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Содержание
Происхождение
Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Старейшие издания восходят к 1280-м годам. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния.
Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»
«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:
«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»).»Пространная правда» состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.
«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.
Наказания
«Русская Правда» различает право гражданское и уголовное, за одни преступления закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того и правительственную кару со стороны князя. Деяния первого рода она признаёт гражданскими правонарушениями, деяния второго рода — уголовными преступлениями.
Осложнённая кара за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.
Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.
Сословия
К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились классы — феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей.
После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служилые люди, получавшие землю за службу и на время службы.
Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами — местные князья — сюзерены своих бояр и служилых людей. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получали земельные владения. Это усиливало зависимость крестьян, которые им платили ренту.
В Древнерусском государстве складывалась типичная для феодализма иерархическая организация различных групп господствующего класса феодалов, основанная на системе феодального землевладения.
С увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей имунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передачи имущества по наследству, в том числе дочерям.
Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от феодала могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле).
Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или личности феодала, но их зависимое состояние сомнения не вызывает.
Другую категорию населения составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа. Но закуп имел некоторые права и защиту закона.
Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из общины, прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских феодалов, и обязанные работать в их хозяйстве.
На ряду с феодально-зависимым население господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их еще и челядью. Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.
О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.
По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка — люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважение называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.
Имущественные отношения, Обязательственное право
В Русской правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной. Существует несколько видов кредитного оборота.
Правда Ярославичей
Тема: Правда Ярославичей
1 Исторические условия принятия Правды Ярославичей
2 Нововведения Ярославичей
Список использованной литературы
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»
Древняя Правда в основном зафиксировала нормы обычного права. Правда Ярославичей регламентировала новые явления жизни, связанные с появлением княжеского домена. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068-1071.
Правда Ярославичей сохранилась лишь как часть Пространной Правды, т. е. дошла до нас в более поздней редакции. Статьи 2 и 65 позволяют установить ее примерный объем. Текст ее кончался еще до статьи 53, с которой начиналось изложение законов Мономаха. Вычленяя следы кодификаторской деятельности Мономаха, а также дополнения времен Святополка (ст. 47-52) ученые представляют себе контуры Правды Ярославичей, включавшей в себя статьи 1-3, 12-14, 16, 17, 23-25, 40-42, 45, 46 и 65 Пространной правды).
1 Исторические условия принятия Правды Ярославичей
Правда Ярославичей может быть более или менее точно датирована.
В основу Правды Ярославичей положено предшествующее законодательство. Чрезвычайные обстоятельства не позволили «триумвирам» провести большую кодификационную работу. Но тем значительнее оказались их принципиальные нововведения.
2 Нововведения Ярославичей
Изложенный ниже материал является изысканиями ученого А.А. Зимина, опубликованными уже после его смерти. Зимин А.А. Правда русская. Монография.- М.: «Древлехранилище», 1999.-489 с. Ученый тщательно сравнивает изменения в словах текста Краткой Правды и Пространной Правды. Именно, исследуя эти изменения, можно вычленить более древний пласт Правды Ярославичей в составе текста Пространной Правды.
Первым пунктом реформы, по Зимину, была отмена кровной мести.
Таким образом, кровная месть в условиях классового общества стала принимать иную функцию. Если при Ярославе, который пошел навстречу требованиям новгородцев, ее действие было ограничено, то теперь, после восстаний смердов и горожан, она была окончательно заменена вирами. Будучи по форме уступкой (такой же, как запрет убийства холопов-оскорбителей), по содержанию это постановление означало упрочение нового феодального права. Кровнородственные правовые начала сменились классовыми, а орбита влияния раннефеодальной государственности значительно расширилась.
Отмена кровной мести прокламировалась в статье 2 Пространной Правды, а предшествующая статья оставлена была княжичами в основном в том виде, как она существовала ранее, хотя содержавшаяся в ней форма о «мести» уже была анахронизмом («аще не будеть кто его мьстя» и «мьстити»). Такой прием изложения нововведений характерен для кодификатора древнерусского права (в ст. 65 также сначала говорится о том, что было при Ярославе, а затем об «установлениях» княжичей). Но не вся статья 1 потеряла свою силу. Начало статьи («аже убиет. братню сынови») не содержит чего-либо существенно нового. Правда, вместо устаревшего счета по материнской линии («сестрину сынови») появилось более соответствующее новым условиям «братню сынови».
Слова Пространной Правды «любо отцю ли сыну» (вместо «или сынови отца любо отцю сына» Краткой Правды) М. Н. Тихомиров считал сокращением Краткой Правды. Но это было одновременно и унификацией изложения. В парах отец и сын, племянник и кузен наблюдается определенная система: они соединены союзом «любо», а внутри пар употреблено «ли». Появление формулы «ли братню сынови» (племянник) нельзя считать «только порчей текста». Ведь она не совпадает с понятием «братучада» (двюродные братья). Замена родственного счета по женской линии («сестрину сынови») счетом по мужской «братню сынови» свидетельствует об изживании пережитков матриархата.
Несколько неожиданно 40 гривен «за голову» статьи 1 Краткой Правды заменяется 80-гривенной вирой за убийство «княжа мужа» и «тиуна княжа». Это изменение сделано на основании ст. 19-22 Краткой Правды с той разницей, что вместо огнищанина мы находим киевского княжого тиуна. Последняя часть ст. 1 оставлена почти без изменений.
Итак, если в Краткой Правде первые 40 гривен означали головщину, шедшую общине за убийство «мужа» в случае отсутствия мстителя, то теперь они заменены были двойной вирой за убийство высшего члена дружины; жизнь низших дружинников оставалась защищенной тем же штрафом, что и общинника. Таким образом, ст. 1 Пространной Правды стала говорить лишь о вире, являясь в этих пределах действующим законом. Вира в 80 и 40 гривен существовала еще при жизни Ярослава, поэтому князья Изяслав, Святослав и Всеволод вынесли ее в ст. 1, а лишь затем дали свои нововведения. Однако при их отце головничество платилось только за гибель общинника и то в случае отсутствия мстителя. Теперь же ограничения, основанные на кровнородственном принципе, уничтожались, и тем самым устанавливалась компенсация родичам любого погибшего «людина». Поэтому Ярославичи вынесли вопрос о головничестве в самостоятельную статью (ст. 2 Пространной Правды): они «отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати». Хотя в законе нет прямых указаний на размер головничества, но, вероятно, оно равнялось, как и прежде, 40 гривнам. Ссылки на него есть в ст. 5 Пространной Правды: «сплатити им вообчи 40 гривен (т. е. виру), а головничьство самому головнику».
Здесь впервые появляются термины «головничество» и «головник» (например ст. 4 Прогстранной Правды «без головника» и ст. 3 Пространной Правды «головника не ишють» вместо прежнего «убийца» в ст. 20 Краткой Правды).
Отсутствие четко фиксированных размеров платы родичам убитого объясняется тем, что само государство этого вознаграждения не получало, а поэтому не включило его в шкалу штрафов. Головничество, как и вира, платилось за убийство как общинника, так и феодала. Ст. 5 Пространной Правды говорит о 40-гривенной вире и головничестве (тоже 40 гривен) как об обычном всеобщем явлении, не оговаривая какие-либо иные размеры головничества за людина (когда надо было различать размеры виры, то людина выделяли особо, как в ст. 3 Пространной Правды).
На сорокагривенные размеры головничества намекает договор 1189-1199 гг. с немцами, где за изнасилование женщины платилось князю «40 гривн ветхъми кунами» и 40 гривен самой женщине. Изнасилование женщины приравнивалось к ее убийству. В связи с изменениями, происшедшими в праве наследования (о них ученые сделали выводы, изучив законы Мономаха), головничество идет теперь уже не общине, а семье как простолюдина, так и феодала. Конечно, когда «головника не ищють» (ст. 3 Пространной Правды), вервь платила только виру, а не головничество.
Составители не только Пространной Правды в целом, но и Правды Ярославичей стремились придать своим узаконениям общегосударственный, а не узко домениальный характер.
В Правде Ярославичей более четко проводится различие между старшей и младшей дружиной. Первую составляют высшие военные сподвижники князя и судебно-административные чиновники (тиуны).
Следующая часть Правды Ярославичей посвящена была штрафам за оскорбления и ранения. И в ней основные изменения вызывались отменой кровной мести. Отныне штрафами карались лица, наносившие удары и оскорбления в любом случае, а не в случае невозможности оскорбленного или избитого лица отомстить. Поэтому из закона изымаются оговорки о возможности мести. Так, в ст. 27 Пространной Правды, составленной по материалам ст. 5-6 Краткой Правды, уже нет оговорки о мести («тогда чада смирять»). В ст. 29 Пространной Правды, восходящей к ст. 2 Краткой Правды, отсутствует фраза «аще ли не можеть (мстить), ту тому конец». В ст. 25 Пространной Правды, основывающейся на ст. 3 Краткой Правды, отсутствует фраза «аще сего не постигнуть. то ту конець». В виде исключения допускалось, «не стерпев», ударить мечом в ответ на оскорбление («не терпя ли противу тому ударить мечемь, то вины ему в томь нетуть», ст. 26 Правды Павды.).
Второе крупное изменение в Правде Ярославичей сводилось к тому, что прежняя пеня «за обиду», шедшая потерпевшему, окончательно превращается в «продажу», т. е. в штраф, платившийся князю, причем уже не только при защите его собственности и слуг, но и в случаях других правонарушений. Домениальное право отныне становится общегосударственным. Одновременно с этим в пользу потерпевшего вводится компенсация «за век», увечье (как бы соответствующая головничеству).
Наиболее ярко эти изменения могут быть прослежены при сравнении ст. 28 Пространной Правды со ст. 7 Краткой Правды.
Ст. 7 Краткой Правды:
«Аще ли перст утнсть который любо, 3 гривны за обиду»
Ст. 28 Пространной Правды:
«Аже перст утнеть кии любо, 3 гривны продаже, а самому гринна кун».
Пеня за обиду (3 гривны) превратилась в продажу, но добавлена компенсация «самому», т. е. «за век» (гривна), отсутствовавшая ранее. Единая линия законодательства сказывается и в том, что даже этот штраф («продажа») иногда назывался «полувирьем» (ст. 27 Пространной Правды: «полувирье 20 гривен, атому за век 10 гривен»). «Продажа» появляется и в тех статьях закона, где ранее смысл пени не четко раскрывался. Если в ст. 10 Краткой Павды стояло: «аще ли ринеть мужь мужа любо от себе, любо к собе, 3 гривне», то теперь в ст. 31 Пространной Правды оговаривалось: «3 гривны продажи». В некоторых случаях старое понятие «за обиду» просто изымалось. Так, в ст. 2 Краткой Правды было: «взяти ему за обиду 3 гривне, а летцю мьзда». Ст. 30 Пространной Правды теперь гласила: «то 3 гривны, а самому гривна за рану же лечебное».
Новое законодательство еще только вводилось, поэтому систематическую и четкую смену терминов в Правде Ярославичей можно обнаружить не всегда. Иногда термин «продажа» просто вставлялся в старый текст статьи, наряду с «обидой». Иногда, как и в Краткой Правде, характер штрафа специально не оговаривался. В одном случае замена «обиды» «продажей» привела к недоразумению. При механической замене «продажей» получилось так, что или штраф «продажа» платился потерпевшему, или он сам ее платил князю. Оба толкования бессмысленны. На самом деле князю платил продажу не потерпевший, а ответчик, признанный виновным. Потерпевший же получал не «продажу» в 3 гривны, а лишь «самому гривна за рану же лечебное».Более четкой стала и шкала «продаж». Она в основном соответствовала старой шкале штрафов «за обиду».
Шкала платы за «век» уже теперь четко различает штраф от компенсации за увечье. В случае небольшого увечья платилась 1 гривна (за ранение мечом, ст. 30), а ранее говорилось неопределенно о «мзде» лекарю. В случае отнятия руки или ноги «за век» шло 10 гривен (ст. 27 Пространной Правды). Штраф в княжескую казну в этом случае вдвое больше (20 гривен), чем компенсация потерпевшему, а в других случаях втрое (ст. 28). Законодательство прежде всего стояло на страже интересов государства.
Окончательно переводится на деньги и стоимость того «лица», которое ранее легко обнаруживалось в обозримых пределах «мира». Розыск похищенной вещи становился все более затруднителен, и легче было взыскать с вора ее стоимость, чем обнаружить украденное. Поэтому Ярославичи ввели в свой закон «уроци скоту» (ст. 45 Пространной Правды), содержащие расценки украденного скота, взятые из практики княжеского хозяйства.
Новая жизнь властно врывалась в законодательство Ярославичей. Теперь уже не в узких рамках «мира», а в широких пределах «города» владелец похищенной вещи мог ее вернуть себе. Старые общинные обычаи трансформировались в новые, основанные на феодальном административном делении государства. И в данном случае (как и в законодательстве о ранении) «продажи» только еще утверждаются в качестве общегосударственного штрафа. Даже сам штраф не всегда называется этим термином. Превращение штрафа «за обиду» в «продажу» наиболее отчетливо прослеживается на эволюции статьи о краже челядина. Статьи 16 и 29 Краткой Правды были переработаны в ст. 38 Пространной Правды, согласно которой хозяину следует «опять воротить челядина, а свои поиметь, и протор тому же платити, а князю продаже 12 гривен» (по ст. 29 Краткой Правды: «а оже увидеть чюжь холоп. платити ему за обиду 12 гривне»).
Сходную эволюцию претерпела и статья об укрывательстве челядина: «3 гривне за обиду» из ст. 11 Краткой Правды превратились в «оному платити 3 гривны продажи» (ст. 32 Пространной Правды).
Ни одна статья Правды Ярославичей домениального происхождения не называет «продажей» штраф, шедший в пользу князя, хотя в ст. 40 Краткой Правды (которая соответствует ст. 42 Пространной Правды) штраф в «60 кун» уже носит это наименование. Между тем в домениальных статьях, попавших в Пространную Правду в ходе кодификации, проведенной позднее (Мономахом), «продажа» упоминалась уже в 13-ти случаях, причем иногда в новых статьях, а иногда и в старых, заменяя отжившее понятие «за обиду». Обработка домениального законодательства в Правде Ярославичей сводилась преимущественно к обобщению материала. Позднее законодатель пользовался иным (более распространенным) текстом княжеского устава.
Систематизация норм права проведена была, очевидно, создателями именно Правды Ярославичей. Таковы основные контуры Правды Ярославичей, насколько можно судить по ее тексту, включенному в Пространную Правду.
Итак, в целостном виде Правда Ярославичей не сохранилась, но ее текст может быть вычленен из первой части Пространной Правды, подобно тому как летописные памятники 70-90-х годов XI в. восстанавливаются на основе «Повести временных лет».
Вероятнее всего, Правда Ярославичей носила название «Суд Ярославль Володимеричь. Правда русьская» (как и озаглавлена первая часть Пространной Правды), ибо Ярославичи стремились представить дело так, что они в основном подтвердили законы своего отца. Позднейшие напластования в «Суде Ярославля Володимерича» сделаны во время редактирования Пространной Правды в целом. При этом некоторые части Правды Ярославичей перемещены были во вторую часть Пространной Правды.
Основу Правды Ярославичей составляла Древнейшая Правда, сложившаяся окончательно в сходных условиях в Новгороде.
Принятая на княжеском съезде 1072 года, Правда Ярославичей провозгласила ликвидацию кровной мести и общегосударственное утверждение вир и продаж, что означало полное торжество феодальных основ древнерусского права.
Более строгие санкции за убийство феодалов свидетельствовали о росте прерогатив княжеской власти в ходе упрочения феодальных отношений на Руси. В тексте памятника был также использован княжеский устав Ярославичей, нормы которого приобретали общегосударственный характер.
Составители Правды Ярославичей впервые в истории русского феодального законодательства осуществили задачу создания общегосударственного кодекса, содержащего основные нормы уголовного права. В этом памятнике нашел отражение переход Древней Руси от раннего феодализма с его еще неизжитыми чертами патриархальных отношений к развитому феодализму.
Список использованной литературы
1. Зимин А.А. Правда русская. Монография.- М.: «Древлехранилище», 1999.-489 с.
2. История государства и права России /Под ред. Ю.П. Титова.- М.: Проспект, 1999.- 390 с.
5. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде.- М.: Наука, 1988.- 478 с.
Подобные документы
Возникновение Древнерусского государства. Сущность Правды Ярослава и отображение в ней положения княжеской дружины. Развитие городов Киевской Руси во времена принятия Правды Ярослава. Экономическая мощь, политические, административные, культурные центры.
реферат [26,7 K], добавлен 22.02.2010
«Русская Правда» как первый гражданско-уголовный кодекс. Безопасность капитала и личная свобода человека. Владимир Мономах. Отношения холоповладельческого и торгово-промышленного мира. Краткосрочный займ. Преступления и гражданские правонарушения.
доклад [25,8 K], добавлен 25.12.2008
«Руська Правда» як найвідоміша пам’ятка давньоруського княжого законодавства, основне джерело пізнання суспільного ладу, держави і права Київської Русі. Цивільне і шлюбно-сімейне, а також право, відображене в даному юридичному кодексі, їх регулювання.
дипломная работа [65,2 K], добавлен 04.09.2014
Характеристика основных источников по истории Древней Руси. История создания «Русской правды», анализ содержания статей и их связь с изменениями в социальной жизни. Характеристика групп населения и социальных отношений. Проблема христианизации Руси.
контрольная работа [31,8 K], добавлен 27.11.2009
Хозяйство древних франков по данным «Салической правды». Общинный строй, формы собственности во франкском королевстве. Микроструктуры варварского общества. Правовое положение основных групп населения. Уровень экономического развития франкского общества.
курсовая работа [51,5 K], добавлен 01.05.2011
реферат [20,9 K], добавлен 03.12.2010
Колыбель Евфросинии Полоцкой. Внучка Чародея. Битва Всеслава с войском князей Ярославичей на Немиге, вероломное пленение и киевская темница, восстание 1068 года. Формирование взглядов Евфросинии Полоцкой, а также вопрос отношения к язычеству народа.
реферат [22,5 K], добавлен 31.03.2014
Судебник «Салічна правда» як найважливіше джерело відомостей про життя і звичаї франків: рівень розвитку та організація сільського господарства, регулювання господарських, сусідсько-общинних та родових відносин, шлюбні звичаї та права передачі майна.
реферат [19,9 K], добавлен 28.06.2011
Салическая правда как запись древних судебных обычаев салических франков, ее сущность и содержание. Франки, римлянине, литы и рабы. Буржуазная революция в Англии, её основные этапы. Сравнительная характеристика государственного строя Англии XVII века.
контрольная работа [18,4 K], добавлен 21.03.2009
Государство и право в Древней Руси. Русская правда – памятник права Древней Руси. Преступление и наказание по Русской Правде. Некоторые положения русской правды с точки зрения современного права. Виды преступлений и наказаний.
дипломная работа [71,5 K], добавлен 27.06.2007