Что такое познавательная мотивация

Познавательная мотивация, ее формирование и развитие в образовательном процессе

В числе компонентов учебной деятельности, как было отмечено, выделяются:

Мотивационный компонент, как видно из приведенной иерархии, выступает в качестве ведущего в познавательной деятельности. В этой связи возникает потребность более предметно рассмотреть явление «познавательная мотивация».

В начале определимся с пониманием мотива, мотивации, в том числе и к ее применению в познавательной деятельности.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.

Источниками возникновения мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

Мотивация – это сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.

Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

Мотивационная познавательная сфера включает аффективную и волевую сферу личности, переживание ею удовлетворения определенной потребности, связанной с познавательной деятельностью.

Основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивации в отечественной психологии, является положение о единстве ее динамической и содержательно-смысловой, в том числе и познавательной, сторон.

Активная разработка в литературе отмеченного методологического принципа связана с исследованиями таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст

(С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович,

В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности, в том числе и познавательной (П.Я. Гальперин, И.Ф. Талызина).

Структура познавательной мотивации включает следующие характеризующие ее сущностные элементы:

— удовольствие от самой деятельности;

— значимость для личности результата деятельности;

— «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность;

— принуждающее давление на личность, если она не проявляет должных усилий для реализации поставленных целей, в том числе и учебных.

В плане рассмотрения структуры познавательной мотивации (потребностей) большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, ярче высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой – его познавательная природа, связанная с самоактуализацией.

В числе потребностей верхнего уровня им выделяются:

1. Самоактуализация – потребность личности знать, понимать, создавать и ценить явления окружающей реальности, в том числе и саму себя.

2. Чувство собственного достоинства – потребность чувствовать себя компетентным, независи-мым и стоящим над жизненными обстоятельствами.

3. Принадлежность, любовь – потребность принадлежать семье, группе; потребность любить и быть любимым.

В числе потребностей нижнего уровня соответственно выделяются:

1. Безопасность, сохранность – потребность избегать боль, страх, быть в безопасности. Данная потребность играет роль и в учебной деятельности, например, при сдаче зачетов и экзаменов.

2. Физиологические потребности – потребность получать пищу, воду, воздух, кров, что также необходимо для обеспечения учебной деятельности.

Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими.

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью.

Учебная познавательная мотивация, как система мотивов, подразделяется на:

1. Непосредственно побуждающие мотивы.

2. Перспективно побуждающие мотивы.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного, инициативного поиска знания.

Эти мотивы формируются и развиваются в ходе познавательной активной деятельности обучающегося. В решении данной проблемы значима роль субъектов образовательной деятельности (преподавателя и обучающегося); используемых принципов, являющихся руководящим ориентиром для активной учебной деятельности, применяемых методов, способствующих активизации мыслительной деятельности, создаваемых условий, необходимых для повышения эффективности познавательной деятельности.

Формирование и развитие познавательной мотивации как процесс включает три стадии: начальную, основную и заключительную. Начальная стадия предполагает диагностирование уровня сформированности данной мотивации у обучающегося, постановку задач по ее формированию и развитию, планирование осуществления данного процесса. Основная стадия должна быть ориентирована на действенную и эффективную реализацию запланированных мероприятий по формированию и развитию познавательной мотивации. Заключительная стадия, соответственно, исходит из целесообразности внесения созидательных корректив в функционирующий процесс формирования и развития мотивации учебной деятельности обучающегося.

Формирование и развитие познавательной мотивации рассматривается как сложный многоуровневый регулятор учебной деятельности обучающегося. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой, который способствует повышению эффективности познавательной деятельности обучающегося.

Формирование и развитие познавательной мотивации может осуществляться с помощью соответствующих методов, приемов и средств. Рассмотрим некоторые из них.

Для формирования и развития познавательной мотивации рекомендуется применять метод организации мыслительного процесса, в частности, и «мозговой штурм». Метод предназначен для продуцирования идей, знаний или решений, осуществляемых определенной группой людей, в том числе и обучающихся.

В ходе проведения «мозгового штурма» рекомендуется руководствоваться определенными правилами, в числе которых выделим следующие:

— группа обучающихся формируется в количестве 7-10 человек (желательно представительство лиц различной профессиональной направленности);

— в процессе обсуждения анализируемой проблемы осуществляется «запрет критики» (чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить или предложить свою);

— участники должны быть в состоянии психической расслабленности, расположены по кругу (что создает соответствующий настрой на продуктивную работу);

— все высказываемые идеи должны фиксироваться без указания их авторства.

Собранные в результате занятия идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных из них. В последующем эти идеи могут использоваться при разработке программ для решения актуальных проблем практики.

В качестве приемов формирования и развития познавательной мотивации используются следующие:

— сталкивание мнений различных исследователей анализируемой на занятии учебной проблемы;

— формирование преподавателем вывода, не доведенного до логического разрешения, рассмотрение основных сведений, показ направлений решения анализируемого вопроса, решаемой задачи, и предоставление возможности самим обучающимся сделать окончательные выводы;

— установление преподавателем созидательного контакта с аудиторией с использованием элементов заинтересованной беседы, с постановкой проблемных вопросов;

— использование педагогом эпизодов из жизни авторитетов науки, фрагментов, образов из художественных произведений, оживляющих занятие, повышающих эмоциональность, способствующих лучшему осмыслению и запоминанию изучаемого материала;

— установление связи содержания, в частности читаемой лекции, с выводами и рекомендациями конгрессов, конференций, участником которых был сам преподаватель;

— демонстрирование педагогом перед обучающимися «лжезатруднений» в решении анализируемых учебных проблем и приглашение их к соучастию в поиске истинных решений;

— педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи, что акцентирует внимание обучающихся, мобилизует их на активную мыслительную деятельность;

— приведение по ходу изложения материала убедительных примеров, фактов из жизни, которые интересны для аудитории;

— акцентирование внимания на сущностных положениях анализируемых вопросов.

Средства, используемые для формирования и развития познавательной мотивации, должны отвечать определенным требованиям:

— возбуждать и развивать внутренние мотивы учения обучающихся на всех этапах образовательного процесса;

— стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей познавательной деятельности;

— обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений обучающихся по осмыслению учебной информации;

— стимулировать нравственно-волевые усилия обучающихся по достижению учебно-познавательных целей;

— обеспечивать самооценку обучающимися учебно-познавательной деятельности в ходе всего процесса учения на основе их самоконтроля и самокоррекции.

Источник

Познавательные методы мотивации

Что такое познавательная мотивация. Смотреть фото Что такое познавательная мотивация. Смотреть картинку Что такое познавательная мотивация. Картинка про Что такое познавательная мотивация. Фото Что такое познавательная мотивация

«Способность быть счастливым во многом зависит от нас самих» Шарлотта Бронте (английская романистка).

Мотивация («мотив» от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.

Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека.

Как нам всем известно: качество знаний учащихся школ в последние годы стремительно снижается и причина этого явления – чрезмерно низкая мотивация у учащихся к получению знаний.

В связи с чем, мы решили разобраться в данном нелёгком вопросе и ответить на главный вопрос всей системы образования – по каким причинам мы имеем такой исход, и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Итак, низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:

А теперь давайте будем искать методы мотивации учащихся, и для начала ознакомимся с областями мозга, отвечающими за мотивацию:

Что такое познавательная мотивация. Смотреть фото Что такое познавательная мотивация. Смотреть картинку Что такое познавательная мотивация. Картинка про Что такое познавательная мотивация. Фото Что такое познавательная мотивация

Формирование учебно-познавательной мотивации

Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе.

А для этого нам самим, а также преподавателям, педагогам и учителям необходимо создавать условия, вызывающие активную деятельность учащихся, а это возможно за счёт нехитрых действий:

Есть одна очень полезная, фундаментальная книжка (объясняющая необходимость раннего развития мотивации): «После трёх уже поздно»автор Масару Ибука – президент и основатель фирмы «Sony». Книга написана с особой добротой и благожелательностью. На мой взгляд, она должна быть в каждом доме! Один момент, предупреждаю сразу – его методика, постулаты, далеки от нашего обыденного восприятия процесса мотивации, и это один из больших плюсов данной книги. Например, М.Ибука считает: роль окружения важнее наследственности: кто и что окружают ребёнка, то (те) и формируют его взгляды на жизнь. Читайте книгу, учитесь смотреть на жизнь по-новому.

Формирование положительной мотивации учащихся

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж. Равен

Если человек стремится овладеть знаниями — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе. А вот почему так происходит и в чем здесь основная причина – это вопросы вопросов. Давайте будем разбираться вместе, для того, чтобы помочь воспитателям и учителям привить нашим деткам интерес к познавательной деятельности, то есть научить более усердно выполнять свою работу – учиться только на отлично.

Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина «нежелания» учиться, в тоже время есть и довольно распространённые, типичные основания, вот на них то, мы и обратим особое внимание.

Давайте для начала выявим причины низкой школьной мотивации (по причине учащегося, а ранее мы рассматривали – по вине педагога):

Мотивацию ребёнка также снижает:

Выход: разговаривайте с ребёнком, пытайтесь его услышать, обязательно выясните все причины нежелания выполнять задания, и причины агрессии в адрес учебного заведения. Узнали причину – предложите решение, (а лучше всего находите их совместно с ребёнком).

Задайте ребёнку вопрос: « Тебя что-то беспокоит? — расскажи нам о своих переживаниях. Подскажите ему решение: «Нам нечего бояться, все будет хорошо». Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата.

Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя — путь к успеху.

Познавательные методы мотивации учащихся

Учебная деятельность – вторая профессия каждого человека, от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле (и главный ее компонент – самоконтроль и самооценка).

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ПОТРЕБНОСТЬ + МОТИВ + ЦЕЛЬ +САМОКОНТРОЛЬ = РЕЗУЛЬТАТ

Американский психолог А.Кинг придумал серию общих вопросов, которые действенны в самых разных учебных ситуациях:

Современный учитель, педагог и родители должны быть в первую очередь сами:

Важно! Если педагогу, учителю или кому-то из родителей удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами.

Для того, чтобы значительно повысить мотивацию учащихся необходимо использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности:

Необходимо иметь в виду, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность — есть абстракция. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми.

Существуют следующие познавательные методы мотивации учащихся:

Для повышения мотивации, есть ещё один весьма интересный вариант — это использование детских, шуточных «контрактов» (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объёмов работы, её качества и оценки. Такие контракты – не только вырабатывают и организуют самостоятельность у учащихся, но и к тому же создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы.

Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.

Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

Все эти понятия близки по содержанию, имеют общее объединяющее начало — направленность человека на бескорыстное узнавание нового и получения чувства удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть — мотивации.

Друзья, расскажите нам о своих способах мотивации, оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Источник

Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников

Что такое познавательная мотивация. Смотреть фото Что такое познавательная мотивация. Смотреть картинку Что такое познавательная мотивация. Картинка про Что такое познавательная мотивация. Фото Что такое познавательная мотивация Хвастунова Оксана Алексеевна
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста (М. К. Бардышевская 1995; Л. А. Венгер, 1978; Н. И. Ганошенко и В. С. Юркевич, 1983; К. М. Рамонова, 1961; Е. О. Смирнова, 2003; А. И. Сорокина, 1975; Г. И. Щукина, 1962; В. С. Юркевич, 1980 и др.). Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями,среди которых можно выделить:

познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи;

познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней;

— любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.

Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Умственная активность старшего дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Вместе с тем, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этими ценными качеством в равной мере.

Одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности,потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как анализ, синтез, особенно сравнение и классификация.

Чтобы открыть ребёнку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. Например,такие:

— создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);

— создание взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановка творческих задач;

— успешными для развития познавательной активности могут стать игры-загадки, в которых в скрытой или явной форме содержится умственная задача;

— использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности;

— проведение ежедневных эвристических бесед;

— отработка различных приёмов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям;

— широкое использование такого средства развития познавательной активности ребёнка как игра: игра-упражнение, игра-поиск, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, познавательная игра-путешествие;

— интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием, частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности, Интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации, большинство авторов называют игру и общение со взрослым.

Подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время, сверстник может и отвлечь другого ребенка от работы. Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому, следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные и групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, что бы они дополняли друг друга, т. е. один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

Основные принципы развития познавательной мотивации:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста «Актуальность» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение,.

Что такое познавательная мотивация. Смотреть фото Что такое познавательная мотивация. Смотреть картинку Что такое познавательная мотивация. Картинка про Что такое познавательная мотивация. Фото Что такое познавательная мотивация«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И. «Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Условия формирования устойчивой учебной мотивации у учащихся начальных классов Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Формирование познавательной мотивации дошкольного возраста (средняя группа). Совместная деятельность «Сказочные приключения» Формирование познавательной мотивации дошкольного возраста (средняя группа) при интеграции образовательных модулей («Познание», «Музыка».

Конспект НОД по развитию любознательности и познавательной мотивации «Воздушные шары для пятачка» в старшей группе Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.

Что такое познавательная мотивация. Смотреть фото Что такое познавательная мотивация. Смотреть картинку Что такое познавательная мотивация. Картинка про Что такое познавательная мотивация. Фото Что такое познавательная мотивацияМастер-класс для педагогов «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности дошкольников» (презентация) «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста» Актуальность:На сегодняшний день мы.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения,.

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников Одним из эффективных путей активизации познавательной активности дошкольников является дидактическая игра. Игру можно назвать восьмым чудом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *