Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта

Позитивизм Огюста Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Позитивизм — философское направление, которое возникло в середине XIX века утверждающее, что источником подлинного, “положительного” (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на
самостоятельное исследование реальности.

Содержание

Введение…………………………………………
2. Этапы жизни и творчества……………………..
3. Сущность позитивизма………………………….
4. Позитивизм, как обоснование науки…………………..
5. Заключение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по соц.doc

Позитивизм, как обоснование науки

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий»,или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями»

Иногда Конт высказывается не только против изучения « конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

Значение личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки. По словам его известного ученика – Эмиля Дюркгейма, заслуга Конта состоит в том, что в результате анализа наук того времени, он констатировал присутствие определенной взаимосвязи в социальных процессах, которая требовала отдельной дисциплины для изучения. И даже если Конта не удалось создать новую науку «одним махом», от его основная идея – позитивизм, объективная характеристика социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, «была бесконечно плодотворной и пережила, намного пережила своего автора.

Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.

1) Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). 2005г

Источник

О.Конт – основоположник позитивизма

Автор:Осипова Юлия
Источник: Реферат по дисциплине «Философия науки и техники»

Введение

Основные труды: «Курс позитивной философии» в шести томах (1830-1842), «Система позитивной политики» в четырёх томах (1851-1854).

Основная цель данной работы – рассмотреть идеи позитивизма, его историю и этапы развития.

В первой трети ХІХ века во Франции и Великобритании появляется такое философское течение как позитивизм.

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «пози¬тивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэ¬тому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова [2]:

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред¬ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом [2].

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии [2].

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво¬их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, аст¬рономию, физику, химию, биологию и социологию.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спе¬цификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии тео¬логическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле.

Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической», проблематики.

Первый шаг на этом пути был сделан Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению «метафизических» проблем.

Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии XVII-XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием (Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил причинность до субъективно-психологической уверенности).

Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII-XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или «разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской «Философии природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом. [3]

В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Вырубов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго. «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представители: Э.Мах, Р.Авенариус и др.

Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.

Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др [4].

Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философских школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отношение к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философской интерпретации. К сомнительным философским ценностям относятся мировоззренческая и аксиологическая ориентация философии. Поэтому позитивизм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догматическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, об их языке и т.д. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и социальных наук.

Заключение

Можно сделать вывод, что основное кредо позитивистской философии было выражено формулой О.Конта «Наука сама себе философиия».

Оценивая первоначальный этап развития позитивизма, следует обратить внимание на то, что его влияние, в конечном итоге, определяется социокультурными условиями конкретного народа.[1]

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. История формирования позитивизма тянется еще с XVII в., хотя как философское учение он сформировался только лишь в 30-е годы XIX в.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук.

Источник

О. Конт и позитивная социология

Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть картинку Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Картинка про Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть картинку Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Картинка про Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть картинку Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Картинка про Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть картинку Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Картинка про Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию.

Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть картинку Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Картинка про Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта

Конт полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.

Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.

Конт чрезвычайно озабочен «печальной судьбой трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновенных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.

Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно упразднить Бога именем религии».

Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта и такой институт, как собственность. Он был сторонником частной собственности и права наследования имущества. Но вместе с тем он постоянно подчеркивал «социальную природу собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим».

Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае «бунта живых против мертвых».

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

1. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск: Вышэйш. шк.. 1997.

2. Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: Владос, 1998.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2000.

4. Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей, 1999. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики, 2002.

6. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н., М.: Социальный педагог. Введение в профессию, 2007.

7. Червякова Г. А., М.: Введение в профессию «Социальная работа», 2012.

8. Шмелева Н. Б., М.: Введение в профессию «Социальная работа», 2012.

Источник

Огюст Конт: позитивный взгляд в будущее

Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Смотреть картинку Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Картинка про Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта. Фото Что такое позитивное в истолковании основателя позитивизма конта

Возможно, вы не сильны в латыни, но мы рискнем у вас спросить: а с чем у вас могло бы ассоциироваться латинское слово positivus? Если вы перевели его как «позитивный», вы практически правы, поэтому мы приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика», где вы сможете еще лучше отточить приемы мыслительных процессов и научиться применять их на практике. Но статья, конечно, не об этом.

Действительно, понимать слово positivus следует как «положительный», но не в смысле положительных или позитивных эмоций, а в смысле полезности, точности и достоверности. Именно так определял французский философ Огюст Конт наивысшую ступень развития научного знания. А разработка принципов позитивной философии как некой интегрированной науки, призванной систематизировать все доступные на тот момент научные знания, стала делом всей его жизни.

Это не единственное его достижение, однако, так или иначе, за какую научную проблематику ни взялся бы Огюст Конт, позитивизм оставался краеугольным камнем его взглядов и убеждений. Забегая вперед, скажем, что в итоге позитивизм сформировался в философское учение, считающее единственным источником достоверного знания практический опыт и отрицающее теоретическую ценность научного исследования. Мы рассмотрим научные взгляды Конта подробнее, но для начала расскажем немного о нем самом.

Если же вы уже немного разбираетесь в данной теме, предлагаем небольшой тест на проверку знаний:

А теперь приступим к статье.

Начало жизненного и научного пути

Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье – городе на юге Франции. Он закончил местный лицей, где особо преуспевал в математике, после чего поступил в высшую Политехническую школу в Париже, готовившую инженеров. Тут следует сделать небольшое историческое отступление и напомнить, что начало 19 века во Франции – это бесконечные войны, в том числе Франции с Россией; правление, изгнание, возвращение и повторная ссылка Наполеона Бонапарта; активное участие студентов Политехнической школы во всевозможных акциях протеста общегосударственного и локального характера.

В одной из таких акций принял участие и Огюст Конт, причем не просто в качестве рядового члена, а в качестве автора текста с рядом требований, выдвинутых протестующими. После этого Политехническая школа была закрыта, все проходившие там обучение студенты отчислены, а преподавательский коллектив уволен в полном составе. Через год школа возобновила работу, однако Конт даже не пытался восстановиться. Сначала он ненадолго вернулся в Монпелье, а после снова уехал в Париж, где подрабатывал частными уроками математики. Затем он сменил несколько мест работы, где не задерживался из-за неуживчивого характера, и дольше всего проработал у философа Сен-Симона.

В этом сотрудничестве также скоро обнаружились противоречия глубинного характера. Конт помогал Сен-Симону работать над его изданием Catéchisme politique des industriels («Катехизис индустриалов») [Н. Saint-Simon, 1818], однако пришел к выводу, что Сен-Симон слишком много внимания уделяет религиозно-мистической составляющей в устройстве общества, а Сен-Симон, в свою очередь, считал, что Конт слишком сосредоточился на научном аспекте жизнеустройства в ущерб всему прочему. К слову, «Катехизис индустриалов» вошел в двухтомник работ Сен-Симона, изданный на русском языке в 1948 году под редакцией В. Волгина (см. том 2) [А. Сен-Симон, 1948].

Противоречия закончились разрывом сотрудничества и совместной работы ученых. Впрочем, существовавшие разногласия не помешали Огюсту Конту позаимствовать и развить одну из главных идей своего учителя. А именно, что все существующие науки – это только элементы некой общей объединяющей науки, каковой является положительная философия. Огюсту Конту осталось лишь придумать и ввести в научный оборот термин «позитивизм» и упорядочить его базовые постулаты в стройный пригодный для чтения и восприятия концепт. Что он и сделал.

Позитивная философия Огюста Конта

Философия Огюста Конта базировалась на его стремлении обобщить достижения точных и естественных наук, свести их в определенную систему и иерархию, и таким образом установить связь между предметами отдельных наук. Каждая из наук объясняет факты и явления из определенной области человеческого знания, выясняет связи и закономерности, выводит законы и формулы. Однако, по мнению Конта, на тот момент созрела необходимость сделать некое финальное обобщение всех достигнутых знаний, и именно эта роль отводилась позитивизму.

Таким образом, философия у Огюста Конта не должна иметь отдельного «философского» содержания, а должна базироваться исключительно на проверенных, точных, достоверных данных, полученных прочими науками. Как мы уже выяснили, слово «позитивный» как раз и употребляется в значении «проверенный, точный, достоверный», поэтому и философия получила название позитивной.

Конт выстроил собственную иерархию базовых наук в порядке, как он сам определял, «убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности». Рейтинг выглядел следующим образом:

Заметим, кстати, что Огюст Конт – основатель социологии как науки. На этом аспекте его научной деятельности мы потом остановимся подробнее, а пока вернемся к иерархии наук, выведенной Контом. В соответствии с этой иерархией издавался главный труд Огюста Конта Cours de philosophie positive в 6 томах, работа над которыми продолжалась 12 лет, с 1830 по 1842 год. [A. Comte, 1830-1842].

Огюст Конт в книге Cours de philosophie positive уделил внимание каждой из наук, включенных им в общую иерархическую систему. Впоследствии труд был переведен на русский язык под названием «Курс положительной философии», том 1 «Философия математики и механики» [О. Конт, 1900], том 2 «Философия физики» [О. Конт, 1901] и т.д.

Интересный факт: в период подготовки данного издания Огюст Конт отказался от чтения литературы по тем предметам, которых касалась его работа, а также от чтения газет журналов и прочей периодики, дабы не засорять мозг отвлекающей информацией. Сам Конт называл это «мозговой гигиеной». Отказ от чтения научной литературы он компенсировал активным изучением литературы, в том числе чтением в подлине произведений итальянских, английских и других европейских авторов. Также в период работы над «Курсом положительной философии» Конт стал завсегдатаем культурных мероприятий, концертов и театральных премьер. К слову, в этот же период Огюст Конт вернулся в высшую Политехническую школу в Париже, уже в качестве преподавателя.

Так или иначе, но точным наукам Конт уделял в своей работе значительное внимание, посвящая каждой из них отдельные издания. В частности, Traité élémentaire de géométrie analytique («Элементарный трактат по аналитической геометрии») [A. Comte, 2014], Traité philosophique d’astronomie populaire («Философский трактат о популярной астрономии») [A. Comte, 1985]. Так что свою уверенность в том, что философия должна основываться на точных науках, Конт подкреплял конкретными фактами и исследованиями.

В 1844 году вышла очередная книга Огюста Конта Discours sur l’esprit positif, которая также была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910]. В этой книге позитивная философия Огюста Конта дополнена новыми идеями. В частности, Конт вывел 3 стадии развития, которые неизбежно проживает общество.

Стадии развития общества по Конту:

Тут мы видим практически прямую отсылку к агностицизму, т.е. пониманию невозможности абсолютного знания как такового. Но в отличие от агностиков, которые вовсе не призывали на этом основании отказываться от поиска причин и сути явлений, Огюст Конт предлагает полностью отказаться от теоретических изысканий в науке и сосредоточиться на экспериментальной составляющей.

Как это должно быть реализовано на практике, Конт изложил в 1848 году в своей книге Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. К слову, книга выдержала уже три переиздания на русском языке.

Огюст Конт в книге Discours sur l’ensemble du positivisme описывает социальное назначение позитивной философии в контексте революционного движения во Франции конца 18 – начала 19 столетия, выдвигает программу построения нового общества на основе идей позитивизма и рассматривает различные аспекты разработанного им общественного устройства. Вот некоторые постулаты из книги:

Заметим, что философ нигде не углубляется в исследование причин революционного движения и прочих наблюдаемых в обществе явлений. И не считает, что социология должна этим заниматься. Зато, как заметно даже после беглого взгляда на основные идеи книги, в социологии Конта достаточно внимания уделено теологии.

В плане изучения отношения Конта к религии и теологии очень интересно выступление российского историка Владимира Соловьева на мероприятии, посвященном 100-летию со дня рождения Огюста Конта в публичном собрании Философского общества при Петербургском университете 7 марта 1898 года [В. Соловьев, 1988].

Текст выступления вошел в двухтомник сочинений Соловьева под названием «Идея человечества у Августа Конта». Уточним, что полное имя Конта на французском звучит как Isidore Marie Auguste François Xavier Comte, однако его имя Auguste предпочли перевести как Август. К слову, упоминая о роли Жанны д’Арк в истории Франции, Соловьев называет ее Иоанной д’Арк. Но вернемся к сути выступления и отношению к учению Конта.

Владимир Соловьев достаточно плотно изучал тему позитивизма в рамках подготовки к защите своей диссертации, и на заре научной карьеры активно критиковал идеи позитивизма. В целом, Соловьев остался на тех же идейных позициях, однако более лояльно отнесся к поздним идеям Конта и даже заявил, что тот, цитируем: «заслужил себе место в святцах христианского человечества». Как минимум, уточнил Соловьев, за свое «прямодушие, простоту и чистосердечие», с которым философ отстаивал свои взгляды. Вот этого великому мыслителю 19 столетия действительно было не занимать, что и нашло свое отражение во взглядах Огюста Конта как социолога.

Огюст Конт: социология

Тут будет логичным еще раз вспомнить период сотрудничества Огюста Конта с Сен-Симоном и элемент заимствования его идей. Так, Сен-Симон в своих трудах неоднократно акцентировал внимание, что человека нельзя рассматривать с какой-либо одной стороны, а нужно учитывать все многообразие факторов, влияющих на него.

Эти идеи Конт взял за основу и, по уже сложившейся традиции, придумал и презентовал научной общественности название для новой науки. Впервые из уст Огюста Конта термин «социология» прозвучал 27 апреля 1839 года. Этот день и считается официальной датой рождения науки.

Как мы уже упомянули ранее, Конт не просто предложил выделить социологию в отдельную науку. Огюст Конт – основатель социологии как науки в полном смысле этого слова. Он предложил свою модель социального общества на третьей или позитивной, согласно его классификации, стадии развития. Мы помним, что за какую научную проблематику ни взялся бы Огюст Конт, позитивизм оставался краеугольным камнем его взглядов и убеждений.

Итак, в его понимании, новое позитивное общество – это классовое общество, состоящее из управленцев и рабочих. Под управленцами Конт понимал всех собственников средств производства – промышленников, предпринимателей, землевладельцев, а также банкиров, купцов и прочих, кто распоряжался денежными потоками.

При этом собственность в представлении Конта – это не столько право, сколько обязанность правящего класса обеспечить надлежащий уровень жизни рабочим, социальную защиту, развитие культуры и общества. Интеллектуальное и духовное развитие социума должны обеспечить ученые и философы-позитивисты. Конт считал, что такая организация сделает социум самосовершенствующимся и саморазвивающимся организмом [О. Конт, 2012].

Основная идея социологии Конта – это «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». При таком устройстве общества революций и прочих социальных потрясений не будет, т.к. в них не будет объективной необходимости. Таким образом, общество превращается в органическое единство всех его членов, независимо от материального статуса, т.к. все они объединены единой целью – развитие и процветание всего общества в целом, и каждого члена общества в отдельности.

Общество, по Конту, будет складываться из множества так называемых подсистем. Например, семья будет олицетворять собой «истинное единство» в отличие от социума и государства, которые будут выполнять роль регулирующей силы. Излагая основы социологии, Огюст Конт выделил две составляющие науки.

Огюст Конт – социология:

Такое разделение, по мнению Конта, позволяло обосновать органическую связь порядка (статика) и прогресса (динамика) в социуме. Развивая мысль, что человека нельзя рассматривать в каком-то одном аспекте изолированно от социума, Конт предлагал рассматривать личность в контексте всего человечества как совокупности ныне живущих, уже ушедших и будущих поколений.

Интересно и назначение государства в понимании Конта. Прежде всего, обязанностью государства является объединение частных сил для общей цели и предупреждение склонности этих сил к расхождениям и разногласиям. Таким образом утвердится новый порядок мироустройства – социократия на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев.

Управление в новом обществе, построенном на основе идей позитивизма, должно быть светским и духовным одновременно. Под светским управлением подразумевается участие банкиров, промышленников, земледельцев, под духовным – влияние философов и священников, разделяющих идеи позитивизма. Также Конт выделяет 4 основные силы в социократии.

Силы социократии:

Во взаимодействии и взаимном дополнении этих сил будет обеспечен порядок, прогресс, духовное развитие общества. И еще одна интересная мысль: в государстве, построенном на основе позитивизма, должны главенствовать не права, а обязанности, т.к. права, по мнению Огюста Конта, подрывают спокойствие общества. Мысль неоднозначная, однако как участнику студенческих волнений в годы учебы в высшей Политехнической школе в Париже, Конту, возможно, виднее.

Таковы основные идеи великого философа и мыслителя 19 столетия Огюста Конта. Их можно принимать или не принимать, однако для своего времени эти взгляды были, безусловно, прогрессивны. Из основ позитивизма, заложенных Контом, выросли такие философские течения как эмпириокритицизм и махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Вокруг идей последователей Конта объединились члены «Венского кружка» и Львовско-Варшавской философской школы. Его взгляды вышли далеко за пределы философии и дали толчок развитию познания в самых разных направлениях. Но, конечно, не обошлось без критики.

Критика позитивизма

Разумеется, идеи, зародившиеся на основе позитивизма, также не всегда однозначны, однако процесс поиска истины неоднозначен всегда и вряд ли когда-то сможет считаться полностью завершенным. Само понятие «критика позитивизма» следует разделить на два направления:

Как мы начали говорить чуть раньше, на основе идей позитивизма возникли такие философские течения как эмпириокритицизм, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Что же они собой представляли?

Философские течения на основе идей позитивизма:

Это философские направления, которые пытались развить и усовершенствовать идеи позитивизма. Желающих опровергнуть идеи Конта в научном мире тоже всегда было немало. Наиболее интересны в этом плане критические замечания относительно позитивистской социологии Конта и его попыток перенести принципы точных наук на гуманитарные.

В первую очередь, это представители Франкфуртской школы, которые критиковали Конта за «ограниченную рациональность» естественнонаучной ориентации в социальном познании. Наиболее внятно в этом плане высказывался один из основателей школы Теодор Адорно в своих лекциях, прочитанных в 1963 году, объединенных под общим названием «Проблемы философии морали» [Т. Адорно, 1963].

Также были «недовольны» Контом представители феноменологического направления, видевшие основной недостаток позитивистской социологии в натурализации общественных явлений. Идея недопустимости такого натуралистического подхода к обществу и личности особо явно прослеживается в книге Нила Дональда Уолша «Беседы с Богом» [Н. Уолш, 2007].

Критика идей позитивизма свидетельствует лишь о том, что, по сути, процесс познания бесконечен, а человек может лишь освоить новые приемы познания, чтобы хоть как-то расширить границы познанного. Всех желающих раздвинуть границы известного приглашаем пройти программу «Когнитивистика», после которой вам в этой жизни станет многое гораздо яснее, чем сейчас. Изучайте этот мир, развивайте свое мышление, и пусть процесс познания принесет вам массу интересных открытий! Удачи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *