Что такое поверхность в геометрии
Поверхность (геометрия)
Пове́рхность — традиционное название для двумерного многообразия в пространстве.
Поверхности определяется как множество точек, координаты которых удовлетворяют определённому виду уравнений:
Если функция непрерывна в некоторой точке и имеет в ней непрерывные частные производные, по крайней мере одна из которых не обращается в нуль, то в окрестности этой точки поверхность, заданная уравнением (1), будет правильной поверхностью.
Помимо указанного выше неявного способа задания поверхность может быть определена явно, если одну из переменных, например z, можно выразить через остальные:
Также существует параметрический способ задания. В этом случае поверхность определяется системой уравнений:
касательная плоскость к поверхности в точке | |
---|---|
неявное задание | |
явное задание | |
параметрическое задание |
Метрика и внутренняя геометрия
Вновь рассмотрим гладкую кривую:
.
Элемент её длины определяется из соотношения:
,
где .
Эта квадратичная форма называется первой квадратичной формой и представляет собой двумерный вариант метрики поверхности. Для регулярной поверхности её дискриминант EG − F 2 > 0 во всех точках. Коэффициент в точке поверхности тогда и только тогда, когда в этой точке координатные кривые ортогональны. В частности, на плоскости с декартовыми координатами
получается метрика ds 2 = du 2 + dv 2 (теорема Пифагора).
Метрика не определяет однозначно форму поверхности. Например, метрика геликоида и катеноида, параметризованных соответствующим образом, совпадает, то есть между их областями существует соответствие, сохраняющее все длины (изометрия). Свойства, сохраняющиеся при изометрических преобразованиях, называются внутренней геометрией поверхности. Внутренняя геометрия не зависит от положения поверхности в пространстве и не меняется при её изгибании без растяжения и сжатия (например, при изгибании цилиндра в конус).
Метрические коэффициенты определяют не только длины всех кривых, но и вообще результаты всех измерений внутри поверхности (углы, площади, кривизна и др.). Поэтому всё, что зависит только от метрики, относится к внутренней геометрии.
Нормаль и нормальное сечение
Одной из основных характеристик поверхности является её нормаль — единичный вектор, перпендикулярный касательной плоскости в заданной точке:
.
Знак нормали зависит от выбора координат.
Сечение поверхности плоскостью, содержащей нормаль (в данной точке), образует некоторую кривую на поверхности, которая называется нормальным сечением поверхности. Главная нормаль для нормального сечения совпадает с нормалью к поверхности (с точностью до знака).
Координаты орта нормали для разных способов задания поверхности приведены в таблице:
Координаты нормали в точке поверхности | |
---|---|
неявное задание | |
явное задание | |
параметрическое задание |
Здесь .
Кривизна
Для разных направлений в заданной точке поверхности получается разная кривизна нормального сечения, которая называется нормальной кривизной; ей приписывается знак плюс, если главная нормаль кривой идёт в том же направлении, что и нормаль к поверхности, или минус, если направления нормалей противоположны.
называется гауссовой кривизной, полной кривизной или просто кривизной поверхности. Встречается также термин скаляр кривизны, который подразумевает результат свёртки тензора кривизны; при этом скаляр кривизны вдвое больше, чем гауссова кривизна.
Гауссова кривизна может быть вычислена через метрику, и поэтому она является объектом внутренней геометрии поверхностей (отметим, что главные кривизны к внутренней геометрии не относятся). По знаку кривизны можно классифицировать точки поверхности (см. рисунок). Кривизна плоскости равна нулю. Кривизна сферы радиуса R всюду равна . Существует и поверхность постоянной отрицательной кривизны — псевдосфера.
Геодезические линии, геодезическая кривизна
Эквивалентное определение: у геодезической линии проекция её главной нормали на соприкасающуюся плоскость есть нулевой вектор. Если кривая не является геодезической, то указанная проекция ненулевая; её длина называется геодезической кривизной kg кривой на поверхности. Имеет место соотношение:
,
Геодезические линии относятся к внутренней геометрии. Перечислим их главные свойства.
Площадь
Ещё один важный атрибут поверхности — её площадь, которая вычисляется по формуле:
Здесь .
В координатах получаем:
явное задание | параметрическое задание | |
---|---|---|
выражение для площади |
Ориентация
Также важной характеристикой поверхности является её ориентация.
Поверхность называется двусторонней, если на всей её протяжённости она обладает непрерывным вектором нормали. В противном случае поверхность называют односторонней.
Ориентированной называется двусторонняя поверхность с выбранным направлением нормали.
Примерами односторонних, а следовательно и неориентируемых поверхностей являются бутылка Клейна или лента Мёбиуса.
Типы поверхностей
С точки зрения топологического строения, поверхности как двумерные многообразия бывают:
Обобщение
О многомерных аналогах теории см.:
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Поверхность (геометрия)» в других словарях:
Поверхность второго порядка — геометрическое место точек, декартовы прямоугольные координаты которых удовлетворяют уравнению вида в котором по крайней мере один из коэффициентов … Википедия
Поверхность — У этого термина существуют и другие значения, см. Поверхность (значения). Пример простой поверхности Поверхность традиционное название для двумерного многообразия в … Википедия
Геометрия Лобачевского — (1) евклидова геометрия; (2) геометрия Римана; (3) геометрия Лобачевского Геометрия Лобачевского (гип … Википедия
ГЕОМЕТРИЯ — раздел математики, занимающийся изучением свойств различных фигур (точек, линий, углов, двумерных и трехмерных объектов), их размеров и взаимного расположения. Для удобства преподавания геометрию подразделяют на планиметрию и стереометрию. В… … Энциклопедия Кольера
ПОВЕРХНОСТЬ — одно из основных понятий геометрии. Определения П. в различных областях геометрии существенно отличаются друг от друга. В элементарной геометрии рассматриваются плоскости, многогранные П., а также нек рые кривые П. (напр., сфера). Каждая из… … Математическая энциклопедия
ГЕОМЕТРИЯ В ЦЕЛОМ — геометрич. теории, предметом изучения к рых является полный геометрич. образ (вся кривая, вся поверхность, все пространство, аналогично все поле вектора, все поле тензора или другого геометрич. объекта, аналогично все отображение одного геометрич … Математическая энциклопедия
Геометрия — (γήμετρώ земля, μετρώ мерю). Понятия о пространстве, положении и форме принадлежат к числу первоначальных, с которыми человек был знаком уже в глубокой древности. Первые шаги в Г. были сделаны египтянами и халдеями. В Греции Г. была введена… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Геометрия резца — форма и углы заточки режущей части резца. Г. р. влияет на характер процесса резания материалов, на его производительность и экономичность, качество обработанной детали, стойкость (время работы до нормального затупления) резца и т.п. Все… … Большая советская энциклопедия
Лекция 7. Поверхности
7.1. Поверхности. Образование и задание поверхности на чертеже
Поверхности составляют широкое многообразие объектов трехмерного пространства. Инженерная деятельность человека связана непосредственно с проектированием, конструированием и изготовлением различных поверхностей. Большинство задач прикладной геометрии сводится к автоматизации проектно-конструкторского процесса и воспроизведения сложных поверхностей. Способы формообразования и отображения поверхностей составляют основу инструментальной базы трехмерного моделирования современных систем автоматизированного проектирования.
Рассматривая поверхности как непрерывное множество точек, между координатами которых может быть установлена зависимость, определяемая уравнением вида F(x,y,z)=0, можно выделить алгебраические поверхности (F(x,y,z)— многочлен n-ой степени и трансцендентные (F(x,y,z)— трансцендентная функция.
Если алгебраическая поверхность описывается уравнением n-й степени, то поверхность считается поверхностью n-го порядка. Произвольно расположенная секущая плоскость пересекает поверхность по кривой того же порядка (иногда распадающейся или мнимой), какой имеет исследуемая поверхность. Порядок поверхности может быть определен также числом точек её пересечения с произвольной прямой, не принадлежащей целиком поверхности, считая все точки (действительные и мнимые).
Поверхность можно рассматривать, как совокупность последовательных положений l1,l2… линии l перемещающейся в пространстве по определенному закону (Рисунок 7.1). В процессе образования поверхности линия l может оставаться неизменной или менять свою форму — изгибаться или деформироваться. Для наглядности изображения поверхности на эпюре Монжа закон перемещения линии l целесообразно задавать графически в виде одной линии или целого семейства линий (m, n, p…).
Примером такого способа могут служить все технологические процессы обработки металлов режущей кромкой, когда поверхность изделия несёт на себе «отпечаток» режущей кромки резца, т.е. её поверхность можно рассматривать как множество линий конгруэнтных профилю резца.
Рисунок 7.1 — Кинематическая поверхность
Значительный класс поверхностей формируется движением окружности постоянного или переменного радиуса. Такие поверхности носят название циклические (Рисунок 7.2).
Рисунок 7.2 — Циклическая поверхность
Если группировать поверхности по закону движения образующей линии, то большинство встречающихся в технике поверхностей можно разделить на:
Особое место занимают такие нелинейные поверхности, образование которых, не подчинено ни какому закону. Оптимальную форму таких поверхностей определяют теми физическими условиями, в которых они работают и устанавливают форму экспериментально (поверхности лопастей турбин, обшивка каркасов морских судов и самолетов).
Для графического изображения поверхности на чертеже используется её каркас.
Проекции каркаса могут быть построены, если задан определитель поверхности – совокупность условий, задающих поверхность в пространстве и на чертеже.
Различают две части определителя: геометрическую и алгоритмическую.
Геометрическая часть определителя представляет собой набор постоянных геометрических элементов (точек, прямых, плоскостей и т.п.), которые могут и не входить в состав поверхности.
Вторая часть – алгоритмическая (описательная) – содержит перечень операций, позволяющий реализовать переход от фигуры постоянных элементов к непрерывному каркасу.
Например, циклическая поверхность, каркас которой состоит из восьмиугольников (Рисунок 7.3), может быть задан следующим образом:
Рисунок 7.3 –Образование циклической поверхности
7.2. Поверхности вращения
Поверхностями вращения называются поверхности, полученные вращением образующей вокруг неподвижной оси (Рисунок 7.5).
Цилиндрическая и коническая поверхности бесконечны (т.к. бесконечны образующие); сферическая, торовая поверхности — конечны.
Сферическая поверхность – частный случай торовой поверхности. При вращении окружности вокруг осей б, в, г (Рисунок 7.4, а) получим торовую поверхность (Рисунок 7.4, б), а вокруг оси а – сферическую.
Рисунок 7.4 – Образование поверхностей вращения
Рисунок 7.5 – Элементы поверхности вращения
Каждая точка образующей линии при вращении вокруг оси описывает окружность, которая располагается в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Эти окружности называются параллелями (Рисунок 7.5).
7.3. Цилиндрическая поверхность
Цилиндрическая поверхность образуется движением прямой линии, которая в любом своём положении параллельна данному направлению и пересекает криволинейную направляющую (Рисунок 7.6).
Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими все образующие данной поверхности.
Рассмотрим проецирование прямого кругового цилиндра и принадлежащей ему точки F.
Условимся, что фронтальная проекция точки F – невидима (Рисунок 7.6).
Рисунок 7.6 – Проецирование цилиндра на плоскости проекций
Горизонтальная и профильная проекции точки F будут видимы.
При определении видимости, образующие, которые находятся на части, обращённой к наблюдателю и обозначенной на π1 сплошной зелёной линией – на плоскости проекции π2 видны, а которые находятся на части, обозначенной толстой штриховой линией – видны на π3.
Пусть точка А на π2 видима (Рисунок 7.7). Тогда на π1 она будет видима, а на π3 невидима.
Рисунок 7.7 – Эпюр прямого кругового цилиндра и принадлежащих ему точек
7.4. Пересечение прямой с поверхностью прямого кругового цилиндра
Для построения точек пересечения прямой линии с поверхностью прямого кругового цилиндра не требуется дополнительных построений. На горизонтальной плоскости проекций точки пересечения (1 и 2) находятся сразу. Фронтальные проекции строим по линиям связи.
Но в общем случае, алгоритм решения рассмотрим на следующем упражнении.
Рисунок 7.8 – Пересечение прямой с поверхностью прямого кругового цилиндра
Упражнение
Заданы: прямой круговой цилиндр с осью вращения, перпендикулярной плоскости проекций π1 и прямая а общего положения (Рисунок 7.8).
Построить точки пересечения прямой а с поверхностью цилиндра.
Для построения точек пересечения прямой с поверхностью цилиндра необходимо:
Прямая а пересекается со сторонами сечения в двух точках – 1 и 2.
Определим видимость участков прямой: очевидно, что между точками 1-2 прямая невидима, а на плоскости проекций π2 будет ещё невидим участок прямой от точки 1 до левой крайней образующей.
7.5. Пересечение прямой с поверхностью наклонного цилиндра
Упражнение
Заданы : наклонный круговой цилиндр с осью вращения, наклонной к плоскости проекций π1 и прямая mобщего положения (Рисунок 7.9).
Построить точки пересечения прямой mс поверхностью цилиндра.
Решение :
Для построения точек пересечения прямой с поверхностью цилиндра необходимо:
Рисунок 7.9 – Пересечение прямой с наклонным цилиндром
На анимации ниже представлена последовательность построения точек пересечения прямой с наклонным цилиндром.
7.6. Сферическая поверхность
Сферическая поверхность – поверхность, образованная вращением окружности вокруг отрезка, являющегося её диаметром.
Шаром называется тело, ограниченное сферической поверхностью.
Экватор – это окружность, которая получается пересечением сферы горизонтальной плоскостью, проходящей через ее центр (Рисунок 7.10).
Меридиан – это окружность, которая получается пересечением сферы плоскостью, перпендикулярной плоскости экватора и проходящей через центр сферы.
Параллелями называются окружности, которые получаются пересечением сферы плоскостями, параллельными плоскости экватора.
Рисунок 7.10 – Проецирование сферической поверхности
Рисунок 7.11 – Эпюр сферы и принадлежащих ей точек
Упражнение
Заданы: сферическая поверхность тремя проекциями (Рисунок 7.11) и фронтальные проекции точек 1, 2, 3, 4.
Необходимо построить горизонтальные и профильные проекции заданных точек.
7.7. Пересечение прямой с поверхностью сферы
Упражнение
Заданы: сфера и прямая общего положения АВ.
Найти: точки пересечения прямой с поверхностью сферы (точки «входа» и «выхода»).
Чтобы найти точки пересечения прямой с поверхностью сферы необходимо:
Рисунок 7.12 – Пересечение прямой с поверхностью сферы
7.8. Коническая поверхность
Коническая поверхность образуется движением прямой линии (образующей), которая в любом своем положении проходит через неподвижную точку и пересекает криволинейную направляющую (имеет две полости).
Рисунок 7.13 – Принадлежность точки конической поверхности
Рассмотрим вопрос принадлежности точки А поверхности конуса.
Дана фронтальная проекция точки А и она видима (Рисунок 7.13).
7.9. Пересечение прямой с поверхностью конуса
Пусть задан прямой круговой конус и прямая общего положения m (Рисунок 7.14). Найти точки «входа» и «выхода» прямой с поверхностью конуса.
Наиболее простая фигура – треугольник. Для этого секущая плоскость σ должна пройти через вершину S. Плоскость зададим с помощью двух пересекающихся прямых σ=SM∩MN или, что, то же самое, (σ=SM∩m).
Рисунок 7.14 – Построение точек пересечения прямой с поверхностью конуса
На анимации ниже представлена последовательность построения точек пересечения прямой с поверхностью конуса.
7.10. Пересечение цилиндра плоскостью
Пусть плоскость сечения γ – фронтально-проецирующая (Рисунок 7.15).
Рассмотрим алгоритм построения сечения – эллипс (Рисунок 7.15):
Рисунок 7.15 – пересечение цилиндра плоскостью
7.11. Пересечение сферы плоскостью
Плоскость пересекает поверхность сферы всегда по окружности. Задачу пересечения плоскости со сферой мы рассматривали при решении задачи построения точек пересечения прямой с поверхностью сферы (см. выше).
7.12. Пересечение конуса плоскостью
Рассмотрим пять возможных вариантов расположения плоскости относительно поверхности прямого кругового конуса. Пусть плоскость сечения перпендикулярна плоскости проекций π2 (Рисунок 7.16).
Рисунок 7.17. Плоскость сечения параллельна двум образующим конуса
Ниже, на моделях, представлены варианты положения секущей плоскости относительно поверхности конуса, при которых получаются сечения в виде эллипса, параболы и гиперболы.
Рисунок 7.18 – Сечение конической поверхности плоскостью (а — эллипс, б — парабола, в — гипербола)
Рассмотрим пример построения сечения конической поверхности плоскостью.
Рисунок 7.19 – Построение пересечения конической поверхности плоскостью
Пусть задана секущая проецирующая плоскость σ⊥π2 (Рисунок 7.19). Если продлить коническую поверхность и проекцию плоскости, то видно, что плоскость пересекает вторую ветвь конической поверхности, следовательно, в сечении получится гипербола.
На анимации ниже представлена последовательность построения пересечения конической поверхности плоскостью.
7.13. Задачи для самостоятельной работы
1. Достроить проекции сферы с заданным вырезом (Рисунок 7.20).
Рисунок 7.20
2-3. Построить три проекции конуса с призматическим отверстием (Рисунки 7.21, 7.22).
Рисунок 7.21
Рисунок 7.22
4. Построить точки «входа» и «выхода» прямой при пересечении её с поверхностью полусферы (Рисунок 7.23).
Рисунок 7.23
- что такое токпокки корейское блюдо
- что делать когда у ребенка судороги при температуре