Что такое поведенческий аудит безопасности на предприятии
Поведенческий аудит в сфере охраны труда
Поведенческий аудит проводится регулярно, согласно утвержденному графику. В роли проверяющих выступают руководители, начальники отделов, бригадиры, мастера и другие сотрудники, которые несут ответственность за структурное подразделение организации. Считать проверку состоявшейся можно только после обязательной беседы с трудящимся.
Цели поведенческого аудита
Надлежащее проведение проверки позволит решить такие задачи:
Компания «Проверка труда» предлагает профессиональный аудит охраны труда в организациях, независимо от специфики деятельности.
Описание процесса
Главный принцип поведенческой проверки – взаимодействие между аудитором и трудящимся, за которым ведется наблюдение. Важные аспекты – периодичность аудита и обязательное документирование процесса.
В рамках ПАБ проверяющий обращает внимание на следующие факторы:
Вся информация, полученная в ходе проверки, подвергается тщательному анализу и пошаговой регистрации каждого этапа аудита. Форма отчета о ПАБ утверждается на предприятии, документ обязательно включает такие пункты:
Только конструктивный диалог между аудитором и сотрудниками и анализ корректирующих мер определяют значимость и эффективность проверки. Грамотный ПАБ поможет сформировать адекватное восприятие, желание придерживаться принятых норм и совершенствовать слабые места системы безопасности. Профессиональный аудит специалистами фирмы «Проверка Труда» — гарантия эффективности процесса.
Поведенческий аудит безопасности — что это и как провести?
Проведение регулярных поведенческих аудитов безопасности является залогом успешного и безопасного функционирования предприятия. Благодаря этому снижается травматизм на рабочих местах и соблюдаются правила техники безопасности.
Поведенческий аудит безопасности
На каждом предприятии существует техника безопасности, которую обязаны соблюдать все сотрудники, во избежание несчастных случаев или травматизма на производстве. Нарушение установленных правил безопасности грозит работнику выговором или боле серьёзным наказанием.
Вопросу охраны труда должно отводиться значительное место при проведении инструктажа нового служащего, поскольку от этого может зависеть его жизнь и здоровье. Но на практике всё чаще встречаются случаи халатного отношения к требованиям техники безопасности и пренебрежение установленными правилами и нормами.
Новый уровень обеспечения охраны труда заключается в выявлении возможных опасных ситуаций и в их предотвращении. На этих принципах и основывается поведенческий аудит безопасности (ПАБ), который широко применяется во многих организациях.
Что такое ПАБ?
Он является частью системы по охране труда на предприятии. Таким образом ПАБ представляет собой надзор за действиями сотрудника, а также за его рабочим местом в процессе выполнения определённого вида работ. После этого аудитор проводит беседу с сотрудником и сообщает все обнаруженные ошибки и несоблюдения тех или иных правил безопасности.
Приказом назначаются члены комиссии и обозначаются подразделения, которые необходимо проверить.
Для наглядности рассмотрим ПАБ в виде таблицы:
ПАБ основан на взаимодействии аудитора и работника. Он является интерактивным процессом, в который включены не только проверяющая и проверяемая сторона, но и инструмент, оснастка, рабочее место и средства защиты, применяемые служащим в рабочем процессе.
Как проводится ПАБ?
Для большей наглядности и понятности рассмотрим два варианта, которые могут встретиться в ходе проверки.
Вариант 1. Работник соблюдает правила безопасности
Работник солюдает правила безопасности
Вариант 2. Работник не соблюдает правила безопасности
Отчётная ведомость составляется в произвольной форме. В ней необходимо указать:
В отчёте должны содержаться данные работников, чьи действия подвергались ПАБ. Выявленные нарушения должны быть квалифицированы по степени тяжести:
Кто проводит ПАБ?
В качестве проверяющих выступают руководители высшего и среднего звена. В число аудиторов могут входить:
От масштабности проверки зависит должность, занимаемая аудитором. Чем выше подразделение, в котором происходит ПАБ, тем выше должность проверяющего.
Частота проведения проверок не регламентирована, главное, чтобы они производились на регулярной основе с определённой периодичностью. Это поможет на ранних этапах выявить проблемы, связанные с нарушением правил безопасности и устранить их.
В подразделениях составляются специальные графики. В них указывается дата проведения аудита, участок, который будет подвергнут проверке. Также в нём обозначаются фамилии руководителей, которые будут выступать в качестве проверяющих.
Перед проведением ПАБ руководители различных уровней, которые выступают в качестве аудиторов, должны пройти обучение и первичный инструктаж. На нём проверяющие будут ознакомлены с правилами общения и поведения на производстве. В ходе обучения они узнают правила и методы заполнения отчёта по результатам проведённого аудита.
Что такое обязательный аудит и критерии его составления? Мы рассмотрим в этом материале.
Кто должен проводить проверку информационной безопасности? Здесь вы узнаете все о данном виде аудита.
Тут вы узнаете, что такое строительный аудит и кто должен его проводить.
Заключение
Охрана труда на производстве направлена на предотвращение возможных травм и увечий, которые могут получить сотрудники в ходе выполнения производственного задания. За деятельностью служащих и соблюдением ими правил техники безопасности должен вестись регулярный контроль. Для этого на предприятии проводится ПАБ.
Он направлен на выявление фактов нарушения производственной безопасности. После проведённых проверок специальная комиссия составляет отчёт и доводит его до сведения руководителя подразделения. Описанные нарушения должны быть проанализированы и незамедлительно приняты меры по их устранению и предотвращению в будущем.
На предприятиях и в организациях, следящих за здоровьем своих сотрудников, вопросу безопасности рабочего процесса уделяется особое внимание. Там проводятся постоянные проверки по охране труда и соблюдению правил техники безопасности.
Автор: Ксения Михайлова
Руководитель производственного предприятия, к.э.н.
Что такое поведенческий аудит безопасности (ПАБ).
На большинстве предприятий страны охрана труда ограничивается заполнением журналов, бумажек, реагированием на несчастные случаи, поиском и наказанием виновных.
Процесс состоит из наблюдения за поведением рабочего при выполнении производственных заданий, мотивирующей, обучающей беседы трудящегося с руководителем, реорганизацией рабочего места, технического оборудования.
В качестве аудитора(ов) выступают руководители и специалисты всех уровней: генеральный директор, руководители подразделений/отделов, начальники участков, мастера смен, сотрудники отдела охраны труда и т.д. Разница состоит в масштабах участков наблюдения, охватываемых данными сотрудниками: генеральный директор проводит аудит на всех участках организации, а, например, мастера смен только на участках, за которые они непосредственно отвечают.
Поведенческий аудит безопасности должен быть запланированным и проводиться на регулярной основе. В основе ПАБ лежит беседа и наблюдение за работником. Если в процессе проведения поведенческого аудита безопасности руководитель ограничился только методом наблюдения без вовлечения работника в беседу, этот процесс не может классифицироваться как проведенный ПАБ.
Цели поведенческого аудита:
— немедленное исправление опасного поведения безопасным методом;
— поддержка/поощрение безопасного поведения и тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования по охране труда;
— выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности
(недостаточное обучение и/или понимание, невнимательность и т.д.);
— поддержка действующих стандартов, правил, инструкций Организации в области охраны труда;
— оценка эффективности деятельности руководителей и персонала в области
— выявление слабых сторон системы управления охраной труда на уровне
регламентирующих документов, а также на организационном и квалификационном уровне;
— определение и выполнение корректирующих мер с целью предотвращения возможного травмирования;
— подтверждение приверженности принципу безопасной работы;
— концентрация внимания работника на важности вопросов безопасности
Для того, чтобы исправить поведение человека, необходимо в первую
очередь воздействовать на последствия его поведения. Такое воздействие
должно быть немедленным, определенным и последовательным. Поэтому
руководитель или группа руководителей (оптимально 2, но не более 3-х),
проводящих Поведенческий аудит безопасности, отвечают за исправление опасного действия на месте и поощрение безопасного поведения. Поощрение безопасного поведения создает положительные последствия для работника и увеличивает вероятность закрепления подобного безопасного поведения в будущем.
Информация, полученная в ходе проведения поведенческого аудита безопасности, подлежит регистрации и анализу.
По результатам проведенного ПАБ разрабатываются корректирующие и предупреждающие мероприятия/действия с указанием ответственных лиц и сроками их выполнения, с последующим контролем исполнения в установленные сроки.
Выполнение плана проведения Поведенческого аудита безопасности и своевременность реализации корректирующих мер используются в качестве критериев оценки профессиональной деятельности для всех руководителей.
Благодаря предпринятым мерам: предупреждаются опасные действия; поощряется безопасное поведение сотрудника. Исследование дополняет существующие виды контроля. Благодаря чему соблюдаются установленные федеральные нормативы, стандарты, касающиеся сферы охраны труда.
Регулярный процесс заполнения форм ПАБ, обработка данных, анализ результатов поведенческого аудита безопасности и дальнейший мониторинг выполнения корректирующих действий являются существенным вкладом в эффективную организацию
Поведенческий аудит: методика управления организационным поведением
С целью повышения эффективности организационного поведения исследователями Ф. Лютенсом и Р. Крайтнером была предложена и описана технология модификации организационного поведения (МОП), построенная на принципах бихевиористской теории научения. В качестве единиц наблюдения выступают различные формы поведения, связанного с работой. Они именуются поведенческими событиями.
Понятие и этапы поведенческого аудита. Задача поведенческого аудита заключается в выявлении ключевых поведенческих событий, относящихся к конкретному виду трудовой деятельности и влияющих на ее результаты. Основные процедурные составляющие данной технологии и их содержание представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные этапы процедуры модификации организационного поведения
Этап | Содержание этапов |
Идентификация | Организация и проведение наблюдений с целью сбора данных, характеризующих наличие и состав ключевых поведенческих событий, важных с точки зрения их влияния на результаты работы |
Измерение | Определение частных характеристик однотипных поведенческих событий с фиксацией предпосылок их совершения и последствий |
Анализ | Определение предпосылок и последствии каждого типа поведенческого события; сортировка поведенческих событии на функциональные и дисфункциональные |
Внедрение | Разработка и внедрение мероприятий, преследующих цель усилить функциональные поведенческие события и ослабить дисфункциональные |
Оценка результатов внедрения | Мониторинг результатов внедрения с целью проверки действенности выбранной системы мероприятий и эффективности методики в целом. Вся последовательность этапов повторяется до получения удовлетворительных результатов |
Процесс выявления ключевых поведенческих событий осуществляется двумя путями, отличающимися способом получения первичной информации:
Измерение поведенческих событий. Такое измерение осуществляется на основе материалов, собранных на первом этапе. Результаты измерения могут привести к уточнению или пересмотру первоначальных представлений менеджмента. Например, может считаться, что ключевое событие — опоздание, а измерения покажут, что доля опозданий значительно ниже критического уровня. Возможна и обратная картина, когда поведенческое событие, не считавшееся до проведения измерений ключевым, после измерения станет им. Цель измерения, проводимого на втором этапе, состоит в том, чтобы выявить ключевые формы поведения на основании количественной оценки частоты их повторения.
Функциональный анализ поведения. Этот анализ проводится после выявления ключевого поведения, относящегося к данной деятельности, когда определена частота соответствующих поведенческих событий. Функциональный анализ еще известен какABC-анализ (английская аббревиатура названия метода, которая образована из первых букв слов: antecedent (предпосылка), behavior (поведение) и consequence (последствие) и заключается в выявлении как предпосылок А, так и результатов С поведенческого события В.
Анализ прогулов, осуществленный в ходе одного из исследований, показал, что размер рабочей группы, ответственность рабочего и организация труда — предпосылки, которые могут быть использованы для улучшения явки на рабочие места. В качестве эффективных процедур контроля явки на работу могут применяться: обратная связь, вознаграждения и системы наказаний.
Функциональный анализ можно использовать, когда менеджеры сталкиваются с неожиданными негативными изменениями в поведении подчиненных. Он позволяет обнаружить не только предпосылки, являющиеся стимулами такого поведения, но и последствия, которые его подкрепляют.
Наиболее эффективными стратегиями внедрения являются стратегия позитивного подкрепления, а также комбинирование наказания и позитивного подкрепления.
Негативный контроль, заключающийся в различного рода наказаниях, можно считать традиционным и наиболее широко применяемым в современной практике менеджмента. Различие между этими двумя способами внешнего контроля связано и схарактером внутренних побуждений, лежащих в основе того или иного поведения, относящегося к работе.
Стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепления. Несмотря на очевидные преимущества позитивного контроля, в ряде поведенческих ситуаций применение наказания для ослабления и уменьшения частоты нежелательного поведения оказывается необходимым. Это справедливо особенно в отношении небезопасных видов поведения, которые необходимо срочно пресекать. Выход заключается в умелом комбинировании наказания и позитивного подкрепления таким образом, чтобы при первой возможности обязательно отметить желательное поведение тем или иным способом. Например, знаками одобрения. Правило состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах наказание не оказывалось единственной формой реагирования руководителя на дисфункциональное поведение.
Важно помнить, что наказываемое поведение, если и подавляется, то лишь на время. Главная задача — закрепление функционального поведения — остается не решенной. Многие опытные руководители хорошо знают, что часто выговор за проступок не гарантирует того, что этот проступок не повторится в отсутствие внешнего контроля. С другой стороны, известно, что систематические наказания чреваты (в соответствии с личностными особенностями наказываемых) состояниями тревожности или озлобленности, хронической неудовлетворенностью или стрессом.
Но самая сложная проблема, возникающая с применением наказания, состоит в психологической трудности, обусловленной сменой руководителем роли наказывающего на роль поощряющего. Укоренившаяся привычка к наказаниям как средству контроля поведения может быть связана как с личностными особенностями руководителя, так и обусловлена свойствами культуры организации или среды, в которую она погружена. Поэтому освоение позитивных средств контроля требует серьезной и кропотливой совместной работы руководителя и службы персонала.
Оценка результатов внедрения. Содержание этого этапа заключается в проведении мониторинга результатов внедрения с тем, чтобы сделать обоснованные выводы относительно действенности выбранной системы мероприятий и эффективности методики функционального анализа в целом. При этом в случае если сколько-нибудь значимые результаты не наблюдаются, то вся последовательность этапов повторяется до получения удовлетворительных результатов.
Мониторинг предполагает осуществление оценки на всех четырех уровнях: реакции, научения, изменения поведения и показателей деятельности.
1.Уровень реакции характеризует отношение персонала к мероприятиям. Положительная реакция:
3.Уровень изменения поведения связан с ответом на вопрос, каковы масштабы реальных изменений в формах поведения.
4.Уровень показателей деятельности — наиболее важен, поскольку дает ответ на главный вопрос, ради которого используется технология МОП: произошло ли ожидаемое улучшение показателей производственной деятельности подразделения или организации. Положительная реакция персонала, освоение базовых понятий и изменение поведенческих реакций — это важные, но промежуточные цели. Главная цель — улучшение количественных показателей, таких, как объем и качество продукции, производительность, текучесть кадров, число прогулов, количество жалоб клиентов и сотрудников, качество услуг, количество клиентов, скорость возврата инвестиций и пр. Количественная оценка показателей деятельности является обязательной при использовании технологии МОП, так же, как и в других областях управления.
Практика управления поведением. В работе Ф. Лютенса описаны обобщенные результаты исследований, посвященных изучению влияния МОП на улучшение деятельности работников в ряде различных областей трудовой деятельности. Основные результаты связаны с оценками, во-первых, роста производительности труда и качества работы, во-вторых, числа прогулов и опозданий на работу, в-третьих, обеспечением безопасности труда и предотвращением несчастных случаев и, в-четвертых, ростом числа продаж. Коротко прокомментируем их.
Поведенческий аудит культуры безопасности
Поведенческий аудит безопасности (ПАБ) организуется в рамках мероприятий по охране труда. Он заключается в контроле за деятельностью работников при выполнении ими профессиональных задач и проверке рабочих мест на предмет нарушений техники безопасности. По результатам аудита составляется отчет по выявленным недостаткам и выдаются рекомендации по их устранению. Проверку может проводить лицензированная организация или группа по устранению рисков, сформированная из сотрудников предприятия. В последнем случае они должны предварительно пройти обучение. Компания SRG-ECO выполняет аудит ПАБ, а также организует подготовку специалистов по его проведению.
Стоимость услуги
Цена аудита культуры безопасности для каждой организации рассчитывается индивидуально. В расчет берется:
Размер предприятия
Тип хозяйственной деятельности
Количество сотрудников
Специфика рабочих мест
Чтобы узнать точную стоимость, закажите составление сметы.
Для чего проводится?
Поведенческий аудит безопасности дает возможность определить уровень производственной культуры на предприятии, за счет чего можно уменьшить профриски и снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. Обнаруженные в ходе проверки недочеты анализируются и исправляются по горячим следам. Приоритет безопасности перед краткосрочной выгодой и экономией на охране труда в конечном итоге оказывается более перспективной стратегией для компании. Предприятие получает:
ПАБ способствует улучшению коммуникаций внутри компании, повышает эффективность обучения нормам ОТ и ТБ, показывает уязвимые места и способы их защиты. Сотрудники и руководители начинают более осознанно относится к соблюдению требований, предусмотренных законами и локальными актами. Регулярное проведение аудита с последующей обработкой данных, сравнительным анализом результатов и поощрением безопасного поведения является профилактикой чрезвычайных ситуаций и производственных травм на предприятии.
Как проходит ПАБ?
Аудит культуры безопасности в организации включает в себя: