Что такое потребительские свойства продукции
Что такое потребительские свойства товаров
Юридическое значение потребительских свойств товаров состоит в том, что информация о них должна соответствовать фактическому состоянию продукции.
Что такое потребительские свойства товаров
Определение дано в ГОСТ 51303-2013 – это характеристики, отличающие продукт от аналогичных, являющиеся целью его использования и потребления.
Не существует закона, устанавливающего перечень свойств. Они выводятся специалистами товароведения и маркетологами.
Требования
Надежной считается покупка, не имеющая дефектов и не продемонстрировавшая их в течение срока годности, обслуживания, гарантии, удовлетворяющая заявленным требованиям, поддающаяся ремонту при правильной эксплуатации.
Безопасность продукции определяется по соответствию:
При этом под безопасностью понимают:
Классификация товаров
В основе создания продуктов лежит их эргономичность, т.е. способность удовлетворять желания пользователя. Различают свойства:
ВАЖНО: у каждого рода товара есть уникальный номер, утверждаемый приказом Министерства экономического развития РФ от 2011 года № 273. Этот перечень называется номенклатурой потребительских свойств и показателей качества товаров.
Существует масса технических регламентов Таможенного союза, ГОСТов, утверждающих характеристики определенной продукции, сходные с терминологией номенклатуры.
Например, Решение Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 2011 года № 799 и принятый в соответствии с ним ГОСТ 33488-2015. Или регламент 007/2011, содержащий требований к канцелярским товарам.
Продовольственные
Продовольственные созданы для потребления, т.е. это пища, напитки. Существуют дополнительные параметры продовольственных товаров:
По видам продовольственные продукты делятся на:
Непродовольственные
Непродовольственная продукция делится на:
Товар утратил потребительские свойства
Из-за множества характеристик мнение об утрате связано с субъективной оценкой потребителя. Чаще всего обращаются к продавцу за обменом, ремонтом или возвратом денег при наличии недостатков в безопасности и надежности.
Возможно нарушение назначения, если покупатель высказал конкретную цель, а продавец передал продукт, не имеющий такой функции.
ВАЖНО: например, покупателю нужна была непромокаемая обувь, но когда пошел дождь, внутрь ботинок просочилась вода. В этом примере нет нарушения качества, но характеристики не отвечают запросу покупателя.
Потребительские свойства и показатели качества товаров
В соответствии с ГОСТ Р 51303–99 под потребительскими свойствами товара понимаются свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в
процессе удовлетворения потребностей.
Любой товар обладает большой совокупностью свойств, однако к потребительским свойствам относятся только те свойства продукции, которые способны удовлетворять
определенные потребности и делают ее полезной для человека или общества в целом. Именно совокупность потребительских свойств составляет понятие “качество”
товара. Проявляются они непосредственно в процессе “потребления” или “эксплуатации”[10 – Термин “потребление” относится к продукции, которая при
использовании по назначению расходуется сама, например парфюмернокосметические товары, товары бытовой химии, продукты питания.Термин “эксплуатация”
применяется к продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, т. е. постепенно изнашивается, например машины, мебель, одежно-обувные
товары и т. п.].
Потребительские свойства определяют эффективность использования изделий по назначению: их социальную значимость, функциональную полезность, безопасность,
надежность, удобство пользования и эстетическое совершенство.
Потребительские свойства в зависимости от количества характеризуемых особенностей продукции бывают простыми и сложными. Простое свойство характеризует одну объективную особенность продукции, т. е. фактически является одним из физических, химических или биологических свойств материала, например прочность на разрыв, гигроскопичность, влагопроницаемость, термостойкость и т. п. Простое свойство не может быть подразделено на другие свойства.
Сложное свойство состоит из группы свойств, которая включает в себя подгруппы свойств и простые свойства и характеризует комплекс особенностей продукции,
проявляющихся в совокупности. Например, потребительское свойство “надежность” – совокупность подгруппы свойств – безотказности, долговечности,
ремонтопригодности, сохраняемости, которые в свою очередь состоят из простых свойств.
Любое свойство может быть выражено в большей или меньшей степени, т. е. имеет количественную характеристику. Количественных характеристик у каждого свойства
может быть несколько.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и служащая мерой качества, называется показателем качества.
В отличие от физических величин, отражающих объективные особенности (свойства) объектов (продукции), показатели качества отражают общественную потребность. Количественной характеристикой показателей качества является их размер. Выражение размера в определенных единицах называется значением показателя качества.
Качественной характеристикой измеряемых показателей качества служит размерность. Показатели качества могут быть и безразмерными. Значения показателей качества могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные – только безразмерными. Безразмерная величина может быть относительной, определяемой как отношение одноименных величин, и логарифмической, определяемой как логарифм относительной величины. По количеству характеризуемых свойств различают единичные и комплексные показатели. Единичный показатель характеризует одно простое свойство продукции.
Комплексный показатель качества продукции включает в себя несколько единичных показателей и характеризует несколько потребительских свойств. Комплексные
показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми.
Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения оценить полезность продукции, является показатель интегрального
качества. Он рассчитывается как отношение полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию продукции. Комплексный показатель, включающий совокупность потребительских свойств продукции, по которой оценивается ее качество, называется обобщенным показателем качества.
Показатели качества подразделяются на измеримые и неизмеримые. Значения измеримых показателей качества могут быть выражены в количественной форме в результате измерения или расчета. По влиянию на качество при изменении абсолютного значения, показатели качества подразделяются на позитивные и негативные.
К позитивным относят показатели, увеличение значений которых приводит к улучшению качества. К негативным показателям относятся показатели, увеличение
значений которых приводит к ухудшению качества.
Измеримые показатели качества в зависимости от наличия в нормативных документах ограничений на изменение их численных значений подразделяются на
неограниченные и ограниченные. Ограничения на изменение значений может выражаться добавлением к числовому значению показателя следующих слов: “не менее”, “не
более” или “не менее – не более”.
Неизмеримые показатели выражаются в виде качественных описаний, не переводимых в количественную форму. Универсальным критерием отнесения свойства к потребительским является наличие экстремальной функциональной зависимости между показателем свойства и
полезностью для потребителя.
Система знаний о потребностях, группах потребителей, предметах потребления, условиях и способах использования товара позволяет понять и сформулировать
требования потребителей к качеству товара, разработать номенклатуру потребительских свойств и показателей качества.
Показатели качества включаются в нормативные документы по стандартизации и используются в документах, определяющих договорно-правовые отношения предприятий и
организаций России, а также самой России со странами-партнерами по товарообмену или по специализации и кооперированию производства.
В зависимости от характеризуемых потребительских свойств показатели качества подразделяются :
Безопасность потребления (эксплуатации) – свойство, характеризующее отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни,
здоровью, имуществу потребителя, окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортирования, утилизации. Различают безопасность электрическую, химическую, механическую, пожарную, биологическую, радиационную, акустическую и др.
Показатели безопасности потребления или эксплуатации товара характеризуют степень защищенности человека, имущества, природной среды от воздействия опасных и
вредных факторов, возникающих при его использовании.
Показатели безопасности характеризуются, например: электрической прочностью изоляции электробытового прибора; эффективностью работы клапана, регулирующего
давление пара в кастрюле-скороварке; блокировкой вращения центрифуги стиральной машины при открытии дверцы загрузочного отверстия; защитной цепи дорожного
велосипеда, предотвращающей возможность защемления одежды, содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных
частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товаров; необратимые изменения в окружающей среде в результате
использования данного изделия и др.
Показатели социального назначения подразделяются на показатели социального адреса и потребительского класса товара, соответствия товара оптимальному
ассортименту, морального старения товара.
Показатель социального адреса и потребительского класса характеризуется, например:
Показатель соответствия товаров массового спроса оптимальному ассортименту характеризуется, например:
Показатель морального старения характеризуется, например: снижением качества товара вследствие появления новых товаров с улучшенными потребительскими
свойствами; сокращением срока службы товара, вызванного изменениями моды, стиля, появлением новых товаров, и др.
Функциональные показатели качества товара подразделяются на показатели совершенства выполнения основной функции, показатели универсальности и показатели
совершенства выполнения вспомогательных операций.
Показатель совершенства выполнения основной функции характеризуется полезной производительностью изделия, эффективностью использования изделия, выполнением
функции на основных этапах потребления.
Полезная производительность изделия используется в основном при оценке качества бытовых машин и приборов. Эти показатели характеризуют, например, количество
и качество помола кофе в кофемолке за один цикл, время стирки и количество белья, стираемого с заданным качеством в стиральной машине, и т. д.
Для анализа качества предметов потребления, не выполняющих технически сложные функции, применяются показатели эффективности использования, характеризующие
полезный эффект использования данного изделия потребителем.
Примерами этих показателей могут служить показатели эффективности использования плащей и плащевых тканей для защиты от дождя; для обуви – влагозащита,
грязезащита, холодозащита, ударозащита и т. п.
Показатели выполнения функции на основных этапах потребления характеризуются, например, совершенством выполнения последовательных этапов обработки белья в
стиральной машине – собственно стирки, полоскания, отжима и т. п. или сохранностью продуктов при различных способах их хранения в бытовом холодильнике – в
холодильной камере, низкотемпературном отделении, морозильнике и др.
Показатель универсальности применения характеризуется широтой использования изделия по назначению и выполнения изделием дополнительных функций.
Показатели широты использования изделия по назначению характеризуются, например, возможностью стиральной машины осуществлять стирку тканей разного
волокнистого состава, плотности, степени загрязненности; возможностью подключения электробритвы к источникам постоянного и переменного тока и различного
напряжения.
Показатели выполнения изделием дополнительных функций характеризуются, например, возможностью применения в электродрели сменных насадок для эксплуатации ее в
качестве дисковой пилы, электрорубанка или возможностью применения электрокофемолки для приготовления сахарной пудры.
Показатель совершенства выполнения вспомогательных операций включает в себя показатели выполнения изделием подготовительных операций, показатели совершенства
обслуживания и управления изделием и показатели выполнения заключительных операций.
Показатель выполнения изделием подготовительных операций характеризуется, например, временем подготовки фотоаппарата к съемке (извлечение из футляра,
установка выдержки и диафрагмы, наводка на резкость, взведение затвора и т. д.).
Показатель совершенства обслуживания и управления изделием характеризуется, например, временем и порядком осуществления операций по прослушиванию
стереофонических записей на магнитофоне (установление общей громкости, установка стереобаланса, регулировка тембра, включение шумоподавителя, поиск записи
нужного содержания и т. д.).
Показатель выполнения заключительных операций характеризуется, например, совершенством подготовки пылесоса к хранению после работы (свертывание шнура, уборка
шланга и других принадлежностей в коробку, чистка пылесоса и т. д.).
Удовлетворение всех потребностей происходит во времени; вне времени удовлетворение потребностей существовать не может. Удовлетворение потребности в
безотказном функционировании и сохранении полезных свойств в течение определенного времени обусловливается надежностью. Чем больше промежуток времени, в
течение которого изделие удовлетворяет потребности, тем выше его потребительная ценность.
Показатели надежности в потреблении характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости предметов потребления. Для
сложных бытовых машин и приборов имеют значение все четыре группы показателей. Для предметов потребления, не выполняющих технически сложных функций, а также
для группы неремонтируемых изделий в качестве основных показателей надежности служат показатели долговечности и сохраняемости.
Показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий (фотоаппаратов, видеокамер, магнитол, телевизоров, стиральных машин, пылесосов и
др.) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Показатели долговечности характеризуют свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность его
дальнейшей эксплуатации (потребления). При расчете долговечности используются характеристики, позволяющие определить срок службы или ресурс изделия в
условиях, приближенных к конкретным условиям эксплуатации (потребления) изделия.
Показатели ремонтопригодности х арактеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их
устранению. К показателям ремонтопригодности относятся среднее время восстановления, вероятность восстановления в заданное время и др.
Показатели сохраняемости характеризуют свойство изделия сохранять исправное, работоспособное состояние после хранения и транспортирования. Значение этого
показателя определяется сроком сохраняемости (календарной продолжительностью хранения и транспортирования изделия), в течение которого значения заданных
показателей качества остаются неизменными.
Эргономические показатели качества товара подразделяются: на комплексные показатели удобства обращения с товаром при выполнении основной функции и
вспомогательных операций; удобства управления технически сложным изделием; легкости освоения выполняемых потребителем действий с товаром.
Комплексный показатель удобства обращения с товаром при выполнении основной функции и вспомогательных операций включает, в частности, показатели удобства:
Комплексный показатель удобства управления технически сложным изделием характеризуется:
Комплексный показатель легкости освоения выполняемых потребителем действий с товаром характеризуется:
Все комплексные эргономические показатели, выявляющие удобство пользования изделием, учитывают соответствие изделия отдельным эргономическим требованиям, в
частности:
К комплексным эргономическим показателям относятся также уровень температуры и влажности; уровень освещенности; уровень шума и вибрации; уровень излучения и
др. Эстетические показатели характеризуются: информационной выразительностью; рациональностью формы; целостностью композиции; совершенством производственного
исполнения и стабильностью товарного вида.
Информационная выразительность характеризуется способностью изделия отражать сложившиеся в обществе прогрессивные эстетические представления.
Информационная выразительность изделия проявляется:
Рациональность формы характеризуется соответствием эстетически значимой формы объективным условиям производства и эксплуатации изделия, а также выраженной в
ней функционально-конструктивной сущности изделия.
Рациональность формы изделия определяется:
Показатель целостности композиции характеризуется гармоничным единством частей и целого, органичной взаимосвязью элементов формы изделия, его
согласованностью с другими изделиями и окружающей средой.
Целостность композиции изделия определяет эффективность использования профессионально-художественных средств для создания композиционного решения и
проявляется:
Показатель совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида характеризуется зависимостью товарного вида изделия от конкретных условий
производства и специфики эксплуатации изделия.
Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида изделия достигаются:
Потребительские свойства товаров и услуг: характеристики, классификация, качество
Объектом товароведческой, коммерческой, маркетинговой деятельности являются товары и услуги. Их основные потребительские свойства – важный аспект изучения и усовершенствования производства. Проблема оценки качества товаров и услуг тесно связана с определением перечня их свойств и характеристик.
Понятие товаров и услуг
Товар – это сложное многоаспектное явление, в самом общем виде под ним понимается некий продукт, произведенный в ходе деятельности человека для продажи или обмена. Возникновение товаров связывают с древнейшим видом коммуникации между людьми, которые обменивали излишки разных продуктов и изделий на другие. В некотором смысле можно сказать, что товар является источником цивилизации, потому что именно с обмена начинается совершенствование производства с целью повысить его качество и продуктивность. Маркетинг дополняет понимание товара таким аспектом, как его способность удовлетворять некие потребности. Главной особенностью товара считается наличие специальных признаков. Любая характеристика потребительских свойств товара неизменно приводит к решению проблемы оценки его качества.
Услуга – это неосязаемое благо, которое производится одним человеком для удовлетворения потребности другого. Между товаром и услугой немало общего. Хотя есть существенные различия: услуга неосязаема, непостоянна, неотделима от субъекта ее предоставления и несохраняема. И главное отличие товара и услуги состоит в материальности первого и нематериальности второй. Все эти особенности значительно осложняют оценку качества оказанной услуги. Если потребительские свойства изделий можно оценить по каким-то объективным физическим критериям, то услуга зачастую вызывает значительные затруднения в определении ее характеристик и качества.
Классификация товаров
В связи с огромным разнообразием товаров невозможно создать какую-то единую последовательную и всеобъемлющую классификацию. Есть несколько оснований для выделения разновидностей и групп товаров.
В первую очередь вид товара определяется по торговому признаку, и в этом случае выделяют продовольственные и непродовольственные изделия. Первые, в свою очередь, делятся на множество разновидностей. Мучные и хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные, овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Непродовольственные товары делят на хозяйственные, одежно-обувные, продукты нефтепереработки, галантерею, ювелирные изделия, электротовары и т. п. Также выделяется вид товаров по сезонности их потребления: сезонные и несезонные.
В зависимости от рынка реализации есть промышленные и потребительские товары. Первые служат для использования в производстве, вторые предназначены для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Промышленные товары включают в себя такие разновидности, как сырье, комплектующие, производственные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, недвижимость и капитальное имущество, а также услуги. Потребительские товары обычно классифицируют, принимая во внимание поведение потребителя при их покупке. Традиционно выделяют такие разновидности товары повседневного спроса, долгосрочные товары и изделия тщательного выбора, статусные товары, товары пассивного спроса.
Классификация услуг
Особенности услуг и их значительные отличия друг от друга делают невозможным создание обоснованной классификации услуг. Традиционно их подразделяют по сферам, в которых они оказываются. Так, принято выделять медицинские, пассажирские, спортивные, образовательные, информационные, банковские, юридические, охранные, ветеринарные услуги, а также услуги в сфере общественного питания, красоты, ремонта, поддержания чистоты и недвижимости.
Характеристики
Значительные различия товаров и услуг приводят к тому, что при их оценке и описании применяются те или иные характеристики. Товары обычно оцениваются по количественным и качественным признакам. В теории товароведения качественная классификация продукции осуществляется по следующим критериям:
Также есть потребительские характеристики товара, такие как марка, имидж, известность, набор критериев оценки изделия покупателем: надежность, прочность, экономичность и другие.
Оценивая потребительские свойства услуг, следует отметить ее уникальные характеристики, к ним относят:
Подходы к определению потребительских свойств
В товароведении понятие потребительских свойств связано с определением надежности и качества товара. Под этим принято понимать объективные особенности изделий, которые проявляются в процессе потребления, позволяющие покупателю удовлетворить различные актуальные потребности. В самом широком смысле потребительские свойства уравниваются с полезностью, за которую покупатель и готов заплатить оговоренную цену. Если свойства товаров хорошо поддаются оценке и прописываются в соответствующей номенклатуре, то характеристики услуг оценить значительно сложнее, и выработать единые критерии оценки бывает непросто. Эту функцию выполняют различные стандарты, которые вырабатываются как государственными органами, так и отраслевыми ведомствами.
Особый подход к определению понятия потребительских свойств сложился в маркетинге. В этом случае под потребительскими свойствами понимаются критерии, по которым потребитель товара или услуги оценивает его качество. Они могут быть не только объективными, но и субъективными, эмоциональными, в этом случае исследователи говорят о воспринимаемом качестве. Воспринимаемые свойства услуги базируются на потребностях покупателя, на его личных предпочтениях и стереотипах, на прошлом опыте получения услуг, на внешних и внутренних коммуникациях.
Потребительские свойства товаров
Потребительские свойства продукции покупатель оценивает по таким параметрам:
Свойства услуг
Характеризуя потребительские свойства услуги с точки зрения выбора потребителем, следует сказать, что в данном случае во многом он применяет те же критерии, что и при оценке товара. Это и престижность, и цена, и категория, и удовольствие. Однако специфические характеристики услуги заставляют его подумать и об особых свойствах. К ним относятся имидж услугодателя, прошлый опыт (свой и/или референтных групп), возможные последствия получения качественной или некачественной услуги.
В товароведении принято выделять такие потребительские свойства предоставляемых услуг:
Классификация потребительских свойств
Выделяя виды потребительских свойств товаров и услуг, исследователи-товароведы основываются на следующих факторах:
Понятие качества товаров и услуг
Оценивать потребительские свойства товаров и услуг необходимо для того, чтобы определить их качество и соответствие стоимости. Товароведение стремится выявить оптимальный набор таких свойств. Данное понятие по-разному трактуется специалистами и потребителями. Для первых качество товара – это количественные показатели потребительских свойств, которые обеспечивают удовлетворение потребностей и являются объективными параметрами. Для вторых качество – это часто субъективная, даже философская категория. Потребители часто оценивают качество через свои ожидания и восприятие.
Показателями качества являются следующие свойства и характеристики товаров и услуг:
В товароведении принято классифицировать показатели качеств товаров и услуг по таким признакам, как назначение, надежность, эстетичность, эргономичность, экологичность и безопасность. Для оценки качества сервиса дополнительно вводятся такие показатели, как количество оборудования для предоставления услуги, особенности протекания процесса обслуживания и его соответствие технологическим нормам, длительность и надежность результатов обслуживания, информирование клиента об особенностях процесса оказания услуги.
Оценка качества
Так как качество товара – это объективный показатель, то его необходимо измерять. Традиционно оценка качества производится по потребительским свойствам товара или услуги. Существует несколько методов определения данного показателя:
Обеспечение качества – важная часть работы компании, обычно критерии его оценки прописываются в специальных документах.
Номенклатура потребительских свойств
Потребительские товары и услуги должны соответствовать многим нормам и требованиям, контроль качества осуществляется как самим предприятием, так и специальными уполномоченными органами.
Международный стандарт (ИСО) определяет качество как совокупный перечень свойств и характеристик товара или услуги. Обычно он фиксируется в номенклатуре потребительских свойств и представляет собой перечень свойств одного товара или группы сходных изделий или услуг. Для составления номенклатуры необходимо изучить товар, составить подробный реестр его свойств и определить перечень наиболее важных и измеримых особенностей, поддающихся объективной оценке. Номенклатура потребительских показателей качества товара и услуги должна соответствовать перечню их важнейших свойств.