Что такое постриг на руси
Постриг
Пострижение — в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили тонзуру (от лат. tonsura — стрижка). В русской традиии аналогом тонзуры являлось гуменцо.
Содержание
Православная церковь
В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.
Монашеский постриг
Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени.
При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».
Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:
Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.
После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс,мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).
Католическая церковь
В католицизме использовалось тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.
Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше налысо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.
Русский обычай
На руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — пóстриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.
Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают Мартин Галл и Кадлубок; последний говорит, что Постриг «рождал духовное свойство, и мать посгригаемого считалась названной сестрой постригающего».
Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.
Постриг в монахи — почему, зачем, как
Православный монастырь
В православном монастыре живут и трудятся верующие, добровольно избравшие для себя монашеский образ жизни. Они добровольно избрали путь духовного и нравственного совершенствования. Существуют отдельно мужские и женские обители. Христиане, принявшие постриг в монахи или только готовящиеся к нему, называются братией/сестричеством, или насельниками обители.
Во время советской власти многие монастыри в России закрыли. Например, к 1965 году в Советском Союзе осталось всего 16 монастырей, хотя до революции их насчитывалось 970. Но монашество не исчезло, оно скрывалось преимущественно в приходских храмах. Там собирались небольшие общины из 2-3 (иногда более) тайных монахов или монахинь.
Возрождение монастырской жизни в России началось в конце 1980-х годов. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви насчитывалось 1012 монастыря, 972 из которых — непосредственно на территории России.
Зачем уходить в монастырь?
В Православии монашеский путь рассматривается как особый духовный дар и образ жизни некоторых членов Церкви. Они полностью посвящают себя служению Господу, не имея в душе иных привязанностей. Идти этим путем способны далеко не все, хотя поступить в монастырь находится немало желающих. В сознании невоцерковленных людей сложились неверные представления о монашестве.
Распространено, например, мнение, что монастырь — это место, куда «уходят» из семьи, города, мира. Причинами такого «ухода» считают неразрешимые личные проблемы, надоевшую суету, житейскую усталость и тому подобное. Однако в основе этих мотивов лежит не истинное монашеское призвание, а желание человека устраниться от решения проблем. Люди с подобными устремлениями и понятиями в монастырях не задерживаются. Ведь чтобы остаться в монастыре, в него нужно не «уйти», а прийти, оставив за спиной то, что называется житейскими узами. Таково исполнение евангельских слов: «Не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Матфея, 6:24). Христианин, желающий полностью посвятить себя Богу, разрывает прежние привязанности с миром, удаляется в монастырь.
«Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая — что говорю легкая — неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих. Потому Господь и сказал возлюбленным ученикам: не бойся, малое мое стадо! Яко изволи Бог даровать вам — что? — думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! — Царство. Царство это — Царство всех веков, перед которым все величайшие царства мира сего — дым, смрад! И в том-то Царстве света и веселия тебе уготовано, и всем возлюбившим Господа Иисуса, царское место» (преподобный Анатолий Оптинский, 1855-1923).
Ложное и правильное представление о монашестве
Невоцерковленные люди часто поддаются влиянию сложившихся ложных стереотипов о монашестве.
Издавна существовало мнение, что постриг в монахи сам по себе спасителен. То есть для человека будет достаточно лишь произнести монашеские обеты и облачиться в монашеское одеяние, чтобы сразу выделиться из среды обычных мирских христиан и встать на верный путь спасения. В этом некоторые видят объяснение стремлению русских князей на смертном одре принять монашество. Пусть даже за час до смерти — чтобы это «засчиталось» им в особую заслугу для спасения души. Это ложное представление опровергал преподобный Максим Грек (1475-1556), говоря, что
«одни монашеские обеты, черные ризы, посты и молитвы, без деятельного исполнения заповедей Божиих, не могут спасти монаха».
Многие полагают, что, раз монахи часто творят молитву, постоянно посещают церковные службы, читают разные каноны, постятся, то этим одним они непременно спасут свои души. На самом деле
«не пост и молитва сами по себе создают высокое нравственное настроение, спасающее человека, а только живое деятельное исполнение заповедей Христа. Причем пост и молитва — это форма и выражение нравственного высокого настроения, а не причина его. Не количество молитв и воздержаний от яст, а сопровождающая их внутренняя нравственная настроенность, которая только одна и придает истинную цену посту и молитве, так что между монахом и мирским человеком, с этой стороны, нет никакого существенного различия» (профессор, русский историк Церкви Николай Федорович Каптерев, 1847-1917).
Для чего не нужно принимать постриг в монахи
Некоторые считают, что в монастырь уходят люди, у которых не сложилась мирская жизнь, например, не смогли создать семью. На самом деле в монахи уходят самые разные люди, разных возрастов и социального положения. Много здесь можно встретить молодых и интеллигентных людей, вполне успешных в “прошлой жизни”.
Также есть мнение, что в монастырь уходят для душевного успокоения, чтобы укрыться от грешного мира за монастырскими стенами, куда мирские грехи и пороки не могут проникнуть. Об этом неверном понимании монашеской жизни предупреждал отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006):
«Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преподобного отца нашего Сергия: “Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. Потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными».
А преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) часто приговаривал:
«Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз».
Что такое православное монашество?
Жизнь в монастыре построена на исполнении послушания, совершении постоянной молитвы, уважении к старшим и заботе о ближних.
Для воспитания послушания Господу монахи сначала учатся этому в послушании старшим в монастыре. «Послушанием» в обители еще называется обязательное исполнение какой-либо работы каждым насельником. Послушание зависит от уклада жизни монастыря.
По мнению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) «прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином». Однако заблуждением будет считать всех приходящих в монастырь праведниками, почти готовыми святыми. Монахами становились и грешники, которые с течением времени являлись для других образцом покаяния. Как, например, святой Моисей Мурин (330-405), который был разбойником и пьяницей, но раскаявшись, ушел в монастырь.
Монах – это «предавший себя Богу и избравший монашескую жизнь; тот, кто властвует над гневом, и завистью, и сребролюбием, и сладострастием, и прочими пороками, постоянно имея в виду и заботясь, как бы не допустить душу подпасть под власть гнусных страстей и не предать разум в рабство этой тяжкой тирании, но всегда соблюдать ум выше всего, поставив над страстями страх Божий» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).
Кто может принять монашеский постриг
До 20 века в Русской Православной Церкви для желающих принять постриг в монахи были установлены определенные ограничения. Постричься в монашество было нельзя при наличии жены (мужа), детей, престарелых родителей, оставленных в миру. Препятствием служили также долги, нахождение под судом, прохождение военной или государственной службы. Мужчины могли принять монашество не ранее 30, а женщины — не ранее 40 лет. Важным было получение родительского благословения на уход в монастырь.
В наши дни монахом можно стать по достижении совершеннолетия. Отсутствие родительского благословения не служит препятствием для поступления в монастырь. За исключением того случая, когда больные, престарелые родители нуждаются в уходе и средствах к существованию.
«Выбор между супружеской и монашеской жизнью христианин делает сам, по велению сердца, в зависимости от того, к чему призывает его Господь. Другое дело, если человек связан необходимостью помогать действительно нуждающимся в сыновней заботе родителям. Лучше всего решать этот вопрос совместно с духовником. Все зависит лишь от одного: от воли Божией.
Если Господу угодно, чтобы выбрали для себя стезю монашества, то Он, видя устремление, Сам устроит все обстоятельства жизни так, что они будут способствовать этому и ничто не сможет воспрепятствовать. Нужно молиться словами Псалмопевца: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142, 8) и стараться жизнь свою сделать практическим исполнением заповедей Евангелия, ибо именно к этому призван всякий христианин, а тем более — монах» (епископ Саратовский и Вольский Лонгин).
Постриг в монахи: подготовка
Что такое постриг в монахи? Так в Православии называется посвящение в иноческий образ (монашество). Это священнодействие не принадлежит к числу церковных Таинств. С другой стороны, оно занимает исключительное место среди остальных церковных священнодействий. При постриге христианином даются обеты, то есть обещания Богу. Давать эти обеты можно только один раз в жизни. Если монах самовольно отказывается от обетов и уходит из монастыря, он совершает тяжкое духовное преступление. Ведь тем самым он нарушает торжественное обещание, лично данное Господу. В царской России такой человек не имел права на церковное погребение после своей смерти.
Поэтому перед принесением обетов у послушника всегда есть время. До принятие малой схимы (пострига в монахи) может пройти от одного года до 10 лет. Это время, которое нужно потратить на размышления, на трезвую оценку своих духовных и физических сил. Хватит ли их для несения монашеского подвига до конца своих дней? В этот период еще можно поменять свое решение, отказаться от монашества и покинуть монастырь. В таком шаге не будет никакой трусости, это не позор. Лучше заранее понять, что монашество не по силам, чем затем нарушить обеты.
Монашеский постриг
«Преподобный Иоанн Лествичник указывает на сокрушение о прежде содеянных грехах как на одно из трёх (наряду со всецелой любовью к Богу и желанием Царства Небесного) оснований для прихода в монастырь. Но, во всяком случае, приход этот должен быть выверенным, а не спонтанно-эмоциональным решением. Для человека, не способного жить в уединении, а главное, не любящего, не желающего молиться сама жизнь в обители может оказаться искушением, приводящим, в конце концов, к жизненной трагедии. Как спецназ в армии не для всех, так и монастырь не для каждого… Но даже если у вас твёрдое намерение всю свою жизнь посвятить Богу, необходимо испытание (пребывание в монастыре в качестве паломника или трудника некоторое время), и только после этого принятие окончательного решения в этом весьма непростом вопросе» (игумен Даниил Гридченко).
Чин пострижения в монашество содержится в Великом Требнике. Для каждой степени монашества совершается определенный чин. Отдельно имеется Последование во одеяние рясы и камилавки. Есть Последование малой схимы и Последование Великой схимы (высшая степень монашества).
В русском монашестве посвящение в рясофор служит как бы подготовительной стадией для перехода собственно в монашество (схиму). При пострижении в малую схиму монах даёт обеты послушания, нестяжания и девства. При пострижении в великую схиму монахом даются те же обеты, но для совершенного отчуждения от мира ради единения со Христом он обещает их более строгое исполнение.
Монашеские обеты
При постриге монах дает обещания Богу до самой смерти строго соблюдать целомудрие, послушание, нестяжание. По учению Церкви, отменить их невозможно, даже если человек решил покинуть монастырь.
Обет целомудрия заключается в том, что монах отказывается от семейной жизни. Это свидетельствует о стремлении служить всей душой только Господу, а не отдельным людям. Для монаха обязательным является соблюдение девства, то есть безбрачия.
Но обет целомудрия не сводится только к безбрачию. Слово «целомудрие» имеет более глубокий смысл. Оно говорит о том, что монах должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше».
В миру каждый человек самостоятельно принимает решения. Монах же отказывается от этой самостоятельности, «отсекает» свою волю, разум и чувства и предоставляет душу и тело Богу. То есть под послушаем понимает стремление максимально приблизить свою волю к воле Божией. Послушания не бывает без смирения, под которым понимается доброе отношение к Богу, готовность во всём следовать Его заповедям.
Обет нестяжания означает, что монах отказывается от владения личным имуществом и не привязывается ни к чему земному. Это делается ради достижения духовной свободы и более полного выражения любви ко Господу.
«Нестяжание можно понимать по-разному. Речь может идти о полной добровольной нищете, когда человек отказывается от всех земных благ, от всякой собственности. Но в большинстве случаев речь идет о том, что монах, обладая теми или иными материальными благами, относится ко всему, что имеет, так, будто это взято взаймы. Монах и к жизни должен относиться так, будто она дана ему взаймы. В «Лествице» и других памятниках аскетической литературы говорится о добродетели странничества, когда человек понимает, что не имеет здесь, на земле, «пребывающего града, но грядущего взыскует», потому что его духовная родина – Небесный Иерусалим. И именно к нему устремлен духовный взор монаха» (митрополит Волоколамский Иларион).
Основные этапы пострижения
Пострижение совершается в храме настоятелем обители в присутствии братии. На принимающем постриг в монахи должна быть только длинная белая рубаха (символ чистоты и смирения). Человек ползком двигается от притвора к алтарю храма. Настоятель помогает ему подняться на ноги и задаёт ему вопросы. Утвердительные ответы на эти вопросы и представляют собой обеты Богу. Дается обещание жить в данной обители до конца своих дней. Отрекающимся от мира человеком даются обеты девства (безбрачия), послушания, нестяжания.
Всем мирским монах жертвует ради достижения победы в духовной борьбе преодоление греха и искушений ради достижения Небесного Царства. Поэтому монашеские обеты приносятся словно воинская присяга — в присутствии «дружины иночествующих» братьев.
Затем совершается пострижение волос. Это действие символизирует послушание и жертву. Так монах выражает свой отказ от собственной воли и от всего мирского. Церковь учит, что пострижение совершается Самим Господом, Который незримо присутствует при этом.
Постригаемый трижды подает ножницы настоятелю. Настоятель со словами: «От руки Христовой принимаешь их», кладет их на Евангелие. Затем крестообразно постригаются волосы на голове посвящаемого «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
В это время монах получает новое имя. Принятие монашества является изменением внутреннего состояния христианина, его духовным перерождением. Он становится по сути другим человеком — поэтому ему необходимо и иное имя. Каким будет новое имя, решает совершающий постриг настоятель обители, нередко это делает епископ. Монашеское имя может начинаться с той же буквы, что и мирское имя человека. Распространена традиция давать имя в честь святого угодника, память которого приходится на день пострига.
Облачение при постриге
Пострижение волос и наречение имени заканчиваются одеванием (облачением) постригаемого в монашеские одежды. Настоятель в определенном порядке подает вещи, при этом объясняет их духовное значение. Одежда монахов — как доспехи у воинов, идущих на поле боя. Монах также вступает в битву, только духовного характера кожаным поясом обретается «сила истины». Мантия выступает в роли «брони праведности». Клобук — это «шлем спасения». Чётки — «меч духовный, который есть слово Божие». Сандалии выступают знаком того, что он «отправляется» свидетельствовать о Христе.
Каждая новая ступень восхождения к Богу (то есть последовательные иноческие степени) дает монаху больше «средств» для духовной борьбы. Это находит отражение и в его внешнем виде. Иноческое одеяние предельно простое по покрою. Его черный цвет призван напоминать о смерти, смирении, уединении и покаянии.
«Облачение в монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни» (старец Иосиф Афонский, 1898-1959).
Постриг в монахи: завершение
Завершается постриг в монахи братским целованием. Таково взаимное приветствие, при котором присутствующие в церкви подходят к новопостриженному с вопросом: «Как твое имя, брат?» Инок, назвав свое новое имя, трижды полуобнимается с подошедшим, соединив с ним руки в рукопожатии.
Далее, чтобы монах побыл «наедине» с Господом, его могут на несколько ночей оставить одного в храме для молитвы.
Как происходит постриг в монахини? Пострижение в женской обители совершается тем же порядком. Единственное отличие — пострижение совершается не настоятельницей монастыря, а иеромонахом (монахом, имеющим сан священника).
«Желающему монашества необходимо довериться Богу, от Которого зависит успех всякого дела, и просить Его помощи, чтобы не сойти с узкого и тернистого пути монашеской жизни. Господь неслучайно сказал, что узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь, поэтому немногие идут ими. Монашество называется еще бескровным мученичеством, потому что человек отсекает свои страсти, которые с ним сроднились и стали его второй природой, страдает и за других людей. Как сказал один подвижник: «Молиться за людей – это кровь проливать». Глубоко убеждена в том, что никого нельзя привлекать и зазывать в монастырь. Пусть обитель начнется с немногих, но истинных монахов. Но они станут примером для многих, и вокруг них будут спасаться тысячи» (игумения Викторина Перминова, настоятельница Богородице-Рождественского женского ставропигиального монастыря в Москве).
Обряд постриг
Лето жаркое, да душистое от запаха цветов. Солнышко лучистое, в небе с облаками резвится. Безмятежность повсюду, даже детки лениво возятся во дворе, спать им охота. Да не только их сморила жара, мужчины крепкие и то, маются и места себе не находят. Но трудятся они в поте лица своего, чтобы честным трудом содержать семьи. Благословлён богами каждый, кто лень свою поборет, и в руки взяв орудие, невзирая ни на что трудится целыми днями. Правый человек и в миру, и в войне найдёт для себя дело по умению своему. Женщины очаг держат, а мужчины оберегают и женщин своих с детьми, и дом свой. Тяжела участь каждого, ибо мужчина и воин, и защитник. Такому ремеслу с малых лет обучать надо, чтобы духом был крепок юноша и к всяким невзгодам готов. Знает это Некраса не понаслышке, росла она единственной дочерью среди пятерых братьев. Смолоду впитала в себя суровость воинской премудрости, ведала как тяжела участь мужей. Братьев своих она и на войну провожала, тосковала, и радостно встречала каждого. И пусть имя у неё было совсем некрасивое, но мила душой и ликом она была, души в ней не чаяли, все кроме батюшки. Она ему, как кость в горле была. Не желал он дочери, сыновей лишь миловал, вот когда и родилась она, дал ей имя ненавистное. А Некраса знай с нравом крутым выросла, имя своё, что знамя гордо несёт. Первая в хозяйстве, матушка на неё нарадоваться не могла, но бойкая, и отважная. Ни один мальчишка её в деревне испугать и обидеть не мог. А потом взял её в жёны Добромир — знатный воевода, гордость односельчан. И родила ему Некраса сыновей троих, как на подбор, солнцеликих. Завтра сына её младшего Мечислава, на Постриги отведут. Мал совсем сын ещё, от роду всего три весны ему, а он уже нравом строг, да слабостей не терпит. Воинский дух в нём живёт. И говорит Добромир, что заслуга в том не его, а материнская, потому, как и дома его вовсе не бывает, всё с ратью своей ходит по городам. А сыновей Некраса растит, воспитывает и учит быть сильными духом. Не плачет она, а чего ей слёзы лить, теперь её Мечиславушку воинским премудростям обучать будут родичи старшие. И горда она, как мать праведная, что дети её по правильному пути идут, и сыновья её отрада для рода всего. Завтра, срежут волосы льняные у сыночка её, сожгут в пламени священном, и станет он совсем взрослым. Разве стоит горевать из-за этого. И братья Некрасы придут, сердцу её дорогие и батюшка суровый. Он теперь дочерью своей горд безмерно, поговаривает в деревне, что не дочь у него вовсе, а воин в теле девичьем. А Некраса только улыбается на это, радостно ей, что признал её батюшка, полюбил такой, какой породил. Коль человек праведен, духом силён, то любые невзгоды его обойдут, так и она переборола и ненависть незаслуженную, не озлобилась в ответ. Теперь у неё есть всё и даже немного больше, видать боги не забыли о ней и вознаградили.
Суть славянского обряда Постриги.
Изначально, ребёнок был предоставлен в полное распоряжение матери. Это совсем неудивительно, ведь именно мать, окружая заботой своё чадо, помогала ему сделать первые шаги и начинать познавать этот мир. Забота матери была необходима для нормального формирования личности ребёнка, ведь до того, как он начнёт осмысливать свою роль в обществе, он должен быть полностью защищён. Так было издревле, и так происходит и сейчас. До того, как ребёнок учится, говорить, мыслить, осознавать, он полностью находится под материнской опекой, невзирая на половую принадлежность. Конечно, заботится о ребёнке должен и отец, но в древности мужчины брали на себя эту ношу только после того, как ребёнок достигал вполне сознательного возраста. В частности, это касалось мальчиков. Дело не в том, что дочерей любили меньше, или их вообще не признавали, всё дело в том укладе жизни, который был у древних славян. Наши предки жили по чёткому гендерному делению. Женщины должны были содержать хозяйство, готовить, убирать, шить, печь, рожать детей и так далее. Мужчины, в свою очередь, должны были охотиться, вспахивать поля, рыбачить, строить дома, воевать. У древних славянских мужчин попросту не было ни умения, ни времени заниматься с маленькими детьми, тем более девочками. Маленький ребёнок воспринимался, как нечто чрезмерно нежное и хрупкое. Совладать со всем этим могла лишь женская энергия. А когда мальчики достигали определённого возраста, уже отцы и остальные члены семьи мужского рода, брали его под свою опеку и начинали обучать воинскому делу и другим мужским ремеслам. Именно этот переход из-под материнской опеки, под отцовскую, знаменовал обряд Постриги.
Срок для проведения обряда Постриги.
Исторические упоминания об обряде Постриги.
Как таковой, упоминаний об Постригах в языческую эпоху у славянских народов нет, вместо этого мы имеем упоминания об этом обряде в ранних христианских летописях. Кстати, стоит заметить, что после прихода христианства на славянские земли, этот обряд принял религиозный смысл, и перестал считаться языческим, но об этом мы поговорим чуть позже. В пример исторического упоминания мы можем привести постриг чешского князя Вацлава. Данное действие датируется десятым веком. Так же существует задокументированное свидетельство о том, что обряд Постриг проводился и у русских, над князьями Юрием и Ярославом. Датой этих обрядов указаны 1192 и 1194 год. У поляков так же есть описание этого обряда, и оно свидетельствует о его языческом происхождении. Как мы видим, этот ритуал уходит глубоко корнями в языческое прошлое наших предков, и не является плодом воображения наших современников, которые кстати, очень любят приписывать нам несуществующих богов, и прочую языческую атрибутику.
Обряд Постриги — описание.
До наших дней не дожило детального описания самого обряда, ну или во всяком случае они не известны широкой публике. Поэтому, автор статьи будет опираться на труды профессора М.С.Чарновского. Он детально описал обряд Постриг, который был проведён около подножия горы Сленжи. Эта гора является священным местом для вроцлавских славян. Данный обряд датируется 3 июня 1988 года. Сам обряд проводил некий Антонег Вацек, который являлся общинником, родом из Вроцлава.
Суть обряда состояла в том, что ребёнок переходил из-под материнской опеки, под опеку отца и остальных родственников мужского пола. Здесь прослеживается и божеское покровительство. До семи лет мальчик находился под покровительством богов Лели и Полеля. После обряда Постриг, мальчик считался под покровительством грозного Перуна, который являлся покровителем доблестных воинов.
В обряде участвовали: родители мальчика, близкие родственники с обеих сторон, волхв, старейшина поселения, воин, музыканты, певцы и конечно сам виновник торжества — мальчик, которому было семь лет.
Привычной атрибутикой для проведения обряда были: требник; ножницы (которые должны были обязательно лежать на подносе); стул для посвящаемого мальчика; нагрудная повязка; музыкальные инструменты (так, как Постриги почитали, как большой и радостный праздник, на котором было принято играть и петь), подарок для посвящаемого (его обычно вручал своему сыну отец после того, как волхвом была срезана прядь волос). Для проведения обряда разжигали особый огонь, и этим занимался непосредственно сам волхв. При совершении обряда, на мальчике должна была быть одета белоснежная и просторная рубаха. После того, как волхв состригал с ребёнка прядь волос, и предавал её огню, было принято поднимать чарки с мёдом и желать уже посвящённому во взрослых мужей юнцу, здравия и благоденствия.
В описанном профессором М.С. Чарновским всё выше перечисленное присутствовало. Далее идёт краткое описание самого обряда, свидетелем которого и стал исследователь. Все участники праздничного обряда обязаны стоять. Лишь посвящаемый мальчик имеет право сидеть, его стул расположен в непосредственной близости от священного огня. Он одет в традиционную белую рубаху. Тем временем волхв одевает на себя нагрудную повязку, и объявляет о начале обряда. Для этого он читает особые слова из своего требника, согласно которым обряд Постриг, совершаемый им происходит с дозволения отца ребёнка, по закону установленным самими предками. Затем волхв обращается непосредственно к посвящаемому мальчику. Тот встаёт со своего стула, выправляется и смиренно отвечает на все заданные волхвом вопросы.
Вопросы относятся к разряду «кто ты?», «где ты живёшь?», «где твой край?», «кто ты на земле своей?» и так далее. Эти вопросы несут в себе сакральный смысл, именно через них приходит к посвящаемому привязка к родной земле, понимание себя, как защитника этой самой земли и своего дома. Здесь прослеживается вековая мудрость наших предков, уважение и поклонение таким ценностям, как семья, родина, дом. Это не то, о чём можно с лёгкостью забыть. Такие понятие буквально вдалбливались детям с самого рождения. Именно такие понятия служили главной опорой для мировоззрения древних славян. Нет ничего превыше родной земли, превыше Рода своего, и веры предков своих — именно с таким пониманием росли в древности дети, и наверно это было самым правильным из того, что когда-либо делал человек на этой грешной земле. Ответы мальчика, тоже заставляют буквально задохнуться от восторга. Когда старейшина спрашивает кто он, ребёнок не задумываясь отвечает, мол смелый поляк. Здесь ребёнок осознаёт себя частью своего народа и своей общины, он идентифицирует себя с национальной принадлежностью, и подчёркивает, что он смелый. Это правильная установка для защитника и будущего воина — он может бояться, но он не станет идти на поводу у своих чувств. Далее ещё интереснее. Старейшина спрашивает у ребёнка, каков же его знак, на что получает ответ, что это белый орёл. Если вы понимаете весь смысл этой символики, то объяснять вам нечего, но если вы не в курсе, то автор специально потрудится и объяснит. Орёл — это вообще священное животное у многих народов, ну вот просто не могли древние люди не заметить выдающуюся силу этой гордой птицы. Именно поэтому орёл стал символом силы, в частности воинской. Белый орёл — это сила, призванная вершить лишь благие дела. Так что, ответ мальчика заставляет задуматься о том, кого видели наши предки в воинах. В первую очередь это были не завоеватели, а защитники, то есть не носители насилия, причиняемое другим, а носители мира и силы, направленной защищать и оберегать свою землю. Возвышенно, однако.
Далее вопросы старейшины принимают смысловую нагрузку, которая подчёркивает цель самого обряда и посвящения мальчика уже во «взрослого мужчину». После того, как ребёнок осознал себя, как личность, как единицу одной целой общины, волхв задаёт ему вопросы, которые должны помочь мальчику понять своё предназначение и миссию. Старейшина спрашивает ребёнка о том, где он живёт, что для него значит это место, чем он обязан этой земле, и чем эта земля добыта. На всё это мальчик смиренно отвечает, что он живёт на польской земле, что является его отчизной, что защитили её его славные предки, ценой своей крови и многочисленных шрамов, и что он, в случае необходимости обязан отдать за свою родную землю свою жизнь. Услышав такое, наверно можно только молча встать и аплодировать. Вроде это просто слова, но сколько же в них скрытого смысла! Маленький мальчик, которому всего семь лет от роду, понимает и своё предназначение, и то бремя ответственности, которое должен взвалить на свои плечи. Вот настоящая суть этого обряда — мальчик учится быть мужчиной, воином и защитником своей отчизны. Невзирая на то, что весь этот обряд проводился в конце двадцатого века, это не отменяет его неразрывной связи с историческим прошлым. Будьте уверены, что примерно так и выглядел обряд и у древних славян. Возможно они говорили совершенно иные слова, и может обряд протекал иначе, но смысл самого празднества был именно таким.
За всеми этим следует священное действие отрезания волос. Старейшина, вооружившись ножницами с подноса, подходит к мальчику и срезает и небольшую прядь его волос. После этого действия, срезанная прядь волос предаётся сожжению в священном огне. Мальчик имеет право встать. Теперь он полноправный член общины, о чём и объявляет старейшина. Он сообщает присутствующим, что мальчик достойно прошёл посвящение, обрёл имя. Старейшина выдаёт подошедшим родителям ребёнка соответствующее свидетельство. Отец преподносит своему сыну подарок, который был приготовлен им заранее. Мать посвящённого зовёт всех собравшихся за стол, чтобы отпраздновать удачное завершение обряда. За столом первое слово принадлежит отцу мальчика, он желает долгой жизни своему сыну, здоровья и силы. Затем гости поднимают чарки с мёдом и заводят праздничную песню.
Вот такой вот обычай бытовал у наших предков. Если подвести итог, после всех выше указанных описаний, то автор, может смело признаться своему читателю в том, что он в полном восторге. Даже больше, автор за то, чтобы этот обряд стал неотъемлемой частью его современности. Правильная концепция восприятия мира, самого себя, своего долга, помогала ребёнку расставить свой приоритеты в нужной последовательности. Автор более чем уверен, что при таком идеологическом воспитании у детей не возникало желания резать себе вены, топиться в реке, или сделать с собой ещё что-то ужасное. Ведь по сути, дети очень ранимы и им свойственно теряться. Не имея твёрдой опоры и нужного курса в жизни, подростки имеют особенность сбиваться, попадать под чужое, негативное влияние и печально заканчивать свою жизнь, по сути из-за сущих пустяков. А раньше как было?! Родители следили за своими детьми, давали им правильный ориентир в жизни, помогали осознать себя и приобщали к труду. Если почитать древних путешественников и историков, то получается, что славянские племена были воинственными, сильными, любящими труд и всякие ремесла. У нас не только работали, да на войны всякие ходили, но и веселиться тоже умели. Всё чин по чину было, и ведь жили, не тужили. А что теперь?! А теперь есть у нас вроде прогресс, только от этого совсем нерадостно. Вот и думайте теперь откуда худо пришло, от нового времени, или от потери главных ценностей?!