Что такое последовательность событий
Что сначала, что потом? Учим малышей определять последовательность событий
Диана Василенко
Что сначала, что потом? Учим малышей определять последовательность событий
Развитие логического мышления детей старше 2 лет позволяет им определять причинно-следственные связи. Они понимают, что сначала мама готовит еду, потом зовет кушать, вначале нужно открыть коробку, потом – достать игрушки. Развивайте эту способность логически мыслить. Объясните на примерах значения слов «сначала», «до», «раньше», «потом», «после», «позже».
Начните с определения последовательности, состоящей из двух событий. Покажите ребенку рисунки, где порядок событий очевиден. Например, игрушка целая и сломанная. Пусть ребенок исходя из накопленного опыта покажет, что было сначала, что потом. Если ребенок перепутал последовательность, порассуждайте вместе с ним и вместе найдите правильный ответ. Может оказаться и так, что точка зрения ребенка тоже будет правильной. Например, игрушку сначала поломали, но потом ее починили. Постепенно увеличивайте количество картинок.
Со временем усложняйте задачу, предлагая ребенку картинки, где ход событий выражен не так явно. Как правило,это картинки с эмоциями: ребенок грустит, потому что игрушка сломана, но потом ее починили, и он опять радуется.
Алгоритм действий по обучению ребенка умению определять время Алгоритм действий по обучению ребенка умению определять время Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется.
Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования и воспитания. Современные.
Календарь событий в ДОУ Воспитатели детского сада 179 Толкачева Татьяна Александровна и Вит Ольга Николаевна работают по календарю Существует столько праздников.
Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребёнка определять время» КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное,.
Краткосрочная образовательная практика «Что сначала, что потом» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад №11 «Улыбка» Программа краткосрочной образовательной.
Последовательность введения звуков в речь Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики.
Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?». В процессе игры ребенок учится связно выражать свои мысли, составлять длинные.
Презентация «Умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности» Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. » Информация.
Эхо новогодних событий, колядки, рождество и другое… Эхо новогодних праздников 29 декабря в доме культуры «Радуга» прошло мероприятие для неорганизованных детей. В малом зале коллектив театра.
Последовательность событий
Методика «последовательность событий» предназначена для выявления сообразительности больных, их умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.
Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Существуют серии для детей младшего возраста («Волки», «Колодец», «Лодки» и др.), а также для подростков («Колесо», «Охотник» и т. д.). Оригиналы этих серий выполнены в красках, но можно пользоваться и их фотокопиями.
Инструкция и порядок проведения опыта таковы. Испытуемому показывают пачку беспорядочно перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место)’положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда — вторую, сюда — третью. а сюда — последнюю».
После того как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например, 5, 4, 1, 2, 3). Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых—помочь установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Умение ставить эти вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Эти вопросы и ответы ребенка записываются в протоколы. В протоко-[ ле описываются и те действия, с помощью которых ребенок исправлял допущенные ошибки. Если вопросы не обеспечивают правильного понимания последовательности изображенных событий, экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает снова разложить. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, экспериментатор (записав в протокол порядок второй раскладки и объяснения больного) сам рассказывает и показывает ребенку последовательность событий. Затем, снова перемешав все карточки, предлагает ребенку разложить их в третий раз.
В случае если ребенок устанавливает правильную последовательность лишь на этот раз, ему предлагают новую серию, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» с трудом усвоенного способа рассуждений на новую ситуацию.
При выполнении этого задания некоторые дети создают произвольный вымышленный порядок и, излагая сюжет события, нисколько не считаются с противоречащим такому порядку содержанием рисунков. Такие дети обычно не считаются также с кри-
тическими замечаниями и возражениями, которые содержатся в вопросах экспериментатора. Таким образом выявляется некритичность мышления (при глубоком слабоумии).
Некоторые дети не в состоянии справиться с установлением последовательности событий, если им дается 5 или 6 картинок, так как они не могут охватить столь значительный объем данных. Если ту же серию сократить, т. е. ограничить задачу тремя этапами (первой, средней и последней картинками), они успешно справляются с заданием. Такое сужение объема доступных для рассмотрения данных наблюдается при сосудистых и иных астениях органического генеза.
Интеллектуальное недоразвитие, трудность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляют себя в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, «спотыкаются» на одной, более трудной картинке—не могут найти ее место в ряду остальных и даже просто оценить ее содержание.
Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов: разложив в первый раз картинки неправильно, дети в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как ребенок реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора—«подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.
Значительный интерес представляют особенности устной речи детей, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная; лаконичная либо с тенденцией к излишней детализации).
Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.
Определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
Просмотр содержимого документа
«Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.»
Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.
Цель: Определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
Материал: Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.
Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту («Волки», «Колодец», «Лодки» и др.), а также серии для взрослых («Колесо», «Пьяница», «Охотник» и т. д.).
Есть несколько вариантов:
Вариант 1: Серия из 3-4 картинок, отражающих быт детей.
Вариант 2: Серия картинок с эмоционально – смысловым подтекстом. (Векслер, либо Бидструпа).
Инструкция: Начиная с 5ти лет применяя серии картинок 1ого варианта. Для детей начальных классов и старше – 2 ого варианта.
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.
«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие, акцентируй внимание. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
После того как больной разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит больного рассказать по порядку о том, что получилось. Если больной разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.
В случае, если больной лишь на третьей попытке правильно установил. Последовательность, полезно предложить ему другую серию той же методики, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» с трудом усвоенного способа рассуждений.
Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
— по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
— составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
— каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
— на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.
В случаях, когда при неправильном составлении последовательности рисунка, испытуемый сочинил логическую версию рассказа, считается что задание выполнено, верно.
Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать наводящие вопросы. Если не хватает ребенку словарного запаса для объяснения, а заданий для описания, то задаются вопросы, которые фиксируются в протоколе. В этом случае задание выполнено на среднем уровне.
Если не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то выполнение задания неудовлетворительно.
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
Не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа
По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ.
Составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (но за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ).
Каждая картинка описывается отдельно, сама по себе.
На каждом рисунке просто перечислены отдельные предметы.
Если 4-5 вариант, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей.
В последнее время для установления последовательности и смысла событий используются серии, составленные из карикатур («Дома и на работе», «Прошел год», «Кто работал и кто устал», «Обман зрения» и т. д.). Преимущество этих серий в том, что они труднее для понимания и пригодны для исследования более интеллектуально развитых и сохранных больных. В то же время центр тяжести задания при использовании этих серий как бы переносится с установления строгой последовательности этапов события (иногда эту последовательность точно устанавливать и не нужно) на понимание юмора, т. е. смысла карикатур в целом.
Серии последовательности событий по карикатурам используются с некоторой модификацией порядка проведения опытов. Больному раньше предлагают самому установить последовательность событий, а за тем, если он не может этого выполнить, предлагают карточку с названием серии. Название составляется обычно так, что оно как бы «проливает свет» на смысл всей серии.
Определение хронологической последовательности событий на примерах
Содержание:
Задание на ЕГЭ по предмету история или биология может быть сформулировано в виде такого предложения: «Установите хронологическую последовательность событий». Следует определить, к какому времени относятся события. Необходимо расшифровать, разобраться и запомнить, что такое «хронологическая последовательность». Тогда легче будет решать предлагаемые задачи.
Хронология и хронологический порядок
Одно из значений слова «хронология» — перечень, последовательность или порядок каких-либо событий во времени. Термин имеет древнегреческое происхождение, в переводе означает «учение о времени». В древнегреческой мифологии Хронос — это имя собственное. Так называли божество, одно из трех первоначал, породившее Воду, Воздух и Огонь.
Смысл задания «определите хронологическую последовательность событий» означает, что требуется составить список, основанный на датах протекания тех или иных событий. Начинают перечисление в исторической последовательности от самого древнего и завершают самым современным.
Задания по установлению хронологической последовательности
Установление хронологической последовательности чаще всего требуется по отношению к историческим событиям в государствах. Например, такая задача: «Установите хронологическую последовательность событий. Ответы запишите в нужном порядке»:
А) банкротство банков;
Б) прекращение инвестиций и кредитования предприятий;
В) обвальное падение цен акций на Нью-Йоркской бирже;
Г) закрытие предприятий.
В некоторых заданиях требуется следующее: «Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их». Для предмета биология это могут быть: 1) этапы в геологической истории Земли и в развитии органического мира, 2) периоды в составе одной эры. Такой перечень получил название «Геохронологическая таблица».
Выполнение задания по хронологии развития жизни на Земле:
Ответ на 1 вопрос. Эры: 1. Архейская. 2. Протерозойская. 3. Палеозойская. 4. Мезозойская. 5. Кайнозойская.
Ответ на 2 вопрос. Периоды палеозойской эры от наиболее раннего до наиболее близкого к нам по времени: 1. Кембрий. 2. Ордовик. 3. Силур. 4. Девон 5. Карбон. 6. Пермь.
Задание: «Установите последовательность этапов развития генетики».
Ответ:
1 этап. Работы Грегора Менделя (1856 г.), положившие начало изучению закономерностей передачи наследственных признаков организма. Исследования Х. де Фриза, К. Корренса, Э. Чермака (1900 г.). Появление терминов: «генетика» (У. Бэтсон, 1905 г.), «ген» (И. Людвиг, 1909 г.).
2 этап. Клеточный и хромосомный уровень изучения наследственности. Хромосомная теория (Т. Морган, 1910–1911 гг.).
3 этап. Исследование молекулярных основ наследственности. Создание модели молекулы ДНК (Ф. Крик и Дж. Уотсон, 1953 г.). Уточнение понятия «ген», расшифровка генетического кода.
Диагностическая методика «Установление последовательности событий»
Рыкова Олеся
Диагностическая методика «Установление последовательности событий»
(М. М. Семаго, Н. Я. Семаго)
Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.
Используются различные по сложности серии сюжетных картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности.
Стимульный материал: методика представляет собой одну сюжетную серию, состоящую из 4 картинок, которая отражает какое-либо событие несложного сюжета.
Возрастной диапазон применения: соответствующие серии картинок предназначены для работы с детьми от 3,5—4 до 7—8 лет.
Проведение обследования: перед ребенком на столе в случайном порядке (но не в линию) располагаются картинки доступной ребенку, по мнению специалиста, серии.
Инструкция 1. «Здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них внимательно, подумай, с чего все началось, что было потом и на какой картинке нарисовано окончание рассказа. Разложи, как все было, с чего началось и чем закончилось. Посмотри внимательно и начинай раскладывать».
В соответствующем разделе протокола регистрируются все действия ребенка. Отмечается, как он рассматривает картинки, как начинает работать, в каком стиле (хаотично или целенаправленно) действует. Замечает ли ребенок несуразности в последовательности или просто продолжает свою раскладку, просматривает ли всю последовательность после ее завершения, спокоен он или тревожится, как ориентируется на возможные реакции взрослого, обращается ли за помощью или работает самостоятельно и т. п. После завершения работы записывается в протоколе порядок расположения карточек и их направление (слева — направо или справа — налево и пр.).
Далее специалист просит ребенка рассказать сам рассказ по картинкам и придумать к нему подходящее название.
Инструкция 2. «А теперь попробуй составить рассказ по тем картинкам, которые ты разложил, и дай этому рассказу название». Особенности рассказа по данной серии изображений, в первую очередь, возможность понимания его основного смысла (последнее выражается, в том числе, и в возможности дать адекватное название разложенной последовательности) фиксируются в протоколе. Если ребенок справляется с данным заданием, то предъявляется следующая по сложности (в данном случае, количеству картинок) последовательность. Со стороны психолога возможны различные виды помощи (стимулирующая и организующая помощь, полное обучение, характер и объем которой также заносятся в протокол.
Инструкция: «Здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них». Когда ребенок посмотрит на картинки,предъявляется следующая инструкция: «Разложи, как все было, с чего началось и чем закончилось». Когда ребенок разложил все картинки,экспериментатор говорит: «А теперь попробуй составить рассказ по тем картинкам, которые ты разложил». После того, когда ребенок составит рассказ,экспериментатор просит: «Дай этому рассказу название».
– Уровни выполнения задания на установление последовательности событий
Высокий уровень: Ребенок правильно составляет сюжетную картинку, соблюдает все причинно-следственные и пространственно-временные связи. Рассказ составляет самостоятельно, который соответствует предложенной ситуации. Логика в рассказе не нарушена, он состоит из грамматически правильных предложений, лишние слова отсутствуют. 10-12 баллов
Средний уровень: Ребенок с незначительными нарушениями составляет сюжетную картинку. В целом рассказ соответствует изображенной ситуации. Наличие не нужных слов минимально. 3-9 баллов
Низкий уровень: Ребенок раскладывает сюжетную картинку неправильно. Нарушены причинно-следственные и пространственно-временные связи. Связь между предложениями отсутствует. Целостность нарушена, задание не выполнено. Множество не нужных слов в речи. 0-2 балла
«День Победы должен жить в каждом!» (фотоотчет праздничных событий и поздравления ветерана) Во все времена, а особенно в наше, когда эхо войны все дальше и дальше, а ветеранов становится все меньше и меньше, когда пытаются исказить.
«Остров-Огород». Репортаж с места событий. Пришла весна-красна,пришло время задуматься,как и чем украсить уголок природы. И вдруг появилась идея создания огорода на подоконнике!Ведь.
Диагностическая игра «Преобразование фигуры» для старшего дошкольного возраста Диагностическая игра «Преобразование фигуры» (старший дошкольный возраст).Блог. Лариса Гацко. Цель: выявление уровня перцептивных действий.
Февраль — калейдоскоп событий (фотоотчёт). Февраль в нашем детском саду был очень богат на различные выставки и мероприятия. 7 февраля прошёл у нас день вежливости, педагоги показали.
Интересная встреча (фоторепортаж событий одного дня). Сегодня,28 августа, во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи состоялись очередные педагогические встречи работников дошкольного.
Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.
Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.
Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления.