Что такое последний порт высадки

Зарегистрируйтесь с помощью одного из популярных сервисов или с помощью Email.

Еще не зарегистрированы? Регистрация

Высадка в промежуточных портах круиза

Ежедневно в каюту приносят газету Daily Programm, в которой размещена информация о стоянке в следующий день. Например, там будет написано:

Это означает, что лайнер прибывает в порт в 8 часов утра, отплывает в 19:00, а все на борту должны быть в 18:30. Перед выходом с корабля всегда стоит табличка с указанием времени для пассажиров и для персонала. Обязательно обращайте на нее внимание, т.к. время в газете и на табличке может не совпадать.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

В промежуточных портах высадка происходит в порядке живой очереди, за исключением тех, кто отправляется на экскурсию от компании, их собирают в барах/театре в определенное время и они организованно выходят на берег. При выходе с корабля необходимо предъявить свою корабельную карточку, офицер охраны регистрирует её при помощи специального устройства, соединённого с компьютером портовой полиции. После этого можно сойти на берег.

Тендерная высадка

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Что нужно брать с собой на берег

Что делать если опоздали на лайнер

Если вдруг вы опаздываете на корабль, стоите «в пробке» по пути в порт или ваш поезд задерживается, обязательно сообщите об этом, позвонив по номеру телефона указанному на корабельной карте. Будет ли ждать корабль опоздавших пассажиров, зависит от большого числа факторов, включая расписание порта, число пассажиров которые опаздывают и настроение капитана.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Источник

Кровавый «Юбилей». Солдат союзников послали на верную смерть

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Перед десантной операцией в Дьепе командование союзников ставило следующие задачи: 1) высадиться на побережье и штурмом захватить город и порт Дьеп, 2) удерживать Дьеп в течение времени, достаточного для сбора разведывательных данных и изучения оперативности реакции германского командования, 3) разрушить объекты оборонительной и технической инфраструктуры в порту и на побережье. Реализовать план операции, получившей название «Юбилей», было решено 18 августа 1942 года. Дьеп привлекал внимание союзников еще и потому, что его защита со стороны германской армии была весьма слабой. В Дьепе дислоцировались германские части береговой обороны общей численностью в 1400 солдат и офицеров. Эти части считались вспомогательными и комплектовались призванными из резерва мужчинами в возрасте 40 лет и старше, а также солдатами, не годными к строевой службе по состоянию здоровья. Что касается подкрепления, то еще в общей сложности 2500 солдат и офицеров вермахта могли прибыть в Дьеп в ближайшие несколько часов после высадки. Поэтому британское командование было убеждено, что спокойно сможет захватить важный порт еще до подхода подкреплений вермахта.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадкиДля участия в операции союзники выделили силы общей численностью в 6086 солдат и офицеров – англичан, канадцев и американцев, в том числе 4963 пехотинца, 1075 коммандос британского спецназа, 50 рейнджеров США. Их поддерживали 30 танков и 7 бронемашин, а с воздуха – самолеты Королевских ВВС Великобритании. Побережье разделили на четыре зоны высадки – Синюю, Красную, Белую и Зеленую. В Синей зоне высаживались солдаты Королевского Канадского полка. В Белой и Красной зонах – части Королевского Гамильтоновского полка легкой пехоты, Эссекского Шотландского полка, Монреальского Канадского полка фузилеров, батальона Королевской морской пехоты Великобритании и 14-го Канадского танкового полка. В Зеленой зоне предстояло десантироваться солдатам Южного Саскачеванского полка и Личного Королевского Камеронского Канадского горного полка.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Десантные силы были погружены на 200 десантных барж. Обеспечивать десантную операцию в Дьепе должны были 8 эсминцев, а также канонерки и катера. Однако в самое последнее время заинтересованным силам (об этом ниже) удалось отсрочить время начала операции, и назначенная на 18 августа операция фактически была перенесена на следующий день – 19 августа.

Флот покинул южное побережье Англии в ночь на 19 августа. У побережья Нормандии конвойные суда, сопровождавшие десантные баржи, столкнулись с немецким патрульным кораблем. Началась перестрелка, которую заметили на берегу. Унтер-офицер береговой охраны, ветеран Первой мировой войны, незамедлительно сообщил о перестрелке командиру – в 03:48 ночи. Немецкие солдаты тут же заняли свои позиции. Таким образом, о готовящейся высадке союзников стало известно еще до того, как состоялась сама десантная операция. Это был первый шаг к провалу.

19 августа в 4:50 на берег выпрыгнули первые десантники, которые предприняли атаку на две артиллерийские батареи. 3-й батальон коммандос атаковал Берневаль, 4-й батальон коммандос – Варенжвиль, Южный Саскачеванский полк и Личный Королевский Камеронский горный полк атаковали Пурвиль, а Королевский канадский полк – Пюа. Однако в Пюа и Берневале уже в 03:48 по тревоге были подняты части береговой охраны. Им удалось блокировать высадку третьего батальона коммандос, в результате чего высадился далеко не весь батальон. В Пюа береговая оборона пулеметным огнем не позволила канадским пехотинцам продвинуться дальше береговой полосы. Более того, меткий огонь противника быстро выбил почти всех офицеров полка, после чего полк оказался деморализован и не смог преодолеть береговую полосу. Единственными, кому удалось захватить плацдарм – береговую артиллерийскую батарею в Варенжвиле – стали бойцы 4-го батальона коммандос. В Пурвиле канадские стрелки перепутали место высадки, из-за чего опоздали к началу штурмовой операции. Через полчаса там же высадился 2-й канадский батальон, но он был быстро остановлен подоспевшими гитлеровцами. Неудачной оказалась и высадка бронетехники – почти все танки противник тут же уничтожил огнем артиллерийских орудий и ударами с воздуха, лишь шесть машин смогли преодолеть полосу пляжа.

Тем временем, драматические события разворачивались в воздухе над Дьепом. Здесь началось масштабное воздушное сражение между самолетами Королевских ВВС, обеспечивавшими авиационную поддержку десантной операции, и силами люфтваффе, поднятыми по тревоге. С обеих сторон в воздушном сражении принимали участие 945 самолетов. Но и здесь пилоты люфтваффе смогли быстро сориентироваться и взяли верх над британской авиацией.

Штурмовая операция по взятию Дьепа началась в 05:20. В ней участвовали два канадских полка под прикрытием оставшихся танков. Города достигли лишь небольшие отряды пехоты и шесть танков. Их остановили баррикады на дорогах и истребители танков из артиллерийских частей 10-й танковой дивизии вермахта. В результате шесть танков союзников оказались в безвыходном положении, застряв на улицах Дьепа. В конце концов, танки были уничтожены либо брошены танкистами. Бои на улицах Дьепа также не принесли канадским частям желаемой победы. Генерал-майор Робертс уже в 09:00 отдал приказ об отступлении, после чего оставшиеся в живых солдаты повернули назад. Последние части десантников даже не успели высадиться на побережье, когда им пришел приказ поворачивать назад в Англию. Начавшееся отступление продлилось три часа, с 11:00 до 14:00, и происходило под сильнейшим огнем гитлеровских войск.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Вечером командование канадской и британской армий подвело плачевные итоги операции «Юбилей». Она закончилась полнейшим провалом союзников, продемонстрировав крайне низкий уровень подготовки операции и управления войсками. Англо-канадские десантные силы понесли серьезнейшие потери. Из 6086 десантников погибли или были взяты немцами в плен 3623 человека – более половины личного состава. Военно-морской флот потерял 1 эсминец, 33 десантные баржи и 550 моряков. Военно-воздушные силы потеряли 106 самолетов и около 500 человек личного состава авиационных подразделений. Потери германских войск, оборонявших Дьеп, были куда менее масштабными – 561 человек погибшими. В воздушном сражении люфтваффе потеряли всего 48 самолетов. Получается, что объединенные силы канадских и британских войск были разгромлены противником, уступавшим по численности примерно в пять раз. Более того, Дьеп защищали резервисты – в основной массе люди или немолодые, или негодные к строевой службе. Провал Дьепской операции дал прекрасный повод гитлеровской пропаганде издеваться над британским и канадским командованием, рассуждая о том, что британцы намного проигрывают немецким солдатам в воинском духе и доблести.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

— коммандос Фрезера возвращаются после операции

Генерал-майор Джон Робертс также был подвергнут сильной критике за поражение канадской пехоты во время десантной операции. Через полгода после Дьепа его сняли с должности и отправили в Великобританию, где он командовал резервными соединениями и уже не играл серьезной роли в боевом управлении вооруженными силами. После войны он поселился на Нормандских островах, а умер в 1962 году, всего в 67 лет. Полковник Саймон Фрезер продолжал службу в подразделениях коммандос, участвовал еще в целом ряде известнейших операций Второй мировой войны, получил серьезные ранения и звание бригадира. Он умер в 1995 году, в возрасте 83 лет, в родной Шотландии.

Источник

Высадка в Нормандии: «величайшая операция» или жуткое позорище?

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Прежде чем начинать наш разговор, необходимо определиться в главных моментах. Уже тогда, в далеком 44-м начавшаяся нормандской высадкой глобальная операция «Оверлорд», направленная на захват северо-западной части Франции, не являлась никаким «вторым фронтом», направленным на помощь Советскому Союзу в борьбе с нацистскими ордами! Это был самый настоящий фронт против нашей страны, отчаянная попытка предотвратить выход победоносной Красной армии в Европу или хотя бы не допустить превращения всего Старого Света в содружество социалистических государств. Американские, британские, канадские и австралийские парни гибли не для того, чтобы меньше было убито наших дедов и прадедов, не ради спасения лишней тысячи узников нацистских лагерей смерти. Их гнали в атаку во имя сохранения единства Западного мира и противостояния СССР, уже, фактически, сломавшего хребет Третьему рейху.

Что было бы, не высадись тогда англо-американский десант на французских пляжах? Единая Германия – в виде ГДР, естественно. Социалистические Франция, Греция, Италия – а то и все европейские страны без исключения. Недобитому британскому льву осталось бы только шипеть и плеваться со своего острова, а американскому орлу и дальше щелкать клювом за океаном. И никакого НАТО, заметьте! Эх, красота. Они уже тогда не были нашими союзниками – несмотря на все фальшивые клятвы, дававшиеся Сталину в Тегеране в 1943-м. Именно исходя из этого позволю себе утверждать, что попытки поставить высадку в Нормандии в ряд «величайших сражений Второй мировой», а то и объявить ее «переломным моментом» таковой являются ничем иным, как гнусной ложью и оскорблением памяти наших героических предков, в действительности выигравших ту Войну. А нынешние телодвижения Запада – вроде выпуска памятных монеток, где среди знамен победителей нацизма нет ни советского, ни российского флага или устраивание «междусобойчиков» на французских пляжах без нашего, опять-таки, участия, но с приглашением представителей стран, бывших союзниками Гитлера. Все это суть ничто иное, как жалкая и гадкая попытка примазавшихся к победе, мягко говоря, далеко не первостепенных участников войны «махать кулаками» после не ими выигранной драки. Но мы-то знаем правду!

«Тигр»-убийца, но не танк

Вне всяких сомнений, весь массив информации по событию, о котором у нас пойдет речь далее, столь велик, что втиснуть его в одну статью нереально. Так что заранее прошу извинить за все упущенное. Впрочем, вы меня дополните – уверен. Постараюсь остановиться на основополагающих моментах, коснувшись, прежде всего, тех, о которых истратившие на возвеличивание «Нептуна» тонны бумаги и километры кинопленки деятели избегают упоминать самым старательным образом. Ну, вот хотя бы – о подготовке к высадке. Очень много написано, к примеру, о проводившихся для ее обеспечения масштабных кампаниях по дезинформации и отвлечению внимания гитлеровцев на ложные пункты предполагаемой высадки. Гораздо более скупо западные военные историки повествуют о маневрах союзников, предшествовавших операции в Нормандии. Тому есть вполне конкретные причины.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Впрочем, буквально на следующий день, 28 апреля, произошло событие, с лихвой переплюнувшее friendly fire на девонском пляже – как по масштабам нелепости, так и по количеству пролитой крови. Оказавшийся глубокой ночью в заливе Лайм конвой Т-4 состоял из восьми тихоходных десантных судов LST (landing ship tank) и двух кораблей прикрытия. То есть, это запакованные в баржах, как кильки в банках пехотинцы так думали. На самом деле, охранял Т-4 всего один британский корвет «Азалия». Эсминец «Скимитар», накануне не разминувшийся с одним из транспортных судов, вышел было из порта, но вынужден был вернуться для ремонта. Каким образом девять торпедных катеров Кригсмарине, выметнувшихся из тьмы волчьей стаей, оказались в том же заливе? В случайность, о которой пытаются твердить некоторые историки, верится слабо. Мне более правдоподобным представляется вариант простейшей «прослушки» радиообмена союзников. На это немцы были большие мастера. А еще они не были трусами. Не видя в темноте ни черта и рискуя нарваться на вражеские эсминцы, они атаковали.

Первая торпеда влетела в борт LST-507, превратив его в пылающий факел. От второй, выпущенной четверть часа спустя, взлетел на воздух дождем обломков LST-531. Третья торпеда досталась LST-289. После этого опомнившиеся от первого шока союзники начали, наконец, палить из всего, что имелось на борту. Этим огнем был успешно подбит LST 511, а немцы, совершенно справедливо решив, что дальше тут справятся и без них, растворились в ночи, не получив ни единой пробоины. Самое замечательное, что пилота Королевских ВВС Британии Пита Невилла, ставшего свидетелем творящегося в заливе кошмара и попытавшегося доложить о нем на ближайшую базу Болтон Хед, там в ответ обматерили и потребовали не засорять эфир глупостями, поскольку в этом районе идут учения и ничего более. Цифра погибших в водах Лайма называется опять-таки, разная – от около 800 до 1500 человек. Есть, кстати, подозрения, что в это число вписали и жертвы предыдущего инцидента. Так или иначе, но официально гриф секретности с этих событий был снят только в 1986 году, а соответствующую табличку на Арлингтонском военном кладбище установили еще девять лет спустя.

Неудивительно – ведь, как выяснилось впоследствии, абсолютное большинство американских морских пехотинцев, канувших в воды залива Лайм, либо не знали, где на корабле находятся спасательные жилеты, либо. вообще не умели ими пользоваться! А и правильно: на фига козе баян, а морпеху – спасжилет?! Этот эпизод особо рекомендуется к прочтению любителям поговорить о царившем в годы войны в РККА «беспределе», «заваливании трупами» и «замалчивании в СССР истинных масштабов потерь».

На ком кровь «Омахи»?

Если кто-то решит, что такая страшная цена, уплаченная за подготовку к высадке, впоследствии обернулась меньшим количеством жертв во время ее проведения, то глубоко ошибется. Людей там положили немерено. Опять-таки – предвижу возражения: «Ну, так ведь это была величайшая морская десантная операция за всю историю войн!» Не спорю, так оно и было – по масштабам. Вот только тут имеются нюансы, которые непременно надо разъяснить, прежде чем начинать разговор о самом «Нептуне».

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Как известно, все зоны высадки в Нормандии имели у союзников свои условные обозначения. Американцам достались «Юта» и «Омаха». Если на «Юте» воевать было, практически, не с кем, то «Омаха» сполна собрала с десантников кровавую дань. И дело тут было не только в том, что им противостояли настоящие солдаты – вроде ефрейтора-пулеметчика Генриха Северло, в одиночку выкосившего из своего MG42 чуть ли не пару тысяч американцев. Сказать, что высадка на данном участке была организована бездарно – это ничего не сказать. Десант с моря прикрывали шесть эсминцев, три крейсера и даже парочка линкоров. Комендоры этих кораблей трудились не покладая рук, отправив в сторону берега 15 тысяч снарядов. Но, вот именно, что – в сторону. Реальных целей – бункеров, огневых точек, артиллерийских позиций и окопов пехоты не поразил ни один выстрел. Имевшая абсолютное и безраздельное господство в воздухе авиация отбомбилась вообще непонятно куда – хорошо хоть, не на головы собственным десантникам.

В заключение хочу сказать: все написанное вовсе не попытка посмеяться над теми, кто умирал на пляжах Нормандии 75 лет назад. Так или иначе, они воевали с нашим общим врагом – уж как могли и как умели. Вечная им память. Эта статья – ответ всем тем, у кого хватает наглости ставить «Нептун», «Оверлорд» и прочие подобные моменты Второй мировой в один ряд со Сталинградом и Курской дугой. Любой желающий вполне может сравнить силы Вермахта, противостоявшие союзникам в 1944 году во Франции, с группировками гитлеровцев, которые Красной армии пришлось громить в том же самом году в ходе Ленинградско-Новгородской, Днепровско-Карпатской, Львовско-Сандомирской военных операций, не говоря уж о «Багратионе». Никакие высадки, никакие «вторые фронты» были бы невозможны в принципе, не находись на Восточном фронте все части и соединения, составлявшие истинную силу и мощь Третьего рейха. Да и не следует забывать, что после Нормандии были еще и Арденны, где союзники умудрились крепко получить от фрицев на орехи при многократном превосходстве в живой силе и технике. Получить так, что Черчилль вынужден был забрасывать Сталина слезными письмами о помощи. Впрочем, это уже несколько друга история.

Не пригласили в Нормандию? Ну, и ладно – было б, что праздновать. Как по мне, так лучше с белорусами юбилей «Багратиона» отметить!

Источник

Операция «Мушкетёр»

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

31 октября 1956 года многочисленные британские и французские самолёты атаковали египетские аэродромы и командные пункты египетских войск. Началась спланированная буквально «на коленке» операция «Мушкетёр» — по сути, последняя большая война эпохи великих колониальных империй. Основной целью операции был захват Порт-Саида и установление контроля союзников над всей зоной Суэцкого канала.

Тройственная интервенция

События, приведшие к Суэцкому кризису 1956 года, были обусловлены множеством факторов: арабо-израильским конфликтом, свержением короля Фарука в июле 1952 года и приходом к власти в Египте националистически настроенных офицеров во главе с Гамалем Абделем Насером, а также стремлением Великобритании любой ценой сохранить военный контроль над Египтом. Непосредственным поводом для войны стала национализация Суэцкого канала, о которой египетские власти объявили 26 июля 1956 года. Было заявлено, что доходы от него пойдут на финансирование строительства Асуанской плотины (кредит на которую Англия и США отказались выдавать), а всем акционерам выплатят компенсацию в размере текущей стоимости акций.

Что такое последний порт высадки. Смотреть фото Что такое последний порт высадки. Смотреть картинку Что такое последний порт высадки. Картинка про Что такое последний порт высадки. Фото Что такое последний порт высадки

Британское правительство решило воспользоваться поводом и вернуть себе контроль над зоной канала, откуда только что ему пришлось вывести свои войска. Британцам удалось заручиться поддержкой Израиля, находившегося с Египтом в состоянии шаткого перемирия, а также Франции, которая в тот момент была ближайшим союзником Израиля. Кроме того, Франция вела войну в Алжире, где Египет поддерживал повстанцев Фронта национального освобождения.

22-24 октября во французском городе Севр прошли секретные переговоры, в которых участвовали премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, руководство израильской и французской армий, а также министры иностранных дел Франции и Великобритании. Было решено, что 29 октября Израиль атакует египетские войска на Синайском полуострове и отбросит их к Суэцкому каналу. После этого Великобритания и Франция потребуют отвести войска обеих сторон от канала и предъявят Египту ультиматум — согласиться на оккупацию зоны канала для обеспечения международного судоходства. В случае отказа выполнять эти требования англо-французские войска должны были атаковать Египет, вывести из строя его ВВС, а затем высадить десант в Порт-Саиде и занять всю зону канала.

Соединённые Штаты о планах интервенции информированы не были: союзники опасались, что администрация президента Эйзенхауэра выступит против интервенции.

Силы и средства

Сосредоточение англо-французских морских и воздушных сил в восточной части Средиземного моря велось ещё с августа 1956 года. К концу октября объединённая морская группировка насчитывала более 130 кораблей и судов, включая линкор (французский «Жан Бар»), 7 авианосцев, 7 крейсеров, 28 эсминцев, 27 эскортных миноносцев и фрегатов, 6 подлодок, 40 десантных и множество эскортных и вспомогательных судов. Для переброски войск и снабжения прошлось мобилизовать около полусотни крупных гражданских судов (в основном, британских). Часть этих сил (включая один крейсер) разворачивалась в Красном море для обеспечения высадки в Суэце, которую позже отменили.

Все морские силы союзников были собраны во временное Оперативное соединение 345, которое, в свою очередь, делилось на тактические целевые группы: авианосную — TF 345.4, десантную — TF 345.5, морской пехоты — TF 345.7 и обслуживания — TF 345.2.

Для операции были выделены мощные воздушные силы — в общей сложности 461 самолёт наземного базирования, в том числе 228 истребителей, 70 бомбардировщиков, 81 разведчик и 82 транспортных машины. Кроме того, на авианосцах находилось около 195 палубных самолётов и 34 вертолёта. Таким образом, ударная группировка имела порядка 700 самолётов, из них около трети французских. Британская авиация базировалась на аэродромах Мальты и Кипра, часть французских сухопутных машин заранее была переброшена на аэродромы Израиля (авиабазы Рамат-Давид и Лод).

Для высадки было собрано около 45 000 британских и порядка 20 000 французских солдат, а также три танковых полка — два британских и один французский. При этом французские десантники имели опыт войн в Индокитае и Алжире и, в целом, были подготовлены лучше британских.

Первоначально операция получила кодовое обозначение «Гамилькар», но затем была переименована в «Мушкетёр», а её сухопутная часть именовалась «Телескоп». Общим главнокомандующим был назначен британский генерал Чарльз Фредерик Кейтли, командующий британскими сухопутными силами на Среднем Востоке, его заместителем стал французский вице-адмирал Пьер Баржо. Десантными силами командовал генерал-лейтенант Хью Стокуэлл, его заместителем стал генерал-майор Пьер Бофр.

План высадки

Изначально предполагалось использовать для захвата зоны канала британскую 16-ю отдельную парашютную бригаду с Кипра, высадив её с воздуха сразу в нескольких местах вдоль канала. Но внезапно выяснилось, что бригада занята борьбой с греческими повстанцами, и основной её состав не обучен прыжкам с парашютом. Воздушный десант пришлось заменить морским: сначала взять Порт-Саид, расположенный у северной оконечности канала, затем высадить на захваченный плацдарм главные силы и, двигаясь по суше, захватить всю зону вдоль канала. Теперь с воздуха предполагалось высадить лишь часть десантников, имевшую наилучшую подготовку. Впрочем, британское руководство рассчитывало, что бомбардировки подорвут дух египетских военных и даже могут привести к свержению Насера без наземной операции.

Вскоре выяснилось, что у союзников не хватает высадочных средств — пехотно- и танкодесантных судов, способных доставлять войска и технику на большое расстояние и выгружать на необорудованное побережье. Вдобавок высадка на пляжах вокруг Порт-Саида затруднялась малыми глубинами у берега. Основная часть англо-французских войск и почти вся их техника доставлялась на крупных транспортах, поэтому для успешной высадки требовалось как можно быстрее захватить внутреннюю гавань Порт-Саида. Наконец, высадку с моря надо было осуществить до середины ноября, когда начинается сезон штормов.

Согласно окончательному плану, операция начиналась с захвата аэродрома Эль-Гамиль в 6 км к западу от Порт-Саида. Здесь высаживался батальон британских парашютистов, который занимал аэродром, после чего на него с помощью транспортных самолётов перебрасывалась войска с тяжёлым вооружением. Одновременно французы высаживали на южной окраине Порт-Фуада парашютный десант численностью до полка. Затем оба десанта с двух сторон занимали гавань Порт-Саида, обеспечивая разгрузку здесь основных сил. При необходимости предусматривалась также высадка дополнительных морских десантов на побережье.

Воздушная мощь

Израильское наступление, получившее кодовое название «Кадеш», началось 29 октября в 15 часов. Уже к 30 октября обнаружился успех израильских подвижных сил на центральном направлении, ведшем через Синайскую пустыню к Исмаилии и Суэцу. Вечером того же дня Великобритания и Франция обратились к воюющим сторонам с ультиматумом, требовавшим отвести войска от канала.

Срок ультиматума истекал на следующее утро, но первые воздушные удары по египетским аэродромам англо-французская коалиция нанесла лишь вечером 31 октября, а в ночь на 1 ноября флот вторжения вышел в сторону Египта с Мальты и из Алжира.

За пять дней англо-французская авиация сделала около 2000 вылетов. Часть египетских самолётов была уничтожена на аэродромах, однако большинство новых машин уцелело — для них не хватало обученных экипажей, поэтому их сразу же перегнали на юг страны либо в Саудовскую Аравию.

Понимая, что следующим шагом коалиции станет высадка с моря, египетское командование приказало войскам отходить с Синая к Суэцкому каналу для его обороны. Это было ошибкой: в результате фронт на Синае рухнул. Гораздо более удачным было другое решение египетского руководства: блокировать Суэцкий канал затоплением в нём нескольких десятков судов (в основном, из состава технического флота). Таким образом, декларативная забота союзников о свободе международного судоходства в канале обернулась полным его прекращением.

5 ноября: высадка с воздуха

Сначала высадку с моря и с воздуха предполагалось проводить одновременно, но в итоге для ускорения операции воздушный десант решили выбрасывать 5 ноября, за сутки до подхода транспортного соединения.

В 8:15 по Гринвичу около двух сотен британских десантников из 3-го парашютного батальона приземлились на аэродроме Эль-Гамиль (ныне — международный аэропорт Порт-Саида). Потеряв от египетского огня 12 человек, парашютисты заняли территорию лётного поля, куда вскоре на вертолётах была переброшена оставшаяся часть батальона — ещё около 300 человек во главе с командиром 16-й бригады бригадным генералом Батлером. После окончательного захвата аэродрома транспортными самолётами сюда было выгружено шесть противотанковых орудий с автомобилями «Виллис». Оборонявший аэродром египетский батальон понёс существенные потери от атак с воздуха, но организованно отступил к Порт-Саиду.

На 15 минут позже 600 французских десантников из 2-го колониального парашютного полка под руководством подполковника Пьера Шато-Жобера высадились в Расве — южном районе Порт-Фуада, на острове между старым и новым рукавами канала, а также частично на западном берегу старого рукава. Высадка здесь позволяла накапливать силы, не опасаясь появления превосходящих сил противника. Чтобы избежать рассеивания по большой площади, французы выбрасывались с низко летящих самолётов, с высоты в 200-300 м. Чуть позднее здесь высадился сам командир 10-й парашютной дивизии генерал Жак Массю.

Впрочем, добиться решающего превосходства союзникам было несложно: гарнизон Порт-Саида, которым командовал бригадный генерал Салахаддин Могуй, насчитывал около 2000 человек — 600 кадровых солдат, три батальона резервистов, четыре самоходки СУ-100 и некоторое количество артиллерии. Из них в Порт-Фуаде находилось не более 500 человек.

Основная тяжесть боёв в городе легла на британцев: к 13 часам они вышли к западной окраине Порт-Саида и атаковали расположенные здесь казармы береговой охраны, где засел отступивший с аэродрома египетский батальон. Вопреки ожиданиям, египтяне сражались отчаянно; в уличных боях хорошо показали себя самоходки СУ-100 — основным средством против них стали палубные истребители F-4U «Корсар» с французских авианосцев, вооружённые неуправляемыми ракетами.

К вечеру французы заняли почти весь Порт-Фуад, а также захватили на другой стороне Суэцкого канала оба моста через деривационный канал к озеру Мензала. Взорвав восточный мост, парашютисты укрепились у западного моста и блокировали шоссе, ведшее в город с юга. Поскольку мост на шоссе, ведшем в Порт-Саид с запада вдоль берега моря, был разбомблён ещё 3 ноября, теперь город оказался изолированным от остального Египта.

Кроме того, французы захватили водопроводную станцию и выключили подачу в Порт-Саид воды — это было грубым нарушением всех конвенций о ведении войны, причём не имевшим даже формальных оправданий. Одновременно атакой истребителей-бомбардировщиков F-84F «Тандерстрик» были подожжены топливные резервуары в нефтяной гавани, и над Порт-Саидом растянулось облако жирного чёрного дыма.

Во второй половине дня союзники направили к египетскому командующему парламентёров с предложением о сдаче. Чтобы выиграть время, генерал Могуй согласился на переговоры при условии заключения временного перемирия. Впрочем, союзники тоже были заинтересованы в перемирии для эвакуации раненых и перегруппировки своих сил: к этому времени продвижение 3-го батальона было остановлено на окраине города.

В переговорах участвовали все командиры союзников — генералы Батлер и Массю, полковник Жато-Жобер. Они предложили египтянам сдачу в плен с отправкой на Кипр. Генерал Могуй отказался, в ответ потребовав восстановления водоснабжения города, на что британское командование, в конце концов, согласилось. Могуй использовал кратковременную передышку, чтобы наладить управление своими силами. В 22:30 бои возобновились.

Первоначальный план взять город одним только воздушным десантом не удался: египтяне не были деморализованы и оказали организованное сопротивление, поэтому генерал Бофр потребовал от командования скорейшей высадки морского десанта. Его непосредственный начальник адмирал Стокуэлл возражал, но в итоге высадку решили ускорить.

6 ноября: высадка с моря

На рассвете 6 ноября союзный флот приблизился к Порт-Саиду. Авианосная группа осталась в 30-35 милях от берега; линкор, крейсера и эсминцы приблизились на 6-8 миль и открыли артиллерийский огонь по египетским береговым батареям и городу. Стрельба вызвала значительные разрушения в жилых кварталах, хотя с целью минимизации жертв британским кораблям разрешалось вести огонь только 114,5-мм орудиями. Впрочем, французы таких ограничений не вводили, и линкор «Жан Бар» выпустил по городу несколько 381-мм снарядов. Как минимум огонь французских кораблей оказался бесполезен из-за отсутствия корректировки. Клод Мориссо, артиллерийский офицер с эсминца «Буве», вспоминал:

«Много лет спустя я узнал, что присутствие кораблей огневой поддержки, в том числе линкора „Жан Бар” и нашего, было бесполезным, поскольку офицер-парашютист, начальник команды наблюдателей, отвечавший за корректировку нашего огня, не смог установить радиосвязь ни с одним из кораблей огневой поддержки».

Ещё до прекращения огня к берегу двинулись тральщики, за которыми следовали десантные суда и баржи с подразделениями 3-й британской бригады морской пехоты. 40-й и 42-й батальоны бригады высаживались на пляжах у западной окраины Порт-Саида с помощью 9-тонных пехотно-десантных барж LCA и 15-тонных плавающих бронетранспортёров LVT. Использовать здесь более крупные десантные суда (в том числе для выгрузки танков) не позволяли малые глубины: лишь у Западного мола удалось выгрузить с малых танкодесантных судов несколько танков «Центурион» роты «C» 6-го королевского танкового полка, которые оказали серьёзную поддержку 40-му батальону.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *