что такое социальная леность
Понятие социальная леность в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная леность
Около века тому назад французским инженером М. Рингельманом было доказано, что усилие индивида в команде по перетягиванию каната будет меньше, нежели в личном первенстве. При измерении усилий при натягивании каната было установлено, что по максимуму свои усилия участник прикладывал только тогда, когда был уверен, что тянет канат в одиночку. Индивидуальное усилие превышало усилие в коллективе на 18%. Данный феномен получил название «социальная леность».
Выводы о социальной лености были сделаны и на основании других экспериментов – так Латане, Уильямс, Харкинс обратили внимание, что 6 громко кричащих или аплодирующих человек, шума производят больше не в 6 раз, а всего в 3 раза, чем это делает 1 индивид.
Интересно то, что факт существования социальной лености признают все, но, при этом, никто не желает признавать себя ленивым.
При работе в группе, у её членов появляется искушение поживиться за счет товарищей или, говоря по-другому, просто стать «халявщиком».
Социальная леность появляется не только тогда, когда испытуемым приходится перетягивать канат, аплодировать или громко кричать, она появляется и тогда, когда надо перекачивать воду, перекладывать кирпичи и т. п.
В тех случаях, когда вознаграждение за работу оценивается без учета индивидуального вклада, «халявщики» находятся в выигрыше, не прилагая особых усилий.
Коллективный труд, должен предполагать личную ответственность за его результаты. Благоприятную почву для проявления социальной лености создает отсутствие индивидуальной ответственности.
Эффект социальной лености имеет свою причину, обнаруженную проведенными исследованиями.
Являясь членом группы по перетягиванию каната, человек чувствует, что его индивидуальность растворяется, такие задания по сути своей являются соединительными и требуют усилий каждого члена группы. Вклад каждого участника группы определить невозможно и, если кто-то не будет прикладывать усилий, то группа этого не увидит.
Готовые работы на аналогичную тему
С ростом численности группы в некоторой степени возрастает анонимность – чем больше численность людей, вносящих свой вклад в общий результат, тем сложнее определяется процессуальная потеря конкретного члена группы. Можно предположить, что максимальное снижение усилий произойдет с переходом от индивидуальной работы к работе в паре, т.е. от необезличенной к обезличенной работе.
Таким образом, эксперименты показали, что при анализе групповой работы главная роль отводится характеристикам задания.
Социальная леность не относится к универсальным явлениям и, надо сказать, что проявляется только при выполнении группой таких заданий, когда определить вклад каждого её члена невозможно.
Факторы социальной лени
Можно назвать следующие факторы:
Никакие социальные технологии не могут пока преодолеть эффект социальной лени. Специалисты, разбирая загадки этого эффекта, пытаются выяснить наличие таких условий, при которых группа сможет превзойти сумму достижений отдельных членов. Ответ, правда, до сих пор так и не найден, но, зато, хорошо стали понятны скрытые мотивы, ведущие к снижению результатов – как правило, индивидуально работающий человек сам себе говорит – кто, если не я? Ответ же группы довольно прост – а товарищи для чего?
Отсутствие индивидуальной ответственности заставляет человека подчиниться закону экономии энергии – то, что я не сделал, сделают другие.
Эффект социальной лености возникает при отсутствии четких зон ответственности и размытости поставленных требований. Тем не менее, специалистами были выявлены условия, при которых издержки групповой деятельности с недостаточной координацией и леностью, можно свети к минимуму.
Среди этих условий:
Социальная леность в повседневной жизни
В лабораторных условиях феномен социальной лености наблюдается абсолютно у всех, а как с её распространением в повседневной жизни и будут ли результаты соответствовать лабораторным?
Рассмотрим исторические примеры. Крестьяне в бывших колхозах России работали на полях и личную ответственность за конкретный участок земли не несли. Собственные нужды обеспечивались небольшими частными наделами, на которые приходился всего 1% пригодных земель. Результат обработки давал 27% от всей продукции сельского хозяйства страны.
Частные земельные наделы в Венгрии, например, занимали 13% и давали 1/3 продукции. После 1978 г, когда в Китае разрешили продавать излишки сельхозпродукции сверх госзаказа, китайские крестьяне увеличивали производство на 8% в год, что было в 2,5 раза быстрее по сравнению с предшествовавшими годами.
Рабочие Северной Америки, не состоящие в профсоюзе и не желающие работать на общественных началах, не прочь воспользоваться льготами профсоюза.
Зрители общественного телевидения не желают принимать участие в сборе средств для телестудии. Получается, что возникает мотивация бездельничать, когда вклад человека не оценивается и в индивидуальном порядке не вознаграждается.
Безусловно, коллективные усилия не всегда ослабляются. Бывает так, что цель очень значима и от каждого требуется максимальное количество усилий, тогда дух команды не только вызывает, но и поддерживает сильное рвение. Примером такой ответственности являются гребные гонки на соревнованиях, где каждый гребец академической восьмерки выкладывается на полную мощность.
При сложности поставленной задачи, человек воспринимает собственный вклад как незаменимый. Эксперименты, проведенные в азиатских странах, показали, что и для них тоже существует социальная леность, но, проявляется меньше, чем в странах индивидуалистских (западные страны). Этот факт объясняется тем, что в странах коллективистских культур высока лояльность по отношению к рабочей группе и к семье.
Социальная леность, безответственность в коллективной работе и управление по целям
Давайте разберемся, что за термин такой интересный «Социальная леность» (Social loafing), как он влияет на работу и какие факторы могут его сопровождать, нанося дополнительный вред. Если описать простым языком, то это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общих целей, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Это явление изучается в социальной психологии, и, как вы понимаете, сильно влияет на результаты работы в коллективах. Социальная леность определяет снижение личной ответственности индивида в коллективе, а значит, приводит к снижению прилагаемых им усилий. Таким образом, это явление снижает общую эффективность всего коллектива. При этом испытуемые не чувствовали себя «лодырями», они считали, что усилия прикладывают одинаково и в одиночку, и в группе. Давайте порассуждаем, что является причиной. Низкая мотивация членов группы, их несогласованность или плохая координация действий приводят к такому результату?
Почти 100 лет тому назад французский инженер Макс Рингельманн задался вопросом, будут ли все члены коллектива прикладывать столько же усилий, как и одиночки. Для этого был проведен эксперимент на основе соревнования по перетягиванию каната. Оказалось, что каждый участник групп затрачивал на 18% усилий меньше, чем если бы тянул один.
В практике рассматривается еще один эксперимент с аплодисментами. Суть его в следующем: ряд испытуемых, которым велели аплодировать в группе, создавали шум только в два раза больше, чем один (для чистоты эксперимента у них были завязаны глаза и закрыты уши. Кому-то говорили, что они хлопают в группе, а кому-то, что они в одиночестве).
Вопреки распространенному мнению, что «коллектив — это сила», было доказано, что в действительности у членов группы может быть меньше оснований хорошо трудиться над коллективной целью. Получается, что имеет место психологический фактор.
Хочу рассмотреть еще один распространенный психологический фактор, влияющий на коллективную работу не менее, чем «Социальная леность», этот фактор называется «Потерянность в толпе».
Суть данного фактора в том, что индивид может чувствовать себя «потерянным в толпе», «обезличенным», считая, что его усилия не будут вознаграждены, то есть, чем больше количество участников в группе, тем больше каждый из них склонен чувствовать себя деиндивидуализированным (утратившим свою индивидуальность, свое «Я» и слившимся с толпой). А это приводит к демотивации, понижению желания трудиться и падению производительности.
Возможен и другой вариант, но уже осознанный, когда индивид будет понимать, что весь обезличенный коллектив работает над достижением целей, и, если он (индивид) не сделает что-то максимально эффективно или просто эффективно, то все равно кто-то сделает это, вытянет и можно не стараться, прикладывать меньше усилий, ведь персональной оценки и ответственности не будет. У него будет четкий триггер – «меньше работаю, получаю столько же».
Из написанного выше, можно сделать вывод, что для устранения описанных проблем нужно:
— четко установить цели на каждом уровне;
— задействовать коллектив в проработке своих целей;
— объяснить значимость и важность целей и работы над достижением этих целей;
— объяснить цели компании;
— мотивировать членов группы на максимальную отдачу;
— поддерживать командный дух;
— выдавать задачи различной сложности, чтобы работа не теряла притягательности;
— контролировать работу членов группы.
Замечу, что группы меньше бездельничают, если их члены являются близкими друг другу по духу, и, если есть сплоченность, а над сплоченностью группы/команды должны работать и руководители.
Феномен социальной лености или Почему ответственность должна быть личной
Сто лет назад француз Рингельман проводил эксперименты с перетягиванием каната и обнаружил, что один человек тянет канат сильнее, чем тот же человек в составе команды. Чем многочисленнее команда, тем меньшие усилий прикладывает каждый ее участник
Явление назвали эффектом Рингельмана и стали исследовать. Ученые проводили самые разные эксперименты и убедились, что, например, в толпе каждый участник хлопает и кричит слабее, чем в одиночку и крутит педали лучше, если думает, что делает это один, а не в составе команды.
Сами испытуемые во всех экспериментах были уверены, что стараются одинаково.
Это явление назвали социальной леностью. Когда появляется возможность «затеряться в толпе», каждый прилагает чуть меньше усилий, чем когда трудится в одиночку: возрастает социальная леность.
Социальная леность в действии
Если в коллективе нет персональных оценок и руководство оценивает только коллективные результаты, социальная леность проявится и в работе.
На фабрике по производству консервированных огурцов есть несколько сотрудников, которые должны сортировать огурцы в банки по размерам. Труд каждого из них обезличен: банки потом скапливаются в общем бункере, и невозможно различить, кто из работников отвечал за наполнение каждой из них.
В этой ситуации работники будут запихивать в банку все огурцы подряд, независимо от их размера.
На работе действует тот же эффект Рингельмана: чем многочисленнее команда, тем слабее усилия каждого сотрудника. Коллективная ответственность, обезличенный труд — условия для проявления социальной лености.
Чтобы снизить негативные проявления, нужно максимально персонализировать ответственность и результат труда каждого работника.
Когда коллективные усилия не расслабляют
Исследователи также выяснили, что коллективная работа не всегда становится условием для проявления социальной лености.
Если команда работает над сложной, неординарной, увлекательной задачей, социальная леность не проявляется. Участники команды оценивают свой труд как незаменимый и стараются изо всех сил, независимо от персонализации результатов.
Не ленятся и члены группы, в которой работают друзья: никто не хочет подвести друга, поэтому социальная леность в такой группе не проявляется.
Как победить социальную леность
Первым шагом в профилактике социальной лености является определение персональной зоны ответственности и выработка ясных требований к сотрудникам.
Например, вы руководите работниками, которые копают грядки. Ваша персональная зона ответственности — вспаханный определенным образом участок земли. Как руководителю, вам важно определить персональную зону ответственности для каждого из ваших подчиненных. Каждый из работников должен ясно понимать, какого именно результата вы ждете от него, например, площадь определенным образом обработанной поверхности.
Если у вас в подчинении сотрудники, упаковывающие продукцию, им необходимо ясно понимать, чего именно вы от них хотите. Например, 12 конфет в общей упаковке, 12 определенным образом сложенных конфет или 12 определенного цвета конфет — разница есть.
Если руководитель не определил четкие зоны ответственности и требования поставленные им размыты, не понятны или неоднозначны, то он может столкнуться с эффектом социальной лености.
Понятие социальная леность в психологии — Что такое социальная леность?
Почти столетие назад французский инженер Макс Рингельманн обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов.
Исследователь Бибб Латане проверил этот вывод, заставив людей поверить, что они работают вместе с другими, хотя на самом деле они это делали в одиночку. Шести испытуемым завязывали глаза, рассаживали в полукруг и надевали им наушники, через которые испытуемых оглушал шум оваций. Люди не могли слышать самих себя, а тем более других. Ученые предполагали, что в группе испытуемые будут кричать громче, так как меньше будут стесняться. Результат был удивителен: когда участники эксперимента верили, что вместе с ними кричат и хлопают пятеро других, они производили на одну треть меньше шума, чем в предполагаемом одиночестве. Рукоплескавшие в одиночку и группе не воспринимали себя как «лодырей»: они считали, что хлопают одинаково громко и в той и другой ситуации.
Что такое социальная леность?
Социальная леность — тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценить свой собственный вклад, когда их личная ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, и результатом становится социальная ленность.
Не всегда коллективность усилий приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима, что командный дух заставляет каждого прилагать максимум усилий. Установлено также, что люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна. В случае трудной и интересной задачи люди могут воспринимать свой вклад в дело как незаменимый.
Установлено также, что когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее. Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы. То же самое происходит и в случае межгруппового соревнования.
Когда группа встречается со стимулирующим препятствием, когда вознаграждается успех группы как целостного образования и когда царит дух «командной игры», члены группы работают наиболее энергично.
Для того чтобы увеличить мотивацию членов группы, часто используют стратегию отслеживания индивидуальной продуктивности. Например, тренеры в групповых видах спорта снимают на видеопленку игру и впоследствии оценивают каждого игрока.
Независимо от того, находятся люди в группе или нет, они прилагают больше усилий, когда их личный результат может быть определен. Этот вывод напоминает о повседневных ситуациях с размытой ответственностью, в которых члены группы склонны перекладывать ответственность и часть обязанностей друг на друга.
Деиндивидуализация
Нам трудно представить одинокого рок-фаната, исступленно вопящего около своего музыкального центра, одинокого подростка, расписывающего подъезды. В определенных ситуациях люди, являющиеся членами группы, склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что психологи называют деиндивидуализацией. Группа растормаживает нас, вызывает чувство возбуждения или принадлежности к чему-то большему, чем «Я». Следствием могут быть акты вандализма, погромы, нарушение правил общественного порядка, террористические акты и т.п.
Деиндивидуализация — утрата самосознания и боязни оценки, которая возникает в групповых ситуациях, когда обеспечена анонимность человека.
Состояние деиндивидуализации может усиливаться под воздействием следующих факторов:
3. Возбуждающие и отвлекающие занятия. Взрывам агрессии в группах часто предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и отвлекают внимание. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание.
«Все братья и сестры секты Муна взялись за руки и кричали с нарастающей интенсивностью: чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я А! ЯА! ПАу! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть, чу — чу — чу, испугала меня; но она же дала мне чувство комфорта, и было что-то чрезвычайно расслабляющее в этом накоплении и высвобождении энергии» (Ф. Зимбардо).
4. Снижение самосознания. Обстоятельства, понижающие самосознание, например алкогольное опьянение, повышают деиндивидуализацию. Деиндивидуализация, наоборот, снижается, если повысить самосознание. Это происходит, например, перед зеркалом и камерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов.
Где проявляется социальная леность
Социальная леность появляется не только тогда, когда испытуемым приходится перетягивать канат, аплодировать или громко кричать, она появляется и тогда, когда надо перекачивать воду, перекладывать кирпичи и т. п.
В тех случаях, когда вознаграждение за работу оценивается без учета индивидуального вклада, «халявщики» находятся в выигрыше, не прилагая особых усилий.
Коллективный труд, должен предполагать личную ответственность за его результаты. Благоприятную почву для проявления социальной лености создает отсутствие индивидуальной ответственности.
Эффект социальной лености имеет свою причину, обнаруженную проведенными исследованиями.
Являясь членом группы по перетягиванию каната, человек чувствует, что его индивидуальность растворяется, такие задания по сути своей являются соединительными и требуют усилий каждого члена группы. Вклад каждого участника группы определить невозможно и, если кто-то не будет прикладывать усилий, то группа этого не увидит.
С ростом численности группы в некоторой степени возрастает анонимность – чем больше численность людей, вносящих свой вклад в общий результат, тем сложнее определяется процессуальная потеря конкретного члена группы. Можно предположить, что максимальное снижение усилий произойдет с переходом от индивидуальной работы к работе в паре, т.е. от необезличенной к обезличенной работе.
Влияние фактора обезличенности можно проверить — для этого экспериментатор изменяет задание так, чтобы испытуемые были уверены в том, что усилия каждого члена группы можно идентифицировать. Проведенный эксперимент подтвердил это предположение, и вклад каждого участника группы можно было зарегистрировать – эффект социальной лености не наблюдался.
Таким образом, эксперименты показали, что при анализе групповой работы главная роль отводится характеристикам задания.
Социальная леность не относится к универсальным явлениям и, надо сказать, что проявляется только при выполнении группой таких заданий, когда определить вклад каждого её члена невозможно.
Термин социальная леность характеризует один из мотивационных аспектов снижения активности участников группы. Коль скоро мы обнаруживаем снижение продуктивности в группе даже при условии безупречной координации, мы должны попытаться найти этому эффекту иное объяснение. Причиной тому может быть действие двух факторов, а именно/ распыления ответственности и деиндиви-дуализации. В данном контексте распыление ответственности имеет место, когда задание должна выполнить большая группа людей, но при этом вклад каждого из участников остается «за кадром».
Вернемся к нашему примеру с воздушными шарами для украшения праздничного зала. Когда двадцать человек одновременно шумно вдыхают и выдыхают, надувая шары, откуда им знать, — может быть, я все это время била баклуши и надула всего несколько штук. Ведь мы же не ставим свое имя на каждом надутом шарике. Кто узнает, что я ленилась? Я, так уж и быть, внесу свою лепту, но раз конечный результат определяется суммой общих усилий, то ради чего, спрашивается, мне напрягаться?
О понятии деиндивидуализации мы тоже говорили в прошлой главе. Напомню, что деиндивиду-ализация — это ощущение утраты идентичности личности. Оно сопровождается ощущением снижения ответственности за следование социальным нормам (Dipboy, 1977). Таким образом, получается, что анонимность вклада в сочетании с недостатком ответственности способствуют возникновению эффекта социальной лености. Для изучения способов решения этой проблемы было бы чрезвычайно полезно найти группу, которая бы не сталкивалась с феноменом социальной лености.
Обстоятельства возникновения деиндиндивидуализации
1. Размер группы. Исходя из этого, Ф. Зимбардо выдвинул гипотезу обезличенности в больших городах, что само по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он провел эксперимент, в ходе которого на улице маленького городка и респектабельного района большого города были оставлены без присмотра два автомобиля. В маленьком городке за неделю к автомобилю подошел 1 человек только для того, чтобы закрыть крышку багажника, так как начинался дождь. В большом городе только за первые 10 минут было совершено 23 эпизода вандализма, и за трое суток автомобиль был практически уничтожен.
2. Физическая анонимность. В 1970 г. Ф. Зимбардо провел серию экспериментов, в ходе которого женщинам из Нью-Йоркского университета предлагалось наносить удары электрошоком. Сила ударов была больше всего, когда женщин одевали в одежду ку-клус-клана, и была меньше, если женщинам надевали именные таблички. И меньше всего интенсивность ударов электрошока была, когда им выдавали халаты медсестер.
С этим связан эффект ношения униформы, где используется целенаправленная деиндивидуализация. По исследованиям Р. Уотсона в тех армиях, где воины деперсонализованы (маски, раскраска лица), более жестоко обходятся с пленными.
Видимо, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает отчет в своих действиях и становится более восприимчивым к ситуационным намекам как отрицательным (маска ку-клус-клана), так и положительным (халат медсестры). При наличии альтруистических намеков деиндивидуализированные люди жертвуют денег даже больше, чем обычно. Анонимность высвобождает не только отрицательные импульсы, так как не все импульсы негативны. Как показал эксперимент, в ходе которого две группы людей собирали в темной и освещенной комнатах, в темной комнате зафиксировано на 30% больше прикосновений, чем в освещенной, на 50% больше обнимали соседей. Люди из темной комнаты требовали эксперимент повторить.
3. Отвлекающие и возбуждающие занятия. Малозначительные акции могут привести к снижению самосознания, вызвать эмоции и привести взрывам агрессии (например, секта Муна использует выкрики «чу-чу-чу»).
Но, надо сказать, что деиндивидуализация иногда нужна. Мы ищем возможности деиндивидуализироваться, когда нам нужны сильные эмоции и ощущение общности с окружающими. В культуре — это функция проективной разрядки (карнавалы, праздники, богослужения в храме, дискотеки, войны, уличные беспорядки).
4. Ослабленное самосознание, то есть рассогласование поведения и установок. Одним из мощных факторов, ослабляющих самосознание, является алкогольное опьянение.
+К факторам, повышающим самосознание, и снижающим деиндивидуализацию, можно отнести наличие зеркал, телекамер, яркого света; маленькие поселки; ношение именных табличек или нестандартной одежды; структурирование толпы, т. е. выделение в ней частей и лидеров; отсутствие отвлекающих внимание стимулов; подача позитивной информации, так как ее отсутствие может привести к смене настроения толпы на негативное, панике; необычная обстановка; сильное чувство самосознания, индивидуальности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института