Что такое послание в литературе
ПОСЛАНИЕ
ПОСЛА́НИЕ, эпистола (греч. epistolē), литературный жанр: стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (напр., П. к Пизонам «Наука поэзии»), живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVIIXVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А. П. Сумароков). В эпоху романтизма П. теряет жанровые признаки (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, «Послание цензору» А. С. Пушкина), а к середине XIX в. перестает существовать как жанр.
Формальный признак П. наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание П. по традиции (от Горация) преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные П. повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между П. и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков П. стиралась, поэтому многие П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределённого жанра («Во глубине сибирских руд» А. С. Пушкина).
Смотреть что такое «ПОСЛАНИЕ» в других словарях:
Послание — 1. Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30 х гг. XIX в. Зачинателем его… … Литературная энциклопедия
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь … Толковый словарь Ушакова
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ( Наука поэзии Горация) до середины 19 в. ( Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее … Современная энциклопедия
послание — См … Словарь синонимов
Послание — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Послание — В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия
ПОСЛАНИЕ — поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова
Послание — (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Послание — ПОСЛАНИЕ. письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к… … Словарь литературных терминов
Послание — ■ Благороднее, чем письмо … Лексикон прописных истин
послание
Смотреть что такое «послание» в других словарях:
Послание — 1. Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30 х гг. XIX в. Зачинателем его… … Литературная энциклопедия
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь … Толковый словарь Ушакова
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ( Наука поэзии Горация) до середины 19 в. ( Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее … Современная энциклопедия
послание — См … Словарь синонимов
Послание — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Послание — В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия
ПОСЛАНИЕ — поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова
Послание — (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Послание — ПОСЛАНИЕ. письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к… … Словарь литературных терминов
Послание — ■ Благороднее, чем письмо … Лексикон прописных истин
ПОСЛАНИЕ
1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера — популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30-х гг. XIX в. Зачинателем его следует считать римского поэта Горация (см.), в своем П. к Пизонам («De arte poetica») давшего теоретические основы поэтики. Русский поэт Сумароков (см.) в «Эпистоле о стихотворстве» (epistola — по-латыни — послание, письмо), продолжая традиции Горация и французского теоретика Буало (см.) с его «L’art poetique», изложил основы поэтики классицизма. Философским характером отличаются четыре П. англ. поэта П. Попа (см.) — «Опыт о человеке». В качестве образца дидактич. П. можно указать на послание Ломоносова (см.) к Шувалову «О пользе стекла».
Особенного расцвета жанр П. достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской литературе, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды. П. — жанр типично аристократический в европейской литературе, по преимуществу дворянской, рассчитанный на тесный круг социально-привилегированных читателей, для к-рых адресаты поэта как люди одной с ним среды — личности, достаточно известные, часто знакомые. С ослаблением в литературе дворянских традиций постепенно исчезает жанр П., и начиная со второй половины XIX в. он встречается лишь как исключение или нарочитая стилизация.
2. Прозаическое письмо церковно-религиозного или публицистического содержания, по своему значению и назначению выходящее за пределы исключительно личного обращения, — жанр, между прочим широко распространенный в древней и средневековой русской литературе (напр.П. кн. А. Курбского и Иоанна Грозного друг другу, многочисленные П. протопопа Аввакума и др.). Эпистолярная литература.
Смотреть что такое ПОСЛАНИЕ в других словарях:
ПОСЛАНИЕ
(литерат.)(épître, Epistel) — литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанром очень распр. смотреть
ПОСЛАНИЕ
ПОСЛАНИЕ
ПОСЛАНИЕ
послание ср. 1) а) Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное). б) Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным лицам или учреждениям в форме письма. 2) Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-л. 3) Одно из произведений раннехристианской литературы, приписываемых церковью апостолам.
ПОСЛАНИЕ
послание с.1. message 2. лит. epistle
ПОСЛАНИЕ
ПОСЛАНИЕ
ПОСЛАНИЕ
Послание (épî tre, Epistel) — литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанром очень распространенным. Содержание его весьма разнообразно — от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор П. говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до торжественности и пафоса, иногда — что более свойственно П. — понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому обращено П. Особенно свойственными стилю П. старая поэтика считала изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры — гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали П. до Горация, создавшего этот литературный жанр и давшего образцы его, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них — 3 П., посвященные литературе, особенно П. к Пизонам: «De arte poetica». Вслед за тем Овидий, называющий себя в «Ars amandi» изобретателем этого рода позтических произведений, написал ряд «Неroides» — любовных П. от имени женщин, и «Ex Ponto» — П. к жене, дочери, друзьям и к Августу; к П. могут быть отнесены также его «Tristia». В Риме П. писали еще Авзоний и Клавдиан. Истинное отечество П. — Франция, где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чем угодно, легко укладывающаяся в рамки П. Клеман Маро (см.), давший первые образцы П. во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его П. из тюрьмы Шатлэ к его другу Лиону Жаме и два П. к королю — первое «pour sa dé livrance» и второе «pour avoir été desrobbé «; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением. За ним писали П. Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его «Ep î tre chagrine»), Буаробер, но всех их затмил Буало (см.), который нашел в П. литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из его двенадцати «Epitres» особенно известны IV — «Au Roi, sur le Passage du Rhin» (1672), VII — «A Racine» (1677) и XII — «A mon jardinier» (1695); как во внешней структуре, так и в содержании П. Буало заметно сильное влияние Горация. В XVIII в. П. становится излюбленной формой. Вольтер, возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блеск изящества и остроумия. Он писал П. Фридриху, Екатерине («Elev é d‘Apolion, de Vénus et de Mars, qui sur ton tröne auguste as placé les beaux-arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu‘on pense etc.», со знаменитым стихом: «C‘est du Nord aujourd‘ hui que nous vient la lumi è re»), писателям, своим друзьям и врагам, актрисам, неодушевленным предметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau, а Horace). Одновременно с Вольтером писали П. Жантиль Бернар («Ep î tre а Clandine»), Берни («Ер. sur la paresse»), Седэн («Ер. а mon habit»), Буффлер («Ер. а Voltaire»), Грессе («Ер. а ma soeur»), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж. Шенье и др. В нашем веке во Франции писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго; есть отдельные сборники П. Виеннэ — «Ep î tres et satires» (1845) и Отрана — «Ep î tres rustiques». П. — довольно распространенная литературная форма и в Англии. Классическими считаются четыре П. Попа, составляющие его «Опыт о человеке», а равно «Epistle from Eloisa to Abelard» (1716). В немецкой изящной литературе П. приняло лирическую окраску. П. писали Виланд (» Zwö lf moralische Briefe», 1752), Гекинг («Аn meinen Bedienten»), Глейм, Якоби, Шмидт, Уц, Николаи, I. В. Михаэлис; особенно известны П. Шиллера «Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die B ü hne brachte», Гете — «Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bü cher», и Рюккерта. Из современных поэтов П. писал Готшалль (см). В Италии известны П. Киабреры («Lettere famigliare»), который ввел эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма П. (также под названиями «письмо, эпистола, стихи») была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший П. Наиболее известны П. Кантемира («Письма» к Трубецкому, Потемкину, «К стихам моим»), Тредьяковского («Эпистола от российския поэзии к Аполлину»), В. Петрова, Княжнина («П. прелестницам», «П. трем грациям», «К российским питомцам свободных художеств» и др.), Козодавлева, Кострова («Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины», «К председателю муз» и др.), Сумарокова (пять «эпистол» — «О русском языке», «О стихотворстве» и др.), Ломоносова («О пользе стекла», Шувалову); Фонвизина («П. к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке»), Дашковой («П. к слову»), Рубана («Российской музы П. к Овидию»), Капниста («Батюшкову», «Озерову», «К прекрасной»), Виноградова («Епистола Александру Петровичу Ермолову»), Державина («Любителю художеств», «Эпистола Шувалову»), Муравьева, Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются П. Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящие П. в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали П. также Карамзин («К Плещееву», «К женщинам», «К бедному поэту»), Гнедич («Перуанец к испанцу») и др. П. Пушкина — превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических П.; П. к Дельвигу («Череп») вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие П. также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для, адресата. В лирике Пушкина П. занимают видное место, особенно П. к Батюшкову, «Городок», Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому («Моему Аристарху»), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют П. «В Сибирь» и «Овидию». В дальнейшем развитии П. теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений. «Валерик» Лермонтова — письмо в стихах — не имеет уже ничего общего с шаблоном классического П. Тем же свободным характером запечатлены П. Тютчева («А. Н. Муравьеву», «К Ганке», «Кн. А. А. Суворову»), Некрасова («Тургеневу» и «Салтыкову»), Майкова, Полонского, Надсона («Письмо к М. В. В.»). Ар. Гр. Одна из главных форм античной литературы, послание (epistola, έπίστολή), сделалась, по примеру посланий апостольских, одной из главных форм позднейшей литературы христианской. В век «мужей апостольских» это была почти единственная форма сочинений, излагавших христианское вероучение и нравоучение, а равно устройство взаимных отношений и внешний быт христиан. Таковы послания Климента римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, апостола Варнавы. Простота этой формы вполне соответствовала, с одной стороны — степени образования этих отцов церкви, не владевших образованием внешним, с другой стороны — потребности христианского общества в элементарном и общедоступном изложении учения, для чего особенно удобна форма П. или письма. По мере того, как в состав церкви вступают, уже во II в., люди образованные и ученые и, наряду с верой церкви (πίστις της έχχλησίας), возникает христианское «знание» (γνώσις της έχχλησίας), над «П.» в христ. литературе берет верх форма сочинения (на Востоке — λόγος, на Западе — tractatus), дававшая место систематическому и диалектическому раскрытию предмета. Но и на долю «посланий» во II и III вв., а также и в последующее время, осталась обширная область. Прежде всего сюда относится вся область церковного права и проекты решения разных спорных вопросов церковной практики. Так появились П. канонические (напр., каноническое П. св. Григория Неокесарийского о степенях покаяния, Дионисия Александрийского и др.), П. с извещением о ересях, появлявшихся в епархиях и просьбой о содействии к их уничтожению (напр., П. Александра, епископа александрийского, по поводу ереси Ария), П. приветственные и ободрительные (во время гонений) от одной церкви к другой (напр., Феоны и Памфила), увещательные — по поводу внутренних смут и раздоров, П. пасхальные епископов александрийских — о времени празднования Пасхи в данном году, об однообразном устройстве церковного благочиния (Кирилл Александрийский), о вопросах догматических (напр., папы Льва Вел. — об евтихианской ереси, Иоанна Постника — о девстве). Некоторые из этих П., одобренные церковью, составляют один из первоисточников христ. учения, как часть священного предания, наряду с прочими творениями св. отцов; другия содержит в себе так назыв. частные мнения св. отцов. С посланиями св. отцов не следует смешивать их письма, которые хотя издателями их часто именуются также «посланиями», но отличаются от них тем, что назначались не для целой или поместной церкви, а для отдельных лиц, связанных с корреспондентами узами родства, дружбы или официальными отношениями. Эти письма часто имеют важное историческое значение, заключая в себе массу деталей о церковном, общественном, государственном быте данной эпохи. Эразм и более поздние критики, оценивая эти письма с литературной точки зрения, иногда ставят их наряду с лучшими произведениями литературы античной. Таковы, напр., письма Киприана Карфагенского, блаж. Августина и Иеронима и св. Василия Вел. (о последних см. ст. И. А. Чистовича в «Христ. Чтении», 1866). На Западе, после Григория Вел., также развилась обширная литература П. разных духовных лиц по разным обстоятельствам; но она малоизвестна и мало разработана на самом Западе, так как с установлением в катол. церкви принципа абсолютизма деятельность частных лиц затмевалась догматической и административной деятельностью самого папы или соборов. Единственное почти исключение составляют в этом отношении П. св. Бернарда Клервосского (XII в.). П., воспроизводящие тип святоотеческих П. патристического периода, вновь появляются в духовной литературе с основанием русской церкви. Таковы П. первых русских митрополитов Леонтия — «Об опресноках», Георгия, Иоанна II и Никифора о посте, о варяжской вере, позже — П. Симона, епископа владимирского к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину, митрополита Фотия, Геннадия, архиепископа новгородского и др. Тот же самый тип патристического периода представляют П. позднейших иерархов восточной церкви и русского святейшего синода. Лучшие образцы этих позднейших П. — «П. восточных патриархов в ответ лютеранам на присланное ими аугсбургское исповедание Лютера» и «П. пастве константинопольского патриархата от лица константинопольского патриарха по поводу папской энциклики о соединении церквей»; образец современного П. русского синода — «П. к старообрядцам». С церквами англиканской и старокатолической русский св. синод сносится также «Посланиями». Н. Б—в.
ПОСЛАНИЕ
ПОСЛАНИЕ. — письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значен. смотреть
послание
Смотреть что такое «послание» в других словарях:
Послание — 1. Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30 х гг. XIX в. Зачинателем его… … Литературная энциклопедия
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь … Толковый словарь Ушакова
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ( Наука поэзии Горация) до середины 19 в. ( Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее … Современная энциклопедия
послание — См … Словарь синонимов
Послание — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Послание — В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия
ПОСЛАНИЕ — поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь
ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова
Послание — (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Послание — ПОСЛАНИЕ. письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к… … Словарь литературных терминов
Послание — ■ Благороднее, чем письмо … Лексикон прописных истин
ЭПИСТОЛА – это литературное произведение в форме послания, письма. Наиболее известная в русской литературе эпистола, написанная поэтическим языком – это письмо Татьяны из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
А мы. ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.
……….
(А.С.Пушкин)
Обобщу сказанное. Характерные черты поэтической эпистолы:
1. В доверительной форме автор излагают свой внутренний мир.
2. В тексте присутствует речь, оформленная в виде монолога или диалога.
3. Предполагается обязательное присутствие адресата и отправителя.
4. Письмо – это форма общения.
Теперь поговорим о языковых средствах эпистолы. Лексика эпистолы – это сочетание элементов художественного и разговорного стилей. Современный эпистолярный стиль более лаконичен: сократился объем обязательных ранее вступительных обращений и заключительных изъявлений вежливости, эпистола стала более приблежена к современному разговорному языку.
А теперь о форме написания.
Написать ваше письмо в стихах можно в любой форме – в ней главное содержание, а не форма, но лучшие с точки зрения художественного впечатления эпистолы, это, все-таки, не скучные четверостишия 4-стопным ямбом с грамматическими рифмами и с однотипной рифмовкой десятка одинаковых строф. Такая форма более подходит для текстов песен и рассказов в стихах.
Для эпистол гармоничнее выглядит свободная рифмовка строф (строфоиды), с длинной строкой и с необязательной внутренней рифмовкой полустрок. Иногда для этого жанра прекрасно подходит форма написания акцентным стихом, дольником или тактовиком. (см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124 ).
Свою эпистолу вы можете, конечно, написать в любой форме – с любой моделью строфы, зв этой статье я хочу только напомнить вам, какие отклонения от привычного написания стихов эпистола позволяет и даже приветствует, что только пойдет ей на пользу.
Обобщу материал, который уже подробно изложен мною в другой моей статье: http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403.
Никакой упорядоченности в этих группах рифм, записанных «сплошняком» заметить невозможно: катрены и двустишия, перекрестная и охватная рифмовка, чередование окончаний мЖмЖ и ЖмЖм располагаются в тексте вполне произвольно, подчиняясь единственному правилу – красивому звучанию! Такие, рифмически замкнутые, но не повторяющиеся куски астрофического текста называются СТРОФОИДАМИ.
Поэты пушкинской поры свободно пользовались строфоидами, состоящими не только из катренов и двустиший, но и из более длинных рифмовок: АббАб, АбАбАб, АбАбВбВ …
2.
Очень часто эпистолы записывают формате МНИМОЙ ПРОЗЫ (формате А4): в этом варианте эпистолярное стихотворение даже зрительно, а не только по звучанию, будет напоминать нам личное письмо. Но это не единственная причина такой записи.
В поэзии в конце каждой строки стихотворения мы при прочтении подсознательно ставим паузу и этим делаем определенный смысловой акцент. При записи того же самого стихотворения в формате А4 (мнимой прозы) мы эти паузы не делаем, а делаем ее только на законченных частях предложений или в конце предложений – точно так же, как в прозе! То есть, стихи у нас рифмованные и даже могут иметь полностью сформированные строфы, но иначе записанные на бумаге (экране), они иначе и прочитываются – именно так, как этого захотел автор произведения!
Вот пример эпистолы, записанной в формате мнимой прозы:
Эпистола при записи всегда имеет смысловое деление текста, а не структурное, что подсказывает читателю расстановку пауз и изменение интонации при прочтении:
Давно не говорили,- виновата…
Опять весна, запутав все следы,
ворвалась феей; как на солнце пятна,
так в человеке масса ерунды,
ему не нужной, временной, случайной,
с которой меньше шага до беды…
Живу, любовью нищая, скучаю,
себя не нахожу и спорю вечно,
хоть нет причин для гнева иль печали:
без дел благих пусты благие речи!
…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…
При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении. Внутристиховые паузы превращают стихотворение в прозу, они дают возможность передать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку – то есть, создают определенную интонацию стихотворной речи.
5.
Хорошо выглядят эпистолы, написанные длинной – (более 12 слогов) строкой, которые при прочтении имеют естественную цезуру – паузу между полустроками. При этом, если в лирических стихах полустроки чаще всего имеют внутреннюю рифму, то в эпистолах именно отсутствие этой рифмовки полустрок передает ощущение живой речи, постоянно меняющей интонацию. Внутренняя рифма полустрок необходима лирическим стихам и текстам музыкальных произведений, где требуется четкий и циклически повторяющийся ритм (монотонность).
Извините меня за мои запоздалые строчки
и за то, что, возможно, нарушу привычный покой;
мы недавно расстались, я ставлю последнюю точку,
а её ведь непросто бывает поставить порой.
До того, как мы встретились, я был хронически болен
болью первой любви, не сорвавшей последних одежд.
Вы во мне заглушили последние отзвуки боли,
и меня, как маяк, увлекли от бесплодных надежд.
Словно солнечный луч Вы блеснули соломою светлых,
перевязанных лентою, спутанных в копны волос.
Кто бы помнил тогда, что и солнце способно поблекнуть,
что и солнце не греет в суровый январский мороз.
Нас судьба не ждала над Невой у мостов разведенных,
Вы ушли от меня в предрассветный безрадостный час,
окруженная сворою пойманных в сети влюблённых,
одуревших парней, завлеченных игрой Ваших глаз.
……………
(Геннадий Бэр –автор СТИХИ.РУ)
Другие интересные примеры написания стихов эпистол и их анализ я советую прочитать в статье по прошедшему на Ликбезе конкурсу Эпистол «Я вам пишу»