Что такое портрет картина
Жанр портрета в искусстве
Портрет (от французского portrait) – это один из жанров изобразительного искусства, центром которого является человек. Появился он несколько тысяч лет назад в античном искусстве, где чрезвычайно ценилась красота человеческого лица и тела. Подавляющее большинство художников разных эпох обращались к этому жанру: мы можем найти портреты в живописи Леонардо да Винчи, Тициана, А. Дюрера, Э.Дега, П.Пикассо, и, конечно же, у русских художников. Величайшими представителями жанра портрета в России стали В. Боровиковский, В. Перов, И.Крамской, П. Брюллов, В. Серов, М. Врубель, И. Репин и др.
Портреты бывают разными в зависимости от назначения, характера изображения и от эпохи.
Парадные портреты подразделяются на коронационные, тронные, придворные, военные.
Отдельный жанр портрета – миниатюра. Изготавливается на круглой или овальной основе.
Виды жанров портрета
В зависимости от эпохи жанры портрета могут делиться на:
—Костюмированный. Модель переодевается в маскарадный, бальный или охотничий костюм, преображается в литературного, исторического или театрального персонажа.
—Исторический. Жанр исторического портрета представляет собой изображение человека в историческом антураже. Иногда в толковании термина «исторический» случаются разночтения – в некоторых источниках данный вид портрета подразумевает собой изображение известной личности, написанное современниками.
—Ретроспективный. Портрет человека, написанный после его смерти. Может называться историческим из-за разницы в применении терминологии.
—Религиозный. На нём реально живший человек изображён рядом с Мадонной или на алтарной створке. В таком антураже писались портреты религиозных благотворителей.
—Групповой. Особенностью жанра «групповой портрет» является изображение двух и более людей.
—Семейный. На нём герои являются родственниками.
—Парный. В отличие от парной картины, это две отдельные картины, дополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов.
—Портрет-картина. Модель вписана в пейзаж, жанровую или сюжетную картину. Окружающая среда представляет собой не просто «подложку», а является неотъемлемой частью всей композиции.
—Портрет-прогулка. Подраздел предыдущего жанра. Описываемая личность прогуливается на фоне природы.
—Портрет-тип (сословный). Представляет собой собирательный образ. Крестьянин, военнослужащий, купец – в портрете отображаются характерные черты того или иного сословия.
—Автопортрет. Изображение художником самого себя. Часто в каком-либо образе.
История жанра портрет
Портретное искусство началось, как ни странно, со скульптуры. В Средневековье жанр сошёл на нет, а на Ренессанс – во времена смены жёстких духовных ограничений на светские ценности – пришёлся его расцвет.
Портреты писались в профиль, позднее пришло разнообразие – лица изображались в анфас и в три четверти. Абсолютная монархия принесла с собой моду на парадные портреты: их заказывали короли и приближенные к ним особы, аристократия и влиятельные церковники. В тот период появилась должность придворного живописца, который писал портреты правящей семьи в течение всего периода их царствования.
С развитием стилей живописи развивались и менялись портретные стили. В эпоху барокко художники от классического, сдержанного изображения перешли к более глубокому, где преобладала эмоциональность и драматизм. Само же изображение стало более цветным и контрастным.
Рококо внёс свою лепту посредством теплоты, интимности, камерности изображения.
Художники романтизма старались внести одухотворённость в образ модели.
В конце XVIII века художники снова обратились в реализм, а позднее – в эпоху развития импрессионизма, портретисты, как и пейзажники, устремились к изображению настроения и чувств зачастую в ущерб реалистичности.
Экспрессионисты, кубисты, сюрреалисты экспериментировали с цветом, формой, пропорциями, выражали на портретах нестандартные эмоции.
Современные художники используют различные концептуальные подходы, используют современные техники и технологии.
Известные русские художники жанра портрет и их знаменитые шедевры.
К самым знаменитым портретам кисти русских художников можно отнести:
В.Г. Перов. «Портрет Достоевского Федора Михайловича» является образцом классического портрета конца XVIII века. Фёдор Михайлович изображён на нём глубоко погружённым в свои мысли. Художник сумел отобразить его внутреннее состояние – знаменитый писатель был очень закрытым и глубоко задумчивым человеком.
И.Е. Репин. «Портрет С. И. Мамонтова» – известного железнодорожного магната и мецената. С.И. Мамонтов изображён в расслабленной позе. Врубель же написал миллионера в своем легко узнаваемом жанре.
Знаменитый «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского отображает не сколько социальный статус графини, сколько её личные качества: образ получился нежным и загадочным, портрет и пейзаж на заднем плане искусно переплетаются, создавая эффект гармонии человека и природы.
Невозможно обойти вниманием портрет «Неизвестной» И.Крамского, которую часто называли русской Джокондой. Хорошо одетая юная особа сидит в экипаже одна, что было немыслимо для тех времён. Историки и критики до сих пор не нашли достоверной информации, кто изображён на этом портрете – по одной из версий это была Екатерина Долгорукова, любовница Александра II.
В. Серов и «Девочка с персиками». Мы снова возвращаемся в усадьбу С.Мамонтова, и на этот раз художник пишет его дочь Веру.
М. Врубель. При упоминании имени художника перед глазами сразу же встаёт его знаменитый «Демон сидящий». Сюжет картины навеян одноимённой поэмой М. Лермонтова. Портрет несуществующего персонажа, духа, олицетворяющего образ борьбы, силы и сомнений в правильности своих поступков.
Картины современных художников, работающих в жанре портрет, вы можете найти на нашем сайте. Добро пожаловать!
Разновидности жанра портрет
Существуют различные классификации портрета:
Детский портрет
Посмотреть детский портрет
Женский портрет
Посмотреть камерный портрет
Мужской портрет
Охотничий портрет
В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
Посмотреть парадный портрет
Семейный портрет
Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:
Портрет в живописи: виды и история жанра
В первую очередь необходимо определиться, чем же является портретный жанр в живописи. Портрет — это форма изображения человека, где основной фокус держится на его лице, а также передает его психологическое состояние, социальный статус и принадлежность к определенной исторической эпохе. В зависимости от предназначения портрета и способа его исполнения, выделяют следующие его виды:
Иногда выделяют еще женский, мужской и детский виды портретов, как отдельную разновидность жанра.
Также, портреты делятся в зависимости от того, какую часть тела человека они охватывают. В связи с этим выделяют портрет:
Ну и конечно же, портреты различаются в зависимости от стиля выполнения картины и материала, который используется для его создания.
История портрета
На данный момент, древнейшим рисунком человеческого лица является изображение, найденное в пещере Вильонер, Франция. Предположительный возраст данного портрета составляет 27 000 лет. Однако, местом зарождения портретного жанра считается не Франция, а древние средиземноморские цивилизации, к которым относятся Египет, Греция, Рим и Византия.
Считается, что первые портреты появились именно здесь, поскольку искусство тестно переплеталось с погребальными обрядами того времени. Однако, портретный жанр больше был востребован в скульптуре нежели в живописи, о чем говорят многочисленные бюсты и фрески с изображением знатных и влиятельных людей минувших эпох.
Во времена средневековья портрет как жанр утратил актуальность и носил исключительно религиозный характер. Помимо изображений на иконах, художники рисовали портреты преимущественно знатных людей, правителей и донаторов, которые делали пожертвования для церковной казны.
Когда на смену пришла эпоха Возрождения, портрет стал существенно преображаться. На это повлияло несколько ключевых факторов:
Более того, именно в эту эпоху начали возникать разнообразные формы портрета. К примеру, особой популярностью пользовался именно портрет по грудь. Они начали делиться и по характеру: парадные и интимные. Также, стали появляться супружеские и групповые портреты. Однако, им был присущ определенный недостаток: фон и герой картины казались не связанными между собой, что создавало ощущение искусственности и, порой, несоответствия реалиям.
В ХVIII-XIX столетиях все чаще на портретах появляются не знатные персоны и их семьи, а простые люди в повседневном окружении. Данный жанр становиться одним из самых ярких способов выразить политические и социальные взгляды, а также, передать настроение и дух эпохи. Реализм вытесняет нарочитую наигранность и идеализацию персонажей, а импрессионизм делает акцент на внутренних переживаниях в моменте, а не на общей социальной значимости героя.
В ХХ веке развитие технологий, появление фото и видео оказывает существенное влияние на портретный жанр, превращая его в неактуальный анахронизм. Ведь появились другие способы отображения реальности. Но жанр не пропал, он нашел воплощение в новых стилистических направлениях, задачей которых стало уже не столько отображение реальности, сколько передача психологического портрета личности. Одни из самых выдающихся портретов ХХ века принадлежат таким художникам как Амедео Модильяни (портрет Лунии Чековской), Густав Климт (Адель Блох-Бауэр), Пабло Пикассо (портрет Поля в костюме Арлекина), Сальвадор Дали (Галарина).
Место портрета в современности
Если бы портрет, как жанр живописи, лишь предшествовал фотографии и выполнял её функцию до появления технологий, то в ХХ веке он должен был исчезнуть, чего не произошло. Выходит, предназначение портрета в современном мире шире, нежели фотографии. Данный жанр позволяет наиболее ярко выразить свою точку зрения с помощью живописи и передать определенную смысловую динамику, чего довольно сложно достичь прибегая к иным жанрам.
В современном мире даже ребенок может сделать портретную фотографию, нажав единственную кнопку на смартфоне. Однако портрет не теряет актуальности, ведь позволяет запечатлеть определенный момент в жизни человека или группы людей. Также, особое значение появляется у портретов обобщенных образов, которые характеризуют влияние социально-культурных и политических явлений на общество. К наиболее известным портретистам наших дней относятся Стив Хенкс, Стивен Райт, Элизабет Пейтон и Фан Лидзун.
В онлайн галерее картин маслом Struchaieva Art вы можете найти картины в портретном жанре в сериях Жизнь и Женская Сила. В этих работах автор отражает мужскую мудрость и женскую внутреннюю силу в различных социокультурных ситуациях. Также, каждая из картин доступна для печати на холсте или фото бумаге в необходимом размере.
Менеджер галереи ответит на все интересующие вас вопросы и поможет сделать правильный выбор.
Самое раннее произведение Леонардо да Винчи
Небольшая расписная плитка вызвала довольно большой переполох среди ученых арт-мира. Это потому, что некоторые ученые полагают, что недавно обнаруженная работа – это самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи.
Интересные факты о живописи
Картина хранит в себе тайны создателя. Порой нам удается их разгадать, но многие из них продолжают быть загадками, либо же просто остаются незамеченными.
Новости
Struchaieva Art на выставке «Абстракции»
ХО Национального союза художников Украины проводит выставку нефигуративного искусства «Абстракции», где представлены работы современных украинских художников.
Портрет. Часть I
The portrait painter — Карл Шпицвег
Во все времена главным предметом искусства был человек. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. В мировой живописи мы постоянно встречаемся с воплощением представлений о главных достоинствах личности. Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Отражая уровень материальной, художественной и духовной культуры общества, искусство оказывает мощное влияние на развитие духовности, формирует господствующее представление об идеале человека. Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись. Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Так искусство проецирует будущее в настоящее.
Искусство в целом, и портретное искусство в частности не только отражает развитие общества, оно помогает появлению нового человека и рассматривает его точки зрения идеала данной эпохи.
Портрет является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных жанров живописи и вместе с тем самым неоднозначным. Именно портрет предоставляет возможность рассуждать об образе человека, позволяет подобраться к мироощущению личности в различные эпохи.
Портрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).
Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).
По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I— IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека
Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.
В XVII веке в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт, Д. Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.
В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова). Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов.
Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей
Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к своей модели.
Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.
«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет
Но внешнее сходство — не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету. Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир. Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.
Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы «придворными дамами», нам неведомо, кого пытались показать критские мастера — богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными «Парижанка». Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.
«Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.
Дамы в голубом фреска.
В Древней Греции и Древнем Риме станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. Античные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Этим произведениям свойственна идеализация, и в то же время среди них встречаются и очень точные по своей психологической характеристике образы.
Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I-IV веках н.э. По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.
На фаюмских портретах мы видим египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I-IV веках н.э. Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.
«Портрет молодого римлянина», начало III века н.э.
Фаюмские портреты I—III
Фаюмские портреты I—III
Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика — это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Среди самых известных портретов, исполненных в технике энкаустики, — «Мужской портрет» (вторая половина I века н.э.) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н.э.), являющиеся прижизненными изображениями. В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса. Вероятно, неизвестные нам мастера, написавшие портреты, прошли эллинистическую школу живописи. В такой же манере исполнены и две другие картины — «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т.н. «Госпожа Алина» (II век н.э.). Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.
«Мужской портрет» (вторая половина I века н.э.)
«Портрет пожилого мужчины» (конец I века н.э.)
«Госпожа Алина» (II век н.э.)
В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому.
Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль. Профильные изображения, идущие от иконы, сохраняли главенствующие позиции даже тогда, когда портрет начал приобретать самостоятельное значение.
Дж. Беллини. «Портрет донатора». Фрагмент
Можно смело утверждать, что именно в средневековье происходит упадок портретного жанра. В эту эпоху все было подчинено церкви. Ограниченные строгими религиозными канонами, художники редко обращались к портрету, а если и приходилось, то ни о каком реалистичном изображении речи идти не могло.
Однако уже в X-XII веках портретный жанр начинает развиваться. Уже можно заметить реалистичные черты в лицах святых, ясность и определенность во взгляде и т.д. Ярким примером такого реалистичного портрета служит работа Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.
Джотто, портрет Энрике Скровеньи, 1304-1306
Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам.
Человек – центр Вселенной, способный изменить этот мир. Эта новая идеология и дала толчок древнейшему жанру, освободив его от церковных оков. Появились портреты в анфас, возникла техника масляной живописи. Изменилась сама структура портрета: теперь художник помещал своего героя не в условный фон, как это было в Средневековье, а в реалистичный интерьер или пейзаж.
Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи – величайшие мастера Высокого Возрождения – создали новые средства художественной выразительности, при помощи которых портреты стали более психологическими. Так, самый знаменитый мужской портрет того времени – работа Рафаэля «Бальдассаре Кастильоне».
Рафаэль Санти, «Бальдассаре Кастильоне», 1515г
В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо.
«Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо
Тем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.
С середины XV в. моделями флорентинских портретистов становятся не только супруги правителей и их родственников, но и жены купцов и богатых ремесленников. Высокое искусство выходит за пределы дворцов.
Портреты эпохи Ренессанса отличаются от сегодняшних портретов, прежде всего тем, что в них отсутствует психологический аспект, столь характерный для современной портретной живописи. Портрет Ренессанса представляет различные концепции личности модели. Для женщин это, в первую очередь социальный статус и семейная роль жены и матери.
Разглядывая эти портреты, можно прийти к заключению, что у всех флорентийских женщин того времени были длинные шеи, золотые волосы, жемчужно-белая кожа, сверкающие голубые глаза и розовые губы и щеки. Такое сходство отражает канон женской красоты, возникший из литературы, в особенности из сонетов Петрарки в честь своей любимой Лауры. С реальной или воображаемой красотой своих моделей, художники отмечают их достоинства – скромность, благочестие, целомудрие, главные качества женщины в патриархальном обществе. Добродетель и красота связаны неразрывно.
Антонио дель Поллайоло (Антонио ди Якопо Бенчи). Портрет молодой женщины. 1465. Государственный музей. Берлин. Германия.
Молодая женщина, изображенная на картине, носит изысканное платье из парчи. На первый взгляд, это поясной портрет, но поза женщины предполагает, что она сидит у мраморной амбразуры окна или на балконе. Ярко-синее небо заполняет почти весь фон и контрастирует с бледными телесными оттенками, что вносит дополнительную цветовую гармонию в портрет.
Профиль женщины очерчен с минимумом деталей, но при этом художник добивается невероятного эффекта присутствия. Текстура тяжелой ткани с золотым шитьем подчеркивает медальонообразный характер общей картины. Решительное использование прямых линий и четкость контрастных цветов всегда рассматривались, как характерные признаки флорентийского стиля.
Антонио дель Поллайоло ( Антонио ди Якопо Бенчи ). Портрет девушки. 1467-1470. Музей Польди-Пецциоли. Милан. Италия
конце пятнадцатого века мастерская братья Антонио и Пьеро Поллайоло была хорошо известна во Флоренции. Мастера занимались созданием скульптур, ювелирными работами и живописью. Значительно внимание уделялось графическим работам. К 1450 году, Антонио был уже известным ювелиром, также известны его прекрасные бронзовые скульптуры. Пьеро, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин. Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями.
Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции и Нью-Йорке был Пьеро. Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи Кватроченто в жанре портрета. Представленная картина является одним из последних женских профилей, вскоре художники начнут изображать лицо в три четверти оборота, что уже стало характерным для мужских портретов. Но в профиле работы Антонио каждый нюанс формы, моделирующей тонкие черты лица молодой женщины, восхищает зрителя. Есть эксперты, которые считают, что это работа Доменико Венециано. Независимо от этой неопределенности, это один из самых красивых портретов периода позднего Кватроченто.
В Северной Европе, в портретах сидящих людей лица в три четверти оборота преобладали. Такое расположение модели более выигрышное, как для психологического исследования, так и для коммуникации со зрителем, было принято во Флоренции в 1470 в работах Леонардо да Винчи.
Джиневра изображена накануне замужества и выглядит намного старше своих шестнадцати лет. Время написания портрета совпадает с окончанием ученичества Леонардо у Вероккьо. Неудивительно, что полотно выглядит, как старательная ученическая штудия.
Леонардо да Винчи. Джинерва де Бенчи.1474-1478. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США
Леонардо да Винчи. Портрет супруги судьи Милана (Прекрасная Фероньера).1490. Музей Лувр. Париж. Франция
К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо — портрет «Мона Лиза» («Джоконда», ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда», ок. 1503)
В период Ренессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру. Глубоким проникновением во внутренний мир модели отличаются психологические портреты нидерландского живописца Яна ван Эйка («Тимофей», 1432; «Человек в красном тюрбане», 1433).
Ян ван Эйк «Тимофей», 1432
Ян ван Эйк «Человек в красном тюрбане», 1433
Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников.
Альбрехт Дюрер, Автопортрет
В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост. Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон.
Яркий пример парных портретов — изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа.
Пьеро делла Франческа Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465
Широкое распространение получили и групповые портреты, когда на одном холсте художник показывал несколько моделей. Образцом подобного произведения является «Портрет Папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545–1546) кисти Тициана.
«Портрет Папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545–1546) кисти Тициана.
Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.
Тициан Вечеллио «Автопортрет»
Портрет девушки :: Тициан Вачелио
Тициан Вечеллио «Мужской портрет («Ариосто»).»
Тициан: Императрица Изабелла Португальская.
По характеру изображения портреты стали делиться на парадные и интимные. Первые создавались с целью возвеличивания и прославления людей, представленных на них. Парадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, церковнослужители, занимавшие верхние ступени иерархической лестницы.
Создавая парадные портреты, живописцы изображали мужчин в богатых мундирах, расшитых золотом. Дамы, позировавшие художнику, надевали самые роскошные платья и украшали себя драгоценностями. Особую роль играл в таких портретах фон. Мастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок.
Крупнейшим мастером парадного портрета был фламандец П.П. Рубенс, работавший при королевских дворах многих государств. Его знатные и богатые современники мечтали о том, чтобы живописец запечатлел их на своих полотнах. Заказные портреты Рубенса, поражающие богатством красок и виртуозностью рисунка, несколько идеализированы и холодны. Изображения родных и друзей, которые художник создавал для себя, полны теплого и искреннего чувства, в них нет стремления польстить модели, как в парадных портретах для богатых заказчиков.
Рубенс Петер Пауль, «Портрет герцога Лерма», 1603
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс
Учеником и последователем Рубенса был талантливый фламандский живописец А. ван Дейк, создавший галерею портретных образов своих современников: ученых, юристов, врачей, художников, купцов, военачальников, церковнослужителей, придворных. Эти реалистичные изображения тонко передают индивидуальную неповторимость моделей.
Ван Дейк, Антонис — Семейный портрет
Антонис ван Дейк портрет Снейдерса.
Anthonis van Dyck Portrait of a young woman
Портреты, исполненные ван Дейком в поздний период, когда художник работал при дворе английского короля Карла, менее совершенны в художественном отношении, т.к. получавший множество заказов мастер не справлялся с ними и перепоручал изображение некоторых деталей своим помощникам. Но и в это время ван Дейком был написан ряд довольно удачных картин (луврский портрет Карла I, ок. 1635; «Трое детей Карла I», 1635).
Charles I in Three Positions, Anthony van Dyck
Ван Дейк луврский портрет Карла I, ок. 1635
А. ван Дейк. «Трое детей Карла I», 1635, Королевское собрание, Виндзорский замок
Ван Дейк Дети Карла I 1667г.
Антонис ван Дейк Портрет дамы
В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Интимные портреты не были так «холодны», как парадные. Признанным мастером такого типа портрета стал голландский художник Рембрандт, написавший множество проникновенных образов. Его модели – обыкновенные люди, не имеющие ни богатства, ни знатных покровителей. Художник стремился передать истинные качества человека – его внутреннюю сущность.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика в красном», 1654г
Рембрандт ван Рейн — Юная Саския
Рембрандт ван Рейн — молодой человек
Рембрандт ван Рейн «Портрет Йоханнеса Уотенбогарта.»
Искренним чувством проникнуты «Портрет старушки» (1654), «Портрет сына Титуса за чтением» (1657), «Хендрикье Стоффельс у окна» (портрет второй жены художника, ок. 1659). Эти произведения представляют зрителю обыкновенных людей, не имеющих ни знатных предков, ни богатства. Но для Рембрандта, открывшего новую страницу в истории портретного жанра, было важно передать душевную доброту своей модели, ее истинно человеческие качества.
Рембрандт ван Рейн «Портрет старушки» (1654)
Рембрандт ван Рейн «Портрет сына Титуса за чтением» (1657)
Рембрандт ван Рейн «Хендрикье Стоффельс у окна» (портрет второй жены художника, ок. 1659)
- Что такое передельная труба
- как понять какой это язык по фото