Что такое портовые сборы

Портовые сборы

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 утвержден перечень портовых сборов в морских портах Российской Федерации. Согласно данному приказу Минтранса России ФГУП «Росморпорт» при осуществлении государственно регулируемых видов деятельности взимает канальный, навигационный, маячный, ледокольный, лоцманский, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта и инвестиционный сборы в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 утверждены правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, а приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 утверждены ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» как субъектом естественной монополии в соответствующих морских портах Российской Федерации. Приказом ФАС России от 20.10.2021 № 1141/21 утверждены индексы к ставкам портовых сборов, утвержденным приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16, на 2021 и 2022 годы.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 27.12.2019 № 1923 приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555 утверждены ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов, Александровск-Сахалинский, Анадырь, Анапа, Архангельск, Астрахань, Большой Порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Выборг, Высоцк, Геленджик, Де-Кастри, Ейск, Зарубино, Кавказ, Калининград, Кандалакша, Корсаков, Магадан, Махачкала, Мезень, Москальво, Мурманск, Мыс Лазарева, Нарьян-Мар, Находка, Невельск, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Оля, Онега, Охотск, Певек, Петропавловск-Камчатский, Поронайск, Посьет, Приморск, Провидения, Ростов-на-Дону, Сабетта, Советская Гавань, Таганрог, Тамань, Темрюк, Туапсе, Сочи, Усть-Луга, Холмск, Шахтерск, Эгвекинот).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 27.12.2019 № 1923 приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 552 утверждены ставки экологического сбора за услуги по обеспечению экологической безопасности, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Большой Порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Магадан, Находка, Таганрог, Усть-Луга).

В соответствии с пунктом 3 приказа ФАС России от 03.12.2019 № 1588/19 приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.12.2019 № 546 (с изменениями от 15.12.2020) утверждены ставки сбора за услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов, Анадырь, Анапа, Архангельск, Астрахань, Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Варандей, Владивосток, Восточный, Выборг, Высоцк, Геленджик, Де-Кастри, Диксон, Дудинка, Ейск, Зарубино, Кавказ, Калининград, Кандалакша, Магадан, Махачкала, Мурманск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Оля, Онега, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Певек, Петропавловск-Камчатский, Приморск, Провидения, Ростов-на-Дону, Советская Гавань, Сочи, Таганрог, Тамань, Темрюк, Тикси, Туапсе, Усть-Луга).

Приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 предприятию предоставлено право применять утвержденные ставки портовых сборов, взимаемых ФГУП «Росморпорт», на уровне или ниже их предельного максимального уровня.

В соответствии с постановлением Правительства России от 18.05.2019 № 616 приказом ФАС России от 08.12.2020 № 1196/20 утверждены предельные максимальные размеры инвестиционного портового сбора на 2021 год и индексы на 2022, 2023 годы к размеру инвестиционного портового сбора на 2021 год, взимаемого ФГУП «Росморпорт» в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Высоцк, Де-Кастри, Мурманск, Находка, Новороссийск, Пригородное, Приморск, Туапсе и Усть-Луга.

Сведения о ставках портовых сборов, взимаемых филиалами ФГУП «Росморпорт», в морских портах Российской Федерации по перечню:

Источник

Что такое портовые сборы

Статья 19. Портовые сборы

(часть 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:

9) транспортной безопасности акватории морского порта;

(п. 9 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ)

(п. 10 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 177-ФЗ)

4. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, за исключением морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, расположенном на побережье акватории Северного морского пути, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 525-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. В случае снятия морской линии с регистрационного учета до истечения срока регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 114.3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, оператор морской линии обязан уплатить портовые сборы и иные обязательные платежи в полном объеме за весь период фактического функционирования морской линии (этот период не должен превышать шесть месяцев), если такие сборы и платежи уплачивались с учетом понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, установленных в соответствии с первым предложением настоящей части.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Учет доходов и расходов портовых сборов администрацией морских портов, в том числе в целях обеспечения деятельности капитанов морских портов, хозяйствующим субъектом, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ)

Источник

Статья 19. Портовые сборы

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

3. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ часть 3 статьи 19 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) транспортной безопасности акватории морского порта;

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

4. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, за исключением морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, расположенном на побережье акватории Северного морского пути, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 282-ФЗ часть 5 статьи 19 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования. названного Федерального закона

5. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. В случае снятия морской линии с регистрационного учета до истечения срока регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 114.3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, оператор морской линии обязан уплатить портовые сборы и иные обязательные платежи в полном объеме за весь период фактического функционирования морской линии (этот период не должен превышать шесть месяцев), если такие сборы и платежи уплачивались с учетом понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, установленных в соответствии с первым предложением настоящей части.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Учет доходов и расходов портовых сборов администрацией морских портов, в том числе в целях обеспечения деятельности капитанов морских портов, хозяйствующим субъектом, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Источник

Портовые сборы как сборы фискальной природы

«Налоги и налогообложение», 2011, N 12

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с экономической и правовой природой портовых сборов. Обобщаются и систематизируются платежи, взимаемые с судов в портах мира. Анализируется возможность отнесения портовых сборов к сборам фискальной природы исходя из определения, данного в НК РФ. Объясняется место портовых сборов и их значение в экономической структуре страны.

Возникновение портовых сборов, цели, которые преследовались при их взимании, уровень сбора всегда определялись экономической политикой государства на каждом этапе их развития.

Роль портовых сборов как основного источника финансирования определенных затрат портов сохранилась и до настоящего времени. Однако различия в экономических и географических условиях, в структуре и уровне расходов портов привели к большому разнообразию портовых сборов по наименованию; назначению; их количеству в конкретном порту; правилам взимания; системам ставок; системам скидок; представляемым льготам; системам надбавок; параметрам, по которым начисляются сборы и платы; порядку утверждения ставок и правилам взимания сборов и плат. Так же стоит отметить, что различия одноименных портовых сборов, а также принципов и условий их назначения, проявляются не только по странам, но и в пределах портов одной отдельно взятой страны.

Все платежи, взимаемые с судов в портах мира, можно разделить на 4 группы:

В свою очередь, все портовые сборы с судов, ставки которых регулируются государством, также принято делить еще на две группы.

В настоящее время на страницах морской и неспециализированной прессы идут ожесточенные дебаты о размерах портовых сборов, о необходимости их существования и правовом поле их регулирования. Это вызвано как бедственным финансовым положением морской индустрии России и непосильностью уплаты портовых сборов, так и непониманием их экономической сущности.

Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Из анализа этой статьи можно сделать вывод о следующих возможных квалифицирующих характеристиках платежей разной природы: степени обязательности; возмездности (либо безвозмездности); возвратности (либо безвозвратности); целевом характере; основаниях уплаты; периодичности выплат; связи взимания платежа с реализацией суверенных прав государства; полномочиях органов власти на установление платежа; правовых последствиях неисполнения платных обязательств. Возьмем эти характеристики в качестве критериев и проанализируем по ним природу портовых сборов.

1. Степень обязательности.

Признак обязательности платежа означает, что лицо несет юридическую обязанность выплатить определенную сумму денежных средств в установленных законодательством случаях.

К сожалению, действующее законодательство, как верно отмечает А.Я. Курбатов, не содержит определение понятий «обязательные платежи» или «платежи обязательного характера», поэтому определить их значение применительно к конкретной ситуации возможно либо исходя из определения, данного в соответствующем законе, либо исходя из контекста. При этом можно трактовать понятие «обязательный платеж» как в узком, так и в широком его значении. В узком значении в качестве обязательных следует рассматривать все платежи, уплачиваемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В широком значении термин «обязательные платежи» подразумевает все платежи, уплата которых обязательна для конкретных субъектов [3]. С учетом того что не все обязательные платежи поступают в бюджет или государственные внебюджетные фонды, полагаю возможным использовать широкую трактовку этого термина.

Портовые сборы обоих видов носят обязательный характер, устанавливаются централизованно в фиксированной форме и не могут изменяться администрациями портов в отличие от других транспортных тарифов. У судовладельца нет свободы выбора при уплате таких платежей, т.к. его действия (заход в тот или иной порт) обусловлены объективными социально-экономическими условиями.

2. Возмездность и возвратность.

Статья 8 НК РФ указывает на индивидуальную безвозмездность налоговых платежей. Их уплата не порождает каких-либо конкретных обязательств. А безвозвратность означает отсутствие у плательщика права требовать возврата законно уплаченных сумм.

Вторая группа портовых сборов имеет явный возмездный характер, а вот с первой группой не все так просто. По этому вопросу есть разные мнения.

Есть мнение, что те сборы, которые не находят выражения в непосредственных услугах со стороны портовых сооружений, имеют налоговый характер. Представителем данного мнения является польский экономист Ф. Хилькен [13]. Другой точки зрения придерживается Б. Каспрович [14], подчеркивающий экономический характер портовых сборов, устанавливаемых и взимаемых только в конкретных хозяйственных целях. Например, при уплате корабельного сбора судовладелец вправе потребовать определенную услугу, которая в данном случае заключается в получении возможности пользоваться сооружениями порта. Это право плательщик приобретает исходя из конкретной платы за вход и выход из порта, предусмотренной корабельным сбором. Мне представляется, что сборы первой группы не носят эквивалентно-возмездных признаков. Согласно Приказу от 20.12.2007 N 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и Правил их применения в морских портах Российской Федерации»: «Ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению, безопасности мореплавания и порядка в морских портах (перегрузочных комплексах) Российской Федерации и на подходах к ним» [5]. Данная формулировка крайне размытая и не объясняет, за какие конкретно услуги платятся сборы. Если мы посмотрим этот же документ, те части, которые посвящены конкретным сборам, то также не увидим описания предоставляемых услуг для сборов первой группы. Например, п. 3.1 этого документа: «Корабельный сбор уплачивается отдельно за каждый вход судна в порт и выход судна из порта» или п. 6.1: «Маячный сбор уплачивается отдельно за каждый вход судна в порт, выход судна из порта и проход судна через акваторию порта транзитом». Подобные формулировки приведены и в отношении других сборов этой группы, в отличие от сборов, уплата которых предусматривает оказание судну конкретной услуги. Таким образом получается, что сборы первой группы дают право на использование инфраструктуры порта, но не предоставляют конкретных осязаемых услуг.

Более того, наблюдается отсутствие прямого соответствия объема услуг, в связи с которым взимаются сборы первой группы и размерами платежей, т.е. они носят явный неэквивалентный характер.

В работах макроэкономистов услуги, издержки по которым призваны покрывать подобные сборы, используются как пример услуг, которые должны находиться в компетенции государства, а не бизнеса. Подобная позиция объясняется тем фактом, что для такого вида работ, как, например, содержание маяка, в целом для обеспечения безопасности навигации нельзя выработать четкого критерия полезности в отношении каждого конкретного судна заходящего в порт. Если нельзя установить соответствующее экономическое и социально обоснованное вознаграждение за предоставленные услуги, то их оказанием должны заниматься не частные компании, а государство.

Так, например, Самуэльсон в своей книге «Экономика» в гл. 9 «Экономическая роль государства. Расходование, регулирование и финансы» относит работу маяка к незаменимым общественным благам, производимым правительством, без которых совместная жизнь была бы невозможной и чье производство в силу их природы нельзя предоставить частным предприятиям [8].

3. Целевой характер.

Этот признак означает направление платежа на финансирование конкретных мероприятий и задач, т.е. он привязан к определенным расходам.

Появление первых портовых сборов было связанно с необходимостью строительства и содержания определенных сооружений портов. В настоящее время практически во всех развитых зарубежных странах портовые сборы рассматриваются властными структурами и экономистами, как источник средств для содержания и развития портов, а также обеспечения безопасности плавания судов в портах и на подходах к ним, т.е. они взимаются в конкретных хозяйственных целях. Это роднит их с целевыми налогами и налоговыми сборами.

К сожалению, сегодня целевую направленность портовых сборов сложно проследить из-за так называемого перекрестного субсидирования, противоречащего Бюджетному и Налоговому кодексам РФ. Можно сказать, что на сегодняшний день портовые сборы потеряли свою целевую направленность. Но это, скорее, относится к порочной и ошибочной практике «латания дыр», нежели к сущности портовых сборов.

4. Периодичность выплат.

Для портовых сборов не характерна периодичность выплат. Эти платежи вносятся при возникновении конкретных обстоятельств (входе в порт, выходе из него и т.п.) Что роднит их по этому признаку с некоторыми фискальными платежами, уплачивающимися за получение определенного права или доступа к праву, например патентной пошлиной, таможенными платежами и т.д.

5. Правовые последствия неисполнения платежных обязательств.

Плательщики налоговых сборов вправе рассчитывать на совершение в их пользу определенных действий. В случае их неуплаты механизм принуждения фактически сводится к тому, что такие действия просто не совершаются. Все это применимо и к портовым сборам. Если судовладелец их не платит, то он не вправе войти в порт и выйти из него. В соответствии со ст. 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации [9] капитан морского порта вправе отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае неуплаты портовых сборов.

6. Основания уплаты платежей.

В случае с налоговыми платежами речь, как правило, идет о предоставлении абстрактного права, возможности реализовать право, совершении в адрес плательщика юридически значимых действий, за что и взимается платеж. В случае с неналоговыми платежами речь идет о гражданских правоотношениях, в рамках которых имеет место предоставление конкретного имущества или услуги (прежде всего в ее гражданско-правовом смысле либо имущественного права субъекту, вносящему платеж) [6].

Портовые сборы первой группы не находят выражения непосредственных услугах со стороны портовых сооружений и не связаны с осязаемостью, присущей любому виду услуг. Они взимаются за право захода в порт и выхода из порта и возможности реализовать это право, о чем было написано выше. Так что по этому признаку портовые сборы сродни налоговым сборам.

Хотелось бы обратить внимание на сходство портовых сборов с таможенными, которые включают в себя большой перечень различного рода платежей, общим в них является то, что все они, во-первых, взимаются таможенными органами, во-вторых, основанием их уплаты является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, и, в-третьих, принудительных характер их взимания, обеспечивающийся законодательной формой их установления. Но сами по себе таможенные платежи имеют различную экономическую и правовую природу. Уплата таможенных сборов, помимо таможенного оформления, связывается также с оказанием таможенными органами услуг по сопровождению и хранению товаров. При этом таможенные платежи принято относить к взиманиям фискального характера.

Из этого краткого анализа можно сделать вывод о том, что портовые сборы первой группы, которые не предусматривают предоставления судну явных услуг, имеют чисто фискальный характер. В законодательстве и практике морских государств этим сборам придан особый статус в деятельности порта как публичного образования. И они взимаются публичными, а не коммерческими предприятиями. Такие сборы взимаются и направляются на финансирование расходов по возмещению затрат на реновацию и строительство тех портов, где эти сборы взимаются.

Иной характер носят сборы второй группы, уплата которых предусматривает оказание судну конкретной услуги. Эти платы имеют другую правовую природу, взимаются с судов в рамках гражданско-правовых отношений и отражают осязаемость, возмездность и адекватность конкретной услуги.

Государство же исходит из того, что все сборы, включая платы за услуги, носят характер цен на оказываемые в портах услуги в рамках гражданско-правовых отношений и доходы от этих услуг должны подлежать налогообложению. Здесь хочется вспомнить Г.А. Гаджиева и С.Г. Пепеляева, которые справедливо отмечают, что в практике известны многочисленные случаи, когда «органами государственной власти и управления различных уровней с нарушением определенной им законом компетенции устанавливаются платежи, являющиеся, по сути, фискальными, но «загримированные» под гражданско-правовые» [2].

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в большинстве портов мира портовые администрации имеют особый режим налогообложения. Как правило, они полностью или частично освобождаются от уплаты налогов, взимаемых с других предприятий.

Взимание сборов, не предполагающих реального выполнения услуги, не может быть отнесено к видам деятельности и не должно включаться в перечень субъектов естественной монополии в порту. К сожалению, допущенные в нормативном творчестве перекосы повлекли дальнейшую запутанность, злоупотребления и непрекращающиеся арбитражные споры.

Таким образом, хотя портовые сборы явного решающего значения для формирования публичных финансов не имеют и источниками бюджетных доходов не являются, вряд ли это может служить основанием для их отграничения от налоговых платежей.

И в заключение хочется обратить внимание на мнение Д.В. Виницкого, разработавшего авторскую концепцию фискальных взиманий. Он исходит из того, что «нет оснований исключать сборы любого вида из сферы действия налогового законодательства, тем более что термин «неналоговый сбор» в действующем законодательстве не определен и в нормативно-правовых актах последнего времени не используется» [1]. Это согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что иные обязательные в силу закона публичные платежи, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводится из сферы действия ст. 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда РФ об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в п. 3 ст. 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер [7].

Источник

Портовые сборы

Комментарий к статье 19 Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации»: Портовые сборы

Портовые сборы и их размеры

Факторами, определяющими подлежащую уплате сумму сбора, являются:

— время стоянки в порту,

— количество груза и пассажиров.

Уровень портового сбора зависит от:

Портовые сборы устанавливаются в едином размере для всех портов России.

Ставки морских сборов являются предельно максимальными, их увеличение недопустимо, кроме случаев утверждения новых ставок портовых сборов. Однако установление максимальных пределов портовых сборов не лишает администрации порта права уменьшать сумму сбора в зависимости от указанных выше обстоятельств и факторов, определяющих ставку сбора.

Портовые сборы взимаются с российских и иностранных судов:

— выходящих из порта;

— проходящих через акваторию порта транзитом.

Портовые сборы при входе судна в порт оплачиваются по рейсу, каким судно вошло в порт. При выходе судна из порта сборы с судов оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта. Экологический сбор оплачивается по рейсу (каботажному или заграничному), каким судно вошло в порт.

Судно, поданное в порт в балласте, оплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно подано. Судно, выходящее из порта в балласте, оплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно вошло в порт.

Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, оплачивает портовые сборы по ставкам рейса (каботажного или заграничного), исходя из последнего порта (российского или иностранного) захода судна.

Сборы с судов, заходящих в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, проходящих акваторию порта транзитом (кроме навигационного сбора для транзитных судов), оплачиваются с применением коэффициента 0,5.

Взимание портовых сборов отнесено к компетенции администрации морского порта как субъекта, осуществляющего оказание услуг, обеспечение безопасности и порядка в порту. Администрация порта вправе делегировать полномочия по взиманию портовых сборов отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории порта.

Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование ценовой политики в сфере оказания услуг морскими портами. Своим приказом указанный орган власти определил перечень судов, освобождаемых от уплаты всех портовых сборов. К таким судам относятся:

— учебные и учебно-тренажерные суда;

— учебно-производственные суда, находящиеся на балансе учебных заведений морского и речного транспорта;

— суда, предназначенные для выполнения государственных надзорных и контрольных функций;

— служебно-вспомогательные и технические суда, суда портофлота, работающие в пределах акватории и оборудованных якорных стоянок одного порта или смежных акваторий нескольких портов;

— российские военные корабли и военно-вспомогательные суда;

— аварийно-спасательные суда, в том числе суда, предназначенные для ликвидации разливов нефти;

— экскурсионные и прогулочные суда прибрежного плавания.

Федеральной службой по тарифам также установлены отдельные исключения по уплате портовых сборов. Так, например, иностранные военные корабли, научные и исследовательские суда освобождаются от уплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского. Суда, приходящие с моря на внешний рейд порта и уходящие с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций, а также суда, заходящие в порт для аварийного ремонта без производства в порту грузовых и пассажирских операций, обязаны уплачивать лоцманский и навигационный сборы.

Сборы в морских портах взимаются с судовладельцев (сборы судовые) и грузовладельцев для покрытия затрат на строительство, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнических и навигационных сооружений портов и подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг (лоцманская проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание агентствами и др.).

Виды взимаемых портовых сборов

Часть 3 комментируемой статьи определяет основные виды взимаемых портовых сборов:

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации. Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман;

Сборы в отдельных портах

Портовые сборы используются морскими администрациями портов на обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту, осуществление надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений, объектов и средств навигационного оборудования, обеспечение их ремонта, развития и строительства, проведение экологических мероприятий, содержание персонала и социальное развитие, научные исследования и проектные работы, уплату налогов и других обязательных платежей, иных выплат, установленных законодательством.

Детализация видов портовых сборов отнесена настоящим Законом к компетенции Министерства транспорта РФ. Определение видов взимаемых в каждом отдельно взятом порту сборов может производиться только в отношении тех портов, которые признаны государством, посредством утверждения их наименования и границ. Виды портовых сборов утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2007 г. N 189 «Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах РФ». Так, указанным нормативным актом установлены виды сборов в указанных портах:

Ставки указанных сборов конкретизируются по их видам действующим транспортным законодательством, нормативными актами о естественных монополиях, а также обязательными постановлениями администраций морских портов, которые предусматривают конкретные ставки портовых сборов для отдельных видов судов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *