Что такое портативная приставка
Выбираем портативную приставку для игр. ТОП-5 лучших консолей 2021 года
Обновлено 09 ноября 2021
Портативная консоль – играть или не играть?
Субъективное мнение об объективно важных вещах. Портал Gadget-reviews продолжает рушить стереотипы, раскрывать тайны и рассказывать об интересных гаджетах. Сегодня речь пойдет о портативных консолях.
Играть повсюду, играть везде – вот это наш девиз! Мода на консоли родилась уже довольно-таки давно. Это подтверждают множество музеев игровых достижений, где консоли занимают целые залы, миллионы игр, сотни платформ и сотни производителей.
Это очень серьёзная сфера игровой индустрии, и конец ей придёт очень нескоро. Но это развлечение для дома, а что же делать в долгом пути на работу или учёбу? Как коротать время на нудных совещаниях, парах, уроках?
Можно пробовать игры на смартфоне. Неплохо, но не то. Играть не очень удобно, да и как-то это не по-гиковски. Есть неплохой вариант приобрести геймпад для своего смартфона. Как правильно подойти к этому делу, я подробно рассказал в своем обзорах 10 лучших геймпадов для Андроида и лучших iOS-геймпадов.
Тут уже качество игры заметно повышается, можно спокойно играть в любимые FPS, а не в однокнопочные тетрисы. Но что делать, если у Вас нет нормального смартфона, или он садится так быстро, что даже первый уровень Марио не пройти, или же хочется чего-то особенного?
Лучшим выходом из данной ситуации будет покупка портативной консоли. Это гаджет, который разработан специально для игры, в идеале он имеет мощный аккумулятор, совместимость с большим числом игр и удобные органы управления. Играть настолько просто еще не было никогда. Если Вы уже определились, что «пора брать!», то давайте разберемся, как выбрать лучшую портативную консоль и на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Как выбрать портативную консоль?
Основные моменты, на которые нужно обратить внимание, при выборе портативной консоли:
От основ выбора предлагаю перейти к модельному ряду. Специально для вас я отобрал и протестировал лучшие портативные консоли. Давайте разберемся, что же из них действительно представляет ценность, а что вырвалось в топ, лишь благодаря мощным рекламным компаниям.
ЛУЧШИЕ ПОРТАТИВНЫЕ КОНСОЛИ В 2020
Сегодня я хотел бы отойти от правил. Среди карманных консолей сложно объективно выделить, кто лучше или хуже. Поэтому в этом обзоре я проанализирую самые интересные модели в несколько хаотичном порядке. Но не переживайте – Вы не запутаетесь, тем более несколько категорий все-таки будет. Вперед!
1. Nintendo Switch Grey
Nintendo Switch Grey, в отличие от других портативных консолей, стоит дорого и не является полностью портативной. Эту приставку можно без проблем подключить к телевизору и играть с друзьями. Всего она может функционировать в трёх разных режимах.
Данная приставка поддерживает многопользовательские игры. Если у ваших друзей есть этот гаджет, вы сможете без проблем насладиться игровым процессом вместе, подключив до 8 устройств. Также можно играть онлайн (но для этого нужно оформлять платную подписку).
Из плюсов Nintendo Switch Grey: удобные джойстики, возможность использовать девайс по-разному (как портативную, так и полноценную консоль), возможность играть с друзьями. Минусы: высокая цена, дорогостоящие игры.
2. Sony PSP Vita
Тыловая и фронтальная камеры с разрешением 1.3 и 0.3 МП позволяют создать виртуальную реальность вокруг игрока, а функция соединения с Интернетом по сети Wi-Fi дарит возможность сражаться с реальными людьми, а не только против компьютера.Батарея в 1750 мАч подарит до 4 часов незабываемого погружения в игровой мир. Игры можно сохранять как на внутренней памяти объёмом 1 ГБ, так и на карте памяти, которая приобретается отдельно.
Приставка отличается эргономичным дизайном: кнопки механического управления располагаются таким образом, чтобы кисти рук при нажатии не напрягались. Удобная форма и вес в 260 гр позволяют не расставаться с консолью и носить её буквально в кармане.
3. SEGA Genesis Gopher 2
Пусть название гаджета SEGA Genesis Gopher 2 не вводит вас в заблуждение. На этой портативной приставке можно играть не только в игры Sega, но и наслаждаться культовыми игрушками Dendy, Gameboy и Nintendo. В комплекте с гаджетом идут 500 разных игр: а если этого не хватает, вы всегда можете скачать что-то самостоятельно. Его изюминкой является возможность сохранения игрового процесса в любой момент.
В интернете эту мини приставку ругают практически все. Пользователям не нравится качество сборки гаджета, некоторые отмечают рассинхрон звука и изображения в Dendy играх, а у части геймеров SEGA Genesis Gopher 2 и вовсе сломалась после нескольких месяцев использования. Покупайте этот гаджет на свой страх и риск.
4. Palmexx SUP Game Box 400 in 1
Простой и доступный способ вспомнить лихие девяностые: восьмибитная портативка в формате гейм-боя. В память зашито аж 400 классических хитов, от Super Mario Bros. до Chip & Dale. Девайс работает на сменных аккумуляторах от старых моделей Nokia. Одной полуторачасовой зарядки хватит для шести часов игры.
Да, пластик корпуса далеко не супер. Разумеется, человеку с большими руками играть в это будет не слишком удобно. И, конечно, качество SUP Game Box, как и у всех китайских ретро-консолей, остаётся вопросом, в первую очередь, везения. Однако цена меньше 1000 рублей не оставляет места для других мнений: однозначно брать.
5. Nintendo Switch Lite gray
«Большая N» остаётся верна своей традиции через некоторое время после выхода очередной консоли выпускать её бюджетную версию. Так было с Wii и Wii mini, так было с 3DS и 2DS, так же стало со Switch и Switch Light — её обновлённым, упрощённым и удешевлённым вариантом.
Здесь нет ни пары съёмных Joy-Con, ни док-станции, ни модной функции HD-вибрации — дисплей и органы управления теперь совмещены в едином неразборном корпусе. Из-за этого совместимость с играми «из коробки» оставляет желать лучшего: для некоторых проектов — особенно «вечериночных» игр — те же Joy-Con придется покупать отдельно.
С другой стороны, Switch Lite — отличный способ приобщиться к одной из лучших в истории Nintendo игровых линеек всего за 15 000 рублей.
Сравнительная таблица игровых консолей
Название
Основные характеристики
Цена
Nintendo Switch
PSP Vita
дисплей 5″, 960×544 пикс.
воспроизведение видео
работает от аккумулятора до 6 ч
Bluetooth, Wi-Fi (802.11b/g/n)
SEGA Genesis Gopher 2
Питание: Li-ion, емкость аккумулятора: 2000 мАч, слот для карты памяти, тип карты памяти: mikroSD, 500 встроенных игр.
Palmexx SUP Game Box 400 in 1
Тип: портативная, экран 3″, 400 встроенных игр, емкость аккумулятора: 600 мАч.
Nintendo Switch Lite
Дисплей: 5.5″, 1280×720 пикс., время работы: 6 ч, Bluetooth, Wi-Fi, объем встроенной памяти: 32 Гб, поддержка microSD, microSDHC, microSDXC
Подытожим!
Рынок портативных консолей на самом деле очень богат. Я выделил основные модели, на которых стоит заострить внимание и которые подверглись личным тестам и оценке. Выбирайте, что Вам по душе – простой ретрогейминг или современный драйв и графика. Играйте везде и мойте руки перед едой!
Вам также может быть интересно: Обзор Sony PlayStation 4 Slim
История портативных консолей
В середине июля Valve представила портативную консоль Steam Deck: первые покупатели получат свои девайсы уже в конце этого года. Прежде попытки Valve выйти на рынок девайсов, например с геймпадом Steam Controller, особым успехом не отличились. Однако предстоящий гаджет от Valve вызывает закономерный вопрос: портативная консоль в 2021 году? Казалось бы, пик популярности портативных консолей остался в конце нулевых и начале десятых годов. Возможно, лучше разобраться в вопросе поможет история, а именно история портативных консолей.
Зарождение
Предки портативных консолей
«Дедушками» первых портативных консолей можно считать различные настольные и переносные электромеханические устройства, представляющие из себя незамысловатые игры. Одной из первых игр с питанием от батареи является Cragstan’s Periscope-Firing Range, выпущенная в 1951 году. Все просто: нажимаете кнопку Start, появляется диафильм с кораблями, жмете Fire, под кораблями загораются красные лампочки, сопровождаемые громким звуком. Никаких очков, потопленных кораблей и указаний на атаку — только шум и свет.
Cragstan’s Periscope-Firing Range (1951)
Интересным представителем таких устройств является игра Electro Tic-Tac-Toe от японской компании Waco, выпущенная в 1972 году. Обычные крестики и нолики для двух игроков, только не на бумаге, а на электронной доске. Некоторые считают именно ее первой портативной электронной игрой:
Waco’s Electronic Tic-Tac-Toe (1972)
Портативные игры
В 1970-х начинает активно развиваться рынок калькуляторов с оптоэлектронными дисплеями. В 1976 году у компании Mattel, американского производителя игрушек, возникает идея соединить LED-экран с электронной игрой в небольшое устройство, размером с калькулятор. Так выходят две спортивные игры: Auto Race (1976) и Football (1977), которые становятся большим успехом. Конечно, сегодня тот же Auto Race выглядит примитивно. Задача игрока состоит в том, чтобы 4 раза оказаться в верхней части экрана, объезжая другие автомобили (представленные светодиодами) по трем полосам. Однако в то время это было настоящим прорывом: полностью цифровая игра без подвижных механизмов (кроме управления и питания) с дисплеем и звуковыми эффектами.
Auto Race (1976)
Видя, что прибыль от игр может исчисляться сотнями миллионов долларов, другие компании, такие как Coleco, Parker Brothers, Milton Bradley, Entex и Bandai, начинают массово производить собственные портативные электронные игры.
Портативные консоли
Главной проблемой портативных электронных игр тех лет являлось то, что на приобретенном устройстве можно было играть только в одну конкретную игру. Если вам наскучило, приходилось покупать новый девайс.
В 1979 году уже упомянутая американская компания Milton Bradley выпустила Microvision — первую игровую портативную консоль со сменными картриджами. Само устройство содержало лишь чипы для дисплея (монохромный LCD-экран с разрешением 16×16) и кнопок управления, а также небольшой штурвал. Процессор (8-битный Intel 8021 или 4-битный Texas Instrument TMS1100) и кнопки управления (от 2 до 12 в зависимости от игры) располагались на картридже. Консоль разошлась по Северной Америке и Европе в количестве 8 млн штук. Ассортимент игр особо не впечатлял: за все время для устройства выпустили всего 13 игр.
Cosmic Hunter (1981), одна из игры для Microvision, представила идею так называемого D-pad — кнопки для перемещения персонажа в четырех различных направлениях. Сегодня этот элемент есть практически на всех современных геймпадах.
Cosmic Hunter (1981)
В том же 1979 году в далекой Японии Гумпэй Ёкои, инженер и геймдизайнер компании Nintendo, во время путешествия на скоростном поезде синкансэне заметил скучающего бизнесмена, «играющего» с кнопками калькулятора. Тогда ему пришла в голову идея миниатюрной игровой машины с часами для убийства времени. С 1980-го года «Большая N» начала выпуск портативных электронных игр c LCD-дисплеем под названием Game & Watch. В отличие от Microvision, устройства позволяли запускать только одну игру из-за сегментированного жидкокристаллического экрана. Чтобы добавить хоть какого-нибудь разнообразия, на многих девайсах находилось две кнопки: «игра А» и «игра B», отличавшиеся лишь быстротой и сложностью геймплея.
И хоть Game & Watch не были технологическим прорывом, тем не менее они снискали большую популярность. Из-за этого многие компании в попытке повторить успех японцев клонировали некоторые игры: так знаменитая «Электроника ИМ-02» (»Ну, погоди!») была нелицензированными клоном Nintendo EG-26 Egg. Всего с 1980 по 1991 год выпустили 60 различных игр Game & Watch.
Упоминания заслуживает Epoch Game Pocket Computer. Это была вторая в мире портативная игровая консоль со сменными картриджами. Устройство продавалось эксклюзивно для японского рынка в 1984 году. Консоль имела прекрасную графику для своего времени: LCD-дисплей с разрешением 75×64 выдавал картинку на уровне Atari 2600. У японцев из Epoch имелся реальный шанс сделать если не революцию, то большой прорыв в индустрии. Однако для успеха недостаточно просто хорошего устройства — нужны интересные игры. А с ними у Epoch GPC была беда: за все время было выпущено всего 5 не очень популярных игр, которые и отправили консоль на геймерское кладбище.
То, что не получилось у Epoch, получилось у Nintendo. В конце 1989 года «Большая N» выпустила портативную консоль под названием Game Boy. Новое устройство имело монохромный LCD-экран без подсветки с разрешением 164×144, полноценный стереозвук, функцию GameLink, позволяющую играть вдвоем по специальному кабелю, 6 стартовых игр (Super Mario Land, Alleyway, Baseball, Tennis, Yakuman и Tetris) и среднюю стоимость в 90 долларов в Японии и Америке. Первое поколение Game Boy имело ошеломительный успех и впоследствии стало культовой: сотни выпущенных игр, всевозможные аксессуары, включая кабель для подключения к телевизору, системы подсветки, улучшенные батареи и даже принтер. Мечта любого ребенка тех лет!
Добавим красок
Atari Lynx
Однако, несмотря на все эти передовые для того времени возможности, консоль не нашла широкого отклика у потребителей. Нововведения сильно сказывались на продолжительности работы приставки: её хватало до 4-х часов. Atari Lynx не имела поддержки со стороны сторонних производителей, что приводило к дефициту игр. На фоне этих проблем и высокой стоимости, потребители обращались в сторону более дешевых альтернатив. Через 2 года, в 1991 году, вышла вторая серия приставок с новым корпусом и незначительно обновленным железом — Atari Lynx 2. Всего было продано 1 миллион Lynx 1 и 3 миллиона Lynx 2.
Atari Lynx 2
В 1990 году мир увидел две портативные приставки — NEC TurboExpress и Sega Game Gear. В хронологическом порядке опишем каждую из них.
NEC TurboExpress
Первый анонс этой приставки был сделан в апрельском номере VideoGames & Computer Entertainment в 1990 году. Приставка была портативным эквивалентом игровой приставки TurboGrafx-16. Консоль обладала 16-битной графикой, разрешением экрана 400 на 270 пикселей. Игры поставлялись на небольших карточках HuCard, которые подходили также и для обычной версии приставки. К приставке можно было приобрести даже ТВ-тюнер, который превращал TurboExpress в настоящий портативный телевизор.
Обложка апрельского номера журнала VideoGames & Computer Entertainment
Несмотря на то, что приставка превосходила всех своих конкурентов, по продажам она провалилась. Всего было продано 1.5 миллиона экземпляров.
ТВ-тюнер к приставке
Sega Game Gear
Мир Sega Game Gear увидел 6 октября 1990 года. Новая консоль позиционировалась как ответ консоли Game Boy от Nintendo. Game Gear стала третьей портативной приставкой с цветной графикой, поддерживала модули расширения (например, телетюнер). Аппаратная часть приставки была сделана на основе другой приставки от Sega — восьмибитной Sega Master System. Такая преемственность упрощала перенос игр с домашней приставки на портативную. Но, как и все остальные цветные приставки того периода, она потребляла очень много энергии: приставки хватало на 4 часа игры. Кстати, для Game Gear выпускалась специальная линза Super Wide Gear, которая увеличивала дисплей до 5 дюймов. Как итог, приставка нашла свою нишу: всего было продано 11 миллионов экземпляров.
Специальная линза для приставки
Game Boy Color
Через 3 года, в 2001 году, вышла приставка Game Boy Advance — уже 32-битная консоль, пришедшая на замену Game Boy Color.
Пик популярности
Новости о выходе следующего поколения портативных игровых консолей Nintendo ходили еще в далеком 2003 году. В конце 2004 на прилавках американских и японских магазинов (в Европе продажи начались в 2005 году) появилась Nintendo DS. В новом устройстве «Большая N» вновь прибегла к своему любимому складному формату: Nintendo DS была выполнена в виде «раскладушки», как и предыдущая Game Boy Advance SP. Консоль оснастили двумя LCD-экранами. Интересной особенностью являлось то, что нижний дисплей был сенсорным. Он реагировал на нажатие пальцев и воздействие стилусом, что использовалось во многих играх. Систему оснастили микрофоном для коммуникации с другими пользователями и подачи голосовых команд в некоторых играх. Nintendo постарались сделать мультиплеер в играх более доступным, поэтому ввели функцию Download Play. Теперь для игры с другими людьми отпала необходимость во втором картридже: можно было просто скачать у хозяина игры необходимые данные и сразу идти в бой.
В будущем вышло несколько усовершенствованных версий Nintendo DS. В 2006 году появилась DS Lite, отличавшаяся обновленным дизайном, более компактным размером, увеличенной яркостью и емкостью батареи, а также более удобным стилусом. В 2009 году DS Lite сменил Nintendo DSi. На этот раз консоль стала немного тоньше, появились 2 встроенных камеры и был немного улучшен динамик. В 2010 вышла версия с увеличенным экраном — DSi XL.
Следующим устройством в семействе DS стала консоль Nintendo 3DS, вышедшая в 2011 году. Главной фичей нового девайса стала так называемая поддержка автостереоскопии, позволяющая создавать трёхмерный эффект без помощи специальных очков. Выглядело впечатляюще, однако такое 3D могло запросто вызвать приступ головокружения у неподготовленного человека. Консоль присутствовала на рынке одновременно со своим предшественником, линейкой Nintendo DS. Согласно инсайду от THQ, в новой консоли использовалась очень сложная защита от запуска нелицензионных копий игр. Дело в том, что в начале 10-х пиратство значительно возросло, поэтому «Большая N» решила бороться с проблемой основательно (впрочем, как и любой крупный производитель контента в то время).
Далее последовали обновленные версии New Nintendo 3DS и New Nintendo 3DS XL с увеличенным экраном и повышенной емкостью батареи. В 2017 году вышла 2DS XL с увеличенным на 82% экраном. Наконец в сентябре 2020 года поддержку Nintendo 3DS и всех младших моделей прекратили.
Семейство DS было очень популярным. Оно и неудивительно: с начала нулевых Nintendo является крупнейшим игроком на рынке портативных игровых консолей. Однако в конце 2004 титул короля портативного гейминга попытался оспорить другой мастодонт игровой индустрии.
PlayStation Portable, PSP — первая портативная игровая консоль производства Sony Computer Entertainment и четвертый продукт в линейке PlayStation. Анонс PSP состоялся на выставке E3 2003. Консоль поступила в продажу в конце 2004 года в Японии и в 2005 году в остальном мире. PSP стала первой портативной консолью, использовавшей оптический накопитель Universal Media Disc (UMD) в качестве основного носителя. Вдобавок имелись широкоэкранный TFT LCD-экран с разрешением 480×272 и поддержка всех актуальных стандартов беспроводной связи. Память расширялась при помощи специальной карты Memory Stick Duo. В дальнейшем были выпущены различные модифицированные версии оригинальной консоли: PSP Slim, PSP Lite, PSP Bright, PSP Go, PSP Street. Основные изменения: уменьшение габаритов, некоторые переделки дизайна (например, механизм слайдера в PSP Go), добавление поддержки Bluetooth и PlayStation Store.
В целом Sony удалось сделать удачную портативную консоль, которая заслуженно пользовалась популярностью и на равных конкурировала с Nintendo DS. Но новые версии устройства не предлагали потребителям ничего нового, в отличие от семейства Nintendo DS, поэтому в Sony решили сделать технологический шаг вперед.
2010-е
PS Vita
PS Vita стала преемником PlayStation Portable (PSP). В конце 2011 года консоль вышла в Японии, а в начале 2012 года в остальном мире. Новую приставку снабдили сенсорным пятидюймовым OLED-экраном, системами беспроводной связи и шустрым железом. Сама по себе, PS Vita — очень годный гаджет, который погубила политика Sony. Компания была уверена в непоколебимости своего места на рынке и вместо сотрудничества с разработчиками игр, Sony решила сделать уклон в маркетинг и подогрев публики. В итоге, когда консоль начали раскупать выяснилось, что игр на неё чрезвычайно мало. В дальнейшем Vita получила немало хороших игр, однако каких-либо интересных эксклюзивов на консоль не вышло.
Nintendo Switch
В 2017 году Nintendo выпустила гибридную приставку Nintendo Switch: она может работать как портативная, так и домашняя консоль (для этого используется док-станция).
Характеристики у девайса следующие:
процессор Nvidia Tegra X1;
аккумулятор на 4310 мАч;
ПЗУ — 32 гб, ОЗУ — 4 гб;
Габариты: 239 x 102 x 13.9 мм;
В 2019 году вышла Nintendo Switch Lite — младший брат Nintendo Switch. Новая консоль стала меньше, что сказалось на некоторых играх. В целом Nintendo смогла привлечь AAA-разработчиков, и сейчас для консоли доступно свыше 4400 игр.
На данный момент Nintendo Switch — единственный крупный игрок на рынке портативных консолей. Конкуренцию в портативном гейминге ей составляют только смартфоны и мелкие консоли. Возможно, Steam Deck станет угрозой для Switch?
Текущая ситуация: доминация Nintendo и перспективы Valve
Как видим, Sony не удалось потеснить своих «соотечественников» с портативного Олимпа, поэтому она покинула этот рынок. Эстафету перехватила Valve со своим анонсом Steam Deck, который случился буквально на днях. Новая консоль будет привязана к вашему Steam-аккаунту: теперь вы сможете брать всю свою библиотеку игр с собой куда угодно. Есть ли перспективы у Steam Deck стать такой же популярной, как Nintendo Switch?
В пользу Steam Deck говорят ее характеристики — это будет самая мощная портативная игровая консоль на момент выхода. Если коротко, новый девайс будет слабее PS5 и Xbox Series X, но мощнее Nintendo Switch OLED. По заявлениям журналистов, попробовавших новинку, консоль вывозит современные игры на высоких настройках (Control и Star Wars Jedi: Fallen Order). Батареи должно хватать надолго, но тут все зависит от конкретной игры (по словам все тех же журналистов, при игре в современную игру на максимальных настройках батареи хватает на 2 часа, при игре в Portal 2 c 30 fps — на 5 часов).
С другой стороны, новая консоль будет работать на Linux. Тут сразу же вспоминается неприятная аналогия со Steam Machine. Возможно, пользователи не смогут запускать некоторые игры, неадаптированные под модифицированный Linux. В Valve говорят, что работают над этой проблемой, однако не ясно, удастся ли ее решить сразу или так будет при каждом новом релизе.
В целом поводы для скепсиса есть, особенно учитывая, что Valve буквально окружает аура неудач, связанных с выпуском каких-либо устройств. Steam Controller, Valve Index, Steam Machine так и не стали популярными. Остается только ждать выхода, который состоится в декабре этого года.
Возникает вопрос: для чего нужна эта консоль? Да, в теории она поддерживает всю библиотеку стима. Но будет ли удобно играть в условный шутер на таком устройстве? Да и сможет ли она потянуть современный шутер? Скорее всего, в плане игр на Steam Deck стоит ориентироваться на всякие бродилки, квесты и тому подобные, не слишком требовательные как к управлению, так и производительности, игры. Помимо этого, консоль можно назвать «портативной» с некой долей условности. Она попросту большая — 30 сантиметров в длину и весом в 669 грамм. Такой девайс в карман не положишь. Заинтересует ли обычного потребителя такой внушительный гаджет, на котором приятно и удобно играть в игры, аналогичные мобильным? Не ясно! С другой стороны, если появится большой спрос на Steam Deck, то сможет ли Valve удовлетворить его? Вряд ли такая компания, как Valve, сможет похвастаться такими же производственными ресурсами, как у Nintendo и Sony. Так или иначе, с консолью Steam Deck у Valve есть шанс «перезагрузить» рынок портативных консолей и привлечь к ним былое внимание.