Что такое порт в сабвуфере

Что такое порт в сабвуфере

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Представьте себе корпус не как объем воздуха, двигающийся через трубу в двух направлениях, а как дополнительный диффузор, работающий точно так же, как основной. Воздух в порте представляет собой строго фиксированный стенками объем. В то время, когда диффузор движется внутрь корпуса, создается соответствующее движение воздуха в порте. Воздух двигается внутрь\наружу корпуса, двигается как «единое целое», точно так же, как и диффузор Вашего сабвуфера. Когда Вы строите правильное акустическое оформление типа «Фазоинвертор», в народе называемый ФИ, то фактически Вы получаете второй сабвуфер в Вашем автомобиле.

Большинство программ, симулирующих акустическое оформление, предназначены для домашнего использования. Естественно, они оказываются просто не пригодными для расчета высокоэффективных моделей сабвуферов. Так же, ни когда и ни один известный параметр динамической головки не укажет, что и как сделать лучше, что именно выбрать и как это использовать. Потому, результаты таких расчетов не говорят ни о чем!

Порт, вернее, его площадь, на прямую зависим от площади диффузора. Если скорость движения воздуха в порте становится слишком большой, порт перестает функционировать и Ваше оформление превращается просто в не герметичный закрытый корпус с отверстием, что вдвойне плохо.

Вам нужно больше площади порта для чистого и эффективного звучания Вашего сабвуфера! Компания DD потратила тысячи часов на испытания и тестирование в условиях реальных установок. Была выведена формула для расчета правильной площади порта, работающая со всеми сабвуферами DD. На каждый чистый литр объема воздуха в корпусе нужно использовать порт площадью 3,6кв.см. длиной 40см. И эта формула действительно работает! Помните, что порт зависим и настраивается именно на объем воздуха в корпусе, а не на Ваш сабвуфер.

Используя это знание в совокупности с нашими тестами объемов и высокоэффективными динамическими головками Digital Designs, Вы получите уникальную эффективность работы Вашего низкочастотного звена!

Источник

Что такое порт для сабвуфера?

Как влияет размер короба для сабвуфера?

Настройка закрытого ящика будет зависеть от его объема. Чем больше объем короба, тем меньше будет частота настройки короба, бас получится более мягкий. Чем объем короба меньше, тем частота короба будет выше, бас получится более чёткий и быстрый. При расчёте короба придерживайтесь объёму который был указа выше.

Что такое порт в сабвуфере?

Порт передает энергию в значительно более узком диапазоне, чем фронтальная часть диффузора. Потому изменения затрагивают лишь часть общего диапазона работы сабвуфера. … ФИ имеет 2 составляющие — объем(как передаточная среда) и порт(как дополнительный излучатель).

Как узнать объем ящика для сабвуфера?

Для чего нужен короб для сабвуфера?

Короб для сабвуфера — это дополнительные системы, входящие в акустическую систему, для построения звукового сигнала низких частот, улавливаемых человеческим слухом. Сабвуфер воспроизводит звуковые колебания в диапазоне от 20 до 160 Гц.

Чем отличается закрытый корпус сабвуфера от открытого?

Первый вид сабвуфера славится высоким уровнем КПД, тогда как вторая акустическая система лучше взаимодействует с разными музыкальными направлениями. Обсуждаемые конструкции отличает уровень качества звука. У закрытого ящика звук качественнее, чем у его оппонента.

Какой объем короба нужен для сабвуфера?

Чертежи короба для сабвуфера

Рекомендуемый объем ящика для одного 10-12 дюймового динамика – 40-50 литров. Рассчитать короб под сабвуфер не сложно, вот примерная схема с размерами панелей. Стоит обратить внимание на минимальное расстояние от стенок корпуса до динамика.

Как посчитать площадь порта в ФИ?

Для использования с номинальной мощностью — умножаем площадь диффузора на коэффициент от 0.3 до 0.4 и получаем площадь порта. Для использования с мощностью около или выше номинала не более чем на 100% — умножаем на коэффициент от 0.35 до 0.5 и получаем площадь порта.

Зачем фазоинвертор в сабвуфере?

её «выправит» передаточная функция, итог — падение отдачи ниже частоты настройки, как у закрытого ящика в комнате. А теперь посмотрите, что происходит между этими двумя частотами: пока не началось падение АЧХ, фазоинвертор успел набрать изрядный запас звукового давления.

Для чего нужен фазоинвертор в сабвуфере?

Внутренний объем воздуха связывается с внешним пространством при помощи специального тоннеля, обычно круглой или прямоугольной формы, называемый фазоинвертором. Такая конструкция использует энергию от тыльной стороны диффузора и в результате волны излучаемые диффузором и фазоинвертором находятся в одинаковой фазе.

Как узнать сколько литров в ящике?

Если в коробки фасуются сыпучие или жидкие грузы, то для расчета необходимого объема используем соотношение 1 м3 = 1000 л и, умножив полученное значение объема в м3 на 1000, получим объем в литрах. Для нашего примера объем коробки (внутренний) в литрах равен 0,096*1000=96 литров.

Как определить объем в м3?

Как посчитать объем м3, для этого необходимо перевести размеры в метры, затем перемножить, формула: Д*Ш*В. Ведь эта страница для того и предназначена, чтобы помогать Вам в расчёте доставки. Что бы выполнить расчет объема коробки, не надо стараться это делать самостоятельно, просто надо заполнить пустые поля.

Как узнать сколько литров в коробке?

Объем вычисляем по известной формуле: v = l х w х h, где v – объем коробки. Наглядно это выглядит так: допустим, длина коробки составила 70 см, ширина – 40 см, высота 50 см.

Какие бывают коробки для сабвуфера?

В автозвуке существует множество вариантов акустических оформлений коробов. Поэтому многие новички не знают, что выбрать лучше всего. Наиболее популярные виды коробов для сабвуфера – это закрытый ящик и фазоинвертор.

Какой лучше сделать короб для сабвуфера в седан?

Рекомендованный чистый объем закрытого ящика, с расчетом на один 8 дюймовый динамик, от 8 до 12 литров. Рекомендованный чистый объем закрытого ящика, с расчетом на один 12 дюймовый динамик, от 24 до 37 литров. …

Что лучше сабвуфер с фазоинвертором или без?

Если любите слушать качественную музыку — выбирайте сабвуфер с закрытым типом ящика. Если нужно много баса, чтобы дрожало стекло автомобиля — выбор в пользу сабвуфера с корпусом фазоинвертора. Этот вариант даст наибольшую мощность. Вариант с корпусом «бандпасс» — лучше оставить профессионалам авто звука.

Источник

Фазоинверторное оформление для сабвуферов: порты

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Дело в том, что все программы расчёта корпусов считают, исходя из предположения, что воздух движется внутри порта беспрепятственно. На самом же деле всегда есть тонкий «демпфирующий» слой воздуха, который контактирует со стенками. Если сильно упростить, то при движении воздушной массы внутри порта создаётся «трение» о стенки. Это определяет эффективность работы порта, но не всегда это плохо.

Например, для SPL систем действительно нужно получить как можно более высокую эффективность порта. А у круглого порта площадь стенок (при одинаковом сечении) будет меньше, чем у прямоугольного. Меньше площадь приграничного слоя воздуха — меньше трение — выше эффективность. Резонансные явления выражены сильнее, а для получения высоких результатов это важно.

А вот для «музыкальных» систем всё не так однозначно. Иногда слишком высокая эффективность порта может оказаться некстати — в отдельных случаях сабвуфер может начать «бубнить» на одной ноте, а не играть равномерно во всём отведённом ему частотном диапазоне. В домашних колонках и сабвуферах в таких случаях часто применяют, например, поролоновые вставки, которые намеренно создают акустическое сопротивление внутри порта. Подбирая такие вставки, можно настраивать эффективность порта.

Прямоугольный порт изначально имеет бОльшую площадь стенок, а значит, больше и демпфирующий слой воздуха. Резонансные явления выражены не так сильно, и в очень многих случаях с таким портом бас получается более «музыкальным». Это не аксиома, всё зависит от конкретной реализации, но во многих случаях получается именно так.

Причём надо понимать, что чем ближе сечение порта к квадратному, тем ближе такой порт по своим свойствам будет к круглому. И чем сильнее он вытянут, тем сильнее будет проявляться демпфирование. Правда, тут тоже нужно соблюдать разумные пределы — порт сечением, например, 2×40 см при длине сантиметров в 40 почти не будет работать, и динамик будет «чувствовать» себя почти как в закрытом ящике.

Источник

Прямоугольный порт или круглый, труба или щель, что выбрать!

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Чем отличается труба от щели

Казалось бы давно избитая тема. Но я уверен, что в этом материале вы узнаете пару новых важных нюансов. И после прочтения точно решите, что же подойдет именно вам.

Не будем расписывать долгих и не нужных вступлений, а сразу перейдем к отличиям!

Затраты

Круглый порт выйдет вам дороже (если вы будете покупать трубу), в то время как прямоугольный порт делается из того же материала что и корпус и не требует дополнительных вложений.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Объем работы

Если в качестве круглого порта используется труба, то установить ее все таки несколько проще, чем собирать щелевой корпус. Так как, в данном случае у вас меньше деталей, меньше соединений, меньше возможностей ошибиться.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Занимаемый объем

Круглый порт будет занимать меньше объема в ящике, чем прямоугольный.
Потому что минимальная площадь для круглого сечения будет всегда меньше чем для прямоугольного. Это связано с тем, что длина окружности будет всегда меньше периметра любого прямоугольника, а соответственно это будет меньшая площадь стенок и меньшее сопротивление потоку воздуха.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

А так как площадь будет значительно меньше, то и длина при одной и той же настройке сократится. Отсюда и получается экономия в общем объеме. Обратите на это внимание Если у вас трудности со свободным местом для расположения сабвуфера.

Возможность подбора площади порта

Как вы понимаете, в случае с прямоугольным портом вы можете соорудить любую площадь, в случае с трубой (если конечно не изготавливать ее самостоятельно) вы можете полагаться только на готовые размеры. Как правило, это 110, 200, 160 и 250 трубы.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Это вот, кстати, примерная шпаргалочка по применению труб.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Бывают особенные случаи, когда можно выйти за указанные диапазоны, но в абсолютном большинстве эти отношения работают. Еще больше полезностей есть в нашей группе Вконтакте.

Нюансы расчета

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

В случае с трубой нужно учитывать наличие раскрывов. Которые наоборот поднимают настройку при неизменной длине порта.

Возможности установки

С трубой часто можно столкнуться с такой проблемой, что в заданном объеме ее длина не помещается в корпус. И придется либо выводить часть наружу, либо гнуть ее внутри, но это не самое простое занятие, хотя ничего не мешает этого делать. В случае с прямоугольным портом его можно разместить любой длины за счет складывания. Ограничивать вас будет только объем корпуса.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Расположение выхода порта

От сюда вытекает и вариативность расположения выхода порта. Так, при стандартном расположении труба будет чаще только в бок. В то время как щель можно вывести в бок, на фронт, вверх и между динамиками.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Нюансы расположения динамика

В случае с прямоугольником динамик лучше располагать как можно дальше от входа в порт, для того что бы полностью работал внутренний объем.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере
Из-за особенностей геометрии круглого порта, он менее требователен к взаимному расположению. Главное следить за тем, что бы динамик поместился в корпусе и не упирался в трубу. Единственное, избегайте, ситуаций при которых сабвуфер работает прямо в порт.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфереРасстояние порта до стенки

Еще небольшой нюанс о расстоянии до стенки. В случае с прямоугольным сечением, будьте внимательны и не забывайте, что если вы расположите вход в порт слишком близко к стенке,то угол сыграет как дополнительный удлинитель. Поэтому лучше стараться ставить порт не ближе чем три — четыре его ширины от стенки, что бы не было влияния на настройку.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

В случае с круглым сечением проблема может возникнуть с запиранием порта, при подобном расположении.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Здесь я приведу теоретически безопасные цифры по расстоянию края трубы от стенки. Можно ими пользоваться, они зависят от площади для прохождения воздуха.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Здесь представлены безопасные расстояния. В видеоролике, представленном в конце статьи, даны минимальные значения и лучше делать запас больше.

Возможности для изменений

Ну и одно из главных отличий — трубу проще настраивать даже в готовом корпусе. Всегда можно ее выкрутить и изменить длину. Можно просто укорачивать, а можно использовать муфту, тогда эксперименты станут вообще увлекательным занятием. В случае со щелью изменить длину будет мягко сказать не просто.
Этот аспект хорошо применим к SPL, потому что если для повседнева вы ошибётесь на 1 или даже 2 герца, звучание корпуса это не ухудшит. А вот для результата в звуковом давлении нужна выверенная настройка.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере
Оценив выше перечисленные аспекты, вы сможете решить, что нужно именно вам и что лучше труба или щель для вашего сабвуфера. Потому что при повседневном прослушивании разницу в правильно приготовленных портах вы вряд ли услышите. И остается опираться на указанные моменты:

Кстати, я бы сюда добавил внешний вид, но тут уже на любителя.

Видео: «Что лучше труба или щель!»

Удачного выбора!

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфереЧитайте еще:

Поделитесь материалом, если считаете его полезным:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:

Источник

Хорошая статейка(1) про ФИ(заметка для себя)

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

Понимание, доработка и настройка акустического оформления типа «Фазоинвертор».

Все просто! Не нужно иметь степень по физике, не нужно высшей математики, лишь логика и здравый смысл – ведь это все, что Вам нужно, чтобы получить достойный звук. В этом разделе постараемся разложить все «по полочкам», доступно и понятно описать работу и настройку корпуса типа «Фазоинвертор». Обладая знанием – исследуйте и творите свои уникальные системы!

Фазоинвертор — тип акустического оформления, объединяющий высокое качество звучания, внушительную громкость, простоту в построении и дальнейшей настройке, так же, ФИ сравнительно мал в плане вытесняемого в багажнике пространства.

Мы рекомендуем использовать оформление такого типа всем нашим пользователям в качестве первого корпуса, так же, мы тестируем и рекомендуем начальные, наиболее универсальные в реальной работе, параметры корпуса типа ФИ. Но, как всем Вам известно, из каждого правила есть исключения. И если рекомендованные нами решения удовлетворяют большинству Ваших требований, то всегда найдутся такие, кому нужно что то свое – это и участники различных соревнований, и любители «ветра», и любители «прокачивать площадки»… Эта статья посвящается как раз таким людям, построившим стандартный корпус и желающим получить больше – больше качества, или больше давления, или глубже бас, или…или…

Для начала давайте разберемся, как работает ФИ.

Если закрытый ящик(ЗЯ) попросту устраняет волны, созданные обратной стороной диффузора, то ФИ преобразует эти волны в «полезные», за счет чего происходит существенный рост эффективности и звукового давления. Несомненным плюсом ФИ, в сравнении с ЗЯ, является значительно более высокая эффективность и громкость, минус ФИ — высокий уровень групповых задержек, выраженный в «размытости» и более низкой точности баса.

Порт передает энергию в значительно более узком диапазоне, чем фронтальная часть диффузора. Потому изменения затрагивают лишь часть общего диапазона работы сабвуфера. Впрочем, для большинства значительный выигрыш в громкости или эффективной ширине диапазона куда более важен, чем не такой значительный проигрыш в качестве, от того ФИ — это, пожалуй, самый популярный корпус сегодня.

Схематическое изображение принципиальной конструкции корпуса ФИ изображено на рисунке ниже.

Что такое порт в сабвуфере. Смотреть фото Что такое порт в сабвуфере. Смотреть картинку Что такое порт в сабвуфере. Картинка про Что такое порт в сабвуфере. Фото Что такое порт в сабвуфере

ФИ имеет 2 составляющие — объем(как передаточная среда) и порт(как дополнительный излучатель). Принцип работы оформления типа «фазоинвертор» — корпус инвертирует по фазе энергию обратной стороны диффузора и при помощи порта передает ее в среду, тем самым усиливая акустическую отдачу. Проще говоря, корпус делает из «отрицательных» волн «положительные», эти «положительные» волны и усиливают итоговую отдачу.

В случае с ФИ, мы настоятельно рекомендуем использование фильтра инфранизких частот.

Раздел 2. Углубляемся.

С принципом работы разобрались, теперь перейдем к практике.

Мы уже много лет проводим тестирование корпусов типа ФИ и за годы работы выявили наиболее востребованные параметры корпуса, которые удовлетворят большинство наших пользователей. Но если есть желание получить действительно что то особенное от баса — придется поработать и настроить ФИ индивидуально.

При правильном подключении, диффузор движется сначала вверх, создавая разряжение в корпусе, за тем вниз, создавая сжатие. И это нормально, но в частных случаях лучше работает в обратном порядке. Потому, первое что мы попробуем изменить – заставим диффузор перемещаться сначала вниз, затем вверх. Для этого достаточно лишь поменять полярность подключения динамика – «перепутаем» плюс с минусом, теперь диффузор сперва переместится вниз и это серьезно изменит звучание. Не путайте акустические клеммы с питанием, подключив питающие провода к усилителю не верно, Вы гарантированно его сожжете.

Размяли динамик, отслушали наш стандартный корпус, поигрались с настройками магнитолы и частотами срезов, покрутили эквалайзеры и прочие «улучшайзеры»… что то все равно не устраивает? Так перейдем к существу вопроса и изменим корпус так, чтобы устраивало все!

Настройка. Давайте сразу договоримся, во многих источниках под «настройкой» ФИ принято понимать некую единственную частоту. Мы якобы можем включить какую нибудь программу, в которую нужно внести какие то параметры и которая сразу же нам скажет и нарисует нужный ящик. Все это в корне не верно. Настройка — это осознанный и практический процесс, итогом которого является нужный результат, не зависимо от того, будет это качество звука или какое то сверх-естественное давление или особенно широкий диапазон.

Объем служит для того, чтобы изменить полярность обратной волны с «-» на «+», порт же является своего рода передатчиком энергии. Проще говоря, объем нужен тем больше, чем ниже и глубже нужен бас, порт же нужен строго определенный, тк от порта зависит то, на сколько и какая именно частота будет усилена. Еще проще говоря, объем устанавливает рамки рабочего диапазона, порт усиливает нужную часть диапазона или расширяет его вверх или вниз.

Далее рассмотрим то, как на практике происходит процесс настройки корпуса. И для начала определим основные параметры, которые мы сможем измерить, ощутить, услышать и изменить. Не будем углубляться в физику, оно и не нужно, будем размышлять проще…

Громкость – все знают что это такое, измеряется в Децибеллах (Дб). Громкость бывает пиковая (большинство соревнований SPL), измеряется максимальный результат на одной частоте, и усредненная (формат LoudGames) – измеряется ряд частот, среднее значение принимается за конечный результат. Разницу в 3Дб мы уже можем услышать, разница в 10Дб очень хорошо ощутима на слух любому.

Эффективность – этот параметр описывает то, сколько фактической громкости мы получаем с одинаковой подводимой мощности. Пример: имея 500Вт, менее эффективный корпус даст 110Дб в среднем, более эффективный – 120Дб. Нашей задачей является получить максимум эффективности на всех воспроизводимых частотах.

Диапазон воспроизводимых частот – применительно к сабвуферу это диапазон частот от 20 до 100Гц. В идеале сабвуфер должен воспроизводить все эти частоты и с одинаковой громкостью, но в реальности этого конечно нет, сабвуфер отрабатывает часть диапазона и имеет спад громкости ближе к граничным частотам своих возможностей. Наша задача – заставить сабвуфер фактически воспроизводить частоты от 20 до 100Гц, но современные автомобильные мидбасовые динамики способны работать в диапазоне уже от 70-80Гц, а многие и от 50-60Гц, что существенно облегчает задачу.

Групповое время задержек(ГВЗ) – измеряется в миллисекундах, и чем оно выше, тем менее «содержательным» наш бас будет. На практике большое ГВЗ выражается в явном «запаздывании» баса, в отсутствии множества деталей, в «обмякшем», не эмоциональном и «гудящем» басе. Почему «групповое время» — если задержка одинакова на каждой воспроизводимой частоте во всем слышимом диапазоне от 20 до 20000Гц, то бас будет идеален и точен не зависимо от того, на сколько велика эта задержка. Более того, наличие задержки естественно, и чем ниже частота, тем выше задержка. Но в реальности разница между временем задержки на разных частотах гораздо выше идеала и куда менее постоянно, и ввиду этой непостоянной разницы звук превращается в кашу – одна частота играет раньше, другая позже. Наша задача – снизить ГВЗ до естественного уровня.

Максимум эффективности в полном диапазоне воспроизводимых частот при минимуме ГВЗ – наш рецепт идеального корпуса. В реальности же, как обычно, все не так просто, выигрывая в одном, жертвуем чем то другим…

Имея корпус типа «Фазоинвертор», мы оперируем тремя взаимосвязанными переменными – объем, площадь порта и длина порта. Изменяя их, мы имеем возможность добиваться нужного результата по каждому из вышеперечисленных параметров. Разберемся, за что отвечает каждая из этих переменных и как изменения повлияют на параметры звучания, а так же, как повлияет изменение на здоровье нашего динамика и надежность системы в целом.

Объем. Увеличивая объем, мы увеличиваем эффективность, но увеличиваем и ГВЗ, перемещаем нижнюю границу диапазона вниз, но так же, вниз перемещаем и верхнюю границу. И наоборот.

Объемом мы задаем границы диапазона воспроизводимых частот. Все знают о том, что с понижением частоты растет длина волны, а это значит, что чем больше объем, тем больше будет время задержки тыловой волны и тем более эффективным будет преобразование тыловой волны с «-» на «+» на нижних частотах, но тем менее эффективным будет преобразование на верхних частотах.

С увеличением объема, увеличивается уровень и ГВЗ внизу и вверху, но если внизу диапазона увеличение ГВЗ воспринимается как естественное, то вверху это совсем не так. Изменения эффективности так же происходят, с увеличением объема растет эффективность внизу, но падает вверху.

Безусловно, объем оказывает влияние и на ГВЗ, и на эффективность, но это влияние не велико и находится вблизи естественных пределов. Главная задача объема — получение нужного эффективного диапазона воспроизводимых частот.

Динамик и объем связаны между собой. Чем больше используемый объем, тем эффективнее динамик должен быть. Простой пример: 8″ динамик запускаем в объеме 150 литров, звука практически не будет, но 18″ динамик в том же объеме легко даст полноценный бас. Все дело в том, что с увеличением линейного хода, или с увеличением размера, или с увеличением эффективности, или с увеличением сразу всех трех этих характеристик, динамик способен эффективно воздействовать на бОльшую массу воздуха.

В результате наших собственных тестов мы уже определили для вас наиболее эффективный объем для каждого нашего сабвуфера, иными словами, мы определили диапазон, в котором сабвуфер будет работать так, чтобы было возможно получить наиболее качественный звук благодаря отсутствию «провала» между мидбасом и сабвуфером, при этом мы измерили множество различных мидбасов в различных реальных условиях, определив, что нижняя воспроизводимого ими диапазона — 69-84Гц. Если Ваш мидбас реально и эффективно работает ниже обозначенных рамок, то мы рекомендуем увеличивать объем, в следствии чего сабвуфер будет работать ниже, а жертва верхней границей окажется безболезненной для системы.

С объемом разобрались, с его помощью задаем начальные границы диапазона, теперь рассмотрим порт. Порт имеет 2 параметра — площадь сечения и длина, и изменяя эти параметры, мы определяем, какой ширины диапазон будет усилен портом, в какой части рабочего диапазона будет располагаться это усиление, на сколько эффективным будет усиление, как это повлияет на ГВЗ.

Длина порта. Увеличивая длину порта, тем самым мы увеличиваем массу воздуха в порте, то есть, увеличиваем нагрузку на динамик, заставляя его «толкать» бОльшую массу воздуха. Больше воздуха — выше эффективность, но выше и уровень ГВЗ.

Длина порта на прямую влияет на динамик, повышая или, наоборот, понижая нагрузку на диффузор. В условиях оптимальной нагрузки динамик работает наиболее эффективно, создается и приличный уровень звукового давления и организуются условия для обеспечения достаточно хода диффузора, а значит, и охлаждение звуковой катушки будет достаточным и звук будет приятно глубоким и точным. Увеличивая длину порта, мы конечно увеличиваем эффективность, но увеличиваем и нагрузку на диффузор, ход будет меньше, охлаждение хуже, ГВЗ выше.

Наша рекомендация, указанная к каждому динамику — это своеобразная золотая середина между высокой эффективностью и уровнем ГВЗ, что называется «динамик нагружен оптимально».

Необходимо иметь ввиду, нагрузка на динамик создается как корпусом ФИ сзади, так и салоном автомобиля спереди. Все наши тесты мы проводим для среднего багажника автомобиля средних размеров. Предположим нагрузка на динамик спереди снижается (слушаем с открытыми дверями или автомобиль слишком большой, типа микроавтобуса), в этом случае длину порта необходимо увеличить, тем самым мы компенсируем падение фронтальной нагрузки повышением тыловой нагрузки. Обратный случай — замкнутое пространство багажника седана ввиду своего ограниченного объема существенно «сдерживает» ход сабвуфера, нагрузку в этом случае так же необходимо компенсировать, но уже путем уменьшения длины порта.

Изменяя длину порта, мы так же можем достигнуть и другой цели — расширить диапазон воспроизводимых частот или вверх или вниз, но в этом случае неизбежно выведем систему из равновесия. Увеличивая длину порта, мы, как и в случае с объемом, но в гораздо меньшей степени, увеличиваем и время задержки «тыловой» волны, тем самым повысим эффективность работы сабвуфера в нижней части диапазона. Однако, как уже было сказано выше, сделав это, мы жертвуем «здоровьем» динамика, заставляя его работать выше своих возможностей. Оптимальная же длина порта усиливает весь диапазон воспроизводимых частот, усиливая центральную его часть с плавным падением к краю.

Наша рекомендация длины порта — это золотая середина между высокой эффективностью и ГВЗ в условиях установки сабвуфера в багажнике средних размеров для обслуживания объема салона среднего автомобиля.

Итак, что мы имеем. Отталкиваясь от наших рекомендаций, увеличиваем длину порта в случае, если необходимо компенсировать нагрузку на динамик. Увеличиваем длину порта чтобы увеличить отдачу внизу рабочего диапазона, увеличить нагрузку на динамик и принести в жертву эффективность и увеличить ГВЗ. И наоборот.

Площадь порта. Изменяя площадь порта, мы сужаем или расширяем диапазон воспроизводимых частот сабвуфера, так же, изменяем как эффективность, так и ГВЗ.

Площадь, как и длина порта, разгружают или нагружают динамик, изменяя массу воздуха в порте. Чем больше площадь, тем выше ГВЗ и выше эффективность и наоборот.

Порт имеет определенную пропускную способность. Чем больше площадь порта, тем выше его пропускная способность, тем лучше порт работает на низких частотах, но тем более узким будет диапазон. Однако, слишком большая площадь порта сильно перегрузит динамик до такой степени, что его эффективность упадет до нуля. И наоборот, слишком малая площадь порта, и о прибавке громкости, свойственной ФИ, можно забыть.

Наш порт — это разумный компромисс между шириной диапазона, эффективностью и ГВЗ. В итоге, опять же отталкиваясь от наших рекомендаций, увеличиваем площадь порта в случае, если есть необходимость получить повышенную эффективность в суженном диапазоне частот, или же уменьшаем площадь порта в случае, когда нужно расширить диапазон или снизить ГВЗ, но есть возможность и жертвовать эффективностью.

Комплексные изменения. Как мы видим, и объем, и порт отвечают за одни и те же параметры, но в реальности их влияние не одинаково ни по степени, ни по силе воздействия на конечный результат. Изменяя объем, мы настраиваем диапазон воспроизводимых частот, изменяя порт, мы настраиваем сабвуфер на работу в конкретных условиях. Однако, как Вы уже поняли, существует множество вариантов изменений сразу нескольких параметров, в результате чего есть возможность настроить сабвуфер так, чтобы он работал индивидуально. Это означает, что Вы добровольно жертвуете каким то менее значимым параметром звучания, но получаете возможность выделить гораздо более значимый.

Пределы изменений. Изменение объема всегда будет оказывать менее существенное влияние на характер звучания, чем порт, но пределы изменения объема значительно более широкие. Полезные изменения объема находятся в пределах +-60% от исходного. Изменения площади и длины порта следует делать с особой осторожностью, и в пределах не более 35%. Все изменения, выходящие за эти пределы, повлекут серьезные негативные последствия, перекрывающие все видимые плюсы. Это и существенные изменения звучания в негативную сторону, равно как возможно и очень значительное повышение нагрузки на динамик.

Так же, при комплексных переменах остерегайтесь «двойного действия». К примеру, увеличили объем и увеличили длину порта — оба эти действия не просто сильно понизят диапазон воспроизводимых частот, но и крайне серьезно перегрузят динамик. Необходимо проявить максимум осторожности и внимания к внесению изменений подобного характера.

Вполне возможно, внося одно изменение, компенсировать его другим. Например, увеличивая объем, уменьшить длину порта и т.п. Такие изменения способны как привести к нужному результату, так и компенсировать нежелательные последствия.

Помните, любые изменения полезны до того момента, пока не вносят более существенный вред. Нет таких изменений, которые дают только плюсы и не имеют минусов. При изменении нами рекомендованного корпуса, перед Вами стоит конкретный вопрос – чем, в какой степени и ради чего Вы готовы жертвовать.

Программы для компьютерного моделирования. В природе существует ряд программ, способных смоделировать результат работы сабвуфера на базе некоторых параметров. Мы рекомендуем ознакомиться с такими программами, по одной единственной причине — они способствуют пониманию изложенного материала. Однако, результат моделирования ни в коем случае не должен являться для Вас руководством к действию ввиду того, что ни одна программа на сегодняшний день не учитывает и половины тех нюансов, которые в реальности влияют на работу сабвуфера. Невозможно с помощью программы построить сабвуфер с нуля, однако возможно понять, как то или иное изменение корпуса повлияет на характер звучания в целом. Иными словами, программа поможет только тогда, когда уже есть от чего отталкиваться и нужно внести какие то изменения в уже существующий и рабочий корпус.

Начальное руководство мы получили, давайте теперь рассмотрим на реальных примерах применение полученных знаний…

Пример 1. Мидбас поставили в ящик или в хорошо подготовленную дверь, теперь он работает значительно ниже и эффективнее чем раньше, а естественная величина задержки на нижней границе мидбасового диапазона возросла. Получается, что нам уже не нужен диапазон работы от 20 до 80Гц, а нужен лишь от 20 до 60Гц. Мы знаем, что DD исследует и создает корпуса так, чтобы они эффективно воспроизводили частоты «сверху вниз», то есть, DD жертвует самым низом, чтобы правильно состыковать мидбас и сабвуфер и получать «цельный» звук. Увеличиваем объем и смотрим что получилось – сабвуфер теперь работает более эффективно и глубоко, а возросшая задержка на верхней границе не оказала влияния на звук, т.к. разница между нижней задержкой мидбаса и сабвуфером не изменилась.

Пример 2. Низкокачественный мидбас поставили в штатное место… При таких условиях возникает существенный провал между сабвуфером и мидбасом, в результате ряд частот мы просто не слышим, а сабвуфер играет «отдельно от музыки». Чтобы получить естественный звук, лучше всего будет не перекладывать проблему «с больной головы на здоровую» и поработать с мидбасом. Но если это невозможно (а оно часто невозможно по целому ряду причин), существует ряд решений:

— уменьшаем объем корпуса. Жертвуя нижними частотами, мы все же получаем «цельное» звучание.

— уменьшаем площадь порта и уменьшаем длину порта. Жертвуя эффективностью, получаем более широкий диапазон воспроизводимых частот.

— уменьшаем объем и увеличиваем длину порта. Жертвуя «здоровьем» динамика, расширяем диапазон…

Пример 3. Нужен более глубокий, более «мягкий» бас…

— уменьшаем площадь порта. Жертвуя эффективностью, мы расширяем диапазон и уменьшаем разницу в громкости между частотами в центре диапазона, уменьшаем ГВЗ, получаем точный, низкий, приятный бас, но менее громкий…

— уменьшаем объем, увеличиваем длину порта, уменьшаем площадь порта, в итоге изменений уровень ГВЗ падает вместе с эффективностью, а диапазон существенно расширяется с плавным спадом за пределами…

Пример 4. Хочется «надавить» на соревнованиях…

— в этом случае уменьшаем объем, увеличиваем площадь и длину порта, получаем рост эффективности в центре диапазона и резкий спад по краям, сам же диапазон смещается вверх ближе к резонансной частоте кузова. Для музыки не подойдет, но «надавить» уже куда веселее.

Пример 5. Хочется много «инфры» c «ветерком»…

— увеличиваем объем, увеличиваем площадь порта. Сдвигаем диапазон в «нужное» место и площадью порта увеличиваем эффективность, бинго, жертвуем всем в пользу эффективности на самых низких частотах.

— увеличиваем объем, увеличиваем площадь порта, увеличиваем длину порта. Тот же самый результат, но в условиях, когда мощности недостаточно и есть некоторый «запас» в системе охлаждения.

Пример 6. Нужно получить максимально качественный бас…

— уменьшаем площадь порта. Теряем в эффективности, но получаем более широкий диапазон и уменьшаем ГВЗ.

— уменьшаем площадь порта и уменьшаем объем. Теряем в эффективности еще больше, расширяем диапазон вверх и серьезно уменьшаем ГВЗ…

Пробуем! Полученный звук нестандартен и с помощью простых манипуляций с объемом корпуса или параметрами порта уже соответствует Вашей системе! Для персонализации большинства систем и этих знаний более чем достаточно. Однако профессиональный подход подразумевает более детальные и более точные изменения.

Понимание того, за что отвечает изменение, мы уже дали, профессионалу же нужно нечто большее — это измеренные и предельно точные режимы работы, в которых возможно «выжать» максимум пользы из сабвуфера, предельно качественный звук, предельно высокий уровень громкости, предельно точный диапазон работы… Ответ на все эти вопросы один — тесты и эксперименты, о чем читайте в следующем разделе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *