Что такое порог кластеризации
Как провести кластеризацию запросов семантического ядра: используем онлайн-сервис
В статье:
Кластеризация — второй шаг в создании сайта. Первый — сбор семантики. Обе этих задачи нужно сделать еще до заказа сайта у веб-мастера, иначе будет на чем строить его структуру.
Когда у веб-мастера есть семантическое ядро, разбитое на группы-кластеры, он может проектировать структуру сайта и страницы: определять, какие разделы будут на сайте, как их перелинковать, из чего собрать каталог и какое направление выбрать для блога.
В этой статье разберем, почему бы не использовать семантику без кластеров, какие методы группировки есть и как кластеризовать запросы в онлайне, не скачивая дополнительный софт.
Семантическая кластеризация: что это и каким сайтам нужна
Кластеризация — это объединение ключевых фраз в группы (кластеры), по контексту и признакам объектов, к которым они относятся.
Как сортируют ключи
По группам ключи разделяют на основе анализа выдачи поисковиков. Например, проверяем топовую выдачу по запросам «купить гироскутер» и «купить сегвей». Если она разная, значит поисковик считает эти запросы отличающимися, стоит распределить ключи по разным группам. Ключи с коммерческими и информационными интентами также лучше разделить — «купить блютуз наушники» и «как выбрать блютуз наушники» будут в разных группах.
Правда, такое разделение служит скорее рекомендацией. Иногда ключи попадают в разные группы, потому что при разбивке специалист ориентировался на релевантные результаты топа, а сайты в выдаче недостаточно полно раскрыли фразы на странице или топ поменялся.
Группировку запросов семантического ядра используют
После сортировки запросов по группам каждому кластеру обычно назначают страницу сайта, на которой нужно реализовать эти ключи. Создают рекламные объявления в рамках группы, если кластеризацию проводили для контекстной рекламы.
К примеру, если в результате образовались кластеры с запросами про ботулотоксин для губ и в отдельной группе про ботокс для моделирования лица, или про эстетическую ринопластику и отдельно лечебную, этим услугам создают разные посадочные.
В чем поможет кластеризация:
Каким сайтам она нужна
Группировку ключей лучше проводить даже для небольшого количества, а для семантики от 3000 запросов рекомендуем ее обязательно. Трудность может возникнуть с распределением запросов в нише с низкой конкуренцией, где мало релевантных ответов и не на что опираться при анализе выдачи.
Самостоятельная кластеризация запросов
Разберем, как провести ее самостоятельно без установки отдельного софта.
По каким параметрам делить ключи
Некоторые веб-мастеры объединяют ключи в группы по признаку семантического построения фраз. Тогда в одной группе сосредотачиваются ключи типа «снять ресторан на праздник», «снять ресторан», «снять ресторан на юбилей», потому что они похожи.
Но у ключей есть и другие признаки, кроме формы образования. В эту же группу подойдут ключи по типу «аренда ресторана» — интент тот же, а семантической схожести нет.
Параметры кластеризации:
На скриншоте фрагмент сбора семантического ядра для сайта туристической компании, которая продает путевки в детские лагеря по всей России. Для ключей определили намерение пользователя и подходящую страницу, на которую должен вести запрос, в соответствие с этим можно составлять группы запросов.
Фрагмент семантического ядра туристического сайта
В зависимости от тематики сайта, его структуры и целей можно комбинировать несколько параметров. К примеру, сначала строят группы по интенту, а потом по этапам воронки продаж. Можно добавить принцип важности услуги или товара для компании — объединить сопутствующие позиции, выделить товары-локомотивы.
Способы кластеризации
Некоторые веб-мастеры ориентируются на выдачу поисковиков. Как проходит группировка по выдаче:
Минус системы в том, что результаты поисковиков меняются, готовая кластеризованная семантика через неделю может отличаться из-за смены сайтов в выдаче.
Простую кластеризацию для маленького семантического ядра можно сделать вручную, используя таблицу Excel. Но ручная кластеризация — это кропотливые манипуляции с данными, где нужна постоянная внимательность. С большим количеством данных лучше не работать руками, а использовать сервисы автоматической кластеризации.
Как провести кластеризацию онлайн
Есть разные сервисы для группировки запросов онлайн, мы рассмотрим автоматическую кластеризацию на примере сервиса LINE. В нем можно следить за позициями сайта по ключевым фразам и разбить семантику на группы.
1. Начало работы
Перейдите в раздел «Кластеризация» и нажмите «Новая задача»:
Интерфейс сервиса
Настройте кластеризацию для вашей семантики: выберите регион, поисковик, укажите, нужна ли частотность, и выберите метод кластеризации и порог.
2. Выбор типа кластеризации: «мягкий» и «жесткий» методы
Объединять запросы в группы можно двумя методами:
За основу берут один из запросов с сравнивают с ним остальные ключи: смотрят, сколько у этого ключа общих URL у с основным запросом. Ключ попадает в группу, если набирает больше установленного числа общих URL. Получается, все запросы должны иметь совпадения URL с главным ключевым словом, а между собой не обязательно.
В этом методе сравнивают общие URL у всех ключей. Запросы помещают в одну группу, только если набирается определенное количество общих URL для всех запросов группы. То есть в мягком методе ключи имеют общие URL с контрольным запросом, а в жестком все ключи в группе должны иметь общие URL.
3. Установка порога кластеризации
Порог определяет, сколько нужно общих URL — чем он выше, тем больше нужно общих URL чтобы объединить ключи в группу. При низком пороге в группе будет слишком много лишних запросов, при слишком высоком группы могут не сформироваться.
Обычно устанавливают порог в четыре URL для мягкой кластеризации и три для жесткой, но можно настроить другие показатели.
4. Запуск группировки и обработка
Запустите систему и через несколько минут сервис выдаст готовый отчет с группами ключевых слов. Его можно смотреть на экране или скачать в файле Excel.
Фрагмент демонстрационной кластеризации запросов в Line
Если вы нашли запросы, которые не входят в кластеры, не торопитесь их удалять. Проверьте, если они подходят теме вашего сайта, их все равно можно использовать: внедрите ключи на другие страницы — в статью блога или отзывы, добавьте в один из кластеров, куда они подходят по смыслу.
Что делать потом
Используйте полученные кластеры в работе:
Кластеризация делает работу с ключами точнее и проще — позволяет рассортировать массив ключей по группам, страницам и объявлениям. Используйте для этого сервисы, чтобы экономить свое время.
Что такое семантическое ядро и как его составить
В этой статье подробно разберем, как собрать семантику для молодого веб-сайта, как сделать семантическое ядро максимально эффективным и как не допустить ошибок на данном этапе SEO.
Что такое семантическое ядро сайта?
Семантическое ядро сайта (семантика) — это список ключевых слов и словосочетаний, приводящих на сайт целевых посетителей, используются для продвижения сайта в поисковых системах. Запросы в семантическом ядре (СЯ) разделяется по частотности, конкуренции и коммерческой составляющей, семантика позволяет понять распределение поискового спроса и сформировать правильную для продвижения структуру сайта.
Для чего нужно семантическое ядро?
Ключевые фразы в семантическом ядре сегментируются по частотности:
В семантическое ядро включаются запросы всех типов, которые в дальнейшем сегментируются по целям и задачам. Таким образом, сбор семантики — важный этап оптимизации сайта, без которого невозможно повысить видимость сайта в поисковых системах и получить стабильный органический трафик.
Как подобрать ключевые слова для семантического ядра
Сейчас подробно разберем, как правильно собрать семантику для молодого сайта. Опишем на что нужно обращать внимание при работе с ключами, чтобы получить максимальный прирост органического трафика из поисковых сетей Яндекс и Google.
Шаг 1. Проанализировать сайты конкурентов
Анализ конкурентов позволяет определить основные категории и направления при формировании семантического ядра.
Для понимания структуры и распределения будущего ядра ключевых слов, необходимо выбрать 2–3 лидеров тематики и проанализировать структуру их сайта.
Провести анализ структуры сайта-конкурента можно через профильные программы — Screaming Frog SEO Spider или Netpeak Spider, либо визуальным осмотром навигационного меню, категорий и карты сайта.
Пример анализа структуры сайта-конкурента в виде графа
Анализ конкурентов необходим для понимания объема семантики и сложности структуры сайтов-конкурентов.
На данном этапе необходимо определить крупные сайты-конкуренты и выявить специфику их семантики — примерный объем семантического ядра, количество высоко-, средне и низкочастотных ключевых слов, упор на коммерческий или информационный трафик, т. д.
Шаг 2. Собрать базовые ключевые слова для семантического ядра
Определив вектор SEO-продвижения, можно переходить к формированию костяка семантического ядра. Сбор базовых ключевых слов необходим для корректного проектирования структуры будущего сайта и не позволит увести сайт от основной тематики.
Обычно костяк собирается в формате списка или таблицы, в которые забиваются основные ключи, определяющую тематику сайта. В костяк входят все ключи, характеризующие специфику и направленность компании. Например, для сайта, продающего акустические колонки, в костяк войдут следующие ключи:
Сбор основных ключевых слов для категории “Акустические системы”
На данном этапе главное сформировать костяк, из которого дальше будут формироваться семантика сайта, его структура и контент-план.
Практически все ключи отличаются низкой специфичностью и высокой частотностью — продвижение сайта только по этим запросам получится дорогим и неэффективной. Поэтому требуется расширить и сегментировать собранное ядро.
Шаг 3. Сбор семантического ядра
Для сбора семантики сайта чаще всего используется Яндекс.Wordstat или Планировщик ключевых слов Google, обладающий схожим функционалом. Сначала разберем, как собрать семантическое ядро сайта с помощью сервиса от Яндекс.
Для этого переходим в Яндекс.Wordstat и поочередно проводим подбор слов по ранее собранному костяку ключевых слов. Таким образом из 20–150 ключевых запросов удастся собрать в районе 1000–1500 вхождений, что уже считается неплохой базой для структуры молодого сайта.
Например, вбиваем один из базовых ключевых слов — «колонки» в Wordstat. Сервис отобразит такой результат.
Сбор запросов и частотностей в «Яндекс.Вордстат» по ключевому слову “Колонки”
Ключи можно отсортировать по частотности или полностью скопировать в новую таблицу. Аналогичная ситуация проводится со всеми базовыми ключами, что позволяет бесплатно расширить семантику в несколько раз.
Важно! По коммерческим запросам нужно выбирать точный регион оказания услуг, поскольку поисковый спрос напрямую привязан к геолокации, по информационным — указать всю страну, так как такие запросы ранжируются без привязки к местоположению.
Шаг 4. Расширение семантического ядра
Для того, чтобы семантика вашего сайта была максимально полной, необходимо использовать все возможные инструменты для сбора.
Расширение семантического ядра с помощью поисковых подсказок
Также стоит добавить в таблицу поисковые подсказки. Преимуществом подсказок считается отображение релевантных запросов — поисковая система выводит подсказки, которые используют пользователи при поиске, что позволяет расширить семантическое ядро актуальными запросами.
Разберем популярные сервисы для сбора поисковых подсказок:
Указываем список наиболее релевантных ключевых слов, после чего выбираем и заполняем раздел стоп-слов, исключающий ненужные слова при парсинге.
Сбор поисковых подсказок с помощью сервиса Arsenkin.ru
Далее выбираем нужную поисковую систему для сбора подсказок, а также регион и глубину парсинга. При выборе 2 или более уровня глубины парсинга сервис дополнительно соберет поисковые подсказки, полученные на 1 уровне.
Настройка сбора поисковых подсказок
Сервис работает в фоновом режиме и после парсинга выведет все собранные подсказки в формате таблички. Количество нецелевых вхождений в таблице напрямую зависит от списка стоп-слов — важно максимально полно указать все ключи, которые не относятся к ядру собираемой семантики.
Результаты сбора поисковых подсказок
С помощью сервиса можно быстро собрать подсказки с сайтов из ТОП 10–50 выдачи и выгрузить таблицей CSV.
Расширение семантического ядра спецификаторами
Напоследок остается уделить внимание спецификаторам. Спецификаторы — слова-приставки, которые характеризуют потребность, цель пользователя, осуществляющего поиск в сети. По большей части спецификаторы определяются спецификой бизнеса и будут идентичны на нескольких тематических сайтах. К основным спецификаторам относят 3 группы приставок:
В ядро следует добавлять только целевые спецификаторы, например, “бесплатная доставка” и “купить в рассрочку”, если на вашем сайте предоставляются подобные услуги.
Добавление спецификаторов к запросам
Расширять семантическое ядро можно, добавляя к собранным ключам от 1 до 3 спецификаторов, что позволит более тонко оптимизировать страницы сайта под точные запросы пользователей. Продвижение по низкочастотным словам оказывается дешевле раскрутки по перегретым ключам и способно приносить релевантный целевой трафик.
Расширение семантического ядра с помощью конкурентов
Для расширения семантики с помощью конкурентных сайтов можно воспользоваться сервисами:
На примере сервиса SEMrush покажем, как определить и проанализировать конкурентов в нише.
Выбираем «Анализ по домену» и вставляем адрес сайта-конкурента и запускаем сервис.
Анализ сайта-конкурента с помощью сервиса Semrush
Сервис определит количество и геолокацию трафика, приходящего на сайт, а также покажет ключевые слова, по которым приходят посетители из поисковых систем. Кроме того, сервис отобразит других конкурентов вашего сайта, по которым также можно провести анализ и собрать ключи для семантического ядра.
Сводка данных сайта-конкурента
Используя данные о ключевых запросах конкурентов, можем добавить направления, которые мы могли упустить, или расширить уже имеющиеся.
Шаг 5. Удалить мусорные и нецелевые запросы из семантического ядра
Собрав обширное семантическое ядро, остается заняться его качеством. В первую очередь необходимо удалить все нецелевые вхождения, которые попали в ядро при парсинге.
Ручная фильтрация и чистка семантического ядра
Качественно проработать семантику на данном этапе позволяет только ручной труд. Необходимо просмотреть все ядро и удалить мусорные ключи. Смело можно удалять ключи, в которых:
Цель этапа : отсеять все мусорные вхождения. После чистки в семантике остаются только релевантные запросы, которые соответствуют костяку собранных ключевых слов и полностью отражают специфику самой компании. Теперь можно приступать к кластеризации ключевых слов.
Кластеризация семантического ядра
Кластеризация — это группировка нескольких запросов в один сегмент на основании их смысла, логики. Таким образом удается навести порядок в ядре и создать многоуровневую структуру, в которой ключи будут разделены на тематические кластеры. Количество сегментов в ядре зависит от обширности тематики и специфики бизнеса — для многостраничных интернет-магазинов с большой товарной матрицей ядро может быть разбито на более чем 10 000 кластеров.
Бесплатные сервисы для кластеризации ключевых слов:
Разбивка семантики на кластеры
Кластеризация ключевых слов — сложный процесс, который лучше доверить профильному ПО. Для этого воспользуемся любым из сервисов выше — вставим собранные ключи и получить группировку запросов по их логике, тематике. В качестве примера — сервис coolakov, который дополнительно отображает страницы конкурентов в поисковой выдаче, продвигаемых по данному кластеру запросов.
Порог кластеризации определяет наименьшее количество URL в поисковой выдаче, при которой будут создаваться кластеры семантического ядра. На примере сервиса coolakov порог кластеризации представляет минимальное количество URL, при котором ключевые фразы будут объединяться одну в группу, кластер. Чем выше порог кластеризации, тем меньше групп будет создано, однако ключи в одном кластере окажутся более связанными. Для коммерческих запросов оптимальным будет порог в 3 URL на топ-выдачу, для информационных — 2 порог.
Итог кластеризации : проработанное семантическое ядро, которое может использоваться для создания структуры страниц сайта и составления контент-плана. После дополнительной оптимизации и чистки от информационных запросов данное ядро может подойти и для запуска контекстной рекламы.
Проверка «коммерческости» запроса в семантическом ядре
Интент ключевого слова обозначает желание пользователя, который вбивает фразу в строку поисковых систем. Он позволяет определить к какому типу — информационному или коммерческому — относится поисковая фраза.
Интент ключа используется поисковыми системами для отображения релевантной выдачи пользовательскому запросу. Яндекс и Google опираются не только на смысл и тематику фразы, но и цель пользователя, таким образом — ключи с различным интентом нужно продвигать на разных страницах.
Интент может меняться в зависимости от спроса пользователей на товары — так один и тот же ключ может быть в разное время и коммерческим, и информационным. Разберем это на примере с помощью сервиса majento.ru — вбиваем ключевые слова и нажимаем проверить:
Определение «коммерческости» запросов
Таким образом ключ “купить акустическую колонку” должен не использоваться для продвижения информационной страницы, а смешанные ключи “заказать колонки” и “колонки с доставкой на дом” — могут. Наличие коммерческого ключа на информационной странице может привести к снижению страницы в поисковой выдаче, использование же смешанных запросов допускается.
Определение коммерческости запросов позволяет сегментировать семантическое ядро на информационную и коммерческую группу.
Как не допустить ошибок при сборе семантического ядра
Качество семантического ядра напрямую влияет на продажи сайта. Разберем все популярные ошибки при сборе семантики для сайта, которые негативно влияют на трафик и продажи.
Ошибочное мнение клиентов | Мнение эксперта |
«Мне не нужны низкоконкурентные ключи» |
Большой вклад в ранжирование сайта вносят внешние ссылки. Линкбилдинг с использованием НЧ-запросов стоит недорого, однако по мнению маркетологов, не обладает достаточным конверсионным эффектом.
Каждая ключевая фраза должна приносить профит веб-сайту — для этого требуется оптимизация одной страницы под отдельный запрос.
Конкуренты тратят тонну средств на анализ и аудит, и выходят в ТОП. Составление ядра по их примеру позволит сэкономить личный бюджет и сразу выйти в топ-выдачи, избежав собственных ошибок.
Зачем платить seo-специалисту или собирать семантику самому, если есть профильные сервисы? Можно же купить лицензию на Key Collector и получить семантику под ключ.
Продвижение в SEO и PPC по ВЧ-запросов обходиться довольно дорого, при этом не позволяет выйти в топ молодым сайтам из-за небольшого траст-фактора — здесь уже сказываются слабые коммерческие и поведенческие факторы.
Грамотное семантическое ядро представляет коктейль из релевантных ключевых слов, необходимый для продвижения в поиске, а также маркетинговых запросов, отражающих потребности и боли реальных клиентов.
Придерживаясь наших рекомендаций, можно собрать релевантное семантическое ядро, позволяющее улучшить ранжирование молодого сайта и привлечь органичный целевой трафик.
Кластеризация запросов
Следующим шагом после сбора семантического ядра является кластеризация. По своей сути это процесс разбиения ключевых запросов на группы для определения будущих целевых страниц для продвижения.
Правильная группировка запросов позволит занять высокие позиции и хорошо ранжироваться поисковыми системами по всем подобранным запросам. Для этого нужно придерживаться определенных правил.
Каждая группа содержит свой интент. Допустим, у вас есть ряд запросов и нужно их объединить по одной потребности:
В данном примере логично 1 и 3 запрос объединить вместе, а также 2 и 4.
Важно понимать, что запросы «Доставка грузов из Китая» и «Доставка грузов из Китая на самолете» не удастся продвинуть на одной целевой странице.
Сложность кластеризации может возникнуть для таких запросов, как слова-синонимы вида «грузоперевозки из Китая» и «доставка из китая», или же «таможенное оформление грузов» и «растаможка товаров из китая». В таком случае ориентироваться лучше на результаты поисковой выдачи.
Каждая группа ведется на отдельную ключевую страницу. Она вытекает из пункта выше, и необходимо это для успешного продвижения.
В процессе кластеризации может возникнуть вопрос, а можно ли объединить два кластера в один, если их логично продвигать на одну страницу?
Ответ — да. Это нормальная ситуация, когда логично объединить группы запросов, имеющие одинаковый смысл и вылезающие страницы. Например, «искусственные елки 2 метра купить» и «новогодние елки 2 м цена».
Но не стоит объединять информационные и коммерческие запросы на одну страницу.
В зависимости от объема семантического ядра можно применять ручной, автоматический и смешанный способы группировки.
Ручной метод удобен для небольшого ядра в пределах 500 запросов — просто группируем запросы с одинаковым интентом. Для запросов, которым трудно определить кластер, анализируем поисковую выдачу. Если в ТОП выдачи отображаются одинаковые страницы одного сайта по разным запросам, то следует их вести на одну страницу.
Для ускорения этого процесса можно использовать сторонние сервисы, например «Выгрузка ТОП-10 сайтов». Его принцип заключается в следующем — вводим интересующие нас запросы и получаем список вылезающих страниц. Одинаковые страницы выделяются цветом.
На скриншоте выше как раз подтверждается та гипотеза объединения попарно запросов «Доставка грузов из Китая» и «Доставить груз из Китая», а также «Доставка грузов из Китая на самолете» и «Доставка товаров из Китая авиа».
Автоматическая кластеризация происходит с помощью специальных инструментов. В основе их алгоритмов также лежит группировка по ТОПу. Наиболее популярные онлайн-сервисы:
После автоматической группировки рекомендуется вручную проверить итоговые кластеры на наличие несоответствий.
Разбиение ключевых запросов на группы — один из важных этапов на пути продвижения. По своей сути, он является фундаментом, с которого начинается развитие сайта. От результатов кластеризации зависит объем требуемого контента, его содержание, распределение внутренней и внешней ссылочной массы внутри сайта и прочие факторы. А самое главное — позиции сайта по подобранным запросам!
Ждите новые заметки в блоге или ищите на нашем сайте.