Что такое популярная наука
Популярная наука
Популяриза́ция нау́ки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации).
Содержание
Цели и методы
Как синонимы популяризации науки используются такие выражения, как занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука.
В последнее время появились издания, имеющие лишь отдалённое сходство с научно-популярной литературой советского времени. Для этого новообразования придуман специальный термин «поп-наука». Проведённый Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали, знают ли они о существовании поп-науки и как к ней относятся, показал, что большая часть опрошенных учёных формулировала своё понимание поп-науки не только как популярных околонаучных изданий, но и как:
«примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др. [4]
Средства
Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки являются СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.
В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.
Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В таком журнале содержится много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенями. Например, рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.
Самое старое из средств — научно-популярная литература — не просто популяризирует науку, но и заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме, задействуют возможности развлекательной математики, например, предлагают решить математическую головоломку. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции, радиопередачи и фильмы предоставляют зрителю в основном развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).
Интернет — средство, позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными. Пользователь Интернета может прокомментировать информацию или даже внести в неё изменения (например, в случае, если используется технология вики).
Проблемы
Неудачные, плохо продуманные и недостаточно качественно выполненные популярные работы по научной тематике могут приводить к результатам, прямо противоположным целям, которые стоят перед популяризацией науки.
Эскалация популяризации
Под эскалацией популяризации здесь понимается гипертрофированное привлечение внимания к той или иной области науки или конкретным научным (или околонаучным) исследованиям и/или теориям. Примеры:
Распространение научных мифов
Научный миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. Некоторые научные мифы являются результатом неудачной популяризации научных теорий, когда попытка упрощения объяснения искажает факты и события до неузнаваемости, превращая научное знание в нечто простое и интересное, легко воспринимаемое, но потерявшее первоначальный смысл.
Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью, они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Некоторые из этих мифов создаются под конец жизни их создателей: Анри Пуанкаре и Карл Фридрих Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти.
Популяризаторы
Популяризатор науки — учёный или научный журналист, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.
Со времён зарождения самой науки, таким образом, уже могли существовать такие люди, как её популяризаторы. Например, в своей книге «Учёные — популяризаторы науки» Володар Лишевский в качестве одного из первых популяризаторов называет Ломоносова. Однако до XX века, это было уделом отдельных учёных или писателей, которых лишь ретроспективно можно назвать популяризаторами науки. Например, натуралист и путешественник Альфред Брем или писатель Жюль Верн.
Айзек Азимов известен не только как фантаст, но и как автор научно-популярных книг. Написанные преимущественно в 1960-х и 1970-х годах, эти работы в доступной форме излагают занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.
Брайан Грин — крупнейший учёный, физик-теоретик и популяризатор астрономии и физики. Автор книг «The Elegant Universe» (пулитцеровский финалист, в русском переводе название книги «Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории»), «The Fabric of Cosmos» (в русском переводе название книги «Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности»), фильмов с аналогичными названиями. Один из создателей Всемирного фестиваля науки (« World Science Festival [en] »), проходящего в Нью-Йорке с 2008 года.
Стивен Хокинг — физик и популяризатор космологии и физики. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени», «Кратчайшая история времени», «Чёрные дыры и молодые вселенные» (1993), и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) рассказывается о космологии и её последних достижениях.
Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившего ему этот принцип:
Каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей.
Полностью его слова звучат так:
Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я всё-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc².
Нил Деграсс Тайсон — американский астрофизик и директор планетария Хейдена. Вёл телевизионное шоу NOVA scienceNOW на канале PBS. Награждён почётной медалью НАСА «За выдающуюся общественную службу», наивысшей гражданской наградой НАСА.
Митио Каку — американский учёный японского происхождения, специалист в области теоретической физики. Известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг в области физики и астрономии.
В СССР и России
В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Его книги постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы экземпляров, они опубликованы на многих языках мира. Среди прочих, Перельман пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности, он также занимался педагогической, многие годы читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.
Владимир Сурдин — астроном, автор научно-популярных статей и лектор. Автор и научный редактор научно-популярных книг о космосе. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2012).
Александр Марков — палеонтолог, автор научно-популярных статей и лектор. Автор и научный редактор научно-популярных книг об эволюции. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2011).
Борис Штерн — астрофизик, автор научно-популярных статей и лектор. Автор научно-популярных книг «Прорыв за край мира» и «Ковчег 47 Либра». Один из создателей и главный редактор газеты «Троицкий вариант-наука».
Михаил Гельфанд — биоинформатик, автор научно-популярных статей и лектор. Один из создателей и заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант — Наука».
Александр Панчин — биолог, автор научно-популярных статей и лектор. Автор книг «Сумма биотехнологии» и «Защита от тёмных искусств». Лауреат премии «Просветитель» в номинациях «Естественные и точные науки» и «Народный выбор» (2016).
Сообщество популярной науки
Демонстрация науки
Научные музеи
Научный музей — музей, демонстрирующий возможности современной науки.
Научные фестивали и выставки
Что такое популярная наука
Наука — хит сезона: зачем учёные становятся блогерами
Наука — хит сезона: зачем ученые становятся блогерами
Автор: Дмитрий Ишков
Иллюстратор: Маша Костевич
Благодаря цифровым медиа наука сегодня становится поп-культурным явлением. Вместе с блог-платформой Яндекс.Дзен и научпоп-блогерами разбираемся, как интернет и свободный обмен информацией изменили отношение общества к науке и зачем современному учёному нужен свой канал.
Зачем делать науку популярной
До XX века наука была закрытой средой, недоступной человеку без образования. Научные сообщества не поощряли популяризацию и открытость, а учёного могли лишить членства в клубе, если он делал добытые научные знания доступными для широкой аудитории.
Чтобы повысить интерес к науке, в 70—80-х годах начали запускать публичные мероприятия, но безрезультатно: пропасть между обычными людьми и учёными не сокращалась. Итальянский социолог Массимиано Букки объяснял это тем, что медиа часто жертвуют научностью в пользу сенсационности, — поэтому у общества сформировалось неадекватное представление о науке и учёных.
За последние десятилетия ситуация изменилась: в научной среде появляется всё больше энтузиастов-популяризаторов, а общество заинтересовано в получении новых знаний. Дистанция между наукой и аудиторией сокращается, и научпоп-блогеры играют в этом важную роль. Для популяризации знаний есть все условия: чтобы заинтересовать читателей, учёным достаточно завести канал в интернете и доносить научную информацию доступным языком. Александр Дементьев, автор канала “Популярная наука” в Яндекс.Дзене, считает: нужно чаще напоминать людям о богатстве окружающего мира и добавлять в него адекватные и структурированные мысли.
“Люди, интересующиеся наукой, должны понимать, что любые знания даются с трудом. А учёные, нацеленные на популяризацию науки, — что для обывателя необходимо отходить от строгого формализма, принятого в научных кругах”, — говорит Денис Юшин, автор блога Science & Future. Он уточняет, что цель популяризации не в упрощении, а в привлечении интереса к науке в целом. Вовлечение общества в научную жизнь позволяет участвовать в производстве знаний, а не только потреблять их. Теперь помогать учёным просто: например, можно вносить свои наблюдения в открытую базу данных, с которой будут работать исследователи.
В игре Foldit игроки придумывали лучшее решение для сворачивания структуры протеина. В 2011 году они за 10 дней помогли расшифровать структуру вируса, вызывающего СПИД у обезьян, — учёные не могли решить эту задачу на протяжении 15 лет.
Участие непрофессионалов в научном процессе называется научным волонтёрством, или гражданской наукой (citizen science). Пожалуй, самый масштабный проект такого рода — SETI@home, цель которого заключалась в поиске сигналов внеземных цивилизаций. К проекту мог присоединиться любой человек, у которого был компьютер: от волонтёров требовалось установить программу, которая анализировала массивы радионаблюдений, поступающие с телескопа “Аресибо” в Южной Америке. В России научным волонтёрством занимаются участники проекта “Люди науки”. Они проходят опросы, участвуют в экспериментах, тестируют технологии или помогают в исследованиях, собирают и анализируют данные.
Как быть научпоп-блогером в эпоху пост-правды — массового контента и фейков
Популяризацию обычно связывают с традиционными форматами: научными журналами, книгами и телепередачами. Но сейчас научпоп активно осваивает блог-платформы и соцсети, например Яндекс.Дзен, Telegram и YouTube. На платформах появляются популярные блоги, где разбирают функции иммунной системы человека, рассуждают об археологии и ядерной физике.
Научные блогеры ориентируются на широкую аудиторию и общие знания читателей с разным уровнем подготовки, поэтому научная информация подаётся в облегчённом и развлекательном виде. В медиа есть понятие sciencetainment (от англ. science и entertainment — наука в развлекательном формате) — к привычным форматам добавляются игровые, интерактивные и иммерсивные формы, которые помогают легче усваивать материал.
Существуют и более серьёзные форматы, например интернет-издание N+1 и проект “ПостНаука”, где ссылаются на научные труды и опираются на базу источников. Часто авторами этих изданий становятся ведущие учёные, которые говорят о сложных вещах простым языком, сохраняя при этом системность и объективность.
Проблемой остается то, что в интернете много фейков и лженауки. Яркий пример — популярность Общества плоской Земли, члены которого не верят в шарообразность нашей планеты. Организация была основана ещё в 1985 году, но с помощью интернета теория плоской земли набрала такую популярность, что Netflix снял об этом документальный фильм “За изгибом”.
У научного сообщества есть понятные инструменты для проверки знаний, требующие высокого уровня погружения в материал. Когда читатель видит статью от известного и уважаемого научного издания, он обычно не сомневается в её достоверности.
Однако в условиях сверхпотребления медиаконтента появляются издания и площадки, готовые жертвовать достоверностью информации ради роста охватов. С ростом популярности научпопа возникает больше возможностей и соблазна маскировать под научные данные фейки, привлекающие внимание широкой аудитории. Издатель N+1 и сооснователь KuJi Podcast Андрей Коняев говорит, что наплыв фейков — плата за свободное распространение информации.
Опасность фейков заключается не только в искажении истины как таковой. Подобный контент может создавать угрозу здоровью и жизни людей, поскольку сегодня возможность распространять свои взгляды есть даже у авторов, отрицающих опасность COVID-19. В этих условиях у медиа возникает ответственность за распространение ложной информации, а платформы начинают ограничивать доступ к недостоверным данным. Например, Facebook уже сообщил, что будет удалять посты с дезинформацией о вакцине от COVID-19. А Яндекс.Дзен запустил программу фактчекинга, в рамках которой эксперты анализируют публикации блогеров на возможную недостоверность, а также помогают развивать системную работу с фейками на платформе.
“Фейки могут быть совершенно безобидными, как, например, моя любимая история про доктора Джеймса Роджерса или карантинное стихотворение, якобы принадлежащее перу Пушкина. А могут приводить к страшным последствиям. Есть такое ‘письмо бельгийских врачей’ — нашумевшая публикация, на которую любят ссылаться отрицатели коронавируса. По большей части письмо — фейк, за ним не стоят авторитетные медики и учёные. Кроме того, список подписавших вызывает сомнения: там есть даже подпись Елены Малышевой, вот только реальная телеведущая не имеет отношения к этому документу. Авторам подобных посланий стоило бы подумать о жизни и здоровье людей, которые могут пострадать от очередной публикации типа ‘Как при помощи лимона и соли вылечить COVID’”.
Илья Бер, создатель и редактор фактчекингового проекта “Проверено”
Как правило, фейки негативно отражаются на репутации авторов, которые их распространяют. Поэтому учёные и блогеры, всерьёз развивающие свои научпоп-проекты, выдвигают фактчекинг на первый план. Репутация авторитетных в своей области авторов становится даже более серьезным гарантом качества контента, чем репутация площадки. Автор видеоблога на YouTube “Всё как у зверей” Евгения Тимонова уверена, что можно сложную информацию подавать просто, но при этом не искажать её суть и проверять достоверность.
Кто сегодня популяризирует науку в интернете
Онлайн-форматов популяризации много: от коротких объясняющих видео и подкастов до иммерсивных выставок и видеоигр. Например, с помощью расширения Science Subject Kit в игре Minecraft: Education Edition рассказывают о возобновляемой энергии, устройстве солнечных панелей и строительстве мостов. Для каждого формата найдутся авторы, темы и подачи. Вот семь блогеров, которые популяризируют науку онлайн сегодня:
“Голый землекоп” — подкаст биолога и научного журналиста Ильи Колмановского, где он разговаривает с учёными о научных открытиях и затрагивает как актуальные темы, например борьбу с COVID-19, так и не совсем очевидные, вроде влияния музыки на деменцию.
Блог научного сотрудника ракетно-космической отрасли Дениса Юшина Science & Future, в котором он рассказывает о достижениях науки и современных технологиях, используемых на Земле и в космосе.
Блог и YouTube-канал биолога и популяризатора Александра Панчина — о генной инженерии, ошибках мышления и борьбе с лженаукой.
YouTube-канал Артура Шарифова, в котором автор объясняет интересные события и явления, например рассказывает, почему мы по-разному воспринимаем время, или обсуждает стигматизацию женской сексуальности.
Канал “Популярная наука” Александра Дементьева. В прошлом ведущий работал в лаборатории физики МПГУ, был преподавателем философии и научным журналистом. Сейчас канал Александра Дементьева один из самых крупных научпоп-блогов в Яндекс.Дзене с аудиторией более миллиона читателей.
Ася Казанцева — научный журналист и автор книг о мифах и открытиях в нейробиологии.
Telegram-канал “Намочи манту” о доказательной медицине от журналистки Дарьи Саркисян. Здесь речь идёт о популярных медицинских проблемах, заблуждениях и о том, как заботиться о здоровье.
Как работают популяризаторы и что их мотивирует
“Учёные, которые заводят собственные блоги, следуют базовому человеческому стремлению — получать единицы внимания”, — рассуждает Владислав Горбачев, основатель и главред одного из научно-популярных каналов в Дзене, “Книга животных”. Проводя несколько недель в непроходимых болотах в поисках выхухолей, зоологи хотят делиться впечатлениями. Поэтому их главная мотивация — удовольствие от работы.
В “Книге животных” работают главред, выпускающий редактор, видеоблогер, корректор и около десяти авторов-зоологов. Небольшой командой они набрали более 2,6 млн читателей. Основной доход команда получает с рекламных блоков в Яндекс.Дзен (есть ещё монетизация в группе “ВКонтакте” и донаты на стримах) — это позволяет содержать редакцию из 14 человек.
Денису Юшину с канала Science & Future важно показать, как сложна и многогранна наука и что на пальцах невозможно объяснить абсолютно всё. Читатели ценят его публикации про космонавтику, особенно когда речь идет о сравнении отечественных и зарубежных успехов, например об отличиях американского Crew Dragon и российского “Союза”.
Сейчас задача автора — сделать блог Science & Future не только интересным для аудитории, но и коммерчески привлекательным для рекламодателей, чтобы увлечение наукой и желание её популяризировать стали источником дохода.
Александр Дементьев любит работать с материалами, где нужно погружаться в тему, общаться с экспертами и героями. Один из самых значимых для него текстов — история про Айнана Коули, мальчика с самым высоким IQ. Для материала автор связался с отцом вундеркинда, чтобы изучить биографию мальчика. Публикация стала одной из самых популярных на канале и набрала более 600 тыс. дочитываний.
Журналистский опыт Александра показывает, что в редакции сложно реализовывать свои идеи, потому что у издания есть свои формат и задачи, — а в блоге автор может рассказывать то, что важно для него, и собирать лояльную аудиторию. Александр не ставил цели сделать блог популярным и зарабатывать на нём. Но, по его мнению, Яндекс.Дзен дает научпоп-блогерам большие возможности: платформа сама ищет аудиторию и платит за рекламу — это помогает автору фокусироваться на качестве своего контента и не беспокоиться о продвижении.